Jump to content

Вили люди

Вызов
Фотография мальчика Вили, примерно 1910 год.
Общая численность населения
100 000
Регионы со значительной численностью населения
Республика Конго
Габон
Демократическая Республика Конго
Ангола
Языки
Вили , француз
Религия
Христианство, африканская традиционная религия и религиозный синкретизм
Родственные этнические группы
Народ Конго , народ Войо , народ Линдджи , народ Котчи , народ Йомбе , народ Пуну , народ Лумбу и народ Кугни
Вызов
Человек Зло, Н'фиоте, Зло, Мус' Борьба, Зло
Люди Бувили, Буфиоте, Ивили, Бас Лванго
Язык Гражданские лица
Страна Да, я Луанго

Народ Вили — центральноафриканская этническая группа, проживающая на юго-западе Габона , в Республике Конго , Анголе и Демократической Республике Конго . Это подгруппа народов банту и конго .

Вместе с йомбе , лумбу, вунгу, пуну и куни они гармонично жили в пределах бывшего королевства Лоанго . с куни, бундику У них даже сложились добрососедские отношения , чтобы избежать конфликтов.

Культура Вили богата светской историей, обществом матрилинейности , которое является основой языка Вили, полного нюансов, в котором пословицы занимают видное место; оригинальной системы измерения, [1] духовности, чья Нкиси , [2] Нкиси Конде, или фетиши на ногтях, являются известным физическим изображением. Эти артефакты сами по себе являются «комментариями». Они дают ключи к пониманию творчества и самобытности, которые преобладали во время их создания. [3]

Хотя существует множество документов, касающихся истории Королевства Конго, Королевство Лоанго гораздо меньше документировано письменными источниками.

Вили очень рано установили равноправные отношения с жителями Запада, особенно в торговле. Однако этот контакт с Западом и участие в работорговле обогатили крошечное меньшинство ценой разрушения социальной структуры Вили. Эпидемии трипаносомоза и оспы еще больше сократили численность этого народа.

В зависимости от источника и контекста существует несколько форм: Бавили, Бавилис, Фиоте, Ивили, Лоанго, Вилис. Термин «фиоте» («черный»), используемый португальскими поселенцами, теперь считается уничижительным. Термин Вили также относится к их культуре и традициям.

Они говорят на вили , языке банту, число говорящих на котором в 2010 году оценивалось в 50 000 человек. Примерно 45 000 насчитывалось в Республике Конго и 5 000 в Габоне. Другие известные имена и диалектные названия: Civili, Civili ci Luango, Civili ci Moongo, Civili ci Waanda, Civili ci Yombe, Fiot, Fiote, Tshivili, Tsivili. Близкая этническая группа: котчи, линдджи, сиюмбе, войо, йомбе, йомбе. [4]

Вили, а также йомбе (этнически наиболее близкие к народу вили в культурном и географическом отношении), [5] Лумбу, Вунгу, Пуну и Кугни составляли этнические компоненты древнего королевства Лоанго . Также наблюдалось смешение с пигмейскими популяциями бабензи, бинга или бака.

В шестнадцатом веке на побережье Лоанго местному населению навязывается династия Бавойо, принадлежащая могучему Братству кузнецов Буванджи во главе с Нджимбе и опирающаяся на армию воинов. Согласно нескольким источникам, таким как английский исследователь Эндрю Баттель , [6] Присутствовавший в этом регионе около 1610 года голландец Ольферт Даппер , [7] как и английский торговец Р.Э. Деннетт , Нджимбе станет основателем Королевства Лоанго и его первым сувереном, правление которого продлится около шестидесяти лет.

Первоначально провинция Королевства Конго (Kongo Dia Nthotila — Конго короля ), королевство Лоанго, в компании двух провинций Нгойо и Каконго , была освобождена в шестнадцатом веке и занимала обширную территорию площадью от от региона Сетте-Кама до Габона , до нынешней Кабинды на юге, от массива Майомбе на востоке до границ Королевства Анзику и Атлантического океана на западе, где располагалась столица Бвали. Пословица ясно иллюстрирует первоначальную общину трех сепаратистских провинций, а также религиозную роль короля Нгойо. Это: «Маконго Ннуни, Мангойо Нтоми, Малоангу нкаси», что буквально означает «Маконго — муж, Мангойо — священник (хранитель и служитель храма Чибила бога Бунзи), а Малвангу — женщина».

Правящая семья происходила из этнической группы вили, а именно из кланов Конди и Нката. Это государство имело социальную и политическую организацию с королем, правительством и губернаторами семи провинций. Сильная политическая приоритезация позволила некоторым летописцам провести аналогию с феодальными обществами средневековой Европы . В то время в Лоанго уже преобладал выборный механизм, особенно при назначении будущего суверена.

В истории Королевства Лоанго нет видимых следов. Однако вскоре он начал обмены с европейцами, в основном португальцами, сбежавшими от баней или бывшими торговцами черным деревом. Немцы, англичане и голландцы открыли фабрики в окрестностях крупных деревень.

Искусство

Фигура Вили из Республики Конго. Конец 19 века. Когда-то принадлежал художнику Анри Матиссу.

Скульптуры Вили были оценены важными коллекционерами, в том числе парижским художником Анри Матиссом, чья фигура Вили оказала решающее влияние на Пабло Пикассо в его ранний африканский период в 1906 году.

Европейская колонизация

[ редактировать ]

С 1849 по 1944 год – Расширение.

[ редактировать ]
Упадок Королевства Лоанго
[ редактировать ]

в 1849 году в качестве услуги за абордаж на бразильский корабль «Элизия» или «Илизия» было передано около тридцати или нескольких сотен рабов из этнических групп вили, лумбу, яка или бонго. фрегата французского флота «Пенелопа» Согласно источникам, [8] [9] [10] после трехлетнего пребывания в Сенегале были навсегда установлены в устье Комо среди деревень Мпонгве . Этот инцидент ознаменовал рождение Либревиля , политической столицы Габона , подобно Фритауну в Сьерра-Леоне.

Конец девятнадцатого века ознаменовал начало упадка Королевства Лоанго . Последний пострадал от побочного ущерба соперничества европейцев в Центральной Африке, особенно между Пьером Саворньяном де Бразза и исследователем Генри Мортоном Стэнли . Чтобы обеспечить односторонний контроль над морским фронтом Конго и Габона, Франция навязала традиционным властям договоры.

Ма Лоанго Манимакоссо-Чинкоссо , правивший с 1879 по 1885 год, ослабленный блокадой побережья, установленной кораблем «Сагиттер», препятствующим любым контактам между деревнями, был вынужден капитулировать. 12 марта 1883 года он подписал с кораблем лейтенантом Робертом Кордье договор о суверенитете, торговле и распоряжении территорией в присутствии португальских торговцев Мануэля Сабоги и француза Фердинанда Пишо. Более того, центральная власть Ма Лоанго ослабевает в пользу местных властителей. Некоторые из них, в том числе Андре Мо-Ломба (коренной житель, воспитанный португальскими миссиями, основатель деревни Чимбамба), Мамбома Макоссо , Мвумво Лусиено и Матчимбамба , парафировали 21 июня 1883 года Пунта-Неграский договор с той же корабль «Лейтенант Кордье», позволивший Франции завладеть этой территорией,В то же время, в португалоязычном периметре, два года спустя, 25 февраля 1885 года, принцы и знать королевств Каконго , Лоанго и Нгойо корвета подписали с Гильерме Огюстом де Брито Капелло, командиром португальского Раинья , Симуламбукуский договор , который ставит их под защиту Королевства Португалия ,

Королевство Бельгия подписало не менее 289 договоров в период с 1883 по 1884 год при завоевании долины Куилу-Ниари , территории, переданной Франции на Берлинской конференции в 1885 году. Оно ратифицирует все эти договоры, делая Францию ​​абсолютным правителем части Центральная Африка от правого берега реки Конго до границ Габона, завершив тем самым раздел Африки между колониальными державами. Контроль над прибрежными базами также позволил отправить многочисленные экспедиции в Чад и даже Судан ( Инцидент в Фашоде ).В Лоанго, столице, находится правительство и официальные учреждения, управляющие внутренней и внешней торговлей. Это единственный выход караванных троп к океану. В Пуэнт-Нуаре , нынешней экономической столице, есть несколько рыбацких деревень, таких как Бу-Мву-Мву (расположение отеля Novotel на Шарля де Голля проспекте ); - буквально Мвумву означает то, что длится, то, что вечно, и, в более широком смысле, М;Бу Мвумву. Это пляж, вечное Море. -, М'Буку (нынешний район Муйондзи ).

Нынешние периферийные районы Пуэнт-Нуара в это время представляют собой лишь деревни: Лоанджили , Сиафуму, Чимбамба, Мпита, Чимани…В 1888 году вили Габона оккупировали Маюмбу и обменялись с народом Лумбу, расположенным вдоль лагуны Банио. Эти два народа группы Конго понимают друг друга без переводчика.

Король Лумбу Майомбе Иньондроу , старейший в регионе, командовал Майомбе , Маюмбой и частью Сетте Кама . Он улаживает споры между лидерами кланов Вили и Лумбу.Вили Маюмбы были созданы Гуфилой и освободились от Ма Лоанго. Торговцев Вили из Лоанго, отправившихся в Сетте-Кама на побережье, также часто лишают узлов с тряпками.

