Элагабал
Элагабал | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Бюст, Капитолийские музеи | |||||
римский император | |||||
Царствование | 16 мая 218 г. - 13 марта 222 г. | ||||
Предшественник | Макрин | ||||
Преемник | Северус Александр | ||||
Рожденный | Секст Варий, предок Бассиана. [1] в. 204 Эмеса , Сирия или Рим , Италия | ||||
Умер | 13 марта 222 г. (18 лет) [2] Рим , Италия | ||||
Похороны | Труп брошен в Тибр | ||||
Супруги | |||||
Проблема | Северус Александр (приемный) | ||||
| |||||
Династия | серьезный | ||||
Отец | Секст Варий Марцелл | ||||
Мать | Юлия Соэмиас Бассиана |
Марк Аврелий Антонин (урожденный Секст Варий Авитус Бассиан , ок. 204 – 13 марта 222), более известный под своим посмертным прозвищем Элагабал ( / ˌ ɛ l ə ˈ ɡ æ b əl ə s / , EL -ə- GAB -ə-ləs ) и ( / ˌ h iː li ə - , - lioʊ - -lee - Гелиогабал / HEE ə-, -lee-oh- [3] ), был римским императором с 218 по 222 год, будучи ещё подростком. Его недолгое правление было печально известно религиозными противоречиями и предполагаемым сексуальным развратом. Близкий родственник династии Северан , он происходил из известной арабской семьи в Эмесе ( Хомс ), Сирия , где с ранней юности служил главным жрецом бога Солнца Элагабала . После смерти своего двоюродного брата, императора Каракаллы , Элагабал был возведен в сан принципата в 14 лет в результате армейского восстания, спровоцированного его бабушкой Юлией Месой против недолговечного преемника Каракаллы, Макрина . Лишь посмертно он стал известен под латинизированным именем своего бога. [а]
Элагабал широко известен из рассказов современного сенатора Кассия Диона, который был к нему резко враждебен, а также из гораздо более поздней Истории Августы . Надежность этих сообщений, особенно их наиболее непристойных элементов, подвергается серьезному сомнению. [5] [6] Элагабал проявил пренебрежение к римским религиозным традициям. Он принес культ Элагабала (включая большой камень баэтил, которым был представлен бог) в Рим, сделав заметную часть религиозной жизни города. Он заставил ведущих членов римского правительства участвовать в религиозных обрядах, прославляющих это божество, лично председательствуя над ними. Согласно рассказам Кассия Диона и Августы , он женился на четырех женщинах, в том числе на весталке , а также оказывал благосклонность придворным мужчинам, которые, как они предполагали, были его любовниками. [7] [8] и занимался проституцией. [9] Его поведение оттолкнуло преторианскую гвардию , Сенат и простых людей. На фоне растущего сопротивления, всего в 18 лет он был убит и заменен своим двоюродным братом Северусом Александром в марте 222 года. Заговор с убийством Элагабала был разработан Юлией Маэсой и осуществлен недовольными членами преторианской гвардии.
Элагабал заработал посмертную репутацию человека крайней эксцентричности , упадка , фанатизма и сексуальной распущенности. Среди писателей раннего Нового времени он пользовался одной из худших репутаций среди римских императоров. Эдвард Гиббон , в частности, писал, что Элагабал «предался грубейшим удовольствиям с необузданной яростью». [10] По словам Бартольда Георга Нибура , «имя Элагабала заклеймено в истории выше всех других; намекать на них». [11] Примером оценки современного историка является оценка Адриана Голдсуорси : «Элагабал не был тираном, но он был некомпетентным и, вероятно, наименее способным императором, который когда-либо был в Риме». [12] Несмотря на почти всеобщее осуждение его правления, некоторые ученые тепло пишут о его религиозных нововведениях, в том числе византийский летописец VI века Джон Малалас , а также Уорик Болл , современный историк, который описал его как «трагическую загадку, потерянную за веками предрассудков». ". [13]
Современные ученые ставят под сомнение точность римских рассказов о его правлении, предполагая, что сообщения о его непристойном и гомосексуальном поведении могли быть связаны с римскими стереотипами о людях с Востока как о женоподобных. [5] [14]
Семья и священство
Элагабал родился в 203 или 204 году. [б] Сексту Варию Марцеллу и Юлии Соэмии Бассиане , [17] который, вероятно, женился около 200 года (и не позднее 204 года). [18] [19] Полное имя Элагабала, вероятно, было (Секст) Варий Авитус Бассиан, [с] последняя фамилия, по-видимому, является когноменом династии Эмесенов . [20] Марцелл был наездником , позже дослужился до сенаторского поста. [17] [21] [18] Юлия Соэмиас была двоюродной сестрой императора Каракаллы , и ходили слухи (которые Соэмиас позже публично поддержал), что Элагабал был ребенком Каракаллы. [21] [22]
Надгробие Марцелла свидетельствует, что у Элагабала был по крайней мере один брат. [23] [24] о котором ничего не известно. [19] Бабушка Элагабала, Юлия Меса , была вдовой консула Юлия Авита Алексиана , сестрой Юлии Домны и невесткой императора Септимия Севера . [17] [18] Среди других родственников были тетя Элагабала Юлия Авита Мамея и дядя Марк Юлий Гессий Марциан и их сын Северус Александр . [17]
Семья Элагабала имела наследственные права на священство бога солнца Элагабала которого Элагабал был , первосвященником в Эмесе (современный Хомс ) в римской Сирии в составе арабской династии Эмесенов . [25] Латинское имя божества, «Элагабал», представляет собой латинизированную версию арабского إِلٰهُ الْجَبَلِ Ilāh al-Jabal , от ilāh («бог») и jabal («гора»), что означает «Бог горы». [26] Эмесенское проявление Баала . [27]
Первоначально почитавшийся в Эмесе, культ божества распространился на другие части Римской империи во втором веке; посвящение было найдено даже в Вердене (в Нидерландах ), недалеко от римских лип . [28] Позже бог был импортирован в Рим и ассимилирован с богом солнца, известным как Sol Indiges в эпоху Римской республики и как Sol Invictus в конце третьего века. [29] По-гречески бог Солнца — Гелиос , поэтому Элагабал позже был известен как «Гелиогабал», гибрид «Гелиоса» и «Элагабала». [30]
Прийти к власти
Иродиан пишет, что, когда император Макрин пришел к власти, он подавил угрозу своему правлению со стороны семьи своего убитого предшественника Каракаллы, сослав их - Юлию Мезу, двух ее дочерей и старшего внука Элагабала - в их поместье в Эмесе. в Сирии . [31] начала заговор Почти по прибытии в Сирию Маэса вместе со своим советником и наставником Элагабала Ганнисом с целью свергнуть Макрина и возвести на императорский престол четырнадцатилетнего Элагабала. [31]
Меса распространил слух, который Соэмиас публично поддержал, что Элагабал был внебрачным ребенком Каракаллы. [22] [32] и поэтому заслужил лояльность римских солдат и сенаторов, присягнувших Каракалле. [33] Солдаты легиона Третьего Галльского в Рафане , которые пользовались большими привилегиями при Каракалле и возмущались Макрином (и, возможно, были впечатлены или подкуплены богатством Месы), поддержали это утверждение. [21] [32] [34] На восходе солнца 16 мая 218 г. [35] Элагабал был объявлен императором Публием Валерием Комазоном , командиром легиона. [36] Чтобы укрепить свою легитимность, Элагабал принял то же имя, которое Каракалла носил как император, Марк Аврелий Антонин. [37] [38] Кассий Дион утверждает, что некоторые офицеры пытались сохранить лояльность солдат Макрину, но им это не удалось. [21]

