Поправки к Конституции Канады
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |
До 1982 года изменение Конституции Канады в первую очередь означало внесение поправок в Закон о Британской Северной Америке 1867 года . Однако, в отличие от большинства других конституций, в Законе не было формулы внесения поправок; вместо этого изменения были введены в действие посредством актов парламента Соединенного Королевства (или «Имперского парламента»), называемых Законами о Британской Северной Америке . [1]
Другие страны Содружества взяли на себя полномочия по внесению поправок в конституцию после Вестминстерского статута 1931 года , но в то время Канада решила позволить парламенту Соединенного Королевства сохранить власть «временно». В период с 1931 по 1982 год федеральное правительство от имени Палаты общин Канады и Сената направляло обращение британскому правительству с просьбой внести поправку. Запрос включал бы резолюцию, содержащую желаемые поправки, которые, в свою очередь, всегда принимались британским парламентом практически без дебатов .
С принятием Закона о Конституции 1982 года Канада взяла на себя полномочия по внесению поправок в свою собственную конституцию, добившись полного суверенитета. [2] [3] [4] С тех пор поправки в Конституцию Канады вносятся с использованием одной из пяти формул внесения поправок, требующих согласия определенного сочетания Палаты общин, Сената и законодательных собраний провинций.
Формулы поправок
[ редактировать ]Демографический вес каждой провинции (2021 г.)
В рамках восстановления конституции в 1982 году была принята формула внесения поправок в статьи 38–49 Закона о Конституции 1982 года . [5]
Согласно этому закону, процедура внесения поправок состоит из различных категорий в зависимости от части конституции, в которую вносятся поправки. [6]
Поправки единогласного согласия
[ редактировать ]Есть некоторые части конституции, которые могут быть изменены только с единогласного согласия всех провинций и двух палат парламента. Эта формула содержится в статье 41 Конституционного закона 1982 года и известна как «формула единогласия». [7] Он зарезервирован для следующих вопросов:
- (a) должность Монарха, Генерал-губернатора и Вице-губернатора провинции;
- (b) право провинции на количество членов в Палате общин, не меньшее числа сенаторов, которыми провинция имеет право быть представлена на момент Конституционного закона 1982 года ; вступления в силу
- (c) в соответствии со статьей 43 использование английского или французского языка;
- (d) состав Верховного суда Канады; и
- (д) изменение самой процедуры внесения изменений.
Поправки к «формуле 7/50»
[ редактировать ]Поправки к некоторым конституционным положениям могут быть приняты только в том случае, если идентичные резолюции будут приняты Палатой общин, Сенатом и двумя или более третями провинциальных законодательных собраний (т.е. не менее семи), представляющими не менее 50 процентов от общей численности населения. из провинций. Эта формула, изложенная в разделе 38 Конституционного закона 1982 года , официально называется «общей процедурой внесения поправок» и в просторечии известна как «формула 7/50». [8] [7] Это формула поправки, которая применяется, когда поправка не попадает ни в какую другую категорию. [6]
После успешного прохождения процедуры принятия поправки поправка официально оформляется провозглашением генерал-губернатора в Совете. Таким образом, официально в конституцию вносятся поправки Прокламацией, а выпуск Прокламации требует предварительного одобрения резолюциями Палаты общин, Сената и необходимого числа провинциальных законодательных собраний.
Следующие вопросы явно отнесены к «формуле 7/50» в силу ст. 42:
- (a) принцип пропорционального представительства провинций в Палате общин, предусмотренный Конституцией Канады;
- (b) полномочия Сената и метод избрания сенаторов;
- (c) число членов, которым провинция имеет право быть представленной в Сенате, и требования к месту жительства сенаторов;
- (d) с учетом пункта 41(d) Верховный суд Канады;
- (д) расширение существующих провинций на территории; и
- (f) создание новых провинций.
Никакого конкретного упоминания в процедуре внесения поправок, влияющих на распределение полномочий на федеральном/провинциальном уровне, не делается. Таким образом, они могут рассматриваться в целом согласно ст. 38, или в отношении конкретных провинций согласно ст. 43. Однако с. 38 поправка в этом отношении не будет применяться к провинции, которая приняла резолюцию о несогласии с ней, и s. 40 гласит, что s. Поправка 38, передающая юрисдикцию провинций в вопросах образования или культуры Парламенту, должна сопровождаться разумной компенсацией со стороны Канады провинциям.
