Jump to content

Луи Риель

Луи Риель
Президент Временного правительства, затем Законодательного собрания Ассинибойи.
В офисе
27 декабря 1869 г. - 24 июня 1870 г.
Член парламента
для Прованшера
В офисе
13 октября 1873 г. - 16 апреля 1874 г.
Предшественник Жорж-Этьен Картье
В офисе
13 сентября 1874 г. - 25 февраля 1875 г.
Преемник Эндрю Баннатайн
Личные данные
Рожденный ( 1844-10-22 ) 22 октября 1844 г.
Святой Бонифаций , Колония Ред-Ривер, Земля Руперта
Умер 16 ноября 1885 г. (1885-11-16) (41 год)
Регина , Северо-Западные территории, Канада
Супруг
Маргарита Моне, известная как Бельюмор
( м. 1881)
Дети 2
Подпись

Луи Риель ( / ˈ l i r i ˈ ɛ l / ; Французский: [lwi ʁjɛl] ; 22 октября 1844 — 16 ноября 1885) — канадский политик, основатель провинции Манитоба и политический лидер народа метисов . Он возглавил два движения сопротивления против правительства Канады и ее первого премьер-министра Джона А. Макдональда . Риэль стремился защитить права и идентичность метисов, поскольку Северо-Западные территории постепенно перешли под сферу влияния Канады.

Первым движением сопротивления, возглавляемым Риэлем, было Сопротивление Ред-Ривер 1869–1870 годов. созданное Временное правительство, Риэлем, в конечном итоге согласовало условия, на которых новая провинция Манитоба вошла в состав Канадской Конфедерации . Однако, оказывая сопротивление, Риэль казнил канадского националиста Томаса Скотта . Вскоре Риэль сбежал в Соединенные Штаты, чтобы избежать судебного преследования. Он трижды избирался членом Палаты общин , но, опасаясь за свою жизнь, так и не занял свое место. За эти годы изгнания он пришел к убеждению, что является избранным Богом лидером и пророком. Он женился в 1881 году, находясь в изгнании на территории Монтаны .

обратились к Риэлю с просьбой В 1884 году лидеры метисов Саскачевана помочь разрешить давние претензии к канадскому правительству. Он вернулся в Канаду и возглавил вооруженный конфликт с правительственными силами: Северо-Западное восстание 1885 года. Потерпев поражение в битве при Баточе , Риэль был заключен в тюрьму в Регине, где был осужден на суде по обвинению в государственной измене . Несмотря на протесты, призывы народа и призыв присяжных к помилованию, Риэль был казнен через повешение . считали Риэля героической жертвой Французские канадцы ; его казнь оказала длительное негативное влияние на Канаду, поляризовав новую нацию по этнорелигиозному признаку. Метисы были маргинализированы в провинциях Прерий большинством, в котором все больше доминировали англичане. Долгосрочным эффектом этих действий стало горькое отчуждение, которое испытали франкоязычные жители Канады, и их гнев против репрессий со стороны своих соотечественников. [1]

Историческая репутация Риэля уже давно поляризована между его изображениями как опасного религиозного фанатика и мятежника, выступающего против канадской нации, и, напротив, как харизматического лидера, стремящегося защитить свой народ метисов от несправедливых посягательств со стороны федерального правительства, стремящегося дать оранжистам-оранжистам преобладал приоритетный доступ поселенцев Онтарио к земле. Риэль стал объектом самого формального организационного и академического внимания среди всех фигур в истории Канады. [2]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Луи Риэль, 14 лет

Поселение Ред -Ривер было территорией Земли Руперта, находившейся под управлением компании Гудзонова залива (HBC). В середине 19 века поселение было в основном населено метисами смешанного происхождения - коренных народов и европейцев. Их предками были по большей части шотландские и английские мужчины, женатые на женщинах кри , а франко-канадские мужчины, женившиеся на Солто (равнинные оджибве ). женщинах [3]

Луи Риль родился в 1844 году в небольшом однокомнатном доме своих бабушки и дедушки в Сен-Бонифасе, недалеко от развилки рек Красная и Сена. [4] [5] Риэль была старшей из одиннадцати детей в уважаемой местной семье. Его отец, метис франко- чипевийского происхождения, приобрел известность в этом сообществе, организовав группу, которая поддерживала Гийома Сэйера , метиса, арестованного и осужденного за оспаривание исторической торговой монополии HBC. [6] [7] Окончательное освобождение Сэйера из-за волнений со стороны группы Луи-старшего фактически положило конец монополии, и поэтому имя Риэль стало хорошо известно в районе Ред-Ривер. Его мать была дочерью Жана-Батиста Лагимодьера и Мари-Анны Габури , одной из первых белых семей, поселившихся в Ред-Ривер в 1812 году. Рили были известны своим набожным католицизмом и крепкими семейными узами. [8] [9]

Риэль начал учиться в школе в семь лет. [10] [11] а к десяти годам он посещал католические школы Св. Бонифация, в том числе школу, которой руководили французские христианские братья . [12] В тринадцать лет он привлек внимание епископа Александра Таше , который активно продвигал священство для талантливых молодых метисов. [6] В 1858 году Таше организовал для Риэля посещение Малой семинарии в Монреале . [6] Описания его в то время показывают, что он был прекрасным знатоком языков, науки и философии. [13] Будучи хорошим учеником, он в то же время был вспыльчивым, крайним в своих взглядах, нетерпимым к критике и оппозиции и не против спорить с учителями. [14]

После известия о преждевременной смерти своего отца в 1864 году Риль потерял интерес к священству и ушел из колледжа в марте 1865 года. Некоторое время он продолжал обучение в качестве дневного студента в монастыре Серых монахинь , но вскоре его попросили отпуск в связи с нарушением дисциплины. [12] В период траура Риэля по отцу он считал, что Луи Риль умер, а сам он Давид Мордехай, еврей из Марселя, и как Давид он не имел права на огромное наследство своего отца (которое, собственно, и было малоценной). Охваченный религиозным пылом, он объявил, что собирается сформировать новое религиозное движение. [14] Он оставался в Монреале больше года, живя в доме своей тети Люси Риэль. Обедневший после смерти отца, Риль устроился на работу клерком в монреальский офис Родольфа Лафламма . [6] [15] В это время у него был неудачный роман с молодой женщиной по имени Мари-Жюли Гернон. Это дошло до того, что Риэль подписал брачный контракт, но семья его невесты выступила против ее связи с метисом, и помолвка вскоре была расторгнута. Это разочарование усугублялось тем, что Риль нашел юридическую работу неприятной и к началу 1866 года решил покинуть Восточную Канаду . [12] [16] [17] Некоторые из его друзей позже говорили, что он подрабатывал случайными заработками в Чикаго , останавливаясь у поэта Луи-Оноре Фрешетта . [18] и сам писал стихи в манере Ламартина , и что он некоторое время работал клерком в Сент-Поле, Миннесота , прежде чем вернуться в поселение Ред-Ривер 26 июля 1868 года. [19]

