Jump to content

Вопрос о школах Манитобы

Школа Вуд-Лейк, 1896 г.

Вопрос о школах Манитобы ( французский : La вопрос де écoles du Manitoba ) был политическим кризисом в канадской провинции Манитоба , который произошел в конце 19-го века, нападая на финансируемые государством отдельные школы для католиков и протестантов . Кризис был ускорен серией провинциальных законов, принятых между 1890 и 1896 годами, а еще один был принят в 1916 году. [1]

Кризис в конечном итоге распространился на национальный уровень, став одним из ключевых вопросов на федеральных выборах 1896 года и приведя к поражению консервативного правительства, находившегося у власти большую часть предыдущих тридцати лет.

Из-за тесной связи между религией и языком в то время вопрос о школах поднял более глубокий вопрос, выживет ли французский язык как язык или культура в Западной Канаде . Результатом кризиса стало то, что к 1916 году английский остался единственным официальным языком, использовавшимся в провинции до 1985 года. Поскольку французский больше не был официальным языком, его использование значительно сократилось. Более того, «Школьный вопрос», наряду с казнью Луи Риэля в 1885 году, был одним из инцидентов, которые привели к усилению франко-канадского национализма в Квебеке. [2]

Основание Манитобы (1870 г.)

[ редактировать ]

Манитоба стала первой западной провинцией, присоединившейся к Конфедерации в 1870 году. Провинция была создана в результате переговоров между Канадой и временным Ред-Ривер правительством Луи Риэля после Сопротивления/Восстания Ред-Ривер . Одним из ключевых вопросов переговоров стал вопрос контроля над образованием в новой губернии. В новой провинции оказывалось значительное давление на систему конфессиональных школ как для протестантов, так и для католиков. Несмотря на то, что этот вопрос был сформулирован как религиозный вопрос, существовал также вопрос языковой политики , поскольку в то время большинство протестантов в Манитобе были англоязычными , а большинство католиков - франкоязычными . Таким образом, религиозный контроль над образованием также связан с языком обучения. [ нужна ссылка ]

Парламентский акт, создавший провинцию, Закон Манитобы , отреагировал на эти опасения, предоставив провинции право принимать законы, касающиеся образования, а также предоставив конституционную защиту конфессиональным школьным правам, которые существовали «по закону или на практике в провинции». в Союзе». [3] Точный смысл этого положения и объем предоставляемой им конституционной защиты впоследствии стали предметом серьезных политических и юридических дебатов. [ нужна ссылка ]

Политические и демографические события (1870–90)

[ редактировать ]

Вскоре после принятия Закона Манитобы о создании провинции поселенцы из английской Канады , в основном Онтарио , начали прибывать в большем количестве, чем до восстания на Красной реке .

Закон Манитобы предоставил равные права протестантским и римско-католическим школам, но к 1880-м годам это уже не отражало языковой состав провинции. Многие метисы уехали, [4] и поселенцы из Квебека были не так многочисленны, как поселенцы из Онтарио. Когда в 1886 году было завершено строительство Канадско-Тихоокеанской железной дороги , стало прибывать гораздо больше англоговорящих поселенцев. [ нужна ссылка ]

Законодательство Манитобы (1890–1894 гг.)

[ редактировать ]

Школьный кризис Манитобы был спровоцирован серией провинциальных законов, принятых между 1890 и 1896 годами, а также еще одним, принятым в 1916 году.

Закон Манитобы 1870 года предусматривал, что английский и французский языки будут официальными языками во вновь созданной провинции Манитоба (которая первоначально включала только часть южной Манитобы, сосредоточенную в месте слияния рек Ред и Ассинибойн ). [5] Однако в марте 1890 года Законодательное собрание Манитобы приняло Закон об официальном языке . [6] сделав английский единственным официальным языком в провинции. [7] Два года спустя, в 1892 году, соседние Северо-Западные территории (которые в то время охватывали канадские прерии к западу и северо-западу от Манитобы) также отменили французский язык в качестве официального языка.

Хотя отмена французского языка как официального языка не повлияла напрямую на школьный вопрос, она усилила противоречия, учитывая связи между религиозными школами и языком обучения.

