Торговля и развитие
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( сентябрь 2021 г. ) |
Торговля может стать ключевым фактором экономического развития . страны Разумное использование торговли может стимулировать развитие и создать абсолютную выгоду для участвующих торговых партнеров. Видные экономисты рекламировали торговлю как важный инструмент на пути к развитию. Однако торговля, возможно, не является панацеей для развития, поскольку важные вопросы о том, насколько на самом деле существует свободная торговля , и вредная торговля могут привести к тому, что в игру вступят отечественные зарождающиеся отрасли.
Обзор
[ редактировать ]Нынешний консенсус заключается в том, что торговля, развитие и сокращение бедности тесно связаны между собой. Устойчивый экономический рост в течение более длительных периодов связан с сокращением бедности , тогда как торговля и экономический рост связаны между собой. Развивающиеся страны неизменно увеличивают свою интеграцию в мировую экономику . в то время как экономический рост, основанный на экспорте , был
Континенты, страны и отрасли, которые не развиты и остаются в основном бедными, имеют сравнительные преимущества в трех основных областях:
- эксплуатация природных ресурсов , т.е. истощение природного капитала, такого как тропических лесов древесина ;
- низкообразованное и трудоемкое производство из-за высокой плотности населения и небольшого количества подходящей земли на человека;
- сельское хозяйство , из-за низкой плотности населения и относительно больших площадей подходящей земли на душу населения.
Крайне важно для сокращения бедности то, что, по крайней мере, последние два являются трудоемкими, помогая гарантировать, что рост в этих секторах будет способствовать сокращению бедности. Однако низкая добавленная стоимость, нестабильность цен и устойчивость в этих сырьевых секторах означают, что их следует использовать лишь временно и в качестве ступенек на пути к экономическому развитию .
Цифровая торговля
[ редактировать ]Отчет «Цифровая торговля в целях развития, 2023 год»
[ редактировать ]В 2023 году в докладе «Цифровая торговля в интересах развития» МВФ , ОЭСР , ЮНКТАД , Всемирного банка и ВТО подробно описано влияние цифровой торговли на развивающиеся экономики. Он подчеркнул необходимость международного сотрудничества для максимизации преимуществ цифровой торговли и решения связанных с этим проблем.
Ключевые статистические данные отчета включают в себя:
- С 2005 года услуги, предоставляемые в цифровом формате, выросли почти в четыре раза, при этом ежегодные темпы роста составили 8,1% с 2005 по 2022 год, что составит 54% от общего объема экспорта услуг к 2022 году.
- На менее развитые регионы, такие как Африка, приходится менее 1% мировой доли экспорта цифровых услуг.
- В 2022 году около 67% мирового населения, или 5,4 миллиарда человек, были онлайн, но 2,6 миллиарда остаются оффлайн, в основном в странах с низкими доходами.
- Обязательства по оказанию помощи торговле в секторе ИКТ составили около 2,16 миллиарда долларов США на 2021–2022 годы.
- К концу 2022 года 116 региональных торговых соглашений включали положения о цифровой торговле, что составляет 33% всех таких соглашений. [1]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Во многих развивающихся странах в сельском хозяйстве занята значительная часть рабочей силы , а потребление продуктов питания составляет значительную долю доходов домохозяйств. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) отмечает, что это означает, что «даже небольшие изменения в возможностях трудоустройства в сельском хозяйстве или ценах могут иметь серьезные социально-экономические последствия в развивающихся странах». Таким образом, какую бы стратегию развития ни приняла конкретная страна, роль сельского хозяйства зачастую будет решающей. В 1994 году в сельскохозяйственном секторе было занято более 70% рабочей силы в странах с низкими доходами, 30% в странах со средними доходами и только 4% в странах с высокими доходами (ЮНКТАД, 1999).
В бедных странах с низкой плотностью населения и достаточной площадью земель, в число которых входит большинство стран Африки и Латинской Америки, сельское хозяйство занимает центральное место в экономике. В бедных регионах и сельских районах развивающихся стран со средним уровнем дохода концентрация бедности в сельских районах более обеспеченных развивающихся стран делает развитие сельского хозяйства там жизненно важным. Наконец, в развивающихся странах-чистых импортерах продовольствия (NFIDC) существует положительная связь между ростом экспорта сельскохозяйственной продукции и увеличением местного производства продуктов питания, что делает развитие сельского хозяйства еще более важным, поскольку продовольственная безопасность и финансовая стабильность правительства также имеют важное значение. на кону. Во Вьетнаме в 1990-х годах рост производства и экспорта кофе на 15% в год способствовал почти 50%-ному росту производства продуктов питания за тот же период. Поскольку сельскохозяйственный ВВП рос на 4,6% в год, уровень бедности в сельской местности снизился с 66% в 1993 году до 45% в 1998 году (Global Economic Prospects 2002:40).