Сопротивление Красной реки

[ редактировать ]

Большую часть населения Красной реки исторически составляли метисы и коренные народы. По возвращении Риль обнаружил, что религиозная, националистическая и расовая напряженность усугубляется притоком англоязычных протестантских поселенцев из Онтарио. Политическая ситуация также была неопределенной, поскольку продолжающиеся переговоры о передаче Земли Руперта от компании Гудзонова залива Канаде не касались политических условий передачи. [6] [20] Епископ Таше и губернатор HBC Уильям Мактавиш предупредили правительство Макдональда, что отсутствие консультаций и учета взглядов метисов спровоцирует беспорядки. [21] [22] Наконец, канадский министр общественных работ Уильям Макдугалл приказал обследовать территорию. Прибытие исследовательской группы 20 августа 1869 года усилило беспокойство среди метисов, поскольку исследование проводилось в виде сетки поселков (американская система), которая пересекала существующие участки реки Метисы. [20] [23] [24]

В конце августа Риэль в своей речи осудил опрос, а 11 октября 1869 года работа опроса была прервана группой метисов, в которую входил Риэль. [6] эта группа организовалась как « Национальный комитет метисов 16 октября » с Риэлем в качестве секретаря и Джоном Брюсом в качестве президента. [25] , контролируемый HBC, Когда Риэль был вызван в совет Ассинибойи для объяснения своих действий, он заявил, что любая попытка Канады взять на себя власть будет оспорена, если Оттава сначала не договорится об условиях с метисами. Тем не менее, Макдугалл, не владеющий двумя языками, был назначен назначенным вице-губернатором и 2 ноября попытался проникнуть в поселение. Отряд Макдугалла был остановлен возле канадско-американской границы, и в тот же день метисы во главе с Риэлем захватили форт Гарри . [26] [27] [6] [22]

6 ноября Риль пригласил англоязычных жителей принять участие в съезде вместе с представителями метисов, чтобы обсудить план действий, а 1 декабря он предложил этому съезду список прав, которые следует требовать в качестве условия союза. Большая часть населения приняла точку зрения метисов, но страстно проканадское меньшинство начало организовываться в оппозицию. [6] [22] Эту группу, свободно составленную как Канадская партия , возглавляли Джон Кристиан Шульц , Чарльз Мэр , полковник Джон Стоутон Деннис и более сдержанный майор Чарльз Бултон . [28] Макдугалл попытался утвердить свою власть, разрешив Деннису собрать отряд вооруженных людей, но англоязычные поселенцы в значительной степени проигнорировали этот призыв к оружию. Однако Шульц привлек около пятидесяти рекрутов и укрепил свой дом и магазин. Риль приказал окружить дом Шульца, и превосходящие по численности канадцы вскоре сдались и были заключены в тюрьму в Верхнем форте Гарри . [6]

Временное правительство

[ редактировать ]
Временное правительство метисов

Услышав о беспорядках, Оттава отправила к Ред-Ривер трех эмиссаров, в том числе представителя HBC Дональда Александра Смита . [29] Пока они были в пути, 8 декабря Национальный комитет метисов объявил о создании временного правительства, а 27 декабря Риэль стал его президентом. [20]

Встречи Риэля с делегацией Оттавы состоялись 5 и 6 января 1870 года. Когда они оказались безрезультатными, Смит решил изложить свою точку зрения на публичном форуме. После больших встреч 19 и 20 января Риль предложил сформировать новый съезд, поровну разделенный между франкоязычными и англоязычными поселенцами, для рассмотрения предложений Смита. 7 февраля новый список прав был представлен делегации Оттавы, и Смит и Риель согласились направить представителей в Оттаву для участия в прямых переговорах на этой основе. [6] Временное правительство, созданное Луи Риэлем, издавало собственную газету под названием «Новая нация» и учредило Законодательное собрание Ассинибойи для принятия законов. [30] Законодательное собрание Ассинибойи было первым избранным правительством в поселении Ред-Ривер и функционировало с 9 марта по 24 июня 1870 года. В собрание входило 28 избранных представителей, включая президента Луи Риэля, исполнительный совет (правительственный кабинет), генерал-адъютанта ( начальник военного штаба), главный судья и секретарь. [31]

Казнь Томаса Скотта

[ редактировать ]

Несмотря на прогресс на политическом фронте, канадская партия продолжала заговор против временного правительства. Они попытались завербовать сторонников для свержения Риэля. Однако 17 февраля они потерпели неудачу, когда сорок восемь мужчин, включая Бултона и Томаса Скотта , были арестованы возле форта Гарри. [6]

Это художественное изображение казни Скотта в Canadian Illustrated News было «задумано в контексте обострения партийной принадлежности» и «помогло разжечь настроения против метисов». [32]

Бултона судил трибунал, возглавляемый Амбруазом-Дидимом Лепином, и приговорил его к смертной казни за вмешательство в дела временного правительства. [33] [34] Он был помилован, но Скотт истолковал это как слабость метисов, к которым он относился с открытым презрением. [6] После того как Скотт неоднократно ссорился со своими охранниками, они настояли на том, чтобы его судили за неподчинение. На военном трибунале он был признан виновным и приговорен к смертной казни. Риэля неоднократно умоляли смягчить приговор, но Риэль ответил: «С тех пор, как я начал, я сделал три хороших дела: по вашему требованию я сохранил жизнь Бултону, я простил Гэдди, и теперь я застрелю Скотта». [35]

Вскоре 4 марта Скотт был расстрелян метисами. [36] Мотивы Риэля стали причиной множества спекуляций, но его оправданием было то, что он считал необходимым продемонстрировать канадцам, что к метисам следует относиться серьезно. Протестантская Канада обратила на это внимание, поклялась отомстить и создала движение « Канада прежде всего », чтобы мобилизовать свой гнев. [37] [32] Биограф Риля Льюис Томас отметил, что «как говорили люди тогда и позже, это была величайшая политическая ошибка Риэля». [6]

Создание Манитобы и экспедиция Уолсли

[ редактировать ]

Делегаты, представляющие временное правительство, прибыли в Оттаву в апреле. Хотя первоначально они столкнулись с юридическими трудностями, возникшими в результате казни Скотта, вскоре они вступили в прямые переговоры с Макдональдом и Жоржем-Этьеном Картье . Стороны согласовали некоторые требования из списка прав, включая языковые, религиозные и земельные права (за исключением права собственности на государственные земли). Это соглашение легло в основу Закона о Манитобе , который официально признал Манитобу в состав Канадской конфедерации; Законодательное собрание Ассинибойи единогласно поддержало присоединение. Однако переговорщикам не удалось добиться всеобщей амнистии временному правительству; Картье считал, что это вопрос к британскому правительству. [6] [38]

В качестве средства осуществления канадской власти в поселении и сдерживания американских экспансионистов ​​​​канадская военная экспедиция под командованием полковника Гарнета Уолсли к Ред-Ривер была отправлена . Хотя правительство назвало это «мирным поручением», Риль узнал, что элементы канадской милиции, участвовавшие в экспедиции, намеревались его линчевать . [6]

Прошедшие годы

[ редактировать ]

Вопрос об амнистии

[ редактировать ]

Лишь 2 сентября 1870 года прибыл новый вице-губернатор Адамс Джордж Арчибальд и приступил к созданию гражданского правительства. [39] Без амнистии и из-за того, что канадская милиция угрожала его жизни, Риль сбежал в безопасное место миссии Святого Иосифа через границу Канады и США на территории Дакота . [40] Результаты первых провинциальных выборов в декабре 1870 года были многообещающими для Риля, поскольку к власти пришли многие его сторонники. Тем не менее, стресс и финансовые проблемы спровоцировали серьезное заболевание — возможно, предвестник его будущих психических расстройств, — которое помешало ему вернуться в Манитобу до мая 1871 года. [6]

Луи Риль около 1875 года.

