Гай Луцилий
Гай Луцилий | |
---|---|
Умер | 103 г. до н. э. |
Национальность | Роман |
Занятие | Сатирик |
Военная служба | |
Классифицировать | Кавалерист [1] |
Битвы/войны | Нумантинская война (134 г. до н. э.) |
Гай Луцилий (180, 168 или 148 – 103 до н.э.) [2] был первым римским сатириком , от сочинений которого сохранились лишь фрагменты. Римский гражданин из сословия всадников , он родился в Суэссе Аурунка в Кампании и был членом Круга Сципионов .
Проблема с датой его рождения
[ редактировать ]Даты назначенные Иеронимом, рождения и смерти Луцилия, — 148 г. до н.э. и 103 г. до н.э. Но невозможно согласовать первую из этих дат с другими зафиксированными о нем фактами, а дата, указанная Иеронимом, должна быть результатом ошибки, поскольку истинная дата составляет около 180 г. до н.э. [3] Его сестрой была Люсилия, мать римского политика Секста Помпея и бабушка по отцовской линии римского Триумвира Помпея . [ нужна ссылка ]
Согласно Веллею Патеркулу , он служил под командованием Сципиона Эмилиана при осаде Нуманции в 134 г. до н.э. Гораций отмечает, что он жил в самых близких отношениях со Сципионом и Лелием (Сатира II.1) и что он прославлял подвиги и добродетели первого в своих сатирах. [3]
Фрагменты тех книг его сатир, которые, кажется, были впервые даны миру (XXVI–XXIX), ясно указывают на то, что они были написаны при жизни Сципиона. Некоторые из них представляют нам поэта, который либо переписывается, либо ведет спорную беседу со своим большим другом. 621 Маркс, « Percrepa pugnam Popilli, facta Corneli cane » («Крик о битве Попиллия и воспевание подвигов Корнелия»), в котором поражение Марка Попиллия Ленаса в 138 г. до н.э. противопоставляется последующему успеху Сципиона, несет на себе печать того, что было написано, когда известия о взятии Нуманции были еще свежи. [3]
В высшей степени невероятно, чтобы Луцилий служил в армии в четырнадцатилетнем возрасте; еще более маловероятно, чтобы он мог быть допущен в привычную близость Сципиона и Лелия в этом возрасте. Также кажется невероятным, что в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет, то есть между 133 и 129 годами до нашей эры, годом смерти Сципиона, он мог предстать перед миром как автор совершенно нового типа сочинения, которое, Чтобы добиться успеха, требуется особенно зрелость суждений и опыт. [3]
Можно сказать далее, что известные слова Горация ( «Сатиры» , II. 1, 33), в которых он характеризует яркую портретную картину своей жизни, характера и мыслей, которую Луцилий завещал миру, « quo fit ut omnis Votiva pateat veluti descripta tabella Vita senis («Посредством чего вся жизнь старого (великого) человека может быть изложена, как на вотивной табличке») теряют большую часть своей силы, если только senis не следует понимать в его обычном смысле, который этого не может быть, если Луцилий умер в сорок шесть лет. [3]
Жизнь и сатира
[ редактировать ]Луцилий провел большую часть своей жизни в Риме и умер, по словам Иеронима, в Неаполе. Он принадлежал к конному ордену, на что указывает упоминание Горация о себе как о переписи Люцилия . Хотя он сам не принадлежал ни к одной из великих сенаторских семей, он имел возможность общаться с ними на равных. Как наездник, он был «одним из немногих выдающихся поэтов того периода не низкого происхождения». [4] Это обстоятельство способствовало смелости, своеобразию и глубоко национальному характеру его литературного творчества. Если бы он был полугреком, как Энний и Пакувий , или простого происхождения, как Плавт , Теренций или Аций , он вряд ли отважился бы в то время, когда сенаторская власть была на подъеме, возродить роль, которая оказался губительным для Невия ; и при этом он не обладал бы глубокими знаниями политической и общественной жизни своего времени, которые позволяли бы ему стать ее художником. Другим обстоятельством, определявшим направление его мыслей, был характер времени. Происхождение римской политической и социальной сатиры следует отнести к тем же тревожащим и дезорганизующим силам, которые привели к революционным проектам и законодательству Гракхов . [3]
