Jump to content

Католическая церковь в Конго

Королевство Конго

Католическая церковь прибыла в Королевство Конго вскоре после того, как первые португальские исследователи достигли его берегов в 1483 году. Португальцы оставили нескольких из своего числа и похитили группу конго, в том числе по крайней мере одного дворянина, Кала ка Мфусу, отвезя их в Португалию, где они прожили год, выучили португальский язык и были обращены в христианство . Группа была возвращена в Конго в 1485 году, и Кала ка Мфусу возглавил королевскую миссию из маниконго Конго , Нзинга-а-Нкуву , в Португалию. После их прибытия в конце 1486 года посольство почти четыре года оставалось в Лиссабоне у монахов Святого Иоанна Крестителя. Там они изучали христианство и португальский язык у Висенте душ Аньоса (который также научился говорить на киконго ) и положили начало конголезской версии христианства.

Миссия вернулась в Конго в начале 1491 года, хотя Кала ка Мфусу умер на обратном пути. Правитель провинции Сойо на атлантическом побережье принял их и первым принял крещение. Они переехали в королевскую столицу в апреле и мае, и 3 мая 1491 года Маниконго Нзинга а Нкуву крестился, приняв имя Жуан в честь португальского короля ( Жуана II ). Многие из его чиновников и дворян впоследствии крестились. Поначалу его жена, Нзинга а Нлаза, не хотела разрешать крещение женщин, но протестовала и в конце концов убедила его; Впоследствии она была крещена как королева Конго Леонор и стала поборником церкви, оплачивая расходы из собственного дохода.

Начиная с 1508 года, ко двору Нзинги-ан-Нкуву прибыли и другие миссионеры, и многие из них также сопровождали его сына Афонсу Мвембу-ан-Нзинга на его провинциальный пост в Нсунди . Афонсу, в свою очередь, стал великим поборником веры, хотя, согласно последующему рассказу Афонсу о событиях, его отец охладел в вере, и многие из крещеных конголезцев отвернулись.

Правление короля Афонсу

[ редактировать ]
Столица Маниконго , Сан-Сальвадор.

Афонсу, чьи письма во многом являются единственным источником последующих событий его правления, представил себя миру как ревностный католик, стремящийся распространять веру, а также как человек, подвергшийся гонениям за нее в последние годы правления своего отца. Когда Жуан умер, вероятно, в конце 1506 или 1507 года, сводный брат Афонсу Мпанзу а Китима, один из отступников-христиан и могущественный соперник, бросил вызов принцу на трон. Но Афонсу смог победить своего брата в бою благодаря тому, что он уже расположился в столице Сан-Сальвадоре и, по словам Афонсу, сверхъестественному появлению Святого Иакова Великого в небе, напугавшему его врагов. В последующей переписке с Португалией Афонсу решил создать герб, в котором пять вооруженных рук, каждая из которых держит меч, были основным элементом, а видное место занимал сломанный идол. [ 1 ] Этот герб, впервые описанный в 1512 году, стал одним из центральных символов Конго, а праздник Святого Иакова Мейджора стал самым важным праздником Конго, одновременно прославляя святого, который был популярен в иберийских армиях как святого-крестоносца, и короля Афонсу и его чудо. .

Став королем, Афонсу приступил к основанию церкви. В письмах в Португалию он описал некоторые шаги: объявил незаконным поклонение людям идолам, разрушил расположенный в столице «дом идолов» (вопреки угрозе восстания), также предусмотрел десятину для поддержите его финансово. Традиция конца 17 века и далее считала Афонсу основателем церкви, а также приписывала историю о том, что он заживо похоронил свою мать «ради Короля-Спасителя», когда она отказалась снять маленького идола, который носила вокруг себя. шея. Работа Афонсу по созданию церкви принесла ему широкую похвалу за пределами Африки , а португальский историк Жуан де Барруш назвал его «Апостолом Конго» в 1552 году.