Поселение теперь столкнулось с возможной угрозой со стороны трансграничных набегов фенийцев, координируемых его бывшим соратником Уильямом Бернардом О'Донохью . [41] В октябре Арчибальд призвал к оружию и заверил Риэля, что, если он примет участие, его не арестуют. Риэль организовал несколько рот метисов для защиты Манитобы. Когда Арчибальд проводил смотр войск в Сен-Бонифацие, он сделал важный жест, публично пожав руку Риэлю, давая понять, что сближение произошло. [42] [41] [6]

Когда эта новость достигла Онтарио, Мэйр и члены движения «Канада прежде всего» усилили настроения против Риэля (и против Арчибальда). В связи с приближающимися федеральными выборами в 1872 году Макдональд не мог позволить себе дальнейшего раскола в отношениях Квебека и Онтарио, поэтому он не предложил амнистию. Вместо этого он незаметно договорился с Таше, чтобы тот предложил Риэлю взятку в размере 1000 канадских долларов за то, чтобы он оставался в добровольном изгнании. К этому были добавлены дополнительные 600 фунтов стерлингов от Смита на уход за семьей Риэля. [43] [6]

Тем не менее, к концу июня Риэль вернулся в Манитобу, и вскоре его убедили баллотироваться в качестве члена парламента от избирательного округа Прованшер . Однако после поражения в начале сентября Жоржа-Этьена Картье в его домашней поездке в Квебеке Риль остался в стороне, чтобы Картье - официально выступавший за амнистию Риэля - мог обеспечить себе место в Прованшере. Картье победил единогласно, но надежды Риля на быстрое решение вопроса об амнистии рухнули после смерти Картье 20 мая 1873 года. На последующих дополнительных выборах в октябре 1873 года Риль не встретил сопротивления как независимый кандидат, хотя он снова бежал, ордер на его арест был выдан в сентябре. Лепину не так повезло; он был схвачен и предстал перед судом. [6] [44]

Риэль отправился в Монреаль и, опасаясь ареста или убийства, колебался относительно того, стоит ли ему попытаться занять свое место в Палате общин Эдвард Блейк , премьер-министр Онтарио , объявил награду в 5000 долларов за его арест. [45] [6] Риэль был единственным членом парламента, который не присутствовал на великих дебатах о тихоокеанском скандале 1873 года, которые привели к отставке правительства Макдональда в ноябре. либералов Лидер Александр Маккензи стал временным премьер-министром , и в январе 1874 года были проведены всеобщие выборы. Хотя либералы под руководством Маккензи сформировали новое правительство, Риль легко сохранил свое место. Формально Риэль должен был хотя бы один раз расписаться в регистрационной книге после своего избрания, и он сделал это под прикрытием в конце января. Тем не менее, он был исключен из списков по предложению, поддержанному Шульцем, который стал депутатом от избирательного округа Лисгар . Риэль снова одержал победу на дополнительных выборах и снова был исключен. [46] [6] [47]

Изгнание и психические заболевания

[ редактировать ]

В этот период Риэль жил у отцов Облатов в Платтсбурге , штат Нью-Йорк , которые познакомили его с приходским священником Фабьеном Мартином дит Барнабе в соседней деревне Кизвилл . Именно здесь он получил известие о судьбе Лепина: после суда по делу об убийстве Скотта, начавшегося 13 октября 1874 года, Лепин был признан виновным и приговорен к смертной казни. Это вызвало возмущение в сочувствующей квебекской прессе, и возобновились призывы к амнистии Лепина и Риэля. Это создало серьезные политические трудности для Маккензи, которая безнадежно оказалась между требованиями Квебека и Онтарио. Однако решение нашлось, когда в январе 1875 года генерал-губернатор лорд Дафферен, действуя по своей собственной инициативе, смягчил приговор Лепину. Это открыло Маккензи возможность добиться от парламента амнистии для Риэля при условии, что он останется в изгнании на срок пять лет. [15] [6]

Во время изгнания Риэль в первую очередь интересовался религией, а не политикой. Большая часть этих новых религиозных убеждений была основана на письме поддержки от 14 июля 1875 года, которое он получил от епископа Монреаля Игнаса Бурже . Его психическое состояние ухудшилось, и после вспышки насилия он был доставлен в Монреаль, где в течение нескольких месяцев находился под опекой своего дяди Джона Ли. Но после того, как Риэль сорвал религиозную службу, Ли организовал его помещение в приют в Лонг-Пуэнт 6 марта 1876 года под вымышленным именем «Луи Р. Дэвид». [15] [6] Опасаясь раскрытия, врачи вскоре перевели его в приют Бопорт недалеко от Квебека под именем «Луи Ларошель». [48] Страдая от спорадических иррациональных вспышек, он продолжал заниматься религиозной деятельностью, сочиняя богословские трактаты с примесью христианских и иудейских идей. [6] В результате он начал называть себя «Луи Дэвид Риэль, Пророк, непогрешимый понтифик и король-священник». [49]

Тем не менее, он медленно выздоравливал и был освобожден из приюта 23 января 1878 года с предостережением вести спокойную жизнь. Он на время вернулся в Кизвилл, где завязал страстный роман с Эвелиной Мартин дите Барнабе, сестрой отца Фабьена. [6] Он попросил ее выйти за него замуж, прежде чем переехать на запад «с явным намерением утвердиться», прежде чем послать за ней; однако их переписка внезапно оборвалась. [50]

Монтана и семейная жизнь

[ редактировать ]
Жан-Луи и Мари-Анжелика Риель, дети Луи Риэля

Осенью 1878 года Риль вернулся в Сент-Пол и ненадолго навестил своих друзей и семью. Это было время быстрых перемен для метисов Красной реки: зубров , от которых они зависели, становилось все меньше, приток поселенцев постоянно увеличивался, а большая часть земли была продана недобросовестным спекулянтам землей. Как и другие метисы Ред-Ривер, покинувшие Манитобу, Риэль направился дальше на запад, чтобы начать новую жизнь. [6] Путешествуя по территории Монтаны , он стал торговцем и переводчиком в окрестностях форта Бентон . Наблюдая за пагубным воздействием алкоголя на метисов, он предпринял безуспешную попытку ограничить торговлю виски . [6]