Когда была создана провинция, новое правительство провинции создало систему конфессиональных школ, финансируемых за счет провинциальных налогов. Однако в том же месяце, что и Закон об официальном языке , Законодательное собрание Манитобы приняло два законопроекта, вносящие поправки в законы провинции об образовании: Закон о Министерстве образования и Закон о государственных школах (или Закон о государственных школах ). [8]

о Департаменте образования Закон создал Департамент образования и превратил два отдела Совета образования в одно. Закон о государственных школах лишил финансирование католических и протестантских конфессиональных школ, создав вместо этого систему несектантских государственных школ, финансируемых за счет налогов. Другими словами, Закон упразднил конфессиональные школьные округа, и при этом французский язык остался, а католическая религия - нет. Если бы католики (в основном франкоязычные) хотели продолжить образование в своей религии, им теперь пришлось бы финансировать свои собственные школы в дополнение к уплате налогов за государственные школы. [7]

Принятие этого закона стало ответом премьер-министра Томаса Гринуэя на народное требование отменить систему двух школ Манитобы, поскольку многие утверждали, что католики получали от провинции больше средств, чем того требовало их количество, и что качество образования в католических школах было плохим. [7] Вопрос заключался в том, соответствует ли это законодательство ст. 22(1) Закона Манитобы .

В 1894 году правительство Гринуэя также запретило муниципалитетам тратить средства на помощь школам за пределами государственной системы. Поскольку родители-католики были ограничены в возможности оплачивать обучение своих детей, этот запрет в конечном итоге привел к сокращению количества католических школ. Хотя подавляющее большинство этих школ сохранило свой католический и частный статус, многие были вынуждены присоединиться к государственной системе. Для франкоязычных католиков вопрос религиозного образования стал вопросом идентичности. [7]

Результатом стали два раунда судебных разбирательств, каждый из которых передавался в Судебный комитет Тайного совета , в то время высший суд Британской империи . Законодательство также вызвало серьезные национальные политические дебаты.

Начальный кризис (1891–96)

[ редактировать ]

Судебные разбирательства

[ редактировать ]

Законодательство Манитобы привело к двум раундам судебных разбирательств, каждый из которых перешел в Судебный комитет Тайного совета .

Город Виннипег (1891–92)

[ редактировать ]

Первое судебное дело, Барретт против города Виннипег (1891 г.), [9] сосредоточился на том, противоречит ли Закон о государственных школах конституционной защите конфессиональных школ, изложенной в ст. 22 Закона Манитобы 1870 года . Католики в Манитобе, поощряемые федеральным правительством премьер-министра Джона А. Макдональда , оспорили конституционность Закона 1890 года в Королевской скамье Манитобы, утверждая, что требование платить налоги новой государственной школе нарушает их права, предусмотренные ст. 22. [10] Королевская скамья Манитобы постановила, что новый Закон о государственных школах действителен. [9]

Затем претенденты подали апелляцию в Верховный суд Канады по делу Барретт против Виннипега (1891 г.), который удовлетворил апелляцию и постановил, что Закон о государственных школах 1890 года «нарушает пределы полномочий, предоставленных» разделом 1890 года. 22 Закона Манитобы . [11] На основании решения Верховного суда в Королевскую скамью Манитобы был подан еще один иск, который последовал за решением Верховного суда и отменил начисление школьного налога в соответствии с Законом 1890 года. [12]

Город Виннипег против Барретта; Город Виннипег против Логана
Суд Судебный комитет Тайного совета
Решенный 1892
Цитирование [1892] AC 445 (ПК)
История болезни
Предыдущие действия
Подана апелляция от Верховный суд Канады

Затем город Виннипег подал апелляцию по обоим делам в Судебный комитет Тайного совета Великобритании , который отменил решение Верховного суда и постановил, что Закон 1890 года соответствует Закону Манитобы . [13]