Афонсу также работал над созданием специфически местной интерпретации христианства, хотя детали малоизвестны. Он работал с рядом португальских священников, в первую очередь с Руи д'Агиаром , приехавшим в 1516 году, а также с конголезцами, получившими образование в Европе , в первую очередь со своим сыном Энрике Кину а Мвемба , который был возведен в статус епископа в 1518 году, и который работал в Конго с 1521 года до своей смерти в 1531 году.

Религиозный синкретизм

[ редактировать ]

Церковь, которую создал Афонсу, была не просто копией или продолжением португальской церкви , но с самого начала включала в себя элементы теологии Конго. Например, конго, вероятно, считали, что большая часть обитателей Иного Мира — это души умерших предков, а не боги, никогда не жившие на земле и не имевшие материального существования. Таким образом, катехизис описывал Святую Троицу как «три человека» ( анту а тату ). Священников называли тем же именем, что и предыдущее духовенство ( нганга ), и термином укиси , абстрактным существительным от того же корня, что дает слово нкиси (обычно используемое для описания оберега или, на языке XVI века, «идола»). ) использовался для перевода святой .

Фактически, ключевые религиозные термины, такие как Бог, святой и дух, были переведены в терминах киконго, взятых непосредственно из космологии Конго ( Нзамби Мпунгу - Бог, нкиси - святой и мойо - дух или душа). [ 2 ] Это, в свою очередь, облегчило обращение, поскольку для самоидентификации требуется лишь простое заявление о вере.

Таким образом, Библия называлась нканда укиси , что также можно перевести как «оберег в форме книги», а церковь называлась нзо а укиси , или «оберег в форме здания». Таким образом, католические святые отождествлялись с местными духовными существами, а церкви строились в святых местах. Эта теология, разработанная Афонсу и командой его коллег, работавших с португальскими священниками, определила подход конголезцев к новой религии и во многих отношениях натурализовала ее.

Зрелость Церкви

[ редактировать ]

Хотя Афонсу часто приписывают создание и основание церкви, вероятно, именно его внук и преемник Диого I Нкумби а Мпуди действительно поставил церковь на твердую почву. При Диого впервые возникла мирская организация учителей, которая поддерживала и дополняла всегда скудное число рукоположенных священников. Диого также пользовался услугами некоторых из первых миссионеров Ордена иезуитов , которые работали в Конго с 1548 по 1555 год. Диого хорошо работал с иезуитами, когда они впервые приехали, но поскольку иезуиты требовали большего уважения и временами действовали против политической интересы, он разочаровался. Их взаимная антагонистическая переписка с Португалией в этот период иногда способствовала тому, что Диого пользовался репутацией слабого или незаинтересованного христианина, хотя события его правления позволяют предположить, что такая репутация, вероятно, была незаслуженной. Диого не только организовал распространение церкви в сельские районы страны, но и активно поддерживал миссионерскую работу на севере (в королевстве Лоанго и на юг до Матамбы , а также он поддерживал работу иезуитов в Ндонго. [ 2 ]

В то же время, по мере того как церковь становилась сильнее, король Португалии решил взять над ней больший контроль. Он формализовал свою попытку осуществлять контроль над церковью Конго, заставив Папу передать Конго под контроль недавно созданного епископа Сан-Томе в 1534 году. Между формальным подчинением Конго Сан-Томе и первой реальной попыткой епископа прошло много лет. осуществлять реальный контроль. Когда он это сделал в 1540 году, Диого отказался позволить епископу уволить своего личного духовника Мануэля Афонсу. Однако благодаря миссии Антониу Виейры, дворянина из Конго в Лиссабон, и Дуарте Лопиша, португальца, представляющего Конго, посетил Рим, Папа предоставил Конго собственного епископа в 1596 году, а церковь Сан-Сальвадора стала его собором. Однако Португалия претендовала на право покровительства новой епархии и стремилась использовать свой контроль над епископом для отстаивания своих собственных интересов в Конго, которые были связаны с новой португальской колонией Ангола, основанной в 1575 году. После многих ссор между королями и епископы, в 1624 году епископ, навсегда переехал в Луанду и прекратил рукополагать новое духовенство Конго. [ 2 ]

Картина Эмануэле Не Вунда , Палаццо дель Квиринале , Рим , 1615–1616.

