Конституционные дебаты в Канаде
Конституционные дебаты Канады — это постоянные дебаты, охватывающие различные политические вопросы, касающиеся основного закона страны. Дебаты можно проследить до Королевской прокламации , изданной 7 октября 1763 года после подписания Парижского договора (1763 года), по которому Франция уступила большую часть Новой Франции Великобритании в пользу сохранения Гваделупы .
С момента принятия Конституционного акта 1867 года , который объединил провинции Канады , Нью-Брансуик и Новую Шотландию в Канаду , дебаты сосредоточились на следующих вопросах:
- Толкование Конституции
- Разделение полномочий между федеральным правительством и правительствами провинций.
- Тип федерализма, который будет применяться внутри федерации
- Как следует изменить конституцию
- Включение конкретных гражданских прав в конституцию
Исторический обзор
[ редактировать ]Первоначальная политика Великобритании в отношении недавно приобретенной колонии Квебек была раскрыта в Королевской прокламации от 7 октября 1763 года. Прокламация переименовала Канаду в «Провинцию Квебек», изменила ее границы и установила назначенное Великобританией колониальное правительство. Новому губернатору колонии были даны полномочия и указания созывать и созывать общие собрания народных представителей.
Статус-кво
[ редактировать ]Действующая Конституция Канады состоит из Закона о Британской Северной Америке 1867 года (BNA) и последующих поправок.
Распределение законодательных полномочий
[ редактировать ]Закон BNA определил сферы юрисдикции провинций и федерального правительства. Существует 29 исключительных федеральных юрисдикций и 16 провинциальных юрисдикций. Юрисдикции провинций перечислены в статьях 92, 93 и 95 конституции.
Закон о BNA предоставил федеральному парламенту все «остаточные» полномочия, еще не определенные как провинциальные. Это также дало федеральному правительству право вето на законы провинции . Члены Сената Канады , Верховного суда Канады , судьи и судьи высших судов всех провинций назначаются федеральной исполнительной властью.
Конституционный акт 1982 года не изменил разделения обязанностей между провинциальными и федеральными законодательными органами, за исключением юрисдикции провинции над природными ресурсами и энергетикой, которая была уточнена и несколько расширена.
Хартия прав и свобод
[ редактировать ]Канадская Хартия прав и свобод была закреплена в конституции Канады в 1982 году. Хартия охватывает основные свободы, демократические права, права на мобильность, законные права, права равенства, языковые права и права меньшинств на образование на языке меньшинства.
Процесс внесения поправок
[ редактировать ]Конституционная реформа 1982 года ввела процесс внесения поправок, который больше не требовал одобрения Парламента Соединенного Королевства . Формула поправки описана в статьях 37–49 конституции. Как правило, поправки могут быть приняты Палатой общин, Сенатом и большинством в две трети законодательных собраний провинций (7 из 10), представляющих не менее 50% населения Канады (формула 7/50). В некоторых типах поправок используются другие формулы внесения поправок.
Обсуждаемые области
[ редактировать ]Интерпретация Закона о Британской Северной Америке
[ редактировать ]Основание нации
[ редактировать ]В Западной Канаде (Онтарио) процесс конфедерации пропагандировался как акт основания новой британской нации. Проект в целом получил широкую поддержку в прессе и в политическом классе. В первую очередь политики Запада Канады вместе с Великой коалицией организовали процесс, который привел к законодательному союзу британских североамериканских колоний.
Однако движение против Конфедерации было довольно сильным в одной из двух приморских провинций, первоначально входивших в состав БНАА. Либеральные политики Приморья не поддержали движение Большой коалиции ни до, ни после него.
В Новой Шотландии 36 из 38 мест в законодательном органе провинции и 18 из 19 мест в новом федеральном законодательном органе на первых выборах достались кандидатам, выступающим против Конфедерации. Премьер Уильям Аннан и федеральный депутат Джозеф Хоу настаивали на исключении Новой Шотландии из нового Доминиона. Хоу в конце концов принял должность в федеральном правительстве Макдональда, в то время как Аннан продолжал бороться с Конфедерацией до 1869 года.
Движение умерло вскоре после того, как была оставлена идея повернуть вспять процесс конфедерации. Точка зрения, согласно которой конфедерация является актом основания канадской нации, была и остается сегодня политикой федерального правительства.
Пакт между двумя народами-основателями
[ редактировать ]На востоке Канады (Квебек) проект конфедерации продвигал « Синяя партия» , а против него выступала « Красная партия» . Жорж-Этьен Картье поддерживал и продвигал этот проект как способ восстановить политическую автономию, которую Нижняя Канада потеряла с насильственным союзом 1840 года. будут исключительными провинциальными юрисдикциями.
