Водаабе
Woɗaaɓe وٛطَابٜ 𞤏𞤮𞤯𞤢𞥄𞤩𞤫 | |
---|---|
![]() Молодые женщины водаабе, Нигер | |
Общая численность населения | |
100,000 (2001) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Нигер , Чад | |
Языки | |
Уродливый | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Другая фула |
Водаабе фула ( , : Woɗaaɓe , وٛطَاٻٜ 𞤏𞤮𞤯𞤢𞥄𞤩𞤫 ) — это имя, которое используется для обозначения подгруппы фула этнической группы , которая традиционно ведет кочевой образ жизни и встречается в основном в Нигере и Чаде . Не следует путать всех людей водаабе с мбороро, поскольку это две отдельные подгруппы народа фулани. Оно переводится на английский как «Крупный рогатый скот Фулани», что означает «те, кто живет в стойбищах для скота». [2] [3] Культура водаабе — одна из 186 культур стандартной межкультурной выборки, используемой антропологами для сравнения культурных особенностей. [4] Женщина водаабе, Хинду Умару Ибрагим , также была выбрана представителем гражданского общества мира при подписании Парижского протокола 22 апреля 2016 года. [5]
История
[ редактировать ]Водаабе — пастухи и торговцы в Сахеле , миграция которых простирается от южного Нигера через северную Нигерию , северо-восточный Камерун , юго-западный Чад , западный регион Центральноафриканской Республики и северо-восточную часть Демократической Республики Конго . [6] В 2001 году численность водаабе оценивалась в 100 000 человек. [7] Они известны своей изысканной одеждой и богатыми культурными церемониями. [8] [9]
Водаабе говорят на языке фула и не используют письменность. [10] На языке фула woɗa означает « табу », а Woɗaaɓe означает «люди табу». [3] Иногда это переводят как «те, кто уважает табу», что является отсылкой к изоляции водаабе от более широкой культуры фула/фулани и их утверждению, что они сохраняют «более старые» традиции, чем их соседи фула. [11]
К 17 веку народ фула по всей Западной Африке был среди первых этнических групп, принявших ислам, часто был лидерами тех сил, которые распространяли ислам, и традиционно гордился городской, грамотной и набожной жизнью, в которой это происходило. связанный. [12] И водаабе, и другие фула видят в водаабе отголоски более раннего скотоводческого образа жизни, которым водаабе гордятся и к которому городские жители фула иногда относятся критически. [13] [14]
Повседневная жизнь
[ редактировать ]
Водаабе держат стада длиннорогого скота зебу . Сухой сезон длится с октября по май. Их ежегодное путешествие во время сезона дождей следует за дождями с юга на север. [15] Группы из нескольких десятков родственников, обычно несколько братьев с женами, детьми и старшими, путешествуют пешком, на ослах или верблюдах и остаются на каждом пастбище по несколько дней. Большая деревянная кровать – самое важное имущество каждой семьи; во время кемпинга он окружен ширмами. Женщины также носят тыквы как символ статуса. [10] Эти тыквы передаются из поколения в поколение и часто вызывают соперничество между женщинами. Диета водаабе состоит из молока и молотого проса , йогурта , сладкого чая и иногда козьего или овечьего мяса. [16]
Религия, мораль и обычаи
[ редактировать ]Религия водаабе в основном исламская (смешанная с доисламскими верованиями). [17] Хотя существуют различные степени ортодоксальности, большинство из них придерживаются, по крайней мере, некоторых основных требований религии. [18] Ислам стал важной религией среди народов водаабе в 16 веке, когда ученый аль-Магили проповедовал учение Мухаммеда элите северной Нигерии. Аль-Магили был ответственен за обращение правящих классов среди народов хауса , фула и туарегов в регионе. [6]
Кодекс поведения водаабе подчеркивает сдержанность и скромность ( семтинде ), терпение и силу духа ( муньял ), заботу и предусмотрительность ( хаккило ), верность ( амана ). Они также придают большое значение красоте и обаянию. [19]