В Пуэнт-о-Лу, Форт Бертольд , территория Дакота , 1881 год. [51] [52] он женился на молодой метис Маргарите Моне dite Bellehumeur, [6] по обычаю страны (à la façon du pays) 28 апреля, а бракосочетание состоялось 9 марта 1882 года. [12] Эвелина узнала об этом браке из газеты и написала письмо, обвинив Риэль в «позоре». [10] [50] У Маргариты и Луи должно было быть трое детей: Жан-Луи (1882–1908); Мария-Анжелика (1883–1897); и мальчик, который родился и умер 21 октября 1885 года, менее чем за месяц до повешения Риэля. [6]

Вскоре Риэль стал участвовать в политике Монтаны, а в 1882 году активно выступал от имени Республиканской партии . Он подал иск против демократа за фальсификацию результатов голосования, но затем его самого обвинили в том, что он обманным путем склонил британских подданных принять участие в выборах. В ответ Риль подал заявление на получение гражданства США и был натурализован 16 марта 1883 года. [53] Имея двоих маленьких детей, к 1884 году он остепенился и преподавал в школе миссии Святого Петра иезуитской в районе Сан-Ривер в Монтане. [6]

Северо-Западное восстание

[ редактировать ]
Риль в 1882 году

После Сопротивления Красной реки метисы отправились на запад и поселились в долине Саскачевана . Но к 1880-м годам быстрое сокращение стада буйволов привело к почти полному голоду среди коренных народов. Ситуация усугублялась сокращением государственной помощи, а также общей неспособностью Оттавы выполнить свои договорные обязательства. Метисы также были вынуждены отказаться от охоты и заняться сельским хозяйством, но этот переход сопровождался сложными проблемами, связанными с земельными претензиями, аналогичными тем, которые ранее возникли в Манитобе. Более того, на территории Саскачевана также переселялись поселенцы из Европы и восточных провинций, и у них тоже были жалобы, связанные с управлением территориями. Таким образом, практически у всех сторон были претензии, и к 1884 году англоязычные поселенцы, общины англо-метисов и метисов проводили собрания и обращались к правительству, которое в значительной степени не отвечало на запросы, о возмещении ущерба. [54] [55]

В избирательном округе Лорн 24 марта в деревне Баточе состоялось собрание южного отделения Метис , и представители проголосовали за то, чтобы попросить Риэля вернуться и представлять их дело. 6 мая на совместном собрании «Союза поселенцев» присутствовали как метисы, так и англоговорящие представители принца Альберта , в том числе Уильям Генри Джексон , поселенец Онтарио, симпатизирующий метисам и известный им как Оноре Джексон, и Джеймс Исбистер из Англо-метисы. [56] Здесь было решено послать делегацию, чтобы попросить Риэля вернуться. [55]

Возвращение Риэля

[ редактировать ]

Главой делегации в Риэле был Габриэль Дюмон , уважаемый охотник на буйволов и лидер метисов Сен-Лорана, который знал Риэля в Манитобе. [57] Джеймс Исбистер [58] был единственным делегатом англо-метисов. Риэль легко склонили поддержать их дело. Риэль также намеревался использовать новое положение влияния для преследования своих собственных земельных претензий в Манитобе. [6]

По прибытии как метисы, так и англоязычные поселенцы сформировали поначалу благоприятное впечатление о Риэле после серии речей, в которых он выступал за умеренность и аргументированный подход. В июне 1884 года лидеры равнинного кри Большой Медведь и Паундмейкер независимо формулировали свои жалобы, а затем провели встречи с Риэлем. Однако недовольство коренных жителей сильно отличалось от недовольства поселенцев, и тогда ничего не было решено. [6]

Оноре Джексон и представители других общин приступили к подготовке петиции для отправки в Оттаву. Тем временем поддержка Риэля начала ослабевать. Поскольку религиозные заявления Риэля становились все более еретическими, духовенство дистанцировалось, а отец Алексис Андре предостерег Риэля от смешивания религии и политики. Кроме того, в ответ на взятки со стороны вице-губернатора территории и комиссара по Индии Эдгара Дьюдни местные англоязычные газеты заняли редакционную позицию, критикующую Риэля. [6]

Тем не менее работа продолжалась, и 16 декабря Риль направил петицию комитета правительству вместе с предложением отправить делегатов в Оттаву для участия в прямых переговорах. Получение петиции было подтверждено Жозефом-Адольфом Шапло , государственным секретарем Макдональда, хотя сам Макдональд позже отрицал, что когда-либо видел ее. [6] К тому времени многие первые последователи ушли; только 250 человек остались в Баточе, когда он пал в мае 1885 года. [59]

Пока Риль ждал новостей из Оттавы, он подумывал о возвращении в Монтану, но к февралю решил остаться. Не имея продуктивного образа действий, Риэль начал заниматься навязчивой молитвой и переживал значительный рецидив своего умственного возбуждения. Это привело к ухудшению его отношений с католическим духовенством, поскольку он публично поддерживал все более еретическое учение. [6]

11 февраля 1885 г. был получен ответ на прошение. Правительство предложило провести перепись населения Северо-Западных территорий и сформировать комиссию по расследованию жалоб. Это разозлило фракцию метисов, которые сочли это простой тактикой отсрочки; они предпочитали немедленно взяться за оружие. Риэль стал лидером этой фракции, но потерял поддержку почти всех англоязычных и англо-метисов, а также католической церкви. [12] Он также потерял поддержку фракции метисов, поддерживающей местного лидера Чарльза Нолина . [60] Но Риль, несомненно, под влиянием своих мессианских заблуждений, [61] стал все более поддерживать этот курс действий. Разочарованные статус-кво и под влиянием харизмы и красноречивой риторики Риэля, сотни метисов остались верными Риэлю, несмотря на его заявления о том, что епископа Игнаса Бурже следует принять в качестве Папы и что «Рим пал». [6] [48]

Открытое восстание

[ редактировать ]

Временное правительство Саскачевана было провозглашено в Баточе 19 марта, в котором Риэль стал политическим и духовным лидером, а Дюмон взял на себя ответственность за военные дела. [55] [62] [6] Риэль сформировала совет под названием Эксоведат ( неологизм, означающий «те, кто выбрал из стада»). [6] 21 марта эмиссары Риля потребовали, чтобы Крозье сдал форт Карлтон . [62] 26 марта, проводя разведку возле Дак-Лейк, отряд под предводительством Габриэля Дюмона неожиданно наткнулся на отряд из форта Карлтон. В последовавшей за этим битве при Дак-Лейк полиция была разгромлена, и Северо-Западное восстание началось всерьез. [62] [12]

Почти завершение строительства Канадско-Тихоокеанской железной дороги позволило войскам из восточной Канады быстро прибыть на территорию. [63] Зная, что он не сможет победить канадцев в прямой конфронтации, Дюмон надеялся заставить канадцев пойти на переговоры, приняв участие в длительной кампании партизанской войны ; Дюмон добился скромного успеха в этом направлении в битве при Фиш-Крик 24 апреля 1885 года. [64] Риэль, однако, настаивал на концентрации сил в Баточе для защиты своего «города Бога». [6] Исход последовавшей битвы при Баточе , проходившей с 9 по 12 мая. [54] никогда не вызывал сомнений, и 15 мая растрепанный Риль сдался канадским войскам. [6] Хотя силам Большого Медведя удалось продержаться до битвы при Лун-Лейк 3 июня, [65] Восстание было печальным провалом для коренных народов. [54]

Луи Риэль дает показания на суде
Здание суда Регины, 1884 г.

