люди Бакосси
![]() Дом Бакосси в 1920 году | |
Общая численность населения | |
---|---|
200,000 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Горы Бакосси ( Камерун ) | |
Языки | |
Акос | |
Религия | |
христианство | |
Родственные этнические группы | |
Мбо и другие народы банту |
Народ Бакосси — этническая группа банту , живущая на западных и восточных склонах гор Мваненгуба и Купе в горах Бакосси в Камеруне . Их численность составляет около 200 000 человек, в основном они занимаются натуральным сельским хозяйством, но также производят кофе и какао. [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Согласно их традиции, Бакосси происходят от великого охотника Нгоэ (или Нгве) и его прекрасной жены Сумедианг. У них было двенадцать детей. Однажды сверхъестественное существо предупредило пару о приближении наводнения и велело им сделать ящик, в котором можно спастись. Они построили ковчег, взяв с собой свою семью и всевозможных животных, и пережили потоп. Ковчег остановился между двумя озерами-близнецами Мваненгуба, одно из которых, как говорят, имеет женский характер, а другое – мужского. [ 2 ] Разные кланы заявляют о своем происхождении от разных детей и внуков этой пары. [ 3 ]
Бакосси связаны с другими народами региона, включая Бафау, Бакунду, Балонг, Басасси, Мбо, Або, Майамило, Банека, Муанеман, Муанге, Бареко, Бакака, Бабонг, Балондо, Манехас, Бонгкенг и Бакем. [ 3 ] Народ бакосси говорит на языке банту , называемом акосе . Сегодня этот язык включает в себя множество заимствованных слов из английского , французского и слов, которые также встречаются или связаны со словами в Дуале . [ 4 ] Этнолог относит язык к группе нгое семьи Лунду-Балонг. [ 5 ]
Среда
[ редактировать ]
Земли, занимаемые народом бакосси, включают как возвышенности, так и низменности. Он имеет плодородные почвы, орошается ручьями, берущими начало в горах, и покрыт густым лесом, в котором обитает множество деревьев, птиц и животных. [ 1 ] Многие из Бакосси выращивают кокосовый ямс, маниоку и немного кукурузы в пищу. За наличные деньги они выращивают кофе в верхних частях и какао в нижних. [ 6 ] К более экзотическим продуктам относятся головастики и самцы волосатой лягушки , которые, как полагают, падают с неба и, будучи съеденными, помогают бездетным человеческим парам стать плодовитыми. [ 7 ] Среди Бакосси охотника уважают за его навыки и достижения, а также за экономическую ценность животных, которых ему удалось убить. [ 8 ]
площадью Лесной заповедник Бакосси 5517 квадратных километров (2130 квадратных миль) был создан в 1956 году. В 2000 году основная часть Бакосси была признана охраняемым лесом. Все лесозаготовки были запрещены, и Купе стал «строгим заповедником». В определении границ участвовали местные жители Бакосси. [ 9 ] В период с 2003 по 2007 год наблюдался значительный рост эффективности управления лесами, хотя местное население все еще недостаточно интегрировано в управление территорией, а также наблюдаются недостатки в образовании по экологическим вопросам. [ 10 ]
Традиционные верования
[ редактировать ]Верования и обычаи Бакосси включали веру и участие в джуджу , довольно расплывчатой концепции, в которой название джуджу могло относиться к тайному обществу, таким объектам, как маски, связанные с обществом, и определенным магическим силам. Мвакум был самым могущественным из всех джуджу, невидимым, загадочным и полным волшебства. Некоторые джуджу были доступны только мужчинам определенного возраста и требовали вступительного взноса. Джуджус и их церемонии поддерживали мир в деревнях, отражали зло и обнаруживали присутствие ведьм. [ 11 ]
