Косметика для женского лица
Medicamina Faciei Femineae ( «Косметика для женского лица» , также известная как «Искусство красоты ») — дидактическая поэма, написанная элегическими куплетами римского поэта Овидия . В ста дошедших до нас стихах Овидий защищает использование косметики римскими женщинами и приводит пять рецептов ухода за лицом. Другие писатели того времени осуждали использование женщинами косметики.
Фон
[ редактировать ]Название и приблизительная дата стихотворения известны из краткого упоминания в другом произведении Овидия, Ars Amatoria , в третьей книге которого поэт заявляет, что он уже написал «небольшое произведение, маленькую книжку» о medicamina , или косметика. [1] Таким образом, « Медикамина » должна предшествовать третьей книге Ars Amatoria , работе, состав которой по-разному помещается между 1 г. до н. э. и 8 г. н. э., годом изгнания Овидия. [2] Сохранилось только сто из примерно пяти-восьмисот оригинальных строк. [3] Они аккуратно разбиты на разделы, каждый длиной ровно пятьдесят строк. Первый раздел представляет собой тщательно продуманное введение, в котором Овидий представляет и защищает свою тему; второй включает пять рецептов косметических процедур, включающих обычные ингредиенты и точные дозировки.
Форма
[ редактировать ]Поэма представляет собой первую попытку Овидия создать дидактическую элегию. [4] Этот поэтический жанр, усовершенствованный Овидием в его Ars Amatoria , представлял собой любопытную смесь морализаторского и педагогического тона дидактической поэзии и легкомысленной тематики, свойственной латинской элегии. В самом раннем известном образце дидактической поэзии « Труды и дни » греческий поэт Гесиод увещевает распутного брата вести жизнь честного труда. Столетия спустя, в 29 г. до н.э., римский поэт Вергилий , писавший на латыни и частично черпая вдохновение у Гесиода, опубликовал « Георгики» , труд, якобы целью которого было дать советы по сельскому хозяйству. Овидий, писавший поколение спустя для аудитории, которой была хорошо известна Георгика , использовал трезвый язык Вергилия, чтобы научить девушек тому, «какая забота может улучшить вашу внешность и как сохранить вашу красоту». [5] Вместо того, чтобы использовать дактилические гекзаметры Гесиода и Вергилия, Овидий излагает свои советы в элегических двустишиях , традиционном размере любовной поэзии. Контраст серьёзного тона и беззаботного метра превращает Medicamina Faciei Femineae в пародию » Вергилия на «Георгики . [6]
Содержание
[ редактировать ]Прежде чем подробно рассказать о древнеримской косметике, Овидий подчеркивает манеры как вневременной признак красоты и привлекательности. [7]
Во второй половине Medicamina Faciei Femineae Овидий демонстрирует свое владение искусством поэта, взяв практическое руководство, изобилующее техническими деталями, и превратив его в эффективные стихи. [8] Несмотря на юмористический характер вступления, пять рецептов, включенных в последние 50 строк, кажутся настоящими или, по крайней мере, правдоподобными косметическими процедурами. Характерным примером является смесь ячменя, вики , яиц, сердечника , луковицы нарцисса , камеди , тосканской полбы и меда. [9] Овидий обещает, что любая женщина, которая нанесет на лицо эту смесь, «будет сиять гладче, чем ее собственное зеркало». [10]
Большинство ингредиентов, которые прописывает Овидий, на самом деле являются эффективными средствами для лечения кожи, а некоторые из них, такие как овсянка, зародыши пшеницы и яичный белок, до сих пор используются в производстве косметики и фармацевтических препаратов. [11] В этом отношении Овидий выгодно контрастирует с римским натурфилософом Плинием Старшим , чье краткое описание средств для лица часто включает экзотические, ядовитые или отвратительные ингредиенты. [12]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Овидий Арт Аматория 3.205–6
- ^ Мурджа, Чарльз Э. (весна 1986 г.). «Дата Ars Amatoria 3 Овидия». Американский журнал филологии . 107 (1). Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса: 74–86. дои : 10.2307/294856 . ISSN 0002-9475 . JSTOR 294856 .
- ^ Уотсон, Патрисия А. (август 2001 г.). Овидия «Пародия и подрывная деятельность в Medicamina Faciei Femineae ». Мнемозина 54 (глава 4). Брилл: 457–471. дои : 10.1163/15685250152902973 . ISSN 0026-7074 . JSTOR 4433241 .
- ^ Уотсон, с. 457
- ^ Косметика для женского лица 1–2.
- ^ Уотсон, с. 471
- ^ "Медик"
- ^ Уотсон, с. 470–1
- ^ Медик. 53–66
- ^ Медик. 67–8
- ^ Грин, Питер (осень 1979 г.). «Ars Gratia Cultus: Овидий в роли косметолога» (PDF) . Американский журнал филологии . 100 (3). Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса: 383. doi : 10.2307/293934 . hdl : 2152/31029 . ISSN 0002-9475 . JSTOR 293934 . ПМИД 11620116 .
- ^ Грин, стр. 390–1.
Внешние ссылки
[ редактировать ]В латинском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Medicina Faciei Femineae.
- «Искусство красоты » в переводе Дж. Льюиса Мэя в прозе (со стихами на латыни ).