Бети люди
Деревянная маска народа Бети. | |
Общая численность населения | |
---|---|
≈1 миллион [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
язык бети (Нигер-Конго), [ 2 ] французский, испанский, португальский | |
Религия | |
Христианство, частично синкретичное традиционной религии. | |
Родственные этнические группы | |
Люди Булу , Люди Клыков , Люди Яунде |
Народ бети — центральноафриканская этническая группа, проживающая в основном в центральном Камеруне . [ 1 ] Они также встречаются в Экваториальной Гвинее и северном Габоне . Они тесно связаны с народом Булу , народом Фанг и народом Яунде , которых иногда объединяют в группу Эканг.
Бети обитают в северных регионах их совместного демографического распределения, Клыки - в южных регионах, а другие - между ними. Оценки общей численности населения бети различаются: по многим источникам, их численность составляет более трех миллионов человек, простирающихся от прибрежных районов Атлантического океана возле Экваториальной Гвинеи до холмистых, покрытых экваториальными лесами горных районов Центральной Африки, доходящих до Конго. [ 1 ] [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]Народ бети, как и другие народы бети-пауин, говорит на диалекте языка фанг. [ 1 ] также известный как Пахуин или Пангве. Иногда называемый языком бети, это язык южных банту, принадлежащий к нигерско-конголезской языковой семье . [ 2 ] [ 4 ]
Язык бети подразделяется на язык булу, язык итон, язык эвондо и язык фанг, поскольку, хотя они и различаются, они взаимно понятны соответствующим носителям. [ 2 ] Хотя языки схожи, существуют лингвистические различия, предполагающие сложное взаимодействие между этими народами. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Народ бети — это народ банту , который когда-то жил в северных частях Центральной Африки, со сложной, недокументированной и спорной предысторией. [ 6 ] Вероятно, они переселились в экваториальную Африку в седьмом или восьмом веке, а затем дальше на юго-запад, в центральный Камерун, между семнадцатым и девятнадцатым веками, вероятно, после волн войн и набегов рабов со стороны народа фулани . [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Они также были целевым источником рабов и слоновой кости народа хауса . [ 9 ]
Их первоначальная миграция в 17 веке происходила из горных и лесных районов к востоку от реки Санага на юг и запад. Они продолжали сталкиваться с джихадом и насилием с севера со стороны народа фулани (также называемого фульбе или народом фула), покинули свои поселения и мигрировали дальше в южные части центрального Камеруна до 19 века, когда европейские торговцы и колониальные силы вмешались в поисках торговли. и рынки. [ 3 ] Первой европейской державой, создавшей колонию, частично включавшую земли народа бети, была немецкая колония Камерун в 1884 году. После первой мировой войны немецкая колония была захвачена, разделена между французскими и британскими колониальными державами. [ 10 ]
Обвинения в каннибализме
[ редактировать ]В 1856 году Поль Дю Шайю встретил людей Бети. Он опубликовал о них мемуары в 1863 году. В мемуарах упоминается его прибытие на побережье Атлантического океана и рассказы местных жителей о людоедах бети. Когда Дю Шайю встретил людей бети, он увидел черепа и кости возле их поселения. Он сразу принял это за каннибализм и написал об этом в своих мемуарах. Более поздние посетители, такие как этнограф Мэри Кингсли в 1893–1895 годах, которая не говорила на языке бети и не жила с местными жителями, видели то же самое и назвали свою книгу «Викторианская женщина-исследователь среди людоедов» . [ 3 ]
В 1912 году их посетил христианский миссионер по имени отец Триллес, выучил язык бети и написал более объективный этнографический отчет о народе бети. [ 3 ] [ 11 ] Больше сообщений о народе бети начали появляться после Первой мировой войны, но часто они были стереотипными и больше всего подчеркивали их предполагаемую практику хранения костных реликвий в ящиках для реликвариев . Эти предполагаемые действия использовались для оправдания насилия против них и порабощения народов бети и фанг. [ 12 ] Когда их деревни подверглись набегам, тысячи их деревянных идолов и деревень были сожжены налетчиками рабов. [ 13 ] Французские и британские колониальные власти пресекали эту практику. [ 3 ]
По словам Джона Шупа, по мере того, как в 1900-х годах объем исследований о народе бети рос, собранные данные свидетельствуют о том, что ранние слухи и обвинения в каннибализме были ошибочными. [ 3 ] Бети не были каннибалами, черепа и кости на открытом воздухе и в гробницах действительно принадлежали их предкам. Практика сбора костей была способом поминовения и религиозного почтения к умершим. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
В художественной литературе
[ редактировать ]История Тарзана
[ редактировать ]
Первоначальные сообщения о предполагаемом каннибализме привлекли широкое внимание, поддержали часто стереотипное и предполагаемое африканское варварство, а затем стали частью художественной и популярной литературы на рубеже 20-го века. Среди наиболее известных был роман Тарзан из обезьян» « Эдгара Райса Берроуза , в котором создан популярный персонаж Тарзана . Действие романа Берроуза происходит недалеко от деревни Мбонга, среди народа бети и их близкородственной этнической группы, называемой народом клыков . [ 10 ] [ 15 ]