Упадок города Лоанго и появление Пуэнт-Нуар
[ редактировать ]

В 1897 году завершение строительства железной дороги Матади-Леопольдвиль и особенно основание Пуэнт-Нуар в 1922 году, а также строительство глубоководного порта и железнодорожной линии ускорили упадок столицы Лоанго. Действительно, его бухта с малой осадкой не позволяет приземлять суда для перевозки людей и грузов. Лоанго тогда только приветствовал захоронения дворян Вили и поселенцев.Более того, верфи нового порта и Конго-Океанская железная дорога подтолкнули мужчин к эмиграции в Пуэнт-Нуар. За исключением небольшой рыбацкой деревни Нджинджи, именно рабочие этих двух верфей составляли основную часть коренного населения Пуэнт-Нуар. В город также приезжают люди, привлеченные созданной работой. В их число входят торговцы из Габона , Дагомеи , Того и Ганы .

Французские колонизаторы, стремясь избежать конфликтов с туземцами, резервируют участки болот, непригодные для земледелия и пустые от населения. Они также признают обычное право: неплодородная земля принадлежит всему сообществу. Но это правило не всегда соблюдается.Так, в 1910 году деревня Комби Буилика была удалена с карты. Ее жители во главе с вождем Луиси Сакала, по словам старшего сына патриарха Нфук-Ласси, были изгнаны и экспроприированы с этой земли по воле поселенцев по меркам развития Пуэнт-Нуара. Последние, не найдя никаких подходящих мест, кроме этого плато, для строительства взлетно-посадочной полосы, способной принимать самолеты, поэтому, к сожалению, переехали в эту деревню, которая находилась на нынешнем месте аэропорта Агостиньо Нето в Пуэнт-Нуаре . Он простирался между нынешней авиабазой и рекой Чинука и примыкал к деревням Нтие-Тье, Мбуку, Мпака, Мполо, Чимани, Нгойо, Чибамбука, Мпита, Чинука, Малала и Чимбамба.

В 1924 году Эрве Мапако-Нали, отец Мамбу Эме Гнали и Жан-Феликса Чикайи, стал первыми учителями Среднего Конго, окончившими школу Уильяма Понти на острове Горе в Сенегале.Потребность в рабочей силе вызывает массовый приток людей из внутренних районов (которых туземцы называют Биланда Лаил , «железнодорожники»); Их жилищные потребности способствуют развитию города. Вилисы, которые до сих пор составляли большинство жителей региона, теперь должны делить землю и работать с аллохтонным населением. Они видят, что территория их обитания уменьшается в соответствии с атомизацией королевства.

Куйлу, помимо того, что является страной иммиграции, также является страной эмиграции и экспатриации во время колонизации. Создание плантаций кофе и какао в Фернандо-По и Сан-Томе , Портаге, обучение и перспектива получения зарплаты вызывают значительный отток местной рабочей силы в сторону Браззавиля , Габона и Убанги-Шари .Более того, вили, в отличие от народа йомбе , менее привязаны к земле из-за своего коммерческого призвания и позиционирования в качестве посредников между населением внутренних районов и европейскими торговцами людьми. Все эти миграционные потоки спровоцируют массовый исход из сельских районов, усугубляя старение и гендерный дисбаланс. продолжающаяся депопуляция Бвали , столицы бывшего королевства Лоанго Проиллюстрирована .

Сочетание эпидемий оспы и трипаносомоза , а также применение испытательного яда (испытания) для определения виновников, в частности подозрительных смертей, также способствуют уменьшению численности населения потомков Королевства Лоанго.

С 1945 по 1960 год – Деколонизация.

[ редактировать ]

Франция вышла из Второй мировой войны обескровленной. Через учредительное собрание оно создает новые институты для оживления политической деятельности в стране. Представительство Франции затем распространяется на заморские территории, такие как АЭФ, коренные жители которого имеют возможность выбирать представителей. В то время как старые колонии, такие как Вест-Индия, избирают своих депутатов всеобщим голосованием, АЭФ. и AOF имеет две отдельные коллегии выборщиков: первая предназначена для жителей мегаполиса, а вторая - для коренных жителей, не являющихся гражданами. Габон и Среднее Конго из-за своей малочисленности составляют единый избирательный округ для выборов члена парламента этой второй коллегии. [11]

7 декабря 1945 года, после второго тура, Жан-Феликс Чикайя был избран членом Ассамблеи раньше Жана-Илера Обама , Жака Опанго , Иссебе и Франсуа-Муссы Симона соответственно. Родившийся в Либревиле, месте эмиграции своего отца, портной Макоссо Чикайя позволил победителю опередить своих конкурентов, в том числе и габонских кандидатов. Помимо того, что он работал в Габоне и завязал крепкие дружеские отношения, он получил голоса Вили и Лумбу Нгуни и Приморского Огове . Однако соперничество между Средним Конго и Габоном , а также между вили и мпонгве , первыми двумя этническими группами двух стран, которые вступили в контакт с западной цивилизацией, приведет к разделению на два отдельных округа.

В 1946 году Жан-Феликс Чикайя, великий убийца колониализма в Национальном собрании Франции, где он заседает от Четвертой республики, основал свою партию PPC. ( Конголезская прогрессивная партия ), близкая к Французской коммунистической партии, в компании молодых управленцев, таких как Жозеф Пуабу или Роберт Стефан Читшель. Последний, правая рука основателя, станет главным аниматором вечеринки в Пуэнт-Нуаре и Куилу . Он сплачивает вокруг себя всех железнодорожников Конго-Океанской железной дороги . В 1956 году он вместе со своим наставником вместе с аббатом Юлу основал UDDIA (Демократический союз защиты африканских интересов). Последняя партия, политически мобилизуя лари (жителей округа Пул и Браззавиля ), берет на себя политическое лидерство в PPC и позволяет Стефану Читчелле стать первым мэром Пуэнт-Нуара из числа коренного населения. Позже он занимал несколько министерских должностей.

Конго-Браззавиль в эти годы деколонизации считается одним из фронтов антикоммунистической борьбы во франкоязычной Африке. Париж хочет любой ценой, чтобы будущее независимое Конго принадлежало не «красным», а другу-политическому лидеру. Париж также изначально надеялся сделать Браззавиль центром французских действий в Центральной Африке в направлении Конго-Киншаса, поскольку все заговоры, направленные против бывшего Бельгийского Конго, проходили через Браззавиль.

Франция, также стремящаяся обуздать освободительные стремления своих колоний, использует секретных агентов, таких как дагомейец Антуан Азум, [12] [13] шедевр КПП. Затем перешел в UDDIA или французскую секретную службу, чтобы связаться с конголезскими политиками. Азум — офицер французской разведки, которого лечил Морис Робер [руководитель французской секретной службы по Африке], и он присоединился к политической команде Жана Моришо-Бопре [поверенный в миссии в Генеральном секретариате по делам Африки]. Главы африканских государств, такие как Фульбер Юлу , Феликс Уфуэ-Буаньи или Нгарта Томбалбайе , доверились ему. Действительно, именно через своего посредничества Франция, начиная с 1956 года, будет способствовать победе Юлу (действия в масштабах конголезской территории), чтобы поставить ее на ту же основу равенства, что и ее два главных соперника Жан-Феликс Чикайя и Жак Опанго . Затем Франция добилась вступления Юлу и его партии в Африканское демократическое объединение RDA (Rassemblement Démocratique Africain). (Действия на африканском уровне) в начале 1958 года; Таким образом, он напрямую конкурирует с Чикайей, который затем вышел из RDA. Наконец, Франция открывает Юлу врата вселенной, обычно предназначенной только для африканских депутатов (действия на французском уровне), в данном случае в Чикайе.

Африканское социалистическое движение (MSA) Жака Опанго, местное ответвление Французской секции международного и рабочего класса (SFIO) Ги Молле , выиграло выборы в Территориальную ассамблею 1957 года. Это большинство не пережило бегство Жоржа Ямбо. , член парламента от Гранд Ниари , тем самым давая чаевые руководству MSA. В UDDIA в составе Территориальной ассамблеи в ноябре 1958 года. В Браззавиле и Пуэнт-Нуаре вспыхнули кровавые беспорядки и вандализм, в основном между гражданами этнических групп лари и мбочи. Этот тревожный период совпадет с переносом столицы среднего Конго из Пуэнт-Нуара в Браззавиль. [14] Таким образом, часть административных, политических и экономических решений, касающихся города Пуэнт-Нуар, теперь принимается в Браззавиле.

Постполитическая независимость

[ редактировать ]

Судьба народа Вили после обретения независимости тесно связана с геополитической и экономической эволюцией республик Конго , Демократического Конго, Габона и Анголы .

Карта провинции Кабинда (Ангола).

Кабинда была включена в состав Португальской колониальной империи отдельно от своего большого соседа на юге Анголы. Ведь уже в то время две территории разделяла река Конго .

Вторая статья Симуламбукуского договора , подписанного в 1885 году, часто используется сепаратистами Кабиндиса в качестве аргумента. В нем говорится, что Португалия должна обеспечить целостность территорий, находящихся под ее защитой. Кабинди отпраздновали в 2005 году 120-летие этого договора, к ужасу ангольских властей, которые считают, что этот договор противоречит действительности, превращая Кабинду в ангольский анклав. Такое дифференцированное прочтение Договора также лежит в основе векового конфликта между двумя сторонами.

Клубника
[ редактировать ]

Вили Габона в основном проживают в Маюмбе. Этот населенный пункт, насчитывающий около 5000 душ, является последним габонским городом перед выходом на границу с соседним Конго. [15] Регион Маюмба известен своей до сих пор нетронутой дикой природой, огромными пляжами, которые простираются вне поля зрения, омываемыми сильными волнами и сильными течениями. Эту дикую сторону подчеркивает Национальный парк Маюмба , площадь которого составляет около 870 квадратных километров. Это охраняемый заповедник, где процветает широкий спектр видов животных и растений. К ним относятся крокодилы, шимпанзе , гориллы, различные обезьяны, леопарды, слоны, антилопы, буйволы. Это также прекрасное место для наблюдения за различными видами птиц. [16] Из водных видов не осталось акул, горбатых китов, дельфинов и кожистых черепах, которые приходят отдохнуть на пляжах. Экваториальный лес и мангровые заросли являются домом для множества видов ценных деревьев и растений.Некогда процветающий город стал призрачным. Фактически, жизнеспособного экономического сектора не существует. Эксплуатация древесины, которая была гордостью Маюмбы, была поражена экономическим кризисом и запретом на вывоз ценных пород древесины и бревен.

