Люди мпонгве
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Габон | 60,000 [1] |
Языки | |
Мпонгве , французский | |
Родственные этнические группы | |
Мьене , Орунгу |
Мпонгве — в этническая группа Габоне , известная как самые ранние известные жители устья реки , где Либревиль сейчас расположен .
История
[ редактировать ]Язык мпонгве идентифицирует их как подгруппу народа мьене банту , которые, как полагают, жили в этом районе около 2000 лет, хотя кланы мпонгве, вероятно, начали прибывать только в 16 веке, возможно, для того, чтобы воспользоваться преимуществами торговые возможности, предлагаемые приезжающими европейцами . Мпонгве постепенно стали посредниками между побережьем и внутренними народами, такими как бакеле и секе . Примерно с 1770-х годов мпонгве также стали участвовать в работорговле . В 1830-х годах торговля Мпонгве состояла из рабов, красителей , черного дерева , каучука , слоновой кости и камедь-копала в обмен на ткань , железо , огнестрельное оружие и различные формы алкогольных напитков.
В 1840-х годах, ко времени прибытия американских миссионеров и французских военно-морских сил, мпонгве состояло из 6000-7000 свободных людей и 6000 рабов, организованных примерно в два десятка кланов. Четыре из этих кланов были выдающимися; Асига и Агуламба на южном берегу, а также Агеказа-Гласс и Агеказа-Квабен на северном берегу. Каждым из этих кланов управлял ога , что европейцы переводят как «король», хотя руководство клана было в основном олигархическим.
Мпонгве вели обширную прибрежную торговлю на побережье Центральной Африки. Отчет об этой торговле включает в себя рассказ Поля Дю Шайю в середине 19 века. Лодки мпонгве могли достигать 60 футов в длину. в ширину и 3 фута в глубину. Более крупные суда включали мачты и паруса из плетеных пальмовых ветвей грузоподъемностью 8–10 тонн. [2]
Французское колониальное правление
[ редактировать ]Французы воспользовались давним межклановым соперничеством, чтобы закрепиться; в то время как «король Денис» ( Анчуве Кове Рапончомбо ) из Асигаса отговорил французов от использования территории его клана, «Король Гласс» ( Р'Огуарове ) из Агеказа-Гласс подчинился только после бомбардировки в 1845 году, а «Король Людовик» ( Ангиле Ре-Дове ) из Агеказа-Квабена уступил свою деревню Около и переехал, оставив французам основать форт д'Омаль на месте деревни в 1843 году.
Сочетание подавления работорговли и прямых контактов европейцев с внутренними районами уменьшило состояние Мпонгве, но в то же время миссионерские школы позволили молодому Мпонгве работать в колониальном правительстве и на предприятиях. Население значительно сократилось в результате оспы , и, по оценкам 1884 года, насчитывается всего около 3000 мпонгве. Миграционное давление фангов превратило многих мпонгве в городскую жизнь в начале 20 века, и они стали лидерами как во французской колонии, так и в независимом Габоне.
Социальные отношения с европейцами
[ редактировать ]По мере того как африканские и европейские общины сходились вдоль побережья, мпонгве скорректировали традиционные практики, включив в них межрасовые отношения между женщинами мпонгве и европейскими мужчинами. К середине 19 века для женщин мпонгве стало обычным явлением вступать в сексуальные и домашние отношения с европейскими мужчинами в обмен на выкуп за невесту. [3] В результате многовековых контактов с европейцами возникло смешанное население: метисы . В то время метисов можно было найти почти в каждой семье Мпонгве. Семьи мпонгве даже поощряли своих дочерей общаться с европейскими мужчинами. Такие союзы не считались законными браками согласно французскому законодательству, но существовали в общинах Мпонгве до тех пор, пока было дано согласие семьи и выкуп за невесту. [3] Эти браки предоставили женщинам возможность приобрести собственность и получить французское гражданство. [3] Поскольку эти межрасовые союзы продолжались и в 20 веке, африканские и французские общества стремились ограничить эти союзы, поскольку женщины мпонгве начали заявлять о своем европейском происхождении как средство отстаивать свой голос в обществе. Популяция метисов не только столкнулась с гендерными ролями внутри африканского сообщества, но также бросила вызов проницаемости социальных и правовых иерархий под колониальным правлением.
Известные люди
[ редактировать ]- Симона Сен-Дени (1930-2008) - габонский профсоюзный лидер.
Культура
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2014 г. ) |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрик Янг, «Мпонгве», в Энциклопедии Африки , Том 1 (Oxford University Press, 2010), 195.
- ^ В. Тариху, Фаррар (2020). Доколониальная африканская материальная культура: борьба со стереотипами технологической отсталости . Роуман и Литтлфилд . п. 243. ИСБН 9781793606433 .
- ^ Перейти обратно: а б с Жан-Батист, Рашель. «Черная девушка не должна быть с белым мужчиной» Журнал женской истории 22.2 (2010): 56-82. Распечатать.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Гардинье , Исторический словарь Габона, 2-е изд. (The Scarecrow Press, 1994), стр. 232–235.
- Рэйчел Жан-Батист, «Черная девушка не должна быть с белым мужчиной», Журнал женской истории 22.2 (2010): 56–82.