Вопрос о школах Манитобы
Вопрос о школах Манитобы ( французский : La вопрос де écoles du Manitoba ) был политическим кризисом в канадской провинции Манитоба , который произошел в конце 19-го века, нападая на финансируемые государством отдельные школы для католиков и протестантов . Кризис был ускорен серией провинциальных законов, принятых между 1890 и 1896 годами, а еще один был принят в 1916 году. [1]
Кризис в конечном итоге распространился на национальный уровень, став одним из ключевых вопросов на федеральных выборах 1896 года и приведя к поражению консервативного правительства, находившегося у власти большую часть предыдущих тридцати лет.
Из-за тесной связи между религией и языком в то время вопрос о школах поднял более глубокий вопрос, выживет ли французский язык как язык или культура в Западной Канаде . Результатом кризиса стало то, что к 1916 году английский остался единственным официальным языком, использовавшимся в провинции до 1985 года. Поскольку французский больше не был официальным языком, его использование значительно сократилось. Более того, «Школьный вопрос», наряду с казнью Луи Риэля в 1885 году, был одним из инцидентов, которые привели к усилению франко-канадского национализма в Квебеке. [2]
Фон
[ редактировать ]Основание Манитобы (1870 г.)
[ редактировать ]Манитоба стала первой западной провинцией, присоединившейся к Конфедерации в 1870 году. Провинция была создана в результате переговоров между Канадой и временным Ред-Ривер правительством Луи Риэля после Сопротивления/Восстания Ред-Ривер . Одним из ключевых вопросов переговоров стал вопрос контроля над образованием в новой губернии. В новой провинции оказывалось значительное давление на систему конфессиональных школ как для протестантов, так и для католиков. Несмотря на то, что этот вопрос был сформулирован как религиозный вопрос, существовал также вопрос языковой политики , поскольку в то время большинство протестантов в Манитобе были англоязычными , а большинство католиков - франкоязычными . Таким образом, религиозный контроль над образованием также связан с языком обучения. [ нужна ссылка ]
Парламентский акт, создавший провинцию, Закон Манитобы , отреагировал на эти опасения, предоставив провинции право принимать законы, касающиеся образования, а также предоставив конституционную защиту конфессиональным школьным правам, которые существовали «по закону или на практике в провинции». в Союзе». [3] Точный смысл этого положения и объем предоставляемой им конституционной защиты впоследствии стали предметом серьезных политических и юридических дебатов. [ нужна ссылка ]
Политические и демографические события (1870–90)
[ редактировать ]Вскоре после принятия Закона Манитобы о создании провинции поселенцы из английской Канады , в основном Онтарио , начали прибывать в большем количестве, чем до восстания на Красной реке .
Закон Манитобы предоставил равные права протестантским и римско-католическим школам, но к 1880-м годам это уже не отражало языковой состав провинции. Многие метисы уехали, [4] и поселенцы из Квебека были не так многочисленны, как поселенцы из Онтарио. Когда в 1886 году было завершено строительство Канадско-Тихоокеанской железной дороги , стало прибывать гораздо больше англоговорящих поселенцев. [ нужна ссылка ]
Законодательство Манитобы (1890–1894 гг.)
[ редактировать ]Закон об официальном языке |
---|
Школьный кризис Манитобы был спровоцирован серией провинциальных законов, принятых между 1890 и 1896 годами, а также еще одним, принятым в 1916 году.
Закон Манитобы 1870 года предусматривал, что английский и французский языки будут официальными языками во вновь созданной провинции Манитоба (которая первоначально включала только часть южной Манитобы, сосредоточенную в месте слияния рек Ред и Ассинибойн ). [5] Однако в марте 1890 года Законодательное собрание Манитобы приняло Закон об официальном языке . [6] сделав английский единственным официальным языком в провинции. [7] Два года спустя, в 1892 году, соседние Северо-Западные территории (которые в то время охватывали канадские прерии к западу и северо-западу от Манитобы) также отменили французский язык в качестве официального языка.
Хотя отмена французского языка как официального языка не повлияла напрямую на школьный вопрос, она усилила противоречия, учитывая связи между религиозными школами и языком обучения.