Несколько человек, тесно связанных с правительством, потребовали, чтобы суд был проведен в Виннипеге в июле 1885 года. Некоторые историки утверждают, что суд был перенесен в Регину из-за опасений по поводу возможности присутствия этнически смешанного и симпатизирующего присяжным. [66] Премьер-министр Макдональд приказал провести судебный процесс в Реджайне , где Риэля судили перед присяжными из шести англоязычных протестантов. Суд начался 20 июля 1885 года. [6]

Во время суда Риэль произнес две длинные речи, защищая свои действия и подтверждая права метисов. Он отверг попытку своих адвокатов доказать, что он невиновен по причине невменяемости . Присяжные признали его виновным, но рекомендовали помиловать; тем не менее, судья Хью Ричардсон приговорил его к смертной казни 1 августа 1885 года, причем дата его казни первоначально была назначена на 18 сентября 1885 года. [6] «Мы судили Риэля за государственную измену, — сказал позже один из присяжных, — и его повесили за убийство Скотта». [67] Льюис Томас отмечает, что «поведение правительства по этому делу должно было быть пародией на правосудие». [6]

Исполнение

[ редактировать ]

Бултон пишет в своих мемуарах, что по мере приближения даты казни Риэль сожалел о своем несогласии с защитой безумия и тщетно пытался предоставить доказательства того, что он не в здравом уме. [49] [68] Просьбы о пересмотре дела, ходатайства о смягчении приговора и апелляция в Судебный комитет Тайного совета Великобритании были отклонены. [6] Известно, что Джон А. Макдональд, который сыграл важную роль в поддержании приговора Рилу, сказал: «Он будет повешен, хотя каждая собака в Квебеке будет лаять в его пользу» (хотя достоверность этой цитаты сомнительна). [69]

Перед казнью Риэль принял отца Андре своим духовным наставником. Ему также предоставили письменные принадлежности и разрешили переписываться с друзьями и родственниками. [70] Луи Риль был повешен за государственную измену 16 ноября 1885 года в казармах Северо-Западной конной полиции в Регине. [71]

Надгробие Риэля в соборе Святого Бонифация в Виннипеге

Бултон пишет о последних моментах жизни Риэля:

Отец Андре, объяснив Риэлю, что конец близок, спросил его, в мире ли он с мужчинами. Риэль ответила «Да». Следующий вопрос был: «Прощаете ли вы всех своих врагов?» "Да." Затем Риэль спросила его, может ли он говорить. Отец Андре посоветовал ему не делать этого. Затем он получил поцелуй мира от обоих священников, и отец Андре воскликнул по-французски: « Alors, allez au ciel! », что означает «Итак, отправляйтесь в рай!» [72]

... Последними словами [Риэля] было попрощаться с доктором Джуксом и поблагодарить его за доброту, и незадолго до того, как белый колпак был натянут на его лицо, он сказал: « Remerciez Madame Forget » . Забывать". [73]

Шапку сняли, и пока он молился, ловушку вытащили. Смерть не была мгновенной. Пульс Луи Риэля прекратился через четыре минуты после падения люка, и все это время веревка на его шее медленно душила его до смерти. Тело должно было быть похоронено внутри виселицы, и захоронение было начато, но от вице-губернатора поступил приказ передать тело шерифу Шапло, что и было сделано той же ночью. [73]

После казни тело Риэля было возвращено в дом его матери в Сент-Витале , где оно и хранилось. 12 декабря 1886 года его останки были захоронены на погосте собора Святого Бонифация после совершения заупокойной мессы . [12]

Суд и казнь Риэля вызвали ожесточенную и продолжительную реакцию, которая на протяжении десятилетий сотрясала канадскую политику. Провинции как поддержали, так и выступили против казни. Например, консервативный Онтарио решительно поддержал казнь Риэля, но Квебек был категорически против этого. Франкоязычные жители были расстроены повешением Риля, поскольку считали его казнь символом англоязычного доминирования в Канаде. Оранжевые ирландские протестантские элементы в Онтарио потребовали казни в качестве наказания за измену Риля и казнь Томаса Скотта в 1870 году. В Квебеке политик Оноре Мерсье пришел к власти, мобилизовав оппозицию в 1886 году. [15] [74] [75]

Историография

[ редактировать ]
Марка Канады 1970 года с изображением Луи Риэля

Историки так часто и страстно обсуждали дело Риэля, что о нем пишут больше всего в истории Канады. [76] Интерпретации существенно менялись с течением времени. Первые любительские англоязычные истории прославляли триумф цивилизации, представленной англоговорящими протестантами, над дикостью, представленной метисами-полукровками, которые были католиками и говорили по-французски. Риэль изображался безумным предателем и препятствием на пути экспансии Канады на Запад. [77] [78]

К середине 20-го века академические историки отказались от темы дикости и цивилизации, преуменьшили значение метисов и сосредоточились на Риэле, представив его казнь как главную причину горького разделения в Канаде по этнокультурным и географическим линиям религии и языка. У. Л. Мортон говорит о казни, что она «переломила курс национальной политики на следующее десятилетие»: она была хорошо принята в Онтарио, особенно среди оранжистов , но франкоязычный Квебек защищал Риэля как «символ, а точнее, как героя своей расы». . [79] Мортон пришел к выводу, что некоторые позиции Риля были оправданы, но «они не представляли собой программу практического содержания, которую правительство могло бы предоставить, не изменяя своим обязанностям». [80] Дж. М. Бамстед в 2000 году сказал, что для историка Манитобы Джеймса Джексона убийство Скотта - «возможно, результат зарождающегося безумия Риля - было большим пятном на достижениях Риэля, лишив его надлежащей роли отца Манитобы». [81] Католическое духовенство первоначально поддерживало метисов, но изменило свою позицию, когда осознало, что Риэль возглавляет еретическое движение. Они позаботились о том, чтобы его не чествовали как мученика. [82] Однако духовенство потеряло свое влияние во время « Тихой революции» , и активисты Квебека нашли в Риэле идеального героя с имиджем борца за свободу, который встал на защиту своего народа против репрессивного правительства перед лицом широко распространенного расистского фанатизма. Метисы, франко-канадцы и другие канадские меньшинства сделали его народным героем. Активисты, выступавшие за насилие, поддержали его образ; В 1960-х годах квебекская террористическая группа « Фронт освобождения Квебека» приняла имя «Луи Риэль» для одной из своих террористических ячеек . [83]

