Народ бака (Камерун и Габон)
![]() Танцоры бака в Восточной провинции Камеруна | |
Общая численность населения | |
---|---|
от 5 000 до 30 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Центральная Африка , Камерун и Габон | |
Языки | |
Бака , Кровь , Гунди (Нгонди), французский | |
Религия | |
Африканская традиционная религия , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Ака , Гьеле , Кола |
Народ бака , известный в Конго как Баяка ( Бебаяка, Бебаяга, Бибая ), [1] — этническая группа, населяющая юго-восточные тропические леса Камеруна , северную часть Республики Конго , северный Габон и юго-западную часть Центральноафриканской Республики . Их иногда называют подгруппой тва , но эти два народа не имеют близкого родства. Точно так же имя «бака» иногда ошибочно применяется к другим народам региона, которых, как бака и тва, исторически называли пигмеями - термин, который сейчас считается уничижительным.
Личность
[ редактировать ]
Все люди бака — охотники-собиратели, ранее называемые пигмеями, живущие в тропических лесах Центральной Африки . Имея средний рост 1,52 метра (5 футов), а также ведущие полукочевой образ жизни, бака часто подвергаются дискриминации и маргинализации со стороны общества. [2]

Они проживают в юго-восточном Камеруне, северном Габоне и в северной части Республики Конго. В Конго народ бака также известен как баяка. [3] Некоторые бака также встречаются на юго-западе Центральноафриканской Республики. [4] Хотя народ бака проживает по всей территории тропических лесов Центральной Африки, в основном они сконцентрированы в Камеруне, поскольку община бака в Камеруне насчитывает около 30 000 человек. [5]

Бака — полукочевой народ, как и другие охотники-собиратели, такие как багьели и тва. Однако из-за интенсивной вырубки Африки Центральной тропических лесов [6] они постепенно становятся более малоподвижными. Давление со стороны их более высоких и доминирующих соседей, банту , также ограничило способность народа бака вести свой традиционный образ жизни.
Бака успешно сохранили свой язык, также называемый бака . Хотя языки их соседей ( кузиме , бакум и банганду) имеют корни банту, ненаучный источник утверждает, что бака происходит из другой языковой семьи, убангийской . [4] Однако в опубликованном антропологическом источнике говорится, что это язык банту. [7]
Ссылки на «пигмеи» на протяжении всей истории
[ редактировать ]Самое старое упоминание о «пигмеях» датируется 2276 годом до нашей эры, когда фараон Пепи II описал, как видел «танцующего карлика бога из страны духов». [8] в письме руководителю экспедиции по работорговле. [9] В « Илиаде » Гомер описал «пигмеев» как темнокожих людей, которым приходилось ежегодно воевать против журавлей на берегах окружающей мир реки Океан . Современные греческие источники описывают их как людей ростом с «пигме», то есть их длина составляла от локтя до костяшки пальцев, то есть около полутора футов в длину. [10] Примерно три столетия спустя, в 500 году до нашей эры, греческий Геродот сообщил, что исследователь, путешествуя по побережью Западной Африки, видел «карликовых людей, которые носили одежду, сделанную из пальмы». [9]