Народ Бакосси придавал горе Купе зловещие магические свойства. Они верили, что Ньонго , или члены ассоциации ведьм «эком» , могут заставить людей работать на невидимых плантациях на горе. Еще при жизни жадный родственник отдавал будущих рабов ведьме в обмен на вступление в ассоциацию и получение плантации. После того, как они казались умершими, но на самом деле стали эконги , родственники были украдены ведьмами из могил и проданы владельцу плантации. [ 12 ] О практике посещения торговца в эконги сообщается с 1962 года в Дуале , коммерческой столице Камеруна. «Эконгер» погружал своего посетителя в глубокий сон посредством гипноза. Он увидит плантации, на которых работают эконги, и ему предложат плантацию в обмен на кого-то вроде его матери. Проснувшись, эконгер объяснил, что теперь ему следует не торопиться, чтобы решить, что ему делать... [ 13 ] В этой вере может быть отголосок раннего опыта работорговли. [ 12 ]
Ньонго . также могли найти на горе закрытые свертки, в которых могли быть либо богатства, либо несчастья, включая болезни и смерть Сверток нужно было вернуть нераскрытым и немедленно бросить в реку, если в нем обнаружится невезение. [ 12 ] К 1950-м годам возникло убеждение, что любой, кто может позволить себе современный дом с жестяной крышей, должен быть ньонго , зарабатывающим свое богатство трудами своих умерших родственников. Строить такой дом было нежелание, даже если хозяин видимо делал работу своими руками и никто из его родственников не умер. Когда ведьма умирала, он тоже мог стать эконги . Чтобы предотвратить это, его могли похоронить лицом вниз, чтобы он не мог подняться, возможно, с отрубленной головой от тела. [ 14 ] Сейчас эти убеждения дискредитированы. Генрих Бальц в своем исследовании «Бакосси, где должна жить вера » в 1984 году сообщил, что перед смертью последние члены Экома оставили сообщение о том, что на Купе больше нет ничего хорошего. Чтобы разбогатеть, люди должны взять с собой абордажные сабли и открыть фермы в кустах. [ 15 ]
Бакосси соблюдали десятидневный цикл, а не семидневную неделю, обычную в других местах. Как и везде, они не привязывали свои недели к месяцам. [ 16 ]
История до обретения независимости
[ редактировать ]
Различные племена бакосси изначально занимали независимые территории и жили охотниками-собирателями. [ 3 ] По мере развития работорговли в Атлантике прибрежный город Дуала стал важным торговым центром, простирающимся до внутренних гор Бакосси вдоль долины Мунго . Однако к 1840-м годам работорговля была заменена торговлей пальмовым маслом. Мало что известно о влиянии каждой из этих профессий на Бакосси, но они определенно участвовали в обеих. В близлежащих регионах рабов все еще использовали внутри страны на плантациях пальмового масла в качестве сборщиков, переработчиков и перевозчиков даже после того, как экспорт рабов в США, страны Карибского бассейна и Бразилию прекратился. [ 17 ]
В европейскую колониальную эпоху Бакосси попали под власть Германии в 1880-х годах, а затем, после Первой мировой войны , их земли были разделены между британской и французской колониями. [ 3 ] Река Мунго, протекающая через территорию Бакосси, была принята в качестве южной границы между двумя колониями. Начиная с первой половины 20-го века, люди Бамилеке начали мигрировать на территорию Бакосси, особенно в район Томбель , где они нашли работу на плантациях и избежали суровых условий принудительного труда на французской стороне границы. Их приветствовали Бакосси, предоставившие им землю в обмен на бесплатную рабочую силу. [ 18 ] Такое использование рабочих соответствовало воспоминаниям Бакосси об использовании рабского труда и их вере в невидимые плантации рабов на горе Купе. [ 19 ]
