Королевство Лоанго
Королевство Лоанго | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1550 – ок. 1883 г. | |||||||||
Флаг | |||||||||
![]() Примерное расположение Королевства Лоанго по отношению к современной Демократической Республике Конго. | |||||||||
Капитал | Буали (или Мбанса Лоанго ) | ||||||||
Общие языки | Костыль | ||||||||
Религия | Буконго | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | в. 1550 г. | ||||||||
• Упразднено | в. 1883 г. | ||||||||
|
История Республика Конго | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Королевство Языка (также Язык , Язык , Язык , Язык , Язык , Язык , Язык или Язык [1] [2] [3] [4] ) было доколониальным африканским государством, существовавшим примерно в 16-19 веках на территории нынешней западной части Республики Конго , Южного Габона и Кабинды . Расположенный к северу от более могущественного Королевства Конго , на пике своего развития в 17 веке влияние Лоанго простиралось от мыса Святой Екатерины на севере почти до устья реки Конго .
Лоанго экспортировал медь на европейский рынок и был крупным производителем и экспортером ткани.
Английский путешественник Эндрю Баттель , когда он был там примерно в 1610 году, записал, что предшественника безымянного короля, правившего в то время, звали «Гембе» или Гимбе (модернизированный как Нджимбе ), возможно, основатель королевства. После смерти короля Буату в 1787 году преемственность руководства остается неопределенной.
Имя
[ редактировать ]Жители, являющиеся ветвью баконго , говорили на северном диалекте языка киконго, на котором также говорят в Королевстве Конго . Миссионеры, посетившие побережье Лоанго в конце девятнадцатого века, часто называли жителей Лоанго Бафиоте , а их язык - Фиоте . Их этническое имя сегодня обычно называют Вили или Бавили. Этот термин засвидетельствован еще в семнадцатом веке, где его обычно писали «Mobili» (множественное число Mobilis). Этот термин происходит от формы единственного числа (сегодня Мувили) во множественном числе согласно правилам португальского языка. [5] [6]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Происхождение королевства неясно. Самое древнее сложное общество в регионе находилось в Мадинго Кайес , которое уже в первом веке нашей эры было многоквартирным поселением. [7] В настоящее время археологических данных слишком мало, чтобы можно было многое сказать о развитии событий до конца пятнадцатого или начала шестнадцатого века. [8]
Лоанго не упоминается в отчетах первых путешественников об этом регионе, а также не упоминается в титулах короля Конго Афонсу I в 1535 году, хотя Каконго , Вунгу и Нгойо , его южные соседи. [ нужны разъяснения ] [9] Поэтому маловероятно, что на побережье Центральной Африки к северу от реки Конго существовала крупная держава.
Самым ранним упоминанием Лоанго в документальном источнике является упоминание около 1561 года Себастьяна де Соуто, священника из Конго, о том, что король Диого I (1545–1561 гг.) послал миссионеров, чтобы обратить Лоанго в христианство. [10] Дуарте Лопес, посол Конго при Святом Престоле в Риме в 1585 году, рассказал, что «Лоанго — друг короля Конго, и говорят, что в прошлые времена он был вассалом», что согласуется с происхождением Лоанго из Каконго, вассал Конго. [11]
Голландские посетители записали первое традиционное сообщение о происхождении королевства в 1630-40-х годах. В их отчете, как сообщил географ Ольферт Даппер , регион, где должен был быть построен Лоанго, был населен рядом небольших государств, включая Маюмбу, Килонго, Пири и Ванси, «каждое со своим собственным лидером», которые «вели войну друг с другом». " Он записал, что основатель Лоанго, который хвастался, что он родом из округа Нзари в небольшом прибрежном королевстве Каконго, которое само является вассалом Конго, одержал победу над всеми своими соперниками благодаря умелому использованию союзов для победы над теми, кто противостоял ему, особенно Ванса. , Килонго и Пири, для покорения последних двух из которых потребовалось две войны. Однако как только это было осуществлено, ряд более северных регионов, включая Док и Сетте, добровольно подчинились. Добившись успеха в завоевании, новый король двинулся на север и, основав поселения в различных местах, в конечном итоге построил свою столицу в Буали в провинции Пири (откуда в конечном итоге произошло этническое название «Мувили»). [12] [13]
Английский путешественник Эндрю Баттел, находясь там примерно в 1610 году, писал, что предшественника безымянного короля, правившего в то время, звали «Гембе» или «Гымбе» (модернизированное как «Нджимбе»). [14] В голландском описании, опубликованном в 1625 году, говорилось, что правитель, умерший незадолго до этой даты, правил 60 лет и, таким образом, занял трон около 1565 года. [15] Таким образом, документальная хронология делает весьма вероятным, что Нджимбе был основателем и первым правителем, упомянутым в традициях, и это предположение подтверждается традициями, записанными около 1890 года Р.Э. Деннетом, который также называл Нджимбе первым правителем. [16]
