Jump to content

Конвенция (политическая норма)

Конвенция ) — (также известная как конституционная конвенция это неформальная и некодифицированная традиция, которой следуют институты государства. В некоторых штатах, особенно в тех штатах Содружества Наций , которые следуют Вестминстерской системе и чьи политические системы основаны на британском конституционном праве , большинство функций правительства регулируются конституционным соглашением, а не формальной письменной конституцией.В этих штатах фактическое распределение власти может заметно отличаться от того, которое описано в официальных конституционных документах. В частности, официальная конституция часто наделяет главу государства широкими дискреционными полномочиями , которые на практике используются только по рекомендации главы правительства , а в некоторых случаях не используются вообще.

Некоторые конституционные конвенции действуют отдельно от письменных конституций или вместе с ними, например, в Канаде, поскольку страна была образована с принятием Закона о Конституции 1867 года . В других странах, особенно в Соединенном Королевстве, где нет единого всеобъемлющего конституционного документа, неписаные конвенции по-прежнему имеют жизненно важное значение для понимания того, как функционирует государство. Однако в большинстве штатов многие старые конвенции были заменены законами (так называемая кодификация ).

Исторические образования часто уделяли большое внимание конституционному соглашению. Например, конституция Римской республики была кодифицирована сравнительно поздно в своем развитии и в своем функционировании опиралась на традиции и общий моральный кодекс, называемый mos maiorum . В Священной Римской империи такие важные вопросы, как вопрос о том, кто мог избирать императора, были совершенно некодифицированы до Золотой буллы 1356 года и оставались предметом определенной интерпретации даже после этого.

Определения

[ редактировать ]

Этот термин впервые был использован британским ученым-юристом А.В. Дайси в его книге 1883 года «Введение в изучение конституционного права» . Дайси писал, что в Британии действия политических акторов и институтов регулируются двумя параллельными и взаимодополняющими наборами правил:

Один набор правил в самом строгом смысле слова является «законами», поскольку это правила, которые (будь то писаные или неписаные, принятые законом или вытекающие из массы обычаев, традиций или установленных судьями максим) знают [ sic ? ] как общее право) применяются судами. ...Другой набор правил состоит из соглашений, соглашений, привычек или практик, которые — хотя они и могут регулировать поведение нескольких членов верховной власти, министерства или других должностных лиц — на самом деле не являются законами, поскольку они не обеспечиваются соблюдением закона. суды. Эту часть конституционного права можно, ради различия, назвать «конвенциями конституции» или конституционной моралью. [1]

Столетие спустя канадский ученый Питер Хогг написал:

Конвенции — это нормы конституции, которые не применяются судами. Поскольку они не обеспечиваются судами, их лучше всего рассматривать как неправовые нормы, но поскольку они фактически регулируют действие конституции, они представляют собой важную проблему для конституционного юриста. Что делают конвенции, так это предписывают способы осуществления юридических полномочий. Некоторые конвенции приводят к передаче эффективной власти от законного держателя другому должностному лицу или учреждению. Другие конвенции ограничивают явно широкие полномочия или даже предписывают, что законные полномочия вообще не могут осуществляться. [2]

Происхождение

[ редактировать ]

Конституционные конвенции возникают, когда осуществление определенного вида власти, не запрещенное законом, вызывает такое сопротивление, что становится невозможным в будущем осуществлять дальнейшее осуществление этой власти. Например, конституционная конвенция о том, что премьер-министр Соединенного Королевства не может оставаться на своем посту без поддержки большинства членов Палаты общин, возникла в результате неудачной попытки министерства Роберта Пиля управлять страной без поддержки большинство в Палате представителей в 1834–1835 гг .

Исполнение в судах

[ редактировать ]

Конституционные конвенции не подлежат и не могут обеспечиваться судами. Основная причина этого, по мнению Верховного суда Канады в его «Справочнике по вопросам патриации» от 1981 года , заключается в том, что «они обычно противоречат правовым нормам, которые они постулируют, и суды могут быть обязаны обеспечивать соблюдение правовых норм». [3] Точнее, конвенции делают определенные действия, которые были бы допустимы при прямом прочтении закона, недопустимыми на практике. Суд постановил, что этот конфликт между конвенцией и законом означает, что ни одна конвенция, какой бы прочной или общепринятой она ни была, не может «кристаллизоваться» в закон, если только соответствующий парламент или законодательный орган не примет закон или поправку к конституции, кодифицирующую эту конвенцию. [4] Этот принцип считается авторитетным в ряде других юрисдикций, включая Великобританию.

