Jump to content

Косметика в Древнем Риме

Косметика , впервые использованная в Древнем Риме в ритуальных целях, [1] были частью повседневной жизни . Некоторые модные косметические средства, например, импортированные из Германии , Галлии и Китая , были настолько дорогими, что Lex Oppia попытался ограничить их использование в 189 году до нашей эры. [2] Эти «дизайнерские бренды» породили дешевые подделки, которые продавались более бедным женщинам. [3] Женщины из рабочего класса могли позволить себе более дешевые сорта, но, возможно, у них не было времени (или рабов ), чтобы наносить макияж. [4] поскольку нанесение макияжа было трудоемким делом, поскольку из-за погодных условий и плохого состава косметику приходилось наносить повторно несколько раз в день. [5]

Косметика наносилась конфиденциально, обычно в небольшой комнате, куда не входили мужчины. Особо хвалили за свои умения косметы , рабыни, украшавшие своих госпож. [6] Они украшали своих любовниц культусом , латинским словом, охватывающим макияж , духи и украшения . [7]

Аромат также был важным фактором красоты. Считалось, что женщины, которые хорошо пахнут, здоровы. Из-за зловония многих ингредиентов, использовавшихся в то время в косметике, женщины часто обильно обливали себя духами. [8]

Христианки , как правило, избегали косметики, полагая, что они должны хвалить то, что дал им Бог. [9] Некоторые мужчины, особенно трансвеститы , пользовались косметикой, хотя это считалось женственным и неприличным. [10]

Все косметические ингредиенты также использовались в качестве лекарств для лечения различных недугов. Свинец , хотя и был известен как ядовитый, все же широко использовался. [7]

Мужские отношения

[ редактировать ]

Отношение римлян к косметике менялось по мере расширения империи. Ассортимент доступной косметики увеличивался по мере расширения торговых границ, и, как следствие, приток богатства предоставил женщинам дополнительных рабов и время, которое они могли тратить на красоту. Идеи красоты завоеванных народов, особенно греков и египтян , сильно повлияли на римскую парадигму красоты. [10] Однако, в отличие от своих восточных торговых партнеров, римляне считали приемлемым только «сохранение красоты», а не «неестественное украшение». Несмотря на то, что они преувеличивали свой макияж, чтобы он выглядел при плохом освещении того времени, женщины все равно хотели выглядеть естественными в знак целомудрия. [ нужна ссылка ] . Искусственность обозначала желание быть соблазнительной, что заставляло мужчин задаваться вопросом, для кого именно женщина пытается показаться привлекательной. В частности, римляне не любили неестественные цвета глаз и подведенные глаза. [11] Именно поэтому мужчины обычно считали использование косметики обманом и манипуляцией. [12] Весталки не красились, потому что должны были выглядеть святыми и целомудренными. Постумия, одна из весталок, нарушила эту конвенцию и впоследствии была обвинена в кровосмешении . [13]

Все пришли к выводу, что женщины, злоупотребляющие косметикой, аморальны и обманчивы и занимаются своего рода колдовством . Ювенал писал, что «женщина покупает духи и лосьоны, помня о супружеской измене», и высмеивал необходимость косметики, считая ее неэффективной. На использование духов также смотрели свысока, поскольку считалось, что они маскируют запах секса и алкоголя. Сенека советовал добродетельным женщинам избегать косметики, поскольку считал ее использование частью упадка нравственности в Риме. Стоики были также против использования косметики, поскольку они были против использования всех искусственных предметов роскоши. Хотя не сохранилось текстов, написанных женщинами, излагающих отношение женщин к косметике, их широкое использование указывает на то, что женщины принимали эти продукты и наслаждались ими. [2] Из всех сохранившихся текстов, в которых упоминается косметика (все написаны мужчинами), Овидий единственный, кто одобряет ее использование. Археолог и газеты «Гаарец» обозреватель Терри Маденхольм пишет:

«Овидий — один из немногих, кто понимал сексистскую социальную систему своего времени, изображая в своих стихах ожидания и критику, с которыми сталкивались женщины. В то время как мужчины формировали свою идентичность посредством общественных мероприятий, женщины определялись через призму того, чтобы быть женами и матерями. В обществе, где у женщин было мало свободы, макияж, несомненно, был инструментом самовыражения, а, возможно, для некоторых даже средством выражения своей индивидуальности. Женщины, пользующиеся косметикой, сознательно или неосознанно брали на себя некоторый контроль над своей жизнью. Они проецировали самостоятельно созданный образ, который хотели представить другим». [14]