Положения, применимые к одной или нескольким, но не ко всем провинциям
[ редактировать ]Согласно с. 43, любая поправка, применимая к одной или нескольким, но не ко всем провинциям, должна быть «одобрена резолюцией Сената и Палаты общин, а также законодательного собрания каждой провинции, к которой применяется поправка». [7]
Если поправка к конституции затрагивает только одну провинцию, требуется только согласие двух палат парламента и законодательного собрания этой провинции. Семь из одиннадцати принятых на данный момент поправок носили такой характер: четыре были приняты для Ньюфаундленда и Лабрадора , одна для Нью-Брансуика , одна для острова Принца Эдуарда и одна для Квебека . Эта формула содержится в статье 43 Конституционного закона 1982 года .
Положения, касающиеся федеральных учреждений
[ редактировать ]Согласно с. 44, конституционные положения, касающиеся федеральных институтов (исполнительное правительство Канады, Сенат и Палата общин), могут быть изменены Парламентом Канады в одностороннем порядке, если эти положения не являются положениями, явно зарезервированными для единогласия или формулы 7/50. [7] [6] Например, в 2022 году правительство Канады использовало этот метод внесения поправок, чтобы изменить формулу распределения мест в Палате общин . [9] [10]
Провинциальные конституции
[ редактировать ]Согласно с. 45, каждая провинция имеет исключительное право изменять собственную конституцию, если изменения не касаются вопросов, изложенных в ст. 41. [6] Этот раздел был предметом большой путаницы и споров, поскольку конституции некоторых провинций включены в те же документы, которые составляют Конституцию Канады. [11] [12]
В обход Сената
[ редактировать ]Статья 47 позволяет вносить поправки в Конституцию Канады без резолюции Сената, разрешающей выпуск прокламации, если в течение 180 дней после принятия Палатой общин резолюции, разрешающей ее выпуск, Сенат не принял такую резолюцию, и если в любое время после истечения этого периода Палата общин снова примет эту резолюцию. Любой период перерыва в работе или роспуска Парламента не учитывается при расчете 180-дневного периода.
Поправки до 1982 г.
[ редактировать ]Большинство поправок к конституции до 1982 года представляли собой акты парламентов Соединенного Королевства или Канады о внесении поправок в Закон о Британской Северной Америке 1867 года (ныне Закон о Конституции 1867 года ). В некоторых случаях в конституционную структуру Канады вносились поправки путем добавления к конституции целых дополнительных документов. К ним относятся приказы о добавлении провинций в Канаду, такие как Условия Союза Британской Колумбии , и документы, которые изменили структуру правительства Канады, такие как Закон о парламенте Канады 1875 года .
Имя | Год | Изменения в другие конституционные документы | Статус (по состоянию на 2022 г.) |
---|---|---|---|
Закон о внесении поправок и продолжении Закона 32–33 Виктории, глава 3; и создать и обеспечить правительство провинции Манитоба, 1870 г. | 1870 | Раздел 21 Конституционного закона 1867 г. | В Конституции под названием «Акт Манитобы» 1870 г. |
Закон о земле Руперта 1868 г. | 1868 | никто | Потрачено , когда Приказ о Земле Руперта и Северо-Западных территориях вступил в силу . |
Закон о временном правительстве земли Руперта 1869 г. | 1869 | никто | Срок действия истек 14 апреля 1871 года. |
Приказ Ее Величества в Совете о приеме Земли Руперта и Северо-Западной территории в состав Союза от 23 июня 1870 г. | 1870 | никто | В конституции под названием « Земля Руперта и Орден Северо-Западных территорий» . |
Приказ Ее Величества в Совете о приеме Британской Колумбии в Союз от 16 мая 1871 года. | 1871 | Раздел 21 Конституционного закона 1867 г. | В конституции под названием « Условия Союза Британской Колумбии» . |
Закон о Британской Северной Америке 1871 г. | 1871 | никто | В конституции под названием « Конституционный акт 1871 года» . |
Приказ Ее Величества в Совете о приеме острова Принца Эдуарда в Союз от 26 июня 1873 года. | 1873 | никто | В Конституции под названием « Условия союза Острова Принца Эдуарда» . |
Закон о парламенте Канады 1875 г. | 1875 | Раздел 18 Конституционного закона 1867 г. | В конституции под тем же названием. |
Приказ Ее Величества в Совете о приеме в Союз всех британских владений и территорий в Северной Америке и прилегающих к ней островов, датированный 31 июля 1880 года. | 1880 | никто | В конституции под названием « Порядок о прилегающих территориях» . |
Закон о Британской Северной Америке 1886 г. | 1886 | никто | В конституции под названием « Конституционный акт 1886 года» . |
