Люди Дуала
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
, Бодиман, Эводи, Басса, Понго Мунго , Баквери , Исуву , Ороко , Бакосси , Балонг , Мбо | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Камерун | |
Языки | |
двойной | |
Религия | |
Преимущественно христианство и/или африканская традиционная религия. | |
Родственные этнические группы | |
Исубу , лимба , , Isubu , мунго , вовеа , ороко народы и другие банту |
Дуала Сава (или в ) — банту группа Камеруне этническая . В основном они населяют прибрежный и юго-западный регион Камеруна и составляют часть савабанту или «прибрежного народа» Камеруна. Дуала с готовностью приветствовали колониальную политику Германии и Франции. До 1914 года число немецкоязычных африканцев в немецких колониях Центральной Африки увеличивалось. В 1884 году руководство Дуала поставило племя под власть Германии. Большинство из них обратились в протестантизм и получили образование по немецкому образцу. Колониальные чиновники и бизнесмены предпочитали их в качестве недорогих клерков немецким правительственным учреждениям и фирмам в Африке. [1] Исторически они играли очень влиятельную роль в Камеруне из-за своих длительных контактов с европейцами, высокого уровня образования и богатства, накопленного на протяжении веков в качестве работорговцев и землевладельцев.

Дуала связаны с несколькими этническими группами (или племенами ) в прибрежных районах Камеруна, с которыми они имеют общее традиционное происхождение, а также схожую историю и культуру. К ним относятся Эводи, Бодиман, Понго, Баколе , Баквери (или Кве), Бамбоко , Исубу (Исуу или Бимбианцы), Лимба (или Малимба), Мунго , Вовеа и Ороко (или Балондо). ), они широко известны как НАРОД САВА .
Батанга Мбеди из региона Криби можно было бы добавить к предыдущему списку, поскольку они заявляют, что являются потомками , и сообщают о некоторой степени взаимопонимания между их собственным языком и языком малимба. [2]
Более того, язык ороко относят к языку дуала, по-видимому, тесно связанному с баквери (мокпве) , [3] это язык дуала. Таким образом, Кунду, Лу, Мбонге, Экомбе, Лондо ба Нанга, Лондо ба Дико, Нголо, Бима, Танга и Коко являются людьми Дуала (сава). Дуала исторически доминировали над остальными, и все эти группы заявляют о каком-то родстве с ними.
Кроме того, многие другие прибрежные этнические группы, такие как балонг, бакосси и т. д., которые культурно и исторически более или менее связаны с дуала, находятся под влиянием дуала, и большинство этих людей говорят на дуале в той или иной степени . На дуале также говорит большая часть народа бакоко . Слово «Дуала» может относиться к «собственно» Дуала или ко всему набору подобных Дуала племен или даже, возможно, к некоторым «дуала-изированным» Бакоко или Маненгуба племенам .