Диого и последующие короли основали сильную мирскую власть, в руки которой обычно попадала работа по образованию, в то время как небольшое количество рукоположенных священнослужителей лишь совершало таинства. Эта закономерность, столь заметная в более поздней истории Конго, вероятно, присутствовала уже в конце 16 века. Мирские священники обычно назначались учителями ( местрес , букв. « мастера » на португальском языке ), набирались из знати Конго, получали зарплату от государства и занимались как обучением грамотности, религиозным образованием, так и часто также выполняли секретарские обязанности. Личные документы Эмануэле Не Вунды раскрывают принципы работы позиций мирян. Когда ему поручили управление церковью Троицы в Сойо, ему заплатили часть гонорара, уплаченного за его услуги, включая плату за погребение. Когда его назначили местре провинции Мпемба, ему платили зарплату в размере 6 лефуку из нзимбу ракушек в месяц, а также он выполнял обязанности секретаря. [ 3 ] (Один лефуку равнялся 10 000 ракушкам нзимбу . [ 4 ] )

В 1604 году король Альваро II отправил Не Вунду послом в Ватикан. [ 5 ] [ 6 ] Пройдя через Бразилию и Испанию, он прибыл в Рим 3 января 1608 года, но умер через два дня от болезни. [ 6 ] [ 7 ]

У нас очень мало информации о количестве и жизни этих местре , хотя они играли очень важную роль в повседневной жизни церкви. Их деятельность объясняет, как рядовым конголезцам удавалось сохранять свою версию христианства даже в отсутствие рукоположенного духовенства. Они, безусловно, тесно сотрудничали со светским духовенством страны и часто упоминаются миссионерами регулярных орденов (в первую очередь иезуитов и капуцинов ), посещавшими и работавшими в Конго в семнадцатом и восемнадцатом веках.

Роль обычного духовенства

[ редактировать ]

Обычное духовенство (монахи и преподавательские ордена) сыграло важную роль в развитии версии христианства в Конго. Миссионеры-иезуиты ненадолго присутствовали в Конго 16 века (1548–1555), но политические разногласия между ними и королем Диого I положили конец миссии.

Миссия босых кармелитов работала в Конго с 1584 по 1588 год, а доминиканцы также имели короткую миссию в 1610–1612 годах. Однако именно возобновление миссии иезуитов и миссии капуцинов ознаменовало реальное наличие регулярных орденов в Конго.

Иезуиты вернулись в Конго в 1619 году и в 1625 году открыли колледж Сан-Сальвадора , который отвечал за образование большей части конголезской элиты в середине 17 века. Жоао де Пайва , ректор колледжа до 1642 года, сыграл особую роль в образовании конголезцев, а также написал обширную, хотя и утерянную, хронику страны. Некоторые материалы де Пайвы легли в основу «Анналиума Антониу Франко» (1725 г.). Иезуиты также организовывали братства мирян, которые играли важную роль в политике.

За иезуитами в 1645 году последовали капуцины. Капуцины приехали в Конго во многом потому, что короли Конго, начиная с Альваро II Конго , были недовольны неспособностью епископов рукоположить достаточное количество духовенства и противодействием португальской короны рукоположению конголезцев. Конго потребовало, чтобы его церковь была отделена от церкви Португалии и чтобы интересы Анголы были отделены от конкурирующей и все более враждебной колонии, которая часто контролировала епископскую должность. В качестве компромисса папство решило отправить в Конго итальянских капуцинов из районов, которые не были неприятны Португалии. Хотя официально капуцины были миссионерами, они были как приходскими священниками, так и миссионерами для необращенных. Фактически, эта роль приходского священника часто приводила их к разногласиям со светским духовенством, которое капуцины обвиняли в небрежном исполнении своих обязанностей и слишком терпимом к традиционной конголезской религии.

