Jump to content

Афонсу I из Конго

Мвемба а Нзинга Конго
Конголезский
Царствование С 1509 г. по конец 1542 г. или 1543 г.
Предшественник Джон I
Преемник Педро I
Рожденный Мвемба из Нзинги
Мбанза-Конго
Умер Мбанза-Конго
Династия Приклейте ленту
Отец Жизнь волка
Мать Нзинга а Нзала или Яла

Мвемба а Нзинга , Нзинга Мбемба , Фунсу Нзинга Мвемба или Дом Альфонсо (ок. 1456–1542 или 1543), [ 1 ] также известный как король Афонсу I , был шестым правителем Королевства Конго из династии Лукени Канда и правил в первой половине 16 века. Он правил Империей Конго с 1509 по конец 1542 или 1543 года.

Афонсу родился в правящем доме Дома Килукени и был сыном Нзинги а Нкуву (христианизированного как Жуан I ), короля Конго. Получив политическую власть с юных лет, Афонсу правил провинцией Нсунди во время правления своего отца. В эпоху расширения отношений с Королевством Португалия Афонсу стал горячим приверженцем католицизма и стремился принять португальские институты на своих землях. После смерти своего отца в 1506 году Афонсу одержал победу в короткой гражданской войне против своего брата, став шестым королем Конго.

Будучи королем, Афонсу централизовал правительственную власть в своей столице Мбанза Конго, ограничил власть конголезской знати и расширил границы королевства посредством войны. В отличие от предыдущих конголезских королей, он оставался католиком на протяжении всей своей жизни и активно работал над обращением своего королевства в христианство. Его правление привело к увеличению культурных, экономических и религиозных обменов между Конго и Португалией, включая расширение работорговли в Атлантике . В период своего более позднего правления Афонсу стал более осторожным в отношении португальского влияния, но отношения между Конго и Португалией оставались близкими, причем оба королевства сотрудничали в войне и торговле. Живо интересуясь дипломатией, Афонсу отправил конголезские посольства в Лиссабон и Рим и написал переписку с политическими и религиозными лидерами Европы. Ему наследовал его сын Педро I либо в 1542, либо в 1543 году.

Афонсу помнят за усиление власти конголезской монархии, его усилия по обращению Конго в христианство, а также за его экономическую и военную экспансию королевства.

Биография

[ редактировать ]

Доцарственная карьера

[ редактировать ]

Родившийся Мвемба а Нзинга, он был сыном Маниконго (Мвене Конго) (короля) Нзинги а Нкуву , пятого короля династии Конго .

В 1491 году Мвембе а Нзинге было за тридцать, и он был правителем провинции Нсунди в северо-восточной части королевства. Мвембер а Нзинга боролся за политическую власть и доходы от торговли с другими дворянами, включая членов своей большой семьи, причем многие видели в нем главного кандидата на пост следующего короля.

В 1491 году в столицу Королевства Конго в Мбанза-Конго прибыли первые португальцы . Мвемба быстро заинтересовался христианством, взяв новое имя Афонсу, и крестился после того, как его отец решил принять христианство . Он учился у португальских священников и советников в течение десяти лет в столице королевства. В письмах священников королю Португалии Афонсу изображается как восторженный и образованный человек, принявший христианство. Около 1495 года его отец осудил христианство и изгнал священников из королевской столицы, но Афонсу не согласился с отцом и приветствовал священников в столице своей провинции Нсунди. К неудовольствию многих в королевстве, он приказал уничтожить традиционные предметы искусства, которые могли оскорбить чувства португальцев.

Прийти к власти

[ редактировать ]
Герб, выданный королю Афонсу.

В 1506 году король Конго Жуан I (имя Нзинга а Накуру принял после своего обращения) умер, и потенциальные претенденты (включая Афонсу) восстали, чтобы захватить королевство. Конго была выборной, а не наследственной монархией , поэтому Афонсу не был гарантирован трон. В его попытке стать королем Афонсу помогла его мать, которая держала в секрете известие о смерти Жуана и организовала возвращение Афонсу в столицу Мбанза Конго , чтобы собрать своих последователей. Когда наконец было объявлено о смерти короля, Афонсу уже был в столице и был готов прийти к власти.