История
[ редактировать ]Ранние перемещения населения
[ редактировать ]
О ранней истории Дуала можно судить только на основании устных преданий . Дуала ведут свою родословную от человека по имени Мбеди , который жил в районе Бакота на территории современного Габона или Республики Конго . Его сыновья, Эвале и Дибомбо , мигрировали на север и достигли места под названием Питти на реке Дибамба . Здесь братья разошлись после ссоры. Эвале со своими последователями двинулся к устью Дибамбы, а затем на северо-запад, к восточному берегу реки Вури устья . Тем временем Дибонго и его товарищи мигрировали на юго-восток к реке Санага , а затем разделились: некоторые направились вверх по течению вместе с Дибонго, а другие - вниз по течению с человеком по имени Элимбе. Люди Эвале стали Дуала, а Дибонго - Лимба. [4]
Согласно традициям Дуала, этнические группы бакоко и басса заняли устье реки Вури, когда прибыли дуала. Затем Дуала оттеснила их вглубь страны, и это перемещение, вероятно, произошло в конце 17 или начале 18 века. [5]
Ранняя история
[ редактировать ]
К 16 веку дуала стали ведущими торговцами на камерунском побережье, хотя исубу и лимба не сильно отставали. Самые ранние торговцы Дуала, вероятно, были вождями или старостами . [6]
Дуала издавна содержали и торговали рабами , которые жили в отдельных поселениях и выполняли черную работу, например, возделывали землю. Однако рабовладельцы могли продавать своих рабов только другим дуала, и владельцы несли ответственность за выплату долгов своих рабов и организацию их браков. Однако, когда европейцы обеспечили такой голодный рынок, эти обычаи уступили место. [7]
Основные деревни Дуалы вскоре превратились в процветающий поселок, названный Дуала в честь людей, которые там жили. Прибрежные дуала покупали товары и рабов у внутренних групп, таких как баквери, мунго, басса и бакоко. В свою очередь, они продавали эти объекты (включая рабов) европейцам, обычно на борту своих кораблей (а позже на материковых фабриках или в магазинах). В обмен европейцы предоставили алкоголь, порох, оружие, зеркала, обувь, текстиль и инструменты. Ндумба Лобе Колокола из рода зарекомендовал себя в 19 веке как Король Белл. Главы конкурирующих линий вскоре стали соперничать с ним, в том числе самопровозглашенный король Аква ( Нгандо Мпондо ) в 1814 году, король Дейдо ( Джим Эквалла ) из Дейдо (отколовшаяся группа Аква) и принц Лок Присо ( Кума Мбапе ). из Бонабери.
К середине 19 века британцы взяли на себя инициативу в торговле с дуала. Это совпало с движением за отмену рабства , и Корона наняла торговцев, чтобы положить конец рабству в Гвинейском заливе . 10 июня 1840 г. и 7 мая 1841 г. Аква и Белл первыми подписали договоры о борьбе с рабством. Взамен европейцы ежегодно дарили этим правителям алкоголь, оружие, ткани и другие товары. [6] Кроме того, правители объявили вне закона обычаи, которые британцы считали варварскими, например, принесение в жертву жен вождя после его смерти. [8]
Британцы также хотели адаптировать Дуалу к своим собственным представлениям о цивилизации. Это означало обучение их западным знаниям и обращение их в христианство. [9] Альфред Сакер открыл миссию в Дуале в 1845 году. К 1875 году в Дуале и других поселениях возникли многочисленные миссии и школы. Первые миссионеры выучили язык дуала и изобрели для него письменную форму, поскольку перевод Библии был одним из их первых приоритетов. камерунский пиджин-английский В это время начал развиваться .
Торговля кардинально изменила общество Дуала. Европейские товары стали символами статуса , а некоторые правители назначали западных торговцев и миссионеров советниками. Большая часть Дуала разбогатела благодаря новой торговле, и возникла напряженность между имущими и неимущими. Обострилась конкуренция между прибрежными группами и даже между родственными поселениями. Торговцы воспользовались этой атмосферой, и начиная с 1860 года немецкие, французские и испанские купцы установили контакты и ослабили британскую монополию. Дуала приобрела фактическую гегемонию в торговле через устье Вури.
В ответ на угрозу со стороны иностранных купцов британцы оказали давление на королей Дуалы, чтобы те потребовали британской аннексии. В 1879 году король Аква направил такую просьбу; Белл последовал этому примеру в 1881 году (однако некоторые историки полагают, что эти документы были поддельными). [10] Когда король Пасс всей Лимбы уступил свои территории французам, британские торговцы заявили о срочности присоединения территорий Дуалы к короне. Однако в июле 1884 года немецкий исследователь Густав Нахтигаль устроил переворот, подписав договоры о передаче земель с королями Аква, Беллом и Дейдо. Британцы прибыли слишком поздно и 28 марта 1885 года уступили Викторию Германии. [11]
Немецкая администрация
[ редактировать ]
За аннексией последовала оппозиция немецкому правлению. Принц Лок Присо по-прежнему поддерживал британцев и организовал восстание в декабре 1884 года. Примерно в это же время король Белл выступил против своего народа, который в значительной степени был против немецкого правления. Затем Белл столкнулся с другими вождями Дуала в Войне Дуала , которая велась из-за убийства Бонабери Дуала и предполагаемого отказа Белла поделиться своей прибылью с другими сублиниями. [12] Германия остановила конфликт, когда был убит один из ее граждан. Белл выжил, но его сила значительно уменьшилась.