У капуцинов обычно было три или четыре миссионера во всем Конго, иногда их было до десяти, но этого никогда не было достаточно, чтобы по-настоящему взять на себя обучение людей или дать образование больше, чем элите политических деятелей и их собственному персоналу. Капуцины обычно строили хосписы вблизи политических центров, таких как Сан-Сальвадор, Мбамба и Сойо, или на территории, относительно далекой от политических центров, таких как хоспис в Нсуку на севере страны. Там они и их штат освобожденных рабов ( нлеке ), которые возили их во время ежегодных обходов сельской местности. Во время путешествия они останавливались на несколько дней в центральных селах, пока туда приезжали люди из соседних селений, а затем совершали таинства, особенно крещение, перед тысячами. Нередко миссионеры с большим стажем работы записывали в своих отчетах десятки тысяч крещений и гораздо меньше браков и причастий.

Особая роль капуцинов в Европе , Америке и Африке заключалась в очищении религиозной практики сельских общин, а в Конго они особенно стремились уничтожить то, что они считали «суеверным» в конголезской религии, что включало изготовление амулетов ( минкиси ). и культы исцеления, такие как кимпаси . По существу, они были проникнуты духом Контрреформации и враждебно относились ко многим местным практикам как в Европе, так и в Африке. Хотя некоторые считали Конго ревностно христианской нацией и были более терпимы к местным обычаям, многие резко осуждали местные обычаи. Настолько, что Аксельсен изображал их отношения с Конго как нечто похожее на войну до середины восемнадцатого века, когда сокращающееся число иностранных духовенств позволило местным религиозным деятелям вновь заявить о себе. [ 2 ] Из-за этой литературы многие ученые утверждают, что Конго на самом деле не приняла христианство или просто скрывала свои истинные убеждения за показным обращением. Однако миссионерские отчеты убедительно свидетельствуют о синкретическом понимании христианства со стороны сельской бедноты Конго, а также дворянства, в котором некоторые элементы прежней религии и многие другие ее космологии повлияли на христианскую практику.

Конго в 1711 году

Миссионеры-капуцины оставили очень длинные отчеты о Конго, некоторые из которых являются лучшими источниками, доступными нам сегодня. Джованни Франческо да Рома (1648 г.), Антонио де Теруэль (1664 г.), Джироламо да Монтесарчио (1668 г.), Джироламо Меролла да Сорренто (1688 г.), Лука да Кальтанисетта (1701 г.), Марчеллино д'Атри (1702 г.), Антонио Зуккелли да Градиска ( 1712 г.), Бернардо да Галло (1710 г.), Лоренцо да Лукка (1718 г.), Керубино да Савона (1775 г.) и Раймондо да Дикомано (1798 г.), среди прочих, все они оставили длинные отчеты, полные подробностей повседневной жизни, политических событий и религиозных наблюдений. . Наконец, Джованни Антонио Кавацци да Монтекукколо , чья длинная книга 1687 года часто цитировалась, цитировалась и переводилась, стала одним из фундаментальных источников по истории Центральной Африки , а его иллюстрации как в неопубликованной рукописи Аральди (в Модене ), так и в виде гравюр в его книги являются важным источником для повседневной жизни.

После первых двух десятилетий 18-го века в Конго прибыло меньше капуцинов, а политика Португалии, ограничивавшая возможность капуцинов въезжать в Анголу и Конго, также препятствовала миссии 18-го века. Большую часть середины XVIII века в стране был только один миссионер, а к концу века капуцинов не было уже много лет. Капуцины окончательно покинули Центральную Африку в 1835 году, и к тому времени у них не было миссионера в Конго с 1814 года.