Когда была создана провинция, новое правительство провинции создало систему конфессиональных школ, финансируемых за счет провинциальных налогов. Однако в том же месяце, что и Закон об официальном языке , Законодательное собрание Манитобы приняло два законопроекта, вносящие поправки в законы провинции об образовании: Закон о Министерстве образования и Закон о государственных школах (или Закон о государственных школах ). [8]
о Департаменте образования Закон создал Департамент образования и превратил два отдела Совета образования в одно. Закон о государственных школах лишил финансирование католических и протестантских конфессиональных школ, создав вместо этого систему несектантских государственных школ, финансируемых за счет налогов. Другими словами, Закон упразднил конфессиональные школьные округа, и при этом французский язык остался, а католическая религия - нет. Если бы католики (в основном франкоязычные) хотели продолжить образование в своей религии, им теперь пришлось бы финансировать свои собственные школы в дополнение к уплате налогов за государственные школы. [7]
Принятие этого закона стало ответом премьер-министра Томаса Гринуэя на народное требование отменить систему двух школ Манитобы, поскольку многие утверждали, что католики получали от провинции больше средств, чем того требовало их количество, и что качество образования в католических школах было плохим. [7] Вопрос заключался в том, соответствует ли это законодательство ст. 22(1) Закона Манитобы .
В 1894 году правительство Гринуэя также запретило муниципалитетам тратить средства на помощь школам за пределами государственной системы. Поскольку родители-католики были ограничены в возможности оплачивать обучение своих детей, этот запрет в конечном итоге привел к сокращению количества католических школ. Хотя подавляющее большинство этих школ сохранило свой католический и частный статус, многие были вынуждены присоединиться к государственной системе. Для франкоязычных католиков вопрос религиозного образования стал вопросом идентичности. [7]
Результатом стали два раунда судебных разбирательств, каждый из которых передавался в Судебный комитет Тайного совета , в то время высший суд Британской империи . Законодательство также вызвало серьезные национальные политические дебаты.
Начальный кризис (1891–96)
[ редактировать ]Судебные разбирательства
[ редактировать ]Законодательство Манитобы привело к двум раундам судебных разбирательств, каждый из которых перешел в Судебный комитет Тайного совета .
Город Виннипег (1891–92)
[ редактировать ]Первое судебное дело, Барретт против города Виннипег (1891 г.), [9] сосредоточился на том, противоречит ли Закон о государственных школах конституционной защите конфессиональных школ, изложенной в ст. 22 Закона Манитобы 1870 года . Католики в Манитобе, поощряемые федеральным правительством премьер-министра Джона А. Макдональда , оспорили конституционность Закона 1890 года в Королевской скамье Манитобы, утверждая, что требование платить налоги новой государственной школе нарушает их права, предусмотренные ст. 22. [10] Королевская скамья Манитобы постановила, что новый Закон о государственных школах действителен. [9]
Затем претенденты подали апелляцию в Верховный суд Канады по делу Барретт против Виннипега (1891 г.), который удовлетворил апелляцию и постановил, что Закон о государственных школах 1890 года «нарушает пределы полномочий, предоставленных» разделом 1890 года. 22 Закона Манитобы . [11] На основании решения Верховного суда в Королевскую скамью Манитобы был подан еще один иск, который последовал за решением Верховного суда и отменил начисление школьного налога в соответствии с Законом 1890 года. [12]
Город Виннипег против Барретта; Город Виннипег против Логана | |
---|---|
Суд | Судебный комитет Тайного совета |
Решенный | 1892 |
Цитирование | [1892] AC 445 (ПК) |
История болезни | |
Предыдущие действия |
|
Подана апелляция от | Верховный суд Канады |
Затем город Виннипег подал апелляцию по обоим делам в Судебный комитет Тайного совета Великобритании , который отменил решение Верховного суда и постановил, что Закон 1890 года соответствует Закону Манитобы . [13]
Точным предметом спора было значение фразы «... по закону или практике в провинции Союза», использованной в ст. 22(1) Закона Манитобы. Судебный комитет постановил, что это положение само по себе не создало систему конфессиональных школ. Скорее, он предоставил конституционную защиту всем правам, существовавшим в отношении конфессиональных школ в Манитобе в 1870 году. Судебный комитет проанализировал исторические данные и пришел к выводу, что в 1870 году все школы в Манитобе финансировались религиозными группами, которые ими управляли, а не любая система государственного налогообложения. В результате Судебный комитет пришел к выводу, что ст. Статья 22(1) просто гарантировала право религиозных групп создавать и управлять своими собственными школами за свой счет. Он не гарантировал какого-либо государственного финансирования конфессиональных школ, поскольку в 1870 году не было финансовой налоговой поддержки конфессиональных школ. Финансирование конфессиональных школ налогоплательщиками было установлено только после основания провинции и не гарантировалось ст. 22(1) Закон Манитобы 1870 года. Таким образом, Законодательное собрание могло бы прекратить финансирование конфессиональных школ налогоплательщиками и вместо этого создать систему несектантских школ, финансируемых налогоплательщиками, не нарушая при этом ст. 22(1).
