Квеле люди
Народ Квеле , или Баквеле, — племенная группа восточного Габона , Республики Конго и Камеруна в Центральной Африке. По языку они относятся к языковой группе банту. Их популяция насчитывает около 120 000 особей. [ 1 ] : 26 Они бежали из прибрежной зоны Западной Африки в XIX веке после того, как их традиционные враги приобрели огнестрельное оружие у работорговцев. Эту ссору часто называют войной «Пупу». Затем квеле поселились на землях между реками Джа и Ивиндо . Их предполагаемые пять отдельных лингвистических подгрупп идентифицируются по различиям в том, где находится их сообщество на карте, куда они мигрировали с течением времени, политической структуре, представлениях, реализуемых в ритуалах, и сплоченности сообщества внутри каждой. [ 1 ] : 79–80 Когда возникают конфликты, их стратегии решения этих проблем могут определяться интенсивной индивидуальной конкуренцией. На важные отношения влияет линия происхождения отца из-за прошлых политических решений и отношений по отцовской и родственной линии. [ 1 ] : 79
Первые этнографические полевые исследования, связанные с народом Квеле, проводились только в начале 1960-х годов. Их искусство было признано, но информация о художниках и сообществе была ограничена.
Свекольные обряды
[ редактировать ]Когда на общину Квеле обрушивались такие несчастья, как голод, война, споры, плохая охота и смерть, они обращались к могущественным предкам и просили вернуть людям гармонию. Этот обряд очищения известен как свекла. Эту практику упускают из виду специалисты, известные как гаа-бете. Чтобы призвать предков на помощь, община предлагала им реликвии, принадлежавшие базару. Бааз — это семейная группа избирателей, имеющая право голоса в делах деревни. Гаа Бите связывается с предками, чтобы решить, были ли приняты подаренные реликвии. Если реликвии не принимаются, гаа бите идентифицирует человека, у которого есть желаемая реликвия, даже если этот человек из другой деревни. Затем реликвии используются для приготовления лекарственного напитка. По завершении те, кто пострадал от несчастья, глотали отвар или позволяли ему побрызгивать себя. Считалось, что это защита от любого вреда, который присутствовал. Теперь каждые несколько лет квеле устраивают обряды свеклы. Их начали практиковать для предотвращения вреда, а не только для его устранения при наличии вреда. [ 2 ] : 22
Плоские маски были созданы для использования в обрядах свеклы. Маска духа куста, кук, руководит сообществом в танцах свеклы. Эти танцы с сообществом помогают укрепить связь между всеми, а также помогают чтить предков. [ 3 ] : 39 Считалось, что энергия, вырабатываемая общественными танцами, повышает силу и эффективность реликвий, подаренных предкам. [ 2 ] : 111
Маски
[ редактировать ]

Маски — это форма искусства для жителей Африки. Формы, размеры, гравюры, цвета, добавленные материалы и ритуал, в котором они используются, отличают каждую маску от другой. Несмотря на то, что маски Квеле воплощают в себе определенную простоту, [ 4 ] : 40 они не уклоняются от использования анималистических, зооморфных и антропоморфных черт. Объединение человеческих черт с анималистическими помогает объединить людей с лесными духами и животными, с которыми они живут. Считается, что они олицетворяют доброжелательных лесных духов. Рога на маске присутствуют в честь лесных духов, связанных с присутствием предков. [ 5 ] : 11
У многих нет открытых прорезей для глаз, а маски скорее показаны, чем надеты. Некоторые из их масок расписаны белой каолиновой глиной, которая у квеле ассоциируется со светом и ясностью. [ 6 ] : 69 Многие из их масок имеют вогнутые черты, что позволяет предположить, что на маски можно было смотреть только спереди. [ 7 ] : 55
Кроме того, не все маски предназначены для ношения. Некоторые маски Квеле созданы без прорезей для глаз и поэтому используются исключительно в церемониях. [ 6 ] : 69 Маски часто встречались в домах старейшин. Существует три категории масок: маски духа Буша, маски гон и нгонтанган. Маски духов Буша считаются хранителями. Они часто напоминают черты летяги или совы. Маски Гона имеют тенденцию напоминать гориллу. Маски призваны иметь агрессивный и устрашающий вид. Тот, кто носит маску, должен воплощать в себе таинственные и храбрые качества.