Закон о Канаде (граница Онтарио) 1889 г. | 1889 | никто | В конституции под тем же названием. |
Закон о пересмотре статутного права 1893 г. | 1893 | Принятие статьи и разделов 2, 4, 25, 42, 43, 51, 81, 88, 89, 127, 145 Конституционного закона 1867 г. [13] | Потраченный . |
Закон о канадском спикере (назначение заместителя) 1895 г. | 1895 | никто | Отменено в 1982 году. |
Закон Альберты 1905 года. | 1905 | Раздел 21 Конституционного закона 1867 г. | В конституции под названием « Акт Альберты» . |
Закон о Саскачеване 1905 года. | 1905 | Раздел 21 Конституционного закона 1867 г. | В конституции под названием « Акт Саскачевана» . |
Закон о Британской Северной Америке 1907 г. | 1907 | никто | В конституции под названием « Конституционный акт 1907 года» . |
Закон о Британской Северной Америке 1915 г. | 1915 | Разделы 21, 22, 26, 27, 28, 51А Конституционного закона 1867 г. | В конституции под названием « Конституционный Акт 1915 года» . |
Закон о Британской Северной Америке 1916 г. | 1916 | никто | Отменено Законом о пересмотре статутного права 1927 года . |
Закон о пересмотре статутного права 1927 года | 1927 | Удален раздел 1(2) из Закона о Британской Северной Америке 1915 года и отменен Закон о Британской Северной Америке 1916 года . | Потраченный . |
Закон о Британской Северной Америке 1930 г. | 1930 | никто | В конституции под названием « Конституционный Акт 1930 года» . |
Вестминстерский статут 1931 года. | 1931 | никто | В конституции под тем же названием. |
Закон о Британской Северной Америке 1940 г. | 1940 | Раздел 91 (2A) Конституционного закона 1867 г. | В конституции под названием « Конституционный Акт 1940 года» . |
Закон о Британской Северной Америке 1943 г. | 1943 | Статья 51 Конституционного закона 1867 г. | Отменено в 1982 году. |
Закон о Британской Северной Америке 1946 г. | 1946 | Статья 51 Конституционного закона 1867 г. | Отменено в 1982 году. |
Закон о Британской Северной Америке 1949 г. | 1949 | Разделы 21, 22 Конституционного закона 1867 г. | В Конституции под названием Закон о Ньюфаундленде . |
Закон о Британской Северной Америке (№ 2) 1949 года. | 1949 | Статья 91 Конституционного закона 1867 г. | Отменено в 1982 году. |
Закон о пересмотре статутного права 1950 года | 1950 | Удалена лишняя статья 118 Конституционного акта 1867 года . | Потраченный . |
Закон о Британской Северной Америке 1951 г. | 1951 | Раздел 94А Конституционного закона 1867 г. | Отменено в 1982 году. |
Закон о Британской Северной Америке 1952 г. | 1952 | Статья 51 Конституционного закона 1867 г. | Отменено в 1982 году. |
Закон о Британской Северной Америке 1960 г. | 1960 | Статья 99 Конституционного закона 1867 г. | В конституции под названием « Конституционный акт 1960 года» . |
Закон о Британской Северной Америке 1964 г. | 1964 | Раздел 94 (A) Конституционного закона 1867 г. | В конституции под названием « Конституционный Акт 1964 года» . |
Закон о Британской Северной Америке 1965 г. | 1965 | Раздел 29 Конституционного закона 1867 г. | В конституции под названием « Конституционный акт 1965 года» . |
Закон о Британской Северной Америке 1974 г. | 1974 | Раздел 51 (1) Конституционного закона 1867 г. | В конституции под названием « Конституционный Акт 1974 года» . |
Закон о Британской Северной Америке (№ 1), 1975 г. (ранее называвшийся «Закон о представительстве Северо-Западных территорий ») | 1975 | Раздел 51 (2) Конституционного закона 1867 г. | Отменен в 1999 году после переименования в Конституционный Акт (№ 1) 1975 года . |
Закон о Британской Северной Америке (№ 2), 1975 г. | 1975 | Статьи 21, 22, 28 Конституционного акта 1867 г. | В конституции под названием «Конституционный Акт» (№ 2) 1975 года . |
Закон о пересмотре различных статутов 1977 года | 1977 | Переименованы конституционные документы, которые были снова переименованы в соответствии с Конституционным актом 1982 года . | Потраченный . |
Закон Канады 1982 года | 1982 | никто | В конституции под тем же названием. |
Конституционный закон 1982 года. | 1982 | Разделы 1, 20, 51, 91 (1), 92 (1), 92A (6), 94A, шестое приложение к Закону о Конституции 1867 г. | В конституции под тем же названием. |
Поправки после 1982 г.
[ редактировать ]Внесение поправок в конституцию стало темой многочисленных дебатов в современной Канаде, и обе наиболее масштабные попытки пересмотреть документ потерпели поражение. Однако с момента внесения в нее поправок в 1982 году в конституцию было внесено тринадцать поправок. Большинство этих поправок были ограничены по объему и касались только вопросов, затрагивающих конкретные провинции.