Префект преторианца Ульпий Юлиан в ответ напал на Третий легион, скорее всего, по приказу Макрина (хотя в одном сообщении говорится, что он действовал самостоятельно до того, как Макрин узнал о восстании). [39] Иродиан предполагает, что Макрин недооценил угрозу, считая восстание несущественным. [40] Во время боя солдаты Юлиана убили своих офицеров и присоединились к силам Элагабала. [37]
Макрин попросил римский сенат объявить Элагабала «Ложным Антонином», и они подчинились: [41] объявив войну Элагабалу и его семье. [34] Макрин сделал своего сына Диадумениана соправителем и попытался обеспечить лояльность Второго легиона крупными денежными выплатами. [42] [43] Однако во время банкета в честь этого события в Апамее посланник подарил Макрину отрубленную голову его побежденного префекта Юлиана. [42] [43] [44] Поэтому Макрин отступил в Антиохию , после чего Второй легион перешел на сторону Элагабала. [42] [43]
Легионеры Элагабала под командованием Ганниса разгромили Макрина и Диадумениана и их преторианскую гвардию в битве при Антиохии 8 июня 218 года, одержав победу, когда войска Макрина сломали ряды после того, как он бежал с поля битвы. [45] Макрин направился в Италию, но был перехвачен возле Халкидона и казнен в Каппадокии , а Диадумениан был схвачен в Зевгме и казнен. [42]
В том же месяце Элагабал написал в Сенат, приняв императорские титулы, не дожидаясь одобрения сената: [46] что нарушало традицию, но было обычной практикой среди императоров третьего века. [47] были отправлены письма о примирении, В Рим в которых была амнистия Сенату и признание его законов, а также осуждение правления Макрина и его сына. [48]
В ответ сенаторы признали Элагабала императором и признали его притязания на то, что он сын Каракаллы. [47] Элагабал был назначен консулом на 218 год в середине июня. [49] Каракалла и Юлия Домна оба были обожествлены Сенатом, и Юлия Меса, и Юлия Соэмия были возведены в ранг Августей , [50] и память о Макрине была стёрта Сенатом. [47] (Имперские артефакты Элагабала утверждают, что он стал прямым преемником Каракаллы.) [51] Комасон был назначен командующим преторианской гвардии. [52] [53] Элагабал был назван Pater Patriae до 13 июля 218 года. Сенатом [49] 14 июля Элагабал был введен в должность в коллегии всех римских духовенств, включая Коллегию понтификов , в которой он был назван верховным понтификом . [49]
Император (218–222)
Путешествие в Рим и политические назначения

Элагабал некоторое время оставался в Антиохии, очевидно, для подавления различных мятежей. [54] Дион выделяет несколько из них, которые историк Фергюс Миллар относит к зиме 218–219 гг. [55] Среди них был Геллий Максим , который командовал Четвертым легионом и был казнен. [55] и один от Вера , который командовал Третьим Галльским легионом , который был расформирован после подавления восстания. [56]
Далее, по сообщению Иродиана, Элагабал и его окружение провели зиму 218–219 гг. в Вифинии в Никомедии путешествовали через Фракию и Мезию в Италию. , а затем в первой половине 219 г. [54] год второго консульства Элагабала. [49] Иродиан говорит, что Элагабал отправил свою картину заранее в Рим, чтобы повесить ее над статуей богини Виктории в здании Сената , чтобы люди не удивлялись его восточному одеянию, но неясно, существовала ли такая картина на самом деле, и Дио не упоминает об этом. [57] [58] Если картина действительно висела над Викторией, это ставило сенаторов в такое положение, когда казалось, что они делают подношения Элагабалу, когда они делают подношения Виктории. [56]
По пути в Рим Элагабал и его союзники казнили нескольких видных сторонников Макрина, таких как сирийский губернатор Фабий Агриппин и бывший фракийский губернатор К. Клавдий Аттал Патеркулиан. [59] Прибыв в имперскую столицу в августе или сентябре 219 года, Элагабал устроил адвентус — торжественный вход в город. [49] В Риме его предложение об амнистии римскому высшему классу было в значительной степени выполнено, хотя юрист Ульпиан был сослан. [60] Элагабал сделал Комасона преторианским префектом , а позднее консулом (220 г.) и префектом города (трижды, 220–222 гг.), что Дион расценил как нарушение римских норм. [59] Сам Элагабал занимал консульский пост третий год подряд в 220 году. [49] Иродиан и « История Августа» говорят, что Элагабал оттолкнул многих, предоставив влиятельные позиции другим союзникам. [61]
Он построил императорский дворец в Хорти Спей Ветерис, включая близлежащую землю, унаследованную от его отца Секста Вариуса Марцелла . Элагабал сделал это место своим любимым убежищем и спроектировал его (как и проект Нерона Domus Aurea) как огромную загородную виллу, разделенную на различные здания и ландшафтные ядра с амфитеатром Кастренсе построенным им Circus Varianus . и ипподромом [62] воодушевленный своей безудержной страстью к циркам и привычкой управлять колесницами внутри виллы. Он участвовал в гонках на колесницах под фамилией Варий. [63]
Дион утверждает, что Элагабал хотел жениться на возничем по имени Гиерокл и объявить его цезарем . [55] точно так же (говорит Дио) он раньше хотел жениться на Ганнисе и назвать его цезарем . [55] Дион говорит, что спортсмен Аврелий Зотик был любовником Элагабала и кубикулярием (неадминистративная роль), в то время как в « Истории Августа» говорится, что Зотик был мужем Элагабала и имел большее политическое влияние. [64]
Отношения Элагабала с его матерью Юлией Соэмиас и бабушкой Юлией Месой поначалу были крепкими; они с самого начала были влиятельными сторонниками, и Макрин объявил им войну, как и Элагабалу. [65] Соответственно, они стали первыми женщинами, допущенными в Сенат. [66] и оба получили сенаторские титулы: Соэмиас - установленный титул Клариссимы, а Меса - более неортодоксальный Mater Castrorum et Senatus («Мать армейского лагеря и Сената»). [50] Они оказывали влияние на молодого императора на протяжении всего его правления и встречаются на многих монетах и надписях, что является редкой честью для римских женщин. [67]
При Элагабале продолжалась постепенная девальвация римских ауреев и динариев (при этом чистота серебра в денариях упала с 58% до 46,5%), [68] хотя в Антониани содержание металлов было выше, чем при Каракалле. [69]
Религиозные противоречия


Со времени правления Септимия Севера поклонение солнцу возросло по всей Империи. [70] В конце 220 года Элагабал провозгласил Элагабала главным божеством римского пантеона , возможно, в день зимнего солнцестояния . [49] В своем официальном титуле Элагабал тогда назывался на латыни : величайший жрец непобедимого Бога, Элагабал, величайший понтифик , букв. «высший жрец непобедимого бога Солнца Эльгабала, верховный понтифик». [49] То, что чужеземный бог должен почитаться выше Юпитера , а главным жрецом был сам Элагабал, шокировало многих римлян. [71]
Однако в знак уважения к римской религии Элагабал присоединился к Элагабалу в качестве супруги либо Астарте , Минерве , Урании , либо какой-то комбинации этих троих. [72] Союз Элагабала и традиционной богини послужил бы укреплению связей между новой религией и имперским культом. Возможно, была попытка представить Элагабала, Уранию и Афину в качестве новой Капитолийской Триады Рима, заменив Юпитера, Юнону и Минерву. [73]
Он вызвал дальнейшее недовольство, когда женился на весталке Аквилии Севере , верховной жрице Весты, утверждая, что в этом браке родятся «богоподобные дети». [74] Это было вопиющим нарушением римского закона и традиции, согласно которым любая весталка, уличенная в половом акте, должна была быть похоронена заживо . [75]