Точным предметом спора было значение фразы «... по закону или практике в провинции Союза», использованной в ст. 22(1) Закона Манитобы. Судебный комитет постановил, что это положение само по себе не создало систему конфессиональных школ. Скорее, он предоставил конституционную защиту всем правам, существовавшим в отношении конфессиональных школ в Манитобе в 1870 году. Судебный комитет проанализировал исторические данные и пришел к выводу, что в 1870 году все школы в Манитобе финансировались религиозными группами, которые ими управляли, а не любая система государственного налогообложения. В результате Судебный комитет пришел к выводу, что ст. Статья 22(1) просто гарантировала право религиозных групп создавать и управлять своими собственными школами за свой счет. Он не гарантировал какого-либо государственного финансирования конфессиональных школ, поскольку в 1870 году не было финансовой налоговой поддержки конфессиональных школ. Финансирование конфессиональных школ налогоплательщиками было установлено только после основания провинции и не гарантировалось ст. 22(1) Закон Манитобы 1870 года. Таким образом, Законодательное собрание могло бы прекратить финансирование конфессиональных школ налогоплательщиками и вместо этого создать систему несектантских школ, финансируемых налогоплательщиками, не нарушая при этом ст. 22(1).

Брофи против Манитобы (1894 г.)

[ редактировать ]
Брофи против генерального прокурора Манитобы
Суд Судебный комитет Тайного совета
Решенный 1895
Цитирование 1895 г. 202 г. AC (ПК)
История болезни
Предварительные действия
Подана апелляция от Верховный суд Канады

Хотя образование обычно находится в исключительной юрисдикции провинции в соответствии с Конституцией Канады , федеральное правительство наделено особыми полномочиями в отношении отдельных школ. Раздел 93(3) Конституционного акта 1867 года может быть подана апелляция предусматривает, что Генерал-губернатору в Совете «любого закона или решения любой власти провинции, затрагивающего любые права или привилегии протестантского или римско-католического меньшинства подданных Королевы в отношение к образованию». Раздел 93(4) предусматривает, что если провинция не выполняет решение губернатора в совете по апелляции согласно разделу. 93(3), то Парламент имеет право принимать «законы о корректировке мер для надлежащего исполнения положений этой статьи и любого решения генерал-губернатора в совете в соответствии с этой статьей». [14]

Раздел 22 Закона Манитобы содержал аналогичные положения, разрешающие подачу апелляции генерал-губернатору в Совет и принятие парламентом коррективных законов. [15]

После решения Тайного совета 1892 года по делу « Город Виннипег против Барретта» федеральное правительство оказалось вынуждено принять меры в соответствии с этими положениями. Однако неясно, были ли изменения в школьной системе Манитобы, предусмотренные Законом о государственных школах 1890 года , достаточными для того, чтобы разрешить федеральному правительству рассмотреть апелляцию и принять исправительное законодательство, в свете вывода Тайного совета о том, что система Конфессиональные школы, финансируемые налогоплательщиками и основанные в начале 1870-х годов, не были защищены конституцией.

Чтобы разрешить эту неопределенность, федеральное правительство передало дело в Верховный суд Канады в качестве справочного вопроса с вопросом , применимы ли эти конституционные положения. Верховный суд постановил, что эти положения не применимы, поскольку религиозные школы, существовавшие после 1870 года, не были защищены конституцией. Это решение было обжаловано в Тайном совете, который отменил решение Верховного суда. Тайный совет постановил, что, когда в начале 1870-х годов провинция создала систему конфессиональных школ, финансируемых налогоплательщиками, она предоставила протестантам и католикам «права или привилегии» в отношении образования. Хотя это «право или привилегия» не было закреплено конституцией в ст. 22(1) Закона Манитобы , отмена конфессиональных школ может быть обжалована в федеральном правительстве согласно ст. 22(2) Закона Манитобы , и Парламент может принять исправительное законодательство в соответствии со ст. 22(3). [16]

Политический кризис в федеральном правительстве (1894–96)

[ редактировать ]

«Школьный вопрос», как его называли, разделил консервативное правительство с 1890 года, особенно после смерти Макдональда в 1891 году, когда ни один сильный лидер не заменил его. Однако до тех пор, пока образование оставалось исключительно провинциальной юрисдикцией, федеральное правительство имело ограниченные полномочия по вмешательству. В свете решения Тайного совета по делу Брофи против Манитобы политическая ситуация изменилась. Федеральное правительство теперь имело полномочия действовать; вопрос был в том, будет ли это.

