Jump to content

Терра (мифология)

(Перенаправлено из Теллуса (мифология) )
Земля
Олицетворение Земли
Терра, лежащая с Временами года, в сопровождении Айона - Урана внутри зодиакального колеса ( мозаика из Сентинума , 200–250 гг. н. э., Глиптотека ).
Другие имена Земля
Обитель Земля
Символ Фрукты, цветы, рог изобилия, крупный рогатый скот
Генеалогия
Родители Эфир и дни ( Гигин )
Братья и сестры Небеса ( Гигин )
Супруга Дорогой
Дети Сатурн , Оперс , Янус
Эквиваленты
Греческий эквивалент Гайя
Индоевропейский эквивалент Д'еу'ом
Албанский эквивалент Бог [ 1 ]

В древнеримской религии и мифологии . Теллус Матер или Терра Матер [ а ] «Мать-Земля») — олицетворение Земли ( . едва различимы Хотя Теллус и Терра в имперскую эпоху , [ 2 ] Теллус — имя первоначальной богини земли в религиозных практиках Республики или ранее. [ 3 ] [ 4 ] Ученый Варрон (I век до н. э.) называет Теллуса одним из di selecti , двадцати главных богов Рима и одним из двенадцати сельскохозяйственных божеств. [ 5 ] [ 6 ] : 7.2  Ее регулярно связывают с Церерой в ритуалах, касающихся земли и плодородия сельского хозяйства.

Атрибутами Теллуса были рог изобилия , букеты цветов или фрукты. Обычно ее изображали лежащей или поднимающейся по пояс из ямы в земле. [ 7 ] Ее мужским дополнением был бог неба, такой как Целус ( Уран ) или форма Юпитера . Ее греческий аналог Гея , [ 8 ] а у этрусков ее звали Кел . Майкл Липка утверждал, что Terra Mater, появившаяся во время правления Августа , является прямым переносом греческого Ge Mater в римскую религиозную практику, в то время как Теллус, древний храм которого находился в пределах священной границы Рима ( померий ), представляет собой первоначальную богиню земли. культивируется государственными священниками. [ 9 ] : 151–152 и далее

Посвятительная надпись Терра Матер во исполнение обета ( вотум ), I век н.э.

два слова «терра» и «теллус» Считается, что произошли от шаблонной фразы «терса теллус », что означает «суша». [ нужна ссылка ] Этимология теллуса неясна ; возможно, это связано с санскритским талам , «равнинная земля». [ 11 ]

Латинский комментатор 4-го века нашей эры Сервий проводит различие между использованием теллуса и терры . Терра , говорит он, правильно используется для элементаума , земли как одного из четырех классических элементов вместе с воздухом ( Вентус ), водой ( Аква ) и огнем ( Игнис ). Теллус — богиня, чье имя можно заменить ( понимус… про ) на ее функциональную сферу — землю, точно так же, как имя Вулкан используется для обозначения огня, Церера — для плодов, а Либер — для вина. [ 12 ] : 1.171  Таким образом, Теллус относится к божеству-хранителю Земли и, соответственно, самого земного шара. [ 13 ] Теллус может быть аспектом духа, называли Деа Диа которого жрецы Арваля . [ 15 ] или, по крайней мере, ее близкий соратник как «божество ясного неба». [ 16 ] : 114 

Варрон отождествляет Terra Mater с Церерой:

Недаром Земля ( Терра ) называлась Матерью и Церерой . Считалось, что те, кто ее культивировал, вели благочестивую и полезную жизнь ( piam et utilem...vitam ), и что они были единственными выжившими из рода царя Сатурна . [ 18 ]

Овидий различает Теллуса как локус («место, местоположение») роста и Цереру как его causa («причина, действующее лицо»). [ 19 ] : 1.671–674  [ 20 ] Mater , латинское слово, означающее «мать», часто используется как почетное обращение к богиням, включая Весту, которая изображалась как девственница. Таким образом, «Мать» — это почетное обращение, выражающее уважение, которое можно оказать любой хорошей матери. Теллус и Терра считаются матерями как в буквальном, так и в почетном смысле; Веста только в почетном знаке.