Для экспортного бизнеса портом служит только рыбацкая деревня бенинского и тоголезского происхождения. Однако закладка первого камня строительства глубоководного порта датируется 1975 годом под председательством Омара Бонго. До сих пор эта работа все еще не из земли и жители все еще ждут, потому что ее целесообразность не очевидна.

Либревиль
[ редактировать ]

Вили уже давно обосновались в районах Либревиля : Монтань-Сент, Авеню-де-Куанте, Номбакеле, Пти-Париж, Мон-Бони, Кампань, Гласс, Тулон, Плен-Нигер, Луи. В 1940-х годах тремя из шести уважаемых великих районных лидеров, разделивших место Либревиля, были Вили: Ламу от Малого Парижа, Лёмбе от Номбакеле и Луии от Тулон-Гласса.Во время войны 1962 года, спровоцированной забитым голом во время матча между национальными футбольными командами Габона (Azingo National) и Конго (Diables rouges), все габонцы, граждане Конго, и наоборот, все конголезцы Габона были изгнаны из двух стран. принимающие страны. Однако вилисы Либревиля, которые были немногочисленны и хорошо идентифицированы как коренные, так и габонские этнические группы, не были потревожены.

Название района', семантика которого может меняться в зависимости от интонации, означает:

Ах, Кебе! Опасный! Внимание!или: Кеба! Внимание, извинитеили: Кебе, оставь одну вещь

Конго-Браззавиль

[ редактировать ]

В Конго-Браззавиле аббат Фульбер Юлу привел страну к независимости, которая была парафирована 15 августа 1960 года. Стефан Чичелле был членом конголезской делегации 28 июля 1960 года, которая подписала соглашения, обеспечившие передачу полномочий от французских властей к конголезские власти. Он также стал вице-президентом республики. Эта недолговечная эйфория уступает место захвату власти революционным МНР (Движение национальной революции) в дни 13, 14 и 15 августа 1963 года, которые учреждают исключительные суды и охоту на ведьм. Такие личности, как Стефан Чичелле или Виктор-Жюстен Сату, например, были заключены в тюрьму. Первый председатель Верховного суда Конго Жозеф Пуабу, директор конголезского информационного агентства аббат Ансельм Массуэме, оба вили, уроженец региона Пуэнт-Нуар, и первый прокурор республики Лазар Мацокота, родом из Пула, похищен и убит в ночь с 14 на 15 февраля 1965 года. Помимо всего ужаса, тело Жозефа Пуабу так и не было найдено. Личности, совершившие эти преступления, до сих пор не установлены.В 1968 году началась милитаризация политического ландшафта Конго. Прогрессивные солдаты с головой, лейтенант Мариен Нгуаби и другие офицеры, такие как Альфред Рауль и Луи Сильвен Гома , все трое Сен-Сирьенов (Сен-Сир — французская военная академия), вышли на политическую сцену в пользу государственного переворота. Создается революционный суд. Нгуониба Нсари и Кристоф Мукуеке являются президентом и вице-президентом соответственно.

Группа «Мпита», состоящая из трех вили, выходцев из региона Куилу , а именно офицера полиции Андре Чисиа, двух финансовых администраторов Поля Буанги и Жоржа Гома, обвиняется Судом в заигрывании с капиталистами и, следовательно, в работе против развития и интересов Конго. Они будут оправданы тем же судом 26 сентября 1969 года.

Станислас Батчи, бывший директор лицея Шаминад (Drapeau Rouge), был председателем народного суда и получил прозвище «красный прокурор» . В этом качестве ему было поручено расследовать дела, связанные с его друзьями или обвиняемыми, которые утверждали, что они имеют ту же этническую принадлежность, что и он. Так, попросив Стефана Чишелле встать, последний, удивленный тем, что он играет эту роль палача, напомнил ему на языке Вили обо всех услугах, которые он оказал прокурору, и обо всех тех случаях, когда он принимал его за ужин. Станислас Батчи ответил, что он занимается не семейным спором, а очень важным вопросом, связанным с безопасностью государства. Этот пример из дела «Мпита Групп» показывает, как можно нарушать правила взаимопомощи, используя цинизм по отношению к себе, запачкав руки, преданность новому политическому порядку и защита своей позиции в руководящем ядре. Это также иллюстрация склонности Вили концентрироваться на личном успехе в ущерб обществу. Это полная противоположность, за некоторыми исключениями, функционированию народов лари и конго, проживающих в южной части Республики Конго, граждан Долина Ниари , или Мбочи департамента Кювет, для которых солидарность является священной ценностью.

В течение десятилетия семидесятых молодая страна, которая стала Народной Республикой Конго, попросила всех молодых руководителей, получивших образование за границей, вернуться в ряды, чтобы сопровождать ее развитие. Женщины, когда-то ограниченные ролью репродуктивной и домашней работы, эмансипируются и также принимают участие в развитии страны. Таким образом, в политическом плане Жозефина Буанга была избрана президентом Революционного Союза женщин Конго (URFC) по итогам 2-го чрезвычайного конгресса этой организации, состоявшегося 15 ноября 1969 года. Она сменила на этой должности Селин Клодетт Экомбанд Яндза.

В гражданском обществе на участке здания суда Браззавиля Агата Пембелло Мамбу приняла присягу 11 марта 1973 года. Она стала первой женщиной-судьей Республики Конго.

Демография и территория

[ редактировать ]

Демография

[ редактировать ]

Департамент Куилу покрывает морской фасад Республики Конго. Эта территория занята в основном на прибрежной равнине на западе рекой Вили и в лесном массиве Майомбе на востоке рекой Йомбе. Языки вили и те йомбе взаимно понятны.

Север занимают меньшинства лумбу (банту Эчира) и пигмеи бабонго .

Вили в основном распространены в треугольнике, образованном побережьем Атлантического океана в качестве базы, идущем от Мадинго-Кайеса до границы Кабинды и местности Чикану на дороге в Читонди (бывший Холле) в качестве вершины. Они встречаются в деревнях Чилунга, Лонго-Бонди, Нтанду Юмби, Чиссанга, Нтупу, Ленджи, Буэти, Хинда, Макола , Бамбала, Нанга, Чивула, Нкумби, Тангу Мбата, Диоссо , Мабинду, Лубу, Мпили и Чиссекени.

Их жилая площадь постепенно сокращалась из-за разделения Королевства Лоанго на протяжении более ста пятидесяти лет, что примерно соответствует Чимбамбскому договору, подписанному 21 июня 1883 года, позволяющему Франции завладеть этой территорией. действительно, проникновение французов и наращивание индуцированного населения способствуют распространению серьезных эпидемий оспы и трипаносомоза (болезни сна). Реквизиция всех мужчин в возрасте, способных перевозить на спине людей, товары, выгруженные в Лоанго, а также использование испытательного яда для определения виновных, в частности подозрительных смертей, будут способствовать снижению населения потомков Королевства Лоанго. Дефицит продуктов питания, вызванный засухой, вынудит вили переехать в Майомбе или эмигрировать. Они с тех пор сохранили эту душу путешественников.

Строительство железной дороги Конго-Океан приведет к уничтожению местного населения пневмококковой инфекцией и дизентерией , так что Сара , вернувшаяся из Чада , и Банда из Убанги-Шари смогут завершить этот ненасытный проект за счет человеческих жизней.

Между 1925 и 1949 годами рождение и подъем Пуэнт-Нуара приведет к обезлюдению деревень внутренних районов. Школьное образование и тяга к городскому образу жизни усугубят потери сельских жителей. С 1962 года количество вили, обосновавшихся в Пуэнт-Нуаре, превышает количество жителей сельской местности. В 1965 году этническая группа вили была поглощена почти на 60% в результате основания на этих землях города Пуэнт-Нуар. В большей степени, чем другие страны, он в полной мере пострадал от последствий урбанизации и противоречий традиционного землевладения.

В 1957 году антрополог Морис Шабеф оценил число граждан Вили в 36 000 человек и задался вопросом, как этот народ до сих пор не исчез, несмотря на все эти бедствия.

В настоящее время большая часть сел расположена вдоль путей сообщения (дороги, ЦФКО).

За пределами Пуэнт-Нуара, экономической столицы, плотность населения Куилу обычно очень низкая. С 1,7 жителей/км2 до 1984 года она выросла до 6,8 жителей/км2 в 2017 году. Однако существуют области напряженности в отношении доступа к природным ресурсам (охота и рыболовство) и контроля над земельными ресурсами, такие как лагуна Конкуати .

Несмотря на то, что Пуэнт-Нуар и его внутренние районы были пощажены во время гражданских войн 1993 и 1997 годов, они увидят массовую стаю мигрантов из департамента Пул и стран Ниари . Неподходящая инфраструктура до сих пор не позволяет принять этот приток населения. что усиливает давление на землю.

Территория

[ редактировать ]
Тропический лес недалеко от Диоссо - Пуэнт-Нуар (Республика Конго)

Си на языке вили или ци на языке йомбе относится к инклюзивной земле и ее ресурсам, территории, стране. Члены матриклана ( ликанда ) имеют в общине землю, имущество и интересы видимые и невидимые. Границы территории клана ( си ликанда ) устанавливаются гениями, духами-силами предков рода ( нкиси в единственном числе и бакиси во множественном числе), а не людьми. Этими пределами могут быть реки, холмы, опушки леса...