Андерсон и др. (1999) оценивают ежегодные потери благосостояния развивающихся стран из-за сельскохозяйственных тарифов в 19,8 миллиардов долларов – даже после Уругвайского раунда реформ . Это в три раза превышает потери от ОЭСР ограничений на импорт текстиля и одежды . Сочетание лучшего доступа к рынку, а также внутренних реформ и иностранной помощи для расширения возможностей развивающихся стран воспользоваться этим преимуществом может оказать существенное влияние на сокращение бедности и помочь в достижении Целей развития тысячелетия .
Наибольшую выгоду от либерализации сельского хозяйства получат сами страны ОЭСР: потери благосостояния в размере 62,9 миллиардов долларов в год, по оценкам, являются результатом искажающей политики (Binswanger and Ernst 1999:5). Традиционная цель сельскохозяйственных субсидий ОЭСР (поддержка мелких фермеров) не достигается с помощью этой системы таким образом, который можно было бы охарактеризовать как эффективный: большая часть доходов от поддержки производителей достается более обеспеченным фермерам, а беднейшие 40% получают лишь 8% из потраченной поддержки.
Доступ к рынку
[ редактировать ]Доступ к рынкам развитых стран
[ редактировать ]Вопрос доступа к рынкам стран с высоким уровнем дохода является непростым, но решающим. Проблемы делятся на три основные группы: во-первых, те, которые связаны с намеренно установленными барьерами в торговле , такими как тарифы , квоты и тарифная эскалация. Во-вторых, барьеры в торговле, возникающие в результате внутренней и внешней поддержки производителей, прежде всего в форме субсидий , но также включая, например, экспортные кредиты. В-третьих, те, которые касаются косвенных барьеров в торговле, возникающих из-за отсутствия у развивающихся стран институционального потенциала для участия в глобальной экономике и в многосторонних институтах (например, Всемирной торговой организации ) на равных условиях.
Барьеры в торговле
[ редактировать ]- Высокие тарифы установлены на сельское хозяйство: в странах с высоким уровнем дохода средняя тарифная ставка на сельское хозяйство почти вдвое превышает тариф на промышленную продукцию. Например, более трети сельскохозяйственных тарифных позиций Европейского Союза предусматривают пошлины выше 15% [1] . Пиковые тарифы в сельском хозяйстве чаще всего возникают на переработанную продукцию и товары умеренного пояса, а не на основные экспортные культуры наименее развитых стран (непереработанные фрукты и овощи и тропические товары). Однако многие развивающиеся страны в зонах умеренного климата имеют потенциал конкурировать в качестве производителей товаров умеренного пояса с более дешевыми издержками. Таким образом, либерализация может открыть новые возможности развития через торговлю.
- Страны с высоким уровнем дохода обычно применяют сильную тарифную эскалацию на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию. Это решительно препятствует развитию экспорта с высокой добавленной стоимостью и препятствует диверсификации в частности, а также развитию в целом. В странах с высоким уровнем дохода тарифы на сельскохозяйственную продукцию резко растут, особенно в ЕС и Японии. («Эскалация тарифов» — это введение более высоких импортных тарифов на переработанные продукты, чем тарифы, применяемые к необработанным ингредиентам. [2] )
- Сложные тарифы затрудняют доступ экспортеров из развивающихся стран к рынкам промышленно развитых стран из-за недостатков, с которыми развивающиеся страны сталкиваются при доступе к информации и в своей способности ее обрабатывать. Ценовые сигналы не только искажены, они часто неясны, подвержены изменениям (например, сезонным) и их трудно интерпретировать. [2]
- Квоты тарифных ставок (TRQ), введенные Уругвайским раундом с целью обеспечения минимального уровня доступа на рынок, показали плохие результаты. Средние показатели заполнения были низкими и снижались: с 67% в 1995 году до 63% в 1998 году, при этом около четверти TRQ были заполнены менее чем на 20%. Низкая скорость заполнения может отражать высокие показатели выполнения квоты. В целом, процесс тарификации UR, в результате которого они были созданы, не привел к расширению доступа к рынкам, на которое надеялись развивающиеся страны.