В январе 1896 года федеральное правительство премьер-министра Маккензи Боуэлл приняло закон о исправлении положения в соответствии со ст. 22(3) Закона Манитобы 1870 года в Палате общин. Однако законопроект оказался очень непопулярным среди некоторых членов консервативной фракции, и его принятие спровоцировало политический кризис. Столкнувшись с восстанием на закрытом собрании , Боуэлл был вынужден объявить выборы и уйти в отставку в апреле того же года. После предвыборного призыва, когда парламент не принял законопроект о исправлении положения, Чарльз Таппер возглавил консерваторов на выборах и стал премьер-министром, хотя и ненадолго.

Либеральная партия под руководством Уилфрида Лорье , который сам был французским католиком, развернула энергичную кампанию, чтобы не допустить принятия законопроекта до того, как правительство назначит новые выборы (которые, как ожидается, состоятся в июне 1896 года). [7]

Выборы 1896 года были сосредоточены на школьном вопросе. Это особенно разделило консерваторов в Квебеке и Онтарио; Французские католики Квебека были оскорблены тем, что французский язык был исключен в Манитобе как официальный язык, в то время как Онтарио увидел сопротивление католической поддержке со стороны сильного Ордена Оранжистов . [17] Либералы под руководством Лорье воспользовались расколом в Консервативной партии.

Лорье, принимая во внимание Закон Квебека об иезуитских поместьях , который вызвал значительную реакцию со стороны Оранжистского Ордена Онтарио, предложил то, что он назвал «солнечным путем», то есть достижение решения посредством дипломатических переговоров, а не навязывание его посредством законодательства, заявив во время федеральной избирательной кампании: [7]

Если бы это было в моих силах, я бы попробовал солнечный путь. Я бы подошел к этому человеку Гринуэю с солнечным патриотизмом, попросив его быть справедливым и честным, попросив его быть щедрым по отношению к меньшинству, чтобы у нас был мир между всеми вероисповеданиями и расами, как угодно Богу. принести в этот уголок нашей общей страны. Разве вы не верите, что можно добиться большего, взывая к сердцу и душе людей, а не заставляя их что-то делать? [18]

Лорье победил на выборах и стал седьмым премьер-министром Канады.

Компромисс Лорье-Гринуэя, 1896 г.

[ редактировать ]

Этот конкретный период школьного кризиса Манитобы закончился 16 ноября 1896 года после достижения компромисса между премьер-министром Уилфридом Лорье и премьер-министром Манитобы Томасом Гринуэем , названного Компромиссом Лорье-Гринуэя (официально называемым Условиями соглашения между правительством Канады и правительством Манитобы по урегулированию школьного вопроса ), которым были внесены поправки в Закон о государственных школах . Это соглашение не отменило законодательство 1890 года; вместо этого было разрешено религиозное обучение (т.е. католическое образование) в государственных школах Манитобы, при определенных условиях, в течение 30 минут в конце каждого дня. [7] Более того, французский язык (как и другие языки меньшинств) может использоваться в преподавании, но при определенных условиях: только в каждой школе, требующей наличия как минимум 10 франкоговорящих учеников. [19] Они также восстановили совет католических школ, но без государственного финансирования, а учителей-католиков можно было нанимать в государственных школах, также на определенных условиях. [7]

Многие католики по-прежнему были против этого компромисса и даже обратились к Папе Льву XIII . Папа послал наблюдателя, который, как и Лорье, пришел к выводу, что компромисс был самым справедливым из возможных, поскольку в провинции осталось так мало католиков. [19]

Отмена и сопротивление (1916–23)

[ редактировать ]

Закон Торнтона

[ редактировать ]

Следующая часть кризиса произошла в марте 1916 года, когда с помощью Закона Торнтона правительство Тобиаса Норриса отменило поправки к Закону о государственных школах, внесенные на основе компромисса Лорье-Гринуэя, которые разрешали двуязычное обучение в государственных школах Манитобы. Таким образом, в этих школах было запрещено преподавание любого языка, кроме английского, а также использование такого языка в качестве языка обучения. Более того, новое законодательство также предусмотрело, что все новые учителя в Манитобе будут обучаться только на английском языке, поскольку это привело к закрытию Святого Бонифация . франкоязычного педагогического колледжа [7]