Самая решительная оппозиция притязаниям Афонсу исходила от его сводного брата Мпанзу а Китима (или Мпанзу а Нзинга). Мпанзу восстал против своего брата, собрал армию в провинциях и планировал поход на Мбанза-Конго. В последовавшей за этим битве при Мбанза-Конго приверженность Афонсу католицизму , по-видимому, была вознаграждена; его победа была приписана чуду, описанному летописцем Пайва Мансо, который сказал, что армия Мпанзу а Китима, хотя и превосходила численностью армию Афонсу, в ужасе бежала при виде Святого Иакова Великого и пяти небесных всадников в небе. [ 2 ] История, впервые изложенная в письме, которое не сохранил сам Афонсу, [ 3 ] открыт для множества интерпретаций и, возможно, был аллегорией, изображающей переворот, устроенный Афонсу с целью изгнания антикатолических элементов из королевского дома. [ 4 ]

Мпанзу а Китима был убит во время битвы, либо попав в своего рода ловушку пенджи во время разгрома своей армии, либо после того, как был схвачен и затем казнен. [ 3 ] Португальцы не упоминаются как участвовавшие в битве ни миссионеры, присутствовавшие в королевстве, ни Афонсу в его письмах королю Португалии. Афонсу воспользовался своей победой над своим братом-традиционалистом; С тех пор христианство стало королевской религией, и «чудо», приведшее к победе Афонсу при Мбанза-Конго, было увековечено на гербе королевства. [ 5 ] Герб использовался в Конго как минимум до 1860 года.

Царствование

[ редактировать ]

Укрепив свою власть как король, Афонсу начал кампанию по расширению границ и централизации правительства. Подобно правлению своего отца, Афонсу развил королевскую столицу Мбанза Конго, увеличив влияние монархии, но также ограничив власть класса сельской знати. На протяжении всего своего правления Афонсу начал военные кампании по расширению на юг и восток Конго. Эти кампании привели под контроль Конго новые народы. Пленники, взятые в ходе войн, были порабощены и насильно переселены в Мбанза-Конго, а завоеванные земли платили Конго дань в виде ценных торговых товаров (таких как железо, пальмовая ткань и слоновая кость). [ 6 ] Возникший в результате избыток продовольствия и рабочей силы позволил Афонсу реализовать свои планы по централизации правительственной власти в своей столице и защитить свой трон от любых потенциальных соперников из класса конголезской знати. [ 6 ] [ 7 ] Афонсу также укрепил связи с провинциальными королевствами (особенно Соньо и Мбата), которыми управляли его родственники, помогая закрепить положение Конго как ведущей державы в регионе. [ 6 ]

По мере продолжения правления Афонсу отношения Конго с Португалией продолжали развиваться. В последние годы правления его предшественника на посту короля португальские миссионеры начали играть все более важную роль в качестве педагогов и дипломатов в конголезской столице, в то время как ряд конголезских деятелей были отправлены за границу, чтобы проживать в португальской столице Лиссабоне . [ 8 ] Торговля и религиозный обмен между двумя королевствами возросли после восхождения Афонсу на конголезский престол, поскольку португальцы поддерживали его прокатолическую политику. [ 9 ]

Торговля между Португалией и Конго в начале правления Афонсу в основном состояла из слоновой кости, меди и пальмовой ткани, а также растущего потока рабов. Афонсу и король Португалии установили общую монополию на торговлю в «Пяти реках Гвинеи» – современном Бенине и дельте Нигера . [ 8 ] [ 9 ] Торговля между Португалией и Конго продолжалась, поскольку Португалия постоянно расширялась в этот регион; в частности, создание португальской колонии на острове Сан-Томе привело к увеличению спроса Португалии на рабов. [ 7 ] [ 10 ]

Афонсу видел выгоду от укрепления связей с Португалией, поскольку его усилиям по обращению Конго в католицизм помогали португальцы. В 1512 году Афонсу принял официальное посольство Португалии и отправил конголезских послов в Лиссабон. Рост торговли привел к процветанию экономики, сосредоточенной вокруг высокопроизводительной королевской столицы Мбанза Конго, что также принесло пользу правительству Афонсу. [ 6 ] [ 7 ] История военной экспансии Конго сделала его эффективным экспортером; дань сырья, отправленная в Мбанза-Конго его притоками, могла быть переработана в экспортные товары, а захваченные народы могли быть проданы португальцам королевскими представителями. [ 7 ] К 1510-м годам Афонсу заключил соглашение, по которому португальцы предоставили ему военную помощь в обмен на долю рабов, взятых в плен во время экспансионистских войн Конго. [ 7 ] [ 10 ] В 1512 году Афонсу возглавил военную кампанию против королевства Ндонго на юге; в переписке с королем Португалии Мануэлем Афонсу упомянул, что отправил ему 410 рабов, захваченных во время войны. [ 7 ] Рабы, не проданные португальцам, сохранялись как королевская собственность или продавались на внутренний невольничий рынок Конго. [ 7 ]