Репутация, которой Луцилий пользовался в лучшие времена римской литературы, подтверждается тем, как о нем говорят Цицерон и Гораций. Персий , Ювенал и Квинтилиан ручаются за то восхищение, с которым к нему относились в первом веке империи. Популярность, которой он пользовался в свое время, подтверждается тем фактом, что после своей смерти, хотя он и не занимал ни одной государственной должности, он удостоился чести публичных похорон. Его главная претензия на отличие — литературная оригинальность. Его можно назвать изобретателем поэтической сатиры, поскольку он был первым, кто в грубой нехудожественной смеси, известной у римлян под названием сатура , запечатлел этот характер агрессивной и резкой критики личности, морали, нравов, политики, литературы. и т. д., которые с тех пор обозначаются словом «сатира». [3]
По форме сатира Луцилия ничем не обязана грекам. Это было законное развитие местного драматического развлечения, популярного среди римлян до того, как среди них впервые появились формы греческого искусства; кроме того, похоже, что оно в основном использовало форму знакомого послания. Но стиль, содержание и дух его сочинений, по-видимому, были столь же оригинальны, как и форма. Похоже, он начал свою поэтическую карьеру с высмеивания и пародирования обычного языка эпической и трагической поэзии и использовал язык, обычно используемый в социальном общении образованных людей. Даже его частое использование греческих слов, фраз и цитат, осуждаемое Горацием, вероятно, было взято из реальной практики людей, которые считали, что их собственная речь все еще недостаточна для свободного выражения новых идей и впечатлений, которые они извлекли из своего первого опыта. соприкосновение с греческой философией , риторикой и поэзией . [3]
Более того, он не только создал свой собственный стиль, но вместо того, чтобы брать суть своих сочинений из греческой поэзии или из далекого прошлого, он рассматривал знакомые вопросы повседневной жизни, политики, войн, отправление правосудия, еда и питье, зарабатывание денег и трата денег, скандалы и пороки, составлявшие общественную и частную жизнь Рима в последней четверти II века до н.э. Он делал это в необычайно откровенном, независимом и мужественном духе, без каких-либо личных амбиций служить или партийных целей, но с искренним желанием разоблачить беззаконие или некомпетентность руководящего органа, грязные цели среднего класса. а также коррупция и продажность городской мафии. В тоне, с которым он относился к порокам и безумиям своего времени, не было ничего ни стоической строгости, ни риторического негодования. [3]
Его характер и вкусы были гораздо больше похожи на вкусы Горация, чем на вкусы Персия или Ювенала. Но он был тем, чем не был Гораций, — очень хорошим ненавистником; и он жил в то время, когда предельная свобода слова и самое безудержное потворство общественной и частной вражде были характерными чертами людей, принимавших видное участие в делах. Хотя Луцилий не принимал активного участия в общественной жизни своего времени, он смотрел на нее в духе светского и светского человека, а также литератора. Его идеал общественной добродетели и личного достоинства сформировался в результате тесного общения с величайшими и лучшими солдатами и государственными деятелями старшего поколения. [3]
Литературные остатки Луцилия насчитывают около одиннадцати сотен строк, в основном не связанных друг с другом, большинство из которых сохранилось поздними грамматистами как иллюстраторы своеобразных словесных обычаев. Для своего времени он был объемистым и очень дискурсивным писателем. Он оставил после себя тридцать книг сатиры, и есть основания полагать, что каждая книга, подобно книгам Горация и Ювенала, состояла из разных пьес. Порядок, в котором они были известны грамматикам, отличался от того, в котором они были написаны. Самыми ранними по составу, вероятно, были те, которые пронумерованы с XXVI. по XXIX, которые были написаны хореем и ямбом , которые использовались Эннием и Пакувием в их «Сатурах» . [3]