Служебные духи предпочитают тихие места и мигрируют в более спокойные места, когда их беспокоят, вызывая тем самым миграцию клана. Местами проживания гениев ( чибила ) или святилищами являются источники, реки, горы (гора Бамба в Майомбе), цирки (ущелье Диоссо), ущелья Сунда, изолированные деревья или рощи.

Контроль над землей

[ редактировать ]
Государство
[ редактировать ]
Эвкалиптовые плантации в районе Диоссо недалеко от Пуэнт-Нуар (Республика Конго)

Государство выдает разрешения на эксплуатацию нефтяным компаниям (Total, ENI)... и другим промышленным компаниям, таким как EFC (Эвкалиптовое волокно Конго), ранее UAIC (Подразделение промышленного лесонасаждения Конго). Так, были предоставлены концессии на посадку 10 000 га эвкалиптов вокруг Пуэнт-Нуар, Хинда, залива Лоанго и Северного Нижнего Куилу.

Государство также гарантирует каждому конголезскому гражданину возможность поселиться где угодно. Девиз Конголезской партии труда (РСТ), бывшей единой партии « Все для народа и для народа », служил для того, чтобы вызволить население других регионов и поселиться в Куилу. Однако авторитаризм и преобладание населения Севера у власти были благоприятствованы им в этой сухопутной игре за счет народов Юга (имеются в виду Вили и Йомбе).

Аборигены
[ редактировать ]

После суверенной национальной конференции 1991 года за восстановлением королевств Лоанго и Анзику (Теке) последовало заявление о восстановлении «наследственных обычаев». Держателем этой линии был не кто иной, как Франсуа-Ксавье Читембо, более известный под своим титулом Ма Мбома Си Лоанго (премьер-министр Королевства Лоанго), мэр Бвали (Диоссо) и даже вождь Читембо . Последнее привело к восстановлению кампании по линейной власти, включая встречу 6 июля 1994 года в Матомби (рыбацкая деревня). Он заявил, что возвращение к клановому землевладению является способом регулирования дефицита дичи, сокращения рыбных и сельскохозяйственных ресурсов.

Чтобы противостоять Государству-застройщику и промышленным операторам, некоторые люди, входящие в состав региональной элиты, организовываются вокруг созданной в 1992 году региональной Ассоциации землян Куйлу (АРТК). Это учреждение позволило создать кланы владельцев земель, на которых UAIC (завод промышленного лесонасаждения Конго) посадил эвкалипты, чтобы провести незаконную вырубку древесины, чтобы вернуть себе землю и выделить ее. Действительно, без консультации с руководителями земель и работавшими там фермерами административная власть отдала эти земли в УАИК, посчитав их незанятыми, а они оставались под паром в течение 5-6 лет.

В условиях безудержного расширения города Пуэнт-Нуар землевладельцы, не сумев согласованно выделить территорию, лишь иногда практикуют спекуляцию недвижимостью, продавая земельные участки тому, кто предложит самую высокую цену. Таким образом, на периферии экономического капитала удовлетворение непосредственных и индивидуальных потребностей имеет приоритет над сохранением наследия будущего и коллективных интересов.

Мигранты
[ редактировать ]

Природные ресурсы конголезской прибрежной равнины и ее выхода из Пуэнт-Нуара, экономической столицы, привлекают иммигрантов со всех концов конголезской территории, включая жителей других районов Кулою.

Так, в отсутствие рабочих мест в Пуэнт-Нуаре мигранты занимаются рыболовством, сельским хозяйством или охотой. Так, с шестидесятых годов теке из Эво и округа Окойо в конголезском бассейне (бассейн Алимы ) селились в болотах Нтомбо и на берегах озер и лагун, пересекаемых рекой Лоэме, для обработки рыбной ловли.

Кроме того, теке и мбамба (группа кота ) из Северного массива, в департаменте Лекуму , занимались охотой в массиве Майомбе, где они поселились, и в парке Конкуати-Дули. Наконец, вокруг и вблизи черногорского поселения некоторые люди из департамента Пул занимаются сельскохозяйственной деятельностью в сельской местности.

В районе Куилу, не обладающий атрибутами суверенитета в деревне, где его приветствовали, является просто жителем и на вилийском языке называется Нтунджи .

среда обитания

[ редактировать ]

Можно удивляться тому, что цивилизация, столь богатая, как культура Вили, не может оставить памятников или руин, свидетельствующих о событиях далекого прошлого. Это значит забыть, что в стране Лоанго дома или другие устойчивые здания не строят из материалов. Традиционные хижины были сделаны из панелей папируса или афрамома .

Типичный сельский и традиционный домик, около 1910 года.
Конголезская деревня вокруг Лоанго, около 1910 года.

Типология деревень показательна для традиционной сельской жизни в ее историческом, социокультурном и экологическом развитии.

Вообще говоря, деревни линейные и так называемые «деревни-маршруты» из-за своего расположения вдоль дорог. Среда обитания внутри деревни чаще разделена или разделена посреди саванны. Однако ареал становится более консолидированным вблизи участков рек, лесов и дорог.

В конце девятнадцатого века Ричард Эдвард Деннетт , английский купец, живший и торговавший в стране Вили, отмечает: «Фиоте, как только похоронят родителя, либо полностью разрушает дом умершего, либо разбирает его, чтобы продать материалы другая семья». «Вместо этого сажают маниоку или другие фруктовые деревья, такие как апельсин, лимон и манго, чтобы никто не поселился там. Однако сегодня все изменилось. Действительно, смерть близкого человека всегда приводит к отказу от приусадебного участка. уничтожается лишь в редких случаях. Это позволяет семье умершего продолжать использовать, по крайней мере временно, все еще имеющиеся продовольственные культуры и фрукты, однако без их сохранения.

По поверьям, тот, кто построит хижину из долговечных материалов, безнадежно обречен (смерть, несчастья, плохие порчи, пожары, болезни...). Эти верования и фетиш так подчеркивают фрагментацию сельского ландшафта Вили, заселенные участки постоянно находятся в движении.

Расселение и перемещение сельского населения Вили говорят нам об индивидуалистическом или независимом поведении народа Вили.

Огромные манговые деревья и рощи в саваннах являются свидетелями постоянного выпаса скота в деревнях. Их размер (высота) указывает на возраст деревни.

Этот традиционный обычай может объяснить, почему вили так плохо живут, опасаясь из-за суеверий быть обвиненными в колдовстве в качестве компенсации за строительство роскошного дома. Этим также объясняется склонность вили, в отличие от их соседей Йомбе, не быть привязанными к своей земле.

Помимо жилых домиков (убежищ на ночь) и кухонных хижин (мест женщин), «Моандза», или беседочная хижина, является привилегированным местом встреч, обмена, отдыха и ремесленной деятельности мужского пола. Действительно, это место, в котором мужчины проводят большую часть своего времени, является отличным наблюдательным пунктом благодаря близкому расположению к дороге.

В то же время скромный дом Мо Поати III (коронованный Малоанго 18 марта 1931 года до его смерти 3 мая 1975 года), построенный в 1952 году колониальной администрацией и который он использовал в качестве своего жилого дворца, был заброшен на шесть лет. Действительно, ни один из этих преемников не хотел там селиться.

Под давлением правительства королевская резиденция затем превратилась в музей, который открыл 10 апреля 1982 года Жан-Батист Тати Лутар , министр высшего образования и министр культуры и искусства.

В Пуэнт-Нуаре второй район, объявленный незаконным выходом из-под земли в 1950-х годах, после квартала «4 км», также называется «Quartier planches» («Дощатый район»). Католическая церковь Св. Христофора Мвумву, расположенная неподалеку, изначально была полностью построена из белых деревянных досок. Что иногда вызывает посмешище вновь прибывших на Пуэнт-Нуар в Вили, потому что они не осведомлены об этом аспекте своей культуры.

Планирование землепользования

[ редактировать ]

В городе Пуэнт-Нуар или департаменте Куилу, поселении народа Вили, до сих пор нет ни университета, ни других государственных учебных заведений, таких как средние школы, колледжи и начальные школы. Лишь частные инициативы, такие как создание таких структур, как École Supérieure de Technologie du Littoral (EST-L) , École Supérieure de Commerce et de Gestion и Université de Loango-Institut Supérieur de Technologie (UL–IUT) , несколько смягчают эту ситуацию. .

Район Большого рынка Пуэнт-Нуар, район № 1 Лумумба и район № 2 Мвумву, когда-то населенные преимущественно гражданами Вили, стали приоритетным сектором мусульманского населения, прибывшего из Западной Африки, все больше вытесняя Вили на периферию. районы округа № 4 Лоанджили или 5 Монго-Пуку. Действительно, обнищание заставляет семьи продавать свою собственность, чтобы выжить.

Первая леди Антуанетта Сассу-Нгессо Республики Конго , 2011 г.

существовало молчаливое согласие До сих пор между центральным правительством, Пуэнт-Нуаром и департаментом Куилу : большинство мэров прибрежного города с момента обретения независимости чаще всего были гражданами этого региона. Например, Стефан Чичелле, доктор Жак Буити, Марсель Чионво, Жан-Пьер Тистер Чикайя , Франсуа-Люк Макоссо, Ролан Буити-Виаудо отмечены и нынешний директор-мэр Жан-Франсуа Кандо (избран с 28 августа 2017 года). Тот факт, что первая леди Антуанетта Сассу-Нгессо, урожденная Чибота, происходит из Пуэнт-Нуара, подтверждает этот статус-кво. Но как долго продлится это соглашение, которое вили считают своей прерогативой как потомки этого феодального владения? Действительно, экономические легкие Конго, являясь воротами к потоку товаров и выходом из него, вызывают все более возрастающую страсть.

