Веста (мифология)
Веста | |
---|---|
Богиня домашнего очага , дома, семьи, девственности и священного огня. | |
Главный культовый центр | Храм Весты , Рим |
Обитель | Римский форум |
Животные | Осел |
Символ | Очаг, священный огонь |
Фестивали | Весталия |
Генеалогия | |
Родители | Сатурн и Операции |
Братья и сестры | Юпитер , Нептун , Плутон , Юнона , Церера |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гестия |
Веста ( Классическая латынь : [ˈwɛs.ta] ) — девственная богиня домашнего очага , дома и семьи в римской религии . Ее редко изображали в человеческом обличье, а чаще представляли огнем ее храма на Римском форуме . Вход в ее храм был разрешен только ее жрицам, весталкам . Их девственность считалась необходимой для выживания Рима; если их признавали виновными в нецеломудрии, их хоронили или погребали заживо. Поскольку Веста считалась хранительницей римского народа, ее фестиваль Весталия (7–15 июня) считался одним из самых важных римских праздников. [1] Во время Весталии привилегированные матроны ходили босиком по городу к храму, где приносили угощения. Важность Весты для римской религии была настолько велика, что после возникновения христианства ее культ был одним из последних нехристианских культов, все еще действующих, пока он не был насильственно распущен христианским императором Феодосием I в 391 году нашей эры.
Мифов, изображающих Весту и ее жриц, было немного; наиболее заметными из них были рассказы о чудесном зачатии девственной жрицы от фаллоса, появившегося в пламени священного очага — проявления богини в сочетании со сверхъестественным существом мужского пола. основатели Рима Ромул и Рем, а также великодушный царь Сервий Туллий . В некоторых римских традициях именно так были задуманы [2] Веста входила в число Dii Consentes , двенадцати самых почитаемых богов римского пантеона. [3] Она была дочерью Сатурна и Опса и сестрой Юпитера , Нептуна , Плутона , Юноны и Цереры . Ее греческий эквивалент — Гестия . [4]
Этимология
[ редактировать ]Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Овидий произвел Весту от латинского vi Stando – «стоящий силой». Цицерон предположил, что латинское имя Веста происходит от его греческого аналога Гестии , которое, как утверждал Корнут , произошло от греческого hestanaidia pantos («стоящий вечно»). Эту этимологию предлагает Сервий . и [5] Другая предложенная этимология состоит в том, что Веста происходит от латинского вестио («одежда»), а также от греческого ἑστία ( гестия , «очаг» = фокус urbis ). [6] Ни одно из них, за исключением, возможно, последнего, маловероятно.
Жорж Дюмезиль (1898–1986), французский филолог-сравнитель, предположил, что имя богини происходит от протоиндоевропейского корня *h₁eu- через производную форму *h₁eu-s- , которая чередуется с *h₁w-es- . [7] [8] Первое встречается в греческом εὕειν heuein , латинском urit , ustio и ведическом osathi , все они означают «горение», а второе встречается в Весте . (Бикс считает, что греческое имя богини Ἑστία Гестия , вероятно, не имеет никакого отношения. [9] ) См. также галльско- кельтское visc «огонь».