Основываясь на более поздних традициях девятнадцатого и двадцатого веков, которые связывали основание Лоанго с основанием Конго, Филлис Мартин постулировала гораздо более раннюю основу - конец четырнадцатого или начало пятнадцатого веков. Затем она утверждает, что отсутствие Лоанго в ранних титулах короля Конго является свидетельством того, что Лоанго уже был независимым в то время. [17]
Королевская преемственность
[ редактировать ]
Нджимбе создал правило преемственности, которое действовало около 1600 года, согласно которому король передал командование над четырьмя провинциями членам своей семьи, названными провинциями Кайе, Боке, Селаге и Кабанго, и король должен был быть выбран из числа вращение между ними. Когда король умер, правитель Кея вступил во владение, как это действительно было в преемственности до 1624 года, и если правило соблюдалось, то его место занимал правитель Боке; два других правителя провинции также продвинулись вперед, и король назначил нового правителя Кабанго. [18] [19]
В 1663 году правивший тогда король был крещен как Афонсу итальянским священником-капуцином Бернардо Унгаро, но внутри страны этому было немало противодействия, и действительно, когда он умер, к власти пришел нехристианин, но этот сам был свергнут. одной из христианских партий в 1665 году. [20] Эта гражданская война все еще продолжалась в 1670-х годах. [21] После этой гражданской войны часть христианской партии бежала на соседние территории, один из которых, известный в истории как Мигель да Силва, был избран правителем Нгойо и правил там в 1682 году. [22]
Когда Натаниэль Уринг , английский купец, приехал в Лоанго для торговли в 1701 году, он сообщил, что король умер и власть администрации находится в руках «королевы или главной правительницы этой страны», по имени «Муканди» и с с которым ему пришлось иметь дело как с правителем. [23] Это звание относилось к женщине, регулярно занимавшей в администрации должность надзирателя по делам женщин. [24]
Прошло много лет, прежде чем мы получили еще один снимок правительства Лоанго; за это время правила преемственности, формальные или неформальные, похоже, изменились. Когда французские миссионеры под руководством аббата Льевена-Бонавентура Пряара прибыли в Лоанго в 1766 году, они отметили, что здесь не существует четкого наследования престола, что любой, рожденный от человека, считающегося принцессой (имело значение только женское правопреемство), может претендовать на престол. . Более того, смерть короля часто была причиной длительного междуцарствия; король, правивший в 1766 году, пришел к власти только после семилетнего междуцарствия, в течение которого делами страны управлял регент по имени Мани Боман. Мани Боман был назначен королем еще при его жизни. Обычно для освещения гибели одного из двоих назначались двое. Они, в свою очередь, получили прошения ряда претендентов на престол.
В конце концов, выборщики королевства, которые занимали должности, назначенные покойным королем, встретились, чтобы принять решение о следующем короле. Теоретически, как утверждалось в старой конституции, король также назначил своего преемника и назначил его правителем Кея, чтобы стать его преемником после его смерти, но поскольку было так много разногласий относительно того, кто должен занимать эту должность, покойный король умер. не называя Ма-Кей. [25]
Историк Филлис Мартин утверждает, что внешняя торговля страны обогатила некоторых представителей дворянства раньше других и, таким образом, оказала давление на старую конституцию, поскольку более богатые принцы-выскочки настаивали на своем. [26] Она утверждает, что важными членами совета были люди, получившие свои должности благодаря внешней торговле, особенно работорговле, и разделившие власть с королем. Она утверждает, что это изменение относительной власти позволило совету доминировать над королем, увеличивая и увеличивая время междуцарствия. Фактически, после смерти короля Буату в 1787 году ни один король не избирался более 100 лет. [27] Однако в некоторой степени королевская власть оставалась в руках человека по имени Нганга Мвумби (жрец трупа), который присматривал за телом умершего короля, ожидающим захоронения. Некоторые из этих Нганга Мвумби сменяли друг друга в конце восемнадцатого и на протяжении девятнадцатого веков. [28]
Администрация и правительство
[ редактировать ]Теоретически короли Лоанго обладали абсолютной и даже божественной властью. В семнадцатом веке король назначил на должность несколько губернаторов провинций, выбрав их из числа своей семьи. Описание правительства Олифертом Даппером примерно в 1640 году является единственным всеобъемлющим описанием, существующим для семнадцатого века. Король тесно правил группой деревень и небольших территорий вокруг провинции Лоангогири. Другие районы, расположенные дальше, обычно управлялись собственной элитой и следовали своим собственным правилам, но над ними контролировали чиновники суда. Например, Маюмба, Динги и Чилоангатиамоканго находились под надзором дворян, назначенных при дворе, в то время как Гобби не находился под каким-либо королевским надзором.
