Новый мировой порядок информации и коммуникации
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2021 г. ) |
Новый мировой информационный и коммуникационный порядок ( NWICO , также сокращенно до New World Information Order , NWIO или просто, в более общем смысле, информационный порядок ) — термин, придуманный в ходе дебатов по поводу в СМИ репрезентации развивающегося мира в ЮНЕСКО в конце 1970-х — начале 1980-х годов. . Движение NWICO было частью более широких усилий по формальному решению проблемы глобального экономического неравенства , которое рассматривалось как наследие империализма на глобальном юге . [1]
Этот термин широко использовался Комиссией Макбрайда , группой ЮНЕСКО под председательством Нобелевской премии мира лауреата Шона Макбрайда , которой было поручено разработать набор рекомендаций, чтобы сделать глобальное представительство СМИ более справедливым. Комиссия Макбрайда подготовила отчет под названием «Много голосов, один мир» , в котором изложены основные философские положения Нового мирового информационно-коммуникационного порядка.
История
[ редактировать ]Фундаментальные вопросы дисбаланса в глобальной коммуникации обсуждались уже некоторое время. Американский медиа-исследователь Уилбур Шрамм отметил в 1964 году, что поток новостей между странами невелик, что много внимания уделяется развитым странам и мало — менее развитым , что важные события игнорируются, а реальность искажается. [2] С более радикальной точки зрения Герберт Шиллер заметил в 1969 году, что развивающиеся страны не внесли существенного вклада в решения о распределении радиочастот для спутников на ключевой встрече в Женеве в 1962 году. [3] Шиллер отметил, что многие спутники имеют военное применение. Компания Intelsat , созданная для международного сотрудничества в области спутниковой связи , также находилась под доминированием США. [ нужна ссылка ]

В 1970 году на 16-м Конгрессе ЮНЕСКО впервые была четко поставлена необходимость создания NWICO. [ нужна ссылка ] В 1970-е годы эти и другие вопросы были подняты Движением неприсоединения и обсуждались в Организации Объединенных Наций и ее агентстве, отвечающем за коммуникацию, — Организации Объединенных Наций по образованию, науке и культуре ( ЮНЕСКО ). В ответ на Новый международный экономический порядок (NIEO) 1974 года было введено выражение «Новый международный информационный порядок» (NIIO) в знак протеста против невыгодного положения стран глобального юга в отношении информации и коммуникации. Движение неприсоединения утверждало, что информационные агентства в западном мире контролируют 95 процентов мировых информационных потоков, а именно Associated Press (AP), Agence France-Presse (AFP), United Press International (UPI) и Reuters . [4] Термин «новый мировой информационный порядок» был придуман Хеди Нуирой , премьер-министром Туниса , который первым использовал его во время конференции в 1974 году. [5] С 1976 по 1978 год фраза «Новый мировой информационный и коммуникационный порядок» обычно сокращалась до «Новый мировой информационный порядок» или « Новый международный информационный порядок» .
В 1976 году впервые был четко выдвинут лозунг создания «Нового мирового информационно-коммуникационного порядка». В начале этой дискуссии NWICO стала ассоциироваться с ЮНЕСКО с начала 1970-х годов.
Обеспокоенность средств массовой информации началась со встречи неприсоединившихся стран в Алжире в 1973 году; снова в Тунисе в 1976 году, а затем в 1976 году на в Нью-Дели Министерской конференции неприсоединившихся стран . План «нового порядка» был текстуально сформулирован министром информации Туниса Мустафой Масмуди . Масмуди представил в Комиссию Макбрайда рабочий документ № 31. Эти предложения 1978 года получили название «Декларация средств массовой информации». Комиссия Макбрайда в то время представляла собой орган из 16 членов, созданный ЮНЕСКО для изучения вопросов коммуникации. [6] [ ненадежный источник? ]
Работа ЮНЕСКО над NWICO сразу же была встречена критикой во многих сферах, в основном в западных странах. Промежуточный отчет, опубликованный в 1979 году ЮНЕСКО, стал объектом внимания Американской ассоциации газетных издателей и Американского общества редакторов газет . Хотя эти организации не согласились с некоторыми из ранних предложений, включая право на ответ и советы прессы, они также были обеспокоены фразой «Новый мировой порядок информации и коммуникации», рассматривая ее как свисток для использования правительственной пропаганды в вид баланса информационных потоков. [7] Критика в адрес ЮНЕСКО иногда была преувеличенной, например, когда в «Presstime » (журнал Американской ассоциации издателей газет) была опубликована статья, в которой предполагалось, что исследование отношений США и ЮНЕСКО, проведенное по заказу ЮНЕСКО, было «дешевым ударом по прессе» и что «оно будет не добавляйте блеска имиджу ЮНЕСКО», еще до того, как книга вышла в свет. [8] [9] [10]
В 1980 году отчет Макбрайда был опубликован . В докладе говорится, что право информировать и быть информированным имеет решающее значение для современного общества и что информация является ключевым ресурсом. В отчете предложено пять основных идей действий для достижения этих целей.