Брофи против Манитобы (1894 г.)
[ редактировать ]Брофи против генерального прокурора Манитобы | |
---|---|
Суд | Судебный комитет Тайного совета |
Решенный | 1895 |
Цитирование | 1895 г. 202 г. AC (ПК) |
История болезни | |
Предварительные действия | |
Подана апелляция от | Верховный суд Канады |
Хотя образование обычно находится в исключительной юрисдикции провинции в соответствии с Конституцией Канады , федеральное правительство наделено особыми полномочиями в отношении отдельных школ. Раздел 93(3) Конституционного акта 1867 года может быть подана апелляция предусматривает, что Генерал-губернатору в Совете «любого закона или решения любой власти провинции, затрагивающего любые права или привилегии протестантского или римско-католического меньшинства подданных Королевы в отношение к образованию». Раздел 93(4) предусматривает, что если провинция не выполняет решение губернатора в совете по апелляции согласно разделу. 93(3), то Парламент имеет право принимать «законы о корректировке мер для надлежащего исполнения положений этой статьи и любого решения генерал-губернатора в совете в соответствии с этой статьей». [14]
Раздел 22 Закона Манитобы содержал аналогичные положения, разрешающие подачу апелляции генерал-губернатору в Совет и принятие парламентом коррективных законов. [15]
После решения Тайного совета 1892 года по делу « Город Виннипег против Барретта» федеральное правительство оказалось вынуждено принять меры в соответствии с этими положениями. Однако неясно, были ли изменения в школьной системе Манитобы, предусмотренные Законом о государственных школах 1890 года , достаточными для того, чтобы разрешить федеральному правительству рассмотреть апелляцию и принять исправительное законодательство, в свете вывода Тайного совета о том, что система Конфессиональные школы, финансируемые налогоплательщиками и основанные в начале 1870-х годов, не были защищены конституцией.
Чтобы разрешить эту неопределенность, федеральное правительство передало дело в Верховный суд Канады в качестве справочного вопроса с вопросом , применимы ли эти конституционные положения. Верховный суд постановил, что эти положения не применимы, поскольку религиозные школы, существовавшие после 1870 года, не были защищены конституцией. Это решение было обжаловано в Тайном совете, который отменил решение Верховного суда. Тайный совет постановил, что, когда в начале 1870-х годов провинция создала систему конфессиональных школ, финансируемых налогоплательщиками, она предоставила протестантам и католикам «права или привилегии» в отношении образования. Хотя это «право или привилегия» не было закреплено конституцией в ст. 22(1) Закона Манитобы , отмена конфессиональных школ может быть обжалована в федеральном правительстве согласно ст. 22(2) Закона Манитобы , и Парламент может принять исправительное законодательство в соответствии со ст. 22(3). [16]
Политический кризис в федеральном правительстве (1894–96)
[ редактировать ]«Школьный вопрос», как его называли, разделил консервативное правительство с 1890 года, особенно после смерти Макдональда в 1891 году, когда ни один сильный лидер не заменил его. Однако до тех пор, пока образование оставалось исключительно провинциальной юрисдикцией, федеральное правительство имело ограниченные полномочия по вмешательству. В свете решения Тайного совета по делу Брофи против Манитобы политическая ситуация изменилась. Федеральное правительство теперь имело полномочия действовать; вопрос был в том, будет ли это.
В январе 1896 года федеральное правительство премьер-министра Маккензи Боуэлл приняло закон о исправлении положения в соответствии со ст. 22(3) Закона Манитобы 1870 года в Палате общин. Однако законопроект оказался очень непопулярным среди некоторых членов консервативной фракции, и его принятие спровоцировало политический кризис. Столкнувшись с восстанием на закрытом собрании , Боуэлл был вынужден объявить выборы и уйти в отставку в апреле того же года. После предвыборного призыва, когда парламент не принял законопроект о исправлении положения, Чарльз Таппер возглавил консерваторов на выборах и стал премьер-министром, хотя и ненадолго.
