Обычай предков
Обычай предков ( Классическая латынь : [ˈmoːs majˈjoːrʊ̃] ; «родовой обычай» [1] или «путь предков»; пл. : нравы , ср. английское « нравы »; maiorum — родительный падеж множественного числа слов «больший» или «старший») — неписаный кодекс, из которого древние римляне вывели свои социальные нормы . Это основная концепция римского традиционализма. [2] отличается от писаного закона, но является его динамическим дополнением . mos maiorum — это проверенные временем принципы, модели поведения и социальные практики, которые влияли на частную, политическую и военную жизнь в Древнем Риме. [3]
Семья и общество
[ редактировать ]Римская семья ( familia , лучше переводимая как «домохозяйство», чем «семья») была иерархической, как и римское общество . Эти иерархии были традиционными и самосохраняющимися, то есть они поддерживались и поддерживались mos maiorum . Pater familias , или глава семьи, обладал абсолютной властью над своей семьей , которая была одновременно автономной единицей внутри общества и моделью социального порядка. [4] но от него ожидалось, что он будет пользоваться этой властью умеренно и действовать ответственно от имени своей семьи. Риск и давление социального порицания, если он не оправдает ожиданий, также были формой моса . [ нужна ссылка ]
Отличительными социальными отношениями Древнего Рима были отношения между покровителем (patronus) и клиентом (cliens) . Хотя обязательства этих отношений были взаимными, они также были иерархическими. Отношения были не единицей, а сетью (clientela) , поскольку патронус сам мог быть обязан кому-то с более высоким статусом или большей властью, а у клиента могло быть более одного покровителя, интересы которого могли вступать в конфликт. Если семья была дискретной единицей, лежащей в основе общества, то эти взаимосвязанные сети противодействовали этой автономии и создавали связи, которые делали возможным сложное общество. [5] Хотя одной из основных сфер деятельности в рамках патронажно-клиентских отношений были суды, патронаж сам по себе не был юридическим договором; давление с целью выполнения своих обязательств было моральным, основанным на качестве fides , «доверии» (см. « Ценности » ниже) и, в первую очередь, на верности . [6] Патронаж послужил образцом [7] когда завоеватели или правители за границей устанавливали личные связи в качестве покровителей целых общин, связи, которые затем могли быть увековечены как семейные обязательства. В этом смысле Мос становится не столько неизменной традицией, сколько прецедентом. [8]
Традиции и эволюция
[ редактировать ]Римский консерватизм находит краткое выражение в указе цензоров 92 г. до н. э., сохраненном историком II века Светонием : «Все новое, что делается вопреки обычаям и обычаям наших предков, кажется неправильным». [9] Однако, поскольку mos maiorum был вопросом обычая, а не писаного закона, сложные нормы, которые он воплощал, со временем развивались. Способность сохранять сильно централизованное чувство идентичности, адаптируясь к меняющимся обстоятельствам, позволила осуществить экспансионизм, который превратил Рим из города-государства в мировую державу. [10] Сохранение mos maiorum зависело от консенсуса и умеренности среди правящей элиты, чья конкуренция за власть и статус угрожала ей. [11]
Демократическая политика, движимая харизматическим обращением отдельных лиц ( populares ) к римскому народу (populus) , потенциально подрывала консервативный принцип mos . [12] Поскольку высшие магистратуры и духовенство изначально были прерогативой патрициев , усилия плебеев ( плебеев ) по доступу к ним могли быть расценены как угроза традиции (см. «Конфликт орденов »). Реформа была осуществлена посредством законодательства, и писаный закон заменил консенсус. [13] Когда плебеи получили доступ почти ко всем высшим должностям, за исключением нескольких тайных жреческих должностей, интересы плебейских семей, поднявшихся до элиты, начали совпадать с интересами патрициев, создав в Риме nobiles — элитный социальный статус, определение которого было туманно во времена Римской империи. Римская республика . [14] Плебс консенсуса и его поддержка популярных политиков продолжали оставаться угрозой для большинства и элиты в поздней республике, как отмечено в риторике Цицерона . [15]
Во время перехода к христианской империи Квинт Аврелий Симмах утверждал, что дальнейшее процветание и стабильность Рима зависят от сохранения mos maiorum , а раннехристианский поэт Пруденций отверг консервативную приверженность исконным римским традициям как «суеверие старых дедушек» ( suerstitio veterum ). avorum) и уступает новой открытой истине христианства. [16]
После окончательного краха Западной Римской империи в 476 году нашей эры и возвышения различных варварских королевств старые римские нравы были либо вытеснены, либо синтезированы с традициями германской элиты и последующими феодальными ценностями. [ нужна ссылка ]
Ценности
[ редактировать ]Традиционные римские ценности были важны для mos maiorum :
Фидес
[ редактировать ]- Латинское слово fides включает в себя несколько английских слов, таких как доверие/надежность, добросовестность /верность, уверенность, надежность и достоверность. [17] Это была важная концепция в римском праве , поскольку устные договоры были обычным явлением. [18] Понятие fides олицетворяла Fides богиня , роль которой в mos maiorum обозначена историей ее культа. [19] Ее храм датируется примерно 254 годом до нашей эры. [20] и располагался на Капитолийском холме в Риме, недалеко от храма Юпитера .