Храм Теллуса был самой выдающейся достопримечательностью Каринов . [ 21 ] [ 12 ] : 8.361  фешенебельный район на Оппиан-Хилл . [ 22 ] : 71, 378  [ 24 ] Это было недалеко от домов ( domus ), принадлежавших Помпею. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 22 ] : 133, 378  и семье Цицерона . [ 29 ] [ 30 ] : 2.3.7  [ 22 ] : 378 

Храм стал результатом вотума, сделанного произошло землетрясение в 268 г. до н. э. Публием Семпронием Софом, когда во время битвы с пиценами . [ 31 ] [ 22 ] : 378  Другие [ 32 ] говорят, что его построили римляне. Он занимал место бывшего дома, принадлежавшего Спурию Кассию , который был снесен, когда он был казнен в 485 г. до н.э. за попытку провозгласить себя царем. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Храм, построенный Софусом более двух столетий спустя, скорее всего, был перестройкой народного. [ 22 ] : 378  Годовщина ( dies natalis ) его открытия пришлась на 13 декабря.

загадочный предмет под названием магментариум . В храме хранился [ 37 ] [ 38 ] [ 22 ] : 379  который также был известен изображением Италии на стене в виде карты или аллегории. [ 5 ] : 1.2.1  [ 39 ] [ 22 ] : 378–379 

Статуя Квинта Цицерона , установленная его братом Марком , была среди тех, что стояли на территории храма. [ 30 ] : 3.1.6, 3.1.14  [ 40 ] [ 41 ] Цицерон утверждает, что близость его собственности заставила некоторых римлян предположить, что он несет ответственность за поддержание храма. [ 42 ]

Фестивали

[ редактировать ]
Деталь саркофага с изображением фигуры Матери-Земли (III век нашей эры).

Фестивали, отмечавшиеся в Теллусе, были в основном связаны с сельским хозяйством и часто были связаны с Церерой . В январе обе богини были прославлены как «матери плодородия ». [ 43 ] на передвижном празднике ( feriae Conceptivae ) Sementivae , празднике посева. [ 45 ] 13 декабря отмечалась годовщина Храма Теллуса вместе с лектистерниумом (банкетом) в честь Цереры, олицетворявшей «растущую мощь» и плодородие земли. [ 46 ]

Теллус получил в жертву беременную корову на Фордицидии , фестивале, посвященном плодородию и животноводству. [ 47 ] : 45  состоялся 15 апреля в середине Чериалии ( 12–19 апреля). [ 17 ] : 163  Фестивали божеств растительности и земного скопления в апреле по римскому календарю . [ 14 ] : 67  Учреждение Фордицидии приписывалось Нуме Помпилиусу , сабинскому второму царю Рима . проинструктировал Нуму, В то время, когда Рим боролся с суровыми сельскохозяйственными условиями, деревенский бог Фавн во сне что необходимо принести жертву Теллусу. Как это часто бывает с оракулами , сообщение требовало интерпретации:

«Смертью скота, о царь, нужно умилостивить Теллуса: то есть двух коров. Пусть одна телка принесет две жизни ( animae ) для обрядов». [ 48 ]

Нума решил загадку, установив принесение в жертву беременной коровы. [ 49 ] Целью жертвоприношения, как предполагали августовец поэт- Овидий VI века и антиквар Иоанн Лид , было обеспечить плодородие посаженного зерна, уже растущего во чреве Матери-Земли в облике Теллуса. [ 19 ] : 4,633 и далее [ 50 ] [ 47 ] : 53  Это публичное жертвоприношение было проведено в форме всесожжения от имени государства в Капитолии , а также каждой из тридцати курий , древнейших подразделений города, созданных Ромулом из первоначальных трех племен . [ 14 ] : 71, 303  [ 51 ] Государственным жертвоприношением руководили весталки , которые использовали пепел от Холокоста для приготовления суфимена , ритуального вещества, используемого позднее в апреле для парилии . [ 19 ] : 4.731–734  [ 52 ] [ 14 ] : 71  [ 47 ] : 53, 383 

Во время Светских игр, проводимых Августом в 17 г. до н.э., Терра Матер была среди божеств, почитаемых в Таренте на Марсовом поле . Ее церемонии проводились по «греческому обряду» ( ritus graecus ), что отличало ее от римского Теллуса, чей храм находился внутри померия . Она получила жертву беременной свиноматки. [ 9 ] : 151–152, 157  Светские игры 249 г. до н.э. были посвящены божествам подземного мира Диспатеру и Прозерпине , чей подземный алтарь находился в Таренте. При Августе Игры ( ludi ) были посвящены семи другим божествам, которых называли Моэрами , Юпитером, Илифией , Юно, Терра Матер, Аполлоном и Дианой . [ 9 ] : 150 