Понимая, что Дуала никогда больше не будет подчиняться правлению одного короля, немцы вместо этого натравили конкурентов друг на друга. Они поддержали более слабого короля Белла, чтобы противостоять могущественному королю Аква. [13] Первоначально немцы правили из Дуалы, которую они называли Камерунштадт, но в 1901 году они перенесли свою столицу в поселение Баквери Буэа.
грамотному высшему классу клерков Годы контактов с жителями Запада и высокий уровень грамотности позволили появиться , фермеров и торговцев. Этот класс был знаком с европейским законодательством и конвенциями, что позволяло им оказывать давление на немецкое колониальное правительство с помощью петиций, судебных разбирательств и групп с особыми интересами , чтобы они выступили против непопулярной или несправедливой политики. [14] Серия таких случаев началась в 1910 году, когда немецкая администрация ввела новый подушный налог , попыталась захватить земли в поселке Дуала, а затем попыталась полностью вытеснить коренное население из города. Преемник короля Белла, король Рудольф Дуала Манга Белл пытался сплотить сопротивление, отправив эмиссаров посетить лидеров островных групп. У Duala Manga Bell было много союзников. Камерунские короли держались вместе. Ближайшим союзником, родственником и лучшим другом короля Белла был король Эканджум Йозеф , которого он посетил, когда подвергался преследованиям со стороны немцев. Последний король сопротивлялся и до самой смерти отказывался сотрудничать с немецкой администрацией, которой он не доверял.
Герман заявил, что Ибрагим Нджоя из Бамума предупредил немцев, а Белл и его сотрудники были казнены в 1914 году за государственную измену. [15]
Британская и французская администрации
[ редактировать ]В 1918 году Германия проиграла Первую мировую войну, и ее колонии стали подмандатными Лиги Наций . Франция стала новым управляющим территориями Дуалы.
Дуала продолжала процветать. Хотя французы в значительной степени лишили своих королей власти, к 1930-м годам почти половина из 15–20 000 членов этой этнической группы были важными торговцами, менеджерами или владельцами плантаций, руководителями или клерками на государственной службе. Остальные люди были рыбаками и фермерами. К 1940-м годам многие Дуала добились известности как строители , а также обслуживали растущие города Дуала и Виктория . [16]

Новые колонисты продолжили немецкую политику свержения отказывающихся от сотрудничества правителей и привлечения рабочих к плантациям. [17] Однако люди могли решить заплатить штраф, чтобы избежать работы, что привело к нехватке рабочих из более богатых районов. Таким образом, французы поощряли людей из внутренних районов переезжать на побережье и работать на плантациях (поселившихся вдали от влияния вождей Дуала). Этими иммигрантами были в первую очередь Бамилеке . Со временем пришельцы стали доминировать численно и экономически, что привело к этнической напряженности в отношениях с коренными народами. К началу 1930-х годов дуала составляли меньшинство в городе, названном в их честь. [18]
19 декабря 1929 года четыре верховных вождя направили петицию в Лигу Наций с просьбой о независимости Камеруна. Однако их самой большой заботой было возвращение захваченных земель Дуала. достигла Земельная проблема Дуалы апогея в 1925 году, когда французы продали земли на плато Джосс, которые присвоили немцы. В ответ на давление со стороны клана Беллов французы предложили в качестве компенсации другую территорию. Колокола сначала отказались, но Великая депрессия в конечном итоге побудила их принять французский компромисс. Колокола получили земли в районе Бали , и французы пообещали не захватывать владения кланов Аква или Дейдо.
