Бисероплетение

Бисероплетение — это искусство или ремесло соединения бусинок друг с другом путем нанизывания их на нить или тонкую проволоку с помощью иглы для шитья или бисероплетения или пришивания их к ткани. [1] Бусины производятся из самых разных материалов, форм и размеров и различаются в зависимости от вида искусства. Чаще всего вышивка бисером является формой личного украшения (например, ювелирного украшения ), но также часто является частью других произведений искусства.
Техники работы с бисером делятся на несколько категорий, включая ткачество на ткацком станке и вне ткацкого станка , нанизывание , вышивку бисером , вязание бисера крючком , вязание бисера и фриволите . [2]
Древнее бисероплетение
[ редактировать ]
Искусство создания и использования бус является древним, и бусины из страусиных панцирей, обнаруженные в Африке, могут быть датированы 10 000 годом до нашей эры. [3] [4] Фаянсовые бусины, тип керамики, созданный путем смешивания порошкообразной глины, извести, соды и кварцевого песка с водой до образования пасты, затем формования ее вокруг палки или соломинки и обжига до твердого состояния, особенно использовались в древнеегипетских ювелирных изделиях начиная с Первого века. Династия (начало раннего бронзового века ) и далее. [5] [6] Фаянс и другие керамические бусины с покрытием из остеклованного кварца предшествовали бусинам из чистого стекла. [7]
Бусы и изделия, созданные из них, были найдены практически повсеместно по всему древнему миру и часто изготавливались из местных материалов. Например, атабаскские народы Аляски использовали раковины бивней ( моллюсков-скафоподов ), которые по своей природе являются полыми, в качестве бус и включали их в сложные украшения. [8]
Бисероплетение исторически использовалось в религиозных целях удачи , как талисман , для менового и торгового обмена, а также для ритуального обмена. [4]
Современное бисероплетение
[ редактировать ]
Сегодня вышивкой бисером обычно занимаются ювелиры , любители и современные художники; Художники, известные тем, что используют вышивку бисером, включают Лизу Лу , Ран Хван , Хью Локка , Джеффри Гибсона и Джойс Дж. Скотт . [9]
Некоторые старинные стежки стали особенно популярны среди современных художников. , изготовленный вне ткацкого станка пейотовый стежок Например, индейской церкви . , используется в вышивке бисером членами [10]
Ювелирные изделия из бисера были широко распространены и модны на Западной Украине, что было связано со знакомством украинских художников с художественными достижениями стран Западной Европы, где с 18 в. Была мода на художественные изделия из бисера. Современное украинское бисероплетение включает: бисерную одежду, воротники, браслеты , ожерелья , ожерелья-герданы, аксессуары для одежды, а также предметы домашнего обихода, такие как писанки . [11]
Европа
[ редактировать ]
Вышивка бисером в Европе, как и в Египте и Америке, связана с использованием костей и ракушек в качестве украшений ранними современными людьми . [3] По мере роста популярности изготовления стекла в средние века стеклянные бусины начали широко появляться в вышивке бисером, ожерельях из бисера и подобных изделиях. [12]
В Северной России головной убор кокошник обычно включает в себя сетку из речного жемчуга вокруг лба в дополнение к традиционной вышивке бисером. [13]
К 1291 году художники Мурано, Италия, начали производство замысловатых бус из муранского стекла, вдохновленных венецианской стеклянной посудой . С появлением стекла лэмпворк европейцы начали производить бисер для вышивания, вязания крючком и других техник, в основном вне ткацких станков. [7] Чешский бисер – один из самых популярных современных видов бисера.