В центральном округе каждой деревней или районом управлял дворянин, назначаемый королем, и, кроме того, у него было значительное количество советников, также назначаемых им. [29]
Отчеты о правительстве конца восемнадцатого века показывают незначительные изменения в теории правительства Лоанго; королевский деспотизм все еще имел ощущение Божественного права, а его религиозная власть была значительной. Свободные люди внутри страны были обязаны платить налоги за свою личность, площадь обрабатываемой ими земли, количество рабов, которыми они владели, и скот, которым они владели. Назначенные королевской властью чиновники управляли на уровне провинций и деревень; они собирали налоги и выполняли судебные функции от имени короля. Иногда они завышали налоги, например, брали четырех коз, тогда как предполагалось собрать только трех. [30] Королевский совет имел ряд бюрократических должностей: Магово и его соратник Мапоуто отвечали за иностранные дела, Макака был военным министром и командующим армией, Мфука был министром торговли, а Макимба был «великим магистром водных ресурсов». и леса», а также ряд других. Каждый министр, в свою очередь, нанимал несколько рабов для выполнения своих задач. [31]
Король проявлял большой интерес к отправлению правосудия. Большую часть своего времени он тратил на слушания дел и разрешение споров, хотя аббат Пройарт, который записывал эти учреждения, считал, что королевские чиновники, действуя от имени короля, часто злоупотребляли его решениями и выдвигали слишком много требований, причиняя «неприятности и опустошение народу». всю провинцию». [32]
Религия
[ редактировать ]Голландские посетители первой половины семнадцатого века оставили подробное описание религии Лоанго, особенно как сообщает Ольферт Даппер. Они отметили, что жители Лоанго верили в Бога, которого они называли «Самбийский Понге» (современный Киконго: Нзамби а Мпунгу ), но он утверждал, что они знали только его имя и не хотели знать о нем больше. [33]
Космология не передавалась централизованно. Например, в семнадцатом веке существовали различные мнения относительно судьбы умерших: одни считали, что они перерождаются, как в реинкарнации, другие — что душа просто кончается, а третьи — что она становится обожествленным «героем». [34]
По словам Дэппера, для которого все африканские божественные существа были проявлениями Дьявола, их основное поклонение было посвящено тому, что он называл «полевыми и домашними дьяволами» ( velt en huisduivelen ), которых они создавали «в различных формах, и каждый имел свое собственное имя». ." Однако он также отметил, что нкиси («мокисиэ») не было ни хорошим, ни плохим, а являлось общим термином для всех типов божеств. [35] Хотя у этих божеств была определенная юрисдикция в мире природы, они также были локализованы в определенном месте, хотя они также могли путешествовать с людьми. Постоянно создавались новые, и они боролись за авторитет, или люди оценивали их эффективность или нет в зависимости от их эффективности. Жрецы («охотники на дьяволов» для Дэппера), называемые «Энганга Мокиси» (современное Киконго э нганга нкиси ), использовали сложную церемонию, чтобы добиться одержимости божеством, и, таким образом, создавали непрерывное откровение, позволяющее определить защитника для дома или сообщества.