По мере роста работорговли отношения Афонсу и Конго с Португалией становились все более сложными. Рабы все чаще использовались в качестве валюты в Конго: Афонсу отправлял рабов в Португалию, чтобы платить за образование конголезской знати и покупать торговые товары, такие как огнестрельное оружие. В Конго существовали традиции, регулирующие работорговлю: продажа или порабощение конголезских свободных граждан были запрещены, как и экспорт рабынь. [ 7 ] Конголезских преступников можно было приговорить к рабству, но нельзя было вывезти. [ 10 ] Однако по мере роста спроса Португалии на рабов эти законы все больше нарушались. К середине 1520-х годов представители конголезской знати начали нелегально импортировать товары напрямую от португальских купцов, обходя тем самым королевскую монополию на торговлю, принадлежавшую Афонсу и конголезской монархии. Чтобы оплатить этот импорт, некоторые конголезские дворяне незаконно вывозили рабов португальцам, а некоторые доходили до того, что похищали и порабощали свободнорожденных конголезцев. Эти события обеспокоили и разозлили Афонсу, который в 1526 году опубликовал письмо с протестом против обхода конголезского законодательства. [ 7 ] [ 10 ] В письме королю Португалии:

Каждый день торговцы похищают наших людей – детей этой страны, сыновей наших дворян и вассалов, даже членов нашей семьи. Эта коррупция и разврат настолько широко распространены, что наша земля полностью обезлюдела. Нам нужны в этом королевстве только священники и школьные учителя, и никаких товаров, кроме вина и муки для мессы. Мы хотим, чтобы это королевство не было местом для торговли или перевозки рабов. Многие из наших подданных жаждут португальских товаров, которые ваши подданные привезли в наши владения. Чтобы удовлетворить этот непомерный аппетит, они хватают многих наших чернокожих свободных подданных. ... Они их продают. После того, как тайно или ночью вывезли этих пленных [на берег]. ... Как только пленники попадают в руки белых, их клеймят раскаленным железом. [ 11 ]

Чтобы противостоять торговле незаконно вывезенными конголезскими рабами, Афонсу пригрозил положить конец работорговле, если Португалия не вмешается и не будет лучше регулировать своих торговцев. Чтобы реформировать торговлю, Афонсу подтвердил необходимость следовать конголезским законам и не порабощать конголезских свободных граждан, а также создал совет для более эффективного регулирования работорговли. Афонсу также учредил специальный комитет, состоящий из конголезских и португальских купцов, для определения законности порабощения тех, кого продавали. [ 12 ] Эти меры регулирования значительно замедлили или положили конец порабощению свободных конголезцев в ближайшем будущем. [ 7 ] хотя источники спорят о том, привела ли эта проблема к долгосрочному ослаблению власти Конголезского королевства. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Афонсу продолжал расширять границы Конго до 1540-х годов, завоевывая земли на реке Заир, совершая набеги на северную Анголу, а также вынуждая конкурирующие королевства Ндонго и Матамба стать данниками Конго. Стремясь лучше связать Конго с растущей португальской империей в Африке, он продолжал поощрять торговлю с Португалией; к 1540-м годам в Сан-Томе присутствовали королевские представители, а также (безуспешно) он обратился к Португалии с просьбой передать островную колонию Конго. [ 8 ] Афонсу приходилось ориентироваться в изменяющихся приоритетах своего королевства, португальской короны в Европе и все более влиятельного португальского сообщества в Африке, которое часто имело разные мотивы. [ 8 ] [ 9 ] [ 7 ]

В последние годы его правления Афонсу и Конго все активнее маневрировали, чтобы обеспечить монополию королевства на работорговлю. Это столкнулось с конкуренцией со стороны португальцев, которые основали торговый форпост в Луанде , тем самым открыв новый рынок для рабов, независимый от конголезского рынка. [ 7 ] Королевство Ндонго также начало набирать силу, вырвавшись из-под конголезского влияния и вступив в стычку с Конго на своей южной границе. Португальские купцы, жаждущие новых поставок рабов, оказывали Ндонганам ограниченную поддержку, что еще больше дестабилизировало регион. [ 7 ] [ 8 ] Афонсу отреагировал введением новых сборов на дороге в Луанду, гарантируя, что его королевство сможет облагать налогом работорговлю. Он также предпринял усилия, чтобы дороги во внутренние районы Конго оставались открытыми, чтобы работорговля могла продолжаться. [ 8 ] Афонсу и его преемники столкнулись с постоянной проблемой, заключающейся в том, что рабы стали валютной единицей, используемой при покупках за рубежом, и поэтому конголезская монархия зависела от продажи рабов для поддержания своей дипломатической и экономической власти за рубежом. [ 7 ]