Родителям не разрешается напрямую разговаривать со своими двумя первенцами, о которых часто заботятся их бабушка и дедушка. В светлое время суток муж и жена не могут держаться за руки или разговаривать друг с другом по-личному. [10]


Идеал красоты и фестиваль Геревол
[ редактировать ]В конце сезона дождей в сентябре кланы водаабе собираются в нескольких традиционных местах перед началом отгонной миграции в засушливый сезон. [9] Самыми известными из них являются в Ин-Галле и соляной рынок Кюр-Сале сезонный фестиваль туарегов . Здесь молодые мужчины водаабе, с изысканным макияжем, перьями и другими украшениями, исполняют Яаке : танцы и песни, чтобы произвести впечатление на замужних женщин. [9] Идеал мужской красоты водаабе подчеркивает высокий рост, белые глаза и зубы; мужчины часто закатывают глаза и показывают зубы, чтобы подчеркнуть эти характеристики. [9] Затем кланы водаабе присоединяются к оставшейся части недельного Геревола : серии бартеров по вопросам брака и конкурсов, в которых красота и навыки молодых людей оцениваются молодыми женщинами. [20]
Документальные фильмы и популярная культура
[ редактировать ]Документальный фильм Водаабе - Пастухи Солнца» « Вернера Херцога описывает водаабе.
В документальном фильме 1999 года «Zwischen 2 Welten» («Между двумя мирами») режиссер Беттина Хаасен снимает свои личные беседы с членами водаабе.
Сахара - Абсолютная пустыня (2002) - документальный фильм с Майклом Пэйлином, который следует за караваном верблюдов из Водаабе в Ингал в Нигере на ежегодный фестиваль Sahara Cure Salée, в оазис в Табелоте, а затем через пустыню Тенере к границе с Алжиром.
Этнографический документальный фильм Сандрин Лонк «Танец с водаабе» 2010 года исследует, с точки зрения его участников, сложное культурное значение зрелищных, но часто неправильно понимаемых и преувеличенных ритуальных праздников водаабе, известных как «Гиревол».
Группа Etran Finatawa из Нигера , состоящая из членов водаабе и туарегов , создает свой уникальный стиль «Nomad Blues», сочетая современные аранжировки и электрогитары с более традиционными инструментами и полифоническим пением водаабе. В 2005 году они записали альбом и гастролировали по Европе.
«Wodaabe Dancer» — это название инструментального трека из альбома гитаристки Дженнифер Баттен 1997 года «Tribal Rage: Momentum» .
- Группа путешествующих Водаабе в Нигере, 1997 год.
- Через два слова
- Молодая женщина, оценивающая красоту мужчин на гереволе.
- Женщина из Камеруна
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боезен, Элизабет (2007). «Пасторальное кочевничество и городская миграционная мобильность среди фульбе водаабе Центрального Нигера». Культуры миграции: африканские перспективы . Лит Верлаг . ISBN 978-3-8258-0668-2 . OCLC 171564162 .
- ^ Э.А. БРЕКЕНБЕРИ. ЗАМЕЧАНИЯ О «БОРОРО ФУЛБЕ» ИЛИ КОЧЕВНИКЕ «СКОТ ФУЛАНИ» « Дела Африки», том. XXIII, № 208, 1924 г.
- ^ Перейти обратно: а б atlasofhumanity.com. «Нигер, племя водаабе» . Атлас человечества . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ Мейс, Рут; Пейгель, Марк (декабрь 1994 г.). «Сравнительный метод в антропологии». Современная антропология . 35 (5): 549–564. дои : 10.1086/204317 . S2CID 146297584 .
- ^ Женщина из числа коренного народа мбороро выступит на церемонии подписания Парижского соглашения 22 апреля . Цели устойчивого развития, Организация Объединенных Наций. Проверено 15 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Люди водаабе» . Университет Айовы .
- ^ Боезен, Элизабет (2007). «Пасторальное кочевничество и городская миграционная мобильность среди фульбе водаабе Центрального Нигера». Культуры миграции: африканские перспективы . Лит Верлаг . ISBN 978-3-8258-0668-2 . OCLC 171564162 .