Одна из техник европейского бисероплетения – «бессмертные» цветы из бисера. Истоки этой техники, хотя и неясны, по общему мнению, берут свое начало как минимум несколько столетий назад, по крайней мере, в 16, если не в 14 веке. [14] [15] Были разработаны два главных стиля: французский бисер, при котором проволока проходит через каждую бусину только один раз и проволока расположена вертикально, и викторианский (также называемый английским или русским) бисер, при котором проволока проходит через каждую бусину дважды и располагается горизонтально. . [14] В конце 19-го и начале 20-го века цветы из бисера использовались для создания долговечных похоронных венков , называемых бессмертниками (по-французски «бессмертные»). [15] В середине 20-го века это искусство было завезено в Соединенные Штаты вместе с продажей наборов для вышивания цветов. В 1960-1970-х годах появились книги начинающих дизайнеров цветов из бисера. [14] [15] В 1990-е и 2000-е годы произошло еще одно возрождение интереса к этому ремеслу, примером которого являются, например, похоронные венки, изготовленные в память жертв терактов 11 сентября . [14]

Украинские мастера развивают в своих коллекциях бисера исключительно национальные мотивы. К изделиям из бисера относятся ансамбли одежды, аксессуары одежды, украшения одежды священнослужителей, предметы быта. В начале 20 века на территории Галичины и Буковины были созданы вышивальные мастерские, где наряду с ткачеством и вышивкой изготавливали украшения из бисера. Современная вышивка бисером включает в себя: вышитую бисером одежду, воротники, браслеты, ожерелья, аксессуары для одежды, такие как сумки и кошельки. [16] [17] [18] [19]
Северная Америка
[ редактировать ]
Вышивка бисером коренных американцев , уже сложившаяся за счет использования таких материалов, как ракушки, дендрит , когти и кость, эволюционировала с использованием стеклянных бус, когда европейцы привезли их в Америку в начале 17 века . [20] [21]
Сегодня в отечественной вышивке бисером широко используются мелкие стеклянные бусины, но художники также продолжают использовать традиционно важные материалы. Раковины вампума , например, имеют церемониальное и политическое значение для ряда племен Восточного Леса и используются для изображения важных событий. [22]
Считается, что несколько художников-индейцев из самых разных стран находятся в авангарде современной американской работы с бисером. В число этих художников входят Тери Гривз ( Кайова , известная своими вышитыми бисером комментариями об избирательных правах коренных жителей ), [23] Маркус Амерман ( чокто , известный своими реалистичными вышитыми бисером портретами исторических личностей и знаменитостей), [24] и Джейми Окума ( Луисеньо - Шошон-Бэннок , известный своими куклами из бисера). [25]
Племена Великих озер
[ редактировать ]Урсулинские монахини Великих озер знакомили молодых женщин из числа коренных народов с цветочными узорами, которые быстро применяли их для вышивки бисером. [26] оджибве Местные женщины- создавали богато украшенные наплечные сумки, известные как гашкибидааган (сумки-патронташи) . [27]
Племена Восточного Леса
[ редактировать ]Народы инну , микмак , пенобскот и хауденосауни разработали и известны тем, что вышивают симметричные завитки, чаще всего из белого бисера. [28] Племена Конфедерации ирокезов практикуют вышивку бисером, при которой нити натягиваются, чтобы втиснуть бусины в барельеф , что создает трехмерный эффект. [29] [30]
Юго-восточные племена
[ редактировать ]Юго-восточные племена стали пионерами стиля вышивки бисером, в котором используются изображения с белыми контурами, что является визуальной отсылкой к ракушкам и жемчугу, которые жители прибрежного юго-востока использовали до контакта. [31] Этот стиль был почти утерян во время « Следа слез» , так как многие мастера по бисероплетению погибли во время их принудительного переселения на территорию Индии к западу от реки Миссисипи . Однако Роджер Амерман ( чокто , брат Маркуса Амермана ) и Марта Берри ( чероки ) эффективно возродили этот стиль. [31]
Племена Сьерра-Мадре
[ редактировать ]Общины уичоль в мексиканских штатах Халиско и Наярит прикрепляют свои бусины к предметам и поверхностям уникальным способом с помощью смеси смолы и пчелиного воска (вместо проволоки или вощеной нити). [32]
Нация метисов
[ редактировать ]Метисы как народ цветочного бисероплетения были известны кри и дене из-за их культуры красочного цветочного бисероплетения и вышивки. [33] В начале 19 века европейские и североамериканские наблюдатели и путешественники часто отмечали замысловатую вышивку бисером, украшающую одежду метисов. Эта вышивка бисером, особенно цветочные узоры, превратилась в один из самых узнаваемых символов культуры метисов. Ремесленники-метисы использовали технику вышивки бисером коренных народов, а также цветочные узоры под влиянием франко-канадских монахинь в римско-католических миссиях. К 1830-м годам яркие и реалистичные цветочные мотивы доминировали в творениях метисов из региона Красной реки . Вышивка бисером украшала почти все традиционные предметы одежды метисов: от мокасин до пальто, от ремней до сумок. [34] Вышивка бисером стала жизненно важной экономической деятельностью для женщин и семей метисов, охватывающей поколения и обеспечивающей как личное, так и коммерческое самовыражение. Организации метисов, такие как Институт Луи Риэля и Институт Габриэля Дюмона, активно продвигают и сохраняют традиционное бисероплетение посредством мастер-классов и ресурсов, обеспечивая его продолжение в сообществе.