Роскошный храм под названием Элагабалий был построен на восточной стороне Палатинского холма для размещения Элагабала. [76] который был представлен черным коническим метеоритом из Эмесы. [48] Это был баэтил . Иродиан писал: «Этому камню поклоняются так, как если бы он был послан с небес; на нем есть какие-то небольшие выступающие части и отметки, на которые указывают, которые людям хотелось бы верить в грубое изображение солнца, потому что именно так они увидеть их». [77]
Дион пишет, что, чтобы повысить свое благочестие как первосвященника Элагабала на вершине нового римского пантеона, Элагабал сам был обрезан и поклялся воздерживаться от свиньи . [76] Он заставил сенаторов смотреть, как он танцует вокруг алтаря Элагабала под аккомпанемент барабанов и тарелок. [77] Каждое летнее солнцестояние он проводил фестиваль, посвященный богу, который стал популярен среди масс из-за бесплатной еды, раздаваемой в эти дни. [78] Во время этого праздника Элагабал поместил черный камень на колесницу, украшенную золотом и драгоценностями, и проехал по городу: [79]
Божество везла колесница из шести лошадей, лошади огромные и безупречно белые, с дорогой золотой фурнитурой и богатыми украшениями. Никто не держал поводьев, и никто не ехал в колеснице; повозку сопровождали так, как если бы возничим был сам бог. Элагабал бежал назад перед колесницей, лицом к богу и держа поводья лошадей. Он проделал весь путь в обратном порядке, глядя вверх в лицо своего бога. [80]
Самые священные реликвии римской религии были перенесены из соответствующих святынь в Элагабалий, включая эмблему Великой Матери , огонь Весты , Щиты Салии и Палладиум как , так что ни одному другому богу нельзя было поклоняться, кроме совместно с Элагабалом. [81] Хотя его родной культ широко высмеивался современниками, поклонение солнцу было популярно среди солдат и пропагандировалось несколькими более поздними императорами. [82]
Браки, сексуальная ориентация и гендерная идентичность

Вопрос о сексуальной ориентации и гендерной идентичности Элагабала запутан из-за непристойных и ненадежных источников. Кассий Дион утверждает, что Элагабал был женат пять раз (дважды на одной и той же женщине). [57] Его первой женой была Юлия Корнелия Паула , на которой он женился до 29 августа 219 года; между тем и 28 августа 220 года он развелся с Паулой, взял весталку Юлию Аквилию Северу своей второй женой, развелся с ней, [57] [83] и взял третью жену, которой, по словам Иродиана, была Анния Аврелия Фаустина , потомок Марка Аврелия и вдова человека, которого Элагабал недавно казнил, Помпония Басса. [57] В последний год своего правления Элагабал развелся с Аннией Фаустиной и снова женился на Аквилии Севере. [57]
Дион утверждает, что другим «мужем этой женщины [Элагабала] был Гиерокл », бывший раб и колесничий из Карии . [8] [84] « История Августа» утверждает, что Элагабал также женился на человеке по имени Зотик , спортсмене из Смирны , тогда как Дион говорит только, что Зотик был его кубулярием . [8] [85] Дион говорит, что Элагабал занимался проституцией в тавернах и борделях. [9]
Некоторые авторы предполагают, что Элагабал, возможно, идентифицировал себя как женщина или был трансгендером , и, возможно, обратился за помощью к операции по смене пола . [86] [87] [88] [89] [90] Дион говорит, что Элагабал была рада, когда ее называли любовницей, женой и царицей Гиерокла. [88] Сообщается, что император носил макияж и парики, предпочитал, чтобы его называли леди, а не лордом, и якобы предлагал огромные суммы любому врачу, который мог предоставить ему влагалище посредством разреза. [88] [91] Некоторые историки, в том числе классики Мэри Бирд , Захари Герц и Мартин Икс, относятся к этим рассказам с осторожностью, поскольку источники о жизни Элагабала часто были враждебны по отношению к нему и в значительной степени не заслуживали доверия. [92] [93]
В ноябре 2023 года Музей Северного Хартфордшира в Хитчине , Великобритания, объявил, что Элагабал будет считаться трансгендером и, следовательно, упоминаться в его экспонатах с женскими местоимениями из-за утверждений о том, что император сказал: «Не называйте меня Господом, ибо я — Леди". В музее имеется одна монета Элагабала. [93] [94]
Падение от власти
Элагабал разжигал враждебность римской элиты и преторианской гвардии своим явно иностранным поведением и религиозными провокациями. [95] Когда бабушка Элагабала Юлия Меса почувствовала, что народная поддержка императора ослабевает, она решила, что его и его мать, которая поощряла его религиозную практику, необходимо заменить. В качестве альтернативы она обратилась к своей другой дочери, Юлии Авите Мамее , и сыну дочери, пятнадцатилетнему Северусу Александру . [96]
Одержав победу над Элагабалом, она устроила так, чтобы он назначил своим наследником двоюродного брата Александра и присвоил мальчику титул цезаря . [96] Александр был возведен в сан цезаря в июне 221 года, возможно, 26 июня. [49] Элагабал и Александр были назначены назначенными консулами на следующий год, вероятно, 1 июля. [49] Элагабал занял свой четвертый консульский пост в 222 году. [49] В том же году Александр разделил консульство с императором. [96] Однако Элагабал пересмотрел эту договоренность, когда начал подозревать, что преторианская гвардия предпочитает его двоюродного брата ему самому. [97]
Элагабал приказал совершить различные покушения на Александра. [98] после того, как не удалось получить одобрение Сената на лишение Александра его общего титула. [99] По словам Диона, Элагабал выдумал слух о том, что Александр близок к смерти, чтобы посмотреть, как отреагируют преторианцы. [100] Завязался бунт, и гвардия потребовала видеть Элагабала и Александра в лагере преторианцев . [100]

13 марта, [д] Император подчинился и публично представил своего кузена вместе со своей матерью Юлией Соэмиас. По прибытии солдаты начали аплодировать Александру, игнорируя Элагабала, который приказал арестовать и казнить всех, кто принимал участие в этом проявлении неповиновения. [102] В ответ члены преторианской гвардии напали на Элагабала и его мать:
Он предпринял попытку бежать и скрылся бы куда-нибудь, поместив его в сундук, если бы его не обнаружили и не убили в восемнадцатилетнем возрасте. Вместе с ним погибла его мать, обнявшая его и крепко прижавшаяся к нему; им отрубали головы и тела, раздетые донага, сначала тащили по всему городу, а затем тело матери бросали куда-то в сторону, а его бросали в Тибр . [103]
После его убийства многие соратники Элагабала были убиты или свергнуты. Его возлюбленный Гиерокл был казнен. [100] Его религиозные указы были отменены, а камень Элагабала был отправлен обратно в Эмесу . [104] Женщинам снова запретили присутствовать на заседаниях Сената. [105] В его случае систематически применялась практика Damnatio Memoriae — стирание из публичного архива ранее известного опозоренного человека. [49] [106] в натуральную величину, находящаяся Несколько изображений, в том числе статуя Геркулеса сейчас в Неаполе, были заново вырезаны с лицом Александра Севера. [107]
Источники
Кассий Дион

Историк Кассий Дион , живший со второй половины второго века примерно до 229 года, написал современное описание Элагабала. Родившись в аристократической семье, Дион большую часть своей жизни провел на государственной службе. Он был сенатором при императоре Коммоде и губернатором Смирны после смерти Септимия Севера , а затем служил суффектом консула около 205 года и проконсулом в Африке и Паннонии . [108]