Имя | В раздел(ы) внесены изменения | Назначение и примечания | Процедура внесения изменений |
---|---|---|---|
Прокламация о поправках к Конституции, 1983 г. | SS. 25(b), 35(3)–(4), 35.1, 37.1, 54.1 и 61 Закона о Конституции 1982 г. | Укреплены права аборигенов в конституции. | с. 38: правило 7/50 |
Конституционный закон 1985 года (Представительство) | с. 51 (1) Конституционного закона 1867 г. | Изменена формула распределения мест в Палате общин. Поправка была заменена Законом о добросовестном представительстве в 2011 году. | с. 44: Парламент Канады |
Поправка к Конституции, 1987 г. | с. 3 Закона о Ньюфаундленде и пункт 17 приложения к этому Закону. | Расширение прав на образование пятидесятнической церкви в Ньюфаундленде . Заменено поправкой к Конституции 1998 года (Закон о Ньюфаундленде) . | с. 43: Палата общин, Сенат и Палата собрания Ньюфаундленда. |
Поправка к Конституции, 1993 г. (Нью-Брансуик) | с. 16.1 Конституционного закона 1982 г. | добавлен раздел 16.1 В Канадскую хартию прав и свобод , который уравнял английское и французское языковые сообщества в Нью-Брансуике с правом на отдельные культурные и образовательные учреждения. | с. 43: Палата общин, Сенат и Законодательное собрание Нью-Брансуика. |
Поправка к Конституции 1993 г. (Остров Принца Эдуарда) | график прибытия на остров Принца Эдуарда Условия Союза | Разрешено строительство моста с фиксированной связью вместо паромного сообщения с островом Принца Эдуарда . | с. 43: Палата общин, Сенат и Законодательное собрание PEI. |
Поправка к Конституции 1997 г. (Закон о Ньюфаундленде) | термин 17 приложения к Закону о Ньюфаундленде | Разрешено провинции Ньюфаундленд создать светскую школьную систему взамен церковной системы образования. | с. 43: Палата общин и Палата собрания Ньюфаундленда; Одобрение Сената было обойти с помощью s. 47 |
Поправка к Конституции, 1997 г. (Квебек) | с. 93А Конституционного закона 1867 г. | Разрешено провинции Квебек заменить конфессиональные школьные советы на советы, организованные по лингвистическому принципу. Примечание: в преамбуле резолюции Национальной ассамблеи Квебека о принятии поправки не упоминается, какая формула внесения поправки используется, и содержится следующее заявление: «Принимая во внимание, что такая поправка никоим образом не представляет собой признание Национальной ассамблеей Конституционного закона, 1982 года , который был принят без его согласия». | с. 43: Палата общин, Сенат и Национальная ассамблея Квебека. |
Поправка к Конституции 1998 г. (Закон о Ньюфаундленде) | термин 17 приложения к Закону о Ньюфаундленде | Отменены конфессиональные квоты на занятия религией в Ньюфаундленде. | с. 43: Палата общин, Сенат и Палата собрания Ньюфаундленда. |
Закон о Конституции 1999 г. (Нунавут) | SS. 21, 23, 28 и 51 (2) Конституционного закона 1867 г. | Предоставлено представительство территории Нунавут в Сенате Канады . Примечание: Во время принятия закона лидер оппозиции Престон Мэннинг утверждал, что и этот закон, и закон Нунавута 1993 года должны были быть приняты с использованием более инклюзивной формулы поправок (вероятно, формулы 7/50), и что отказ от использования соответствующей формулы может привести к будущим конституционным трудностям. [14] | с. 44: Парламент Канады |
Поправка к Конституции 2001 г. (Ньюфаундленд и Лабрадор) | каждый случай слова «Ньюфаундленд» в приложении к Закону о Ньюфаундленде. | Название «Провинция Ньюфаундленд» изменено на «Провинция Ньюфаундленд и Лабрадор». | с. 43: Палата общин, Сенат и Палата собрания Ньюфаундленда. |
Закон о добросовестном представительстве, 2011 г. | с. 51 (1), (1.1) Конституционного закона 1867 г. | Изменена формула распределения мест в Палате общин. | с. 44: Парламент Канады |
Поправка к Конституции 2022 г. (Закон о Саскачеване) | с. Статья 24 Закона о Саскачеване отменена ретроактивно с 29 августа 1966 г. | Удалена историческая налоговая льгота, характерная для Канадской Тихоокеанской железной дороги. | с. 43: Палата общин, Сенат и Законодательное собрание Саскачевана. |
Закон о сохранении представительства провинции в Палате общин (2022 г.) | с. 51 (1) Конституционного закона 1867 г. | Изменена формула распределения мест в Палате общин. | с. 44: Парламент Канады |
Поправки к конституциям провинций
[ редактировать ]Раздел 45 Закона о Конституции 1982 года позволяет провинциям вносить поправки в конституции своих провинций. Однако многие части конституций провинций включены в документы, составляющие часть Конституции Канады, и могут потребовать одобрения Сената и Палаты общин в соответствии с формулой внесения поправок в соответствии с разделом 43. Для внесения поправок в конституции провинций без ссылки на статью 43 использовались различные методы, но не все они были проверены в суде.