Поддержка продюсера
[ редактировать ]- Поддержка сельскохозяйственных производителей остается значительной, примерно в пять раз превышающей уровень международной помощи развитию - 245 миллиардов долларов в 2000 году. Общая поддержка сельского хозяйства, по определению ОЭСР, достигает 327 миллиардов долларов - 1,3% ВВП стран ОЭСР. В некоторой степени это можно оправдать аргументами «многофункциональности», но приоритетом остается поиск средств поддержки, которые эффективно достигают основных целей без негативных последствий для развития и окружающей среды, которые наблюдались в прошлом.
- Сброс нежелательных излишков производства на мировой рынок посредством экспортных субсидий привел к снижению цен на многие сельскохозяйственные товары умеренного пояса, ярким примером которых являются излишки экспортной пшеницы в ЕС. (Несмотря на несколько реформ общей сельскохозяйственной политики , внутренняя поддержка пшеницы – согласно оценкам поддержки производителей ОЭСР – снизилась лишь незначительно со среднего показателя в 52% валовых доходов фермерских хозяйств в 1986–88 годах до примерно 48% в 1998–2000 годах. [3] URAA . оказался относительно неудачным в дисциплинировании экспортных субсидий, при этом доля субсидируемого экспорта в общем объеме экспорта увеличилась для многих продуктов, представляющих экспортный интерес для развивающихся стран: например, для пшеницы с 7% в 1995 году до 25% в 1998 году объем производства и экспорта развивающихся стран значителен и лишь частично компенсируется более низкими ценами на продукты питания, доступными для потребителей NFIDC . Такая форма трансферта от налогоплательщиков из стран с высокими доходами к потребителям с низкими доходами в любом случае довольно неэффективна, а более низкие цены могут нанести вред производству для местного потребления даже в странах с низкими доходами. Сельскохозяйственная реформа в целом, включая отмену экспортных субсидий, приведет лишь к весьма небольшому повышению цен для потребителей развивающихся стран.
- Антициклический . характер поддержки производителей также вреден для производителей в развивающихся странах Фермеры с высокими доходами изолированы от изменений мировых цен, что делает производство менее чувствительным к колебаниям спроса. В результате мировые цены на сырье становятся более нестабильными, а бремя корректировки непропорционально ложится на производителей развивающихся стран.
Недостаток мощности
[ редактировать ]Сюда входят нетарифные барьеры , такие как правила и стандарты в области пищевых продуктов, в установлении которых развивающиеся страны часто не участвуют (или неэффективно) и которые могут намеренно использоваться для снижения конкуренции со стороны развивающихся стран. В любом случае, отсутствие потенциала для выполнения правил и обеспечения соблюдения стандартов представляет собой барьер для торговли и должен быть преодолен путем увеличения этого потенциала.
Исследователи из Института зарубежного развития выявили множество проблем, связанных с потенциалом, с которыми сталкиваются развивающиеся страны, помимо тарифных барьеров: [3]
- Трейдеры и потенциальные торговцы должны знать о соглашении и его деталях, однако интересы и навыки хороших производителей лежат в производстве, а не в правовых нормах, только крупнейшие фирмы могут позволить себе консультантов по вопросам политики.
- Рынки и поставщики должны обмениваться информацией: ассоциации производителей, промышленные организации и торговые палаты обмениваются информацией между своими членами, и этот обмен информацией затем должен происходить через границы (как это произошло между Бразилией и Аргентиной после МЕРКОСУР ).
- Успешное соглашение должно быть гибким, и правительства должны признать, что оно должно будет развиваться.
- Торговые соглашения должны привести к соответствующим реформам в таких областях, как таможенная документация, а также, более фундаментально, к смягчению правил трансграничных перевозок.
- Продажа на новые рынки требует адекватного финансирования.
- Плохая или неправильная инфраструктура может ограничить торговлю
- Правительства могут поддерживать производителей и торговцев другими способами.
Выгоды от торговых соглашений для развивающихся стран не являются автоматическими, особенно для МСП, независимо от того, занимаются ли они экспортом или нет, поскольку затраты на выход на новый рынок для них выше, чем для крупных компаний, по сравнению с их потенциальными доходами. [3]
Доступ к рынкам развивающихся стран
[ редактировать ]- Средние применяемые тарифы в сельском хозяйстве выше в развивающихся странах (хотя большая часть очень высоких ставок, превышающих 100%, наблюдается в развитых странах). Учитывая растущую долю сельскохозяйственного экспорта, направляемого в другие развивающиеся страны, высокий уровень тарифной защиты на Юге может препятствовать перспективам роста, основанного на экспорте. Это может быть особенно справедливо в отношении экспортных возможностей стран с низкими доходами, которые увеличили долю экспортного рынка в сельском хозяйстве.
