Jump to content

Клыкастые люди

Страница полузащищена

Клыкастые люди
Четырехликая маска Нгонтанг народа Фанг
Общая численность населения
~1 миллион [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Экваториальная Гвинея (85%)
 Камерун
 Габон
Языки
Язык клыков , французский, испанский, португальский, английский
Религия
Христианство , частично синкретичное традиционной африканской религии.
Родственные этнические группы
Другие народы бети-пауинов

Народ Фанг , также известный как Фан или Пахуин , представляет собой этническую группу банту , проживающую в Экваториальной Гвинее , северном Габоне и южном Камеруне . [2] [1] составляющий около 85% от общей численности населения Экваториальной Гвинеи и сосредоточенный в регионе Рио-Муни , является ее крупнейшей этнической группой. Народ Фанг, [3] Клыки также являются крупнейшей этнической группой в Габоне, составляющей около четверти населения. [4]

Язык

Народ Фанг говорит на языке Фанг , также известном как пахуин, памуэ или пангве. Это язык северо-западного банту, принадлежащий к нигерско-конголезской языковой семье. [5] Язык фанг похож и понятен с языками, на которых говорят народы бети-пахуины , а именно народ бети на севере и народ булу в центральной части. Наибольшее их присутствие наблюдается в южных регионах, вплоть до устья реки Огове , где антропологи называют их также «собственно клыками». [2]

Они сохранили свою историю в основном благодаря музыкальной устной традиции . [6] Многие люди Фанг свободно владеют испанским, французским, немецким и английским языками - традицией второго языка, которую они развили во время испанского колониального правления в Экваториальной Гвинее, французского колониального правления в Габоне и немецко-позднего французского колониального правления в Камеруне. [3]

История

Народ фанг — относительно недавние мигранты в Экваториальную Гвинею, и многие из них переехали из центрального Камеруна в 19 веке. [3]

Ранние этнологи предположили, что это нилотские народы из района верхнего Нила. У жителей современного Габона и самих фангов есть общее убеждение, что фанг, как и их язык, не являются банту . Такие ученые, как Шейх Анта Диоп, поддерживают это утверждение. Противники этого утверждения обычно полагаются на лингвистические исследования. [7] Сочетание доказательств теперь позволяет предположить, что они были выходцами из банту, которые начали возвращаться в Африку примерно в седьмом или восьмом веке, возможно, из-за вторжений с севера и войн в Африке к югу от Сахары. [1] Их миграция может быть связана с попыткой избежать насилия, связанного с набегами рабов со стороны народа хауса . [1] [8] но эта теория была оспорена. [1] Используя глоттохронологию , историки обнаружили говорящих на прото-фангах в тропических лесах Южного Камеруна более 4000 лет назад. [9]

Народ Фанг стал жертвой крупной трансатлантической и транссахарской работорговли между 16 и 19 веками. Работорговцы и миссионеры стереотипно воспринимали их как каннибалов, отчасти потому, что человеческие черепа и кости были найдены под открытым небом или в деревянных ящиках недалеко от их деревень, и это утверждение использовалось для оправдания насилия против них и их порабощения. [1] Когда их деревни подверглись набегам, тысячи их деревянных идолов и деревень были сожжены налетчиками рабов. [3] Более поздние этнологи, которые действительно проводили время с народом Фанг, позже обнаружили, что народ Фанг не был каннибалом, человеческие кости в открытых и деревянных ящиках принадлежали их предкам и были для народа Фанг методом повседневного поминовения и религиозного почтения к своим умершим близким. [1] [3] [10]

Общество и культура

Головной убор народа Фанг со встроенными рисунками.