Первоначальная история Тарзана, в которой младенца Джона обнаруживают обезьяны и воспитывает самка обезьяны, построена на стереотипе колониальной эпохи об африканцах-каннибалах в экваториальных лесах. [ 10 ] [ 16 ] Эта история, как утверждает Шуп, представляет собой контраст «чистого неиспорченного» благородного Тарзана посреди варварского людоедского общества. Синдикат Тарзана стал мировой сенсацией, получил широкое распространение, за последующие 100 лет было снято около 89 фильмов, а также запущено множество комиксов и телесериалов, многие из которых отражают искаженное стереотипное представление о людях из африканского экваториального леса. [ 10 ] [ 16 ]
Этнография
[ редактировать ]Традиционным занятием народа бети является земледелие, особенно выращивание ямса, маниоки, кукурузы и бананов в качестве основных продуктов питания. С колониальных времен многие из них начали выращивать товарные культуры, такие как арахис и какао. [ 1 ] Они опытные художники и мастера, особенно ремесленные изделия из железа и дерева. Однако эти ремесла почти исчезли из-за урбанизации и современных торговых потоков. [ 1 ]
Традиционное общество бети было организовано на уровне деревни, границы которого обычно были огорожены и укреплены сторожевыми башнями для защиты жителей от дикой жизни тропических лесов и вторжений. За пределами деревенских поселков были тщательно спрятаны ловушки как еще одна линия защиты от налетчиков рабов. Деревни, как правило, были политически независимы друг от друга, и их центром была линия, называемая Айон или Мвог . [ 10 ] Это народ по отцовской линии, и споры обычно разрешаются в рамках надлежащей правовой процедуры, возглавляемой главой. Бети почитают своих предков и известны, среди прочего, своими искусно изготовленными ларцами для реликвий, называемыми Бьери . Они хранят кости своих предков в этих гробницах, которые использовались во время обрядов посвящения, с их сложными масками, называемыми Со (с лицом животного) и Нгил (с человеческим лицом). [ 10 ]
Люди бети практикуют двойную экзогамию, то есть обычно заключают браки вне линии отца и матери. Еще одним примечательным аспектом их общества была концепция Мебала , разновидность потлача , когда богатые семьи торжественно собираются и раздают свое богатство более бедным семьям. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Монго Бети , потомок народа бети, один из самых известных камерунских писателей.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 177–178, 460. ISBN. 978-0-19-533770-9 .
- ^ Jump up to: а б с Эвондо , этнолог
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 59–62. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Молефи Кете Асанте; Нет ничего похожего на тебя (2009). Энциклопедия африканской религии МУДРЕЦ. п. 142. ИСБН 978-1-4129-3636-1 .
- ^ Ян М. Вансина (1990). Тропы в тропических лесах: к истории политических традиций в Экваториальной Африке . Университет Висконсина Пресс. стр. 134–137. ISBN 978-0-299-12573-8 .
- ^ Пьер Александр (1965), Протоистория группы бети-булу-фанг: предварительное синтезирующее эссе , Cahiers d'Etudes Africaines, Vol. 5, Cahier 20 (1965), страницы 503–560 (на французском языке)
- ^ Гайер, Джейн И. (1980). «Женское сельское хозяйство и эволюция моделей производства продуктов питания среди бети южно-центрального Камеруна». Африка . 50 (4). Издательство Кембриджского университета: 341–356. дои : 10.2307/1158427 . JSTOR 1158427 . S2CID 154568560 .
- ^ Тойин Фалола; Даниэль Жан-Жак (2015). Африка: Энциклопедия культуры и общества . АВС-КЛИО. стр. 143–144. ISBN 978-1-59884-666-9 .
- ^ Фредерик Куинн (2006). В поисках соли: изменения в обществе Бети (Камерун), 1880–1960 гг . Книги Бергана. п. 63. ИСБН 978-1-78238-884-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 60–61. ISBN 978-1-59884-362-0 . , Цитата: «Подобная демонстрация человеческих костей привела к слухам о каннибализме Бети-Пауин/Фанг. Вера в их каннибализм и воинственное поведение была настолько распространена, что писатель Эдгар Райс Берроуз решил поместить свой роман «Тарзан» в Бети-Пауин/Фанг. область."
- ^ Патрик Харрис; Дэвид Максвелл (2012). Духовное в светском: миссионеры и знания об Африке . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 86–88. ISBN 978-1-4674-3585-7 .
- ^ Jump up to: а б Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 415–419, 460. ISBN. 978-0-19-533770-9 .
- ^ Jump up to: а б Джейми Стоукс (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Информационная база. стр. 225–227. ISBN 978-1-4381-2676-0 .
- ^ Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 60–61. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Эдгар Райс Берроуз (1914). Тарзан из обезьян . AC McClurg & Company. стр. 122–128.
- ^ Jump up to: а б Джефф Берглунд (2006). Каннибальские художественные произведения: американские исследования колониализма, расы, пола и сексуальности . Университет Висконсина Pres. стр. 77–84. ISBN 978-0-299-21594-1 .
- ^ Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 61–62. ISBN 978-1-59884-362-0 .