Клыкастые люди
Четырехликая маска Нгонтанг народа Фанг | |
Общая численность населения | |
---|---|
~1 миллион [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
Язык клыков , французский, испанский, португальский, английский | |
Религия | |
Христианство , частично синкретичное традиционной африканской религии. | |
Родственные этнические группы | |
Другие народы бети-пауинов |
Народ Фанг , также известный как Фан или Пахуин , представляет собой этническую группу банту , проживающую в Экваториальной Гвинее , северном Габоне и южном Камеруне . [2] [1] составляющий около 85% от общей численности населения Экваториальной Гвинеи и сосредоточенный в регионе Рио-Муни , является ее крупнейшей этнической группой. Народ Фанг, [3] Клыки также являются крупнейшей этнической группой в Габоне, составляющей около четверти населения. [4]
Язык
Народ Фанг говорит на языке Фанг , также известном как пахуин, памуэ или пангве. Это язык северо-западного банту, принадлежащий к нигерско-конголезской языковой семье. [5] Язык фанг похож и понятен с языками, на которых говорят народы бети-пахуины , а именно народ бети на севере и народ булу в центральной части. Наибольшее их присутствие наблюдается в южных регионах, вплоть до устья реки Огове , где антропологи называют их также «собственно клыками». [2]
Они сохранили свою историю в основном благодаря музыкальной устной традиции . [6] Многие люди Фанг свободно владеют испанским, французским, немецким и английским языками - традицией второго языка, которую они развили во время испанского колониального правления в Экваториальной Гвинее, французского колониального правления в Габоне и немецко-позднего французского колониального правления в Камеруне. [3]
История
Народ фанг — относительно недавние мигранты в Экваториальную Гвинею, и многие из них переехали из центрального Камеруна в 19 веке. [3]
Ранние этнологи предположили, что это нилотские народы из района верхнего Нила. У жителей современного Габона и самих фангов есть общее убеждение, что фанг, как и их язык, не являются банту . Такие ученые, как Шейх Анта Диоп, поддерживают это утверждение. Противники этого утверждения обычно полагаются на лингвистические исследования. [7] Сочетание доказательств теперь позволяет предположить, что они были выходцами из банту, которые начали возвращаться в Африку примерно в седьмом или восьмом веке, возможно, из-за вторжений с севера и войн в Африке к югу от Сахары. [1] Их миграция может быть связана с попыткой избежать насилия, связанного с набегами рабов со стороны народа хауса . [1] [8] но эта теория была оспорена. [1] Используя глоттохронологию , историки обнаружили говорящих на прото-фангах в тропических лесах Южного Камеруна более 4000 лет назад. [9]
Народ Фанг стал жертвой крупной трансатлантической и транссахарской работорговли между 16 и 19 веками. Работорговцы и миссионеры стереотипно воспринимали их как каннибалов, отчасти потому, что человеческие черепа и кости были найдены под открытым небом или в деревянных ящиках недалеко от их деревень, и это утверждение использовалось для оправдания насилия против них и их порабощения. [1] Когда их деревни подверглись набегам, тысячи их деревянных идолов и деревень были сожжены налетчиками рабов. [3] Более поздние этнологи, которые действительно проводили время с народом Фанг, позже обнаружили, что народ Фанг не был каннибалом, человеческие кости в открытых и деревянных ящиках принадлежали их предкам и были для народа Фанг методом повседневного поминовения и религиозного почтения к своим умершим близким. [1] [3] [10]
Общество и культура

У них социальная структура родства по отцовской линии. Деревни традиционно были связаны родословной. Они экзогамны, особенно по отцовской линии. [2] Многоженство было принято в культуре народа Фанг. [1] Примечательна независимость деревень друг от друга, и они славятся своими знаниями о животных, растениях и травах экваториальных лесов, в которых живут. [1] [11] Традиционно они являются фермерами и охотниками, но в колониальную эпоху стали крупными фермерами какао. [3]