Уход за кожей

[ редактировать ]

Чистая белая кожа, признак аристократии, была важнейшим признаком красоты римских женщин. [7] Бледная кожа создавала впечатление более высокого социального статуса. Считалось, что если у женщины была бледная кожа, она оставалась дома, потому что могла позволить себе рабов, которые выходили бы на улицу и выполняли работу, которую в противном случае она бы выполняла. [15]

Женщины часто готовят лицо с помощью косметических масок перед нанесением макияжа. Один рецепт предусматривал нанесение пота из овечьей шерсти (ланолина) на лицо перед сном. [16] испускающий зловоние, которое часто критикуют мужчины. [17] Другие ингредиенты включали сок, семена, рога, экскременты, [18] мед, растения, плацента, костный мозг, уксус, желчь, моча животных, сера, уксус, [6] яйца, мирра , ладан, ладан , [19] молотые ракушки устриц, [20] лук с птичьим жиром, свинцовыми белилами и ячмень с викой . Купание в ослином молоке было дорогостоящим лечением, которое действовало как химический пилинг и использовалось богатыми женщинами, такими как Клеопатра VII и Поппея Сабина . [21]

После принятия ванны они наносили отбеливатель для лица, например, меловой порошок. [22] белый мергель , крокодиловый помет и свинцовые белила. [7] Признание римлянами ядовитости свинца подтвердило их точку зрения на важность белой кожи. Другие ингредиенты, используемые в отбеливателях, включали пчелиный воск, оливковое масло, розовую воду, шафран. [3] животный жир, оксид олова, крахмал, [23] руккола ( руккола ), огурец, анис, грибы, мед, листья розы, мак, мирра, ладан, [7] миндальное масло, розовая вода, корень лилии, пастернак и яйца. [8] В «Искусстве красоты» Овидия он дает рецепт и указания, как отбеливать лицо. [24] Римляне не любили морщины, веснушки, солнечные пятна, чешуйки кожи и пятна. [6] Чтобы смягчить морщины, они использовали лебединый жир, ослиное молоко, гуммиарабик и бобовую муку. [7] Золом улиток лечили язвы и веснушки. [7] Римляне наклеивали мягкие кожаные кусочки квасцов прямо на дефекты, чтобы представить их как косметические знаки. Преступники и вольноотпущенники использовали эти кожаные нашивки круглой и серповидной формы, чтобы скрыть фирменные знаки. [8]

За исключением волос на голове, волосы считались непривлекательными для римской женщины. Следовательно, женщины удаляли волосы путем бритья, выщипывания, зачистки с помощью смоляной пасты или соскабливания пемзой. Пожилые женщины подвергались насмешкам за депиляцию, поскольку она рассматривалась в первую очередь как подготовка к сексу. [25]

Хотя римляне уважали бледные лица, светло-розовые щеки считались привлекательными и свидетельствовали о хорошем здоровье. Плутарх писал, что слишком много румян делает женщину эффектной, а Марсьяль высмеивал женщин, полагая, что румяна могут растаять на солнце. [4] Источники румян включали тирскую киноварь, [10] лепестки роз и мака, фукус , [26] красный мел, алканет и крокодиловый помет. [27] Красную охру, более дорогой румянец, привозили из Бельгии и растирали на камне в порошок. [19] Несмотря на то, что киноварь и свинцовый сурик были ядовиты, их по-прежнему широко использовали. [7] Дешевые альтернативы включали сок шелковицы и винные остатки. [8]

Макияж глаз

[ редактировать ]
Флакон для духов из римского стекла и контейнер для макияжа глаз, состоящий из двух частей.