Диона Римская история охватывает почти тысячелетие , с момента прибытия Энея в Италию до 229 года. Его современный отчет о правлении Элагабала обычно считается более надежным, чем « История Августа» или другие отчеты для этого общего периода времени. [109] [110] хотя, по его собственному признанию, Дион провел большую часть соответствующего периода за пределами Рима и был вынужден полагаться на информацию из вторых рук. [108]
Более того, политический климат после правления Элагабала, а также собственное положение Диона в правительстве Севера Александра, который высоко уважал его и снова сделал консулом, вероятно, повлияли на правду об этой части его истории в худшую сторону. . Дион регулярно называет Элагабала Сарданапалом , отчасти для того, чтобы отличить его от своего божественного тезки, [111] но главным образом для того, чтобы внести свой вклад в поддержание Damnatio memoriae и связать его с другим самодержцем, известным своей распутной жизнью. [112]
Историк Клэр Роуэн называет рассказ Дио смесью достоверной информации и «литературного преувеличения», отмечая, что браки Элагабала и время его пребывания на посту консула подтверждены нумизматическими и эпиграфическими записями. [113] В других случаях рассказ Дио неточен, например, когда он говорит, что Элагабал назначал совершенно неквалифицированных чиновников и что Комазон не имел военного опыта до того, как был назначен главой преторианской гвардии. [114] хотя на самом деле Комазон командовал Третьим легионом. [52] [53] Дион также дает разные сведения в разных местах о том, когда и кем Диадумениан (с войсками которого сражался Элагабал) получил императорские имена и титулы. [115] Мартин Икс написал, что «очевидно, что Дио не пытался точно изобразить императора», и эту оценку поддержал Джозайя Осгуд. [5]
Иродиан

fides exercitus (« Вера армии »)
Другим современником Элагабала был Иродиан , мелкий римский государственный служащий, живший с ок. С 170 по 240 год. Его работа « История Римской империи со времен Марка Аврелия» , обычно сокращенно называемая « Римская история », представляет собой рассказ очевидца о правлении Коммода до начала правления Гордиана III . Диона Его работа во многом пересекается с собственной «Римской историей» , а тексты, написанные независимо друг от друга, чаще всего совпадают в отношении Элагабала и его короткого, но насыщенного событиями правления. [116] Иродиан, возможно, использовал работу Диона как источник части своего рассказа об Элагабале. [5]
Аррисабалага пишет, что Иродиан во многом «менее подробен и педантичен, чем Дион». [117] и многие современные ученые считают его менее надежным, хотя Роуэн считает его рассказ о правлении Элагабала более надежным, чем рассказ Диона. [113] Считается, что отсутствие у Иродиана литературных и научных претензий делает его менее предвзятым, чем сенаторские историки. [118] Его считают важным источником религиозных реформ, произошедших во время правления Элагабала. [119] что подтверждено нумизматическими [120] [121] и археологические свидетельства. [122]
История Августа
Источником многих историй о порочности Элагабала является Historia Augusta , которая включает в себя противоречивые утверждения. [123] Наиболее вероятно, что Historia Augusta была написана ближе к концу IV века, во время правления императора Феодосия I. [124] Рассказ об Элагабале в Historia Augusta имеет неопределенную историческую ценность. [125] Разделы с 13 по 17, касающиеся падения Элагабала, вызывают меньше споров среди историков. [126] Автор самых скандальных историй в « Истории Августа» признает, что «и эти вопросы, и некоторые другие, которые не могут поверить, были, я думаю, выдуманы людьми, которые хотели принизить Гелиогабала, чтобы завоевать расположение Александра». [13] Широко распространено мнение, что « История Августа» была написана одним автором, который использовал в своей работе несколько псевдонимов, и его описывают как «фантаста», который изобрел большую часть своих исторических отчетов. [6]
Современные историки

Для современных читателей «История упадка и падения Римской империи» Эдварда Гиббона (1737–1794) еще больше укрепила скандальную репутацию Элагабала. Гиббон не только принял и выразил возмущение обвинениями древних историков, но и мог бы добавить некоторые свои собственные подробности; например, он первый известный историк, утверждающий, что Ганнис был евнухом . [127] Гиббон писал:
Нарушать порядок времени года и климата, развлекаться со страстями и предрассудками своих подданных и нарушать все законы природы и приличия - были в числе его самых восхитительных развлечений. Длинная вереница наложниц и быстрая смена жен, среди которых была девственница-весталка, насильно изгнанная из своего священного приюта, были недостаточны, чтобы удовлетворить бессилие его страстей. Владыка римского мира делал вид, что копирует манеры и одежду женского пола, предпочитая прялку скипетру, и обесчестил главные достоинства империи, раздав их своим многочисленным любовницам; один из которых был публично облечен титулом и властью императора или, как он правильнее называл себя, мужа императрицы. Может показаться правдоподобным, что пороки и безумия Элагабала были приукрашены фантазией и запятнаны предрассудками. Тем не менее, если ограничиться публичными сценами, представленными перед римским народом и засвидетельствованными серьезными и современными историками, их невыразимая позорность превосходит позор любой другой эпохи или страны. [128]
Антрополог XX века Джеймс Джордж Фрейзер (автор «Золотой ветви ») серьезно относился к монотеистическим устремлениям императора, но в то же время высмеивал его: «Изящный жрец Солнца [был] самым брошенным негодяем, когда-либо восседавшим на троне. ... Намерением этого в высшей степени религиозного, но безумного деспота было заменить поклонение всем богам не только в Риме, но и во всем мире единственным поклонением Элагабалу или Солнцу». [129] Первой биографией длиной в книгу стал «Удивительный император Гелиогабал». [130] (1911) Дж. Стюарта Хэя, «серьезное и систематическое исследование». [131] более сочувствующий, чем у предыдущих историков, которые, тем не менее, подчеркивали экзотизм Элагабала, называя его правление периодом «огромного богатства и чрезмерной расточительности, роскоши и эстетизма, доведенных до крайней крайности, и чувственности во всех утонченных восточных обычаях». [132]

Некоторые недавние историки рисуют более благоприятную картину правления императора. Мартин Икс в книге «Образы Элагабала» (2008; переизданной под названием «Преступления Элагабала» в 2011 и 2012 годах) сомневается в надежности древних источников и утверждает, что именно неортодоксальная религиозная политика императора оттолкнула правящую элиту Рима до такой степени, что что его бабушка сочла целесообразным устранить его и заменить его двоюродным братом. Он описал древние истории, касающиеся императора, как «часть давней традиции « убийства персонажей » в древней историографии и биографии». [133]