В Альберте Закон о внесении поправок в Конституцию Альберты 1990 года ограничивает полномочия законодательного собрания провинции, требуя согласия членов поселения метисов на изменение законов, касающихся экспроприации земель метисов. Суды еще не вынесли решения о том, действительно ли такая формулировка будет иметь обязательную силу для будущих законодательных органов, но это может быть сделано, если при создании закона будет соблюдена более высокая планка. [15]
В Британской Колумбии действует Закон под названием « Конституционный закон» , в котором излагаются полномочия и правила, регулирующие исполнительную и законодательную ветви власти провинции. Однако в законе прямо говорится, что на него распространяются Закон о Конституции 1867 года и Условия Союза Британской Колумбии , предположительно потому, что потребуется поправка к разделу 43 для изменения любой части Конституции Британской Колумбии, содержащейся в этих документах.
Квебек и Саскачеван приняли поправки к конституциям своих провинций, оформленные как поправки к Конституции Канады. В 2021 году парламент Квебека принял законопроект под названием «Закон об уважении французского языка, официального и общего языка Квебека» , который по сути представлял собой поправки к Хартии французского языка . Закон направлен на добавление разделов 90Q.1 и 90Q.2 к Закону о Конституции 1867 года , которые предусматривают, что жители Квебека образуют нацию и что французский язык является единственным официальным языком Квебека. Поскольку Палата общин не санкционировала эти дополнения к Закону о Конституции 1867 года , они имели бы силу только в том случае, если бы представляли собой поправки к конституции Квебека, внесенные в рамках процесса внесения поправок в раздел 45. Ученые-конституционалисты разделились во мнениях относительно действительности поправки к конституции провинции, сформулированной как дополнение к части Конституции Канады. [16] [17] [18] [19] [20] [21] Чиновник Министерства юстиции в июне 2022 года заявил Le Devoir , что дополнения к конституции, якобы внесенные Законодательным собранием Квебека , [22] посредством его Закона о французском языке, официальном и общем языке Квебека , будет «воспроизведено при кодификации конституционных законов [...] в следующем обновлении». [23] Разделы 90Q.1, 90Q.2, 90S.1 и 128Q.1 были фактически добавлены в текст Конституционного акта 1867 года федеральным правительством 1 января 2024 года. [24]
После действий Квебека закон, принятый парламентом Квебека в 2022 году и парламентом Саскачевана в 2023 году, предусматривает добавление разделов 128Q.1 и раздел 90S.1 к Закону о Конституции 1867 года . Раздел 128Q.1 освобождает членов законодательного собрания Квебека от присяги, требуемой разделом 128, а раздел 90S.1 заявляет, среди прочего, что Саскачеван обладает автономией в отношении всех вопросов, подпадающих под его исключительную юрисдикцию.
Имя | В раздел(ы) внесены изменения | Назначение и примечания | Процедура внесения изменений |
---|---|---|---|
Закон о французском языке, официальном и общем языке Квебека (2022 г.) | SS. 90Q.1 и 90Q.2 Конституционного закона 1867 г. | добавлены разделы 90Q.1 и 90Q.2 В Конституционный акт 1867 года , которые предусматривают, что жители Квебека образуют нацию и что французский язык является единственным официальным языком Квебека. | с. 45: Парламент Квебека |
Закон о признании присяги, предусмотренной Законом о Национальном собрании, единственной присягой, необходимой для работы в Ассамблее (2022 г.) [25] | с. 128Q.1 Конституционного закона 1867 г. | Удалена верность присяга на канадскому монарху из присяги в Национальной ассамблее Квебека . | с. 45: Парламент Квебека |
Первый акт Саскачевана (2023 г.) | с. 90S.1 Конституционного закона 1867 г. и ст. 3.1 Закона о Саскачеване | Добавлен раздел 90S.1 в Конституционный акт 1867 года и раздел 3.1 в Закон о Саскачеване, которые предусматривают, что Саскачеван имеет автономию в отношении всех вопросов, подпадающих под его исключительную законодательную юрисдикцию. | с. 45: Парламент Саскачевана |
Дебаты
[ редактировать ]Внесение поправок в канадскую конституцию является темой больших дебатов в Канаде. Похоже, среди правительств провинций существует общее согласие с тем, что в некоторые части конституции необходимо внести поправки, чтобы удовлетворить давние требования многих провинций. Западные провинции требуют большей доли власти на федеральном уровне, а Квебек требует большей защиты своего статуса как отдельного общества . Квебек, в частности, официально не согласился с Законом о Конституции 1982 года , хотя это не влияет на юридическую применимость Закона .