Некоторые конвенции развиваются или меняются со временем. Например, до 1918 года британский кабинет министров требовал от монарха роспуска парламента, а премьер-министр передал эту просьбу. В период с 1918 по 2011 гг. [5] Премьер-министры требовали роспуска по собственной инициативе и не были обязаны консультироваться с членами кабинета (хотя, по крайней мере, было бы необычно, если бы кабинет не знал о намерении премьер-министра). Сообщается, что в 2024 году премьер-министр Риши Сунак объявил о своем намерении провести досрочные выборы в июле 2024 года, даже не проинформировав большую часть своего кабинета до этого объявления. [6] [7]

Однако условности редко когда-либо нарушаются. Если не существует общего согласия по поводу нарушения, человек, нарушающий конвенцию, часто подвергается резкой критике, что иногда приводит к потере уважения или общественной поддержки.

Австралия

[ редактировать ]
  • Тот, кто может иметь большинство в Палате представителей, имеет право получить от генерал-губернатора предложение сформировать правительство и принять титул премьер-министра.
  • Генерал-губернаторы всегда действуют по рекомендации своего премьер-министра или другого соответствующего министра в отношении конкретных полномочий, которые они могут осуществлять.
  • Действующий премьер-министр, проигравший выборы, посоветует генерал-губернатору назначить премьер-министром лидера более крупной партии, чтобы генерал-губернатору не приходилось действовать в одиночку.
  • Премьер-министры штатов дают советы губернаторам штатов по выборам в федеральный сенат в ответ на совет премьер-министра генерал-губернатору назначить выборы в федеральную палату представителей.
  • Губернаторам штатов предоставляется бездействующая комиссия по управлению Содружеством, если генерал-губернатор не может этого сделать.
  • Вице-королевские офицеры действуют политически нейтрально.

Никакая конвенция не является абсолютной; все вышеперечисленные конвенции, кроме одной (второй), были проигнорированы накануне или во время конституционного кризиса 1975 года .

Игнорирование конституционных условностей не всегда приводит к кризису. После выборов штата Тасмания в 2010 году губернатор Тасмании отклонил совет своего премьер-министра назначить лидера оппозиции премьер-министром, поскольку он считал, что этот совет был дан недобросовестно. Премьер приступил к формированию нового правительства.

Босния и Герцеговина

[ редактировать ]
  • Премьер-министр обратится к генерал-губернатору с просьбой объявить выборы в случае поражения правительства в результате вотума доверия или денежного голосования. Это соглашение было нарушено в 1968 году, когда правящее правительство меньшинства Лестера Б. Пирсона неожиданно проиграло денежное голосование. Все партии в парламенте, которые не были готовы к досрочным выборам, согласились задним числом принять резолюцию, объявляющую, что потерянные денежные голоса не являются вопросом доверия. [8]
  • Хотя это упоминается в различных конституционных документах, конкретный характер должности премьер-министра в основном действует в соответствии с понятными и некодифицированными британскими конвенциями.
  • Верховный суд Канады по закону ( Закон о Верховном суде ) состоит из трех судей из Квебека и шести судей из любой точки Канады (включая Квебек). Это связано с тем, что Квебек использует гражданское право , а не систему общего права, используемую в других частях Канады; для рассмотрения гражданских дел необходимо иметь коллегию из не менее трех судей. По соглашению оставшиеся шесть позиций разделены следующим образом: три от Онтарио; двое из западных провинций, обычно один из Британской Колумбии и один из провинций прерий, которые чередуются между собой (хотя известно, что Альберта вызывает пропуски в ротации); и один из атлантических провинций, почти всегда из Новой Шотландии или Нью-Брансуика. Назначение самого старшего старшего судьи председателем суда - это соглашение, которое в последнее время вышло из употребления.