Молитвы и ритуалы

[ редактировать ]

Sacrum ceriale («зерновой обряд») проводился для Теллуса и Цереры фламеном , вероятно, Flamen Cerialis , который также призывал двенадцать богов-помощников мужского пола . [ 53 ] [ 54 ] [ 9 ] : 57, 69  По мнению Варрона , [ 55 ] две богини совместно получили porca praecidanea , свинью, приносимую в жертву перед сбором урожая. [ 58 ] Некоторые обряды, первоначально относящиеся к Теллу, возможно, были перенесены на Цереру или разделены с ней в результате ее идентификации с греческой Деметрой . [ 59 ]

Считалось, что Теллус присутствовал во время обрядов перехода , либо неявно, либо по вызову. Возможно, она участвовала в церемониях при рождении ребенка, поскольку новорожденного клали на землю сразу после появления на свет. [ нужна ссылка ] Теллуса также использовали на римских свадьбах. [ 60 ] [ 61 ]

Посвятительных надписей Теллусу или Терре относительно немного. [ 23 ] : 304  но эпитафии имперского периода иногда содержат шаблонные выражения, такие как «Terra Mater, прими меня». [ 62 ] В провинциальном горнодобывающем районе Паннонии , на территории современной Любии , вотивные надписи фиксируют посвящение Терра Матер от вилиц , имперских надзирателей за рабами, которые руководили операциями на рудоплавильных заводах ( ferrariae ). [ 63 ] [ 64 ] : 58–59 

Все они датированы 21 апреля, когда отмечался день основания ( dies natalis , «день рождения») Рима, что, возможно, отражает связь между Парилией 21 апреля и Фордицидией как праздником Теллуса. [ 64 ] : 59–60  Император Септимий Север восстановил храм Терра Матер в Руднике , районе добычи серебра Верхней Мезии . [ 65 ] [ 64 ] : 59 (примечание 29), 78 Храм размером 30 на 20 метров располагался у входа в рабочую зону. [ 64 ] : 78 

Иконография

[ редактировать ]
Атрибуты центральной фигуры на этой панели Ара Пацис отмечают ее как богиню земли и матери, которую часто называют Теллус.

Теллуса часто называют центральной фигурой на так называемой итальянской рельефной панели Ara Pacis , которая обрамлена букранией (декоративными головами быков) и мотивами растительного и животного плодородия и изобилия. [ 66 ] [ 67 ] Терра долгое время оставалась обычным олицетворением , хотя и не считалась богиней. Она часто входила в наборы персонифицированных Четырех Элементов , обычно обозначаемых рогом изобилия , сельскохозяйственными животными и овощными продуктами.

Скажи мне

[ редактировать ]

Мужские аналоги по имени Теллумо или Теллурус упоминаются, хотя и редко. Августин Гиппопотам идентифицировал Теллумо как мужского аналога Теллуса. [ 6 ] : 7.23  Теллурус назван Капеллой. [ 68 ] но не из другого источника. [ 69 ] [ 70 ]