Поултни предполагает, что Веста может быть связана с умбрийским богом Уестисье (род.)/ Vestiçe (дат.) (как будто латинский *Vesticius), который сам связан с умбрийскими терминами, обозначающими «возлияние» uestisiar (род.), «налить возлияние ' uesticatu (imv.) от * westikia и * westikato:d соответственно. Возможно, также связано с Осканом Вескеи из Таблички Оскана, также известной как Посвящение Аньоне. [10]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Согласно традиции, поклонение Весте в Италии началось в Лавиниуме , метрополии Альбы-Лонги и первом поселении троянских беженцев после их бегства от разрушения Трои, ведомых туда Энеем и направляемых Венерой . Считалось, что из Лавиниума поклонение Весте было перенесено в Альба-Лонгу, и эта вера очевидна в обычае римских магистратов, назначенных на более высокую должность, отправляться в Лавиниум и приносить жертвы как Весте, так и домашним богам римского государства. известные как Пенаты , изображения которых хранились в храме Весты. Рядом с этими домашними богами была Веста, которую римский поэт называет Вестой Илиакой («Вестой Илиона/Трои »). [11] Священный очаг Весты также назывался Iliaci foci («очаг Илиона/Трои »). [12]
Поклонение Весте, как и поклонение многим богам, зародилось в доме, но в римской исторической традиции оно стало устоявшимся государственным культом во времена правления Ромула или Ромула . [13] или Нума Помпилиус [14] (источники не согласны, но большинство говорят, что Нума). [15] Жрицы Весты, известные как весталки , управляли ее храмом и поддерживали его священный огонь. Существование весталок в Альба-Лонге связано с раннеримскими традициями, ибо мать Ромула и Рема, Сильвия , была жрицей Весты, оплодотворенной либо Марсом , либо Геркулесом . [16]
Римская империя
[ редактировать ]Римская традиция требовала, чтобы главный священник римского государства, верховный понтифик, проживал в domus publicus («дом, находящийся в государственной собственности»). Вступив в должность Великого Понтифика в 12 г. до н. э., Август передал часть своего частного дома весталкам в качестве общественной собственности и включил в него новый храм Весты. Старая святыня осталась в храме Весты на Форуме Романум , но дар Августа связал общественный очаг государства с официальным домом Великого Понтифика резиденцией императора и Палатинской . Это усилило связь между должностью Великого Понтифика и культом Весты. Отныне должность верховного понтифика была привязана к титулу императора; [17] [18] Императоры автоматически становились жрецами Весты, а понтификов иногда называли pontifices Vestae («жрецы Весты»). [19] В 12 г. до н.э. 28 апреля (первый из пяти дней Флоралии ) был выбран ex senatus Consultum в ознаменование нового храма Весты в доме Августа на Палатине. [20] [21] Очаг последнего был центром традиционных религиозных обрядов императорского двора. Различные императоры возглавили официальное возрождение и пропаганду культа весталок, который в различных местах оставался центральным элементом древних традиционных культов Рима до IV века. Посвящения в Атриуме Весты, датируемые преимущественно 200–300 гг. н.э., свидетельствуют о служении нескольким девственницам Весталес Максим . [22] Поклонение Весте начало приходить в упадок с появлением христианства . Примерно в 379 г. Грациан ушел с поста Верховного Понтифика ; [17] в 382 году он конфисковал Атриум Весты. [15] и одновременно отозвал государственное финансирование. [22] В 391 году, несмотря на официальные и общественные протесты, Феодосий I закрыл храм и погасил священный огонь. [23] Наконец, Коэлия Конкордия ушла с поста последней Весталис Максима («главная весталка») в 394 году. [24]
Изображения
[ редактировать ]Изображенная как благовоспитанное божество, никогда не вмешивавшееся в ссоры с другими богами, Веста временами была двусмысленной из-за ее противоречивой ассоциации с фаллосом. [25] 20-го века считают ее воплощением « Фаллической Матери Сторонники психоанализа » : она была не только самой девственной и чистой из всех богов, но к ней обращались как к матери и даровали плодородие. [ нужны разъяснения ] Мифографы сообщают нам, что у Весты не было никаких мифов, кроме того, что она была идентифицирована как одна из древнейших богов, имевшая право на предпочтение в почитании и приношениях перед всеми другими богами. В отличие от большинства богов, Веста почти не изображалась напрямую; тем не менее, ее символизировали пламя, огненная палка и ритуальный фаллос (фасцинус ) . [2]