Королевства Содружества

[ редактировать ]
  • Конституция Дании очень подробно упоминает короля. Помимо того факта, что сюда также понимается царствующая королева , ссылки на короля, действующего в политическом качестве, понимаются как премьер-министр, поскольку Конституция предусматривает, что король осуществляет свои полномочия через кабинет министров.
  • Согласно Конституции, любые государственные расходы должны быть предусмотрены в ежегодном денежном счете или предварительных денежных счетах. Однако, хотя это и не предусмотрено в Конституции, в соответствии с конституционным обычаем Парламентский бюджетный комитет имеет право санкционировать предварительные расходы, несмотря на то, что такие расходы формально не включены в бюджет (однако такие гранты затем помечаются для принятия). в следующем предстоящем денежном законопроекте).

Германия

[ редактировать ]
  • Основной закон Германии не предусматривает формального механизма самороспуска парламента. Канцлера можно отстранить от должности только посредством конструктивного вотума недоверия , который одновременно выступает против нынешнего канцлера и назначает замену. Однако досрочные выборы проводились в 1972 , 1983 и 2005 годах , когда канцлер сознательно терял вотум доверия, а затем просил президента распустить Бундестаг – просьба, которая была удовлетворена в каждом случае, но вызвала споры в 2005 году. [10] [11] [12]
  • Президент Германии не обязан отказываться от своей политической принадлежности, но с момента основания Федеративной Республики в 1949 году все президенты позволяли своему партийному членству «отдыхать» на время своего пребывания у власти. Иоахим Гаук даже до вступления в должность не был членом какой-либо партии. Это «отдыхающее» членство в партии было молчаливо одобрено ХДС/ХСС и СДПГ для президентов, которые были членами или их партиями, хотя их партийные правила и уставы не предусматривают такого механизма. [13]
  • Подобно положениям о монархах во многих парламентских монархиях , Основной закон формально наделяет президента полномочиями, которые могут осуществляться «по рекомендации» парламента или правительства, которые на практике никогда не осуществляются президентом без четкого указания этих органов.
  • Основной закон определяет только то, как следует избирать канцлера, но не определяет, кто имеет на него право. За одним исключением ( Курт Георг Кизингер ) все канцлеры до сих пор были членами Бундестага, хотя это не является обязательным требованием для избрания или исполнения обязанностей. Точно так же должность «кандидата на пост канцлера», которая обычно выдвигается основными партиями ( СДПГ и ХДС/ХСС , а также СвДП в 2002 году и «Зелеными» в 2021 году ), не имеет юридического значения и не является юридически предварительным условием для избрания канцлером.
  • Практически все обычаи и неформальные правила, касающиеся коалиционных соглашений , основаны на конвенциях, а не на формальных правилах. Некоторые из них даже явно противоречат тексту конституции. Koalitionsausschuss («коалиционный комитет») , [ de ] существование которого впервые было признано во время правления Первого кабинета Эрхарда, представляет собой метод разрешения потенциальных конфликтов внутри правящей коалиции, который критиковался как «обходящий» парламент и кабинет как средство для обсуждения и решить такие вопросы. [14] [15] [16]
  • Выборы в Бундестаг обычно проводятся осенью, причем более половины (12 из 20) из них проводятся в сентябре. Только самые первые выборы 1949 года (состоявшиеся в августе), досрочные выборы 1972 года (состоявшиеся в ноябре) и 1983 года (состоявшиеся в марте) и выборы после воссоединения Германии, состоявшиеся в декабре 1990 года, а также выборы 1987 года (состоявшиеся в январе) не проводились ни в сентябре, ни в октябре.
  • Законы, принятые Бундестагом, вступают в силу только после их подписания президентом. Хотя обычно это всего лишь формальность, президент не раз отказывался подписать закон по конституционным основаниям до рассмотрения его Конституционным судом Германии – этот механизм основан больше на прецедентах и ​​обычаях, чем на букве закона, что позволяет президенту отказать в своей подписи без какой-либо причины
  • Президент Бундестага является членом крупнейшей фракции, даже если эта фракция в остальном находится в оппозиции. Это одно из немногих конституционных соглашений, действовавших во времена Веймарской республики и соблюдаемых до сих пор.