В 1995 году Джоан Марк написала «Царь мира в стране пигмеев» , интерпретирующую биографию Патрика Трейси Лоуэлла Патнэма, антрополога , который провел 25 лет, живя среди народа Бамбути в Заире . Марк пишет, что Аристотель в 340 г. до н. э. был первым, кто в своей «Истории животных» связал маленьких людей, которых Гомер описал в « Илиаде» , с теми, кого раньше видели на африканском побережье. Далее он объясняет, что из-за пропасти, существовавшей между Европой и Африкой после распада Римской империи , большинство европейцев, живших в 18 веке, считали «пигмеев» мифическими созданиями. [9]
По словам антрополога Пола Раффаэле, в 1890 году валлийский журналист Генри Стэнли дал первое современное описание существования таких людей. В своей книге « В самой темной Африке » Стэнли описал встречу с парой «пигмеев». Стэнли пишет о них: «В нем было имитированное достоинство Адама ; в ней женственность миниатюрной Евы ». [9]
В 1906 году конголезский «пигмей» по имени Ота Бенга был выставлен среди обезьян в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке . Ота был ростом 4 фута и 11 дюймов. Этот эпизод до сих пор остается чрезвычайно спорным в начале 21 века, о чем свидетельствует статья New York Times об Оте, опубликованная в 2006 году, в которой этот эпизод описывается как «прекрасная иллюстрация расизма, пронизывающего Нью-Йорк в то время». По данным Times , чернокожий священнослужитель и руководитель приюта для цветных сирот Говарда в Бруклине преподобный Джеймс Х. Гордон счел выставку расистской и унизительной. «Наша раса, мы думаем, достаточно депрессивна, и без того, чтобы выставить кого-то из нас среди обезьян», - сказал г-н Гордон. «Мы думаем, что достойны того, чтобы нас считали людьми, обладающими душой». [11]
Культура
[ редактировать ]Охота и собирательство
[ редактировать ]Народ бака считается основными охотниками-собирателями тропических лесов Центральной Западной Африки. [12] Однако не было показано, что ни одна группа существовала полностью за счет добывания пищи. Группы устанавливают временные лагеря из хижин, построенных из изогнутых ветвей, покрытых большими листьями (хотя сегодня все больше и больше домов строятся другими методами, например, из глины и сырцового кирпича).
Бака охотятся и собирают себе еду. Мужчины охотятся и устраивают ловушки в окружающем лесу, используя отравленные стрелы и копья с большим успехом . Мужчины также приветствуют помощь собак при выездах на охоту.
Рыбалка очень важна в культуре бака, поскольку мальчиков с раннего возраста учат пользоваться удочками. [12] Мужчины ловят рыбу, используя химикаты, полученные из измельченного растительного материала. Используя быстро текущую речную воду, они рассеивают химическое вещество вниз по течению. Этот нетоксичный химикат лишает рыб кислорода, заставляя их всплывать на поверхность, и люди бака легко их собирают. Другой метод рыбной ловли, которым обычно занимаются только женщины, - это ловля на плотинах , при которой вода откачивается из запрудной зоны, а рыба вылавливается из обнаженного грунта. Дети и девочки-подростки часто сопровождают женщин, когда они ловят рыбу в близлежащих ручьях. Их задача не только ловить рыбу вместе со взрослыми, но и помогать женщинам, присматривая за младенцами, пока они ловят рыбу. [12] Женщины выращивают такие растения, как бананы, маниоки и бананы. [12] и заниматься пчеловодством . Группа остается в одном месте, пока ее не выследят. Затем он покидает лагерь и поселяется в другой части леса. Группа является общинной и принимает решения путем консенсуса .