- Включите общение в качестве основного права.
- Уменьшите дисбалансы в структуре новостей.
- Укрепить глобальную стратегию коммуникации, уважая культурную самобытность и права личности.
- Содействовать созданию национальной коммуникационной политики, которая будет последовательной и устойчивой в процессах развития.
- Узнайте, как NWICO можно использовать в интересах Нового международного экономического порядка (NIEO). [11]
После публикации отчета генеральный директор Амаду Махтар М'Боу был переизбран главой ЮНЕСКО, и сторонники движения NWICO сочли, что отчет придает им силы. ЮНЕСКО получила увеличение финансирования на тридцать четыре процента, а Соединенные Штаты в принципе согласились создать новый международный орган по коммуникации в развивающихся странах «в рамках ЮНЕСКО». Сам доклад был противоречивым, поскольку многие считали его придающим силу коммунистическому блоку и блокам неприсоединения. М'Боу поддержал компромиссную резолюцию, которая исключила более радикальные предложения отчета, однако сторонники жесткой линии сопротивлялись этим изменениям. Аналогичным образом, Соединенные Штаты предупредили, что они не будут предоставлять средства или техническую помощь, если ЮНЕСКО пожелает государственного контроля над СМИ. [12]
В декабре 1980 года Организация Объединенных Наций официально одобрила отчет Макбрайда, заявив, что страны должны «принимать во внимание» этот отчет при разработке коммуникационной политики. Резолюция также призвала членов содействовать «широкому распространению и изучению» отчета. Хотя эта резолюция и не имела обязательной силы, этот шаг был встречен немедленной критикой со стороны британского правительства, заявившего, что оно не считает отчет окончательным. [13]
В 1983 году 22-е издание ЮНЕСКО утвердило среднесрочный план создания NWICO на период с 1985 по 1989 год. Борьба за установление нового мирового информационного порядка получила широкую поддержку в Организации Объединенных Наций. Среди участников движения был Латиноамериканский институт изучения транснациональностей (ILET). Один из ее соучредителей, Хуан Сомавиа, был членом Комиссии Макбрайда. Другим важным голосом был Мустафа Масмуди , министр информации Туниса . В программе канадского радио в 1983 году Том Макфэйл описывает, как эти проблемы обсуждались в ЮНЕСКО в середине 1970-х годов, когда Соединенные Штаты приостановили финансирование, чтобы наказать организацию за исключение Израиля из региональной группы ЮНЕСКО. Некоторые страны ОПЕК и несколько социалистических стран накопили эту сумму и смогли получить руководящие должности в ЮНЕСКО. Затем вопросы NWICO были выдвинуты на важной встрече в 1976 году, состоявшейся в Коста-Рике .

Единственной женщиной-членом комиссии была Бетти Циммерман , представлявшая Канаду из-за болезни Маршалла Маклюэна , умершего в 1980 году. ЮНЕСКО дистанцировалась от ее идей.
Сбой NWICO
[ редактировать ]Когда NWICO, казалось, потерпел неудачу, ЮНЕСКО приняла план на среднесрочную перспективу, рассчитанный на 1990–1995 годы, под названием «Коммуникация на службе человечества» ( La communication au service de l'humanité ). План предусматривал свободное распространение информации . [14]
Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 года воплощает в жизнь некоторые цели NWICO, особенно в отношении несбалансированного глобального потока средств массовой информации. Однако эта конвенция не была поддержана Соединенными Штатами, и она, похоже, не столь надежна, как соглашения Всемирной торговой организации , которые поддерживают глобальную торговлю средствами массовой информации и информацией.