Хотя Веста сама была пламенем, символ фаллоса мог относиться к функции Весты в культах плодородия, но, возможно, он также вызывал саму богиню из-за его связи с огненной палкой, используемой для зажигания священного пламени. Иногда ее считали олицетворением огненной палки, которая была вставлена в полый кусок дерева и вращалась – фаллически – чтобы зажечь ее пламя. [26]
Очаг
[ редактировать ]По поводу статуса очага Весты Дионисий Галикарнасский говорил следующее: «И они считают огонь посвященным Весте, потому что эта богиня, будучи Землей и занимая центральное положение во вселенной, зажигает от себя небесные огни». [27] Овидий согласился, сказав: «Веста то же самое, что и земля; обе имеют вечный огонь: Земля и священный Огонь являются символами дома». [28] Считалось, что священное пламя очага необходимо для сохранения и непрерывности Римского государства: Цицерон прямо заявляет об этом. Чистота пламени символизировала жизненную силу, которая является корнем жизни общины. Именно потому, что ритуальная забота девственниц распространялась на сельскохозяйственный цикл и обеспечивала хороший урожай, Веста пользовалась титулом Матер («Мать»). [29]
О оплодотворяющей силе священного огня свидетельствует версия Плутарха о рождении Ромула и Рема . [30] при рождении царя Сервия Туллия , [31] чья мать Окресия забеременела после того, как села на фаллос , появившийся среди пепла ара бога Вулкана по приказу Танаквила, жены царя Тарквиния Приска , и при рождении Цекула , основателя Пренесте , имевшего власть зажигать или тушить пожары по своему желанию. [32] Все эти мифические или полулегендарные персонажи демонстрируют мистическое владение огнем. Волосы Сервия были зажжены его отцом, не причинив ему вреда, и даже его статуя в храме Фортуны Первородной не пострадала от огня после его убийства. [33]
Свадьба
[ редактировать ]Веста была связана с лиминальностью , и лимен («порог») был для нее священным: невесты старались не наступать на него, иначе они совершали кощунство, пиная священный предмет. [34] Сервий объясняет, что со стороны девственницы-невесты было бы неразумно пинать предмет, священный для Весты, богини, которая свято чтит целомудрие. [35] С другой стороны, возможно, это произошло просто потому, что римляне считали неудачей топтать любой священный для богов предмет. [36] В » Плавта « Казине невесте Касине предписывается осторожно поднимать ноги через порог после свадьбы, чтобы она имела преимущество в браке. [37] Точно так же Катулл предостерегает невесту, чтобы она держала ноги за порогом «благом предзнаменованием». [38] [39] [40] Возможно, что забота о том, чтобы невесты не касались ногами порога ( лимена ), может быть источником традиции, согласно которой муж переносит свою новую невесту через порог при входе в новый дом после свадьбы.
По римским верованиям, Веста присутствовала на всех свадьбах, как и Янус : Веста была порогом, а Янус - дверным проемом. Точно так же Веста и Янус призывались при каждом жертвоприношении. Было отмечено, что, поскольку к ним обращались так часто, обращение к ним стало просто означать «молиться». [41] Кроме того, Веста присутствовала вместе с Янусом и во всех жертвоприношениях. [42] [43] Также было отмечено, что ни один из них не был последовательно изображен как человек. Это было предложено как доказательство их древнего италийского происхождения, поскольку ни один из них не был «полностью антропоморфизирован». [44] [40]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]была связана с божествами Теллусом и Террой Причисленная к сельскохозяйственным божествам, Веста в отдельных источниках . В «Antiquitates rerum humanarum et divinarum » Варрон связывает Весту с Теллусом. Он говорит: «Они думают, что Теллус… это Веста, потому что она «одета» в цветы». [45] Однако Верриус Флакк отождествил Весту с Террой. [46] Овидий намекает на связь Весты с обоими божествами. [47]
Храм
[ редактировать ]Там, где в большинстве храмов были статуи, в храме Весты был очаг. Огонь был религиозным центром римского богослужения, общим очагом ( focus publicus ) всего римского народа. [48] Весталки были обязаны поддерживать священный огонь. Если огонь погас, его нужно зажечь от беседки феликс («благоприятное дерево», вероятно, дуб). [49] Вода не допускалась во внутренние помещения и не могла оставаться дольше, чем это необходимо, внутри или на близлежащих помещениях. Весталки везли его в сосудах, называемых «футиле» , у которых была крошечная ножка, делавшая их неустойчивыми. [50]