В 1953 году была создана Федерация восточного региона Кумба как орган местного самоуправления, охватывающий весь народ Бакосси. [ 3 ] В период сразу после Второй мировой войны народ Бакосси пережил период процветания. Цены на какао были высокими, и фермерам не нужно было работать, поскольку они могли нанять издольщика для ухода за урожаем в обмен на одну треть доходов. Не имея ничего другого, на что можно было бы потратить деньги, мужчины покупали ящики испанского джина и бренди и поглощали выпивку долгими запоями, продолжавшимися всю ночь. К 1960-м годам наступило похмелье, когда люди начали осознавать необходимость вкладывать средства в более важные вещи, особенно в образование, и осознали, что они, возможно, потеряли контроль над своей землей. [ 19 ]
Проблемы после обретения независимости
[ редактировать ]
Современное независимое государство Камерун образовалось в 1961 году, когда южная часть Британского Камеруна объединилась с Республикой Камерун , пришедшей на смену французской колонии Камерун в 1960 году. [ 20 ] Бакосси были против союза, и Союз Бакосси Мване-Нгоэ обратился к Организации Объединенных Наций с просьбой уважать их желание избежать конфликта в Камеруне и вместо этого позволить им присоединиться к Нигерии . [ 21 ] Сначала Южный Камерун сохранил некоторую степень независимости в составе федерации двух штатов. [ 22 ] Полному объединению сопротивлялся народ Южного Камеруна, поскольку там было более демократическое общество, чем в остальной части страны при репрессивном режиме Ахмаду Ахиджо . [ 20 ] В 1963 году был создан район Бангем, охватывающий земли, оккупированные Бакосси. [ 3 ]
В конце 1950-х и начале 1960-х годов напряженность между народами Бакосси и Бамилеке начала расти, которые становились все более успешными в качестве фермеров. Восстание СКП вспыхнуло на территории Франции в 1955 году, среди повстанцев был видный Бамилекес. Все большее число бамилеке бежало от преследований на востоке и поселилось со своими родственниками в стране Бакосси. После объединения в 1961 году повстанцы СКП оказались под растущим давлением, и их численность сократилась. Остальные стали жить за счет земли, требуя припасов из деревень и захватывая молодых людей, которых они призывали в свои силы. [ 18 ]
К концу 1966 года знахари активно распространяли секретные лекарства, которые придали людям Бакосси смелости и сделали их невосприимчивыми к пулям или ударам мачете. После того, как 31 декабря 1966 года неизвестными были убиты трое Бакосси, Бакосси приступили к ярости, убив 236 поселенцев Бамилеке, грабя и поджигая их дома. В ответ армия вторглась, собрала всех трудоспособных мужчин Бакосси в районе Томбела и поместила их в лагеря для задержанных. Многих жестоко пытали, чтобы добиться признаний. В конечном итоге 143 человека Бакосси предстали перед судом и 17 были приговорены к смертной казни. 75 получили пожизненное заключение. [ 18 ] Район Бангем был разделен на Северный и Южный округа в 1968 году, а в 1977 году Совет Бакосси также был разделен на Северный и Южный советы. [ 3 ]
Экономические трудности
[ редактировать ]Камерун - бедная страна: ВВП на душу населения в 2010 году составил 2300 долларов США, что ставит его на 183-е место среди стран по богатству. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве. [ 23 ] После обретения независимости правительство столкнулось с растущим спросом на сельское водоснабжение. Правительство потребовало, чтобы местные общины предоставили рабочую силу для строительства объектов водоснабжения в период с 1964 по 1988 год, обеспечивая воду через общественные краны. Однако местные советы обнаружили, что стоимость подачи воды в эти краны съедает большую часть их бюджета. Когда они не смогли оплатить свои счета, Национальная компания водоснабжения Камеруна (SNEC) просто отключила подачу воды. Начиная с 1993 года SNEC пыталась приватизировать краны, чтобы сократить отходы и возместить затраты, при этом краном пользовался отдельный человек, а воду продавал. Женщины Бакосси из Томбеля резко протестовали против этих изменений. В апреле 1994 года 4000 женщин прошли маршем к офису SNEC во главе с несколькими пожилыми женщинами, которые маршировали обнаженными - их последнее оружие перед смертью - и мочились на ступеньках. На ступеньки бросали травы, которые, как говорили, могли превратиться в ядовитых змей, если кто-нибудь переступит порог. Сотрудники SNEC бежали и отказались возвращаться из-за страха перед людьми и амулетами, которые разместили женщины. Результатом стал частичный успех. Контроль над водоснабжением был передан комитету, возглавляемому женщиной, организовавшей протест. Но поставки оставались неопределенными. [ 24 ]

