Буби люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2015 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
~100 000 по всему миру [ нужна ссылка ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Экваториальная Гвинея 64 000 [ нужна ссылка ] | |
Языки | |
Бубе , испанский , французский , португальский | |
Религия | |
Преимущественно: христианство. Меньшинство: африканская традиционная религия. | |
Родственные этнические группы | |
другие народы банту , народ игбо |
Народ буби (также известный как бобе , вуве , эвота и банту буби ) — этническая группа банту в Центральной Африке коренная жительница острова Биоко , в Экваториальной Гвинее . Когда-то население составляло большинство в регионе, но во время португальских экспедиций его население резко сократилось из-за войн и болезней. К концу испанского колониального правления в середине 20-го века и после значительных смешанных браков с недавно появившимся населением, таким как афрокубинцы , крио , португальцы и испанцы , численность народа буби снова сильно сократилась. Семьдесят пять процентов погибли из-за политического геноцида, укорененного в племенах и кланах , во время гражданской войны, которая привела к независимости Испанской Гвинеи от Испании. [ нужна ссылка ] Это также спровоцировало массовый исход со своей родины, при этом большинство изгнанников и беженцев иммигрировали в Испанию . Коренные буби острова Биоко с тех пор сосуществуют с некоренными крио Фернандинос ; и члены этнической группы Фанг , которые в большом количестве иммигрировали из Рио-Муни . Когда-то насчитывалось около 3 миллионов, [ нужна ссылка ] Буби в настоящее время насчитывают около 100 000 человек по всему миру.
Народ буби, как проживающий в Экваториальной Гвинее, так и изгнанный за границу, долгое время не имел большой политической власти и экономической заинтересованности на своей родине. Однако назначенные правительственные чиновники, такие как бывший премьер-министр Мигель Абиа Битео Борико и несколько других членов нынешнего правительства Экваториальной Гвинеи, имеют этническое происхождение буби.
Большинство людей буби, оставшихся на острове Биоко, а также коренные жители Габона , говорят на языке бубе . Многие островитяне также говорят на испанском , французском и португальском языках как на втором языке. [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2022 г. ) |
Название племени «Буби» возникло не внутри племени. Его подарили им доколониальные посетители острова Биоко . Было высказано предположение, что термин «буби» произошел от слова «буби» boobè (жители юга острова используют moomè ), что означает «человек» . Скорее всего, этот термин был позаимствован у европейцев, слышавших, как коренные жители острова Биоко приветствуют друг друга. «A bobe, oipodi» переводится как «доброе утро, чувак» . От слова «бубе» , что означает «мужчина», иностранцы получили термин «буби». Впоследствии термин «буби» был принят коренными жителями.
Как буби назвали себя
[ редактировать ]Первоначально буби называли себя «людями земли, живущими среди живых» . На языке буби перевод этой фразы различался в зависимости от региона Королевства Буби:
- Север — «бочобоче» ; множественное число «бечобоче»
- Северо-восток — «бособойсо» ; множественное число "бесобоисо"
- Восток — «бощосборичо» ; множественное число «бачосборичо»
- Юг — «мочоморисчо» ; множественное число «бачоборичо»
- Юго-запад — «менчомобончо» ; множественное число «бандиобабончо» [1]
История
[ редактировать ]Народ буби подразделяется на ряд племен и подплемен, насчитывающих много веков. Фольклор коренных народов буби указывает на то, что это племя иммигрировало на остров Биоко около 3000 лет назад, спасаясь от рабства. Буби иммигрировали на остров Биоко где-то в 13 веке, примерно за 200 лет до того, как он был колонизирован португальцами . [2] Другие сообщения предполагают, что это племя прибыло между V и XVIII веками из южного Камеруна и материковой части Рио -Муни .
Одна из точек зрения предполагает, что буби когда-то были порабощены одним континентальным африканским племенем. [3] вероятно, это еще одна этническая группа банту, которая когда-то занимала территории вдоль берегов Западной Африки. [4] Другой предполагает, что те, кто иммигрировал в Биоко 3000 лет назад, произошли от порабощенных представителей ряда этнических групп, существовавших в то время по всему региону Западной и Центральной Африки. По сути, племя является результатом объединения небольших племенных групп, которые иммигрировали на остров Биоко несколькими волнами, и каждая группа основала на острове свой анклав. На протяжении всей своей истории эти группы участвовали в жестоких битвах за господство, хотя борьба не сводилась исключительно к межклановому соперничеству. Известно, что буби вели длительные сражения друг с другом на индивидуальном, семейном, районном, городском и племенном уровне — это приводило к почти постоянным военным действиям на острове.