В храме Весты хранился не только ignes aeternum («священный огонь»), но Палладий и Афины Паллады ди Пенаты также . Говорят, что оба эти предмета были привезены в Италию Энеем. [51] По словам Ливия , Палладий Афины был « fatale pignus imperii Romani » («залог судьбы Римской империи»). [52] Важность Палладия была настолько велика, что, когда галлы разграбили Рим в 390 г. до н.э., весталки сначала похоронили Палладий, а затем перебрались в безопасное место в близлежащем Цере . [48] Такие предметы хранились в penus Vestae (т.е. священном хранилище храма Весты). [53]
Несмотря на то, что Веста была одной из самых духовных римских святынь, она не была храмом в римском смысле этого слова; то есть это не было здание, освященное авгурами, и поэтому оно не могло использоваться для встреч римских чиновников. [54] Также утверждалось, что храм Весты в Риме не был храмом из-за своей круглой формы. Однако темплум был не зданием, а скорее священным пространством, которое могло содержать здание как прямоугольной, так и круглой формы. Фактически, ранние темплы часто представляли собой алтари, которые освящались, а позже вокруг них возводились здания. [55] Храм Весты в Риме был эдесом , а не темплумом, скорее всего, из-за характера культа Весты, точная причина которого неизвестна. [55]
Весталки
[ редактировать ]Весталки были одной из немногих штатных священнослужителей в римской религии . Они были выбраны из сословия патрициев и должны были принести клятву абсолютного целомудрия в течение 30 лет. [56] [57] Именно из-за этого требования весталок стали называть весталками. Они носили особый стиль одежды, и им не разрешалось погасить огонь под страхом порки. Став жрицей, весталка юридически освобождалась от власти своего отца. [58] Весталки жили вместе в доме недалеко от Форума ( Atrium Vestae ), которым руководил Великий Понтифик . Весталку, нарушившую обет целомудрия, могли предать суду за кровосмешение , а в случае признания ее виновной заживо похоронить на Кампусе Скелерис («Поле нечестия»). [58] [59] [60]
Februae ланас ( rex : шерстяные нити), которые были неотъемлемой частью костюма весталки, производились из Sacrorum и Flamen Dialis . [61] Раз в год весталки ритуально предупреждали rex Sacrorum о необходимости быть бдительным при выполнении своих обязанностей, используя фразу «Vigilasne rex, vigila!» По мнению Цицерона, весталки обеспечивали Риму связь с богами. [62]
Особой обязанностью весталок было приготовление и сохранение священных саламои мури , используемых для наслаждения мола сальсой , соленой мучной смесью, которой посыпали жертвенные жертвы (отсюда латинский глагол immolare , «надевать на мола , покрывать жертвы »). жертва"). Это тесто тоже готовилось ими в определенные дни. [63] На них также возложена задача подготовить суфимен для Парилии . [64]
Фестивали
[ редактировать ]Домашнюю и семейную жизнь в целом представлял праздник богини дома и духов кладовой – Весты и Пенатов – на Весталии (7–15 июня). [65] В первый день праздника открывался penus Vestae ( святилище ее храма, которое обычно было занавешено) - единственный раз в году, когда женщины приносили жертвы. [66] Пока занавес оставался открытым, матери могли прийти босыми и растрепанными, чтобы оставить подношения богине в обмен на благословение для себя и своей семьи. [67] Посвященное Весте животное, осел, 9 июня было увенчано гирляндами цветов и кусочками хлеба. [68] [25] Последний день (15 июня) был Q(uando) S(tercum) D(elatum) F(as) [«когда навоз можно вывозить по закону»] – пенус Весты был торжественно закрыт; Фламиника Диалис соблюдала траур, а храм подвергали очищению, называемому stercoratio : грязь выметали из храма и переносили по маршруту, называемому Clivus Capitolinus , а затем в Тибр. [66]
В военном Feriale Duranum (224 г. н.э.) первый день Весталии - это Vesta apperit[ur] , а последний день - Vesta cluditur . В этом году записано моление, посвященное Весте, 9 июня, а в записях Братьев Арвал в этот день также отмечается кровавое жертвоприношение ей. [69] В Кодексе-календаре 354 года 13 февраля стало праздником Virgo Vestalis Parentat , государственным праздником, который к тому времени заменил старые родительские праздники , когда принесение в жертву скота на огне теперь посвящено Весте. Это также знаменует собой первое участие весталок в обрядах, связанных с Манами . [22]
Мифография
[ редактировать ]У Весты не было официальной мифологии, и она существовала как абстрактная богиня домашнего очага и целомудрия. [70] Только в рассказе Овидия на вечеринке у Кибелы Веста появляется непосредственно в мифе. [71]
Рождение Ромула и Рема.