Под французским колониальным правлением они обратились в христианство. Однако после обретения независимости их интерес к собственной традиционной религии, называемой Биере , также пишется Бьери , вернулся, и многие практикуют синкретические идеи и обряды. [2] [3] Одна из синкретических традиций среди народа Фанг называется Бвити , монотеистическая религия, которая празднует христианскую Пасху, но в течение четырех дней, с групповыми танцами, пением и психоделическими напитками. [12]
Произведения искусства народа Фанг, особенно из дерева, железа и стеатита , известны в регионе. [2] [3] Их деревянные маски и резные изображения идолов выставлены во многих музеях мира. [13] [14]
Искусство
Произведения искусства народа Фанг, особенно из дерева, железа и стеатита , известны в регионе. Их деревянные маски и резные изображения идолов выставлены во многих музеях мира. Открытие произведений искусства Фанга послужило источником вдохновения для большей части произведений европейского авангарда , созданных в 20 веке. [15] Большая часть произведений искусства либо используется для маскарадов, либо служит реликвариями и чучелами. Все они в основном изготавливаются жителями деревни. [16] [17] Есть основания полагать, что многие из этих реликвариев были изготовлены во время миграции Клыка как форма захоронения, которая также была портативной. [18]

Деревянные головы
Одним из самых популярных видов искусства, приписываемых культуре Фанг, являются деревянные головы-реликвии, многие из которых содержат черепа или кости предков. [15] Характерное вогнутое лицо в форме сердца и большой выпуклый лоб. Головы очень абстрактны, имеют геометрическую форму и покрыты черной патиной . Некоторые кажутся «плачущими» — полосками смолы, состоящими из смеси пальмового масла и других масел семян. Головы связаны с идеями благосостояния и социальной власти.
Головы представляют собой изображение и могут быть прикреплены к деревянному ящику/бочке для гробниц. [18] Кости и черепа умерших вождей хранятся в цилиндрических ящиках, украшенных деревянными скульптурами. Считается, что эти кости обладают особой силой, которая защищает благополучие общества. Кости всегда находятся в собственности семьи умершего вождя и скрыты от глаз непосвященных и женщин. [19]
Реликварийные фигурки
По всему Габону эти фигурки служат талисманами или хранителями, защищающими останки предков. [16] известные как биэри, бьери или мван бянь , широко различаются по стилю, но наиболее распространенными характеристиками являются: Эти реликварийные фигурки, [17]
- короткие округлые части тела
- длинный торс
- большая голова
- выдающийся лоб и вогнутое лицо
У некоторых более ранних фигурок в животе были полости как место для хранения костей предков. [16] Фигуры не будут завершены до тех пор, пока их торжественно не преподнесут и не натирают пальмовым маслом. Члены сообщества будут постоянно посещать фигурки и натирать их маслом, чтобы они сохранили свои защитные силы.

Именно во время колонизации многие из этих реликвариев пришлось уничтожить из-за давления миссионеров и правительства. [17]
Музыка
Музыка играет центральную роль в устной истории Клыка. Мвет — популярный в обществе Фанг музыкальный инструмент, на котором играет мбомо мвет . [20] Инструмент представляет собой хордофон с прикрепленными к нему резонаторами. Часто один резонатор считают «мужским», а другой — «женским». Некоторые мветы имеют две, три или даже пять струн. Чтобы стать мастером мбомо мвет, нужны годы самоотверженности и жертвенности.
Раз в месяц мбомо мвет часто проходит через деревни, чтобы поиграть в муниципальном доме, где собираются все жители деревни, чтобы развлечься. [17] Члены общины участвуют, отсчитывая время, пока мбомо мвет играет и поет хвалу предкам.
См. также
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 415–419, 460. ISBN. 978-0-19-533770-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Клыкастые люди , Британская энциклопедия
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джейми Стоукс (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Информационная база. стр. 225–227. ISBN 978-1-4381-2676-0 .