Преобразование Конго

[ редактировать ]

Афонсу наиболее известен своей энергичной попыткой превратить Конго в католическую страну путем основания Римско-католической церкви в Конго , обеспечения ее финансирования за счет налоговых поступлений и создания школ. К 1516 году в королевской школе обучалось более 1000 учеников, а другие школы располагались в провинциях, что в конечном итоге привело к развитию полностью грамотного дворянского сословия (школы не строились для простых людей). Афонсу также стремился разработать соответствующую теологию, позволяющую объединить религиозные традиции своей страны с христианскими традициями. он изучал богословские учебники, засыпая над ними По словам Руи де Агиара (португальского королевского капеллана, посланного ему в помощь), . Чтобы помочь в выполнении этой задачи, Афонсу отправил многих своих детей и дворян в Европу для обучения, в том числе своего сына Энрике Кину а Мвемба , который был возведен в статус епископа в 1518 году. Ему было даровано епископство Утика Северной Африке ). Ватиканом , но фактически служил в Конго с момента своего возвращения туда в начале 1520-х годов до своей смерти в 1531 году.

Усилия Афонсу по ознакомлению Конго с португальской культурой нашли свое отражение по-разному. Конголезская аристократия приняла португальские имена, титулы, гербы и стили одежды. Молодежь из элитных семей отправлялась на образование в Европу. Конголезские дворяне инвестировали средства в португальскую колонию на Сан-Томе, где конголезская монархия назначила представителей. [ 8 ] Отмечались христианские праздники, возводились церкви, мастера изготавливали христианские артефакты, найденные миссионерами в XIX веке. [ 16 ]

Примечательно, что религиозные братства (организации) были основаны по образцу португальской практики. Ряды братств будут называться разными европейскими титулами, при этом избранный лидер каждого братства будет иметь титул «король». Чтобы отпраздновать Пятидесятницу , эти братства организовывали шествия, которые имели множество мотивов прославления Святых, самих братств, и давали братствам возможность собирать деньги. [ 16 ] Эти празднования продолжались в общинах рабов в Олбани, штат Нью-Йорк, под названием Пинкстер . [ 14 ] [ 17 ] [ 8 ] [ 15 ]

Ближе к концу его жизни дети и внуки Афонсу начали маневрировать за престолонаследие, а в 1540 году заговорщики, среди которых были и португальские жители, проживавшие в стране, предприняли неудачное покушение на его жизнь. Он умер в конце 1542 года или, возможно, в самом начале 1543 года, оставив своего сына Педро преемником . Хотя его сын вскоре был свергнут внуком Диого (в 1545 году) и был вынужден укрыться в церкви, внуки, а затем потомки трех его дочерей стали многими последующими королями.

Исторический анализ

[ редактировать ]

Правление Афонсу, правителя Конго в преобразующий и разрушительный период конголезской истории, было областью исторических исследований.

Практически все, что известно о Конго во времена правления Афонсу, известно из его длинной серии писем, написанных на португальском языке, в первую очередь королям Мануэлю I и Португалии Жуану III . Письма часто очень длинные и содержат много подробностей об управлении страной. Во многих письмах жалуются на поведение нескольких португальских чиновников, и эти письма дали повод для интерпретации правления Афонсу как правления, в котором интересы Португалии поглотили амбиции Афонсу.

В Адама Хохшильда книге «Призрак короля Леопольда » 1998 года Хохшильд характеризует Афонсу как «избирательного модернизатора», поскольку он приветствовал научные инновации Европы и церковь, но отказался принять правовой кодекс Португалии и продать землю старателям. [ 11 ] Фактически, Афонсу высмеял Ordenações Manuelinas (новый португальский свод законов), когда прочитал его в 1516 году, спросив португальского эмиссара де Кастро: «Каково наказание, Кастро, за то, что он поставил ногу на землю?» Ни в одной современной записи ничего не упоминается о продаже земли, более того, земля в Конго никогда никому не продавалась.