Благочестие
[ редактировать ]- Пиетас был римским отношением почтительного уважения к богам, родине, родителям и семье, которое требовало поддержания отношений моральным и почтительным образом. [21] Цицерон определял pietas как «справедливость по отношению к богам». [22] Оно выходило за рамки жертвоприношения и правильного ритуального исполнения и достигало внутренней преданности и праведности личности и было основной добродетелью римского героя Энея в Вергилия » «Энеиде . Использование прилагательной формы Пий в качестве когномена отражает ее важность как идентифицирующего признака. Как и Фидес , Пьетас культивировалась как богиня, и в 191 г. до н.э. ей был посвящен храм. [23] и посвящен десять лет спустя.
Религия и поклонение
[ редактировать ]- Связанный с латинским глаголом religare «связывать», religio был связью между богами и смертными, осуществляемой в традиционных религиозных практиках. [24] за сохранение pax deorum («мира богов»). Культ – это активное соблюдение и правильное выполнение ритуалов. [25] В этом смысле религиозную практику следует отличать от pietas и присущей ей морали. См. религию в Древнем Риме и имперский культ (Древний Рим) .
Дисциплина
[ редактировать ]- Военный характер римского общества предполагает важность дисциплины , связанной с образованием, обучением, дисциплиной и самоконтролем. [ нужна ссылка ]
Гравитация и константия
[ редактировать ]- Гравитас был достойным самообладанием. [26] Констанция означала устойчивость или настойчивость. [27] Перед лицом невзгод хороший римлянин должен был демонстрировать невозмутимость. Римские мифы и история подкрепили эту ценность рассказами о таких фигурах, как Гай Муций Сцевола , [28] который в легенде об основании Республики продемонстрировал свою серьезность и решимость этрусскому королю Ларсу Порсенне, держа правую руку в огне.
Власть
[ редактировать ]- Происходящее от латинского слова vir («мужчина»), virtus представлял собой идеал истинного римского мужчины. [29] Гай Луцилий обсуждает добродетель в некоторых своих работах и говорит, что для человека является добродетелью знать, что такое добро, зло, бесполезно, постыдно или бесчестно. [29] Римская концепция свободы ( libertas ) для граждан мужского пола частично основывалась на праве сохранять свое тело от физического принуждения, и это выражалось в отказе от доминирования и типе «менталитета завоевания» среди римского мужества ( Виртус ). [30] В более широком смысле, для свободнорожденных римских мужчин было принято вступать в половой акт между мужчинами только в том случае, если они играли активную проникающую роль (в противном случае его добродетель была бы поставлена под сомнение или нарушена). [31] Римляне описывали как сексуальное, так и имперское доминирование как нарушение добродетели получателя. [32] Таким образом , одна из наиболее важных этических норм Рима, сексуальная мораль , была тесно связана с добродетелью и ее разнообразными последствиями для свободнорожденных римских мужчин. [31] [30]
Достоинство и авторитет
[ редактировать ]- Dignitas и auctoritas были результатом демонстрации ценностей идеального римлянина и служения государству в форме священства, военных должностей и магистратуры. Dignitas имела репутацию достойной, почетной и уважаемой компании. Таким образом, римлянин, демонстрирующий свои авторитет , константию , верность , pietas и другие ценности римлянина, будет обладать достоинством среди своих сверстников. Точно так же этим путем римлянин мог заработать auctoritas («престиж и уважение»). [33]
См. также
[ редактировать ]- Религия в Древнем Риме - религиозные обряды в Древнем Риме.
- Древний город - многолетняя книга Нумы Дени Фюстеля де Куланжа 1864 года.
- О tempora, о нравы! - восклицание Цицерона, наиболее известное из первой катилинарской речи («О, какие времена! О, какие обычаи!»)
- Римский политеистический реконструкционизм - современное движение, возрождающее традиционную римскую религию.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Карл-Дж. Хёлкескамп, Реконструкция Римской республики: древняя политическая культура и современные исследования (Princeton University Press, 2010), стр. 17 онлайн.
- ^ День матери , Brill Online.
- ^ Хёлькескамп, Реконструкция Римской республики , стр. 17–18.