- «Открытый регионализм» обладает потенциалом для стимулирования глобальной торговли и повышения эффективности региональных производителей. Но региональные соглашения также могут стать средством протекционизма, перенаправления торговли и непреднамеренной неэффективности. Соглашения, в частности, между более богатыми и более бедными развивающимися странами, рискуют привести к торговым потерям для более бедных стран, когда их импорт перенаправляется в сторону более богатых членов, чьи фирмы не являются конкурентоспособными на международном уровне. Однако там, где региональные соглашения приводят к снижению нетарифных барьеров, вероятно создание торговли, а динамические выгоды от эффективной региональной интеграции с точки зрения улучшения управления и региональной стабильности, вероятно, перевесят проблемы перенаправления. Всемирный банк предполагает, что ключевые условия для получения выгоды от расширения торговли и инвестиций включают снижение общих внешнеторговых барьеров, стимулирование конкуренции, снижение операционных издержек и усиление недискриминационной политики в области инвестиций и услуг. Большие структурные различия между экономиками Севера и Юга означают, что механизмы Север-Юг открывают наибольшие перспективы для экономической конвергенции и создания торговли, в том числе сельскохозяйственной продукцией, подчеркивая важность связей между Механизмы Юг-Юг и северные экономики.
- Либерализация торговли . По данным Всемирного банка , «большинство анализов показывают, что одностороннее снижение барьеров может привести к самым большим и быстрым результатам». [4] Некоторые страны, такие как Чили, Китай и Коста-Рика, провели реформы внутренней политики. Однако следует проявлять осторожность: как показывает пример Гаити, либерализация, когда институты и экономика недостаточно сильны, чтобы противостоять рискам и возможностям, может быть вредной ( Родрик 2001). И хотя реформы могут быть полезны в долгосрочной перспективе, например, уменьшая возможности коррупции на таможне , в краткосрочной перспективе они создают как победителей, так и проигравших. Потребители с низкими доходами, неквалифицированные рабочие в защищенных отраслях и ранее защищенные производители могут пострадать в переходный период, поскольку экономика адаптируется к изменившимся структурам стимулов. Временные системы социальной защиты могут помочь смягчить удар и обеспечить экономический рост, основанный на торговле, в интересах бедных слоев населения. Конкретная помощь для покрытия затрат на адаптацию – например, переход на другую культуру – может оказаться целесообразным.
Доступ к рынку жизненно важен, но этого недостаточно
[ редактировать ]Важно признать, что проблемы, стоящие перед НРС со средним уровнем дохода, и развивающимися странами существенно различаются. Для стран со средним уровнем дохода основной проблемой является доступ к рынкам. Многие бедняки мира проживают в этих странах, и поэтому доступ к рынкам сам по себе может оказать существенное влияние на сокращение бедности в этих странах. Однако для наименее развитых стран основной проблемой является не доступ к рынкам, а отсутствие производственных мощностей для достижения новых торговых возможностей. Это признается в пункте 42 Дохинской программы развития :
Мы признаем, что интеграция НРС в многостороннюю торговую систему требует значимого доступа к рынкам, поддержки диверсификации их производственной и экспортной базы, а также технической помощи и наращивания потенциала в сфере торговли.
Таким образом, хотя дальнейшее развитие стран со средним уровнем дохода и, в частности, борьба с сельской бедностью в этих странах, может быть достигнуто, прежде всего, за счет расширения доступа к сельскохозяйственным рынкам, странам с более низкими доходами нужна дополнительная помощь не только для того, чтобы воспользоваться преимуществами новых возможностей. возможностей, а уметь адаптироваться к меняющимся условиям из-за утраты предпочтений. Эта дополнительная помощь должна принимать три основные формы: поддержка сельскохозяйственного производства в развивающихся странах; поддержка участия в торговле; и поддержка эффективной политики и эффективного управления.
Поддержка сельскохозяйственного производства
[ редактировать ]- Поддержка модернизации и развития сельского хозяйства – инвестиции в производственный потенциал сельского хозяйства и пищевой промышленности.
- Поддержка институтов развития, связанных с сельским хозяйством, которые не искажают торговлю, например, исследования; например, управление рисками колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию; например, диверсификация.
Поддержка участия в торговле и мировой экономике
[ редактировать ]Такие примеры, как либерализация Гаити после 1986 года, показывают, что созданные таким образом возможности не будут использованы, если макроэкономическая политика, институты и инвестиционный климат не будут благоприятными. Это включает в себя
- инфраструктура, связанная с торговлей: стоимость экспорта должна быть достаточно низкой, чтобы обеспечить конкурентоспособность на быстрорастущих дорогостоящих сельскохозяйственных рынках, где конкуренция жесткая, например, на рынках фруктов и овощей.