Точная мотивация кампании Афонсу по обращению в веру неясна. «Ученые продолжают оспаривать подлинность конголезской христианской веры и степень, в которой принятие новой веры было мотивировано политическими и экономическими реалиями». [ 18 ] Хотя степень, в которой Афонсу был чисто духовно мотивирован, неизвестна, ясно, что обращение Конго привело к далеко идущему взаимодействию Европы как с политическими, так и с религиозными лидерами, которые поддерживали и узаконивали христианское королевство на протяжении всей его истории. [ 18 ]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Все письма Афонсу опубликованы вместе с большинством документов, относящихся к его правлению в:
    • Антониу Брасио, Monumenta Missionaria Africana (1-я серия, 15 томов, Лиссабон: Agência Geral do Ultramar, 1952–88), тт. 1, 2 и 4.
    • В то время как отдельная публикация только его писем и сопутствующих документов (во французском переводе) находится в книге Луи Жадена и Миреллы Дикорати, « Переписка короля Афонсо I де Конго» (Брюссель, 1978).
  • Макнайт, Кэтрин Джой и Лео Дж. Гарофало. «Афро-латиноамериканские голоса: рассказы из иберо-атлантического мира раннего Нового времени, 1550–1812 гг.».
  1. Энциклопедия афроамериканского наследия Сьюзен Альтман, глава M, стр. 181.
  2. ^ Джордж Баландье «Повседневная жизнь в Королевстве Конго» (1968), с. 49
  3. ^ Jump up to: а б Акьемпонг, Эммануэль К. и Генри Луи Гейтс-младший «Словарь африканской биографии» (2011), стр. 104
  4. ^ Джордж Баландье «Повседневная жизнь в Королевстве Конго» (1968), с. 50
  5. ^ Линда Хейвуд «Центральноафриканцы и культурные трансформации в американской диаспоре» (2002), с. 84
  6. ^ Jump up to: а б с д и Торнтон, Джон К. (1982). «Королевство Конго, ок. 1390–1678. Развитие африканской общественной формации» . Тетради по Африке . 22 (87/88): 325–342. ISSN   0008-0055 . JSTOR   4391812 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хейвуд, Линда М. (2009). «Рабство и его трансформация в Королевстве Конго: 1491–1800» . Журнал африканской истории . 50 (1): 1–22. дои : 10.1017/S0021853709004228 . ISSN   0021-8537 . JSTOR   40206695 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Торнтон, Джон (1981). «Ранние конго-португальские отношения: новая интерпретация» . История в Африке . 8 : 183–204. дои : 10.2307/3171515 . JSTOR   3171515 . S2CID   162201034 .
  9. ^ Jump up to: а б с Ньюитт, MDD «8». Португальцы в Западной Африке, 1415–1670: Документальная история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2010. 151–153. Распечатать.
  10. ^ Jump up to: а б с д Оливер, Роланд Энтони; Атмор, Энтони; Оливер, Роланд Энтони Африканское средневековье (2001). Средневековая Африка, 1250–1800 гг . Интернет-архив. Кембридж, Великобритания ; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-79024-6 .
  11. ^ Jump up to: а б Призрак короля Леопольда: история жадности, террора и героизма в колониальной Африке . Книги Хоутона Миффлина. 1998. ISBN  0-618-00190-5 . Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 г. Проверено 23 января 2020 г.
  12. ^ Джон Торнтон, «Африканская политическая этика и работорговля», в книге Д. Р. Петерсона, изд. Аболиционизм и империализм в Великобритании, Африке и Атлантике. (Оксфорд, Огайо: Издательство Университета Огайо, 2009), стр. 58–93.
  13. ^ «Альфонсо I [король] (?-1543)*» . 10 июня 2009 г.
  14. ^ Jump up to: а б Марк Р. Липшиц и Р. Кент Расмуссен, Словарь африканской исторической биографии , Калифорнийский университет Press, 1989 г.
  15. ^ Jump up to: а б Норберт К. Брокман, Африканский биографический словарь , ABC-CLIO, 1994 г.
  16. ^ Jump up to: а б Центральноафриканцы, атлантические креолы и формирование Америки 1585–1660 гг. Линды М. Хейвуд и Джона Тортона и «Искусство обращения: христианская визуальная культура в Королевстве Конго» Сесиль Фромонт
  17. ^ «Афонсу I (А)» .
  18. ^ Jump up to: а б Африканское христианство в Конго. | Тематическое эссе | Хайльбрунн Хронология истории искусств | Метрополитен-музей
Предшественник Маниконго
1509–1542/43
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a01f6c4f1c3697c266f8ab67a75020c0__1721483880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/c0/a01f6c4f1c3697c266f8ab67a75020c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Afonso I of Kongo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)