В конце 1930-х годов Александр Дуала Манга Белл стал неофициальным лидером собственно Дуала. В 1937 году французы изгнали дуала из города Аква (район Дуалы), хотя и позволили им сохранить право собственности на землю. Во время Второй мировой войны французы и британцы проявили фаворитизм в отношении плантаций, принадлежащих белым, и многие фермы, принадлежащие Дуале, стали убыточными. [19] Тем временем другие камерунские этнические группы догнали дуала в сфере образования и вестернизации. [ нужна ссылка ]
По окончании войны Организация Объединенных Наций приступила к деколонизации Африки. Дуала по-прежнему играла важную роль в этом процессе. Например, многие Дуала поддерживали партию «Союз населения Камеруна» (UPC), выступающую за независимость, когда она впервые сформировалась. Другие партии, имевшие либо основателей Дуала, либо значительную поддержку, включают Камерунский демократический блок (BDC) и Национальное действие (AN). [ нужна ссылка ]
География
[ редактировать ]
Камеруна Дуала в основном сосредоточены в прибрежной провинции в округах Мунго , Нкам и Вури . Их поселения расположены в основном вдоль побережья или внутри страны. Устье Вури , где впадают реки Вури, Мунго и Дибамба, образует центр страны Дуала. Дуала — их традиционная столица, и многие дуала живут в городе и его окрестностях, хотя сегодня он стал отражать разнообразие Камеруна в целом.
Культура
[ редактировать ]Сегодня дуала делятся на городских и сельских. Те, кто живет в городах, особенно в самой Дуале, зарабатывают на жизнь рядом квалифицированных и неквалифицированных профессий. Многие Дуала по-прежнему владеют частями города, что позволяет им жить за счет арендной платы и развития. Сельские дуала, напротив, работают рыбаками и фермерами, в основном добывая себе прожиточный минимум. Рыбалка – любимое занятие. [ нужна ссылка ]
Традиционное общество дуала было разделено на три слоя. На вершине стояли Вонья , уроженцы Дуала, с полными правами собственности на землю. Следующий ярус состоял из ваджилитов , либо народов, не относящихся к дуала, либо потомков рабов. Наконец, вакоми , или рабы, составляли нижнюю ступеньку. В прошлом на вершине этой иерархии находились вожди и старосты, хотя сегодня такие фигуры сами по себе обладают очень небольшой властью. Вместо этого такие люди с большей вероятностью будут владеть собственностью и унаследовать богатство. Советы старейшин и тайные общества позволяют общинам решать важные вопросы. [20]
Язык
[ редактировать ]Язык дуала является членом группы банту , тесно связанной с другими языками дуала , диалектным континуумом, включая малимбу . [21] Дуала принадлежит к нигерско-конголезской языковой семье .Дуала используется в качестве торгового языка , во многом благодаря распространению языка ранними миссионерами. Это особенно верно для соседней вовеа , многие из которых говорят на дуале вместо своего родного языка, и исубу , многие из которых двуязычны на дуале. [22] [23]
Кроме того, люди, которые посещали школу или жили в центре города, обычно говорят по-французски, хотя в исторические периоды более распространены английский и немецкий языки. Уровень грамотности среди дуала относительно высок, хотя это касается чтения и письма на европейских языках. [22]
По крайней мере, до немецкого периода мужчины дуала использовали своего рода «барабанный язык», выстукивая закодированные сообщения для передачи новостей на большие расстояния. [24]
Образцы брака и родства
[ редактировать ]Дуала Наследование является отцовским ; после смерти отца его имущество делится между наследниками мужского пола. Дуала традиционно практиковали многоженство, хотя с появлением христианства этот обычай стал более редким. [25]
Религия