В некоторых современных романских языках Терра или Терре это название планеты Земля . Говорящие на английском языке иногда называют Землю «Террой», чтобы соответствовать постклассическим латинским астрономическим соглашениям об именах и чтобы отличить планету от почвы, покрывающей ее часть. Его также редко называют «Теллус», в основном через прилагательное « теллурийский ». [ 71 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В этой статье сохранена номенклатура Теллус или Терра , используемая в отдельных древних источниках.
  1. ^ Ушаку, Ружди (1988). «О лексико-семантическом и этимологическом составе словосочетания албанского burri i dheut (Возможность реконструкции)» . Албанологические следы . 17–18: 63–76. пп=92, 95–97.
  2. ^ Jump up to: а б Аугустакис, Энтони (2010). Материнство и другое: формирование женской силы в эпосе Флавиев . Издательство Оксфордского университета. п. 124 . ISBN  978-0-19-958441-3 .
  3. ^ Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Рутледж. п. 73.
  4. ^ Макдонаф, Кристофер М. (2010). «Римская религия». Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 97.
  5. ^ Jump up to: а б с Марк Теренций Варрон трёх книгах Сельскохозяйственные темы в .
  6. ^ Jump up to: а б Августин Гиппопотамский Из города Божьего
  7. ^ Лоуренс, Мэрион (1965). «Саркофаг Веллетри». Американский журнал археологии . 69 (3): 212. дои : 10.2307/502285 . JSTOR   502285 . S2CID   193124610 .
  8. ^ Хейдок (1995). Настольная справочная энциклопедия Ларусса . Книжные люди . п. 215. [ нужна полная цитата ]
  9. ^ Jump up to: а б с д Липка, Михаил (2009). Римские боги: концептуальный подход . Брилл.
  10. ^ Эрно-Мейе (ред.). Dictionnaire Etymologique De La Langue Latine [ Этимологический словарь латинского языка ] (на французском языке). [ нужна полная цитата ]
  11. ^ Аугустакис (2010) [ 2 ] цитируя запись на Теллусе в Эрно-Мейе [ 10 ]
  12. ^ Jump up to: а б Мавр Сервий Хонорат » Вергилия примечание к « Энеиде .
  13. ^ «Теллус». Оксфордский классический словарь . Издательство Оксфордского университета. 1996. с. 1480.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Фаулер, Уильям Вард (1908). Римские праздники периода республики . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Фаулер (1908), [ 14 ] : 74  который согласен с Людвигом Преллером
  16. ^ Jump up to: а б с Шиллинг, Роберт (1992) [1981]. "Рим". Римская и европейская мифологии . Издательство Чикагского университета. из французского издания 1981 года.
  17. ^ Jump up to: а б с Вагенворт, Хендрик (1956). «Начало Цереры». Исследования римской литературы, культуры и религии . Брилл.
  18. ^ Варрон [ 5 ] : 3.1.5  цитируется Вагенвортом (1956). [ 17 ] : 153 
  19. ^ Jump up to: а б с д и Публий Овидий Назон книг календаре в Шесть
  20. ^ Дюмезиль, Жорж (1980). Камилл . отредактировано и переведено Удо Струтински. Издательство Калифорнийского университета. п. 77 . ISBN  9780520028418 .
  21. ^ Светоний , Грамматики 15
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ричардсон, Лоуренс (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
  23. ^ Jump up to: а б Тейлор, Лили Росс (1925). «Мать Ларов». Американский журнал археологии . 29 (3): 299–313. дои : 10.2307/497560 . JSTOR   497560 . S2CID   192992171 .
  24. ^ По словам Тейлора [ 23 ] : 306  это было на нижних склонах Эсквилинского холма .
  25. ^ Светоний, Грамматики , 15.
  26. ^ Помпея Domus rostrata , дом, украшенный носами ( рострами ) так называемых киликийских пиратов . [ 25 ]
  27. ^ Аппиан , Гражданская война , 2.126.
  28. ^ Каттнер, Энн (1999). «Культура и история в музее Помпея». Труды Американской филологической ассоциации . 129 : 349.
  29. ^ Плутарх , Жизнь Цицерона , 8.3.
  30. ^ Jump up to: а б Марк Тулий Цицерон . Письма моему брату Квинту .
  31. ^ Цветок , 1.14.2
  32. ^ Валерий Максимус 6.3.1b ; Дионисий 8.79.3 Галикарнасский
  33. ^ Цицерон, De domo sua 101
  34. ^ Ливий , 2.41.11
  35. ^ Дионисий Галикарнасский , 8.79.3
  36. ^ Валериус Максим , 6.3.1b .
  37. ^ Цицерон, Ответы De haruspicum 31
  38. ^ Стамбо, Джон Э. (1978). «Функции римских храмов». Взлет и падение римского мира . II.16.1, с. 571.