У них социальная структура родства по отцовской линии. Деревни традиционно были связаны родословной. Они экзогамны, особенно по отцовской линии. [2] Многоженство было принято в культуре народа Фанг. [1] Примечательна независимость деревень друг от друга, и они славятся своими знаниями о животных, растениях и травах экваториальных лесов, в которых живут. [1] [11] Традиционно они являются фермерами и охотниками, но в колониальную эпоху стали крупными фермерами какао. [3]

Под французским колониальным правлением они обратились в христианство. Однако после обретения независимости их интерес к собственной традиционной религии, называемой Биере , также пишется Бьери , вернулся, и многие практикуют синкретические идеи и обряды. [2] [3] Одна из синкретических традиций среди народа Фанг называется Бвити , монотеистическая религия, которая празднует христианскую Пасху, но в течение четырех дней, с групповыми танцами, пением и психоделическими напитками. [12]

Произведения искусства народа Фанг, особенно из дерева, железа и стеатита , известны в регионе. [2] [3] Их деревянные маски и резные изображения идолов выставлены во многих музеях мира. [13] [14]

Искусство

Произведения искусства народа Фанг, особенно из дерева, железа и стеатита , известны в регионе. Их деревянные маски и резные изображения идолов выставлены во многих музеях мира. Открытие произведений искусства Фанга послужило источником вдохновения для большей части произведений европейского авангарда , созданных в 20 веке. [15] Большая часть произведений искусства либо используется для маскарадов, либо служит реликвариями и чучелами. Все они в основном изготавливаются жителями деревни. [16] [17] Есть основания полагать, что многие из этих реликвариев были изготовлены во время миграции Клыка как форма захоронения, которая также была портативной. [18]

Глава-хранитель реликвария, народность Фанг, Габон. Конец 19 - начало 20 века. Дерево, металл, масляная патина.

Деревянные головы

Одним из самых популярных видов искусства, приписываемых культуре Фанг, являются деревянные головы-реликвии, многие из которых содержат черепа или кости предков. [15] Характерное вогнутое лицо в форме сердца и большой выпуклый лоб. Головы очень абстрактны, имеют геометрическую форму и покрыты черной патиной . Некоторые кажутся «плачущими» — полосками смолы, состоящими из смеси пальмового масла и других масел семян. Головы связаны с идеями благосостояния и социальной власти.

Головы представляют собой изображение и могут быть прикреплены к деревянному ящику/бочке для гробниц. [18] Кости и черепа умерших вождей хранятся в цилиндрических ящиках, украшенных деревянными скульптурами. Считается, что эти кости обладают особой силой, которая защищает благополучие общества. Кости всегда находятся в собственности семьи умершего вождя и скрыты от глаз непосвященных и женщин. [19]

Реликварийные фигурки

По всему Габону эти фигурки служат талисманами или хранителями, защищающими останки предков. [16] известные как биэри, бьери или мван бянь , широко различаются по стилю, но наиболее распространенными характеристиками являются: Эти реликварийные фигурки, [17]

  • короткие округлые части тела
  • длинный торс
  • большая голова
  • выдающийся лоб и вогнутое лицо

У некоторых более ранних фигурок в животе были полости как место для хранения костей предков. [16] Фигуры не будут завершены до тех пор, пока их торжественно не преподнесут и не натирают пальмовым маслом. Члены сообщества будут постоянно посещать фигурки и натирать их маслом, чтобы они сохранили свои защитные силы.

1617 г. Реликварий Бьери, Фанг, Габон. Фигура Бьери использовалась в качестве статуи-хранителя, возвышающейся над ящиком-реликварием Бьери, в котором хранились кости важных предков.

Именно во время колонизации многие из этих реликвариев пришлось уничтожить из-за давления миссионеров и правительства. [17]

Музыка

Музыка играет центральную роль в устной истории Клыка. Мвет — популярный в обществе Фанг музыкальный инструмент, на котором играет мбомо мвет . [20] Инструмент представляет собой хордофон с прикрепленными к нему резонаторами. Часто один резонатор считают «мужским», а другой — «женским». Некоторые мветы имеют две, три или даже пять струн. Чтобы стать мастером мбомо мвет, нужны годы самоотверженности и жертвенности.

Раз в месяц мбомо мвет часто проходит через деревни, чтобы поиграть в муниципальном доме, где собираются все жители деревни, чтобы развлечься. [17] Члены общины участвуют, отсчитывая время, пока мбомо мвет играет и поет хвалу предкам.