Буби были изолированы и нетронуты в течение длительного времени, что привело их к формированию уникального общества, языка и системы верований, отличного от материковых банту. [4]
С прибытием португальского исследователя Фернандо По жизнь коренного буби изменилась кардинально. Исследователи убили буби, а те буби, которые сбежали от исследователей, заразились такими болезнями, как коклюш , оспа и дизентерия . от иностранцев [5] На протяжении нескольких столетий европейцы пытались проникнуть на остров Биоко. Однако они встретили стойкое сопротивление, якобы жестокое, со стороны буби. Немецкий купец с Золотого Берега писал : «Остров Фернандо-По населен дикими и жестокими людьми», и что европейцы не осмеливались причаливать к их пляжам, опасаясь внезапных нападений туземцев с дротиками. Внезапные нападения на исследователей и колонистов были обычным явлением в тот период — фактически, у буби существовала система социального ранга, которая во многом зависела от того, сколько соперников человек убил скрытно или уловками. Из-за этого буби оставались непокоренными европейским империализмом до начала 20 века. [6] Под предводительством своих королей буби были хорошо осведомлены о работорговле в регионе и на протяжении веков тщательно охранялись от посторонних. Позже это было уменьшено, когда руководство острова начало торговать и обмениваться с европейцами, таким образом, европейцы смогли проникнуть в социальные и политические структуры острова. [ нужна ссылка ]
Постепенно европейское влияние на острове возрастало. Португалия предъявила права на него, а затем продала его Испании. К началу 19 века Биоко на короткое время стал важным пунктом в переброске рабов из материковой Африки в Америку. Однако потоку людей, продаваемых через порт, постоянно мешали группы коренного населения, которые организовались, чтобы украсть и освободить многих из перевезенных. Порт был закрыт в конце XIX века по приказу британского правительства, которое установило военную оккупацию порта на вторую половину века. Со временем влияние буби значительно уменьшилось, и теперь они составляют меньшинство на острове, а также в самой Экваториальной Гвинее. [ нужна ссылка ]
20 век и 21 век
[ редактировать ]Франсиско Масиас Нгема был первым президентом Экваториальной Гвинеи с 1968 года до своего свержения в 1979 году. [7] Во время своего президентства он объявил себя «гитлерианско-марксистским», а его страну прозвали « Освенцимом ». Африканским [8] Режим Нгемы характеризовался отказом от всех правительственных функций, за исключением внутренней безопасности, которая обеспечивалась террором; он выступал в качестве главного судьи и приговорил тысячи людей к смертной казни. Это привело к гибели или изгнанию до 1/3 населения страны. Из населения в 300 000 человек, по оценкам, было убито 80 000, в частности представители этнического меньшинства буби на Биоко, которое ассоциируется с относительным богатством и интеллектуализмом. [9] В 1975 году всем школам было приказано закрыть. Экономика рухнула, квалифицированные граждане и иностранцы уехали. [10]
3 августа 1979 года его сверг Теодоро Обианг Нгема Мбасого . [11] Масиас Нгема был схвачен, осужден за геноцид и другие преступления вместе с еще 10 другими. Все они были признаны виновными, четверо получили сроки заключения, а Нгема и остальные шестеро были казнены через несколько недель, 29 сентября. [12] [13]
В 1998 году многие буби подверглись пыткам с целью получения признаний после их ареста после нескольких нападений на военные казармы, в результате которых были убиты три солдата и несколько гражданских лиц. [14] По сообщениям, по меньшей мере шестеро задержанных скончались после пыток. [14] Женщин буби публично унижали во дворе полицейского участка в Малабо: некоторых заставляли купаться обнаженными в грязи на глазах у других задержанных, а других подвергали сексуальному насилию. [14]
Джон Б. Куигли в книге «Конвенция о геноциде: анализ международного права» указывает, что на судебном процессе над Масиасом Нгемой по обвинению в геноциде Экваториальная Гвинея не ратифицировала конвенцию о геноциде, и что протоколы судебных заседаний показывают, что существовала некоторая путаница относительно того, были ли Нгема и его коллеги - обвиняемых судили по законам Испании, или был ли судебный процесс оправдан утверждением о том, что Конвенция о геноциде является частью обычного международного права. Куигли заявляет, что «дело Масиаса выделяется как самое запутанное из внутренних судебных преследований за геноцид с точки зрения действующего законодательства. Приговор Масиаса также проблематичен с точки зрения личности защищаемой группы». [15]
Традиционно премьер-министром Экваториальной Гвинеи является представитель меньшинства буби. [16] Последним премьер-министром Буби был Мигель Абиа Битео Борико после принудительной отставки кабинета Борико в августе 2006 года по обвинениям в коррупции и некомпетентности. [16] Обианг затем назначил Рикардо Манге Обамой Нфубеа , который был клыком . [17]
Религия
[ редактировать ]Народ буби в основном католики. Это связано с испанским влиянием в колониальную эпоху, когда испанцы правили островом Биоко и Рио-Муни.