Малайзия

[ редактировать ]
  • На федеральном уровне король действует по рекомендации премьер-министра , за исключением определенных случаев. На уровне штата соответствующий правитель или губернатор действует по рекомендации своего главного министра.
  • На федеральном уровне премьер-министр является лидером партии, имеющей абсолютное большинство мест в Деван Ракьят (Палате представителей) и, следовательно, с наибольшей вероятностью пользуется поддержкой Деван Ракьят ; а также главный министр, лидер партии, имеющей абсолютное большинство мест в Законодательном собрании штата и, следовательно, с наибольшей вероятностью пользующийся поддержкой такого Законодательного собрания штата.
  • Премьер -министр должен быть членом Деван Ракьят .
  • Спикер Девана Ракьята возглавляет совместное заседание парламента , на котором король обращается как к Девану Негаре (Сенат), так и к Девану Ракьяту .

Новая Зеландия

[ редактировать ]

Существует соглашение, согласно которому премьер-министр Новой Зеландии не должен просить о досрочных выборах, если только он не сможет сохранить доверие и предложение . [ нужны разъяснения ] К 1950-м годам стало общепринятым, что выборы должны проводиться в последнюю субботу ноября или в ближайшую дату к этому диапазону, насколько это возможно. Было несколько случаев, когда эти соглашения нарушались, и выборы проводились несколькими месяцами ранее:

  • Всеобщие выборы 1951 года : Сидни Холланд назначил выборы, чтобы получить мандат на урегулирование спора о доках . Правительство вернулось к власти с возросшим большинством голосов; к этому времени спор был разрешен.
  • Всеобщие выборы 1984 года : Роберта Малдуна правительство имело узкое большинство в четыре места в парламенте. Малдун надеялся укрепить свое лидерство, поскольку два депутата ( Мэрилин Уоринг и Майк Миноуг ) угрожали восстать против правительства в рамках поддержанного оппозицией антиядерного законопроекта. Однако Уоринг и Миноуг не угрожали подорвать доверие и поставки. Выборы стали решающим поражением правительства.
  • Всеобщие выборы 2002 года : Хелен Кларк назначила выборы после распада Альянса своих партнеров по коалиции. Некоторые критики утверждали, что правительство все еще может сохранить доверие и предложение, и поэтому в досрочных выборах нет необходимости. Лейбористская партия осталась у власти с двумя разными партнерами по коалиции.

Норвегия

[ редактировать ]

Из-за ключевой роли письменной конституции 1814 года в обеспечении независимости и установлении демократии в XIX веке норвежский парламент очень неохотно ее менял. Лишь немногие из событий в политической системе, произошедших с тех пор, были кодифицированы в виде поправок. Это сопротивление было названо конституционным консерватизмом. Двумя наиболее важными примерами конституционных условностей в норвежской политической системе являются парламентаризм и снижение власти короля.

  • Парламентаризм развивался с 1884 года и предполагает, что кабинет должен поддерживать поддержку парламента (отсутствие недоверия), но ему не обязательно иметь его явную поддержку.
  • Все новые законы принимаются, и поэтому все новые кабинеты формируются королем де-юре, хотя и не обязательно в смысле де-факто.
  • Согласно писаной конституции, кабинет министров (совет министров) назначается королем. Назначение новых кабинетов королем является формальностью, и король напрямую не осуществлял исполнительную власть с 1905 года.

Большая часть политической структуры Испании кодифицирована в Конституции Испании 1978 года , которая формализует отношения между независимой конституционной монархией , правительством и законодательным органом. Однако конституция наделяет монарха ролью «арбитра и модератора институтов» правительства.

  • Король выдвигает кандидата на пост президента правительства Испании , которого иногда называют «премьер-министром». Затем кандидат предстает перед Конгрессом депутатов и представляет свою политическую программу на предстоящий законодательный срок, после чего следует вотум доверия кандидату и его повестке дня. Конституция 1978 года позволяет королю выдвигать кандидатуру любого, кого он считает подходящим, для выдвижения вотума доверия при условии, что король заранее встретится с лидерами политических партий, представленными в Конгрессе. Однако король Хуан Карлос I последовательно выдвигал кандидатуру лидера политической партии, который имеет большинство мест в Конгрессе депутатов.
  • Представление испанской общественности о том, что монархия является политически беспартийной в своей приверженности конституционному протоколу и конвенциям, но при этом защищает публичное выражение личных политических взглядов членами королевской семьи. Выражение личных политических взглядов публично выражалось, например, когда принц Астурийский и его сестры протестовали против терроризма после взрывов в Мадриде в 2004 году или когда королева высказывала противоречивые политические взгляды во время неофициального интервью.
  • Согласно конституции, король назначает двадцать членов Генерального совета судебной власти . Однако, когда обнаруживается вакансия, назначение короля обычно происходит по рекомендации действующего правительства. Кроме того, король назначает председателя Верховного суда по рекомендации Генерального совета судебной власти.
  • Согласно конституции 1978 года, почести и дворянские звания, а также гражданские и военные награды вручаются королем как главой государства. Однако в большинстве случаев, начиная с 1978 года, присвоение королем дворянских титулов скреплялось подписью президента правительства Испании, при этом гражданские награды назначались президентом, а военные награды - военными.