Ущелья Диоссо – скальные хребты и красные скалы, 1983 г.
Ущелья Диоссо и окружающие их тропические леса, 1983 год.

В сентябре 1988 года в ущелье Диоссо, или «Маленький Колорадо» Конго, как его представляют туристические путеводители, одно из самых красивых природных мест страны, которое стоит посетить, планировалось принимать токсичные отходы из Европы. Первая партия из миллиона тонн контракта стоимостью 74 миллиона долларов США из Роттердама, к счастью, так и не покинула голландский порт. [17] [18]

Этот скандал, раскрытый «Зеленым Зорросом экологии» и переданный Radio France Internationale, разразился публично четыре месяца назад и затронул бизнесмена Лучано Спаду и нескольких государственных деятелей того времени: Жильбера Бембета, министра информации, Анж Эдуард Пунги , премьер-министр, Альфонс Поати-Сушлати , министр торговли и малого и среднего бизнеса, Кристоф Мбурамуэ, министр научных исследований и окружающей среды. также участвуют в этом монтаже между Bauwerk A.G, компанией из Лихтенштейна , и деятелями гражданского общества Конго, такими как Винсент Гомес, бизнес-юрист, Жан Пасси, советник премьер-министра, и Дьедонне Нганга, Нгамиссами Исанга, Абель Чику. , административные органы.

Скандал вызвал непрекращающиеся слухи и ужас среди жителей Куилу, где должны были складироваться отходы. Чтобы успокоить ситуацию, правительство взяло на себя обязательство установить ответственность. Два министра, инициировавшие этот мошеннический контракт, Кристиан Жильбер Бембет и Кристоф Мбурамуэ, были уволены, хотя уже прикарманили взятки еще до исполнения контракта. Кроме того, адвокат Винсент Гомес был исключен из коллегии адвокатов. [19]

Совсем недавно, после технико-экономического обоснования в Сингапуре, Конго и Китай одобрили строительство специальной экономической зоны (СЭЗ) в регионе Пуэнт-Нуар, а точнее в Лоанго; Это часть плана финансирования в 60 миллиардов долларов, предоставленного Пекином для поддержки индустриализации африканских стран. Если поначалу для Конго было выбрано в качестве «пилотной» страны, особенно с точки зрения потенциальных рабочих мест, это отличная новость, то что это будет для Куилу и его граждан? Уже начались экспроприационные операции по строительству будущего глубоководного порта в районе Лоанго. [20]

Присутствие Китая также отрицательно влияет на природную среду из-за его промышленного рыболовства у побережья Атлантического океана . Действительно, эти траулеры уничтожают сети рыбаков-ремесленников Вили, проживающих в деревнях, расположенных между районом Чиамба-Нзаси и границей с Габоном. Эти рыбаки вынуждены отказаться от своей деятельности и вернуться к сельской работе. В результате миграционные потоки во внутренние районы страны оказывают давление на лесные массивы (сельскохозяйственная деятельность, вырубка древесины на уголь...). [21]

Огромные промышленные плантации эвкалипта (первоначально предназначавшиеся для снабжения гипотетического целлюлозного завода ) производят древесину на экспорт. [22] Этот аборигенный вид австралийского континента препятствует диверсификации подлеска региона Куилу, почва которого и без того песчаная и бедная. Это следует за уменьшением земель, отведенных для сельскохозяйственной деятельности. Активное или обездоленное местное население вынуждено отказываться от кустарной деятельности и искать оплачиваемую работу в горнодобывающих компаниях. Производство древесного угля для приготовления пищи, сельского хозяйства, охоты и собирательства, чтобы прокормить население, которое урбанизируется и чья связь с исходной природной средой ослабевает, не призвано гарантировать будущее биоразнообразия региона.

Нефть: проклятие народа Вили

[ редактировать ]

Извержение Королевства Лоанго в конце девятнадцатого века фрагментировало нефтяные регионы между анклавом Кабинда в Анголе , Габоне , Конго-Браззавиле и ДР Конго . Первые исследования нефти начались в Габоне в 1928 году по инициативе генерал-губернатора Рафаэля Антонетти. В 1931 году была создана Миссия по разведке нефти AEF (MPPAEF), руководство которой в 1932 году взял на себя Жак-Оливье Хаас. В 1934 году MPPAEF заменяется Союзом нефтяных исследований и исследований (SERP), который в 1949 году становится , нефтяная компания АЭФ (СПАЭФ), которая со временем войдет в группу ELF . Компания ELF, разведка которой началась в 1960-е годы, обнаруживает первые морские нефтяные месторождения у Пуэнт-Нуар.

Доктор Жан-Батист Чикайя, геолог, является одной из нескольких таких экспедиций. По его инициативе почти все нефтяные месторождения, баржи и буровые установки, все еще действующие или не действующие в районе Пуэнт-Нуар, носят имена Вили. Это названия, напоминающие рыбу или морепродукты из Атлантического океана Тропиков:

  • Фуканда
  • Китина
  • Комби: рыба Красный Капитан
  • Куакуала
  • Кунджи
  • Менго
  • Мохо Билондо : буквально «Живот, наполненный Билондо» (местная морская рыба).
  • Нкосса : креветки
  • Ляньцзы
  • Весы
  • Ликуала : (единственное число ликвал , муквал или мусунди во множественном числе) Сельдь
  • Личендили
  • Ликуф : Масляная рыба
  • Мбунди
  • Мвафи : морской карп
  • Сенджи : Сардина
  • Чендо: Африканский Багрид
  • Чибели Литанци
  • Чибуэла или Чипакулу Пангу : Скат.
  • Янга
  • Зачи

, с момента своего создания в 1967 году Французская компания Elf, ставшая впоследствии Total сразу же оказалась над законом и зависит от правой линии Елисейского дворца . Чтобы компенсировать потерю Алжира , который до обретения независимости обеспечивал четверть его энергетических потребностей, Франция Голлист считает жизненно важным и стратегическим исследованием и разработкой нефтяных месторождений в Африке к югу от Сахары . Все средства хороши для достижения этой цели.

Бывшие офицеры SDECE ( Агентства секретных служб Франции) составят группу частных агентов секретной службы , которые будут эффективно обеспечивать безопасность нефтяных объектов и людей. Колоссальные финансовые средства (оккультные комиссии, коррупция, непрозрачные схемы и т. д.) используются для финансирования операционных расходов правительств, вмешательства в назначение высших должностных лиц или в распределение встречных платежей. [23]

В западном бессознательном Конго остается типичной игровой площадкой для «призраков». После финансирования президентской кампании Паскаля Лиссубы в 1992 году Эльф отказывается выделять средства на оплату самых непосредственных государственных чиновников и расходы. Затем Лиссуба обращается к американскому нефтяному танкеру Occidental Petroleum . Отношения между президентом и Эльфом затем ухудшатся, а кульминацией станут гражданские войны 1993 и 1997 годов. Эльф предпочитает иметь дело с президентом Дени Сассу-Нгессо , что является политической и прагматической целью, сначала, как только он пришел к власти 5 февраля 1979 года, затем в конце его государственного переворота в Гражданской войне 1997 года, тем самым положив конец скобкам шесть. лет после национальной конференции 1991 года.

Таким образом, Эльф, не колеблясь, финансировал и вооружал два имеющихся лагеря, чтобы защитить свои интересы. [24]

Пуэнт-Нуар , экономическая столица Конго, принимает сотни тысяч беженцев из района Пула и долины Ниари . Последующие волны иногда представляют собой анархию, урегулированную этническими группами с очевидным риском перерастания на племенной основе. До сих пор Пуэнт-Нуар всегда был защищен от политических потрясений, прерогативой которых является Конго. Полковник Луи Жорж Ломбе, начальник военной зоны № 1 Пуэнт-Нуар, и Франсуа Огюст Чишелле Чивела, сын Стефана Чишелле, старшего офицера и педиатра, министра туризма и окружающей среды с 1992 по 1995 год, при правлении Паскаля Лиссубы, префекта Куилу Департамент во время гражданской войны, которая разразилась в 1997 году, поскольку они были военными, происходящими из региона, будет гарантировать, что конфликт не затронет Оушен-Сити. [25]

Конго обладает важными запасами нефти, но остается одной из беднейших стран и одной из самых задолженных стран в мире на душу населения, несмотря на списание международными институтами половины ее долга, пользуясь в 2010 году режимом HIPC ( бедные страны с большой задолженностью). ). [26] Между тем, непредвиденная прибыль от нефти, добываемая в Пуэнт-Нуаре, этому не идет на пользу. Инфраструктура не соответствует быстрой эволюции населения прибрежного города. Инвестиционные работы (доступ к питьевой воде, энергии, канализации, утилизация промышленных и бытовых отходов...) и техническое обслуживание (сбор и обработка отходов, загрязнение, шум и визуальные помехи отсутствуют...) выполняются экономно. Немногочисленные выделенные субсидии исчезают в лабиринтах неясных сетей.

Добыча нефтеносных песков
[ редактировать ]

С 1970 года начало эксплуатации нефтеносных песков в окрестностях Мбуку, Чикану, Лоанго сначала нефтяной компанией SPAEF, затем ELF, затем Maurel и Prom и, наконец, Eni (ранее AGIP Research), можно было ожидать улучшения условий жизни населения. Это скорее разочарование, потому что не появилось ни дорог, ни санитарной и школьной инфраструктуры, достойной этого названия. Эти группы населения, чья основная деятельность связана с рыболовством, сбором урожая и сельским хозяйством, столкнулись с загрязнением территории своей деятельности различными скважинами, что сделало их условия жизни невыносимыми. Помимо снижения урожайности сельскохозяйственных культур ( маниока , ямса, бананов ), которые позволяют Пуэнт-Нуар поставлять , точки водоснабжения также были загрязнены, что сделало воду непригодной для употребления в пищу. Единственное решение ENI — поставлять воду автоцистернами, резервуары которых не всегда тщательно охраняются. Даже это распределение осуществляется во главе клиента, отдавая предпочтение тем, у кого есть связи или деньги. [27]

Чтобы выполнить эту работу по добыче, крестьяне увидели, что их поля были уничтожены и получили компенсацию от ENI в 2009 году по шкале, датируемой 1986 годом. Например, поле площадью 10 гектаров было компенсировано на уровне 150 000 франков КФА (или примерно 230 евро). , срез маниоки был компенсирован в 37 франков КФА (0,05 евро), один фут мангового дерева - в 60 000 франков КФА (около 90 евро).