- ^ teamAG (23 августа 2019 г.). «Водаабе – кочевники Севера» . Африка Географическая . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Конкурс мужской красоты, судят женщины» . Новости Би-би-си . 20 января 2011 года . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кэрол Беквит, водаабе Нигера: «Люди табу» . National Geographic , 1983, вып. 164, №4, стр. 483–509.
- ^ Лофтсдоттир, Кристин. Когда кочевники теряют скот: переговоры водаабе об этнической принадлежности. Африканский социологический обзор 2004, 8 (2): 52–76.
- ^ «Люди Фулани/Фульбе» . www.metmuseum.org . Октябрь 2002 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Кэрол Беквит. Интервью с Кэрол Беквит . Африканское искусство, Том. 18, № 4 (август 1985 г.), стр. 38–45.
- ^ Метте Бовин (2001), стр.13
- ^ Габриэль Лион, Водаабе
- ^ «На фотографиях: Мужчины соревнуются за любовь в пустынях Чада» . Новости Би-би-си . 27 февраля 2017 г. Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 229. ИСБН 1-57958-468-3 .
- ^ «Религия водаабе» . Африка.com.
- ^ Беквит, Кэрол и Анджела Фишер. Африканские церемонии . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1999.
- ↑ Фестиваль денди Геревол в Нигере , The Times , 4 июля 2004 г.
Источники
[ редактировать ]- Беквит, Кэрол. Кочевники Нигера . Гарри Н. Абрамс, Inc., 1993 г.
- Беквит, Кэрол. Водаабе Нигера: люди табу , National Geographic , октябрь 1983 г.
- Бовин, Метте. Кочевники, культивирующие красоту: танцы и изобразительное искусство водаабе в Нигере . Институт Северной Африки, 2001 г. ISBN 978-91-7106-467-7
- Лонке, Сандрин. Гиревол: Музыка, танцы и социальные связи среди кочевых племен водаабе фулани из Нигера . Общество этнологии, 2015, 415 с. (с DVD-ROM, включающим аннотированные музыкальные записи, короткие видеоролики и документальный фильм «Танец водаабе» ) ISBN 9782365190091
- Лонке, Сандрин. Память и музыкальная передача в кочевом обществе. Пример водаабе фулани из Нигера , Cahiers d’ethnomusicologie 22, 2008, с. 203-222
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-сайт Джинго, коллектива Водаабе в Нигере.
- Статья о создании коллектива Водаабе
- Отчет о поездке 2001 года с группой водаабе в Кюр Сале из Сахары с Майклом Пэйлином.
- Радиопрограмма о пении и танцах фульбе водаабе и фульбе желгубе: À corps et à voix avec les Peuls Jelgoobe et Wodaabe , автор: Сандрин Лонк, France Musique, апрель 2015 г.
- Музыкальные онлайн-архивы, посвященные пению фульбе водаабе (Telemeta, CREM-CNRS).
Фото и видео
[ редактировать ]- Геревол народа фула водаабе
- Фотографии Геревола, сделанные фотографом BBC Human Planet
- Видео танца водаабе
- Видео фестиваля Геревол , National Geographic
- Фотографии танцовщицы водаабе: часть 1 , часть 2
- Мистер Сахара 2004 г.
- «Лекарство водаабе», Кристин Несбитт
- Фестиваль кочевников – Cure Salée
- Разговор с участницей Woodabe о браке (опыт фестиваля Cure Salée и фотографии водаабе)
- Geerewol , Сандрин Лонк (Веб-сайт о ритуальных праздниках водаабе, с аннотированными музыкальными записями и короткими видеороликами с танцевальными и ритуальными сценами. Приложение к книге того же автора ).
- Танец с водаабесами , документальный фильм, режиссер и продюсер Сандрин Лонк, Berkeley Media, 90 минут, 2010 г.
- Водаабе, «Танец вместо войны» , документальный фильм, автор сценария и режиссер Сандрин Лонк, Point du Jour International , 52 минуты, 2013 г.