По всей Канаде возникла новая интерпретация реальности его восстания, согласно которой у метисов были серьезные нерешенные проблемы; что правительство действительно не реагировало; что Риэль выбрала насилие лишь в качестве крайней меры; и он предстал перед сомнительным судом, а затем был казнен мстительным правительством. [84] Джон Фостер сказал в 1985 году, что «изменение интерпретации за последние полвека ... стало свидетелем все более резкого, хотя зачастую и некритического осуждения виновности канадского правительства и столь же некритического отождествления с «виктимизацией» «невинных» метисов». [85] Однако политолог Томас Фланаган изменил свои взгляды после редактирования работ Риля: он утверждал, что «недовольство метисов было, по крайней мере частично, их собственным делом», что насильственный подход Риэля был ненужным, учитывая реакцию правительства на его первоначальную «конституционную агитацию», и «что он получил на удивление справедливое судебное разбирательство». [84]

В статье Дуга Орама, опубликованной в Canadian Historical Review в 1982 году, говорится, что Риэль стал «канадским народным героем», даже «мифическим» в английской Канаде, что соответствует объявлению Баточе национальным историческим местом и составлению его сочинения. [86] Этот сборник состоял из трех томов писем, дневников и других прозаических произведений; четвертый том его стихов; и пятый том, содержащий справочные материалы. [87] Эта работа, отредактированная Джорджем Стэнли , Раймоном Юэлем, Жилем Мартелем, Томасом Фланаганом и Гленом Кэмпбеллом, «дала возможность всесторонне задуматься о жизни Риэля и его достижениях», но также подверглась критике за некоторые редакционные решения. [88] В своей речи в 2010 году Беверли Маклахлин , тогдашний председатель Верховного суда Канады , охарактеризовала Риэля как бунтовщика по стандартам того времени, но патриота, «рассматриваемого через нашу современную призму». [89]

Наследие

[ редактировать ]

Все запрошенные метисами Саскачевана земельные гранты были предоставлены правительством к концу 1887 года. [90] и правительство повторно обследовало участки реки Метис в соответствии с их пожеланиями. [91] Однако большая часть земли вскоре была куплена спекулянтами, которые впоследствии получили от нее огромную прибыль. [92] Худшие опасения Риэля оправдались: после неудавшегося восстания французский язык и римско-католическая религия столкнулись с растущей маргинализацией как в Саскачеване, так и в Манитобе, примером чего являются разногласия вокруг школьного вопроса Манитобы . [93] Сами метисы все чаще были вынуждены жить в трущобах на нежелательных землях. [94] Саскачеван стал провинцией только в 1905 году. [95]

Казнь Риэля и отказ Макдональда смягчить приговор вызвали длительные разногласия в Квебеке. Оноре Мерсье воспользовался этим недовольством, чтобы воссоздать Национальную партию . Эта партия, которая продвигала квебекский национализм , получила большинство на выборах в Квебеке 1886 года . [96] [97] На федеральных выборах 1887 года федеральные либералы также добились значительных успехов. Это привело к победе Либеральной партии под руководством Уилфрида Лорье на федеральных выборах 1896 года , что, в свою очередь, подготовило почву для доминирования Либеральной партии в канадской федеральной политике (особенно в Квебеке) в 20 веке. [98] [6]

С 1980-х годов многие федеральные политики внесли частные законопроекты о помиловании Риэля или признании его отцом Конфедерации . [99] В 1992 году Палата общин приняла резолюцию, признающую «уникальную и историческую роль Луи Риэля как основателя Манитобы и его вклад в развитие Конфедерации». [100] [99] CBC «Величайший канадский» поставил Риэля на 11-е место среди «Величайших канадцев». По итогам общественного голосования проект [101]

19 февраля 2024 года Риэль был официально признан первым премьер-министром Манитобы на основании Закона Луи Риэля . [102]

Памятники

[ редактировать ]

В 2007 году правительство провинции Манитоба проголосовало за признание Дня Луи Риэля провинциальным праздником, отмечаемым в третий понедельник февраля. [103] [104]

Две статуи Риэля расположены в Виннипеге. Одна из этих статуй, работа архитектора Этьена Габури и скульптора Марсьена Леме , изображает Риэля обнаженной и замученной фигурой. Он был открыт в 1971 году и простоял на территории Законодательного здания Манитобы 23 года. После большого протеста (особенно со стороны сообщества метисов) по поводу того, что статуя представляет собой недостойное искажение фактов, статую сняли и поместили в Университете Сен-Бонифас . [105] [106] Его заменили статуей Луи Риэля, созданной Мигелем Жоялем, изображающей Риэля как достойного государственного деятеля. Церемония открытия состоялась 12 мая 1996 года в Виннипеге. [107] [106] Статуя Риэля на территории Законодательного здания Саскачевана в Реджайне была установлена, а затем снята по тем же причинам. [108]

Во многих населенных пунктах Канады Риель упоминается в названиях улиц, школ, кварталов и других зданий. Примеры в Виннипеге включают знаменитый пешеходный мост Эспланада Риель, соединяющий старый Сен-Бонифас с центром Виннипега , [109] и школьное отделение Луи Риэля . [110] Студенческий центр Университета Саскачевана в Саскатуне назван в честь Риэля, как и Тропа Луи Риэля . [111] Школы имени Луи Риэля есть в четырех крупных канадских городах: Калгари , Монреале , Оттаве и Виннипеге. [112] [113] [114] [115]