Он также предоставил описания многих других региональных святынь. Тирико находился в одноименной деревне; это была большая святыня, состоящая из дома в форме человека, который защищал общее благосостояние этой страны. У Нкиси был квадратный мешочек из львиной шкуры, наполненный ракушками, камнями, железными колокольчиками и другими ингредиентами. Он был портативным; Путешественники и купцы носили с собой в путешествия такой мешочек. В городе Кико существовал нкиси по имени Ликику, представляющий собой деревянную статую в форме человека. Он спас жителей Кико от смерти и смог заставить мертвых работать на него. Малемба представляла собой циновку, на которой висели корзины, полные различных ингредиентов, и которая защищала здоровье короля. Другие нкиси, такие как Маконго, Мими, Косси, Китуба, Кимайи, Инджами, Панза, Понго и Моанзе, были в равной степени региональными или городскими святынями, обычно включавшими резные посохи, корзины и другие предметы, наполненные такими же ингредиентами, ракушками, рогами. , растительный материал и тому подобное, которые были характерны для таких святилищ. [36] [37]
Христианство в Лоанго
[ редактировать ]Практически с самого начала своего независимого существования Лоанго был причастен христианству. Диого I из Конго отправил миссионеров в Лоанго во время своего правления (1545–1561 гг.), Что совпало с расширением и независимостью Лоанго. Согласно рассказу священника при дворе Диого, король и «весь его народ» превратили, как и брат короля «Манилембо», в жреца «языческих идолов». [38] В 1583 году миссионерам-кармелитам, направлявшимся в Лоанго, сообщили, что король послал креститься и попросить миссионеров для своего народа. [39] просьба, которая была повторена иезуитам в 1603 году. [40] Еще в одном отчете иезуитов отмечается обращение страны в христианство в 1628 году.
В 1663 году венгерский священник-капуцин Падре Бердардино д'Унгерия крестил короля как Афонсу, а также 6000 его подданных. После его смерти произошла гражданская война и смена королей, но христианская партия потерпела поражение в 1665 году. [41]
Лоанго снова обратился в христианство в 1773 году, когда в страну приехали французские миссионеры.
Несмотря на все эти попытки, в Лоанго никогда не было постоянной христианской церкви, спонсируемой государством, как в Конго. Нет никаких сомнений в том, что часть населения была христианской, включая тех, кто жил рядом с португальскими купцами, торговцами, которые работали в Конго и были там обращены, и так далее.
Иудаизм в Лоанго
[ редактировать ]Примерно с семнадцатого века на побережье Лоанго существовала чернокожая еврейская община. Впервые оно было упомянуто в 1777 г., а более подробное описание сообщества было дано в научных трудах немецкой экспедиции Лоанго 1873–76 гг. Эта община не имела связей с другими еврейскими общинами и сейчас исчезла. Это представляло значительный интерес для ученых-расистов в период европейского Просвещения. [42]
Диаспора Лоанго-Вили
[ редактировать ]В семнадцатом веке купцы Вили путешествовали на некоторое расстояние от своей родины в поисках коммерческих возможностей. Среди самых ранних отмеченных путешествий были путешествия к медным рудникам в Миндули и на территорию «Буккамале» (возможно, долина Ниари ), где можно было добыть медь. [43] Ранние коммерческие данные Голландии показывают, что в этот период Лоанго экспортировал значительный объем меди на европейский рынок. Лоанго был крупным производителем и экспортером ткани как во внутренние районы страны, так и для португальцев в Луанде, куда в начале семнадцатого века были импортированы тысячи метров ткани Лоанго. [44] [45]
В конце XVII века и позже купцы Вили также занимались работорговлей. Лоанго не экспортировал много рабов на начальном этапе своих контактов с европейскими купцами, но в конечном итоге страна экспортировала рабов в значительных количествах. Хотя некоторые из этих рабов были приобретены на месте, гораздо больше было приобретено в различных регионах внутренних районов. Ранняя работорговля привела к появлению Королевства Конго, где купцы увидели возможности экспортировать рабов голландским и английским купцам и избежать налогов и правил, которые препятствовали рынку в контролируемой Португалией Луанде. Сообщалось о сообществах Вили в Сан-Сальвадоре, столице Конго, в 1656 году, где некоторые из них обратились в христианство. К 1683 году они действовали в говорящих на мбунду регионах восточной Анголы; в договоре с королевой Вероникой I (1683–1722) Ндонго-Матамбы оговаривалось, что она пообещает не продолжать торговлю с ними.
Однако попытки Португалии предотвратить их коммерческие контакты не увенчались успехом, и общины Вили можно было найти по всей Конго и Ндонго-Матамбе, а также в соседних регионах между ними. Помимо покупки и продажи рабов, вили занялись местной промышленностью, специализируясь на кузнечном деле.