В 2008 году молодые фермеры Бакосси оказались перед трудным выбором: попытаться пробиться в город или рискнуть в развитии сельской местности. Некоторые начали выращивать масличные пальмы в Мбулле , но им не хватало перерабатывающего оборудования, удобрений и химикатов. Но самое главное, им не хватало дорог и транспорта, чтобы доставить урожай на рынок. Ранее кооперативы, которые давали некоторую возможность вести коллективные переговоры, были распущены, оставив фермеров, выращивающих товарные культуры, на милость частных покупателей. [ 25 ]
Выдающиеся люди
[ редактировать ]Альберт Нгоме Коме был ведущим политическим деятелем народа Бакосси. [ 26 ] Он был министром транспорта с 8 ноября 1979 года по 17 июля 1984 года при правительстве Ахмаду Ахиджо и его преемника Пола Бийи . [ 27 ] В статье 2006 года Коме описывался как член элиты Купе Муаненгуба, в которую также входил г-н Экинде Соне Бернард Иво, педагог и политик; профессор Элвис Нголле Нголле , назначенный министром лесов и дикой природы 22 сентября 2006 года; Главный судья Эпули Алох Матиас ; [ 28 ] профессор Чарльз Эпи Алобведе ; Колледж Томаса Фиша; Покойный Хон Нхон Нзуобонтане Эндрю Нгабе, покойный вождь Лукас Нзуонквелле; посол Нквелле Эканей; Мистер. Это Филип Нгвезе; Нхон Месуэ Стивен Нзуонквелле; Макоге Иво Чарльз; Нхон Нзуонквелле Эммануэль Нквелле; Николас Нквелле Метуге; Доктор Нхон Нквелле Джуд Нквелле; Генерал Эконгвезе Дивайн Нноко, назначенный военным генералом указом президента от 29 июня 2017 года; Пол Игл ; Достопочтенный. Джон Эбонг Нголе ; Доктор Нквелле Акеде Аарон, педиатр, покойный Эбонг Нгаламе и покойный судья Нгаламе Коме; актриса Синди Эмаде и вокалист, младший депутат парламента Экане Лоик Эвраде. [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с С.Н. Эджедепанг-Коге. «БАКОСИ: ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАПИСЬ» . ВСЕ БАКОССИ КОНФЕРЕНЦИЯ . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Беатрис Фрай Биме (2009). Мистика: сборник озерных мифов . Коллектив африканской книги. п. 43. ИСБН 978-9956-558-21-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «История Бакосси» . Ассоциация культуры и развития Бакосси. Архивировано из оригинала 24 марта 2011 г. Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ «Язык Бакосси» . Ассоциация культуры и развития Бакосси. Архивировано из оригинала 24 марта 2011 г. Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ «Акус, язык Камеруна» . Этнолог . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Маргарет Минзнер. «Бакосси, Акул из Камеруна» . Проект Джошуа . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Легран Н. Гонвуо и Марк-Оливер Рёдель (20 февраля 2008 г.). «Важность лягушек для жизнедеятельности народа бакосси вокруг горы Маненгуба в Камеруне, с особым вниманием к волосатой лягушке Trichobatrachusrobustus» . Саламандра . 44 1 : 23–34. ISSN 0036-3375 .
- ^ Гай Коулишоу; Робин Ян Макдональд Данбар (2000). Биология сохранения приматов . Издательство Чикагского университета. п. 401. ИСБН 0-226-11636-0 .
- ^ Корнелиус Мбифунг Ламби; Эммануэль Неба (2009). Экология и освоение природных ресурсов в западных горных районах Камеруна: проблемы управления природными ресурсами . Коллектив африканской книги. п. 87. ИСБН 978-9956-615-48-3 .