Есть также факелы нефтяных объектов, таких как М'Бунджи, которые производят парниковые газы, и тяжелые грузовики, которые при транспортировке оборудования (трубопроводов) поднимают пыль на своем пути, вызывая заболевания легких.

Все происходит так, как будто хочешь мягко убить местных жителей. [28]

Пьер Стив Лоемба, крестьянин и представитель общин Мбуку, объясняет: «После многих безрезультатных споров мы доверили нашу проблему правозащитным ассоциациям, чтобы они помогли нам отвоевать наше право на «достойную жизнь, здоровую окружающую среду и справедливость». [29]

Брайс Макоссо, президент Комиссии справедливости и мира, считает, что «вместо того, чтобы размахивать указом 1986 года, всем этим компаниям следует вместо этого ссылаться на международные стандарты, которые превосходят местные стандарты». В Чаде и Камеруне шкалы были пересмотрены. [27]

Местное содержание
[ редактировать ]

Мировой нефтяной сектор находится в кризисе и полной мутации, поскольку баррель нефти стагнирует на уровне около 50 долларов США, а спрос на черное золото резко снижается.Это влияет на конголезскую экономику, которая во многом зависит от экспорта нефти. Все крупные нефтяные компании, работающие в стране, и все их основные субподрядчики сократили расходы, вернув в дом свою когорту экспатриантов. Сотрудники с местным статусом не слишком блестящие. Некоторых поблагодарили в одночасье без какой-либо компенсации. Другие крупные компании хотят уменьшить льготы, полученные гражданами; От чего скрипят зубы или даже вызывает удары. [30] [31]

Как подчеркивает Пол Боатенг , британский политик, «кризис представляет как проблемы, так и возможности». Возможность состоит в том, чтобы стать частью решения: эта отрасль может создавать хорошо оплачиваемые рабочие места, принося пользу как акционерам, так и компаниям, в деятельность которых она вмешивается. Для этого нам необходимо разработать местную политику закупок и местное содержание. [32]

Местное содержание или национальные предпочтения призваны «обеспечить изменение баланса богатства, предлагая государствам извлекать выгоду из своих природных ресурсов». [33] Помимо налогов и доходов, получаемых принимающими государствами, это отличный инструмент для использования местной промышленной структуры и местных компетенций не только в добывающем секторе экономики (углеводороды, шахты, лесная промышленность), но также в сфере услуг и строительный сектор. То есть это прямое воздействие на национальную экономику.

Инструменты, доступные органам государственной власти, следующие: принуждение к использованию местной занятости; Создание рабочих мест и передача навыков; Обязать иностранные компании открыть свои пакеты акций для национальных игроков; Требуйте, чтобы они предоставлялись на местном уровне в виде товаров и услуг, чтобы уплотнить сеть малых и средних предприятий ...

В масштабах деревенских общин, которые проживают на объектах, находящихся под управлением этих нефтяных компаний, им придется организоваться в структуры, способные, например, выступать в качестве посредников с органами государственной власти и нефтяными компаниями. Обучить молодых людей работать на этих объектах. или прибрежных зон, разрабатывать и реализовывать проекты устойчивого развития для сохранения природной среды и производства (сельское хозяйство, рыбоводство, животноводство ...) для снабжения крупной агломерации Пуэнт-Нуар . [34]

Ниигерия , вдохновленная норвежской и бразильской моделями, является страной к югу от Сахары, которая еще больше продвинула концепцию местного содержания, приняв в апреле 2010 года Закон о нигерийском содержании. Эта концепция является относительно новой для Конго с публикацией новых законов об углеводородах. кодекс в октябре 2016 года. Пока это приносит хоть какую-то пользу местным сообществам. В этом можно сомневаться, поскольку эти законы о местном содержании никогда не сопровождались системой поддержки, позволяющей национальным кадрам или национальным предприятиям противостоять своим иностранным конкурентам на равных.

Гол как Ines Féviliyé [34] Говорит, кризис – это возможность реализовать правила местного содержания, в информации, осведомленности, диалоге. Действительно, все заинтересованные стороны получают выгоду за счет сокращения издержек частных компаний, новых рынков для местных поставщиков, передачи технологий для развития отечественной промышленности, рабочих мест, сокращения безработицы и бедности.

Задача, конечно, непростая, но в нынешней ситуации вопрос об уклонении от нее уже не идет.

Социальная структура

[ редактировать ]
Французское Конго – Портной Чикайя и его семья – около 1900 г.

Традиционное общество Вили, как и все этнические группы группы Конго, характеризуется основной структурой, называемой Ликанда . Это клан, члены которого совместно и совместно обладают благами и интересами, видимыми и невидимыми. В этом матрилинейном обществе территорией клана ( силиканда ), а также его пределами управляет старший из дядей по материнской линии ( ма Нкаши или Фуму си ). Слово СИ в выражениях си ликанда или Фуму си обозначает не только землю, на которой обосновался клан, но и все находящиеся на ней ресурсы. [35]

Для различения родственных связей используются следующие термины и фразы: [36]

  • Материнский клан называется Чифумба , а отцовский клан называется Чися .
  • Бабушка и дедушка по материнской и отцовской линии — Нкаака , а внуки последних — Нтекулу . И наоборот, они называют своих бабушек и дедушек Яайей .
  • Правнуки - сиданду си Бутекулу (буквально ребенок, следующий за внуком).
  • Нуклеарная семья, которую можно сравнить с западной семьей, называется Лизику , что буквально означает очаг. Это ядро ​​состоит из бибуси (родительских предшественников); А именно Лися (Отец) и Нгули (мать), не забывая баана (дети или мваана в единственном числе). Они обращаются к родителям, называя их соответственно Таата (Папа) и Маама (Мама).
  • В Лизику мальчика зовут Мваана либакала (буквально ребенок-мужчина), а девочку — Мваана нчету (буквально ребенок-женщина).
  • Чтобы применить право первородства в Лизику , старшего из детей зовут Чибуту , а старшего — Нкумба .
  • Дети называют дядю по материнской линии (брата матери) Ма Нкаши , а жену дяди — Чинкаака . Однако они называют свою тетю по материнской линии Нгули или Маама , этот термин также используется для обозначения их матери.
  • Племянников зовут Бана бу нкаши (буквально ребенок дяди). Ребенок передается под опеку своего дяди по материнской линии; который имеет право жизни и смерти над своей судьбой. Детей его дяди зовут Баана Ба Квелисси (буквально ребенок союзного клана или ребенок по завету) и принадлежат к клану жены дяди.
  • Дядя по отцовской линии Лися зовется Таата так же, как и родитель-отец. Тетю по отцовской линии зовут Таата Нчиету (буквально отец женщины). Мужа последней звали Нкаши (дядя).

Одним из важнейших вопросов экономики Конго и Лоанго была «власть народа»; важно было не столько накопление земли, сколько человеческие ресурсы в малонаселенном регионе. Чтобы обрести власть, мужчине нужно было создать большое домашнее хозяйство, в котором иждивенцами были как мужчины, так и женщины. Целью заключаемого брака является приобретение женщин, обладающих как производительными, так и репродуктивными способностями. [3]

Когда старший встречает младшего незнакомца, то после приветствия первый спрашивает второго о названии его рода, затем о названии его родителей, говоря: « Ндже мван 'на? » (буквально «От кого ты ребенок? что можно перевести как «Каково ваше происхождение?»). Это способ узнать немного больше о том, с кем мы имеем дело. Младший описывает тогда более или менее лаконично свое генеалогическое древо.

Традиционно и до проникновения Запада члены Лизику , нуклеарной семьи, не носили одинаковых имен. Например, ребенок мог носить имя дедушки и бабушки ( Н'Луку ) или другого члена семьи. Это становится крестным отцом или крестной матерью ( Ндуси ). [37] ребенка. Можно также назвать фамилию дедушки и бабушки по отцовской линии. [38]

Имя произносится как Ли Зина ( Ме зина во множественном числе), а имя или псевдоним — Нкумбу ( Си Нкумбу во множественном числе).

дворянство

[ редактировать ]

Членов королевских или княжеских кланов можно узнать по наличию почетной частицы Мве или Моэ перед фамилией. Этот дворянский титул можно перевести как «Господин» или «Милорд».

Ма Лоанго (король) и его братья и сестры — Моэ . Его племянники и племянницы ( Бана бункаши ) от ее утробных сестер тоже.

Однако жена короля ( Каме Фуму , или по сокращению Ка фу ) и дети ( Бане Фуму , Мване фуму в единственном числе или по сокращению Мва фу ) не являются Моэ .

Только обладатели титула Моэ могут претендовать на трон или присоединиться к нему из-за матрилинейной преемственности (власть, происходящая от королевской крови).

Мужские фамилии

[ редактировать ]

Ниже приведены некоторые фамилии и их значение.