Леонардо де Аррисабалага и Прадо, в книге «Император Элагабал: факт или вымысел?» (2008) также критически относится к древним историкам и предполагает, что ни религия, ни сексуальность не сыграли роли в падении молодого императора. Вместо этого Прадо предполагает, что Элагабал проиграл борьбу за власть внутри императорской семьи, что лояльность преторианских гвардейцев была выставлена на продажу и что у Юлии Маэсы были ресурсы, чтобы перехитрить и перекупить своего внука. В этой версии событий после того, как Элагабал, его мать и его ближайшее окружение были убиты, началась кампания по убийству личности, результатом которой стала гротескная карикатура, которая сохранилась до наших дней. [134] Другие историки, в том числе Икс, раскритиковали Прадо за чрезмерный скептицизм в отношении первоисточников. [135]
Уорвик Болл в своей книге «Рим на Востоке » пишет апологетический отчет об императоре, утверждая, что описания его религиозных обрядов были преувеличены и их следует отвергнуть как пропаганду, подобно тому, как с тех пор были отвергнуты языческие описания христианских обрядов. Болл описывает ритуальные процессии императора как разумную политическую и религиозную политику, утверждая, что синкретизм восточных и западных божеств заслуживает скорее похвалы, чем насмешек. В конечном итоге он изображает Элагабала ребенком, вынужденным стать императором, который, как и ожидалось от первосвященника культа, продолжал свои ритуалы даже после того, как стал императором. Болл оправдывал казни Элагабалом выдающихся римских деятелей, которые таким же образом критиковали его религиозную деятельность. Наконец, Болл утверждает окончательную победу Элагабала в том смысле, что его божество будет встречено Римом в форме Sol Invictus 50 лет спустя. Болл утверждает, что Sol Invictus оказал влияние на монотеистические христианские верования Константина , утверждая, что это влияние сохраняется в христианстве и по сей день. [136]
Культурные ссылки
Несмотря на попытки Damnatio memoriae , истории об Элагабале сохранились и фигурировали во многих произведениях искусства и литературы. [137] В испанском языке его имя стало словом «обжора», heliogábalo . [137] [138] Из-за древних историй о нем он часто появляется в литературе и других творческих средствах массовой информации как декадентская фигура (становясь чем-то вроде антигероя в декадентском движении конца 19 века и вдохновляя многие известные произведения искусства, особенно декадентов). ) [89] и воплощение молодого аморального эстета . К наиболее известным из этих работ относятся: [139]
Вымысел

- L'Agonie (1888) Жана Ломбард , [140] который послужил источником вдохновения для Луи Куперуса произведения De berg van licht ( «Гора света ») в 1905–06 годах. [ нужна ссылка ]
- Heliogabale ou l'Anarchiste couronné ( Гелиогабал или Коронованный анархист ) Антонена Арто (1934), изображающий жизнь Элагабала и сочетающий в себе эссе, биографию и художественную литературу. [141]
- Исторические романы «Семейные фавориты » (1960) Альфреда Даггана и «Дитя Солнца» (1966) Кайла Онстотта и Лэнса Хорнера , в первом из которых обычный римский солдат становится свидетелем правления. [ нужна ссылка ]
- Виктора Пелевина » « Sol Invictus , в котором Элагабал изображен как ключевая непризнанная духовная фигура. [ нужна ссылка ]
Пьесы
- Гелиогабал: Шутовство в трех действиях (1920) Х.Л. Менкена и Джорджа Джина Натана [142]
- Гелиогабал: История любви (2002) Скай Гилберта [143]
Танец

- Heliogabale — современный танец в постановке Мориса Бежара. [144]
- Легенды — танец, исполненный Себастьяном Дросте в роли Гелиогабала в рамках спектакля «Танцы порока, ужаса и экстаза», поставленного Дросте и Анитой Бербер в 1923 году. [145]
Музыка
- Элиогабало (1667), опера венецианского композитора эпохи барокко Франческо Кавалли.
- Упоминается (как Гелиогабал) в « Песне генерал-майора » (1879) из Гилберта и Салливана книги «Пираты Пензанса» . [146] «Я цитирую в элегиях все преступления Гелиогабала». [147]
- Гелиогабале (1910), опера французского композитора Деодата де Северака.
- Artaud (1973), альбом, выпущенный аргентинской группой Pescado Rabioso , особенно трек « Cantata de Puentes Amarillos », находился под сильным влиянием книги Антонена Арто « Héliogabale ou l'Anarchiste couronné », а также жизни Гелиогабала. [148]
- Eliogabalus (1990), название второго альбома и второй песни экспериментальной рок-группы Devil Doll (словенская группа)
- Heliogabalus Emperor ( Император Гелиогабал ) (1972), оркестровое произведение немецкого композитора Ганса Вернера Хенце.
- Шесть ектений для Гелиогабала (2007), альбом американского музыканта Джона Зорна
- The Pale Emperor Альбом американского музыканта Мэрилина Мэнсона (2015) был вдохновлен жизнью Гелиогабала и, в частности, книгой Антонена Арто. [149] [150]
Картины

- Гелиогабал, Первосвященник Солнца (1866 г.), картина прерафаэлита Симеона Соломона.
- На его счету один из самых громких инцидентов — экстравагантный званый обед, на котором гости были задушены массой сброшенных сверху «фиалок и других цветов». [151] увековечен в картине XIX века «Розы Гелиогабала» (1888) англо-голландского академика сэра Лоуренса Альма-Тадемы .
- Антонен Арто Гелиогабал (2010–11), Ансельм Кифер [152]
Поэзия
- Альгабал (1892–1919), сборник стихов Стефана Джорджа.
- В книге «Он переваривает Харда Ирона » американская поэтесса Марианна Мур описывает банкет, на котором Элагабал подал шестьсот страусиных мозгов, деталь, которую она нашла в книге Джорджа Дженнисона « Животные для зрелища и удовольствия в Древнем Риме» .
Телевидение
- В канала CBBC экранизации « Ужасных историй» изображает Элагабала Мэтью Бэйнтон как юного подростка с жестоким чувством юмора.
Генеалогическое древо династии Северан
Пояснительные примечания
- ↑ Первый известный случай находится в Хронографе 354 года , в списке императоров в разделе Chronica Urbis Romae , где он назван «Антонин Элагабалл». [4]
- ↑ Иродиан , живший во время правления Элагабала, пишет, что ему и Александру в мае 218 года было «около четырнадцати и десяти лет соответственно». [15] В « Эпитоме Цезарибуса» , написанном более века спустя, говорится, что «он прожил шестнадцать лет», тогда как Александр умер на «двадцать шестом году жизни». [16] Только последняя цифра совпадает с иродианской, и неясно, используют ли они регулярный или инклюзивный счет .
- ^ Подробное обсуждение его номенклатуры см. Аррисабалага и Прадо (2010 , стр. 231).
- ↑ Дион , 80.3.3 пишет, что он правил «три года, девять месяцев и четыре дня, в течение которых он правил, — считая с битвы, в которой он получил высшую власть». Однако он, скорее всего, рассчитывает не на смерть Элагабала, а на официальное воцарение его преемника. Александр был провозглашен императором армией 13 марта, а назвал его августом Сенат 14 марта, о чем свидетельствует Feriale Duranum . Судя по рассказу Диона, убийство Элагабала и первое одобрение Александра почти наверняка произошли 13 марта. [101]
Ссылки
- ^ де Аррисабалага и Прадо 2010 , с. 231.
- ^ Аррисабалага 2010 , с. 27
- ^ «Гелиогабал» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Хронография 354 года нашей эры. Часть 16: Хроника города Рима» . tertullian.org (на латыни и английском языке). Архивировано из оригинала 1 октября 2020 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Осгуд, Иосия (28 ноября 2016 г.). «Тайная история Элагабала Кассия Дио». Кассий Дион: греческий интеллектуал и римский политик . БРИЛЛ. стр. 177–190. дои : 10.1163/9789004335318_011 . ISBN 978-90-04-33531-8 .
- ^ Jump up to: а б Кемезис, Адам (2016). «Падение Элагабала как переосмысление литературного повествования и политической реальности» . История . 65 (3): 348–390. дои : 10.25162/история-2016-0019 . ISSN 0018-2311 .
- ^ Скотт 2018 , стр. 129–130, 135–137.