- ^ Хёлькескамп, Реконструкция Римской республики , с. 33.
- ^ Карлин А. Бартон, Печали древних римлян: Гладиатор и чудовище (Princeton University Press, 1993), стр. 176–177.
- ^ Хёлкескамп, Реконструкция Римской республики , стр. 33–35.
- ^ Цицерон, De officiis 1.35
- ^ Эрих С. Грюн , « Патроциниум и клиентура », в книге «Эллинистический мир и пришествие Рима» (University of California Press, 1986), том. 1, стр. 162–163.
- ^ Светоний, De Claris Rhetoribus , i.
- ↑ См., например, ссылку Хёлкескампа на «способность республики к саморегулированию», Reconstructing the Roman Republic , p. 18. Эрих С. Грюн , Последнее поколение Римской республики (Калифорнийский университет Press, 1974), с. 535.
- ^ Хёлкескамп, Реконструкция Римской республики , стр. 29, 41–42 и др .
- ^ Хёлькескамп, Реконструкция Римской республики , с. 42.
- ^ Грюн, Последнее поколение Римской республики , стр. 258, 498, 507–508.
- ↑ Вторая Самнитская война была решающим периодом в формировании этой новой элиты; см. ET Salmon, Samnium and the Samnites (Cambridge University Press, 1967), p. 217, и Эрих С. Грюн, « Патроциниум и клиентела », в книге «Эллинистический мир и пришествие Рима» (University of California Press, 1984), стр. 217. 163 онлайн.
- ^ TP Wiseman , Clio's Cosmetics (Leicester University Press, 1979), стр. 67–69, 85 и др .
- ^ Клиффорд Андо , «Палладий и Пятикнижие: к священной топографии поздней Римской империи», Phoenix 55 (2001), стр. 388.
- ^ Хёлкескамп, Реконструкция Римской республики , с. 34.
- ^ «Добросовестно», Бергер. стр. 374
- ^ Адкинс. стр. 78
- ^ Циолковский, «Храмы»
- ^ Адкинс. п. 180
- ^ О природе богов . 1.116
- ↑ По словам Ливия, город был основан хххх 34
- ^ Адкинс. стр. 190
- ^ Адкинс. стр. 55
- ^ Уорд. п. 58
- ^ Ab urbe condita . XXII. 58. См. также комментарий Огилви к Ливию 1–5.
- ^ Основан городом ii. 12
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сторожить . п. 57
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кантарелла, Бисексуальность в древнем мире , с. хи; Мэрилин Б. Скиннер, Введение в римскую сексуальность (Princeton University Press, 1997), с. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крейг А. Уильямс, Римский гомосексуализм (Oxford University Press, 1999), с. 18.
- ^ Давина К. Лопес, «На ваших глазах: римская имперская идеология, гендерные конструкции и интернационализм Павла», в книге « Сопоставление гендера в древних религиозных дискурсах » (Brill, 2007), стр. 135–138.
- ^ Уорд . п. 58
Ссылки
[ редактировать ]- Адкинс Л. и Адкинс Р. Словарь римской религии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2000.
- Бергер, Адольф. Энциклопедический словарь римского права . Филадельфия: Американское философское общество, 1991.
- Новый Поли Брилла . Античные тома под редакцией: Хубера Канчика и Хельмута Шнайдера. Брилл, 2008 Брилл Онлайн.
- Оксфордский классический словарь . 3-е исправленное изд. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2003.
- Стамбо, Джон Э. Древний римский город . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1988.
- Уорд А., Хайхельхайм Ф., Йео К. История римского народа . 4-е изд. Нью-Джерси: Прентис Холл, 2003.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фредерикс, Южная Каролина, 1969. Традиция предков у Ювенала и Тацита. Пенсильванский университет Пр.
- Хоффманн, Жужанна. 1982. «Пародия на идею mos maiorum у Плавта». Ойкумена , III, 217–223.
- Хёлькескамп, Карл-Иоахим. 2010. Реконструкция Римской республики: древняя политическая культура и современные исследования (перевод Генри Хайтманна-Гордона; переработанный, обновленный и дополненный автором). Принстон/Оксфорд: Издательство Принстонского университета.
- Кенти, Джоанна. 2016. «Врожденная добродетель: выбор старейшин в речах Цицерона». Классический журнал 111.4:429-462
- Сигал, Эрих. 1976. « O tempora, o mos maiorum ». В «Конфликте поколений в Древней Греции и Риме » под редакцией Бертмана, Стивен С., 135–142. Амстердам: Грюнер.
- Трестер, Мануэль. 2012. «Плутарх и его предки в жизни Эмилия Павла ». Древнее общество 42, 219–254.