Африка
[ редактировать ]
В нескольких африканских странах за пределами Египта существуют традиции изготовления бисера. Бусины аггри (также пишутся как аггри или аггрей), разновидность украшенных стеклянных бусин, используются жителями Ганы и других стран Западной Африки для изготовления ожерелий и браслетов, которые можно обменять на другие товары. [35] Часто полагают, что эти бусины обладают магическими свойствами плодородия. В Мавритании из порошкового стекла бусины Киффа представляют собой традицию бисероплетения, которая, возможно, восходит к 1200 году нашей эры; группа женщин возродила это ремесло после того, как в 1970-х годах умерли последние традиционные ремесленники Киффа. [36] Камерунские женщины известны изготовлением деревянных скульптур, покрытых бисером. [37]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вышивка бисером» . Мерриам-Вебстер . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ Либин, Нина (1998). Плетеное кружево из бисера, техника выполнения БЕНИЛЬНОГО КРУЖЕВА . Беркли, Калифорния: LACIS. п. 112. ИСБН 0-916896-93-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дубин, Лоис Шерр (2009). История бус: от 100 000 лет до нашей эры до наших дней . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. п. 16. ISBN 978-0810951747 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скиама, Лидия Д.; Эйхер, Джоан Б. (1998). Бусы и мастера по изготовлению бус: пол, материальная культура и значение (межкультурный взгляд на женщин) . Издательство Блумсбери. стр. 1–3. ISBN 978-1859739952 .
- ^ Ди, Майкл; Венгроу, Дэвид; Шортленд, Эндрю; Стивенсон, Алиса; Брок, Фиона; Гирдланд Флинк, Лайнус; Бронк Рэмси, Кристофер (8 ноября 2013 г.). «Абсолютная хронология раннего Египта с использованием радиоуглеродного датирования и байесовского статистического моделирования» . Труды Королевского общества A: Математические, физические и технические науки . 469 (2159): 20130395. Бибкод : 2013RSPSA.46930395D . дои : 10.1098/rspa.2013.0395 . ISSN 1364-5021 . ПМЦ 3780825 . ПМИД 24204188 .
- ^ Пек, Уильям (2013). Материальный мир Древнего Египта . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107276383 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дубин, Лоис Шерр (2010). Всемирная история бисера: древняя, этническая, современная . Темза и Гудзон. ISBN 9780500515006 .
- ^ Дубин, Лоис Шерр (2009). История бус: от 100 000 лет до нашей эры до наших дней . Нью-Йорк: Абрамс. п. 463. ИСБН 978-0810951747 .
- ^ Гиттлен, Ариэла (16 февраля 2018 г.). «6 художников, превращающих бусины в завораживающие произведения искусства» . Артистичный . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Стил, Мередит (23 мая 2019 г.). «Пейот Стич: Краткая история» . Переплетение . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ "Украинские народные украшения из бисера" . Музей Ивана Гончара . Retrieved 17 марта 2024 .