Проблемы
[ редактировать ]В ходе дискуссий NWICO был поднят широкий круг вопросов. Некоторые из них касались давних проблем освещения развивающегося мира средствами массовой информации и несбалансированных потоков влияния средств массовой информации. Но другие проблемы касались новых технологий, имеющих важное военное и коммерческое применение. Развивающийся мир, вероятно, окажется в маргинальном положении из-за спутниковых и компьютерных технологий. Вопросы включали:
- Новостные репортажи о развивающемся мире, отражающие приоритеты информационных агентств в Лондоне , Париже и Нью-Йорке . Сообщения о стихийных бедствиях и военных переворотах, а не о фундаментальных реалиях. В то время четыре крупных информационных агентства контролировали более 80% мирового потока новостей . [ нужна ссылка ]
- Всеобщая декларация прав человека гласит: «Каждый имеет право… искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Сторонники использовали это, чтобы заявить, что дискуссии NWICO по своей сути основаны на правах человека. [15]
- Несбалансированный поток средств массовой информации из развитого мира (особенно США) в слаборазвитые страны. Все смотрят американские фильмы и телешоу.
- Рекламные агентства в развитых странах оказывают косвенное, но существенное влияние на средства массовой информации в развивающихся странах. Некоторые наблюдатели также сочли содержание этой рекламы неподходящим для стран третьего мира.
- Несправедливое разделение радиоспектра . Небольшое количество развитых стран контролирует почти 90% радиоспектра. Большая часть этого предназначалась для военного использования.
- Аналогичные опасения были и по поводу выделения геостационарной орбиты (места стоянки в космосе) для спутников. В то время лишь небольшое количество развитых стран имели спутники, и развивающимся странам не было возможности выделить пространство, которое им могло понадобиться десять лет спустя. Это может означать, что в конечном итоге появится помещение, которое будет сложнее и дороже эксплуатировать.
- Спутниковое вещание телевизионных сигналов в страны третьего мира без предварительного разрешения было воспринято многими как угроза национальному суверенитету. В начале 1970-х годов ООН проголосовала против таких передач.
- Использование спутников для сбора информации о сельскохозяйственных культурах и природных ресурсах в странах третьего мира в то время, когда у большинства развивающихся стран не было возможности анализировать эти данные.
- В то время большинство мейнфреймов располагалось в Соединенных Штатах, и существовали опасения по поводу местонахождения баз данных (например, данных о бронировании авиабилетов), а также того, насколько трудно развивающимся странам догнать лидерство США в области компьютеров.
- В качестве вопроса для обсуждения была поднята защита журналистов от насилия. Например, журналисты подвергались преследованиям со стороны различных военных диктатур в Латинской Америке в 1970-х годах. В рамках дебатов NWICO прозвучали предложения по изучению того, как защитить журналистов и даже наказать журналистов, нарушивших «общепризнанные этические нормы». Однако Комиссия Макбрайда конкретно выступила против идеи лицензирования журналистов. [16]
Американские ответы
[ редактировать ]Правительство Соединенных Штатов было враждебно настроено по отношению к NWICO. По мнению некоторых аналитиков [ ВОЗ? ] Соединенные Штаты рассматривали эти проблемы просто как барьеры для свободного потока информации и интересов американских медиакорпораций. Он не согласился с отчетом Макбрайда в тех моментах, где поставил под сомнение роль частного сектора в сфере коммуникаций. Он считал NWICO опасным для свободы прессы, поскольку в конечном итоге поставил организацию, управляемую правительствами, во главе контроля над глобальными СМИ, что потенциально допускало цензуру . широкомасштабную [17]
В то время как администрация Картера чутко реагировала на цели ЮНЕСКО, администрация Рейгана придерживалась другого подхода. Эта администрация воспринимала работу ЮНЕСКО как ограничение свободы личности и свободы прессы. Кроме того, в Соединенных Штатах набирали обороты антикоммунистические настроения времен холодной войны. В конце 1984 года США вышли из членства в ЮНЕСКО. [18] Дело осложнялось дебатами внутри ЮНЕСКО по поводу археологической работы Израиля в городе Иерусалиме и по поводу режима апартеида в Южной Африке . [ нужна ссылка ] США воссоединились в 2003 году. [19]

Независимый медиа-центр (IMC) был основан в Сиэтле, США, 24 ноября 1999 года как кластер независимых новостных СМИ и веб-сайтов. IMC — это новый медиа-коллектив, организованный массовыми организациями, которые в целом поддерживают намерения NWICO (при этом указывая на проблемы, связанные с первой поправкой). Основанный на низовом синтезе антинеолибералистов и активистов, IMC считался новаторской попыткой добиться свободы прессы и теоретически частью более демократического «нового мирового информационного порядка». [ нужна ссылка ]