- ^ Jump up to: а б с Зангеллини 2015 , с. 59 .
- ^ Jump up to: а б Campanile, Carlà-Uhink & Facella 2017 , с. 113 .
- ^ Гиббон, Эдвард. Упадок и падение Римской империи , Глава VI.
- ^ Нибур, Бартольд Георг (1844). История Рима: от Первой Пунической войны до смерти Константина . Том. 2. С. Бентли. п. 306.
- ^ Голдсуорси 2009 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Бал 2016 , с. 464.
- ^ Биттарелло, Мария Беатрис (15 сентября 2011 г.). «Отон, Элагабал и суд Париса: литературная конструкция немужского императора » Диалоги по древней истории . 37/1 (1): 93–113. дои : 10.3917/да.371.0093 . ISSN 0755-7256 .
- ^ Иродиан , 5.3.3 .
- ^ Воплощение Цезарей 23, 24.
- ^ Jump up to: а б с д Скотт, 2018 , стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б с Миллар 1993 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Скотт 2018 , с. 84.
- ^ Икс 2011 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Лукас де Блуа, Образ и реальность римской имперской власти в третьем веке нашей эры , 2018, с. 72. Архивировано 14 октября 2020 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Марджори Лайтман, Бенджамин Лайтман (2008), От А до Я древнегреческих и римских женщин , с. 174
- ^ Энтони Р. Бирли, Септимий Север: Африканский император , стр. 217, 222–223.
- ^ «Секст Варий Марцелл» . Ливиус . Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 2 октября 2021 г.
- ^ Болл 2000 , стр. 35–37, 412.
- ^ Журнал юридической папирологии , том 23, с. 116: «а с пальмиренской надписью «Божья гора» устанавливается спорная этимология имени «Элагабал» (илах ха-габал)»
- ^ Болл 2000 , с. 37.
- ^ « Надпись Woerden Elagabal, заархивированная 8 августа 2020 года в Wayback Machine » на Livius.org ; надпись сейчас находится в городском музее Вердена. Архивировано 28 мая 2010 года в Wayback Machine .
- ^ Девламинк, Питер (2004). «Культ Sol Invictus: сравнительное исследование императора Элагабала (218–222) и императора Аврелиана (270–275)» (на голландском языке). Университет Гента. Архивировано из оригинала 16 августа 2007 года . Проверено 7 августа 2007 г.
- ^ Икс 2011 , с. 227.
- ^ Jump up to: а б Уолтер Дж. Уиттемор-младший, «Безвременная смерть в результате покушения» (2012), с. 33
- ^ Jump up to: а б Болл 2000 , с. 412.
- ^ Икс 2011 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Бернс 2006 , с. 209.
- ^ Бог , Книга 79.31.
- ^ Поттер 2004 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Икс 2011 , с. 12.
- ^ Скотт 2018 , с. 106.
- ^ Скотт 2018 , стр. 26, 89.
- ^ Скотт 2018 , с. 89.
- ^ Южный 2003 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б с д Михаил Куликовский (2016), Триумф Империи , с. 105
- ^ Jump up to: а б с Стивен Дандо-Коллинз (2013), Римские легионы , с. 324. Архивировано 14 октября 2020 года в Wayback Machine.
- ^ Скотт 2018 , с. 26.
- ^ Кассий Дион 79.38–39
- ^ Южный 2003 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Икс 2011 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Икс 2011 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Киенаст 1990 , стр. 165–170.
- ^ Jump up to: а б Бенарио, Герберт В. (1959). «Титулатура Юлии Соэмии и Юлии Мамеи: две ноты». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 90 . Труды и труды Американской филологической ассоциации, Vol. 90: 9–14. дои : 10.2307/283691 . JSTOR 283691 .
- ^ Аррисабалага 2010 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Южный 2003 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б Икс 2011 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Скотт 2018 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д Скотт 2018 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б ван Зоонен, Лорен (2005). «Гелиогабал» . livius.org. Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 18 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Скотт, 2018 , стр. 129–130.
- ^ Аррисабалага 2010 , стр. 82, 172.
- ^ Jump up to: а б Скотт 2018 , стр. 118–119.
- ^ Грант 1996 , с. 51.
- ^ Икс 2011 , с. 48.
- ^ Барбера, М. (2000). «От Horti Spei Veteris до Palatium Sessorianum», в Aurea Roma: Dalla Città Pagana alla Città Cristiana, ред. С. Энсоли и Э. Ла Рокка (Рим: Herm Бретшнейдера, 104–112.
- ^ Кассий Дион 80 14, 2
- ^ Скотт 2018 , с. 137.
- ^ Барбара Левик, Юлия Домна: Сирийская императрица (2007), с. 71. Архивировано 4 апреля 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Бернс 2006 , с. 214.
- ^ Икс 2011 , с. 19.
- ^ «Тулейнский университет «Римская валюта принципата» » . Архивировано из оригинала 1 ноября 2008 года . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Аррисабалага 2010 , с. 60
- ^ Хальсберге 1972 , стр. 36.
- ^ Икс 2011 , стр. 14–15.
- ^ Икс 2011 , с. 63.
- ^ Икс 2011 , стр. 32–33.
- ^ Икс 2011 , с. 62.
- ^ «Весталка» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 26 октября 2017 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Икс 2011 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Икс 2011 , с. 89.
- ^ Икс 2011 , с. 49.
- ^ Икс 2011 , стр. 59–60.
- ^ Иродиан , Книга 5.6.7 .
- ^ Икс 2011 , с. 113.
- ^ Меклер .
- ^ Грант 1996 , с. 25.
- ^ Скотт 2018 , стр. 135–136.
- ^ Скотт 2018 , стр. 136–137.
- ^ Эбби Э. Голдберг, Дженни Бимин, Энциклопедия транс-исследований Sage (2021), стр. 32
- ^ М. Ньюджент, Helios 35 (2008), стр. 171–172.
- ^ Jump up to: а б с Варнер, Эрик (2008). «Превосходящий гендер: ассимиляция, идентичность и портреты римской империи». Мемуары Американской академии в Риме. Дополнительный том . 7 . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета : 200–201. ISSN 1940-0977 . JSTOR 40379354 . OCLC 263448435 .
Утверждается также, что Элагабал появился в образе Венеры и удалил эпиляцию всего своего тела. ... Дион вспоминает разговор между Элагабалом и хорошо обеспеченным Аврелием Зотиком: когда Зотик обратился к императору как «мой господин», Элагабал ответил: «Не называй меня господином, я леди». Дион завершает свой анекдот тем, что Элагабал просит своих врачей сделать ему эквивалент женского влагалища посредством хирургического разреза.
- ^ Jump up to: а б Годбаут, Луи (2004). «Элагабал» (PDF) . GLBTQ: Энциклопедия геев, лесбиянок, бисексуалов, трансгендеров и гомосексуальной культуры . Чикаго: glbtq, Inc. Архивировано (PDF) из оригинала 17 ноября 2015 г. . Проверено 6 августа 2007 г.
- ^ Бенджамин, Гарри (1966). «Феномен транссексуала» . Труды Нью-Йоркской академии наук . 29 (4). Нью-Йорк: The Julian Press Inc .: 428–430. дои : 10.1111/j.2164-0947.1967.tb02273.x . ISBN 978-0-446-82426-2 . ПМИД 5233741 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2005 года . Проверено 27 апреля 2005 г.
- ^ Скотт 2018 , стр. 137–138.
- ^ Бурга, Солкир (22 ноября 2023 г.). «Британский музей утверждает, что римский император был трансженщиной» . Время.