[ редактировать ]Дуала в основном были христианизированы с 1930-х годов. евангелические Доминируют конфессии, особенно баптистская церковь. Тем не менее, остатки дохристианского поклонения предкам сохраняются. Как и следовало ожидать от прибрежных народов, море также играет важную роль в этой вере. Например, вера дуала утверждает, что их предки жили в море. Согласно этому мировоззрению, получеловеческие водные духи, известные как Миенгу (единственное число: Дженгу ), живут в водах и являются посредниками между верующими и Богом. Традиционные фестивали, проводимые каждый год, служат наиболее заметным выражением этих традиционных верований в наше время. [26]
Спорт
[ редактировать ]
Гонки на пирогах традиционно были самым важным видом спорта среди дуала. [27] Этот вид спорта достиг своего пика во время немецкого колониального периода, когда организаторы ежегодно проводили скачки 27 января (день рождения кайзера). При французах они стали проводиться раз в полгода и происходили 14 июля ( День взятия Бастилии ) и 11 ноября ( День перемирия ). Типичная гоночная пирога Дуала имеет длину 20–28 метров, без киля и носовой части, украшенной замысловатым орнаментом. Каждое судно укомплектовано командой из 40-50 каноистов, в основном мужчин, которые зарабатывают на жизнь рыбаками. В прошлом прорицатели использовали результаты этих скачек, чтобы предсказывать будущее, но сегодня вместо них председательствует христианский священник. [27] Вплоть до конца 1930-х годов семья на острове Джебале утверждала, что может вызывать духов воды Миенгу, чтобы помочь избранным участникам. [27]
Начиная с 1930-х годов футбол стал затмевать по популярности другие виды спорта.
Учреждения
[ редактировать ]Собрания, тайные общества и другие группы играют важную роль в сохранении единства Дуала, помогая им ставить цели и предоставляя им место для поиска решений общих проблем. [28] Главным среди них является Нгондо , собрание важных вождей. Еще одним из них является муемба (множественное число: миемба ), группа всех дуала определенного возраста или племенного клана. Миемба . позволяет своим членам общаться и общаться Другие тайные общества включают Эконголо, Дженгу, Лосанго и Мунджи. [28]
Классификация
[ редактировать ]Дуала — это банту по языку и происхождению. В более узком смысле они относятся к савам или прибрежным народам Камеруна.
Подгруппы
[ редактировать ]В дополнение к уже отмеченным племенным различиям, дуала делятся на ряд линий или кланов . Среди собственно дуала это Бонанджо (включая Бонаприсо), Бонаку, Бонабела и Бонабери. Эти имена представляют основные семьи в каждом клане: Нджо , Присо , Аква , Эбеле-Дейдо и Белл соответственно. Кроме того, Дуала иногда включает в свои ряды Бодимана, Понго и Вури, но не как сублинии.
Известные личности:-Дэни Присо-Жан Пьер Нсаме-Кристофер Вух-Николас Элам-Дино-Килламель-Мина Эянго-Энгельберт Белек Белл-Карл Этта Эйонг-Феликс Эбоа Эбоа-Уильям Эйанг-Эрик Джуниор Дина Эбимбе-Гаэль Эбонге Макубе-Стив Майк Эянго-Келли Энн Дуала Эдимо-Франк Дипита Ньох-Карл Магазин Магазин-Жак Эйюм-Пол Роланд Беби Кинг-Блейз Эйонг-Людерик Этонд-Генри Бедимо Нсаме-Роуз Мбенга Эянго-Нико Ньялла-Марвин Элимби-Карстен Айонг-Пьер Александр Дуала Дипита-Проспер Мбонге-Муна-Тьерри Н'Жо-Эбоа-Ирен Белл Бононг-Седрик Думб-Ален Эйенга-Майк Присо-Генри Ньялла Куан
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонатан Деррик, «Германоязычная элита Дуалы под французским мандатом». Журнал африканской истории (1980): 255–267 онлайн .
- ^ Ламберти 2009 , стр. 5–9.
- ^ Фризен 2002 , с. 118.
- ^ Фансо 1989 , стр. 49–50, 52.
- ^ Фансо 1989 , стр. 50–1.
- ^ Jump up to: а б Фансо 1989 , с. 73.
- ^ Фансо 1989 , с. 63.
- ^ Остин и Деррик 1999 , с. 66.