Торговля Вили также распространялась вглубь страны на земли Королевства Теке и территории за пределами реки Конго. К концу восемнадцатого века рабы из района «Бобанги» за пределами Теке составляли значительную часть экспорта.
Хотя европейские грузоотправители регулярно посещали Лоанго, они не установили постоянного присутствия в виде фабрик, как это произошло в некоторых других частях Африки. Скорее, грузоотправители бросали якорь у берега и договаривались с местными чиновниками, мафуками, которые управляли торговлей в королевских интересах и держали прямое европейское влияние на расстоянии. Мафуки также получали коммерческую выгоду от этих договоренностей и временами могли влиять на королевскую политику в отношении них и торговли.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ико Кабвита Каболо, Королевство Конго и католическая миссия 1750-1838 гг. , KARTHALA Editions, 2004, стр. 303-313
- ^ Ван Донген, Ирен С. (1962). «Экономическая жизнь и порты анклава Кабинда (Ангола)» . Les Cahiers d'Outre-Mer (на французском языке). 15 (57): 5–24. дои : 10.3406/caoum.1962.2232 . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Альфредо Маргаридо, О недавней книге: Мифы, легенды и пластиковые предметы в истории Чокве [обзор] Гильерме Аугусто Мескитела Лима, Социологические функции культовых фигурок Хамба в обществе и культуре Чокве , За границей. Обзор истории, 1972, с. 502
- ^ «Заявление о водворении короля в Малом дворце » Рене Мавунгу Памбу (на французском языке). 10 октября 2022 г. Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Филлис Мартин, Внешняя торговля побережья Лоанго, стр. 3 (Фиоте) и 8 (Вили).
- ^ Ольферт Даппер, Точное описание африканских регионов (Амстердам, 1668 г.), с. 518. Более старый английский перевод — John Ogilby, Africa (London, 1670), p. 491.
- ^ Джеймс Денбоу, «От Конго до Калахари: данные и гипотезы о политической экономии раннего западного потока экспансии банту» African Archeology Review 8 (1990): 139-75.
- ↑ Обзор современных традиций и ограниченной археологии, известной в 1972 году, см. Филлис Мартин, Внешняя торговля побережья Лоанго (Оксфорд, 1972), стр. 3–8.
- ^ Афонсу I Папе Павлу III, 21 февраля 1535 г. в Антониу Бразио, изд. Monumenta Missionaria Africana (15 томов, Лиссабон, 1952–88) 2: 38.
- ^ Apuntamentos de Sebastião de Souto (1561) в Бразио, Monumenta 3: 478.
- ^ Филиппо Пигафетта, Relatione del Reame de Congo et della contrade circonvincini (Рим: Грасси, 1591), стр. 14. Другой английский перевод, Маргарита Хатчинсон, «Отчет о Королевстве Конго и соседних странах» (Лондон, 1881), с. 24
- ^ Дэппер, Naukeurige Beschrijvinge, стр. 518. Огилби, Африка , с. 490-91, но в оригинальном голландском оригинале ошибочно печатает «Лерри» вместо «Зерри».
- ^ Резюме в Мартине, Внешняя торговля , стр. 8.
- ^ Баттель, Эндрю (1901). Равенштейн, Эрнест Джордж (ред.). Странные приключения Эндрю Баттелла из Ли в Анголе и прилегающих регионах . Лондон: Общество Хаклюта. стр. 44 (Гембе) и 45 (Гимбе). Модернизацию предложил Равенштейн по совету Р.Э. Деннета, местного торговца на побережье.
- ^ Николас ван Вассенер , Историческая история всех памятных историй Европы. . . , часть восьмая, (Амстердам:: Ян Ланс Бёкверкопер, 20 мая 1625 г.) статья с октября 1624 г. по апрель 1625 г., л. 27 (продолжительность правления) и 28 (смерть).
- ^ Р.Э. Деннетт, В глубине души черного человека (Лондон: Macmillan, 1906), стр. 5-6.
- ^ Мартин, Внешняя торговля , с. 9.
- ^ Баттель, Странные приключения (ред. Э.Г. Равенштейн), стр.50.
- ^ ван Вассенаер, Историческая история , стр. 28.
- ^ Джованни Кавацци да Монтекукколо, Istorica Descrizeione de tre regni Congo, Matamba ed Angola (Болонья, 1687 г.), Книга 5, №№. 53-57.