События
[ редактировать ]Дебаты по поводу NWICO, начавшиеся в 1970-х годах, отражали критику несправедливого доступа к информации и империализма средств массовой информации . Благодаря NWICO Соединенное Королевство и Соединенные Штаты вышли из ЮНЕСКО до 1997 года для Великобритании и до 2003 года для США. В 1990–2000 годах во всем мире произошел сдвиг, осуществленный Интернетом, который способствовал повышению равенства доступного контента. Этому способствовало распространение полномочий средств массовой информации на развивающиеся страны , такие как Мексика , Корея , Кения и Нигерия ; принятием протекционистских мер в отношении свободного рынка западными странами, такими как Канада и Франция ; и с появлением спутникового вещания как транснационального средства для незападных стран. [20] Тем не менее, данные свидетельствуют о том, что глобальные СМИ имеют сильный уклон в сторону глобального севера. По оценкам исследований, около восьмидесяти процентов международных новостей проходят через агентства Reuters , Agence France-Press , United Press International и Associated Press . Лишь около двадцати процентов этих новостей посвящены развивающимся странам. За десятилетия, прошедшие после дебатов NWICO, в этом отношении мало что изменилось, как показало исследование историй, касающихся Африки, в New York Times и The Washington Post в 2000 году. В этом исследовании из 89 статей не хватало достаточного контекста, связывающего Запад с Африкой. и семьдесят пять из них были негативными по содержанию. [21]
Всемирный день свободы печати
[ редактировать ]1991 года Виндхукская декларация о развитии свободной, независимой и плюралистической прессы представляет собой заявление свободы прессы . журналистов африканских газет о принципах [22] Африканские дипломаты в ЮНЕСКО , Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС) и обязательства Генеральной Ассамблеи ООН сыграли решающую роль в успехе Виндхукского процесса. [23]

ЮНЕСКО одобрила Виндхукскую декларацию, а Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций признала 3 мая, дату принятия Декларации, « Всемирным днем свободы печати ». [20] Виндхукская декларация оказала и другое существенное влияние на сферу средств массовой информации. ЮНЕСКО приняла Виндхукские рамки развития средств массовой информации , характеризуя их свободой, плюрализмом и независимостью . [25]
Виндхукская декларация реализуется через систему показателей развития СМИ (MDI). [26] Разработана Межправительственным советом «Международная программа развития связи» в 2006 году. [27] Резонируя с NWICO, MDI помогают оценить приоритетные области развития СМИ, а именно продвижение свободы выражения мнений и плюрализма СМИ, развитие общественных СМИ и человеческих ресурсов. [27]
Международная программа развития коммуникаций (IPDC)
[ редактировать ]В результате доклада « Много голосов, один мир запустила Международную программу развития коммуникаций (IPDC) » за 1980 год Генеральная конференция ЮНЕСКО в том же году в Белграде . Программа была принята 39 государствами-членами и направлена на усиление развития средств массовой информации в развивающихся странах. Его мандат с 2003 года заключается в том, чтобы «... способствовать устойчивому развитию , демократии и эффективному управлению путем содействия всеобщему доступу и распространению информации и знаний путем укрепления потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой в области электронных средств массовой информации и печатная пресса». [28]
Всемирный саммит по информационному обществу (WSIS)
[ редактировать ]
В декабре 2003 г. в Женеве и ноябре 2005 г. состоялись два этапа Всемирного саммита ООН по информационному обществу (WSIS). Эти встречи были проведены с целью выработки «общего видения информационного общества» и преодоления цифрового разрыва в рамках Целей развития тысячелетия Организации Объединенных Наций . В этом процессе участвовали как правительственные субъекты, так и неправительственные организации , и он был направлен на решение многих проблем, предложенных в ходе дебатов NWICO. Критики отмечают, что ВВУИО был слишком узким процессом и фокусировался исключительно на подходе в области информационных технологий. [29]
Безопасность журналистов
[ редактировать ]Угрозы в адрес журналистов являются одной из основных проблем, блокирующих развитие СМИ. С 2008 года государства-члены ЮНЕСКО предоставляют информацию о статусе судебных расследований по каждому из убийств журналистов, осужденных Организацией. Эта информация включается в публичный отчет, представляемый каждые два года Совету МПРК Генеральным директором, и является основой для последующих действий Программы в связи с убийствами журналистов. [30]