За отменой Норриса стояли две основные причины. Во-первых, в конце 19-го века Канада пережила большую, непредвиденную волну иммиграции, и в результате в Манитобе увеличилось число представленных национальностей и языков, на которых говорят. Проблема заключалась в том, что из-за Компромисса Лорье-Гринуэя, разрешающего обучение на языках меньшинств, школьная система стала менее эффективной в навязывании английского языка в качестве доминирующего языка провинции. Вторая причина заключалась в том, что в то время уровень образования населения Манитобы в целом был довольно низким. (Это была скорее проблема, вызванная отсутствием законов, направленных на прогулы , а не языковой вопрос.) [7]

Франкоязычное сопротивление

[ редактировать ]

Именно в этот момент франко-манитобанцы начали организовывать сопротивление, чтобы обеспечить выживание своего языка в провинции.

В том же году (1916) была основана Ассоциация образования французских канадцев Манитобы (AECCFM; букв. « Манитобская франко-канадская образовательная ассоциация » ), которой руководило из тени духовенство и описывалось как своего рода франкоязычный аналог провинциального департамента образования . AECFM призвал франкоязычных преподавателей продолжать преподавать французский язык и продолжать использовать его в качестве языка обучения без ведома властей, даже если для этого потребуется лгать школьным инспекторам. Некоторые школьные инспекторы сами смотрели в другую сторону на преподавание французского языка в государственных школах; если бы инспектор или кто-то другой донес на учителя за преподавание французского языка, ассоциация, несомненно, защитила бы их. [7]

На муниципальном уровне ответственность за наем преподавательского состава возлагалась на попечителей школьного совета. Франкоязычные контролировали многие небольшие местные школьные советы, используя возможность этой должности для найма в основном франкоязычных католиков. [7]

С 1923 по 1966 год AECFM проводила ежегодный конкурс французского языка для учащихся 4–12 классов, чтобы укрепить гордость за французский язык в провинции, публикуя результаты конкурса во La Liberté франкоязычной газете в Манитобе. Победителей затем отправят в Квебек, где они будут представлять свою провинцию на общеканадском конкурсе. AECCFM официально распалась в 1968 году. [7]

Последствия (1947–)

[ редактировать ]

В середине 20 века французский язык постепенно начал возвращать себе место в системе образования Манитобы.

Примерно в 1947 году Манитоба разрешила преподавание французского языка как иностранного в своих средних школах. В 1955 году премьер-министр Дуглас Л. Кэмпбелл и его либеральное правительство разрешили преподавание французского языка в 4–6 классах. [7] В 1959 году Министерство образования утвердило список учебников французского языка. В 1967 году правительство премьер-министра Дафферена Роблина разрешило использование французского языка в течение половины школьного дня в качестве языка обучения другим предметам. В 1970 году правительство премьер-министра Эдварда Шрейера сделало французский язык обучения равным английскому. Следовательно, в 1973 году сестра Леонн Дюмениль основала первую в Манитобе школу французского языка , École Sacré-Cœur , в Виннипеге. [7]

Манитобы Бюро французского образования (BEF; букв. « Департамент французского образования » ) было создано в 1975 году с целью поддержки развития образования на французском языке. В следующем году была создана должность заместителя министра французского образования. [7]

было создано подразделение франкоязычных школ В 1993 году в соответствии с Законом о внесении поправки в Закон о государственных школах (управление франкоязычными школами) . В следующем году новое подразделение scolaire franco-manitobaine (Франко-манитобанское школьное отделение) взяло под свое крыло 20 французских школ, в которых обучается более 4000 учеников. С тех пор Отдел расширился до 24 учебных заведений (включая 1 центр обучения взрослых) по состоянию на 2016 год, в которых в общей сложности обучается около 5200 студентов. [7]

См. также

[ редактировать ]