- ^ Джованни Антонио Кавацци да Монтекукколо, «Жизнеописания младших монахов-капуцинов ордена серафиков Пре Сан Франческо, умерших в Миссини Эфиопии с 1645 по 1677 год», паб в Карло Тосо (ред.) Il Конго, Кладбище капуцинов в неопубликованной работе П. Кавацци (17 век) (Рим: L'Italia Francescana, 1992) с. 119.
- ^ "Cronica Q" фол. 123v, опубликовано Роменом Райнеро, Il Congo Luca da Caltanisetta в качестве Приложения IV, стр. 458-78
- ^ Натаниэль Уринг, изд. Альфред Дьюар, Путешествия и путешествия капитана Натаниэля Уринга (Лондон: Cassell and Co., 1930), стр. 27 и 29.
- ↑ О роли этой женщины см. Dapper, Beschrivinge , p.
- ^ Аббат Лиевен-Бонавентура Пройар, История Лоанго, Каконго и других королевств Африки (Париж и Лион, 1776 г.), стр. 127-32.
- ^ Филлис Мартин, Внешняя торговля , стр. 158-161.
- ^ Эдуард Печуэль-Лоше, Фольклор Лоанго (Штутгарт: Румпф и Шодер, 1907), с. 155.
- ^ Мартин, Внешняя торговля , с. 169.
- ^ Храбрый, Точное описание , стр. 518-535; Огилби, Африка , стр. 491-505.
- ^ Пройарт, История Лоанго , стр. 119-21; 126-27.
- ^ Пройарт, История Лоанго , стр. 124-26.
- ^ Пройарт, История Лоанго , с. 124.
- ^ Храбрый, Точное описание , стр.544; Огилби, Африка , с. 510.
- ^ Джон Торнтон, «Религиозная и церемониальная жизнь в районах Конго и Мбунду», в книге Линды Хейвуд, изд. Центральноафриканцы и трансформации в американской диаспоре (Кембридж, 2002), стр. 73-74.
- ^ Храбрый, Точное описание , с. 548; Огилби, Африка , с. 514.
- ^ Храбрый, точное описание , стр. 549-52; Огилби, Африка , стр. 514-17.
- ↑ Современную интерпретацию см. Джон Янзен, Лемба, 1650–1930: Барабан скорби в Африке и Новом Свете (Нью-Йорк: Гарланд, 1982), стр. 52–53.
- ↑ Себастьян де Соуто, «Заметки», в Бразио, Monumenta , 3: 478.
- ^ Письмо о. Диого да Энкарнасао, в Belchior de Santa Anna, Хроника босых кармелитов, особенно для королевства Португалия и провинции Сэм Фелиппе (Лиссабон, 1657 г.) 1: 113, цитируется в Бразио, Monumenta 3: 279.
- ^ «Ежегодное письмо миссии Анголы, 1603 г., Брасио, Monumenta 5: 82».
- ^ Джованни Антонио Кавацци да Монтекукколо, «Жизнеописания младших монахов-капуцинов ордена серафиков Пре Сан Франческо, умерших в Миссини Эфиопии с 1645 по 1677 год», паб в Карло Тосо (ред.) Il Конго, Кладбище капуцинов в неопубликованной работе П. Кавацци (17 век) (Рим: L'Italia Francescana, 1992), стр. 118-19.
- ^ Парфитт, Тюдор (2020) Гибридная ненависть: смешение античерного расизма и антисемитизма от эпохи Возрождения до Третьего рейха. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 64-75.
- ^ Мартин, «Внешняя торговля» , стр. 53–135, представляет собой тщательное исследование торговли и торговой практики Вили периода до 1870 года.
- ^ Альвитр Перо Салданья, 1611 год в Бразио, Монумента 5: 52.
- ^ Мартин, Внешняя торговля , стр. 36-39.
Источники
[ редактировать ]
Мартин, Филлис (1972). Внешняя торговля побережья Лоанго, 1576-1870: влияние изменения торговых отношений на королевство Вили Лоанго . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета
Мертет, Энни. Вокруг Лоанго
- Страны доколониальной Африки
- Бывшие страны Африки
- Бывшие монархии Африки
- Бывшие королевства
- История Демократической Республики Конго
- История Республики Конго
- Штаты и территории, основанные в 1550-х годах.
- Штаты и территории упразднены в 1883 году.
- 16 век в Африке
- 17 век в Африке
- 18 век в Африке
- 19 век в Африке
- Королевство Лоанго