Швейцария

[ редактировать ]

Следующие конституционные конвенции являются частью политической культуры Швейцарии . Они справедливы на федеральном уровне и в основном на кантональном и общинном уровне. В основном они направлены на то, чтобы примирить демократический принцип правления большинства с необходимостью достижения консенсуса в нации, которая во многих отношениях гораздо более неоднородна, чем другие национальные государства.

Великобритания

[ редактировать ]

Хотя в Соединенном Королевстве нет письменной конституции, представляющей собой единый документ, совокупность правовых инструментов , которые превратились в свод законов, известный как конституционное право, существует уже сотни лет.

В рамках этой некодифицированной британской конституции конституционные конвенции играют ключевую роль. Это правила, которые соблюдаются различными составными частями, хотя они не записаны ни в одном документе, имеющем юридическую силу; часто существуют основополагающие принципы обеспечения соблюдения, которые сами по себе не являются формальными и кодифицированными. Тем не менее, весьма маловероятно, что от таких конвенций произойдет отступление без уважительной причины, даже если лежащий в их основе принудительный принцип был упразднен историей, поскольку эти конвенции также приобретают силу обычая. Примеры включают в себя:

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
  • Президент Соединенных Штатов выступит с обращением о положении страны президента лично перед совместной сессией Конгресса и будет делать это каждый год, за исключением первого года нового срока (в котором инаугурационная речь свободно заменяет его). ). Этой практике последовали Джордж Вашингтон и Джон Адамс, но Томас Джефферсон отказался от нее и возобновил ее только в 1913 году, когда Вудро Вильсон лично выступил со своим обращением о положении страны. Конституция требует, чтобы президент «время от времени» предоставлял обновленную информацию о состоянии союза, но никаких подробностей не указано. Выступления транслировались по радио с 1923 и 1947 гг.; последнее послание о положении страны, переданное только в письменном виде, было сделано Джимми Картером в 1981 году во время его периода хромой утки .
  • Во многом то, как работает кабинет министров Соединенных Штатов , продиктовано условностями; его деятельность лишь туманно упоминается в конституции США.
  • Хотя члены Палаты представителей Соединенных Штатов обязаны проживать только в том штате, который они представляют, обычно ожидается, что они также живут в том округе, который представляют, хотя есть некоторые исключения; Аллен Уэст был избран в 2010 году от округа, прилегающего к тому, в котором он проживал.
  • Президент Соединенных Штатов должен получить согласие обоих сенаторов от штата, прежде чем назначить прокурора Соединенных Штатов , федерального окружного судьи или федерального маршала , обладающего юрисдикцией в этом штате.
  • Должностные лица кабинета министров и другие крупные исполнительные должностные лица уходят в отставку и заменяются, когда новый президент вступает в должность, если только новый президент явно не просит остаться на этой должности.
  • Спикером палаты всегда является представитель, возглавляющий партию большинства, хотя в Конституции не указано, что спикер должен быть членом палаты. Также по традиции спикер не голосует (кроме случаев, когда решается равенство голосов).
  • Временный президент Сената США является старейшим сенатором от партии большинства.
  • Члены коллегии выборщиков обязуются голосовать за конкретного кандидата в президенты и избираются всеобщим голосованием с указанием имени кандидата, а не обязательно выборщика, в бюллетене.