В духовности буби преобладают традиционные дохристианские верования. В древней системе верований буби главного бога звали Рупе (или Эри в южной части острова), который создавал мир и заботился о нем. Считалось, что духовный мир состоит из трех частей: Лабако-ппуа (небеса и ангелы), Оммо ихори (ад и злые ангелы) и Оммо боэбое (лимбо). Духовный мир и материальный мир постоянно сливались и наслаивались друг на друга, что означало, что люди Буби и сверхъестественные духи делили землю. Зловещих духов обвиняли в болезнях, несчастных случаях и несчастьях. Считалось, что каждая уникальная природная достопримечательность связана с духом рек, озер и гор, обладающим особой духовной силой. [4]
Известные этнические буби
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2022 г. ) |
- Федерико Бикоро
- Сильвестре Сиале Билек [18]
- Кристино Сериче Биоко [19]
- Ааури Бокеса
- Завершить традицию [20]
- Сипо Гнев
- Джейд Бохо
- Просто Болекия Бит
- Хуан Бальбоа Бонеке
- Мигель Абиа Битео Борико [16]
- Рита Босахо [21]
- Дориан младший
- Эмилио Буале
- Конча Буйка
- Вирджиния Буйка
- Янник Буйла
- Ух ты
- Рауль Фабиани
- Марвин Аниебо
- Я порезан
- Оскар Сиафа
- Джимми Эйт
- Джон
- Хосе Мачин
- Хуан Симеон Эсоно
- Луис Мессенджер
- Дочери Солнца [22]
- Руслан Эла
См. также
[ редактировать ]- язык буби
- Эмансипированный
- Фернандинские народы
- Движение за самоопределение острова Биоко
- Права человека в Экваториальной Гвинее
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аймеми, Антонио (1942). История буби на Фернандо По . Коллин Труэлсен (пер.). Импрената де Гало Саес. Глава 9.
- ^ Сундиата, Ибрагим К. (11 апреля 2019 г.). Экваториальная Гвинея: колониализм, государственный террор и поиск стабильности . Рутледж. ISBN 978-0-429-71819-9 .
- ^ Аймеми, Р.П. Энтони (1942). История буби на Фернандо По Коллин Труэлсен (пер.). Типография Гало Саез. Глава
- ^ Перейти обратно: а б с Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 242. ИСБН 1-57958-468-3 .
- ^ Уильямс 2020 , с. 203.
- ^ От рабства к нерабству: битва Биафры и Фернандо-По в эпоху отмены рабства, 1827-1930 ; ИК Сундиата; Университет Висконсин Пресс, 1996; ISBN 0-299-14510-7 , ISBN 978-0-299-14510-1 ; п. 4.
- ↑ Франсиско Масиас Нгема. Архивировано 28 марта 2005 г., в Wayback Machine.
- ^ Кейден, Синтия. ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ АУСВИЦ-ДЕ-АФРИКА (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2016 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
- ↑ Заговорщику грозит пожизненное заключение в самой печально известной тюрьме Африки. Архивировано 29 декабря 2007 года в Wayback Machine.
- ^ "Мнение" . 16 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 г. – на сайте www.telegraph.co.uk.
- ^ «Президент Китая встретился с президентом Экваториальной Гвинеи» . Народная газета онлайн . Пекин, Китай. 20 ноября 2001 г.
- ^ Джон Б. Куигли (2006) Конвенция о геноциде: анализ международного права , Ashgate Publishing, Ltd, ISBN 0-7546-4730-7 . стр.31 , 32
- ^ «Экваториальная Гвинея» . Энциклопедия Наций . Корпорация Томсон. 2006.
- ^ Перейти обратно: а б с «Экваториальная Гвинея: 40 лет репрессий и правления страха подчеркивают кризис прав человека» . Международная амнистия . 2 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2022 года . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Джон Б. Куигли (2006) Конвенция о геноциде: анализ международного права , Ashgate Publishing, Ltd, ISBN 0-7546-4730-7 . стр.32
- ^ Перейти обратно: а б с Вайнс 2009 , с. 9.
- ^ Виноградные лозы 2009 , с. 10.
- ^ Страновой отчет: Конго, Габон, Экваториальная Гвинея . Единица. 1992. с. 29 . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Трансатлантические исследования: Латинская Америка, Иберия и Африка . Издательство Ливерпульского университета . 30 ноября 2019 г. с. 314. ИСБН 9781789624427 . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Каттс, Эван Дж. (12 марта 2018 г.). «Интервью с лидером международного бизнеса: Бисилой Бококо» . Цвет . Архивировано из оригинала 10 июня 2022 года . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ «Рита Босахо, правая рука Ирен Монтеро, первого афро-испанского депутата и племянницы Франко» . Мир (Испания) . 21 января 2020 г. Архивировано из оригинала 21 января 2020 г. Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ «Нубенегра.com» . nubenegra.com . Архивировано из оригинала 02 января 2019 г. Проверено 24 июля 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Вайнс, Алекс (2009). Хорошо смазано: нефть и права человека в Экваториальной Гвинее . Хьюман Райтс Вотч . ISBN 9781564325167 . Проверено 12 июня 2022 г.
- Уильямс, Виктория Р. (24 февраля 2020 г.). Коренные народы: энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию [4 тома] . АВС-Клио . ISBN 9781440861185 . Проверено 19 апреля 2022 г.