Изображения роли Риэля в Сопротивлении Красной реки включают CBC телевизионный фильм 1979 года «Риэль». [116] и канадского карикатуриста Честера Брауна знаменитый графический роман 2003 года «Луи Риэль: Биография из комиксов» . [117] Опера о Риэле под названием « Луи Риэль» была заказана к празднованию столетия Канады в 1967 году; он был написан Гарри Сомерсом с английским и французским либретто Мавора Мура и Жака Лангирана . [118]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бамстед 1992 , с. XIII, 31
  2. ^ Бамстед, Дж. М. (1987). «Махди Западной Канады: Льюис Риель и его документы». Бобер . 67 (4): 47–54.
  3. ^ Бамстед, Дж. М.; Смит, Джули (25 марта 2015 г.). «Колония Красной реки» . Канадская энциклопедия .
  4. ^ Хамон 2019 , с. 32
  5. ^ Плата, Дайан (1980). Семья Риель: Дом и образ жизни в Сен-Витале, 1860–1910 (PDF) (Отчет). Парки Канады. п. 32. Отчет № 379.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как Томас, Льюис Х. (2016) [1982]. «Риэль, Луи (1844–85)» . Словарь канадской биографии . Том. 11.
  7. ^ Мортон, WL (1976). «Риэль, Луи (1817–64)» . Словарь канадской биографии . Том. 9.
  8. ^ Стэнли 1963 , стр. 13–20.
  9. ^ Хамон 2019 , с. 30
  10. ^ Jump up to: а б Митчелл, Вирджиния (1 февраля 1952 г.). «Загадка Луи Риэля. Часть 1» . Маклина . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года.
  11. ^ Голдсборо, Гордон (16 февраля 2020 г.). «Луи «Давид» Риель (1844–1885)» . Памятные жители Манитобы . Историческое общество Манитобы.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Луи Риель – Одна жизнь, одно видение» (PDF) . Историческое общество Сен-Бонифас / Центр наследия. 2020 . Проверено 8 декабря 2020 г.
  13. ^ Стэнли 1963 , стр. 26–28.
  14. ^ Jump up to: а б Марксон, ER (1965). «Жизнь и смерть Луи Риэля. Исследование судебной психиатрии. Часть 1 - Психоаналитический комментарий» . Журнал Канадской психиатрической ассоциации . 10 (4): 246–252. дои : 10.1177/070674376501000404 . ПМИД   14341671 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Стэнли, Джордж Ф.Г.; Годри, Адам (9 мая 2016 г.). «Луи Риэль» . Канадская энциклопедия .
  16. ^ Стэнли 1963 , с. 33
  17. ^ «Луи Риэль» . Метисы нации Онтарио. 2006. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 года.
  18. ^ Стэнли и др. 1985 , стр. xxv и xxvi, Предисловие Стэнли: «Однако опыт Фречетта [в Чикаго] остается под вопросом».
  19. ^ Стэнли 1963 , стр. 13–34.
  20. ^ Jump up to: а б с Бамстед, Дж. М.; Фут, Ричард (22 ноября 2019 г.). «Восстание на Красной реке» . Канадская энциклопедия .
  21. ^ Дорге, Лайонел (1969). «Епископ Таче и Конфедерация Манитобы, 1969–1970» . Операции МГС . 3 (26).
  22. ^ Jump up to: а б с Бродбек, Том (13 декабря 2019 г.). «Сделка Риэля» . Виннипегская свободная пресса .
  23. ^ Прочтите, Колин (1982). «Восстание на Ред-Ривер и Дж. С. Деннис,« лейтенант и хранитель мира » » . История Манитобы (3).
  24. ^ Прочтите, Колин (1982). «Деннис, Джон Стоутон (1820–1885)» . Словарь канадской биографии . Том. 11.
  25. ^ «Сопротивление Красной реки» . Атлас коренных народов Канады . Проверено 6 апреля 2021 г.
  26. ^ «Луи Риэль» . От моря до моря . ЦБК. 2001 . Проверено 4 апреля 2021 г.
  27. ^ «Казнь Томаса Скотта» . От моря до моря . ЦБК. 2001 . Проверено 4 апреля 2021 г.
  28. ^ Митчелл, Росс (1960). «Джон Кристиан Шульц, доктор медицины – 1840–1896» . Театрализованное представление Манитобы . 5 (2).
  29. ^ Рефорд, Александр (1998). «Смит, Дональд Александр, 1-й барон Страткона и Маунт-Рояль» . Словарь канадской биографии . Том. 14.
  30. ^ «Местные законы». Новая Нация . Том. 1, нет. 18. 15 апреля 1870 г. с. 3.
  31. ^ «Законодательное собрание Ассинибойи» . Отношения коренных народов и Севера . Проверено 6 марта 2021 г.
  32. ^ Jump up to: а б Дик, Лайл (2004–2005). «Национализм и визуальные медиа в Канаде: дело о казни Томаса Скотта» . История Манитобы . 48 (осень/зима): 2–18.
  33. ^ Салхани 2020 , с. 25
  34. ^ Беланжер, Клод (2007). «Убийство Томаса Скотта» . Энциклопедия истории Квебека . Марианополисский колледж.
  35. ^ Бултон 1985 , с. 51
  36. ^ Бамстед 2000 , с. 3
  37. ^ Анастакис 2015 , с. 27
  38. ^ Бергер, Томас (2015). «Решение Манитобы о метисах и использование истории» . Юридический журнал Манитобы . 38 (1): 1–28. дои : 10.29173/mlj920 .
  39. ^ Боулз, Ричард С. (1968). «Адамс Джордж Арчибальд, первый вице-губернатор Манитобы» . Операции МГС . 3 (25).
  40. ^ Хуэль 2003 , с. 117
  41. ^ Jump up to: а б Свон, Рут; Джером, Эдвард А. (2000). « Неравное правосудие: Метисы в рейде О'Донохью 1871 года» . История Манитобы (39 весна/лето).
  42. ^ Бродбек, Том (10 июля 2020 г.). «Метисы вступились за Корону, но на них напали из-за своих проблем» . Виннипегская свободная пресса .
  43. ^ Белый 2011 , стр. 150–151
  44. ^ «Отношения с коренными народами и метисами» . Словарь канадской биографии . Проверено 3 апреля 2021 г.
  45. ^ «Луи Риель (1844–1885): Биография» (PDF) . Виртуальный музей. Архивировано из оригинала (PDF) 31 марта 2020 года . Проверено 6 марта 2021 г.
  46. ^ Марло, Роберт; Монтпети, Камилла (2000). «Палата общин и ее члены – Примечания 351–373» . Процедура и практика Палаты общин . Парламент Канады.
  47. ^ Толтон 2011 , с. 19
  48. ^ Jump up to: а б «Переосмысление Риэля - был ли Луи Риль психически больным?» . ЦБК. 2006.
  49. ^ Jump up to: а б Литтманн, СК (1978). «Патография Луи Риэля» . Журнал Канадской психиатрической ассоциации . 23 (7): 449–462. дои : 10.1177/070674377802300706 . ПМИД   361196 .
  50. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Глен; Фланаган, Том (осень 2019 г.). «Романтические интересы Луи Риэля». История Манитобы (90): 2–12.
  51. ^ «Генеалогическое древо Луи Риэля» (PDF) . Историческое общество Сен-Бонифас / Центр наследия. 2020.
  52. ^ Плата, Дайан (1980). Семья Риель: Дом и образ жизни в Сен-Витале, 1860–1910 (PDF) (Отчет). Парки Канады, Отдел исторических исследований, Регион Прерий. Отчет о рукописи № 379. Карта на рисунке 10 указывает к востоку от устья Ривьер-о-Лайт и реки Миссури в направлении Фортов. Бертольд, территория Дакота и/или Пуэнт-о-Лу.