  39. ^ Хёлькескамп, Карл-Й. (1993). «Завоевание, конкуренция и консенсус: римская экспансия в Италии и подъем дворянства » . История . 42 (1): 28.
  40. ^ Уайзман, Т.П. (1966). «Амбиции Квинта Цицерона». Журнал римских исследований . 56 (1–2): 110. дои : 10.2307/300137 . JSTOR   300137 . S2CID   163483058 .
  41. ^ Макдермотт, Уильям К. (1971). «В. Цицерон». История 20 :107.
  42. ^ Цицерон , De haruspicum responsis , 31.
  43. ^ Матери кукурузы , Овидий [ 19 ] : 1.671 
  44. ^ Скаллард, Х.Х. (1981). Фестивали и церемонии Римской республики . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 68 . ISBN  9780801414022 .
  45. ^ Скаллард (1981) [ 44 ] считает 24–26 января регулярной датой Feriae Conceptivae .
  46. ^ Вагенворт (1956) [ 17 ] : 159 и далее утверждает, что сама Церера возникла как порождающий аспект Теллуса.
  47. ^ Jump up to: а б с Борода, Мэри ; Норт, JA; Прайс, SRF (1998). Религии Рима: История . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521316828 – через Google Книги.
  48. ^ Смертью волов тебе, о царь, земля умилостивляет двоих: / одна телица дает две священные души . [ 19 ] : 4.641–666 
  49. ^ Иванов, Вячеслав В. (1994). «Основы диахронической лингвистики». В де Грюйтер, Мутон (ред.). Семиотика во всем мире: синтез в разнообразии . Том. 1. С. 64–66. - обсуждает ведические и хеттские параллели.
  50. ^ Джон Лидус , De Mensibus , 4.49, опираясь на Варрона , как заметил Фаулер (1908). [ 14 ] : 71 
  51. ^ Смит, Кристофер Джон (2006). Римский клан: Род от древней идеологии к современной антропологии . Издательство Кембриджского университета. п. 207 .
  52. ^ Хармон, Дэниел П. (1986). «Религия у латинских элегистов». Взлет и падение римского мира . 2.16.3, с. 1958.
  53. ^ Варрон, Древности фрг. 266 (издание Кардауна), Сервий Даниелис , записка к Георгику «1.21» со ссылкой на Фабия Пиктора. [ нужны разъяснения ]
  54. ^ Рюпке, Йорг (2012). Религия в республиканском Риме: рационализация и изменение ритуалов . Издательство Пенсильванского университета. п. 181.
  55. ^ Цитируется Нониусом, с. 240 в издании Уоллеса Линдсея , по цитате Шиллинга. [ 16 ] : 122 
  56. ^ Катон . О сельском хозяйстве . 134.
  57. ^ Геллий . Чердачные ночи . 4.6.8.
  58. ^ Катон [ 56 ] и Геллий [ 57 ] назовите Цереру единственным получателем.
  59. ^ Шиллинг [ 16 ] : 124  «Цицерон как богослов»
  60. ^ Сервий , примечание к Энеиде 4.166.
  61. ^ Шпет. Римская богиня Церера . п. 5. [ нужна полная цитата ]
  62. ^ Фаулер, Уильям Вард (1922). Религиозный опыт римского народа . Лондон. п. 122. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  63. ^ Хирт, Альфред Майкл (2010). Имперские рудники и карьеры в римском мире: организационные аспекты 27 г. до н.э. – 235 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. секта. 6.2.
  64. ^ Jump up to: а б с д Душанич, Слободан (1977). «Аспекты римского горного дела в Норике, Паннонии, Далмации и Верхней Мезии». Взлет и падение римского мира . 2 (6).
  65. ^ ЦИЛ 3.8333
  66. ^ Фини, Денис (2004). «Интерпретация жертвенного ритуала в римской поэзии: дисциплины и их модели». В Штайнере, Франц (ред.). Ритуалы в чернилах: конференция по религии и литературному производству в Древнем Риме . п. 12.
  67. ^ Дополнительную информацию об иконографии Теллуса см. в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae , 7.1.879–889.
  68. ^ Марсиан Миннеус Феликс Капелла филологии и Меркурия О браке . 1.49.
  69. ^ Вудард, Роджер Д. (2006). Индоевропейское сакральное пространство: ведический и римский культ . Издательство Университета Иллинойса. п. 115.
  70. ^ Шталь, Уильям Харрис; Брюгге, Эль (1977). Марсиан Капелла и семь свободных искусств: брак филологии и Меркурия . Издательство Колумбийского университета. п. 23.
  71. ^ Набод, Валентин (1573). Первые наставления о небе и земле... [ Основные предписания для понимания небесного и земного... ]. Синий стр. 33, 41–42 – через Google Книги.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5aa5df26f3c66c863833a513d1d8b90__1721800800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/90/d5aa5df26f3c66c863833a513d1d8b90.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Terra (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)