Идеальные глаза, с точки зрения римлян, были большими и с длинными ресницами. Плиний Старший писал, что ресницы выпадают от сексуального излишества, поэтому женщинам было особенно важно держать длинные ресницы, чтобы доказать свое целомудрие. [28]

Коль был основным ингредиентом макияжа глаз и состоял из золы или сажи и сурьмы , к которым обычно добавляли шафран для улучшения запаха. Коль наносился с помощью закругленной палочки из слоновой кости, стекла, кости или дерева, которую сначала окунали в масло или воду, прежде чем использовать для нанесения краски. [7] Использование коли в качестве макияжа пришло с востока. Помимо сурьмы, обугленные лепестки роз [29] финиковые камни можно было использовать, чтобы затемнить глаза. [8]

Цветные тени для век также применялись женщинами, чтобы подчеркнуть глаза. Зеленые тени для век произошли из малахита , а синие – из азурита . [3]

Римляне предпочитали темные брови, почти сходившиеся в центре. [7] Такого эффекта добивались затемнением бровей сурьмой или сажей, а затем удлинением их внутрь. [3] Выщипывание началось в I веке до нашей эры, чтобы привести в порядок их внешний вид. [4]

Губы, ногти и зубы

[ редактировать ]

Хотя свидетельства использования помады появляются и в более ранних цивилизациях, не существует никаких доказательств того, что римляне когда-либо красили губы. [30] Единственным доказательством того, что ногти красили, является импортированный ими красный краситель, полученный из индийского насекомого. Обычно только богатые стригут ногти, поскольку они коротко подстригали их парикмахеров, следуя современной практике соблюдения правил гигиены. [7]

Хотя гигиена полости рта не соответствовала сегодняшним стандартам, римляне ценили белые зубы, поэтому вставные зубы, сделанные из кости, слоновой кости и пасты, были популярными предметами. Овидий пролил свет на то, как в обществе воспринимались белые зубы, когда написал заявление: «Вы можете причинить себе неисчислимый вред, когда смеетесь, если ваши зубы черные, слишком длинные или неровные». [4] Римляне также подслащивали дыхание порошком и пищевой содой. [6]

из римского мраморного стекла Грушевидный мазок (спереди и сзади)

Духи были очень популярны в Древнем Риме. Фактически, их так активно использовали, что Цицерон утверждал: «Правильный аромат для женщины – вообще никакой». [4] Они бывают жидкими, твердыми и липкими и часто создаются в процессе мацерации с цветами или травами и маслом. [5] Технология дистилляции , как и большинство импортируемых ингредиентов, зародилась на востоке. [6] Самым известным парфюмерным рынком Италии была Сеплазия в Капуе . [17] Духи натирали или выливали на пользователя, и часто считалось, что они помогают при различных недугах, таких как лихорадка и расстройство желудка. Разные ароматы подходили для разных случаев. [10] а также для мужчин и женщин. [31] Распространены были дезодоранты из квасцов , ириса и лепестков роз. [32]

Помимо личного пользования, духи использовались в пищу и для освежения домашнего аромата. [5]

Контейнеры и зеркала

[ редактировать ]

Косметика обычно выпускалась в форме таблеток или пирожных и продавалась на рынках. [7] Состоятельные женщины покупали дорогую косметику, которая продавалась в изысканных контейнерах из золота, дерева, стекла или кости. [6] Kohl выпускался в разделенных на отсеки тюбиках, в которых можно было хранить макияж глаз более одного цвета. [7] Стеклодувное дело , изобретенное в I веке нашей эры в Сирии , снизило цены на контейнеры. Самым распространенным цветом стекла был бирюзовый . [2] Пот гладиаторов и жиры сражавшихся на арене животных продавались в сувенирных горшках вне игр для улучшения цвета лица. [3]

Зеркала в Древнем Риме в основном представляли собой ручные зеркала, сделанные из полированного металла или ртути за стеклом. [4] Считалось, что слишком много времени перед зеркалом свидетельствует о слабости характера женщины. [33]

Проститутки

[ редактировать ]

Косметика, и особенно ее чрезмерное использование, обычно ассоциировалась с проститутками, считая их аморальными и соблазнительными. Латинское слово леноциниум на самом деле означало и «проституцию», и «макияж». Из-за низкого дохода проститутки, как правило, использовали более дешевую косметику, от которой исходил довольно неприятный запах. [34] Это, в сочетании с сильными экзотическими ароматами, используемыми для маскировки зловония, делало бордели пахнуть особенно отвратительно. По мере того, как проститутки старели, и их доход зависел от их внешнего вида, они предпочитали использовать более обильное количество макияжа. Куртизанки часто получали косметику и парфюмерию в качестве подарков или частичной оплаты. [30]

Мужское использование

[ редактировать ]