Тем не менее, достичь согласия по деталям поправок не удалось. Еще больше усложняет попытки внесения поправок в конституцию сложность процедуры внесения поправок, которая в большинстве случаев требует одобрения как федерального правительства, так и двух третей провинциальных правительств, представляющих не менее 50 процентов населения, а в некоторых случаях требуется одобрение федерального правительства и правительств всех десяти провинций.
С момента ее патриации в 1982 году в конституцию было внесено несколько поправок, включая поправки, касающиеся провинциального школьного образования в Ньюфаундленде и Квебеке, а также изменение названия Ньюфаундленд на Ньюфаундленд и Лабрадор (см. Ниже).
Хотя формула внесения поправок формально не была изменена, канадское правительство под руководством премьер-министра Жана Кретьена после референдума в Квебеке 1995 года признало региональные вето на предлагаемые поправки, принадлежащие провинциям Онтарио , Квебек и Британская Колумбия , а также регионам Прерий ( Альберта). , Саскачеван и Манитоба ) и Атлантическом океане (Нью-Брансуик, Новая Шотландия , Ньюфаундленд и Лабрадор и остров Принца Эдуарда). [26]
Неудачные попытки
[ редактировать ]1987 года Соглашение Мич-Лейк , пакет конституционных поправок, призванных устранить возражения Квебека против Закона о Конституции 1982 года , потерпело неудачу в 1990 году, когда оно не было ратифицировано правительствами всех десяти провинций. Последней попыткой внесения всеобъемлющего пакета конституционных поправок стало Шарлоттаунское соглашение, возникшее в результате провала Соглашения Мич-Лейк. Шарлоттаунское соглашение было отклонено на национальном референдуме в 1992 году.
Несмотря на пункт
[ редактировать ]Различные положения Конституции Канады подпадают под действие этого положения , которое представляет собой раздел тридцать третий Канадской хартии прав и свобод . Этот раздел уполномочивает федеральный и провинциальный парламенты временно отменять права и свободы, указанные в разделах 2 и 7–15, на срок до пяти лет с возможностью продления. Федеральный парламент никогда не применял его, хотя провинциальные парламенты делали это. [27]
Это положение регулярно применялось в период с 1982 по 1985 год парламентом Квебека , который не поддерживал принятие Хартии , но, тем не менее, подчинялся ей. Парламенты Саскачевана и Альберты также ранее применяли это положение, чтобы положить конец забастовке и защитить исключительно гетеросексуальное определение брака соответственно. [28] (Использование Альбертой оговорки о невзирая на это в конечном итоге не имело никакой силы или эффекта, поскольку определение брака находится исключительно в федеральной юрисдикции, а однополые браки были легализованы по всей стране Законом о гражданских браках .) [29] На территории Юкона также однажды был принят закон. [ нечеткий ] это ссылалось на положение о невзирая на это, но закон так и не был объявлен в силе. [30] В 2018 году правительство провинции Онтарио пригрозило применить это положение после того, как Закон об изменении размера городского совета Торонто в середине периода муниципальной избирательной кампании был признан Верховным судом Онтарио неконституционным . Угроза была снята после того, как Апелляционный суд Онтарио отменил решение суда низшей инстанции, постановив, что это изменение было «несправедливым», но все же конституционным. [31]
Верховный суд Канады в формуле поправки
[ редактировать ]Среди ученых-юристов ведутся споры о том, закреплен ли Верховный суд Канады в Конституции Канады. Верховный суд Канады не был создан конституцией, а право создавать «Апелляционный суд общей юрисдикции Канады» было предоставлено парламенту согласно ст. 101 Закона о Британской Северной Америке 1867 года . Парламент приступил к созданию Верховного суда Канады под руководством ст. 101 в 1875 году, приняв Закон о Верховном суде , который был обычным законодательным актом, не имевшим в то время конституционного значения.