После 1867 года и вплоть до 1960-х годов идея о том, что BNAA является юридическим документом, содержащим гарантии равенства двух народов-основателей, воспринималась большинством представителей интеллектуальной элиты Французской Канады как нечто само собой разумеющееся. Политики-националисты из Квебека (иногда либералы, иногда консерваторы) были избраны по программам, в которых говорилось, как они должны защищать конституционные гарантии, предоставленные Великобританией франко-канадцам, чтобы защитить их гражданство. Федеральные политики, такие как Анри Бурасса , выступали за большую автономию Канады в составе Британской империи, в то время как провинциальные политики, такие как Оноре Мерсье, защищали автономию провинции Квебек в составе Канадского доминиона.
Просто еще один британский закон
[ редактировать ]Восточной Красная партия Канады выступала против процесса конфедерации, точно так же, как ее предшественница, Патриотическая партия , выступала против процесса создания Союза. Некоторые румяна, такие как Антуан-Эме Дорион , требовали, чтобы проект был вынесен на прямое голосование народа, будучи убежденными, что он будет отклонен. Процесс, который привел к созданию конфедерации, считался нелегитимным, поскольку, по их мнению, он был недемократичным.
Другие либералы предлагали создать высокодецентрализованную конфедерацию, которая предоставила бы союзному правительству лишь определенные ограниченные полномочия. Партия возглавила кампанию против конфедерации, и на первых провинциальных выборах были избраны 13 из 65 кандидатов, выступающих против конфедерации, получив 45% зарегистрированных голосов.
Намного позже, в конце 1950-х годов, мнение Красной партии поддержали первые сторонники независимости Квебека.
Природа канадского федерализма
[ редактировать ]Конфедерация / федерация
[ редактировать ]С момента создания федеративного государства роль этого нового уровня власти стала предметом споров. По состоянию на 1867 год некоторые политики рассматривали федеральное правительство как центральное национальное правительство Канады, тогда как другие видели в нем конфедеративное правительство, создание провинций, ответственных за управление вещами, которые у последних были общими.
Симметричный и асимметричный федерализм
[ редактировать ]Симметричный федерализм относится к политической организации, в которой все федеративные штаты имеют равный статус и автономию в рамках большего ансамбля.
Асимметричный федерализм относится к политической организации, в которой федеративные штаты имеют различные уровни автономии внутри большего ансамбля.
Двунационализм, двуязычие и бикультурализм
[ редактировать ]Двунациональная конфедерация, поддерживаемая в основном французскими канадцами , рассматривалась как способ для французских канадцев и британских канадцев сосуществовать в одной стране и иметь общие институты. Поскольку французские канадцы считали себя отдельной нацией и хотели, чтобы эта нация продолжала существовать, многие политические лидеры Квебека выступали за официальное признание французского языка федеральным правительством и правительствами всех провинций. Сегодня эта точка зрения ассоциируется с эпохой, предшествовавшей « Тихой революции» .
Мультикультурное национальное государство
[ редактировать ]Этот взгляд на Канаду, продвигаемый либералами во время Пьера Э. Трюдо премьерства , сразу же с готовностью поддержан большим количеством канадцев и закреплен в двадцать седьмом разделе Канадской хартии прав и свобод . Однако это рассматривается как неприемлемое, поскольку оно недостаточно практически для всех политиков провинции Квебек. По их мнению, модель мультикультурного национального государства сама по себе не способна признать национальный характер квебекского общества и последствия этого для штата Квебек как государства-члена канадской федерации.
Концепция плюралистического общества в целом воспринимается положительно в Квебеке, который также является страной, открытой для иммиграции. Однако политика Квебека говорит о гражданском « интеркультурализме », а не о мультикультурализме , который ассоциируется с геттоизацией . Канадскую политику мультикультурализма часто воспринимают негативно, поскольку она изображает франкоязычное большинство Квебека как одну из многих этнических групп Канады, тем самым отрицая национальный характер Квебека и подрывая усилия штата Квебек по интеграции иммигрантов в свою жизнь. Основное франкоязычное общество. Дебаты по вопросам культурного плюрализма, таких как разумные условия для соблюдения религиозных обрядов в общественных местах, занимали видное место в политике и обществе Квебека в 21 веке, как, например, в Комиссии Бушара-Тейлора в 2007–2008 годах, в Квебекской хартии ценностей, предложенной в 2013 году, но отменен в 2014 году, а также Закон о светском государстве , ставший законом в 2019 году.