[ редактировать ]Плутарх в своей «Жизни Ромула » рассказал вариант рождения Ромула, ссылаясь на сборник итальянской истории, составленный Проматионом. В этой версии, когда Таркеций был царем Альба-Лонги , в его очаге появился призрачный фаллос. Царь посетил оракула Тетиса в Этруске, который сказал ему, что девственница должна вступить в половой акт с этим фаллосом. Таркеций поручил это сделать одной из своих дочерей, но она отказалась послать вместо себя служанку. Разгневанный король задумал ее казнить; однако Веста явилась ему во сне и запретила это. Когда служанка родила от призрака близнецов, Таркеций передал их своему подчиненному Терацию с приказом уничтожить. Вместо этого Тераций отнес их на берег реки Тибр и положил там. Тогда к ним пришла волчица и вскормила их грудью, птицы принесли им еду и накормили их, прежде чем пришел изумленный пастух и забрал детей с собой домой. Так они были спасены, а когда выросли, напали на Таркеция и победили его. [72] [73] Плутарх завершает контрастом между версией рождения Ромула Проматиона и версией более заслуживающего доверия Фабия Пиктора , которую он описывает в подробном повествовании и поддерживает. [74]
Зачатие Сервия Туллия
[ редактировать ]Дионисий Галикарнасский рассказывает местную историю о рождении царя Сервия Туллия . В нем из очага Весты во дворце Нумы поднялся фаллос, и Окрезия первой увидела его. Она немедленно сообщила об этом королю и королеве. Царь Тарквиний , услышав это, изумился; но Танаквил , чьи познания в гадании были хорошо известны, сказал ему, что это благословение, что рождение от фаллоса очага и смертной женщины приведет к появлению превосходного потомства. Тогда царь выбрал Окрезию, чтобы вступить с ним в связь, поскольку она увидела его первой. Во время чего ей явился то ли Вулкан, то ли божество-покровитель дома. После исчезновения она зачала и родила Туллия. [75] Эта история его рождения могла быть основана на его имени, поскольку Сервий эвфемистически означало «сын слуги», потому что его мать была служанкой. [76]
Непристойность Приапа
[ редактировать ]Овидия В шестой книге «Фасти» : Кибела пригласила на пир всех богов, сатиров, сельских божеств и нимф, хотя Силен пришел без приглашения со своим ослом. В какой-то момент пира Веста отдыхала, и Приап ее заметил . Когда он приблизился к ней, чтобы осквернить ее, осел, принесенный Силеном, вовремя издал рев, после чего Веста проснулась, и Приап едва спасся от возмущенных богов. [77] В первой книге « Фасти» упоминается аналогичный пример непристойного поведения Приапа с участием Лотиды и Приапа. История Весты-Приапа не так хорошо развита, как версия с участием Лотиды, и критики предполагают, что версия Весты и Приапа существует только для создания культовой драмы. [78] Овидий говорит, что в память об этом событии осла украсили ожерельями из кусочков хлеба. ослов чествовали В другом месте он говорит, что 9 июня во время Весталии в знак благодарности за услуги, которые они оказывали в пекарнях. [77]
Веста за пределами Рима
[ редактировать ]Культ Весты засвидетельствован в Бовиллах , Лавиниуме и Тибуре . Альбанские весталки в Бовиллах (Albanae Longanae Bovillenses) предположительно были продолжением первоначальных альбанских весталок, а в Лавиниуме были весталки Лаурентов Лавинатов, оба ордена уходят корнями в древние традиции, которые, как считалось, возникли еще до основания Рима. В более поздний период весталки Тибура засвидетельствованы эпиграфически. [79] Весталки могли присутствовать в святилище Дианы Неморенсис близ Ариции . [80]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Диксон-Кеннеди 1998 , с. 318.