- ^ Джузеппе Топа; Всемирный банк; Кэрол Мегеванд; Ален Карсенти (2009). Тропические леса Камеруна: опыт и свидетельства десятилетия реформ . Публикации Всемирного банка. п. 80. ИСБН 978-0-8213-7878-6 .
- ^ Питер Валентин, изд. (1980). Джуджус в лесной зоне Западного Камеруна . Базель: Basler Afrika Bibliographien. п. 7 и далее.
- ^ Jump up to: а б с Пол Клаф; Джон П. Митчелл (2001). «Искушения горы Купе: колдовство богатства и его вариации» . Силы добра и зла: мораль, товары и народные верования . Книги Бергана. п. 56 и след. ISBN 1-57181-992-4 .
- ^ Рой Ричард Гринкер; Кристофер Бургхард Штайнер (1997). Перспективы Африки: читатель в области культуры, истории и репрезентации . Уайли-Блэквелл. п. 355 . ISBN 1-55786-686-4 .
- ^ Мэри Дуглас (2004). Признания и обвинения в колдовстве . Рутледж. п. 147 и далее. ISBN 0-415-33070-Х .
- ^ Элизабет Исичей (2004). Голоса бедных в Африке . Университет Рочестера Пресс. п. 103. ИСБН 1-58046-179-4 .
- ^ Вилли Шауб (1985). Бабунго . Тейлор и Фрэнсис. п. 251. ИСБН 0-7099-3352-5 .
- ^ З.А. Кончацкий; Дж. М. Кончацкий, ред. (1977). Доколониальный период: Том 1 экономической истории тропической Африки . Рутледж. п. 150. ИСБН 0-7146-2919-7 .
- ^ Jump up to: а б с Пит Конингс (2009). «Факторы, лежащие в основе конфронтации Бакосси-Бамилеке 1966 года» . Неолиберальный движение: гражданское общество и политика принадлежности в англоязычном Камеруне . Коллектив африканской книги. п. 39 и след. ISBN 978-9956-558-23-0 .
- ^ Jump up to: а б Питер Гешир; Джанет Ройтман (1997). Современность колдовства: политика и оккультизм в постколониальной Африке . Университет Вирджинии Пресс. п. 265. ИСБН 0-8139-1703-4 .
- ^ Jump up to: а б Карлсон Аньянгве (2008). Империалистическая политика в Камеруне: сопротивление и начало восстановления государственности южного Камеруна . Коллектив африканской книги. п. 64. ИСБН 978-9956-558-50-6 .
- ^ Бонгфен Чем-Лангхэ (2004). Парадоксы самоопределения в Камеруне под управлением Соединенного Королевства: поиск идентичности, благополучия и преемственности . Университетское издательство Америки. п. 179. ИСБН 0-7618-2504-5 .
- ^ Джон Персиваль; Лаладж Нил (2008). Плебисцит в Камеруне 1961 года: выбор или предательство . Коллектив африканской книги. п. 4. ISBN 978-9956-558-49-0 .
- ^ «Африка::Камерун» . ЦРУ . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Энн Коулз; Тина Уоллес (2005). Гендер, вода и развитие . Издательство Берг. п. 68. ИСБН 1-84520-125-6 .
- ^ Юрген Тисбоненкамп; Андреас-Мартин Селиньов (редактор) (2009). Междисциплинарные африканские исследования и новый афропессимизм. Симпозиум к 70-летию Генриха Бальца . Андреас-Мартин Селиньов. п. 149. ИСБН 978-3-933889-13-3 .
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). «Бакосси» . Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 59. ИСБН 0-313-27918-7 .
- ^ «Национальный совет грузоотправителей Камеруна» (PDF) . Национальный совет грузоотправителей Камеруна. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2011 г. Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ «Эпули Матиас Ало: Возвращение домой» .
- ^ Джо Динга Пефок (28 сентября 2006 г.). «Купе Муаненгуба призвал поддержать Нголле Нголле» . Горный клуб Up Station . Проверено 11 февраля 2011 г.