- Сюда также входят сопутствующие проблемы, которые являются частью общего инвестиционного климата, но могут быть особенно важны для экспорта, например, слабый финансовый сектор. Здесь экспортное финансирование «часто является основным препятствием, сдерживающим экспорт во многих странах с низкими доходами».
- Другие проблемы более специфичны для экспорта: развивающиеся страны и их экспортеры могут испытывать трудности как с внедрением, так и с подтверждением соблюдения международных стандартов продукции и других многосторонних соглашений. Развивающиеся страны с низкими доходами нуждаются как в технической, так и в финансовой помощи в этой области.
- Техническая помощь в переговорах также необходима для продвижения интересов развивающихся стран на многосторонней и двусторонней арене и обеспечения успеха будущих переговоров и соглашений.
- Маркетинг экспорта также является проблемой для стран с низкими доходами: необходимо создавать бренды продуктов и стран, а также учитывать проблемы качества.
Учитывая важность сельского хозяйства для сокращения бедности, необходима дополнительная политика и институциональный потенциал для обеспечения эффективной реакции предложения на рыночные стимулы, обеспечиваемые улучшенным доступом к рынку. Сельская инфраструктура особенно важна для обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции в развивающихся странах. Достаточный кредит на конкурентоспособных условиях важен для инвестиций частного сектора в хранение, транспортировку и сбыт сельскохозяйственной продукции. Инвестиции в профессиональные навыки и образование в сельских районах необходимы для повышения производительности сельского хозяйства. Реформы торговой политики должны устранить любые остающиеся антиэкспортные предубеждения. Для обеспечения функционирования рынков земли, прав собственности и эффективных фермерских структур необходимы эффективная земельная политика и институты землевладения.
Переговоры Всемирной торговой организации
[ редактировать ]Самый последний раунд переговоров Всемирной торговой организации ( Дохийский раунд «Развития» ) рекламировался как направленный на интересы развивающихся стран и решающий проблемы развитых стран протекционизма . Внесение сингапурских вопросов (связанных с инвестициями) вместе с отсутствием достаточных уступок интересам развивающихся стран поставило успех переговоров под сомнение.
См. также
[ редактировать ]- Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию
- Всемирная торговая организация
- Сельскохозяйственная политика
- Единая сельскохозяйственная политика
- Торговая политика США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Цифровая торговля для развития» . www.wto.org/ . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ «ВТО | Глоссарий - тарифная эскалация» .
- ^ Jump up to: а б Шейла Пейдж (2010) Что происходит после торговых соглашений? Институт зарубежного развития
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Ким; Хокман, Бернард; и Стратт, Анна (1999), Сельское хозяйство и Всемирная торговая организация: следующие шаги , август 1999 г., mimeo
- Бинсвангер, Ганс; и Лутц, Эрнст (1999), Сельскохозяйственные торговые барьеры, торговые переговоры и интересы развивающихся стран ; документ, подготовленный для ЮНКТАД X - Круглый стол высокого уровня по торговле и развитию: направления на XXI век, Бангкок, 12 февраля 2000 г.
- Ирвин, Дэвид (2023). «Банк, Фонд и ГАТТ: какое учреждение больше всего поддержало торговую реформу развивающихся стран?» . Обзор мировой торговли . 22 (3–4). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/S1474745623000198 .
- Родригес, Франциско; и Родрик, Дэни (1999), Торговая политика и экономический рост: руководство для скептиков по межнациональным данным , Дискуссионный документ Центра исследований экономической политики № 2143, май 1999 г.
- Родрик, Дэни (2001 г.), Глобальное управление торговлей, как если бы развитие действительно имело значение , октябрь 2001 г., Программа развития Организации Объединенных Наций.
- ЮНКТАД (1999), TD/B/COM.1/EM.8/2, Справочная записка ЮНКТАД, 23 февраля 1999 г. [5]
- Всемирный банк (2002 г.), Глобальные экономические перспективы 2002 г. [6]
- Всемирный банк (2005 г.), «Глобальная торговля сельскохозяйственной продукцией и развивающиеся страны» [7]
- Всемирная торговая организация (2001), Доступ к рынку: незавершенное дело , Специальные исследования 6 Trade Organization.org/english/res_e/booksp_e/special_study_6_e.pdf
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Agritrade Некоммерческий сайт, посвященный торговым связям между странами АКТ и ЕС.