В засушливый сезон бака обычно переезжают и разбивают лагерь в лесу, чтобы облегчить рыбную ловлю и сбор продовольствия. [12] Бака наиболее активны в эти засушливые сезоны. Мужчины охотятся с рассвета до заката, а женщины собирают два типа фруктов: «мабе» и «пеке», из которых получают сок и орехи. Народ бака продолжает следить за деятельностью пчел, чтобы получить мед или «поки». [13]
Религия и системы убеждений
[ редактировать ]Бака поклоняются лесному духу по имени Дженги (также известному как Дженги или Эдженги). [4] Дух играет роль посредника между высшим существом Комба и народом бака. [14] Таким образом, бака сравнивают Дженги с отцом-защитником или опекуном. [4] Они твердо верят и почитают Дженги, поскольку считают, что он — единственный путь в Комбу. Народ бака верит, что Дженги вездесущ в лесу, что позволяет ему наказывать нарушителей в пределах леса. В конечном счете, бака поклоняются природе, поскольку в ней обитает Комба, а не Дженги. [4]
После успешной охоты бака поклоняются Дженги песнями благодарения и танцами в ритуале под названием Лума. [4] Эти ритуалы необходимы для того, чтобы Дженги предстал перед Бака, так как они считают, что он проявляет себя только тогда, когда среди жителей деревни царит гармония. [14] Дженги также появляется во время важной церемонии Дженги, где молодой человек превращается из мальчика в мужчину. [4] Во время этих церемоний молодые мужчины бака добровольно соглашаются пройти инициацию у Дженги. После посвящения они имеют право жить и свободно ходить по священному лесу. [14] Эту тайную церемонию изучал антрополог Мауро Кампаньоли, который утверждает, что смог принять в ней участие. [4] Журналист Поль Раффаэле описывает свой опыт работы с Дженги:
«Из тени вышли полдюжины мужчин бака, сопровождавшие существо, закутанное сверху донизу в полоски рафии красновато-коричневого цвета . У него не было ни черт, ни конечностей, ни лица. «Это Эдженги», — сказал Вассе дрожащим голосом. Сначала я был уверен, что это пигмей, замаскированный в листве, но по мере того, как Эдженги скользил по темной поляне, барабаны били все громче и быстрее, а пение пигмеев становилось все более неистовым, и я начал сомневаться в своих глазах». [9]
Смерть считается для бака несчастьем. Они считают смерть одного из своих представителей проявлением духовного раздора. Каждое племя, ставшее свидетелем смерти одного из своих членов, должно молиться Дженги и танцевать вокруг покрытого обломками трупа всю ночь. Танец, исполняемый во время ритуалов смерти, называется Мбуамбуа. После долгой ночи танцев жители деревни покидают свое место, оставив труп, и отправляются куда-нибудь еще, чтобы избежать проклятия. [14]
Традиционная медицина
[ редактировать ]Традиционная медицина бака в основном включает в себя лекарственные травы. Различные растения можно заваривать или растирать в кашицу для лечения различных заболеваний или бесплодия. Эти средства часто используются для лечения детей, поскольку в районах, где они наиболее часто используются, наблюдается высокий уровень детской смертности. Хотя эффективность этих средств не доказана, эта традиционная медицина настолько известна, что даже небака обращаются к их целителям за лечением. [15]
Многие люди бака болели Эболой , но ни у кого не было никаких симптомов. [ когда? ] [16] [17] [18]
Проблемы
[ редактировать ]Отношения
[ редактировать ]В социально-экономической и политической сферах народ бака не считается равным жителям деревни банту. [13] Бака полагаются на фермеров в плане торговых возможностей. Они обменивают часть своих первичных товаров (фрукты, дикие орехи, лекарственные растения и т. д.) на деньги и промышленные товары. Фермеры являются единственной связью бака с современной камерунской или габонской бюрократией . Из-за этого бака часто работают у фермеров в качестве наемных слуг. Таким образом, бака выполняют большинство приказов фермеров. Эти несбалансированные отношения часто вызывают напряженность между двумя группами. [13] Это неравенство усугубляется тем фактом, что некоторые жители деревни говорят по-французски (национальный язык Камеруна и Габона), но никто из бака не говорит. [12]
Отсутствие прав
[ редактировать ]Народ бака образует ацефальное общество, в котором нет политических лидеров или иерархии. [19] Это затрудняет ассимиляцию бака в политическом ландшафте Габона и Камеруна. По словам антрополога Алека Леонхардта, народ бака лишен прав человека; Леонхардт объясняет, что борьба за права бака не входит в политическую повестку дня Камеруна и Габона, а также не входит в «политическую повестку дня» ООН, несмотря на разработку Декларации о правах коренных народов , документа, целью которого является борьба с коренными народами. за права коренных народов во всем мире. [19]
Права на образование