  53. ^ «Луи Риль (22 октября 1844 – 16 ноября 1885)» . Библиотека и архивы Канады. Архивировано из оригинала 4 мая 2007 года . Проверено 6 марта 2021 г.
  54. ^ Jump up to: а б с Бил, Боб; Маклауд, Род; Фут, Ричард (30 июля 2019 г.). «Северо-Западное восстание» . Канадская энциклопедия .
  55. ^ Jump up to: а б с «Северо-западное сопротивление 1885 года» . Атлас коренных народов Канады . Проверено 6 марта 2021 г.
  56. ^ Фланаган, Томас (1991). «Земельные претензии Луи Риэля» . История Манитобы . 21 (Весна).
  57. ^ Годри, Адам (9 сентября 2019 г.). «Габриэль Дюмон» . Канадская энциклопедия .
  58. ^ Смит, Дэвид (1998). «Исбистер, Джеймс» . Словарь канадской биографии . Том. 14.
  59. ^ Миллер 2004 , с. 44
  60. ^ Оплата, Дайан П. (1994). «Нолин, Чарльз» . Словарь канадской биографии . Том. 13.
  61. ^ Дюмонте, Моник (1994). «Очерк 16. Полемика в память о Луи Риле» . Мнемография канадская . 2 .
  62. ^ Jump up to: а б с Уэллетт, Робер-Фалькон (осень 2014 г.). «Вторая война метисов 1885 года: пример обучения унтер-офицеров и программы промежуточного лидерства» (PDF) . Канадский военный журнал . 14 (4): 54–65.
  63. ^ Фостер, Кейт; Остером, Нелле (13 февраля 2014 г.). «Изменение Риэля: Северо-Западное восстание 1885 года» . История Канады .
  64. ^ «Битва при Фиш-Крик (23 апреля 1885 г.)» (PDF) . Виртуальный музей . Проверено 6 марта 2021 г.
  65. ^ Майн, Стюарт (2006). «Северо-Западное сопротивление» . Энциклопедия Саскачевана .
  66. ^ Бассон 2008 , с. 66
  67. ^ Стэнли 1979 , с. 23
  68. ^ Бултон 1886 , с. 411
  69. ^ Белый 2011 , с. 469
  70. ^ Митчелл, Вирджиния (15 февраля 1952 г.). «Загадка Луи Риэля: Заключение» . Маклина . Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 года.
  71. ^ «Луи Риль (22 октября 1844 – 16 ноября 1885)» . Библиотека и архивы Канады . Проверено 7 марта 2021 г.
  72. ^ Бултон 1886 , с. 413
  73. ^ Jump up to: а б Бултон 1886 , с. 414
  74. ^ Стюарт 2002 , с. 156
  75. ^ Читай, Джефф; Уэбб, Тодд (2012). « Католик Махди Северо-Запада: Луи Риель и сопротивление метисов в трансатлантическом и имперском контексте». Канадский исторический обзор . 93 (2): 171–195. дои : 10.3138/chr.93.2.171 .
  76. ^ Хамон 2019 , с. 14
  77. ^ Фрэнсис, Джонс и Смит 2009 , стр. 306–307.
  78. ^ Спрэг 1988 , с. 1
  79. ^ Мортон 1963 , с. 371
  80. ^ Мортон 1963 , с. 369
  81. ^ Бамстед 2000 , с. 17
  82. ^ Перин 1990 , стр. 259.
  83. ^ Сэйвелл 1973 , с. 94
  84. ^ Jump up to: а б Фланаган 2000 , с. х
  85. ^ Фостер, Джон Э. (1985). «Обзор Риэля и восстания 1885 года, пересмотренный Томасом Фланаганом» . Ежеквартальный журнал Великих равнин . 5 (4): 259–260.
  86. ^ Орам, Дуглас (1982). «Миф о Луи Риэле». Канадский исторический обзор . 63 (3): 315–336. дои : 10.3138/CHR-063-03-01 .
  87. ^ Стэнли и др. 1985 год
  88. ^ Хамон 2019 , с. 15
  89. ^ Маклахлин, Беверли (2011). «Луи Риель: Патриот-бунтарь» (PDF) . Юридический журнал Манитобы . 35 (1): 1–13.
  90. ^ Фланаган 2000 , с. 82
  91. ^ Фланаган 2000 , с. 60
  92. ^ Робинсон, Аманда (6 ноября 2018 г.). «Метис-скрипт в Канаде» . Канадская энциклопедия .
  93. ^ Godbout 2020 , стр. 151–154.
  94. ^ «1885 – Последствия» . Наше Наследие . Проверено 4 апреля 2021 г.
  95. ^ Тэттри, Джон (3 февраля 2015 г.). «Саскачеван и Конфедерация» . Канадская энциклопедия .
  96. ^ Годбоут 2020 , с. 152
  97. ^ «Национальная партия» . Канадская энциклопедия . 19 февраля 2014 г.
  98. ^ Годбоут 2020 , с. 153
  99. ^ Jump up to: а б Рид 2008 , с. 4.
  100. ^ Фланаган 2000 , с. 179
  101. ^ «И величайший канадец всех времен…» CBC . Проверено 6 апреля 2021 г.
  102. ^ Баффи, Николь (19 февраля 2024 г.). «Риэль официально признан первым премьер-министром» . Виннипегская свободная пресса .
  103. ^ Рид 2008 , с. 5.
  104. ^ «Праздник Дня Луи Риэля (3-й понедельник февраля)» . Правительство Манитобы . Проверено 6 марта 2021 г.
  105. ^ «Статуя Луи Риэля» . Виннипегский архитектурный фонд . Проверено 4 апреля 2021 г.
  106. ^ Jump up to: а б Бауэр, Шеннон (2001). « Практические результаты»: спор о статуе Риэля в законодательном здании Манитобы» . История Манитобы . 42 (осень/зима 2001–2002 гг.).
  107. ^ «Дело частных членов относительно закона об отмене приговора Луи Дэвиду Риэлю - законопроект C297» . Дебаты Хансарда в пятницу, 22 ноября 1996 г. Палата изданий Парламента Канады. 1996.
  108. ^ Битти, Грег (зима 2003–2004 гг.). «Ким Морган: Антсее» (PDF) . Экосмическая скульптура (66): 42.
  109. ^ «Эспланада Риель в Виннипеге: великолепный мост, соединяющий людей и культуры» . Ле Коридор . Проверено 4 апреля 2021 г.
  110. ^ «Наша история: взгляд назад» . Школьное отделение Луи Риэля. 18 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
  111. ^ «Площадь Риэль открывается» . Университет Саскачевана . Проверено 4 апреля 2021 г.
  112. ^ «Школа Луи Риля» . Совет по образованию Калгари . Проверено 6 марта 2021 г.
  113. ^ «Средняя школа Луи-Риэля» . Министерство образования и высшего образования . Проверено 21 мая 2021 г.
  114. ^ «Государственная средняя школа Луи-Риэля» . Совет государственных школ Восточного Онтарио . Проверено 6 марта 2021 г.
  115. ^ «Нотр история» . Подразделение сколеров франко-манитобаина. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 24 июня 2021 г.
  116. ^ Вальц, Юджин; Плата, Диана; Ларок, Эмма (1981). «Обзор: Три вида на Риэль» . История Манитобы (1).
  117. ^ Белл 2006 , с. 166
  118. ^ Король, Бетти; Уинтерс, Кеннет (20 апреля 2017 г.). «Луи Риель (опера)» . Канадская энциклопедия .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 107746603fdbbea2331abb84641ab8c2__1721127840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/c2/107746603fdbbea2331abb84641ab8c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Louis Riel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)