- ^ Келлер, Дэниел; Прайс, Дженнифер; Джексон, Кэролайн (2014). Соседи и преемники Рима: традиции производства и использования стекла в Европе и на Ближнем Востоке в конце I тысячелетия нашей эры . Книги Оксбоу. стр. 1–41. ISBN 978-1-78297-398-0 .
- ^ «Головной убор Натальи де Шабельской» . Мет-музей . Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Курц, Розмари (16 февраля 2008 г.). «Французское изготовление цветов из бисера — винтажное ремесло снова в новинке» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Харпстер, Лорен (31 августа 2018 г.). «Что такое французский бисероплетение?» . Бусина и цветок . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ Никоненко Дмитрий; Яцук, Олег; Гуидорзи, Лаура; Ло Джудиче, Алессандро; Танселла, Франческа; Чезарео, Людовика Пиа; Соррентино, Джузи; Давид, Патриция; Гульмини, Моника; Ре, Алессандро (13 ноября 2023 г.). «Стеклянные бусы из скифской могилы на острове Хортица (Запорожье, Украина): взгляд на изготовление бус с помощью 3D-изображений» . Наука о наследии . 11 (1): 238. дои : 10.1186/s40494-023-01078-0 . ISSN 2050-7445 .
- ^ unesdoc.unesco.org https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000050736 . Проверено 10 марта 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ "Знакомство с украинским бисероплетением - Силянки - Мастерская" . Украинская культурная ассоциация Огайо Inc. Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Украинские ожерелья | Украинские рецепты» . 25 ноября 2019 года . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Индейское искусство – вышивка бисером и корзинками чероки» . Nativeamerican-art.com . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ Чероки, Восточная группа. «Вышивка бисером и узоры для вышивки бисером в Индии чероки | Чероки, Северная Каролина» . Чероки, Северная Каролина . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ Дубин, стр. 170–171.
- ^ Лопес, Антонио (август 2000 г.). «Сосредоточьтесь на местных художниках | Тери Гривз» . Юго-западный художественный журнал . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Берло и Филлипс, с. 32
- ^ Индик, Дотти (май 2001 г.). «Родное искусство | Джейми Окума» . Юго-западный художественный журнал . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Дубин, с. 50
- ^ Дубин, с. 218
- ^ Берло и Филлипс, с. 146
- ^ Хоффман, Карен Энн (декабрь 2018 г.). «Жизнь Висконсина, вышивка бисером ирокезов» . Висконсинские коренные народы . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 года.
- ^ Берло и Филипс, с. 151
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берло и Филлипс, с. 87
- ^ Хиллман, Пол. «Сеть жизни уичоли: творение и молитва | Урок второй: джикары, кукус и семена» . Обмен ресурсами общественного искусства . Музей бисера. Архивировано из оригинала 18 мая 2008 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ «Материальная культура» . Атлас коренных народов Канады . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ «Вышивка бисером» . Виртуальный музей истории и культуры метисов . Институт Габриэля Дюмона . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Куиггин, А. Хингстон (1949). Обзор примитивных денег . Лондон: Methuen & Co Ltd., стр. 36–44.
- ^ Саймак, Э. «Мавританские бусины киффа из порошкового стекла». Орнамент . 5 (29): 60–63.
- ^ ЛаДьюк, Бетти. (1997). Африка: женское искусство, женская жизнь . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. стр. 63–84. ISBN 0-86543-434-4 . ОСЛК 35521674 .
- Берло, Джанет С.; Рут Б. Филлипс (1998). Искусство коренных народов Северной Америки . Оксфордская история искусства. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-284218-3 .
- Дубин, Лоис Шерр (1999). Ювелирные изделия и украшения североамериканских индейцев: от предыстории до наших дней. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-3689-5
- Дубин, Лоис Шерр (2009). История бус: от 100 000 лет до нашей эры до наших дней . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-0810951747 .
- Бисер и вышивка бисером. (1996). В Энциклопедии североамериканских индейцев Хоутон Миффлин. Получено 27 января 2014 г. с http://search.credoreference.com/.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
