Бедные страны с крупной задолженностью
Бедные страны с крупной задолженностью ( HIPC ) представляют собой группу из 39 развивающихся стран с высоким уровнем бедности и чрезмерной задолженности . Из-за этих факторов Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк классифицировали их как имеющие право на специальную помощь.
Инициатива HIPC была инициирована Международным валютным фондом и Всемирным банком в 1996 году после активного лоббирования со стороны НПО и других органов. Он обеспечивает облегчение долгового бремени и кредиты под низкие проценты для отмены или сокращения выплат по внешнему долгу до устойчивого уровня. Это означает, что страны смогут своевременно погасить долги в будущем. [1] Чтобы подать заявку на участие в этой инициативе, страны должны столкнуться с непосильным долговым бременем, с которым невозможно справиться традиционными средствами. [2] Помощь предоставляется при условии, что национальные правительства этих стран достигнут ряда целей экономического управления и эффективности, а также проведут экономические и социальные реформы. [1] [3]
Страны
[ редактировать ]К 37 странам, которые на данный момент получили полное или частичное списание долга, относятся: [2] [3]
- Афганистан
- Бенин
- Боливия
- Буркина-Фасо
- Бурунди
- Камерун
- Центральноафриканская Республика
- Чад
- Республика Конго
- Демократическая Республика Конго
- Коморские острова
- Кот-д'Ивуар
- Эфиопия
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Гайана
- Гаити
- Гондурас
- Либерия
- Мадагаскар
- У них было
- Малави
- Мавритания
- Мозамбик
- Никарагуа
- Нигер
- Руанда
- Сан-Томе и Принсипи
- Сенегал
- Сьерра-Леоне
- Сомали
- Танзания
- Togo
- Уганда
- Замбия
37 стран завершили программу и полностью списали свой внешний долг после того, как Сомали прошла точку завершения в 2020 году. [2] [4]
Еще две страны ( Эритрея и Судан ) рассматриваются для вступления в программу с марта 2020 года. [2] На своем заседании 28 июня 2021 года исполнительный совет МВФ утвердил план финансирования, призванный помочь мобилизовать ресурсы, необходимые фонду для покрытия своей доли в облегчении долгового бремени Судана. [5] Это произошло после того, как переходное правительство Судана, возглавляемое гражданскими лицами, и его кабинет во главе с Абдаллой Хамдоком провели жесткие экономические реформы, чтобы достичь момента принятия решения.
Требования
[ редактировать ]Чтобы получить облегчение бремени задолженности в рамках HIPC, страна должна сначала выполнить пороговые требования HIPC. При создании HIPC в 1996 году основным пороговым требованием было то, что долг страны оставался на неприемлемом уровне, несмотря на полное применение традиционных двусторонних мер по облегчению долгового бремени. В то время HIPC считала долг неприемлемым, когда соотношение долга к экспорту превышало 200–250% или когда соотношение долга к государственным доходам превышало 280%. [6]
Финансирование
[ редактировать ]По оценкам МВФ, общая стоимость облегчения долгового бремени 40 стран, в настоящее время имеющих право на участие в программе HIPC, составит около 71 миллиарда долларов (в долларах 2007 года). [2] Половина финансирования предоставляется МВФ, Всемирным банком и другими многосторонними организациями, а другая половина — странами-кредиторами. Доля расходов МВФ в настоящее время финансируется за счет поступлений от продажи золота организацией в 1999 году, но, по оценкам, этого будет недостаточно для покрытия всех затрат, и потребуется привлечь дополнительное финансирование, если дополнительные страны, такие как Судан и Сомали соответствуют квалификационным требованиям для участия в программе. [2]
Критика
[ редактировать ]Критики вскоре начали критиковать масштабы и структуру HIPC. Во-первых, они раскритиковали определение долговой устойчивости, данное HIPC, утверждая, что критерии отношения долга к экспорту и долга к государственным доходам были произвольными и слишком ограничительными. В качестве доказательства критики подчеркнули, что к 1999 году только четыре страны получили какое-либо облегчение бремени задолженности в рамках HIPC. Во-вторых, шестилетняя программа была слишком длинной и слишком негибкой для удовлетворения индивидуальных потребностей стран-должников. В-третьих, МВФ и Всемирный банк не списали ни одного долга до момента завершения, оставив страны под бременем выплат по долгам, в то время как они изо всех сил пытались провести структурные реформы . В-четвертых, условия ЕСАФ часто подрывали усилия по сокращению бедности. Например, приватизация коммунальных услуг имела тенденцию поднимать стоимость услуг за пределы платежеспособности граждан. Наконец, критики напали на HIPC как на программу, разработанную кредиторами для защиты интересов кредиторов, оставляющую страны с непосильным долговым бременем даже после достижения момента принятия решения. [6]