В них он высказал ту же критику в адрес старых трагических и эпических поэтов, о которой говорят Гораций и другие античные писатели. В них он также говорит о Нумантинской войне, как о недавно закончившейся, и о Сципионе, как о еще живом. Напротив, книга I, в которой философ Карнеад , умерший в 128 г., упоминается как умерший, должна быть написана уже после смерти Сципиона. [3]
Большинство сатир Луцилия были написаны гекзаметрами , но, насколько можно составить мнение по ряду несвязанных между собой фрагментов, он, по-видимому, написал четырехстопный хорей с гладкостью, ясностью и простотой, которых он никогда не достигал в обращении с гекзаметрами. гекзаметр. Более длинные фрагменты производят впечатление большой рассужденности и небрежности, но в то же время значительной силы. В сочинении своих различных произведений он, кажется, трактовал все, что с ним происходило, самым бессвязным образом, иногда принимая форму диалога, иногда послания или воображаемой беседы, и часто говорил по-своему. имя, рассказывая о своих путешествиях и приключениях, или о забавных сценах, свидетелем которых он был, или выражая результаты своих личных размышлений и переживаний. [3]
Как и Гораций, он в основном иллюстрировал свои наблюдения личными анекдотами и баснями. Фрагменты ясно показывают, как часто Гораций подражал ему не только в выражениях, но и в форме его сатир (см., например, I, 5 и II, 2), в теме, о которой он трактует, и в классе социальных пороков. и типы персонажей, которых он высмеивает. [3]
Редакции фрагментов
[ редактировать ]- Доуза, Ф : Лейден (1597 г.), 2-е издание, Амстердам (1661 г.)
- Маркс, F: C. Lucili Poems Reliciae (Тойбнер, Лейпциг)
- том. Я Пролегомены и текст (1904)
- том. II комментарий (1905)
Лучшее и стандартное издание с момента его появления и спустя столетие.
- Классическая библиотека Леба (L329, 1938), Остатки старой латыни , том III: Луцилий, Двенадцать таблиц , отредактированный с латинским текстом и английским переводом Э. Х. Уормингтона. ISBN 0-674-99363-2
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Г. Герберт-Браун, «Даты Джерома для Гая Луцилия», Classical Quarterly vol. 49 нет. 2
- ^ Г. Герберт-Браун, «Даты Джерома для Гая Луцилия», Classical Quarterly vol. 49 нет. 2, стр. 535–536.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Селлар и Аноним 1911 , с. 104.
- ^ Боак, Артур Э.Р. и Синниген, Уильям Г. История Рима до 565 года нашей эры. Пятое издание. Компания Macmillan, 1965. с. 165
Источники
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Штангл, Томас : Ciceronis Orationum Scholiastae : Asconius. Школа Бобиена Школа Псевдоасконии Сангалленсии. Клюнийская и более поздние Амброзианская и Ватиканская школы. Scholia Lugdunensia или Gronovian и их выдержки из Lugdunensia (Вена, 1912; перепечатано Георгом Олмсом, Хильдесхайм, 1964)
- Асконий Цезарь Джарратано (редактор) Q. Asconii Pediani Commentarii (Рим, 1920; перепечатано Адольфом М. Хаккертом, Амстердам, 1967)
Современные работы
[ редактировать ]- Цикорий, К.: Расследования Луцилия (Берлин, 1908).
- Кристес, Дж: «Луцилий. Отчет об исследованиях со времен Ф. МАРКСА (1904/5)», в H.Temporini (ed.) ANRW I.2 (1972), 1182–1239.
- Кренкель, Вашингтон: «Zur Biography des Lucilius», в H. Temporini (ed.) ANRW I.2 (1972), 1240–1259.
- Грюн, Эрих С.: Культура и национальная идентичность в республиканском Риме (Cornell University Press, 1992), особенно глава 7: «Луцилий и современная сцена», стр. 272–317.
- свободном доступе : Селлар, Уильям Янг ; Аноним (1911). « Луцилий, Гай ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 104–105. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в