- ^ Jump up to: а б Шредер 1998 , стр. 335–336.
- ^ Уильямс 2008 , с. 11.
- ^ Геффкен, Дикисон и Халлетт 2000 , стр. 537–538.
- ^ Фрейзер 1929 , с. 299.
- ^ Пасхалия 1977 , с. 78
- ^ Дюмезиль 1974 , часть 2, гл. 2
- ^ Бенвенист 1969 ( глоттолог Эмиль Бенвенист рассказывает о Жоржа Дюмезиля ) теории
- ^ Бикс 2010 , с. 471–472.
- ^ Поултни, Дж. В. «Бронзовые таблицы Игувиума», 1959, стр. 331, 171 https://archive.org/details/bronzetablesofig00poul/page/n19/mode/2up
- ^ Овидий Фасти vi. 265
- ^ Ноэден 1817 , с. 214.
- ^ Beard, North & Price 1998a , стр. 189–190, том. 1, примечание №. 77: Плутарх , Жизнь Ромула 22; Дионисий Галикарнасский , Римские древности II.64.5–69
- ^ Beard, North & Price 1998a , стр. 189–190, том. 1, примечание №. 77: Вергилий , Энеида II.296, 597; Овидий , Фасти I.527-8, III.29, VI.227; Метаморфозы XV.730; Проперций IV.4.69; Дионисий Галикарнасский , Римские древности II.65.2
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2008 , с. 20.
- ↑ Уильям Смит. Словарь греческих и римских древностей [Проверено 4 мая 2015 г.]
- ^ Jump up to: а б Джонстон 2004 , с. 307.
- ^ Beard, North & Price 1998a , стр. 189–190, том. 1
- ^ Beard, North & Price 1998a , стр. 191 том. 1
- ^ Деграсси (1963) 66; 133; Овидий , Фасти 4.943-54
- ^ Герберт-Браун 1994 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б с Зальцман 1990 , стр. 157–160.
- ^ Уоткин 2009 , с. 92.
- ^ Лефковиц и Фант 2005 , с. 306.
- ^ Jump up to: а б Фраскетти 2001 , с. 29.
- ^ Шредер 1998 , с. xiii.
- ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности II 66, 3
- ^ Овидий, Фасти VI. 269–270
- ^ А. Брелих "Веста" Albae Vigiliae ns 7 (Цюрих, 1949) с. 48-66, цитируется Д. П. Хармоном «Религия в латинских элегистах». Взлет и падение римского мира , 1986, с. 1971.
- ^ Плутарх Ромул 2.1–6.
- ^ Дионисий Галикарнасский IV 2, 1–4; Овидий Фасти VI, 633–636.
- ^ Серв. Ад Аен. VII 678; Анджело Брелих Веста 1949, стр. 70, 97–98.
- ^ Овидий, Фасти VI 625–626.
- ^ Сервий , Экл. 8,29; 2469; Аэн. 6. 273
- ^ Сервий , Эккл. 8.29
- ^ Овидий , Любит , 1.12.2; Петроний , Сатирикон 30
- ^ Плавт , Казина 816–817
- ^ Катулл 61.159–161
- ^ Херш 2010 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Херш 2010 , с. 274.
- ^ Плиний Старший , Естественная история , 28. 135, 28. 142, 29. 30; Плутарх , QR 31
- ^ Голландия (1962; 283, после Wissowa 1912: 103)
- ^ Сервий ( Ad. Aen. 1.292)
- ^ Голландия (1962; 265)
- ^ Герберт-Браун 1994 , с. 97.
- ^ Литтлвуд 2006 , с. 90.
- ^ Овидий VI. 269–270: «Веста то же самое, что и земля, обе имеют вечный огонь: Земля и священный Огонь являются символами дома». Земля — это Терра на латыни, намек на богиню Терру Литтлвуд 2006 , с. 90); V. 945: «Богиня приходит, заплетенная различными гирляндами и тысячей цветов». Цветы являются намеком на Теллуса.
- ^ Jump up to: а б Миддлтон 1892 , с. 295.