Верховный суд Канады впервые был упомянут в конституционном документе Конституционным актом 1982 года . Верховный суд упоминается дважды. Во-первых, с. 41 перечисляет несколько поправок к Конституции Канады, требующих единогласного согласия. Статья 41 (d) включает в этот список «состав Верховного суда Канады». Во-вторых, с. В статье 42(1) перечислены несколько поправок к Конституции Канады, требующих общей процедуры внесения поправок. Статья 42(1)(d) включает в этот список «с учетом статьи 41(d) Верховный суд Канады». Таким образом, статьи 41 и 42 Закона о Конституции 1982 года , по-видимому, включают Верховный суд Канады в Конституцию Канады. Однако этот вывод является сомнительным, поскольку «Конституция Канады» прямо определена в ст. 52(2) как набор из 30 документов, не включающий Закон о Верховном суде . Некоторые ученые, в том числе Питер Хогг, полагают, что ссылки на Верховный суд Канады в разделах 41 и 42 неэффективны. Они утверждают, что эти ссылки носят «предварительный» характер и вступят в силу только в том случае, если парламент добавит Закон о Верховном суде к списку в s. 52(2). Другие ученые, в том числе профессор Чеффинс, утверждали, что Закон о Верховном суде подразумевается как закрепленный в ст. 52(2) из-за разделов 41 и 42. В статье 52(2) используются слова «включает...» для введения списка из тридцати инструментов, что позволяет предположить, что это положение не содержит исчерпывающего списка. Сам Верховный суд подтвердил в деле New Brunswick Broadcasting Co. против Новой Шотландии (спикер Палаты собрания) , [1993] 1 SCR 319, что ст. 52(2) не является исчерпывающим, но еще не вынесло решения о том, включен ли Закон о Верховном суде в Конституцию Канады.
В ссылке на Закон о Верховном суде, ст. 5 и 6 21 SCC 2014 г. большинством голосов Верховный суд постановил, что положения, касающиеся назначения судей от Квебека, являются устоявшимися. [32]
Закон о престолонаследии 2013 г.
[ редактировать ]Были споры о том, является ли Закон о престолонаследии 2013 года , федеральный закон, поправкой к конституции, которая должна была быть принята в соответствии с формулой внесения поправок в конституцию, требующей единогласного согласия провинции. Канадский парламент принял закон, одобряющий законопроект о наследовании короны (в то время все еще обсуждавшийся в парламенте Соединенного Королевства ), который был направлен на устранение мужского предпочтения в линии наследования британского престола, в соответствии с Пертским парламентом. Соглашение царств Содружества . Два профессора права Университета Лаваля, Женевьева Мотар и Патрик Тайлон, подали иск в суды Квебека, утверждая, что поправка должна была быть принята с использованием единогласной формулы внесения поправок в соответствии со статьей 41. Верховный суд Квебека и Суд Квебека Обе апелляции отклонили иск, заявив, что, согласно Вестминстерскому статуту 1931 года , не требуется внесения поправок в конституцию для приведения канадских правил наследования в соответствие с правилами наследования Канады. Великобритания . [33] [34] Верховный суд Канады отказал в разрешении на подачу апелляции. [35]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оливер, Питер К. (апрель 2005 г.). «Канада I: Конфедерация и имперская теория». Конституция независимости: развитие конституционной теории в Австралии, Канаде и Новой Зеландии . Издательство Оксфордского университета. стр. 111–134. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198268956.003.0005 . ISBN 978-0-19-826895-6 . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ «Акт о провозглашении Конституции 1982 года» . Правительство Канады. 5 мая 2014 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «Статут, достойный 75 ура» . Глобус и почта . Торонто. 17 марта 2009 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ Кутюр, Криста (1 января 2017 г.). «Канада празднует 150-летие… чего именно?» . ЦБК . Проверено 10 февраля 2017 г. .
... сам Конституционный акт подчистил некоторые незавершенные дела из Вестминстерского статута 1931 года, в котором Великобритания предоставила каждому из доминионов полную юридическую автономию, если они решат ее принять. Все Доминионы, кроме одного – то есть нас, Канады – предпочли принять каждую резолюцию. Наши лидеры не могли решить, как внести поправки в конституцию, поэтому власть оставалась за Британией до 1982 года.
- ^ «Часть V – Процедура внесения поправок в Конституцию Канады, Закон о Конституции 1982 года» . Министерство юстиции Канады. Архивировано из оригинала 29 июня 2013 года . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пеллетье, Бенуа (19 октября 2017 г.). «Глава 12, вносящая поправки в Конституцию Канады». В Оливере, Питер; Маклем, Патрик; Де Розье, Натали (ред.). Оксфордский справочник конституции Канады (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 253–270. doi : 10.1093/law/9780190664817.001.0001 . ISBN 978-0-19-066481-7 .
- ^ Jump up to: а б с д «Закон Канады 1982 года – Часть V – Процедура внесения поправок в Конституцию Канады» . законодательство.gov.uk .
- ^ Канадская пресса (19 сентября 2013 г.). «Для отмены Сената необходимо единогласное согласие, говорят юристы Верховного суда» . Маклинс .