[ редактировать ]Будучи охотниками-собирателями, а не земледельцами и полукочевыми, бака сталкиваются с трудностями в вопросах образования. Поскольку бака являются этническим меньшинством как в Камеруне, так и в Габоне, их часто либо исключают из соответствующих школьных систем, либо заставляют отказаться от своей культуры и ассимилироваться с нормативным для банту образом жизни. Формальное школьное обучение для молодежи бака часто может быть трудным для них, поскольку оно противоречит полукочевому традиционному образу жизни бака. [12]
По словам антрополога Камеи Набутаки, хотя государственные школы доступны для всех детей, бака часто предпочитают не посещать их, поскольку формальное классное образование, как правило, не является центральной частью культуры бака. Во-вторых, она объясняет, что бака предпочитают не посещать школу из-за их физической удаленности от этих школ, поскольку большинство формальных школ построены за пределами поселений бака. Бака также склонны чувствовать себя некомфортно в этих государственных школах, поскольку их физическое отличие от одноклассников банту делает их мишенью для дискриминации и издевательств. Кроме того, дети бака могут чувствовать себя некомфортно в школе из-за языкового барьера, поскольку в этих школах принимаются только французский язык и языки банту. Камей также описывает экономические препятствия для посещения школы детьми Бака; хотя школы являются государственными, расходы, связанные с их посещением, по-прежнему существуют (например, учебники и школьная форма), и родители бака часто не могут позволить себе эти расходы, поскольку лишь меньшинство общества бака регулярно имеет наличные деньги. [12]
Вырубка лесов
[ редактировать ]В последние годы вырубка тропических лесов значительно возросла. Например, были инициированы некоторые проекты по вырубке лесов с целью добычи пальмового масла , которое в большом количестве встречается в пределах леса. [20] Survival International недавно выступила с инициативой, чтобы помочь народу бака пережить экстремальную вырубку лесов в их домах. [21]
Вырубка лесов существенно влияет на бака, поскольку лес — их дом. Антрополог Сихо Хаттори зафиксировал около 100 инструментов, которые бака ежедневно используют для приготовления пищи, охоты и собирательства, проведения ритуалов и так далее. [13] Хаттори сообщает, что из этих 100 предметов 40 (или около двух пятых) были изготовлены «частично или полностью из природных ресурсов », найденных в лесу. Эти проекты по вырубке лесов могут быть чрезвычайно пагубными для бака, поскольку они разрушают окружающую среду , от которой они так сильно зависят в плане существования , а также их экономическое положение перед фермерскими общинами банту. [13]
Некоммерческие усилия
[ редактировать ]Католическая миссионерская группа Frères des Ecoles Chrétiennes (FEC) выступила с инициативой по поддержке молодежи бака, поступающей в систему формального образования, путем создания школы Мапала в 1992 году. FEC поощряла учителей бака преподавать как на французском, так и на языках бака. Родители также могли платить за обучение более низкую плату в размере 500 франков (или около одного доллара США), а их дети могли приобретать навыки, соответствующие образу жизни бака, во время занятий. Эта инициатива помогла уменьшить культурный разрыв между бака и банту. [12]
В 1998 году был инициирован природоохранный проект «Дженги» с целью защиты трех важных лесных регионов: Лобеке , Бумба (также Бек) и Нки . Руководители проекта разработали меры для достижения своей цели по сохранению разнообразия видов и листвы тропического леса. Одной из таких мер, например, было ужесточение правил охоты в лесу. Эти лидеры попытались привлечь бака к участию в проекте, поскольку новые правила не только помогут им сохранить их естественную среду обитания, но и повлияют на их образ жизни. Однако заинтересованная группа Бака не проявила особого энтузиазма и, похоже, не захотела участвовать в проекте. С другой стороны, фермеры, похоже, были полны решимости внести свой вклад в поддержку этих усилий. Антрополог Хиттори подозревает, что бака, возможно, были безразличны к проекту, поскольку считали, что это был просто еще один способ для фермеров усилить свое господство над ними. [13]
См. также
[ редактировать ]Другие группы пигмеев:
Исследователи, изучавшие культуру пигмеев:
- Колин Тернбулл
- Мауро Кампаньоли
Ссылки
[ редактировать ]- ^ или, наряду с другими народами мбенга , уничижительным бабинга , а в некоторых районах нгомбе ( бангомбе )
- ^ «Лесные люди Бака» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 года . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Журнал IC: Поддержка движения коренных народов» . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Полин, Паскаль. «ПИГЕМИИ БАКА ГАБОНА: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД» (PDF) . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Девин, Луис. «Бака Пигмеи» . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Сарно, Луи, (1996) Баяка: Необыкновенная музыка пигмеев бабензеле, Ellipsis Arts"
- ^ Бьянки, Роберт С. (2004). Повседневная жизнь нубийцев . Гринвуд. п. 49. ИСБН 978-0313325014 .
