Конго текстиль

В Королевстве Конго и его вассалах ( Лоанго , Каконго , Нгойо ) ткачество было символом королевской власти и знати. Грубая нить, снятая с листьев пальмы рафии, послужила основой ткацкого искусства Конго. Этот материал наложил ограничения, которые были преодолены для создания разнообразных и оригинальных текстильных форматов и структур. Ткань рафия (единственное число: Лубонго , Либонго , множественное число: Мбонго ; также называемая Мпусу ) использовалась в качестве валюты. [1] [2] [3] [4]
Вождь дворянской шапки, Мпу или Нгунда.
[ редактировать ]
Мпу , плетеная представляла собой гибкую завязанную узлом шапку из золотой рафии или ананасового волокна и жизненно важный компонент регалий вождя, в который также входили сетчатая туника кинзембе нагрудная сумка, сумка-амулет ( нкиси ), корзина для реликвий, двойной колокольчик и и табурет. [5]
Для Конго , Мбунду и родственных им народов северной Анголы mpu означал власть , возложенную на человека, избранного на должность священного лидера. [5] Морага пишет, что «это был также мощный космологический символ, связывающий вождя ( мфуму ), родственную группу и деревню с мифическим местом происхождения, а также с определенной территориальной областью ( нси )». [5] [6]
Существует несколько типов шапок МПУ . Нгунда , что означает мать) представляет собой неструктурированный куполообразный стиль , (от корня ngu украшенный горельефными узорами, который даровался новым вождям во время обрядов инвеституры. Нгола — это более высокая коническая кепка , которую носят высшие лидеры королевства Конго.
Почти все шапки имеют спиральную форму, идущую от центра макушки к краю края шляпки. [7] Мпу были созданы для прикрытия духовно уязвимой макушки головы. Жители Конго использовали термин «нзита», чтобы выразить свою веру в то, что волосы растут в этом месте по кругу. По словам Мораги, «вороны кепок обычно имеют спиральную решетку или ажурный узор, который отличается от переплетающихся геометрических узоров по бокам - как бы имитируя завитки волос, одновременно подчеркивая исключительную защиту, обеспечиваемую головным убором». [5]
Вождь Кинзембе
[ редактировать ]Кинземба – ажурная туника из волокна рафии. Кинзембе . уникален среди церемониальных одежд Центральной Африки, поскольку имеет прослеживаемую хронологию, охватывающую несколько сотен лет, и тот факт, что его можно связать с конкретной исторической фигурой Антонио Мануэль был послом Конго в Ватикане и умер в 1608 году, вскоре после прибытия в Рим . [8] Он изображен в кинзембе (называемом в Конго нкуту ) на мемориальном бюсте, заказанном Папой после смерти Антонио Мануэля. [5] В 1688 году в Анголе священник -капуцин Джироламо Меролла записал следующее описание кинзембе : «У дворян на плечах есть что-то вроде соломенной одежды, которая доходит до их бедер, причудливой работы, с двумя прорезями в руках и оканчиваются двумя кистями, свисающими с правой стороны, на остатках у них тканевый подпояс, который с одной стороны свисает до земли». [9]
Корзины
[ редактировать ]
Корзины Конго были показателем престижа и богатства. Их дарили знатным людям и иностранцам, а также использовали богатые и элитные люди. В этих корзинах часто хранились престижные товары высокого статуса, подаренные королю. [10] Специальные корзины также занимали видное место в ритуальной практике и верованиях народов Конго.
Корзины Конго изготавливались со сторонами из волокна рафии с саржевым рисунком поверх прочной внутренней структуры из дерева или коры. Динамические конфигурации корзин с зигзагами, ромбами и шевронами естественным образом возникают в результате саржи или техники плетения с использованием умеренных или натуральных волокон рафии. Они превратились в культурно значимые образцы, которые были переведены на другие материалы, такие как погребальные терракоты. [5] Корзины также изготавливались из тростниковых волокон.
Параллели с текстилем Кубы
[ редактировать ]традиции Конго и Кубы разделены временем и географией, существует много параллелей Несмотря на то, что текстильные . Искусство Конго и Кубы процветало в рамках иерархической куртуазной структуры, и каждое общество придавало большое значение церемониальному искусству, личному украшению и демонстрации. Их также объединяло использование пальмового волокна рафии в качестве основы своего ткацкого искусства. Конго и Куба также имеют много общих геометрических мотивов, священных знаков, символических знаков отличия, типов текстиля и престижных регалий, а также методов изготовления. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ П. Эдумба, Обзор африканских валют , стр. 111, Нумизматическое ревю, 2001 г.
- ^ Филлис М. Мартин, Власть, ткань и валюта на побережье Лоанго , University of Wisconsin Press, 1986
- ^ Ален Анселен, Африканское сопротивление на побережье Анголы в 18 веке , Présence Africaine, 2006 г.
- ^ М. Яндеса Мавузи, История и нумизматика валют Конго с 15 века до наших дней или Валюты Конго - История и нумизматика , Weyrich Edition, 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Морага, Ванесса Дрейк (2011). Ткацкая абстракция: Кубинский текстиль и тканое искусство Центральной Африки . Вашингтон, округ Колумбия: Музей текстиля. ISBN 9780874050363 .
- ^ Волавка, Зденка (1988). Венди А. Томас (ред.). Корона и ритуал: Королевский знак Нгойо . Торонто: University of Toronto Press, отдел научных публикаций.
- ^ Мэри Джо Арнольди и Кристин Маллен Кример, изд. (2002). Венец достижений: африканское искусство украшения головы . Сиэтл, Вашингтон: Издательство Вашингтонского университета. ISBN 0930741439 .
- ^ Шедлер, Карл Фердинанд (1987). Ткачество в Африке южнее Сахары . Мюнхен: Пантерра. ISBN 3767902702 .
- ^ Цитируется в Гибсоне, Гордоне; Сесилия МакГерк (1977). «Кепки высокого статуса народов Конго и Мбунду». Журнал Музея текстиля . IV (4).
- ^ Томпсон, Роберт Фаррис; Корнет, Джозеф (1981). Четыре мгновения солнца: искусство Конго в двух мирах. Национальная галерея искусств, Вашингтон . Вашингтон, округ Колумбия: Галерея. ISBN 089468003X .