- ^ Люди и общество Экваториальной Гвинеи ; Камерунский народ и общество; Габонский народ и общество; Справочник ЦРУ
- ^ Фанг , этнолог
- ^ Александр, Пьер (1974). «Знакомство с жанром устного искусства фанг: мвет Габона и Камеруна». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 37 (1): 1. дои : 10.1017/s0041977x00094799 . S2CID 162578212 .
- ^ д'Эррико, Франческо; Омбер, Жан Мари (2009). Становление красноречивым: достижения в развитии языка, человеческого познания и современных культур . Джон Бенджаминс. ISBN 978-9027232694 .
- ^ Гебауэр, Пол (1971). «Искусство Камеруна». Африканское искусство . 4 (2): 24–35. дои : 10.2307/3334518 . JSTOR 3334518 .
- ^ Ховард, Аллен М.; Шейн, Ричард Мэтью (2005). Пространственный фактор в африканской истории: соотношение социального, материального и перцептивного . БРИЛЛ. ISBN 9004139133 .
- ^ Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 60–61. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Гайер, Джейн И.; Белинга, Сэмюэл М. Ино (1995). «Богатство людей как богатство знаний: накопление и состав в Экваториальной Африке». Журнал африканской истории . 36 (1): 91. дои : 10.1017/s0021853700026992 . S2CID 162801990 .
- ^ Дж. Вансина (1984), Обзор: Религиозный опыт Фанга, Журнал африканской истории, Cambridge University Press, Vol. 25, № 2 (1984), стр. 228-230.
- ^ Чинуа Ачебе (1977), Образ Африки , The Massachusetts Review, Vol. 18, № 4 (зима, 1977 г.), стр. 782–794.
- ^ Гайер, Джейн И. (1993). «Богатство людей и самореализация в Экваториальной Африке». Мужчина . 28 (2): 243–265. дои : 10.2307/2803412 . JSTOR 2803412 .
- ^ Перейти обратно: а б Каер, Роланд (зима 2007 г.). «Шедевр, проливающий слезы... и свет: дополнительное исследование головы предка Клыка». Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 40 : 44–57 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с Перани, Джудит (1998). Визуальное искусство Африки: гендер, власть и ритуалы жизненного цикла . Пентис Холл. ISBN 978-0134423289 .
- ^ Перейти обратно: а б с д д'Азеведо, Варен (1973). Традиционные художники в африканских обществах . Издательство Университета Индианы. стр. 199 . ISBN 9780253399014 .
- ^ Перейти обратно: а б Мартинес, Джессика Левин (весна 2010 г.). «Эфемерные реликварии клыков: постистория». Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 43 (1): 29. JSTOR 29546084 .
- ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 418. ИСБН 0-7566-0520-2 .
- ^ Александр, Пьер (1974). «Введение в жанр устного искусства клыков: мвет Габона и Камеруна». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 37 : 1–7. дои : 10.1017/S0041977X00094799 . S2CID 162578212 – через JSTOR.
Библиография
- Джеймс В. Фернандес (1982), Бвити: этнография религиозного воображения в Африке , Princeton University Press, ISBN 978-0691101224
- Каер, Роланд (зима, 2007 г.). «Шедевр, проливающий слезы... и свет: дополнительное исследование головы предка Клыка». Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 40 : 44–57 – через JSTOR.
- Перани, Джудит (1998). Визуальное искусство Африки: гендер, власть и ритуалы жизненного цикла . Пентис Холл. ISBN 978-0134423289
- Д'Азеведо, Варен (1973). Традиционные художники в африканских обществах . Издательство Университета Индианы. п. 199. ISBN 9780253399014
- Мартинес, Джессика Левин (ВЕСНА 2010 г.). «Эфемерные реликварии клыков: постистория». Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 43:29 – через JSTOR
- Александр, Пьер (1974). «Введение в жанр устного искусства клыков: мвет Габона и Камеруна». Издательство Кембриджского университета от имени Школы восточных и африканских исследований