Балу ( суровый ; имя португальского поселенца Барроса очень суровый) – Бэмби/Мбамби ( Игуана ) – Батчи/Мбатчи ( владеть мной , догнать меня , то, что принадлежит тебе ; от глагола mbak, означающего владеть, ловить ) – Билинджи – Буити ( Мастер ) – Бутали – Джембо ( борьба , провоцирование ссор ) – Джимби – Гнали – Гома/Нгома ( барабан, ударный музыкальный инструмент ) – Гуимби – Катане ( листья ) – Кутана ( соревноваться, соперничать ) – Ласси – Ленде – Лианци ( название морской рыбы, рыбака ) – Ликунци/Чикунци ( Столп ) – Лимека-Линка ( другая проблема ) – Лоемба/Ломбе ( владелец ) – Лоэндо – Луанг ( маленькая трава, которая лечит ) – Лубенду – Лувилуку – Луссимо ( Молния ) – Лузимбу ( неблагодарность ) – Лузингу ( Любовь Жизнь) – Лузоль ( ) – Мабиала ( Безумие, избранное, избранное ) – Макала ( Уголь/энергия ) – Макани – Макайя ( листья ) – Макоссо (множественное число от ликоссо ) комментарии , глазные капли, раствор, полученный путем разминания вручную неопознанных листьев и введения в ноздри с помощью воронки, сделанной из листьев, аргументы ) – Малау – Маласси – Мамбу/Лиамбу/Чимамбу ( случай(а), изумление, восхищение, многие ) – Мангафу/Мангофо ( министр здравоохранения правительства Королевства Лоанго) [39] /Министр иностранных дел и представитель иностранцев при дворе Королевства Каконго - 1776 г. [37] ) - Манка ( другие ситуации ) - Мапаку - Матаку ( ягодица ) - Матчиела – Матути – Мавунгу (множественное число Мувунгу, покрывала для постельного белья ) – Мбуакисси – Мбуйу/Буйу – Мфуму/Фуму ( вождь, лидер ) – Муту/Банту/Чимоуту ( человек) (s) ) – Мпака/Пака ( забор, сомнение, неуверенность ) – Мпили ( Гадюка ) – Мунуэль ( информатор ) – Нганг Лайель ( образованный, эрудированный ) – Нганг Вумба ( тот, кто вынашивает мысли ) – Нго ( леопард ) – Нгулунгу ( Боль ) – Нгулубу ( кабан ) – Нгули Мбвити ( Великий Мастер, великий фетишист ) – Ниамби ( жалоба ) – Нкали – Нкуанга – Нкуссу ( Попугай ) – Нкунта/Нтетчи ( Корзина ) – Номбо – Нтенда ( звук выстрела в переводе) в Тендарте ) – Нзау ( Слон ) – Нзаси ( Молния ) – Нзензе ( сверчок ) – Нзиами – Панго/Пангу – Памбу ( способность, колокольчик ) – Панзу – Пакасса ( Буйвол ) – Пембелло ( чистый воздух ) – Поати (держи меня, жить всем своим существом) – Поба – Сакала – Сито – Суами – Сушлати ( держи меня, обитай во всем моем существе ) – Сумбу – Та Лунга ( мы были правы ) – Там' Си ( занимается делами страны ) – Та Тунга ( мы построили ) – Тати – Чиама/Унчиама ( Радуга ) – Чибота – Чикайя ( уменьшительное от Чикакати; вещь изнутри, плацента ) – Чинианга – Чилала – Чилимбу ( флаг , победа, неизгладимый европеизированный знак в Синальде ) – Чимбакала ( молодой) человек ) – Чилумбу ( день ) – Чингунду – Чисафу ( сафу ) – Чисамбу – Чисина ( богатый ) – Читембо – Чиванга – Чивела ( гром ) – Чиемби ( бедность ) – Телеман ( надежда, восстань ) – Виоду/Ли Виоду/Виаудо ( Воробей , Невезучий, дурной глаз ).

Женские фамилии

[ редактировать ]

Ниже приведены некоторые фамилии и их значение.

Босса – Билонго – Бухуссу – Бумба ( лунный нимб ) – Бвинджи – Фотчеко – Футу – Лаблин/Бвине – Ланду – Лело – Лемби – Лихау ( это то ) – Ли Мани ( камень ) – Лиссаху – Луангу – Лоссо – Малила – Малонда – Массанга – Матчиела – Микемо – Муиссу – Мпаку – Мпемба/Пемба ( Девственность, Девственность ) – Мпуна – Муделето – Муликиньи – Ндола – Ндулу – Нгуамба ( голод ) – Ньянджи – Нианту – Нифно ( красота ) – Ниендо – Нинга – Нионг' ( Сожаления ) – Нкамбиси/Чикамбси ( русалка , Мами Вата , Гений Воды ) – Нсангу – Нтулу – Ньисси – Нзинга-Симбоу ( Земля и Океан ) – Соко – Суака ( коу суек – прятаться) – Сунгу – Чибинда ( доказательство) ) ) – Чифу-Чифумба ( семья ) – Чиламбу – Чинионго – Чингомби/Нгомби – Чисафу ( Сафу, дерево Сафу – dacryodes edulis ) – Чисимбу ( то, что мы держим ) – Читула ( Самая красивая женщина страны ) – Тукула ( пудра) на основе падукских корней ) – Воло ( Сладкий ) – Воумби ( останки ) – Вола ( золото как драгоценный металл ) – Яла – Йесса – Золе ( Любовь ) – Зуина.

Нейтральные фамилии

[ редактировать ]

Буанга/Чибуанга ( ткач, ткань ) – Мпопи ( Святой ) – Панзу – Чизинга ( окружать, иметь долгую жизнь ) – Янци ( ангел )

Сочетание имени и фамилии

[ редактировать ]

Часто используются следующие комбинации:

Имя Буити Партия Буанга Бумба Лёмбе справляться Макоссо Мавунгу Поати я не фанат Чикайя
Имя Доосу Осень/Падение Большой Говорить Момбуку Катана Костоде / Котоди Байонна Сукулати Вумби Лвангоу

Освященные имена ( Me zina me bisuma )

[ редактировать ]

Освященные имена дают информацию об обстоятельствах рождения детей, носящих эти имена.

Фути ( родившийся сразу после близнецов, он по традиции продемонстрирует отличные навыки для достижения успеха ) – Нгули Басса ( мать близнецов. Она пользуется большим вниманием и большим уважением в традиционном обществе ) – Нкумба ( рожденный после Фути ) – Нсафу/Сафу ( дерево или плод сафу , молочные зубы на верхней челюсти, аномально растущие зубы) – Нсунда (ребенок, подаренный при рождении, сидит из недр матери за ноги, а не за голову. Считается гением) «Нкиси» и по традиции будет близнецом Нзинги ) - Нзинга ( окружает, чтобы иметь долгую жизнь, рождается ребенок с пуповиной на шее. Он считается гениальным «Нкиси» и по традиции будет близнецом Нсунды). ) – Чибасса ( близнец, требует особого внимания по традиционным правилам ).

[ редактировать ]

Мамае (нкаси би бамб' – женщина, вышедшая замуж за европейца ) – Мадамассе – Нифно – Малисбет ( от Элизабет ) – Фотчика – Читула ( самая красивая женщина в стране )

Современные имена

[ редактировать ]

В настоящее время мы наблюдаем возвращение к аутентичным именам Вили:

Ата Йисс/Атаис ( Папа приходит! ) – Бианиеф ( что удалось ) – Бифани ( где зло во всем этом добре? ) – Биниеф ( Красавицы ) – Бимангу ( чудеса ) – Б'Мокин ( мы за ним присматривали) ) – Боссо Мвени ( какой бы ни была внешность ) – Буэло ( Факт кристальной ясности ) – Буэни – Букетчи ( Букетчи нддже йи нталанг', Абсолютное доверие ) – Буссина ( Богатство ) – Фани ( где? ) – Фани Твек ( где находятся мы ) – Кефане ( Он там, кто-то повзрослевший или красивый ) – Кукель ( будь осторожен, будь бдителен ) – Куниф – Лиэль ( интеллект ) – Лессика ( Сияй ) – Лиам ( Моя, моя вещь ) – Лимоне ( Новый) ) – Лиобакана ( то, что задумали ) – Лислиане – Литати – Литши ( пастух ) – Лиянджи ( Радость ) – Лувунду ( отдых ) – Ляне/Ляну ( Надежда, Надежда ) – Льюкуна/Люк'н ( согласие, Гармония ) – Маньеф – Миниэмо ( Гордость ) – Мивек ( мое одиночество, я, часто отдаваемый детям, сходство которых поразительно по сравнению с одним из родителей ) – Муэнду ( путешествие ) – Митче ( я говорю... ) – Мвесси ( Лунный свет) – Нахо Лиссия ( Все об образе отца ) – Наивейн ( Тот, кого я дал ) – Наивинг ( тот, кого я ждал ) – Найзоле ( тот, кого я любил ) – Нанди ( это она, это он ) – Нателиан ( приносит надежду ) – Найилоте ( это она) от него или от нее, которые мне снились ) – Навек ( сам, часто дарят детям Уникальный ) – Неле ( кольцо ) – Ньенци ( Радость ) – Нкелиан ( береги ) – Нёнду – Уссинг – Сассе Фани – Сису – Талиане ( ку талианн: Имейте надежду, надежду ) – Челика/Tshiélikk ( Истина, искренняя ) – Чифани – Чиссессе ( свечение или Божественный Свет ) – Чивили ( Чистый язык ) – Тумси ( будущий лидер ) – Ум'Вали ( второй )) – Унтату ( третий ) – Унтэта ( старший ) – Унтчи ку сомбоука ( препятствие ) – Ванг Си ( Ткач ) – Ван Мул ( принеси удачу; Приносящий удачу ) – Витчана ( подтвердим ) – Витика ( принимает ) – Ва Ниф ( ты Приукрашенный ) – Висляне – Вольси ( Страна, богатая золотом ) – Явиче ( подтверждаю )/Тавиче ( мы подтвердили ) – Войилоте ( тот, что мне снился ) – Чилифи ( голова; символ власти вождя ) – Ёйикане ( Мое желание )

Имена европейского происхождения

[ редактировать ]

Общение или работа в качестве домашних служащих с представителями колониальной администрации, фамилии вошли в терминологию Вили. Например, можно найти:

Демаузер ( Сильный человек, названный в честь оружия немецкой марки Маузер ) – Файетт ( портной, портниха ) – Куизиньело ( повар ) – Лафадер ( от lavadeur, бывшего португальского слова, означающего отбеливатель-предок химчистки ) – Лингвисси ( переводчик ) – Магнифинело ( скульптор по слоновой кости ) – Сульвейи ( руководитель ) – Байонн ( колониальный администратор из французского города Байонна , который, как говорили, был поваром, я отвезу вас в Байонну ) – Майордом ( дворецкий) – Портелла ( с функции от начальника конвоя до начальника нескольких носильщиков ).