- ^ Тедена 1908 , стр. 89–90.
- ^ Дюмезиль 1974 , с. 284.
- ^ Severy 2003 , p. 100.
- ^ Герберт-Браун 1994 , с. 76;сф. Ливий , История Рима , 26. 27. 14.
- ^ Морфорд и Ленардон 1999 , с. 510.
- ^ Миддлтон 1886 , с. 395.
- ^ Jump up to: а б Фротингхом, 1914 , стр. 303–309.
- ^ Plut. Numa 10,2
- ^ Дион. Хэл. 2,67,2
- ^ Jump up to: а б Гай 1145
- ^ Plut. Numa 10, 4
- ^ Гелл. Ноябрь. К. 1, 12,9; 7.2
- ^ Овидий Фас. 2, 21
- ^ Шрифт Цицерона . 48.
- ^ Фраскетти 2001 , стр. 228–229.
- ^ ДиЛуцио 2016 , с. 197.
- ^ Моммзен 1894 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Марузо 2006 , с. 39.
- ^ Брюле 1987 , с. 112.
- ^ Словарь Хирона , 1993 .
- ^ Бауэрсток, Браун и Грабар 1999 , с. 449.
- ^ Ньюлендс 1995 , стр. 129–136.
- ^ Ньюлендс 1995 , стр. 136–138.
- ^ Плутарх , Жизнь Ромула , 2.3–6.
- ^ Деру 2008 , с. 41.
- ^ Уайзман 1995 , с. 57.
- ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности , 2.1–4.
- ^ Деру 2008 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Овидий , Фасти VI. 319-48
- ^ Литтлвуд 2006 , с. 103.
- ^ Хемельрейк 2015 , стр. 64–65.
- ^ Cecere 2003 , стр. 67–80.
Источники
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]- Гай Валерий Катулл в Кармине
- Марк Туллий Цицерон в «Про Фонтее»
- Дионисий Галикарнасский в Romaike Archaiologia
- Гай Ацилий в Анналах Ацилиани
- Авл Геллий в Аттических ночах
- Мавр Сервий Гоноратус в комментарии Вергилия к «Энеиде»
- Мавр Сервий Гоноратус в Эклогах
- Публий Овидий Назон в «Влюбленных»
- Публий Овидий Назон в Фасти
- Гай Петроний Арбитр в Сатириконе
- Тит Макций Плавт в Кассине
- Гай Плиний Секунд в естественной истории
- Луций Местриус Плутарх в «Жизни Нумы»
- Луций Местриус Плутарх в «Жизни Ромула»
Современный
[ редактировать ]- Борода, Мэри; Норт, Джон; Прайс, Саймон (1998a). Религии Рима: Том 1, История . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-30401-6 .
- Борода, Мэри; Норт, Джон; Прайс, Саймон (1998b). Религии Рима: Том 2, Справочник . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-45015-2 .
- Бикс, Роберт (2010). Этимологический словарь греческого языка Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 978-900417418-4 .
- Бенвенист, Эмиль (1969). Лексика индоевропейских институтов (на французском языке). Париж: Éditions de Minuit.
- Бауэрсток, Гленн Уоррен; Браун, Питер; Грабарь, Олег (1999). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-51173-6 – через Интернет-архив .
- Брюле, Пьер (1987). Дочь Афин: религия девочек в классическую эпоху: мифы, культы и общество (на французском языке). Париж: Художественная литература. ISBN 978-2-25160-363-6 .
- Чечере, М.Г. Гранино (2003). «Весталки неримские». Исследования по латинской эпиграфике (на итальянском языке). 20 .
- Словарь Хирона греческой и римской мифологии: боги и богини, герои, места и события древности . Публикации Хирона. 1993. ISBN 978-0-933029-82-8 – через Интернет-архив .
- Деру, Карл (2008). Исследования по латинской литературе и римской истории . Том. 315. Латомус.
- ДиЛуцио, Меган Дж. (2016). Место у алтаря: жрицы в республиканском Риме . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-16957-6 .