Либеральная партия под руководством Уилфрида Лорье , который сам был французским католиком, развернула энергичную кампанию, чтобы не допустить принятия законопроекта до того, как правительство назначит новые выборы (которые, как ожидается, состоятся в июне 1896 года). [7]
Выборы 1896 года были сосредоточены на школьном вопросе. Это особенно разделило консерваторов в Квебеке и Онтарио; Французские католики Квебека были оскорблены тем, что французский язык был исключен в Манитобе как официальный язык, в то время как Онтарио увидел сопротивление католической поддержке со стороны сильного Ордена Оранжистов . [17] Либералы под руководством Лорье воспользовались расколом в Консервативной партии.
Лорье, принимая во внимание Закон Квебека об иезуитских поместьях , который вызвал значительную реакцию со стороны Оранжистского Ордена Онтарио, предложил то, что он назвал «солнечным путем», то есть достижение решения посредством дипломатических переговоров, а не навязывание его посредством законодательства, заявив во время федеральной избирательной кампании: [7]
Если бы это было в моих силах, я бы попробовал солнечный путь. Я бы подошел к этому человеку Гринуэю с солнечным патриотизмом, попросив его быть справедливым и честным, попросив его быть щедрым по отношению к меньшинству, чтобы у нас был мир между всеми вероисповеданиями и расами, как угодно Богу. принести в этот уголок нашей общей страны. Разве вы не верите, что можно добиться большего, взывая к сердцу и душе людей, а не заставляя их что-то делать? [18]
Лорье победил на выборах и стал седьмым премьер-министром Канады.
Компромисс Лорье-Гринуэя, 1896 г.
[ редактировать ]Этот конкретный период школьного кризиса Манитобы закончился 16 ноября 1896 года после достижения компромисса между премьер-министром Уилфридом Лорье и премьер-министром Манитобы Томасом Гринуэем , названного Компромиссом Лорье-Гринуэя (официально называемым Условиями соглашения между правительством Канады и правительством Манитобы по урегулированию школьного вопроса ), которым были внесены поправки в Закон о государственных школах . Это соглашение не отменило законодательство 1890 года; вместо этого было разрешено религиозное обучение (т.е. католическое образование) в государственных школах Манитобы, при определенных условиях, в течение 30 минут в конце каждого дня. [7] Более того, французский язык (как и другие языки меньшинств) может использоваться в преподавании, но при определенных условиях: только в каждой школе, требующей наличия как минимум 10 франкоговорящих учеников. [19] Они также восстановили совет католических школ, но без государственного финансирования, а учителей-католиков можно было нанимать в государственных школах, также на определенных условиях. [7]
Многие католики по-прежнему были против этого компромисса и даже обратились к Папе Льву XIII . Папа послал наблюдателя, который, как и Лорье, пришел к выводу, что компромисс был самым справедливым из возможных, поскольку в провинции осталось так мало католиков. [19]
Отмена и сопротивление (1916–23)
[ редактировать ]Закон Торнтона
[ редактировать ]Следующая часть кризиса произошла в марте 1916 года, когда с помощью Закона Торнтона правительство Тобиаса Норриса отменило поправки к Закону о государственных школах, внесенные на основе компромисса Лорье-Гринуэя, которые разрешали двуязычное обучение в государственных школах Манитобы. Таким образом, в этих школах было запрещено преподавание любого языка, кроме английского, а также использование такого языка в качестве языка обучения. Более того, новое законодательство также предусмотрело, что все новые учителя в Манитобе будут обучаться только на английском языке, поскольку это привело к закрытию Святого Бонифация . франкоязычного педагогического колледжа [7]
За отменой Норриса стояли две основные причины. Во-первых, в конце 19-го века Канада пережила большую, непредвиденную волну иммиграции, и в результате в Манитобе увеличилось число представленных национальностей и языков, на которых говорят. Проблема заключалась в том, что из-за Компромисса Лорье-Гринуэя, разрешающего обучение на языках меньшинств, школьная система стала менее эффективной в навязывании английского языка в качестве доминирующего языка провинции. Вторая причина заключалась в том, что в то время уровень образования населения Манитобы в целом был довольно низким. (Это была скорее проблема, вызванная отсутствием законов, направленных на прогулы , а не языковой вопрос.) [7]
Франкоязычное сопротивление
[ редактировать ]Именно в этот момент франко-манитобанцы начали организовывать сопротивление, чтобы обеспечить выживание своего языка в провинции.