Французский в Манитобе

Французский в Канаде

  1. ^ Том Митчелл, «Создание нового Онтарио на сельскохозяйственном фронтире: государственные школы в Брэндоне и истоки школьного вопроса Манитобы, 1881–1889», Prairie Forum, 11, 1, 1986.
  2. ^ Ловелл Кларк, изд. Вопрос школы Манитобы: правление большинства или права меньшинства? (1968)
  3. ^ Закон Манитобы, 1870 г. Архивировано 23 марта 2012 г. в Wayback Machine , с. 22.
  4. ^ Энс, Герхард . 1996. Родина во внутренних районах: меняющиеся миры метисов Красной реки в девятнадцатом веке . Торонто: Университет Торонто Press.
  5. ^ Закон Манитобы, 1870 г. Архивировано 23 марта 2012 г. в Wayback Machine , с. 23.
  6. ^ Закон о том, что английский язык должен быть официальным языком провинции Манитоба , SM 1890, c. 14.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Верретт, Мишель. 7 февраля 2006 г. « Вопрос о школах Манитобы ». Канадская энциклопедия . Historica Canada (последнее обновление 1 июня 2016 г.).
  8. ^ Закон о государственных школах , SM 1890, c. 38.
  9. ^ Jump up to: а б Барретт против города Виннипег (1891 г.), 7 человек. LR 273 (QB); заявление отклонено единоличным судьей палаты (Киллам Дж.), p. 282; апелляция в Королевскую скамью в полном составе отклонена, а статут оставлен в силе, p. 308.
  10. ^ Гордон Голдсборо (19 января 2014 г.). «Незабываемые жители Манитобы: Джон Келли Барретт (1850–1921)» . Историческое общество Манитобы . Проверено 14 июля 2015 г.
  11. ^ Барретт против Виннипега (1891), 19 SCR 374 .
  12. ^ Логан против города Виннипег (1891), 8 человек. LR 3 (QB).
  13. ^ Город Виннипег против Барретта; Город Виннипег против Логана , [1892] AC 445 (PC).
  14. ^ Закон о Конституции 1867 г. , с. 93(3),(4).
  15. ^ Закон Манитобы , с. 22(2), (3).
  16. ^ Брофи против Генерального прокурора Манитобы , [1895] AC 202 (PC) .
  17. ^ Том Митчелл (23 декабря 2012 г.). «Историческое общество Манитобы (по образу Онтарио: государственные школы в Брэндоне 1881-1890)» . История Манитобы, номер 12, осень 1986 г. Университет Брэндона . Проверено 14 июля 2015 г.
  18. ^ Скелтон, Оскар . 1921. Жизнь и письма сэра Уилфрида Лорье .
  19. ^ Jump up to: а б «Вопросы школы Манитобы: 1890–1897 (Лорье – Гринуэй –)» . Манитоба (Цифровые ресурсы по истории Манитобы) . п. 6 . Проверено 14 июля 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бэйл, Гордон. 1985. «Закон, политика и школьный вопрос Манитобы: Верховный суд и Тайный совет». Обзор канадских адвокатов (1985). 63: 461+
  • Брес, Сандрин Халлион. «Французский язык в Манитобе: франко-канадские и европейские корни». Энциклопедия французского культурного наследия в Северной Америке .
  • Кларк, Ловелл, изд. 1968. Вопрос школы Манитобы: правление большинства или права меньшинства? ; историки обсуждают этот вопрос
  • Круникан, Пол. 1974. Священники и политики: школы Манитобы и выборы 1896 года . Торонто: Университет Торонто Press.
  • Джаэнен, Корнелиус Дж. 1978. «Вопрос школы Манитобы: этническая интерпретация». Стр. 317–31 в области культуры и образования , под редакцией М. Л. Ковача.
  • Митчелл, Том, «Создание нового Онтарио на сельскохозяйственном фронтире: государственные школы в Брэндоне и истоки школьного вопроса Манитобы, 1881–1889», Prairie Forum, 11, 1, 1986, 33–51.
  • Миллер-младший 1973. «Д'Алтон Маккарти, равные права и истоки школьного вопроса Манитобы». Канадский исторический обзор 54 (4): 369–92.
  • Мортон, Уильям Льюис. 1970. Манитоба: История . ISBN   0-8020-6070-6 ; стандартная научная история
  • Рид, Дж. Х. Стюарт, Кеннет Макнот и Гарри С. Кроу , ред. 1964. Справочник по истории Канады: избранные документы и личные документы . Торонто: Longmans Canada Ltd., стр. 353–58.
  • Рассел, Фрэнсис. 2003. Канадское испытание: роль Манитобы в большом водоразделе Канады .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34d903db2200638e707ce5a6bee418e6__1722075120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/e6/34d903db2200638e707ce5a6bee418e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manitoba Schools Question - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)