  • Правила Сената требуют большинства в 60 голосов, чтобы объявить о закрытии , то есть прекратить дебаты по законопроекту и провести голосование. Сенат может пересмотреть свои правила в любое время, а правила для каждой сессии Палаты представителей и Сената обычно устанавливаются в начале каждого избранного Конгресса. В Сенате, согласно действующим правилам, флибустьер доступен как инструмент, позволяющий достаточно большому меньшинству на неопределенный срок блокировать любую меру, которую оно считает нежелательной.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ А. В. Дайси, Введение в изучение конституционного права , 10-е издание, стр. 23-24.
  2. ^ Питер Хогг, Конституционный закон Канады , стр. 7.
  3. ^ Верховный суд Канады, генеральный прокурор Манитобы и др. против Генерального прокурора Канады и др. (28 сентября 1981 г.)
  4. ^ «Мануэль против Генерального прокурора [1982] EWCA Civ 4 (30 июля 1982 г.)» . Bailii.org . Проверено 7 сентября 2022 г.
  5. Прерогатива фиксированным Короны распускать парламент была отменена Законом о парламентах с сроком полномочий 2011 года .
  6. ^ https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-05-25/how-sunak-s-small-circle-forged-vote-plan-that-shocked-cabinet
  7. ^ https://www.bbc.co.uk/news/articles/c9rr73w103vo
  8. ^ МакГрегор, Дженис (11 июня 2012 г.). «Чувствуете уверенность в голосовании по бюджету?» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 17 апреля 2013 года . Проверено 12 мая 2013 г. В 1968 году Лестер Пирсон был премьер-министром, возглавляя правительство либерального меньшинства. Пирсон управлял страной в основном при поддержке НДП, но в феврале либералы неожиданно проиграли последнее голосование палаты общин по поправке к Закону о подоходном налоге. Строгое прочтение парламентской конвенции показало бы, что голосов было достаточно, чтобы инициировать выборы, поскольку изменение представляло собой «денежный законопроект». Но либералы находились в процессе выбора нового лидера, и Пирсон сделал ставку на то, что никто на самом деле не хочет выборов сразу. Пирсон выступил по телевидению и сообщил канадцам, что его правительство проведет второе голосование перед Палатой общин, конкретно задавая вопрос, продолжает ли его правительство пользоваться доверием Палаты общин, а не о достоинствах или недостатках изменения налога. Его авантюра сработала: его партия выиграла второе, более конкретное голосование и продолжила управлять страной.
  9. ^ «Конституционный акт 1867 года» . Архив права Солона . В.58. 29 марта 1867 года . Проверено 15 января 2009 г.
  10. ^ «Действия двух депутатов парламента против роспуска Бундестага не увенчались успехом» (на немецком языке). Федеральный конституционный суд Германии .
  11. ^ Старк, Кристиан (2005). «BVerfG, 25 августа 2005 г. – 2 BvE 4/05 и 7/05. Роспуск Бундестага» [Федеральный конституционный суд, 25 августа 2005 г. – 2 BcE 4/05 и 7/05. Роспуск Бундестага. Газета юристов . 60 (21): 1049–1056. JSTOR   20827991 .
  12. ^ «www.bundespraesident.de: Федеральный президент / Речи / Роспуск 15-го Бундестага Германии - Телевизионное обращение федерального президента Хорста Келера» .
  13. ^ Хинк, Гуннар (26 декабря 2017 г.). «Штайнмайер и его члены СДПГ: в райском покое» . Ежедневная газета: Таз .
  14. ^ Рудзио, Вольфганг (3 апреля 2008 г.). «Неформальное управление: коалиционное управление правительством Меркель » . Из политики и новейшей истории (на немецком языке).
  15. ^ «Вопросы Стефану Марксу по его изданию о Кресброннском кружке» . Парламентаризм (на немецком языке). 23 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 28 октября 2021 г.
  16. ^ «Пропорциональное представительство Австрии – модель для Бонна?» [Пропорциональное представительство Австрии – модель для Бонна?]. Зеркало (на немецком языке). 11 апреля 1961 года.
  17. ^ Парламентский брифинг - Тайный совет. Архивировано 15 июня 2010 г. на Wayback Machine , по состоянию на 20 июня 2012 г.
  18. ^ «Выборы 2005 года – Карта выборов» . Новости Би-би-си .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 433de3b4f088b219cd95c45044821344__1721788560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/44/433de3b4f088b219cd95c45044821344.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convention (political norm) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)