Вили люди

[ редактировать ]
  1. ^ «В глубине души черного человека: Глава 6. Меры, знаки и символы» . www.sacred-texts.com . Проверено 31 августа 2017 г.
  2. ^ «В глубине души черного человека: Глава 9. Нкичиизм» . www.sacred-texts.com . Проверено 31 августа 2017 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Виндмюллер-Луна, Кристен (29 сентября 2015 г.). «Визуальный архив: взгляд историка на искусство Конго и Лоанго» . www.metmuseum.org . Проверено 24 января 2019 г.
  4. ^ «Ресурсы OLAC на языке Vili и о нем» . www.language-archives.org . Проверено 31 августа 2017 г.
  5. ^ Хагенбухер-Сакрипанти, Франк (1973). Духовные основы власти в Королевстве Лоанго (на французском языке). Париж: Бюро зарубежных научно-технических исследований (ORSTOM). стр. 10–12.
  6. ^ Баттель, Эндрю (1901). Странное приключение Эндрю Баттелла из Ли . Оксфорд: Э.Г. Равенштейн. стр. 44–45 .
  7. ^ Храбрый, Ольферт (1666). Написано в Амстердаме. Огилби, Джон (ред.). Точное описание африканских регионов [ Африка ] (на голландском языке). Лондон. п. 518.
  8. ^ Энциклопедия африканской истории (Фицрой Дирборн, Отпечаток группы Тейлора и Фрэнсиса) . Том. 1 АГ. Нью-Йорк: Кевин Шиллингтон. 2005. стр. 828, 1790.
  9. ^ «Духовные миссионеры» . www.spiritains.org (на французском языке) . Проверено 8 сентября 2017 г.
  10. ^ Домингес да Силва, Даниэль (2014). «Диаспора Африки, освобожденная от рабских кораблей в девяностом веке». Журнал истории Африки (55). Издательство Кембриджского университета: 357.
  11. ^ «Гома-Тетет, Иоахим – Персе» . www.persee.fr (на французском языке) . Проверено 30 сентября 2017 г.
  12. ^ «Fonds Hazoumé, levisage intime de l'agent» . RFI (на французском языке). 18 ноября 2016 г. Проверено 30 сентября 2017 г.
  13. ^ «Жан-Пьер Бат: «Уфуэ-Буаньи был плацдармом системы» Françafrique – JeuneAfrique.com» . JeuneAfrique.com (на французском языке). 30 апреля 2015 года . Проверено 30 сентября 2017 г.
  14. ^ «НЕМНОГО ИСТОРИИ: отцы-основатели Конго-Браззавиля. ЛИОНЕЛ ГНАЛИ» . www.congo-liberty.com (на французском языке). 9 августа 2015 года . Проверено 30 сентября 2017 г.
  15. ^ «Первый глоток куста | Альберт и мы, путешествие по следам Альберта Лондона» . voyage-albert-londres.com (на французском языке) . Проверено 6 октября 2017 г.
  16. ^ «Исследуйте природные чудеса Габона - туристическая информация о национальном парке Маюмба» . Национальный парк Маюмба . 8 апреля 2017 года . Проверено 6 октября 2017 г.
  17. ^ Брук, Джеймс; Times, специально для Нью-Йорка (25 сентября 1988 г.). «Африканские страны запрещают использование иностранных токсичных отходов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 17 октября 2017 г.
  18. ^ Шиссель, Ховард (1 сентября 1988 г.). «Смертельная торговля: сброс токсичных отходов в Африке». Отчет по Африке . 33 (5): 47–49. ПроКвест   1304048363 .
  19. ^ «1988 – Скандал с токсичными отходами» . DMCARC (на французском языке) . Проверено 17 октября 2017 г.
  20. ^ «Пуэнт-Нуар: создание Особой экономической зоны приближается к осуществлению | adiac-congo.com: все новости из бассейна Конго» . adiac-congo.com (на французском языке) . Проверено 17 октября 2017 г.
  21. ^ Министерство лесной экономики и устойчивого развития Республики Конго (2014 г.). Исследование пространственного распределения и взвешивания причин обезлесения и деградации лесов (на французском языке). BRL Ingenierie – C4 EcoSolutions. п. 162.
  22. ^ «Эвкалипт Конго: промышленные плантации и устойчивое развитие» . www.fao.org (на французском языке) . Проверено 17 октября 2017 г.
  23. ^ Медар, Жан-Франсуа (30 октября 2002 г.). « Политика находится на конце сети». Вопросы о методе Фоккара» . Записные книжки Центра исторических исследований. Архивы (на французском языке) (30). дои : 10.4000/ccrh.612 . ISSN   0990-9141 .
  24. ^ Вальдиге, Лоран (22 апреля 2003 г.). «Африканские «операции» Эльфов в эпоху Жаффре» . leparisien.fr . Проверено 7 октября 2017 г.
  25. ^ «Пуэнт-Нуар: Франсуа Чишелле Чивела, мерзкая душа города – JeuneAfrique.com» . JeuneAfrique.com (на французском языке). 11 мая 2012 года . Проверено 7 октября 2017 г.
  26. ^ Джекмаус, Эдо Нганга (8 мая 2016 г.). «Конго Браззавиль: Un Etat en faillite» . Club de Mediapart (на французском языке) . Проверено 7 октября 2017 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Ясин. «Департамент Куйлоу: Крестьянам выплачиваются компенсации по шкале… 1986 года» . lejour.info (на французском языке) . Проверено 8 октября 2017 г.
  28. ^ ПЕРРИН Кристиан (7 февраля 2015 г.), ДИОССО, В КУИЛУ, ЗАБРОШЕННОМ НЕФТЯНОМ ГОРОДЕ , получено 8 октября 2017 г.
  29. ^ Фонд Генриха Бёлля (ноябрь 2009 г.). «Энергетические фьючерсы: инвестиции ENI в битуминозные пески и пальмовое масло в бассейне Конго» (PDF) . Boel.de.
  30. ^ «Забастовка в Конго-Б: Total объявляет о возобновлении производства на своих объектах – RFI» . RFI Afrique (на французском языке). 15 июля 2017 г. Проверено 14 октября 2017 г.
  31. ^ «Всего парализовало забастовки в Мавритании и Конго – JeuneAfrique.com» . JeuneAfrique.com (на французском языке). 18 июля 2017 г. Проверено 14 октября 2017 г.
  32. ^ «Местное содержание: приоритет для нефтяных компаний – JeuneAfrique.com» . JeuneAfrique.com (на французском языке). 3 декабря 2013 года . Проверено 14 октября 2017 г.
  33. ^ «Национальные предпочтения: очередь африканцев – JeuneAfrique.com» . JeuneAfrique.com (на французском языке). 22 июля 2013 года . Проверено 14 октября 2017 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б Февилье, Инес (6 декабря 2016 г.). «Местное содержание в Конго и опыт Эквадора». Cnuced – Unctad (на французском языке). Нджамена, Чад.
  35. ^ Кац, Эстер; Нгигири, Жан-Клод (2000). «Конкуренция за ресурсы в Куилу (Конго) – эффективное использование возобновляемых ресурсов». Широты (на французском языке). 23 . Париж: ОРСТОМ: 191–192. ISSN   1278-348X .
  36. ^ Мавунгу Памбу, Рене (2000). Пословицы и поговорки Лоанго в Центральной Африке: язык, культура и общество (на французском языке). Полет. II. Жуи-ле-Мутье: Бажаг-Мери. п. 196. ИСБН  2-911147-08-1 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Лёмбе, Жерве (2005). Давайте поговорим вили: язык и культура лоанго (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 141–147. ISBN  2-7475-8180-2 .
  38. ^ Чиамас, Джозеф (2015). Обычаи и пословицы вилиса . Книги по запросу. ISBN  9782322015245 .
  39. ^ Лембе, Жерве (2005). Давайте поговорим о Вили: Язык и культура Лоанго . Париж: L'Harmattan. п. 57. ИСБН  2-7475-8180-2 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Делло, Жан (2006). Пословицы и сказки Вили (Республика Конго) . Париж: L'Harmattan. п. 380. ИСБН  978-2-2960-0030-8 .
  • Деннет, Ричард Эдвард (1887). Семь лет среди фьортов: опыт английского торговца в районе Конго) . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, Сирк и Ривингтон.
  • Олсон, Джеймс Стюарт (1996). «Вили» в книге «Народы Африки: Этноисторический словарь») . Лондон: Издательская группа Greenwood. стр. 583–584. ISBN  978-0-3132-7918-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6ffa63ea650daca8bfa4bc0c9c21444__1714570500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/44/d6ffa63ea650daca8bfa4bc0c9c21444.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vili people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)