Технологический
[ редактировать ]Технологические разработки оказывают прямое влияние на доступ к информации и конфиденциальность . Доступ к информации – это способность человека эффективно искать, получать и распространять информацию. По словам Гая Бергера , «доступ к цифровым средствам связи, даже в пределах, установленных владельцами платформ, является беспрецедентным». [20] После дебатов о NWICO многие из желаемых событий произошли благодаря доступу к Интернету и мобильным телефонам. Многие теперь могут искать и распространять информацию среди общественности. Односторонний поток информации с Глобального Севера на Юг был частично исправлен благодаря этому потоку информации. Самым большим препятствием в настоящее время является отсутствие доступа, и по состоянию на 2013 год только одна треть населения имеет такой доступ (при этом в некоторых беднейших регионах доступ составляет менее 10%). [31]
В последние годы произошел значительный рост доступа к Интернету, который в 2014 году достиг чуть более трех миллиардов пользователей, что составляет около 42 процентов населения мира. [32] Тем не менее, остаются такие проблемы, как цифровой разрыв , гендерный разрыв и аргументы в пользу безопасности. Цифровой разрыв – это экономическое и социальное неравенство в отношении доступа, использования или воздействия информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). [33] [34]
Социальные барьеры, такие как грамотность и отсутствие цифровых возможностей, создали резкое неравенство между мужчинами и женщинами в использовании инструментов, используемых для доступа к информации. [35] Кроме того, с развитием цифровой эпохи свобода слова и ее последствия, включая свободу информации и доступ к информации, становятся все более противоречивыми. По мере появления новых средств связи появляются и новые ограничения, включая государственный контроль или коммерческие методы, которые превращают личную информацию в опасность. [36] [25]
Растущий доступ к цифровым средствам массовой информации и зависимость от них для получения и производства информации расширили возможности государств и компаний частного сектора отслеживать поведение , мнения и сети отдельных лиц. Государства все чаще принимают законы и политику, легализующие мониторинг коммуникаций, оправдывая эту практику необходимостью защиты своих граждан и национальных интересов. В некоторых частях Европы новые законы о борьбе с терроризмом позволили усилить правительственный надзор и расширить возможности спецслужб по доступу к данным граждан. Хотя законность является предварительным условием законных ограничений прав человека , вопрос также заключается в том, соответствует ли данный закон другим критериям оправдания, таким как необходимость , соразмерность и законная цель. [25]
См. также
[ редактировать ]- Коммуникация для развития
- Общественный фильм
- Развитие коммуникации
- Свобода слова
- Пресс-служба Интера
- Международное общение
- Международная программа развития коммуникаций
- Сеть новостей ДН
- Новый международный экономический порядок
- Пул новостных агентств неприсоединившихся стран
- Глобальный поток новостей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт В. Макчесни Топики (01 марта 2001 г.). «Ежемесячный обзор глобальных СМИ, неолиберализма и империализма» . Ежемесячный обзор . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Уилбур Л. Шрамм, Средства массовой информации и национальное развитие: роль информации в развивающихся странах , Stanford University Press , 1964, стр. 65.
- ^ Герберт I Шиллер, Массовые коммуникации и Американская империя , Beacon Press , 1969, стр. 140.
- ^ Дивина Фрау-Мейгс, изд. (2012). От NWICO до WSIS 30 лет коммуникационной геополитики: действующие лица и потоки, структуры и различия . Интеллект. п. 2. ISBN 9781841506753 .
- ^ Оледзки, Ежи (1981). «Польский взгляд на новый информационный порядок» . Журнал международных отношений . 35 (2): 155–164. ISSN 0022-197X . JSTOR 24356379 .
- ^ «Новый мировой порядок информации и коммуникации (NWICO) nwico.html» . www.thegrenadarevolutiononline.com . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Кармоди, Дейдра (10 мая 1979 г.). «Отчет пресс-групп о нападках на ЮНЕСКО» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Герман, Эдвард С.; Престон, Уильям; Шиллер, Герберт И. (1989). Надежда и глупость . Университет Миннесоты Пресс. стр. XXII. ISBN 9781452908595 .
- ^ Механ, Джозеф А. (1 декабря 1981 г.). «ЮНЕСКО и США: действие и реакция» . Журнал связи . 31 (4): 159–163. дои : 10.1111/j.1460-2466.1981.tb00462.x . ISSN 0021-9916 .
- ↑ Письмо Джозефа А. Механа редактору, время печати , 11 февраля 1987 г.
- ^ Кирос Фернандес, Фернандо (январь 2005 г.). «Доклад Макбрайда 25 лет спустя: предложение, которое страны Первого мира отказались принять» .