В том же году (1916) была основана Ассоциация образования французских канадцев Манитобы (AECCFM; букв. « Манитобская франко-канадская образовательная ассоциация » ), которой руководило из тени духовенство и описывалось как своего рода франкоязычный аналог провинциального департамента образования . AECFM призвал франкоязычных преподавателей продолжать преподавать французский язык и продолжать использовать его в качестве языка обучения без ведома властей, даже если для этого потребуется лгать школьным инспекторам. Некоторые школьные инспекторы сами смотрели в другую сторону на преподавание французского языка в государственных школах; если бы инспектор или кто-то другой донес на учителя за преподавание французского языка, ассоциация, несомненно, защитила бы их. [7]
На муниципальном уровне ответственность за наем преподавательского состава возлагалась на попечителей школьного совета. Франкоязычные контролировали многие небольшие местные школьные советы, используя возможность этой должности для найма в основном франкоязычных католиков. [7]
С 1923 по 1966 год AECFM проводила ежегодный конкурс французского языка для учащихся 4–12 классов, чтобы укрепить гордость за французский язык в провинции, публикуя результаты конкурса во La Liberté франкоязычной газете в Манитобе. Победителей затем отправят в Квебек, где они будут представлять свою провинцию на общеканадском конкурсе. AECCFM официально распалась в 1968 году. [7]
Последствия (1947–)
[ редактировать ]В середине 20 века французский язык постепенно начал возвращать себе место в системе образования Манитобы.
Примерно в 1947 году Манитоба разрешила преподавание французского языка как иностранного в своих средних школах. В 1955 году премьер-министр Дуглас Л. Кэмпбелл и его либеральное правительство разрешили преподавание французского языка в 4–6 классах. [7] В 1959 году Министерство образования утвердило список учебников французского языка. В 1967 году правительство премьер-министра Дафферена Роблина разрешило использование французского языка в течение половины школьного дня в качестве языка обучения другим предметам. В 1970 году правительство премьер-министра Эдварда Шрейера сделало французский язык обучения равным английскому. Следовательно, в 1973 году сестра Леонн Дюмениль основала первую в Манитобе школу французского языка , École Sacré-Cœur , в Виннипеге. [7]
Манитобы Бюро французского образования (BEF; букв. « Департамент французского образования » ) было создано в 1975 году с целью поддержки развития образования на французском языке. В следующем году была создана должность заместителя министра французского образования. [7]
было создано подразделение франкоязычных школ В 1993 году в соответствии с Законом о внесении поправки в Закон о государственных школах (управление франкоязычными школами) . В следующем году новое подразделение scolaire franco-manitobaine (Франко-манитобанское школьное отделение) взяло под свое крыло 20 французских школ, в которых обучается более 4000 учеников. С тех пор Отдел расширился до 24 учебных заведений (включая 1 центр обучения взрослых) по состоянию на 2016 год, в которых в общей сложности обучается около 5200 студентов. [7]
См. также
[ редактировать ]Французский в Манитобе
- Франко-Манитобан
- Франко-манитобанское школьное отделение
- История Манитобы
- Справочник по языковым правам Манитобы
Французский в Канаде
- Анти-Квебекские настроения
- Орден Оранжистов в Канаде , антифранцузская группа
- Французское погружение
- Французский язык в Канаде
- Официальное двуязычие в Канаде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Том Митчелл, «Создание нового Онтарио на сельскохозяйственном фронтире: государственные школы в Брэндоне и истоки школьного вопроса Манитобы, 1881–1889», Prairie Forum, 11, 1, 1986.
- ^ Ловелл Кларк, изд. Вопрос школы Манитобы: правление большинства или права меньшинства? (1968)
- ^ Закон Манитобы, 1870 г. Архивировано 23 марта 2012 г. в Wayback Machine , с. 22.
- ^ Энс, Герхард . 1996. Родина во внутренних районах: меняющиеся миры метисов Красной реки в девятнадцатом веке . Торонто: Университет Торонто Press.
- ^ Закон Манитобы, 1870 г. Архивировано 23 марта 2012 г. в Wayback Machine , с. 23.
