Нзиме люди
Общая численность населения | |
---|---|
Всего: Менее 30 000 (2000 г.) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Камерун | |
Языки | |
Верно | |
Религия | |
христианин | |
Родственные этнические группы | |
Бадвее , Беквел , Бекол , Бенконджо , Женщины , Конабембе , Бад , Пауэр , Мбиму , Мвумбо , Ньём , Ссо |
Нзиме населяющая банту, — этническая группа зону тропических лесов юго-восточного Камеруна . Нзиме живут вдоль дороги, идущей к югу от Абонг-Мбанга , через Миндуру и Ломие и разветвляющейся на Зулабот и Звадибу . Их территория лежит к югу от Кунзиме в Джапостене, к востоку от Бадве , к северу от Ньиема и к западу от народа Конабембе , всех родственных групп. Нзиме говорят на диалекте Нзиме Кунзиме («ОЗМ»), одном из Макаа-Ньем языков банту .
История
[ редактировать ]Народы, говорящие на языке макаа-нььем, проникли на территорию современного Камеруна из бассейна реки Конго или современного Чада между 14 и 17 веками. К 19 веку они населяли земли к северу от реки Лом в пограничном районе между нынешними провинциями Восток и Адамава . Однако вскоре после этого народы бети-пауины вторглись в эти районы под давлением вуте и мбума , сами спасаясь от воинов фулани (фула). Говорящие Макаа-Ньием были вынуждены двигаться на юг. Группы нзиме продолжили свой путь на юг мимо реки Ньонг и обосновались на реке Джа .
Образ жизни и модели расселения
[ редактировать ]Большинство жителей Нзиме занимаются натуральным хозяйством . Их поселения, как правило, расположены вдоль существующих дорог, что делает типичную деревню линейной цепочкой домов, обращенных к дороге и окруженных лесом. Поля, как правило, очень маленькие, их обычно засаживают на полянах, вырубленных в лесу топорами и мачете, а затем сожженных. Основные сельскохозяйственные культуры включают маниок , бананы и кукурузу , а также бананы , кокоям , арахис и различные фрукты, выращиваемые в меньших количествах. Домашний скот – это, как правило, мелкие животные, которых можно оставить бродить без присмотра, например козы , овцы , свиньи и куры . Меньшее количество Нзиме добилось финансового успеха на какао и кофе плантациях в лесном регионе Камеруна.
Охота - еще одно распространенное занятие, особенно в небольших деревнях. Ловушки являются основным используемым инструментом, хотя огнестрельное оружие сегодня все чаще используется . Мясо диких животных, выловленное таким способом, становится важным, хотя и неустойчивым, источником дохода для многих людей.
Группы Нзиме разделяют взаимозависимые отношения с камерунскими бака пигмеями . Нзиме торговали промышленными товарами и выращиваемыми культурами для лесной дичи, поставляемой пигмеями. Однако в последние годы нзиме все чаще эксплуатируют своих соседей-пигмеев, как в целях получения дешевой рабочей силы, так и в качестве своего рода живой туристической достопримечательности.
Традиционный дом Нзиме представляет собой прямоугольную конструкцию из листьев, сложенных на ветке рафии и закрепленных небольшой веточкой. Альтернативно, для боков можно использовать полоски коры. Крыша А-образной формы покрыта пальмовыми листьями рафии . Современные дома состоят из вертикальных столбов с полосами рафии, закрепленными горизонтально внутри и снаружи. Грязь набивается между столбами и удерживается полосами рафии. Крыши по-прежнему состоят из соломы из пальмовых листьев рафии , хотя, если позволяют финансы, используется и алюминиевая кровля. Более состоятельные жители Нзиме и жители крупных деревень и городов часто живут в домах, построенных из глинобитных или бетонных блоков.
Социальная организация начинается с семьи, которая состоит из мужчины, его жены или жен и детей. Несколько родственных семей часто живут вместе, образуя деревню. На следующем уровне находятся несколько деревень, которые заявляют об общем происхождении и образуют клан . В прошлом эта клановая идентичность имела первостепенное значение, определяя друзей, происхождение и потенциальных супругов. Однако сегодня эта клановая идентичность гораздо слабее. Каждый клан возглавляет вождь , хотя современные вожди — не более чем номинальные главы.
Подавляющее большинство Нзиме исповедуют, по крайней мере, номинальное христианство . Однако пережитки их природного анимизма все еще сохраняются, особенно в сфере традиционной медицины . Сохранились и народные суеверия , например, вера в колдовство .
Новый Завет на языке Нзиме используется как в печатном виде (с 1998 г.), так и в записанном виде (с 2007 г.).
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Кунзиме", Этнолог . Поскольку соседние баджве также говорят на кунзиме, неясно, сколько из этой цифры - нзиме, а сколько - баджве.
Ссылки
[ редактировать ]- Гордон, Рэймонд Дж. младший (редактор) (2005): « Koonzime ». Этнолог: Языки мира , 15-е изд. Даллас: SIL International. По состоянию на 7 июня 2006 г.
- Гордон, Раймонд Дж. младший (редактор) (2005): « Макаа – Нджем (A80) ». Этнолог: Языки мира , 15-е изд. Даллас: SIL International. По состоянию на 7 июня 2006 г.
- Неба, Аарон, доктор философии. (1999) Современная география Республики Камерун, 3-е изд. Баменда: Издательство Неба.
- Нгима Мавунг, Годфрой (2001) «Отношения между бакола и народами банту прибрежных регионов Камеруна и их восприятие коммерческой эксплуатации лесов». Монографии по африканским исследованиям , Suppl. 26: 209–235.
- Нго, Виктор Юлиус (1996) История Камеруна с 1800 года. Лимбе: Presbook.