- ^ Jump up to: а б Адли, Эстер (24 ноября 2023 г.). «Был ли римский император Элагабал действительно трансгендером – и имеет ли это значение?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 13 февраля 2024 года . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ «Музей реклассифицирует римского императора как трансженщину» . Новости Би-би-си . 2023 . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Икс 2011 , стр. 83, 88–89.
- ^ Jump up to: а б с Боуман, Кэмерон и Гарнси, 2005 , с. 22.
- ^ Икс 2011 , с. 74.
- ^ Икс 2011 , с. 75.
- ^ Икс 2011 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с Икс 2011 , с. 78.
- ^ Берджесс, Ричард В. (2014). Римская имперская хронология и историография начала IV века . Historia Einzelschriften. Штутгарт: Штайнер. стр. 65–66, 121. ISBN. 978-3-515-10732-7 .
- ^ Икс 2011 , стр. 77–79.
- ^ Бог , Книга 80.20 .
- ^ Икс 2011 , с. 15.
- ^ Хэй 1911 , с. 124.
- ^ Ганс Виллер Лаале, Эфес (Эфес): Сокращенная история от Андрокла до Константина XI (2011), с. 269
- ^ Варнер 2004 , стр. 192–194 .
- ^ Jump up to: а б Бог , Книга 80.18.
- ^ Мэгги Л. Попкин, Архитектура римского триумфа (2016), с. 170: «[] Кассия Дио, Иродиана и историка Августы [,] Дио обычно считается нашим самым надежным источником по этому периоду [эпохе Севера]»
- ^ Мартин М. Винклер, Падение Римской империи: кино и история (2012), с. 63: «Дион, близкий современник [Аврелия] и обычно считавшийся наиболее надежным источником своего времени»
- ^ Бог , Книга 80.11–12.
- ^ Сайм 1971 , стр. 145–146.
- ^ Jump up to: а б Роуэн 2012 , с. 169.
- ^ Бог , книга 80.4 .
- ^ Скотт 2018 , с. 62.
- ^ Иродиан .
- ^ Леонардо де Аррисабалага-и-Прадо, Varian Studies Volume One: Varius (2017), стр. 2017. 131
- ^ Сорек (2012 , стр. 202): «Современные ученые считают Иродиана ненадежным. Однако [...] отсутствие у него литературных и научных претензий делает его менее предвзятым, чем сенаторские историки».
- ^ Сорек 2012 , с. 202.
- ^ Коэн, Генри (1880–1892). Историческое описание монет, отчеканенных в период Римской империи . Париж. п. 40.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бабелон, Эрнест Шарль Франсуа (1885–1886). Консульские монеты II . Болонья: Форни. стр. 63–69.
- ^ Corpus Inscriptionum Latinarum , CIL II, 1409 , CIL II, 1410 , CIL II, 1413 и CIL III: 564–589.
- ^ Сайм 1971 , с. 218.
- ^ Чижек, Ойген (1995). История и историки в Риме в античности . Лион: Presss Universitaire de Lyon. п. 297.
- ^ Сайм 1971 , с. 263.
- ^ Батлер, Орма Фитч (1910). «Очерки из жизни Гелиогабала». Исследования Мичиганского университета: Гуманистическая серия IV . Нью-Йорк: Макмиллан: 140.
- ^ Леонардо де Аррисабалага-и-Прадо, «Псевдоевнухи при дворе Элагабала». Архивировано 4 апреля 2021 г. в Wayback Machine , 1999, стр. 4.
- ^ Гиббон, Эдвард, История упадка и падения Римской империи , Глава VI.
- ^ Фрейзер, Дж. Г., Поклонение природе, Том I , Лондон: MacMillan and Co., 1926, стр. 496–498.
- ^ Или 1911 год .
- ^ Дж. Б. Бери во введении к Хэю (1911 , стр. xxiii)
- ^ Хэй 1911 , с. 2.
- ^ Икс 2011 , стр. 345–346.
- ^ де Аррисабалага и Прадо 2010 , стр. 1–13.
- ^ Ледбеттер, Билл (2014). «Эксцентричная книга об Элагабале (или Вариусе) – Леонардо де Аррисабалага и Прадо (2020), Император Элагабал: факт или вымысел? » . Журнал римской археологии (рецензия на книгу). 27 : 677–680. дои : 10.1017/S1047759414001731 . S2CID 220616205 .
- ^ Болл 2016 , стр. 462–466.
- ^ Jump up to: а б Пол Кристал, В постели с римлянами (2015), с. 337 : «Несмотря на проклятие , многие произведения искусства и литературы были порождены памятью об императоре. Он живет в испанском слове heliogábalo ».
- ^ heliogábalo. Архивировано 6 января 2013 года в archive.today в Diccionario de la Real Academia Española . Проверено 3 мая 2008 г.
- ^ Подробные списки появления Элагабала в различных средствах массовой информации, а также критическую оценку некоторых из этих работ см. в Icks (2012), стр. 219–224.
- ^ Ломбард, Жан (27 июня 1902 г.). «Агония» . Париж: П. Оллендорф . Проверено 27 июня 2022 г. - из Интернет-архива.
- ^ Болдт-Айронс, Лесли Энн (1996). «Анархия и андрогинность в «Гелиогабале или анархистке Куронне» Арто ». Обзор современного языка . 91 (4). Кембридж, Великобритания: Ассоциация современных гуманитарных исследований : 866–877. дои : 10.2307/3733514 . JSTOR 3733514 .
- ^ Менкен, ХЛ ; Натан, Джордж Жан (1920). Гелиогабал: Шутовство в трёх действиях . Нью-Йорк: А.А. Кнопф.
- ^ Гилберт, Скай (2002). Гелиогабал: История любви . Торонто: Театральная труппа кабаре.
- ^ Джорджио Лотти, Рауль Радиче, Джон Гилберт, Ла Скала (1979), стр. 232: «В «Гелиогабале» , созданном для балета «Янтра» («Балет двадцатого века») и впервые исполненном на фестивале в Ширазе, Бежар черпал вдохновение из трех источников: африканской музыки, которая использовалась для создания волшебной атмосферы, окружающей Гелиогабала; итальянской опера, отражающая величие императорского Рима, и «Макбет» Верди, выражающий силу женской воли».
- ^ Мел Гордон, Семь пристрастий и пять профессий Аниты Бербер (2006), стр. 175
- ^ «Я — образец современного генерал-майора» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2021 года . Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ « Я — образец современного генерал-майора» (слова)» . Naic.edu . Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Спинетта, Луи Альберт (2014). Спинетта: хроника и иллюминации Эдуардо Берти (Расширенное, исправленное и обновленное издание). КАБА с. 44. ИСБН 978-950-49-4055-5 . OCLC 905840105 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Мэрилин Мэнсон: Дьявол под моими ногами» . Револьвер . 1 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2018 г. Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ «Мэрилин Мэнсон объясняет свою давнюю любовь макияжем» . Фейдер . Архивировано из оригинала 7 декабря 2017 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ «Жизнь Элагабала» . История Августа . п. 21. Архивировано из оригинала 4 апреля 2021 года . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Ансельм Кифер – Антонен Арто Гелиогабал – 2010–11 – любезно предоставлено White Cube, Лондон – фото Бена Вестоби (на итальянском языке). Артрибун. 21 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 11 июня 2015 года . Проверено 9 июля 2012 года .