См. также

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 415–419, 460. ISBN.  978-0-19-533770-9 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Клыкастые люди , Британская энциклопедия
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джейми Стоукс (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Информационная база. стр. 225–227. ISBN  978-1-4381-2676-0 .
  4. ^ Люди и общество Экваториальной Гвинеи ; Камерунский народ и общество; Габонский народ и общество; Справочник ЦРУ
  5. ^ Фанг , этнолог
  6. ^ Александр, Пьер (1974). «Знакомство с жанром устного искусства фанг: мвет Габона и Камеруна». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 37 (1): 1. дои : 10.1017/s0041977x00094799 . S2CID   162578212 .
  7. ^ д'Эррико, Франческо; Омбер, Жан Мари (2009). Становление красноречивым: достижения в развитии языка, человеческого познания и современных культур . Джон Бенджаминс. ISBN  978-9027232694 .
  8. ^ Гебауэр, Пол (1971). «Искусство Камеруна». Африканское искусство . 4 (2): 24–35. дои : 10.2307/3334518 . JSTOR   3334518 .
  9. ^ Ховард, Аллен М.; Шейн, Ричард Мэтью (2005). Пространственный фактор в африканской истории: соотношение социального, материального и перцептивного . БРИЛЛ. ISBN  9004139133 .
  10. ^ Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 60–61. ISBN  978-1-59884-362-0 .
  11. ^ Гайер, Джейн И.; Белинга, Сэмюэл М. Ино (1995). «Богатство людей как богатство знаний: накопление и состав в Экваториальной Африке». Журнал африканской истории . 36 (1): 91. дои : 10.1017/s0021853700026992 . S2CID   162801990 .
  12. ^ Дж. Вансина (1984), Обзор: Религиозный опыт Фанга, Журнал африканской истории, Cambridge University Press, Vol. 25, № 2 (1984), стр. 228-230.
  13. ^ Чинуа Ачебе (1977), Образ Африки , The Massachusetts Review, Vol. 18, № 4 (зима, 1977 г.), стр. 782–794.
  14. ^ Гайер, Джейн И. (1993). «Богатство людей и самореализация в Экваториальной Африке». Мужчина . 28 (2): 243–265. дои : 10.2307/2803412 . JSTOR   2803412 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Каер, Роланд (зима 2007 г.). «Шедевр, проливающий слезы... и свет: дополнительное исследование головы предка Клыка». Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 40 : 44–57 – через JSTOR.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Перани, Джудит (1998). Визуальное искусство Африки: гендер, власть и ритуалы жизненного цикла . Пентис Холл. ISBN  978-0134423289 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д д'Азеведо, Варен (1973). Традиционные художники в африканских обществах . Издательство Университета Индианы. стр. 199 . ISBN  9780253399014 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Мартинес, Джессика Левин (весна 2010 г.). «Эфемерные реликварии клыков: постистория». Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 43 (1): 29. JSTOR   29546084 .
  19. ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 418. ИСБН  0-7566-0520-2 .
  20. ^ Александр, Пьер (1974). «Введение в жанр устного искусства клыков: мвет Габона и Камеруна». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 37 : 1–7. дои : 10.1017/S0041977X00094799 . S2CID   162578212 – через JSTOR.

Библиография

  • Джеймс В. Фернандес (1982), Бвити: этнография религиозного воображения в Африке , Princeton University Press, ISBN   978-0691101224
  • Каер, Роланд (зима, 2007 г.). «Шедевр, проливающий слезы... и свет: дополнительное исследование головы предка Клыка». Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 40 : 44–57 – через JSTOR.
  • Перани, Джудит (1998). Визуальное искусство Африки: гендер, власть и ритуалы жизненного цикла . Пентис Холл. ISBN   978-0134423289
  • Д'Азеведо, Варен (1973). Традиционные художники в африканских обществах . Издательство Университета Индианы. п. 199. ISBN   9780253399014
  • Мартинес, Джессика Левин (ВЕСНА 2010 г.). «Эфемерные реликварии клыков: постистория». Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 43:29 – через JSTOR
  • Александр, Пьер (1974). «Введение в жанр устного искусства клыков: мвет Габона и Камеруна». Издательство Кембриджского университета от имени Школы восточных и африканских исследований
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e5b844660d7c76a9ed73cf5c0f4264a__1719651660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/4a/6e5b844660d7c76a9ed73cf5c0f4264a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fang people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)