- ^ Jump up to: а б с д и Раффаэле, Пол (2008). «Тяжелое положение пигмеев» . Смитсоновский институт . 39 (9): 70–77 . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ «Пигмеи» . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Келлер, Митч (6 августа 2006 г.). «Скандал в зоопарке» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Камей, Нобутака (2001). «Образовательный проект в лесу: обучение детей бака в Камеруне». Монографии по африканским исследованиям . 22 (дополнительный выпуск): 185–195. дои : 10.14989/68400 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хаттори, Сихо (март 2005 г.). «Охрана природы и жизнь охотников-собирателей в тропических лесах Камеруна». Монографии по африканским исследованиям . 29 (дополнительный выпуск): 41–51. дои : 10.14989/68446 .
- ^ Jump up to: а б с д Азомбо, Франклин. «Синод Батурийской епархии» . Взгляд на культуру и религию бакасов . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ National Geographic: Бака - Люди леса (1989), фильм Фила Агланда
- ^ «Многие жители Западной Африки могут иметь иммунитет к вирусу Эбола» . Нью-Йорк Таймс . 5 сентября 2014 г.
- ^ IRD - Возможный естественный иммунитет к Эболе?" - http://en.ird.fr/the-media-centre/scientific-newssheets/337-possible-natural-immunity-to-ebola . Архивировано 14 сентября 2014 г. Вейбэк-машина
- ^ PLOS - Высокая распространенность как гуморального, так и клеточного иммунитета к заирскому эболавирусу среди сельского населения Габона - http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0009126
- ^ Jump up to: а б Леонхардт, Алек (сентябрь 2006 г.). «Бака и магия государства: между автохтонией и гражданством». Обзор африканских исследований . 49 (2): 69–94. дои : 10.1353/arw.2006.0110 . S2CID 145211779 .
- ^ «Вырубка тропических лесов ради пальмового масла в Камеруне» . Фонд охраны дикой природы . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ « Пигмеи» — Survival International» . Проверено 3 декабря 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фансо, В.Г. (1989) История Камеруна для средних школ и колледжей, Vol. 1: От доисторических времен до девятнадцатого века. Гонконг: Macmillan Education Ltd.
- Неба, Аарон, доктор философии. (1999) Современная география Республики Камерун, 3-е изд. Баменда: Издательство Неба.
- National Geographic: Бака - Люди леса (1988)
- Сарно, Луи, (1996) Баяка: Необыкновенная музыка пигмеев бабензеле, Ellipsis Arts
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Культура, музыка и обряды пигмеев Бака с фотографиями и звуковыми ландшафтами
- Лесные люди Бака. Архивировано 11 декабря 2008 г. в Wayback Machine. Акцент сделан на их музыке с фотографиями, видео и аудиоклипами.
- Бака Пигмеи Камеруна с фотографиями и этнографическими заметками
- Мауро Кампаньоли - Полевые работы Антропологические исследования среди пигмеев бака
- Пигмеи Бака, поворотный момент, фильм CNRS/IRD, 40 минут - Пигмеи Бака - Восточный Камерун