- ^ Закон о том, что английский язык должен быть официальным языком провинции Манитоба , SM 1890, c. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Верретт, Мишель. 7 февраля 2006 г. « Вопрос о школах Манитобы ». Канадская энциклопедия . Historica Canada (последнее обновление 1 июня 2016 г.).
- ^ Закон о государственных школах , SM 1890, c. 38.
- ^ Jump up to: а б Барретт против города Виннипег (1891 г.), 7 человек. LR 273 (QB); заявление отклонено единоличным судьей палаты (Киллам Дж.), p. 282; апелляция в Королевскую скамью в полном составе отклонена, а статут оставлен в силе, p. 308.
- ^ Гордон Голдсборо (19 января 2014 г.). «Незабываемые жители Манитобы: Джон Келли Барретт (1850–1921)» . Историческое общество Манитобы . Проверено 14 июля 2015 г.
- ^ Барретт против Виннипега (1891), 19 SCR 374 .
- ^ Логан против города Виннипег (1891), 8 человек. LR 3 (QB).
- ^ Город Виннипег против Барретта; Город Виннипег против Логана , [1892] AC 445 (PC).
- ^ Закон о Конституции 1867 г. , с. 93(3),(4).
- ^ Закон Манитобы , с. 22(2), (3).
- ^ Брофи против Генерального прокурора Манитобы , [1895] AC 202 (PC) .
- ^ Том Митчелл (23 декабря 2012 г.). «Историческое общество Манитобы (по образу Онтарио: государственные школы в Брэндоне 1881-1890)» . История Манитобы, номер 12, осень 1986 г. Университет Брэндона . Проверено 14 июля 2015 г.
- ^ Скелтон, Оскар . 1921. Жизнь и письма сэра Уилфрида Лорье .
- ^ Jump up to: а б «Вопросы школы Манитобы: 1890–1897 (Лорье – Гринуэй –)» . Манитоба (Цифровые ресурсы по истории Манитобы) . п. 6 . Проверено 14 июля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйл, Гордон. 1985. «Закон, политика и школьный вопрос Манитобы: Верховный суд и Тайный совет». Обзор канадских адвокатов (1985). 63: 461+
- Брес, Сандрин Халлион. «Французский язык в Манитобе: франко-канадские и европейские корни». Энциклопедия французского культурного наследия в Северной Америке .
- Кларк, Ловелл, изд. 1968. Вопрос школы Манитобы: правление большинства или права меньшинства? ; историки обсуждают этот вопрос
- Круникан, Пол. 1974. Священники и политики: школы Манитобы и выборы 1896 года . Торонто: Университет Торонто Press.
- Джаэнен, Корнелиус Дж. 1978. «Вопрос школы Манитобы: этническая интерпретация». Стр. 317–31 в области культуры и образования , под редакцией М. Л. Ковача.
- Митчелл, Том, «Создание нового Онтарио на сельскохозяйственном фронтире: государственные школы в Брэндоне и истоки школьного вопроса Манитобы, 1881–1889», Prairie Forum, 11, 1, 1986, 33–51.
- Миллер-младший 1973. «Д'Алтон Маккарти, равные права и истоки школьного вопроса Манитобы». Канадский исторический обзор 54 (4): 369–92.
- Мортон, Уильям Льюис. 1970. Манитоба: История . ISBN 0-8020-6070-6 ; стандартная научная история
- Рид, Дж. Х. Стюарт, Кеннет Макнот и Гарри С. Кроу , ред. 1964. Справочник по истории Канады: избранные документы и личные документы . Торонто: Longmans Canada Ltd., стр. 353–58.
- Рассел, Фрэнсис. 2003. Канадское испытание: роль Манитобы в большом водоразделе Канады .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Вопрос о школах Манитобы », цифровые коллекции UM — результаты поиска по коллекции вырезок из газет времен «Вопроса о школах Манитобы».
- « Квебекцы, католическое духовенство и школьный вопрос Манитобы, 1890-1916 » (2001), История Квебека , Колледж Марианополиса . - обширный ресурс по школьному вопросу Манитобы.
- « Квебекцы, Римско-католическая церковь и школьный вопрос Манитобы: хронология » (2000) — хронология событий, связанных с этим вопросом.
- Société franco-manitobaine — официальный сайт франкоязычного сообщества Манитобы