- ^ «Федеральным органам потребуется одобрение большинства провинций, чтобы гарантировать Квебеку долю мест в палате общин» . CTVNews . 5 ноября 2021 г. Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Федеральные власти планируют внести поправки в Конституционный закон, чтобы ввести новое минимальное количество мест для каждой провинции» . CTVNews . 24 марта 2022 г. Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ « Это может быть очень грязно»: что произойдет, если мы все сможем внести поправки в Конституцию?» . национальная почта . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Монтпети, Джонатан (май 2021 г.). «Предлагаемые Квебеком изменения в Конституции кажутся незначительными, но они могут привести к историческим преобразованиям» . ЦБК .
- ^ Закон о Британской Северной Америке и поправки. . . 1867–1943. Королевский принтер. 1943. с. 78 (см. далее стр. 76).
- ^ Престон Мэннинг, лидер оппозиции (20 апреля 1998 г.). «Правительственные постановления: Закон Нунавута» . Парламентские дебаты (Хансард) . Канада: Палата общин. в 15:15.
- ^ «Конференция на тему «Федерализм и субнациональные конституции: разработка и реформа» » (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 ноября 2019 г. Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ Англия, Элизабет (3 августа 2021 г.), Конституционные поправки в законопроекте № 96 Квебека: чье согласие необходимо? , Центр конституционных исследований , дата обращения 28 июля 2023 г.
- ^ Тайлон, Патрик; Кошон, Юбер (2023), «Официальные конституции Федеративных и Федеративных Штатов Канады», Альберт, Ричард; Сирота, Леонид (ред.), Нужна ли Квебеку писаная конституция? , Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина, стр. 88
- ^ Монтпети, Джонатан (19 мая 2021 г.), предлагаемые Квебеком изменения в Конституции кажутся небольшими, но они могут спровоцировать исторические преобразования , CBC News , получено 6 августа 2023 г.
- ^ Хоппер, Тристан (9 декабря 2022 г.), «Первое чтение: Квебек снова пытается в одностороннем порядке переписать Конституцию» , National Post , получено 22 января 2023 г.
- ^ Бэмфорд, Эллисон (1 ноября 2022 г.), «Первый закон Саскачевана» направлен на утверждение конституционной юрисдикции: провинция , CTV News , дата обращения 6 августа 2023 г.
- ^ Саймс, Джереми (3 ноября 2022 г.), «Исследователи-конституционалисты говорят, что Саск. Первому акту не хватает содержания» , Regina Leader-Post , получено 6 августа 2023 г.
- ^ Закон о Конституции, 1867 г. , 30 и 31 Виктория, ок. 3 (Великобритания) 1 июля 1867 г., ок. Законодательная власть, с. 2(71), Часть V. 12 августа 2023 г.
- ^ Белэр-Чирино, Марко (18 июня 2022 г.), «Дэвид Ламетти против Саймона Жолена-Барретта» , Le Devoir , получено 9 августа 2023 г.
- ^ «Сводные федеральные законы Канады, КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ, 1867–1982 гг.» . 1 января 2024 г.
- ^ «Законопроект 4, Закон о признании присяги, предусмотренной Законом о Национальной ассамблее, единственной присягой, необходимой для работы в Ассамблее – Национальной ассамблее Квебека» .
- ^ «Расследование Гомери: Жан Кретьен: показания бывшего премьер-министра» . Новости Си-Би-Си. 8 февраля 2005 г. Проверено 18 марта 2012 г.
- ↑ Хизер Скоффилд, «Оттава исключает возможность применения пункта о остановке судов с мигрантами», Canadian Press, 13 сентября 2010 г.
- ^ Закон о браке. Архивировано 13 января 2007 г. в Wayback Machine , ЮАР, 2000 г., ок. М-5. Доступ к URL осуществлен 10 марта 2006 г.
- ^ Макнайт, Питер. «Несмотря на что?» The Vancouver Sun , 21 января 2006 г., стр. С.4.
- ↑ Библиотека Парламента, Служба парламентской информации и исследований, «Несмотря на пункт Хартии». Архивировано 15 ноября 2006 г. в Wayback Machine , подготовлено Дэвидом Йохансеном, 1989 г., в редакции мая 2005 г. Проверено 7 августа 2006 г.
- ^ «Хартия под ударом» .
- ^ «Верховный суд Канады — Информация о деле SCC — Поиск» . Январь 2001 года.
- ^ Байкер против Канады (Генеральный прокурор) , QCCS 588 (CanLII), 2016 г.
- ^ Motard v. Attorney General of Canada , 2019 QCCA 1826 (CanLII).
- ^ Женевьева Мотар и др. в. Генеральный прокурор Канады , 2020 CanLII 29392 (SCC).