- Диксон-Кеннеди, Майк (1998). Энциклопедия греко-римской мифологии . ISBN 978-1-57607-094-9 .
- Дюбурдье, Анни (1989). Истоки и развитие культа Пената в Риме (на французском языке). Французская школа Рима. ISBN 978-2-72830-162-1 .
- Дюмезиль, Жорж (1974). «2». Архаичная римская религия с приложением о религии этрусков (на французском языке). Пэрис: Пайот. часть 2.
- Фраскетти, Аугусто (2001). Римские женщины . Перевод Линды Лаппин. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-022626093-8 .
- Фрейзер, Джеймс Джордж (1929). Секс Fastorum libri . Том. IV. Лондон: Макмиллан и Ко.
- Фротингхом, Алабама (1914). «Круглый Темплум и Мундус. Был ли Темплум только прямоугольным?». Американский журнал археологии . 18 .
- Геффкен, Кэтрин А.; Дикисон, Шейла Кэтрин; Халлетт, Джудит П. (2000). Рим и ее памятники: очерки города и литературы Рима в честь Кэтрин А. Геффкен . Воконда, Иллинойс: Издательство Bolchazy-Carducci. ISBN 978-0-86516-457-4 .
- Хемельрейк, Эмили (2015). Скрытая жизнь, публичные личности: женщины и гражданская жизнь на римском Западе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-019025188-8 .
- Герберт-Браун, Джеральдин (1994). Овидий и Фасти: историческое исследование . Оксфорд: Clarendon Press Oxford. ISBN 978-0-19-814935-4 .
- Херш, Карен К. (2010). Римская свадьба: ритуал и значение в древности . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-19610-9 .
- Джонстон, Сара Айлс (2004). Религии Древнего мира: Путеводитель . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01517-3 .
- Лефковиц, Мэри Р.; Фант, Морин Б. (2005). Женская жизнь в Греции и Риме: справочник в переводе . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-8310-1 .
- Литтлвуд, Р. Джой (2006). Комментарий к Овидию: Фасти, книга VI . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19927-134-4 .
- Марузо, Жюль (2006). Обзор латинских исследований (на французском языке). Издательство Les Belles Lettres.
- Миддлтон, Джон Генри (1886). «Храм и Атриум Весты и Регии» . Археология : 395. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Миддлтон, Джон Генри (1892). Остатки Древнего Рима . Том. 1. п. 295. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Моммзен, Теодор (1894). История Рима . Том. Я. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Морфорд, Марк ПО; Ленардон, Роберт Дж. (1999). Классическая мифология (Шестое изд.). Издательство Оксфордского университета.
- Ньюлендс, Кэрол Элизабет (1995). Игра со временем: Овидий и Фасти . Том. 55. Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-3080-0 .
- Ноден, GH (1817). «О поклонении Весте и Благодатному огню в Древнем Риме: с рассказом о весталках» . Классический журнал . 15 .
- Пасхалис, Майкл (1977). Энеида Вергилия: смысловые связи и имена собственные . Кларендон Пресс Оксфорд. ISBN 978-0-19-814688-9 .
- Зальцман, Мишель Рене (1990). По римскому времени: Кодекс-календарь 354 года и ритмы городской жизни в поздней античности . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06566-6 .
- Шредер, Жанна Лорейн (1998). Весталка и фасции: Гегель, Лакан, собственность и женское начало . Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-21145-2 .
- Севери, Бет (2003). Август и семья при зарождении Римской империи . Рутледж. ISBN 978-0-203-21143-4 .
- Тедена, Генри (1908). Римский форум и Имперские форумы (на французском языке). Париж: Hachette et Cie.
- Уоткин, Дэвид (2009). Римский форум . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03341-2 – через Интернет-архив .
- Уильямс, Рим (2008). Оригинальная дисфункциональная семья: основная классическая мифология нового тысячелетия . Манделейн, Иллиной: Болчази-Кардуччи. ISBN 978-0-86516-690-5 .
- Уайзман, Тимоти Питер (1995), Ремус: римский миф , издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-41981-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веста в Британской энциклопедии.
- Древние тексты о Весте из «Тиресия: База данных источников древних средиземноморских религий».