Библиография
Первоисточники
- Луций Кассий Дион (1927) [ ок. 230]. Римская история . Книги 79–80 ( изд. Классической библиотеки Леба ). Портсмут, Нью-Гэмпшир: Хайнеманн . Архивировано из оригинала 4 апреля 2021 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- Иродиан (1961) [ ок. 240]. Римская история . Книга 5. Перевод Эдварда К. Эколса. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . Архивировано из оригинала 29 декабря 2019 года . Проверено 24 августа 2019 г. Опубликовано на Livius.org в 2007 г.
- Historia Augusta , Жизнь Элагабала. Часть 1. Архивировано 4 апреля 2021 года в Wayback Machine и 2. Архивировано 4 апреля 2021 года в Wayback Machine . Текст на латыни с английским переводом.
Вторичный материал
- Аррисабалага и Прадо, Леонардо де (2010). Император Элагабул: факт или вымысел? . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89555-2 .
- Аррисабалага и Прадо, Леонардо де. «Псевдоевнухи при дворе Элагабала: загадка Ганниса, Евтихиана и Комазона». Архивировано 4 апреля 2021 года в Wayback Machine , Сборник статей в честь девяносто пятой годовщины Уэно Гакуэна , Токио, 1999, стр. 117. –141.
- Аррисабалага и Прадо, Леонардо де. «Вариационные исследования: определение предмета» , вступительная речь на Варианском симпозиуме, Тринити-колледж, Кембридж , 30–31 июля 2005 г.
- Болл, Уорик (2000). Рим на Востоке . Абингдон-на-Темзе: Рутледж . ISBN 978-0-415-11376-2 .
- Болл, Уорик (2016). Рим на Востоке: трансформация империи . Абингдон-на-Темзе: Рутледж . ISBN 978-0-415-71777-9 .
- Бирли, Энтони Р. (2002). Септимий Север: африканский император . Абингдон-на-Темзе: Рутледж . ISBN 978-1-138-13416-4 . OCLC 1062302222 .
- Боуман, Алан; Кэмерон, Аверил; Гарнси, Питер, ред. (2005). Кембриджская древняя история . Том. 12. Кризис империи, 193–337 гг. Н.э. (2-е изд.). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета .
- Бернс, Джаспер (2006). Великие женщины императорского Рима: матери и жены цезарей . Абингдон-на-Темзе: Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-134-13184-6 .
- Кампанила, Домитилла; Карла-Ухинк, Филиппо; Фаселла, Маргарита, ред. (2017). Трансантичность: переодевание и трансгендерная динамика в древнем мире . Абингдон-на-Темзе: Рутледж . ISBN 978-1-317-37737-5 .
- Аррисабалага и Прадо, Леонардо (2010). «Императорское шоу»: факт или вымысел? . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-89555-2 .
- Голсуорси, Адриан (2009). Как пал Рим: Смерть сверхдержавы . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-15560-0 .
- Грант, Майкл (1996). Северцы: изменившаяся Римская империя . Абингдон-на-Темзе: Рутледж . ISBN 978-0-415-12772-1 .
- Халсберг, Гастон Х. (1972). Культ Sol Invictus . Лейден: Брилл.
- Хэй, Дж. Стюарт (1911). Удивительный император Гелиогабал . Лондон: Макмиллан. п. 124. Архивировано из оригинала 2 февраля 2008 года . Проверено 3 мая 2008 г. Дополнительная копия . Введение Дж. Б. Бери .
- Икс, Мартейн (2011). Преступления Элагабала: жизнь и наследие римского мальчика-императора-декадента . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-84885-362-1 .
- Киенаст, Дитмар (2017) [1990]. «Эльгабал». Таблица римского императора: основы римской имперской хронологии (на немецком языке). Дармштадт, Германия: Общество научной книги . ISBN 978-3-534-26724-8 .
- Киенаст, Дитмар. «Гелиогабал, чудовище на римском троне: литературная конструкция «плохого» императора», в книге Инеке Слейтер и Ральфа М. Розена (редакторы), Какос: Плохость и антиценность в классической античности (Лейден/Бостон: Брилл, 2008) (Мнемозина: Дополнения. История и археология классической древности, 307.
- Киенаст, Дитмар. «Леонардо де Аррисабалага и Прадо: Император Элагабал » . Архивировано 5 июня 2012 года в Wayback Machine .
- Киенаст, Дитмар. «Пороки и безумия Элагабала в современных исторических исследованиях» , доклад, представленный на Варианском симпозиуме, Тринити-колледж, Кембридж, 30–31 июля 2005 г.
- Меклер, Майкл Л., «Элагабал» , De Imperatoribus Romanis , заархивировано из оригинала 15 мая 2008 г. , извлечено 21 ноября 2004 г. , 26 августа 1997 г.
- Миллар, Фергюс (1993). Римский Ближний Восток, 31 г. до н. э. – 337 г. н. э . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-77885-6 .
- Нибу, Б.Г. (1844 г.). История Рима . Перевод Джулиуса Чарльза Хэра; Конноп Тирлуолл. Лондон: Тейлор и Уолтер.
- Саузерн, Пэт (2003). Римская империя от Севера до Константина . Абингдон-на-Темзе: Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-134-55380-8 .
- Поттер, Дэвид Стоун (2004). Римская империя в страхе: 180–395 гг . Абингдон-на-Темзе: Рутледж . ISBN 978-0-415-10057-1 .
- Роуэн, Клэр (2012). Под божественным покровительством . Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-02012-2 .
- Скотт, Эндрю Г. (2018). Императоры и узурпаторы: исторический комментарий к римской истории Кассия Дио . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-01-90-87960-0 .
- Сайдботтом, Гарри (2022). Безумный император: Гелиогабал и упадок Рима . Лондон. ISBN 978-0861542536 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сорек, Сьюзен (2012). Историки древности: Справочник для студентов . Лондон: Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-4411-1135-7 .
- Сайм, Рональд (1971). Императоры и биографии: исследования в «Historia Augusta» . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 978-0-19-814357-4 .
- Varian Symposium Acta и ссылки на конференцию, проходившую в Тринити-колледже, Кембридж, 30–31 июля 2005 г.
- Варнер, Эрик Р. (2004). Греческие и римские памятники: увечье и трансформация: проклятие памяти и портретная живопись Римской империи . Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . ISBN 978-90-04-13577-2 .
- Зангеллини, Алеардо (2015). Сексуальная конституция политической власти . Абингдон-на-Темзе: Рутледж . ISBN 978-1-134-06706-0 .
Изображения
- Архив монет Wildwinds: Elagabalus. Архивировано 17 мая 2008 года в Wayback Machine . Большой архив древнеримских и провинциальных монет с изображением Элагабала. Проверено 3 мая 2008 г.
- Архив монет Coinarchives: Elagabalus. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine . Большой архив древнеримских и провинциальных монет, выпущенных при Элагабале, включая монеты членов семьи. Проверено 3 мая 2008 г.
Внешние ссылки
СМИ, связанные с Элагабалом, на Викискладе?
Цитаты, связанные с Элагабалом, в Wikiquote
- Элагабал
- 204 рождения
- 222 смерти
- Убитые монархи III века
- Римские императоры III века
- Люди арабского происхождения
- Древние дети-монархи
- Убитые религиозные лидеры
- Итальянские бисексуальные мужчины
- Римские консулы III века
- Люди из Хомса
- Римские императоры убиты преторианцами
- Память римских императоров будет посмертно очернена или проклята
- Эмесенская династия
- Династия Северов
- Аврелий
- Люди из римской Сирии
- Арабы в Римской империи
- 220-е годы в Римской империи
- Исторические личности с неоднозначной или спорной гендерной идентичностью
- Убийства глав государств Европы
- Осуждение памяти
- Различный
- ЛГБТ-римские императоры