Неадекватное облегчение бремени задолженности для таких стран означает, что им придется тратить больше средств на обслуживание долга, а не на активное инвестирование в программы, которые могут сократить бедность. [ нужна ссылка ]
В 2008 году некоторые аналитики показали, что инициатива HIPC провалилась, причем с треском. По мнению нигерийского журналиста Муссы Чангари, один из аспектов неудачи:
Критерии, использованные для отбора стран, исключили наиболее густонаселенные развивающиеся страны (например, Нигерию — 120 миллионов жителей — которая была в самом первом списке в 1996 году) и оставили только небольшие страны, которые одновременно очень бедны и имеют большую задолженность... страны, в которых проживает большинство бедного населения мира, не включены: Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Филиппины, Пакистан, Нигерия и т.п. Фактически, инициатива касается только 11 процентов от общей численности населения развивающихся стран... Следует отметить, что «чтобы получить выгоду от инициативы HIPC, соответствующие страны должны были быть свободны от задолженности перед МВФ и Всемирным банком.Страны, подающие заявку на участие в инициативе HIPC, должны принять Документ о стратегии сокращения бедности (PRSP) под эгидой МВФ и Всемирного банка. Этот документ должен указать, как будут использоваться ресурсы, предоставленные в рамках этой инициативы, и содержать определенное количество обязательств, касающихся реализации классических мер структурной перестройки: приватизация государственных компаний, сокращение наемной рабочей силы, сокращение грантов. , отмену государственных субсидий и дерегуляцию рынка труда. Другими словами, весь арсенал ультралиберальных мер, которые способствовали обнищанию африканского населения, деградации социальных услуг, падению продолжительности жизни более чем на семь лет, возвращению болезней, которые мы считали искорененными, рост безработицы среди молодых выпускников, замедление индустриализации и создание хронической нехватки продовольствия. [7]
Ответы на критику
[ редактировать ]ХИПК устранил свои недостатки, расширив определение неприемлемого долга, предоставив большую помощь большему числу стран и сделав помощь доступной раньше. [6]
С 1996 года МВФ несколько раз модифицировал программу HIPC, часто в ответ на недостатки, на которые указывали его критики. МВФ впервые провел реструктуризацию HIPC в 1999 году. Эти изменения изменили пороговые требования HIPC. Сегодня HIPC определяет три минимальных требования для участия в программе. Во-первых, как и раньше, страна должна доказать, что ее долг является непосильным; однако целевые показатели по определению устойчивости снизились до соотношения долга к экспорту в 150% и соотношения долга к государственным доходам в 250%. Во-вторых, страна должна быть достаточно бедной, чтобы иметь право на получение кредитов от Ассоциации международного развития МВФ Всемирного банка или Фонда сокращения бедности и роста (PRGF, преемника ESAF), которые предоставляют долгосрочные беспроцентные кредиты беднейшим слоям населения мира. нации. Наконец, страна должна создать опыт проведения реформ, чтобы помочь предотвратить будущие долговые кризисы. [6]
Помимо измененных пороговых требований, в редакции 1999 года было внесено несколько других изменений. Во-первых, от шестилетней структуры отказались и заменили ее «плавающей точкой завершения», которая позволяет странам достичь завершения менее чем за шесть лет. Во-вторых, пересмотренный HIPC допускает временное списание долга, чтобы страны начали получать частичное облегчение долга до достижения точки завершения. В-третьих, ПРГФ существенно модифицировал ESAF, сократив количество и детализацию условий МВФ и поощрив больший вклад местного сообщества в разработку программы. [6]