Многонациональное государство
[ редактировать ]Многие политики и общественные деятели полагают, что Канада продвинется вперед в признании своего многообразия, объявив себя де-юре многонациональным государством. Что касается Квебека, эта точка зрения больше соответствовала бы «нации внутри нации» бывшего премьер-министра Лестера Б. Пирсона в эпоху до Трюдо.
Одна нация, одна страна
[ редактировать ]Многие канадцы за пределами Квебека думают о Канаде как о монолитной стране с 10 равными провинциями. Поскольку они видят в стране только одну нацию, они выступают против любых асимметричных отношений с Квебеком или любой другой провинцией. Полагая, что Канаде необходимо сильное федеральное правительство для защиты и продвижения национального единства, некоторые из них в принципе сопротивляются децентрализации власти в пользу провинций. Другие признают широкие провинциальные полномочия при условии, что те, которые предоставлены Квебеку, не отличаются от тех, которые предоставлены другим провинциям (по сути, позиция Партии реформ во время дебатов в Мич-Лейке , как описано в книге Престона Мэннинга 1992 года «Новая Канада» ).
Две нации, две страны
[ редактировать ]Многие националисты Квебека считают, что благодаря отделению они получили ответ на непрекращающиеся конституционные дебаты в Канаде. Будучи маргинализированным после восстания патриотов 1837–1838 годов, сепаратистский вариант был возрожден как надежное решение после Тихой революции в Квебеке 1960-х годов. Некоторые политики рассматривают независимость как нормальное завершение борьбы Квебека за сохранение своей автономии в рамках канадского федерального правительства. Некоторые видят это в более широкой перспективе права каждого народа на самоопределение и того, что они считают нормальной эволюцией 400-летней бывшей французской колонии, ставшей жертвой колониальных войн между Великобританией и Францией.
Договорный федерализм
[ редактировать ]Доктрина договорного федерализма гласит, что Канада состоит из двух союзов: одного из десяти провинций и федерального правительства, а другого — Короны с аборигенами Канады . Согласно этой доктрине, « первые нации» , инуиты и метисы считаются суверенными нациями, находящимися в договоре с Канадой, а не группами меньшинств внутри канадского национального государства. [1]
В отчете Королевской комиссии по делам аборигенов (1996 г.) говорится, что
Условия канадской федерации встречаются не только в официальных конституционных документах, регулирующих отношения между федеральным правительством и правительством провинций, но также в договорах и других документах, устанавливающих основные связи между аборигенами и Короной. [2]
Позиции
[ редактировать ]Поддерживать статус-кво
[ редактировать ]Официальная позиция федерального правительства Канады, подавляющего большинства канадцев за пределами Квебека и меньшинства (20%) внутри Квебека. Либеральная партия Канады является основным действующим лицом в усилиях по поддержанию конституционного статус-кво. [ по мнению кого? ]
Конституционные реформы
[ редактировать ]Позиция многих федералистов из англоязычных Канады и Квебека. Считается единственным способом избежать отделения Квебека. С момента подъема движения за суверенитет этот вариант, похоже, получил твердую поддержку 40% избирателей Квебека. Попытки реформировать канадскую конституцию, чтобы признать специфику Квебека (или отдельного общества ) и предоставить средства для удовлетворения его потребности в большей автономии, привели к соглашению Мич-Лейк , которое рухнуло до того, как оно вступило в силу, и Шарлоттаунскому соглашению , которое было отклонено Квебеком. большинство канадцев, а также большинство жителей Квебека на референдуме 1995 года. Этот вариант до сих пор с большей или меньшей энергией поддерживается Либеральной партией Квебека .
Независимость Квебека
[ редактировать ]Такова позиция суверенитетистов Квебека . Рассматривается как лучший или единственный способ обеспечить нормальное развитие общества Квебека с культурной, экономической и социальной точки зрения. С 1980-х годов этот вариант, судя по всему, набирает от одного опроса к другому солидную поддержку 40% избирателей Квебека. В 1980 году правительство Квебека провело референдум по суверенитету-ассоциации , который был отвергнут 60% избирателей Квебека, и второй референдум по суверенитету с факультативным партнерством, который был отвергнут 50,6% того же электората. В настоящее время этот вариант поддерживают Партия Квебека и Солидарная партия Квебека , обе провинциальные партии Квебека. Отделение не рассматривается как вариант для партий федерального уровня, за исключением Блока Квебека и, по сути, всего населения англоязычных провинций.
См. также
[ редактировать ]- Политика Канады
- Политика Квебека
- Республиканство в Канаде
- Список документов из конституционной истории Канады
- Безуспешные попытки внести поправки в Конституцию Канады
Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://www.forumfed.org/libdocs/IntConfFedBk99/ICFE9911-int-Hawkes-bg.pdf, стр. 2.
- ^ RCAP, 1996, стр.194.