- ^ Остин и Деррик 1999 , с. 67.
- ^ Нгох 1996 , с. 57.
- ^ Фансо 1990 , стр. 68–80.
- ^ Нгох 1996 , с. 102.
- ^ Нгох 1996 , с. 75.
- ^ Деррик 1990 , с. 107.
- ^ Остин и Деррик 1999 , с. 138.
- ^ Деррик 1990 , с. 108.
- ^ Деррик 1990 , с. 133.
- ^ Деррик 1990 , с. 123.
- ^ Деррик 1990 , с. 132.
- ^ Нгох 1996 , стр. 26, 28.
- ^ Малимба 2005 .
- ^ Jump up to: а б Дуал 2005 года .
- ^ Выпуск 2005 года .
- ^ Стерн 1957 , стр. 487–506.
- ^ Туристический путеводитель , с. 94.
- ^ Туристический путеводитель , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Деррик 1990 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Нгох 1996 , с. 28.
См. также
[ редактировать ]
Источники
[ редактировать ]- Остин, Ральф А.; Деррик, Джонатан (1999). Посредники рек Камеруна: Дуала и их внутренние районы, ок. 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета.
- Криспин, доктор Петтанг, директор. Камерун: Туристический путеводитель (на французском языке). Париж: Les Éditions Wala.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ДеЛэнси, Марк В.; ДеЛэнси, Марк Дайк (2000). Исторический словарь Республики Камерун (3-е изд.).
- Деррик, Джонатан (1990). «Колониальный элитизм в Камеруне: случай Дуала в 1930-е годы». Введение в историю Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках . Пэлгрейв Макмиллан.
- Деррик, Джонатан / «Германоязычная элита Дуалы под французским мандатом». Журнал африканской истории (1980): 255–267 онлайн .
- Эланго, Ловетт З. (1990). «Торговля и дипломатия на побережье Камеруна в девятнадцатом веке, 1833–1879: случай Бимбии». Введение в историю Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках . Пэлгрейв Макмиллан.
- Фансо, Веркиджика Г (1989). От доисторических времен до девятнадцатого века . История Камеруна для средних школ и колледжей. Том. 1. Гонконг: Macmillan Education Ltd.
- Фансо, Веркиджика Г (1990). «Торговля и господство на побережье Камеруна, 1879–1887». Введение в историю Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках . Пэлгрейв Макмиллан.
- Фризен, Лиза (2002). Изменение валентности и морфология глаголов ороко (PDF) (Диссертация). Университет Северной Дакоты . Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- Гордон, Раймонд Дж. младший (редактор), Этнолог: Языки мира (15-е изд.), Даллас: SIL International .
- Джонстон, Гарри Гамильтон, сэр; Гренфелл, Джордж (1908). Джордж Гренфелл и Конго: история и описание Независимого государства Конго и прилегающих районов Конголанда, а также некоторые сведения о коренных народах и их языках, фауне и флоре, а также аналогичные заметки о Камеруне и острове Фернандо По. . Хатчинсон. ISBN 9780837118147 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) «Все основано на дневниках и исследованиях покойного преподобного Г. Гренфелла… на записях Британского баптистского миссионерского общества; а также на дополнительной информации, предоставленной автором». , преподобного Лоусона Форфейта, г-на Эмиля Тордея и других... С 496 иллюстрациями по фотографиям... и рисункам автора, а также 14 картами и т. д.» - Ламберти, Мелинда (2009). «Быстрое оценочное исследование Малимбы в Камеруне» (PDF) . Отчет об электронном обследовании SIL. СИЛ Интернешнл . OCLC 956436862 .
- Нгох, Виктор Юлиус (1996). История Камеруна с 1800 года . Лимбе: Presbook.
- Стерн, Теодор (1957). «Барабан и свист «Языки»: анализ речевых суррогатов». Американский антрополог . 59 (3): 487–506. ISSN 0002-7294 . JSTOR 665914 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Народ Сава (на французском языке)