Одна из целей PRGF – обеспечить, чтобы бедные страны перенаправляли государственные средства, высвобожденные от погашения долга, на программы сокращения бедности. С этой целью программа ПРГФ каждой страны построена на основе Документа о стратегии сокращения бедности (ПРСП). ДССБ описывают макроэкономические, структурные и социальные программы, которым страна будет следовать для содействия экономическому росту и сокращению бедности. В разработке ПРСП должен принять участие широкий круг правительственных, неправительственных организаций и групп гражданского общества, чтобы обеспечить поддержку плана на местном уровне. Согласно пересмотренной версии HIPC, страна достигает точки принятия решения, как только она продемонстрировала прогресс в выполнении своего ПРСП. Затем страна достигнет точки завершения, как только она внедрила и соблюдала ПРСП в течение как минимум одного года и продемонстрировала макроэкономическую стабильность. [6]
В 2001 году МВФ представил еще один инструмент для повышения эффективности HIPC. В соответствии с новой практикой «пополнения» страны, которые неожиданно терпят экономический спад после момента принятия решения из-за внешних факторов, таких как рост процентных ставок или падение цен на сырьевые товары, имеют право на большее прощение долга сверх уровня момента принятия решения. [6]
О дальнейшем прогрессе в облегчении долгового бремени было объявлено 21 декабря 2005 года, когда МВФ предоставил предварительное одобрение первоначальной меры по облегчению долгового бремени в размере 3,3 миллиарда долларов США для 19 беднейших стран мира, при этом Всемирный банк, как ожидалось, спишет более крупные долги, причитающиеся им. в середине 2006 года на 17 стран HIPC». [8]
По состоянию на декабрь 2006 года двадцать одна страна достигла точки завершения программы HIPC. Еще девять стран прошли точку принятия решения и работают над завершением. Десять других стран имеют непосильные долги в соответствии со стандартами HIPC, но им еще предстоит достичь момента принятия решения. На данный момент МВФ и Всемирный банк одобрили списание долга HIPC на сумму 35 миллиардов долларов. С 2001 года пять стран получили дополнительно 1,6 миллиарда долларов в виде дополнительной помощи. [6]
См. также
[ редактировать ]- Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации - гуманитарный фонд ГА ООН
- Список стран по проценту населения, живущего в бедности
- Многосторонняя инициатива по облегчению бремени задолженности (MDRI)
- Цели развития тысячелетия
- Одиозный долг
- Государственный долг
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Развивающиеся страны: статус инициативы по облегчению бремени задолженности бедных стран с крупной задолженностью: NSIAD-98-229». Отчеты GAO (1998 г.): 1. MasterFILE Premier . Веб. 10 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Информационный бюллетень: Списание долга в рамках Инициативы бедных стран с крупной задолженностью (HIPC) – МВФ – по состоянию на 29 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Бедные страны с крупной задолженностью», Всемирный банк, 11 января 2018 г. Доступ: 29 декабря 2021 г.
- ^ «Сомали получит облегчение бремени задолженности в рамках расширенной инициативы HIPC» . МВФ . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ "МВФ утвердил план финансирования облегчения бремени задолженности Судана" . Рейтер . 11 мая 2021 г. Проверено 29 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Э. Карраско, К. Макклеллан и Дж. Ро (2007), «Иностранный долг: прощение и отказ», Электронная книга Центра международных финансов и развития Университета Айовы, архивировано 31 июля 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Туссен и Милле (2010). Долг, МВФ и Всемирный банк . Ежемесячный обзор Press США, стр. 178–186.
- ^ «МВФ одобряет облегчение долгового бремени беднейших стран» . Файнэншл Таймс . 21 декабря 2005 г. Проверено 10 августа 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оксфам
- Официальный веб-сайт Инициативы ХИПК (Всемирный банк)
- Облегчение долгового бремени HIPC: мифы и реальность (Ян Йост Теуниссен и Эйдж Аккерман (ред.), Fondad, 2004, книга, pdf)
- Инициатива HIPC Центр международных финансов и развития Университета Айовы.