Антонианское движение

[ редактировать ]

Длительная гражданская война в Конго, вызванная их поражением в битве при Мбвиле (1665 г.) и последовавшим за этим политическим кризисом, привела к кризису в обществе и церкви. Нарушение порядка, поскольку ни один король не смог установить власть над всей страной после смерти Антонио I в битве, и оставление столицы после ее разграбления в 1678 году привели к неофициальному разделу страны. во враждебные лагеря, возглавляемые конкурирующими королями и укрепившиеся в горах Мбула и Кибангу или прибрежной провинции Лувота. [ 8 ] Их непрекращающиеся войны привели к перемещению населения, нехватке продовольствия и росту работорговли. Кроме того, многих людей раздражало отношение капуцинов к конголезской элите и к давно устоявшимся обычаям страны.

В этой атмосфере кризиса новый дух религиозного рвения возник в проповедях Беатрис Кимпа Вита , которая утверждала, что ею одержим святой Антоний Падуанский в 1704 году. Беатрис проповедовала, что все короли должны воссоединиться в древней, а затем заброшенной столице. Сан-Сальвадора, чтобы восстановить королевство. Она также привнесла в религию новые элементы, которые, как она утверждала, она получила от самого Бога во время еженедельных пребываний на Небесах. Среди них было то, что Иисус родился в Конго и был конголезцем, как и его мать и святой Антоний. Она учила, что для спасения не нужны таинства церкви, что достаточно лишь намерения верующего. Хотя некоторые считали, что это могло быть протестантское влияние, вполне вероятно, что оно возникло из давних местных представлений о религии.

Беатрис проповедовала в лагерях нескольких королей и посылала своих последователей к остальным, в конце концов поселившись в Сан-Сальвадоре и поселившись в разрушенном соборе. Вскоре после этого она забеременела и была арестована силами Педро IV , одного из претендентов. Он предал ее суду за колдовство и сжег на костре 2 июля 1706 года.

Хотя Педро смог восстановить королевство и повторно оккупировать Сан-Сальвадор без особого эффективного сопротивления со стороны антонианцев, некоторые идеи Беатрис, включая идею о том, что Иисус был из Конго, остались. Латунные распятия, изготовленные в Конго в восемнадцатом и девятнадцатом веках, часто изображают Иисуса в виде африканца в одежде, украшенной популярными в стране узорами. [ 9 ]

Христианское искусство Конго

[ редактировать ]
Распятие (Распятие) из собрания Бруклинского музея.

Крест, основная эмблема христианского ритуала, также был фундаментальным мотивом, лежащим в основе систем верований Конго. Космограмма Конго , также называемая «Четыре мгновения Солнца», представляет собой круг вокруг креста. На нем изображены четыре подразделения дня — рассвет, полдень, сумерки и полночь — которые представляют собой циклическое путешествие человеческой жизни от рождения до загробной жизни предков. Христианский крест, считавшийся эмблемой духовной власти и власти, был интегрирован в культы предков и погребальные ритуалы Конго и, как полагали, обладал магическими защитными свойствами. В культуре Конго считалось, что кресты влияют на самые разные вопросы: от болезней и плодородия до дождя. [ 10 ]

Предметы христианского религиозного искусства Конго пятнадцатого века созданы по образцу европейских прототипов. Обычно их отливали в открытой форме из металла, полученного из латунных денежных единиц, известных как маниллы, импортированных из Европы.