- ^ Чутков, Пол (19 октября 1980 г.). «ЮНЕСКО собирается получить роль мирового арбитра в области коммуникаций» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Носситер, Бернард Д. (08 января 1981 г.). «Отчет ООН о прессе вызывает беспокойство» . Нью-Йорк Таймс. ISSN 0362-4331 . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Стефания Милан (2013). Социальные движения и их технологии: обеспечение социальных изменений . Пэлгрейв Макмиллан. п. 31. ISBN 9781137313546 .
- ^ Раубе-Уилсон, Стивен (1986). «Новый мировой порядок информации и коммуникации и международное право прав человека» . Обзор международного и сравнительного права Бостонского колледжа . 9 : 107–130.
- ^ Многие голоса, один мир , Париж, 1984, с. 236.
- ^ Тусу, Дая Кишан (1 января 2005 г.). «От Макбрайда до Мердока: маркетизация глобальных коммуникаций» . Явность — Публика . 12 (3): 47–60. дои : 10.1080/13183222.2005.11008894 . ISSN 1318-3222 . S2CID 144676968 .
- ^ Карлссон, Улла (2017). «Взлет и падение NWICO» . Нордиком Обзор . 24 (2): 31–67. дои : 10.1515/нор-2017-0306 .
- ^ Генрикас Юшкиавитшус (1 января 2003 г.). «ЮНЕСКО приветствует возвращение США». Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 г. Проверено 6 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Бергер, Гай (2017). «Выражая изменения. Международные взгляды на эволюцию права на свободное выражение мнений». The Routledge Companion по СМИ и правам человека . Говард Тамбер и Сильвио Вайсборг.
- ^ Оджо, Токунба (2012). «Дебаты после NWICO: образ Африки в западных СМИ» (PDF) .
- ^ Бергер, Гай (2017). «Почему мир обеспокоился журналистской безопасностью», Нападение на журналистику (PDF) . ЮНЕСКО. стр. 33–43.
- ^ Бергер, Гай (2011). СМИ в Африке: 20 лет после Виндхукской декларации о свободе прессы (PDF) . Виндхук: Институт СМИ Южной Африки.
- ^ «Мировой индекс свободы прессы 2023 года: журналистике угрожает индустрия фейкового контента» . Репортеры без границ . 2023 . Проверено 03 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Глобальный доклад о мировых тенденциях в сфере свободы выражения мнения и развития СМИ 2017/2018 . ЮНЕСКО. 2018. с. 202.
- ^ Показатели развития СМИ: Структура оценки развития СМИ (PDF) . ЮНЕСКО. 2008.
- ^ Jump up to: а б Эндрю, Паддефатт (2007). Определение показателей развития СМИ. Справочный документ (PDF) . ЮНЕСКО.
- ^ Поправки к Уставу Международной программы развития коммуникаций (МПРК), Резолюция 43/32, принятые по отчету Комиссии V на 18-м пленарном заседании 15 октября 2003 г.
- ^ Падовани, Клаудия; Норденстренг, Каарле (24 июля 2016 г.). «От NWICO к WSIS: другой мировой порядок в области информации и связи?: Введение». Глобальные СМИ и коммуникация . дои : 10.1177/1742766505058123 . S2CID 144089151 .
- ^ Веб-страница МПРК: https://en.unesco.org/programme/ipdc/initiatives. План действий ООН по безопасности журналистов и проблемам безнаказанности: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002460/246014E.pdf
- ^ Бьюкенен, Кэрри (01 мая 2015 г.). «Возвращаясь к дебатам ЮНЕСКО о новом мировом информационно-коммуникационном порядке: был ли NWICO достигнут другими средствами?». Телематика и информатика . 32 (2): 391–399. дои : 10.1016/j.tele.2014.05.007 . ISSN 0736-5853 .
- ^ Ключевые принципы развития инклюзивных обществ знаний (PDF) . ЮНЕСКО. 2015. с. 107.
- ^ ПАДЕНИЕ ЧЕРЕЗ СЕТЬ: Исследование «неимущих» в сельской и городской Америке: https://www.ntia.doc.gov/ntiahome/fallingthru.html/
- ^ Национальное управление по телекоммуникациям и информации: https://www.ntia.doc.gov/
- ^ Аня Ковач (2017), «Чупке, Чупке»: Что стоит за запретами на мобильные телефоны в Северной Индии, доступно по адресу: https://genderingsurveillance.internetdemocracy.in/phone_ban/ Веб-сайт: https://genderingsurveillance.internetdemocracy.in/ .
- ^ Шульц, Вольфганг; ван Хобокен, Йорис. Права человека и шифрование (PDF) .