Гон Маска
[ редактировать ]Гон прибывает во время обряда бетэ, и об этом прибытии объявляют за день до его появления в деревне. Присутствие гона придает ощущение свирепости и храбрости. Маска, которую носит этот маскарад, похожа на череп гориллы. Маска создана, чтобы посеять страх и вызвать восхищение. Помимо маски, одежда того, кто ее носит, покрыта угольной пылью и физически ограничена. В ходе ритуала ему удастся выбраться из оков. Он продолжит обходить деревню в поисках добычи. [ 2 ] : 297
Маски в форме сердечек
[ редактировать ]Заметная маска квеле и других народов экваториального леса — это маска в форме сердца. Детали, изображенные на них, типичны для масок Квеле. Эта маска, обычно сделанная из плоского или изогнутого дерева, воплощает черты обезьян, птиц, бабочек или лица предков. Когда его носят в ритуалах, он отдает дань уважения предкам. Он зажигает коллективную память о сообществе, в котором он выступал раньше, и отгоняет злых духов, живущих среди них. Эта маска полностью раскрывает свой потенциал при использовании в ритуалах. Тот, кто носит эту маску, также может быть укрыт такими вещами, как листья или кусочки овощей и ткань. [ 5 ] : 9
Колониализм
[ редактировать ]До 1900-х годов о предметах, созданных Квеле, не было известно. [ 8 ] : 80 Колониальные миссионеры, прибывшие в Африку, стремились торговать такими вещами, как каучук и слоновая кость. Французский колониальный администратор Экваториальной Африки Аристид Куртуа известен большим количеством артефактов, которые он привез в Европу с 1930 по 1933 год. Рядом с ним был коллекционер Чарльз Раттон, который помог привлечь внимание зрителей к красоте племенного искусства. В 1930 году в галерее Писаль прошла парижская выставка, демонстрирующая искусство Квеле.
Искусство и репертуар многих африканских общин были оценены по достоинству, а затем широко использованы для развития новой волны искусства, смешанной с новым модернистским авангардом. В конечном итоге рождение кубизма. » Пикассо « Авиньонские девицы демонстрирует использование композиции и стиля панафриканского искусства. Художники хотели бросить вызов господствующему искусству того времени. [ 9 ] : 1 Длинные и вогнутые черты лица стали популярны в западной скульптуре и живописи после того, как художники увидели эти характеристики в африканском искусстве. [ 7 ] : 55
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рупп, Стефани (2011). Леса принадлежности: идентичности, этническая принадлежность и стереотипы в бассейне реки Конго . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-80302-9 . OCLC 793207969 .
- ^ Jump up to: а б с Бём, Барбара Дрейк (2007). Вечные предки: искусство центральноафриканского реликвария . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-227-5 .
- ^ ЛаГамма, Алиса (2007). «Вечные предки: Искусство центральноафриканского реликвария» . Африканское искусство . 40 (4): 32–43. дои : 10.1162/afar.2007.40.4.32 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 20447855 . S2CID 57560876 .
- ^ Пенсильванский университет; Пласс, Маргарет (1956). Африканская племенная скульптура . Филадельфия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Нейт, Франсуа. «Маски народа Квеле, северо-восток Габона и Конго-Браззавиль» (PDF) . Река Конго, выставка «Искусство Центральной Африки» .
- ^ Jump up to: а б Ханер-Герцог, Ирис (1998). Африканские маски из коллекции Барбье-Мюллера, Женева . Мария Кечкеши, Ласло Вайда, Джон Уильям Габриэль, Коллекция Барбье-Мюллера, Haus der Kunst München. Мюнхен: Престель. ISBN 3-7913-1806-3 . OCLC 38877383 .
- ^ Jump up to: а б Химмельхебер, Ганс (1971). «Вогнутое лицо в африканском искусстве» . Африканское искусство . 4 (3): 52–55. дои : 10.2307/3334432 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 3334432 .
- ^ «Искусство квеле Экваториальной Африки: маски предков, маски духов кустарника | WorldCat.org» . www.worldcat.org . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Гор, Чарльз (2008). «Маски и современность» (PDF) . Африканское искусство . 41 (4): 1–7. дои : 10.1162/afar.2008.41.4.1 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 20447912 . S2CID 57571227 .