В типичных распятиях черты лица Христа сведены к стилизованным аббревиатурам, менее подробным по своей описательности. Его руки и ноги уплощены, а ступни соединены в единую пятипалую конечность, что, согласно интерпретации жестов Конго, дает повышенную духовную силу. Обертка и ребра визуализируются как упрощенные до геометрических линейных абстракций. Христос изображен с большими выпуклыми овальными глазами - распространенный мотив в искусстве Конго, представляющий сверхъестественное видение человека, одержимого предком или божеством. Под Христом и над его плечами часто располагаются небольшие, сильно стилизованные молящиеся фигурки. Их роль и личности неизвестны, но они могут быть скорбящими или предками. [ 11 ]

  1. ^ Фромон, Сесиль (19 декабря 2014 г.). Искусство обращения: христианская визуальная культура в Королевстве Конго . Книги прессы UNC. п. 28. ISBN  9781469618722 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Торнтон, Джон (1984). «Развитие африканской католической церкви в Королевстве Конго, 1491–1750». Журнал африканской истории . Том. 25, нет. 2. Издательство Кембриджского университета. стр. 147–167.
  3. ^ Документы Антонио Мануэля можно найти в Archivio Segeto Vaticano, Miscellania, Armadio I, vol. 91 Сборник испанских сочинений II, листы. 125 и далее.
  4. ^ Торнтон, Джон (2010). «Контрольный пример Дагомеи: кровожадный покровитель работорговли». В Петерсоне, Дерек Р. (ред.). Аболиционизм и империализм в Великобритании, Африке и Атлантике . Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо. п. 60 фн . ISBN  978-0-8214-1901-4 .
  5. ^ Грей, Ричард (1999). «Принцесса Конго, послы Конго и папство» . Журнал религии в Африке . 29 (2): 140–154. дои : 10.2307/1581869 . ISSN   0022-4200 . JSTOR   1581869 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Лоу, Кейт (2007). « Представляя» Африку: послы и принцы от христианской Африки до Италии и Португалии эпохи Возрождения, 1402–1608 гг . Труды Королевского исторического общества . 17 : 101–128. дои : 10.1017/S0080440107000552 . JSTOR   25593873 .
  7. ^ Хейвуд, Линда М.; Торнтон, Джон К. (10 сентября 2007 г.). Центральноафриканцы, атлантические креолы и основание Америки, 1585–1660 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521770651 .
  8. ^ Торнтон, Джон (1983). Королевство Конго: гражданская война и переходный период, 1641–1718 гг . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN  978-0299092900 .
  9. ^ Торнтон, Джон (1998). Конголезский Святой Антоний: донья Беатрис Кимпа Вита и Антонианское движение, 1684–1706 гг . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521596497 .
  10. ^ Томпсон, Роберт Фаррис; Корнет, Джозеф (1981). Четыре мгновения солнца: искусство Конго в двух мирах . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств. ISBN  089468003X .
  11. ^ «Распятие [Демократическая Республика Конго; народ Конго] (1999.295.4)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 22 мая 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Хейвуд, Линда; Торнтон, Джон (2007). Центральноафриканцы, атлантические креолы и основание Америки, 1585–1660 гг . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета – через Google Книги.
  • Саккардо, Грациано (1982–83). Конго и Ангола с историей древней миссии капуцинов (3 тома)) (на итальянском языке). Венеция: Провинциальная курия капуцинов.
  • Торнтон, Джон (1983). Королевство Конго: гражданская война и переходный период, 1641-1718 гг . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN  978-0299092900 .
  • Торнтон, Джон (1984). «Развитие африканской католической церкви в Королевстве Конго, 1491–1750». Журнал африканской истории . Том. 25, нет. 2. Издательство Кембриджского университета. стр. 147–167.
  • Торнтон, Джон (1998). Конголезский Святой Антоний: донья Беатрис Кимпа Вита и Антонианское движение, 1684–1706 гг . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521596497 .
  • Фромон, Сесиль (19 декабря 2014 г.). Искусство обращения: христианская визуальная культура в Королевстве Конго . Книги прессы UNC. п. 28. ISBN  9781469618722 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2dfab396a83377364a7668f55db261f9__1716545760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/f9/2dfab396a83377364a7668f55db261f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catholic Church in Kongo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)