Известно также, что мужчины пользовались косметикой во времена Римской империи, хотя общество не одобряло это. Мужчин, которых видели с зеркалами, считали женственными, а тех, кто использовал отбеливающую кожу косметику, считали аморальными, поскольку ожидалось, что они загорят от работы на улице. [35] Двумя наиболее приемлемыми практиками были умеренное использование определенных духов и умеренное удаление волос. Мужчина, удаляющий слишком много волос, считался женоподобным, а удалявший слишком мало волос заставлял его казаться неутонченным. [33] Римляне считали особенно неуместным для императора тщеславие, как это, по-видимому, имело место с императором Отоном . [36] Император Элагабал удалил все волосы на своем теле и часто наносил макияж, чем причинял римлянам большое горе. [37]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Древнеримский урок макияжа, канал History. Проверено 29 октября 2009 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стюарт, Сьюзен. Косметика и парфюмерия в римском мире . Глостершир: Темпус, 2007, стр. 123–136.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Древняя косметика оживила BBC News. Проверено 29 октября 2009 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Коуэлл, Ф.Р. Повседневная жизнь в Древнем Риме . Лондон: Бэтсфорд, 1961, стр. 63–66.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стюарт, Сьюзен. Косметика и парфюмерия в римском мире . Глостершир: Темпус, 2007, стр. 9–13.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Краткая история косметики в римские времена. Архивировано 23 февраля 2014 г. в Wayback Machine Life в Италии. Проверено 29 октября 2009 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Олсон, Келли. Платье и римлянка . Нью-Йорк: Рутледж, 2008, стр. 61–70.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стюарт, Сьюзен. Косметика и парфюмерия в римском мире . Глостершир: Темпус, 2007, стр. 32–60.
  9. ^ Тертуллиан , О поклонении женщинам , 2.5.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Анжелоглу, Мэгги. История макияжа . Лондон: Studio Vista, 1970, стр. 30–32.
  11. ^ Олсон, Келли (2009). «Косметика в римской античности». Классический мир . 103 (3).
  12. ^ Ахилл Татиус . Левкиппа и Клейтофонт . 2.38.2-3.
  13. ^ Ливий , История Рима. Архивировано 2 октября 2009 г. в Wayback Machine , 4.44.11.
  14. ^ Маденхольм, Терри (11 сентября 2023 г.). «Древние правила красоты: создание женской идентичности в мужском мире» . Гаарец .
  15. ^ Олсон, Келли (2009). «Косметика в римской древности: вещество, лекарство, яд». Классический мир . 102 (3).
  16. ^ Овидий , Искусство любви. 3.213-14.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болсдон, JPDV «Римские женщины: их история и привычки». Лондон: Бодли-Хед, 1962, стр. 261.
  18. ^ Овидий , Искусство любви. , 3.270.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Овидий , Искусство красоты .
  20. ^ Плиний Старший , Естественная история , 32.65.
  21. ^ Плиний Старший , Естественная история , 11.238.
  22. ^ Гораций , Эпод , 12.10.
  23. ^ Секреты римской косметики раскрыты BBC News. Проверено 29 октября 2009 г.
  24. ^ «Любовные книги Овидия: Искусство красоты» .
  25. ^ Боевой . 32.12.21-2, 10.90.
  26. ^ Плиний Старший . Естественная история , 26.103.
  27. ^ Гораций , Эпод , 12.10-11.
  28. ^ Плиний Старший , Естественная история , 11.154.
  29. ^ Плиний Старший , Естественная история , 21,123, 35.194.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт, Сьюзен. Косметика и парфюмерия в римском мире . Глостершир: Темпус, 2007, стр. 111–114.
  31. ^ Афиней , Deipnosophistae , 15.684.
  32. ^ Плиний Старший , Естественная история , 21.142, 35.185, 21.121.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт, Сьюзен. Косметика и парфюмерия в римском мире . Глостершир: Темпус, 2007, стр. 82–95.
  34. ^ Сенека , Controversiae , 2.21.
  35. ^ Овидий , Искусство любви. 1.513.
  36. ^ Ювенал , Сатиры , 2.99-101.
  37. ^ Кассий Дион , Римская история 80.14.4.
  38. ^ Питер Грин , (осень, 1979 г.). «Ars Gratia Cultus: Овидий в роли косметолога». Американский журнал филологии (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса) 100 (3): стр. 390-1.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c93f6e65a611c554fbe59284e4a6cfa7__1709707980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/a7/c93f6e65a611c554fbe59284e4a6cfa7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cosmetics in ancient Rome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)