Фордицидия
Фордицидия | |
---|---|
Наблюдается | Римская республика , Римская империя |
Тип | Классическая римская религия |
Обряды | Принесение в жертву беременной коровы |
Дата | 15 апреля |
Связано с | Земля , Злаки , Парилия |
В древнеримской религии Фордицидия — праздник плодородия , проводившийся в апрельские иды (15 апреля) и связанный с земледелием и животноводством . Оно включало , в преддверии праздника Цереры ( принесение в жертву беременной коровы Теллусу, древнеримской богине Земли Цереалии ) 19 апреля . [1]
В римском религиозном календаре месяц апрель ( Aprilis ) , как правило, был посвящен божествам женского пола или неоднозначного пола, начиная с праздника Венеры в календах . [2] В апреле было проведено несколько других фестивалей, связанных с фермерской жизнью: Парилия , праздник пастухов, 21 апреля; Робигалия - 25 апреля, чтобы защитить посевы от болезней; [1] и Виналия , один из двух винных фестивалей в календаре, [3] в конце месяца. Из них Фордицидия и Робигалия, вероятно, имели наибольшую древность. Уильям Уорд Фаулер , чьи работы о римских праздниках начала 20-го века остаются стандартным справочником, утверждал, что Фордицидия была «вне всякого сомнения, одним из старейших жертвенных обрядов в римской религии». [4]
Жертвоприношение и ритуал
[ редактировать ]Покойный республиканский ученый Варрон объясняет название фестиваля следующим образом:
Фордицидия была названа в честь коров форде ; корова форда – это та, которая вынашивает нерожденного теленка; официально и публично приносят в жертву несколько беременных коров поскольку в этот день в куриях , праздник назывался Фордицидия от fordae caedendae , «беременные коровы, подлежащие забою». [5]

формы horda и Hordicalia . Встречаются также [6] Как и многие другие аспекты римского права и религии, [7] учреждение Фордицидии приписывалось Нуме Помпилиусу , сабинскому второму царю Рима . Деревенский бог Фавн проинструктировал Нуму во сне , что жертвоприношение Теллусу смягчит суровые сельскохозяйственные условия, с которыми столкнулся Рим, но пророческое послание требовало интерпретации: «Смертью скота, царь, Теллус должен быть умилостивлен: две коровы, которые «Пусть одна телка отдаст две жизни (animae) для обрядов». [8] Нума решил загадку, установив принесение в жертву беременной коровы. [9]
Как и в других ритуалах, в которых публичный культ отражался частным, или наоборот , одно жертвоприношение проводилось от имени государства , в данном случае в Капитолии , и по одному в каждой из тридцати курий , самых древних подразделений города. сделанный Ромулом из первоначальных трех племен. Это был первый из двух фестивалей с участием курий , второй - Форнакалия 17 февраля, который отличался тем, что не было государственного ритуала, соответствующего местным церемониям. [10] и его передвижная дата ежегодно устанавливалась Curio Maximus . [11]

Во время государственного жертвоприношения Фордицидии нерожденный теленок был вырван из чрева матери служителями Девы Весталис Максима , или Весталки Максима, и сожжен . Его пепел сохранялся весталками и использовался в качестве одного из ингредиентов ритуального вещества суфимен вместе с засохшей кровью октябрьской лошади предыдущего года и стеблями, с которых собирали бобы. [12] Суфименом праздника , окропляли костры Парилии , посвященного очищению пастухов и их овец, а позже отмечавшегося также как «день рождения» города. [13] Жертвоприношение в Фордицидии и приготовление суфимена составило первую публичную церемонию года, в которой весталки сыграли активную роль. [4]
Значение
[ редактировать ]Цель жертвоприношения, как предполагает Августа поэт Овидий в своем элегическом календаре VI века и антиквар Иоанн Лид в своей книге «О месяцах» , [14] заключалось в том, чтобы обеспечить плодородие посаженного зерна, уже растущего во чреве Матери-Земли в облике Теллуса, которому приносилась жертва. Как и в некоторых других ритуалах, над которыми председательствовали весталки, нерожденный теленок является пороговым или посредническим существом: еще не рожденным, но живым; не полноценная жертва, а принесенная в жертву. Роль весталок подчеркивает их важность в объединении посредством ритуального повторного использования элементов плодородия Земли, здоровья и безопасности стад, а также безопасности города, включая и особенно его военную безопасность от вторжения. [15]
Фордицидия, как и примерно половина фестивалей республиканского Рима, не появляется в календаре 354 года , когда империя подвергалась христианизации . [16]
Сравнение
[ редактировать ]Следуя духу кембриджских ритуалистов и сравнительных мифологов , Фаулер указал на китайский весенний праздник, которого в 1804 году был британский посол в Китае . Джон Барроу свидетелем В храме Земли процессию пронесли большую фарфоровую корову, а затем разбили ее, обнажив несколько маленьких изображений коров внутри. Их раздавали людям как знаки хорошего вегетационного периода. Фаулер предположил, что китайский обряд изначально представлял собой жертвоприношение животных, подобное обряду Фордицидии. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мэри Бирд , Дж. А. Норт и С.Р.Ф. Прайс, Религии Рима: История (Cambridge University Press, 1998), том. 1, с. 45.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), стр. 66–67.
- ↑ Второе состоялось 19 августа.
- ^ Jump up to: а б Фаулер, Римские фестивали , с. 71.
- ^ Варрон , De lingua latina 6.15, английский перевод, цитируемый Кристофером Джоном Смитом, Римский клан: Род от древней идеологии до современной антропологии (Cambridge University Press, 2006), стр. 207, примечание 79 онлайн.
- ^ Варрон, De re Rusica 2.5.6.; Фаулер, Римские фестивали , с. 71.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Религиозный опыт римского народа (Лондон, 1922), стр. 108.
- ^ Овидий , Фасти 4.641–666: смертью волов тебе, о царь, Земля умилостивляет двоих: / одна телица дает две священные души .
- ^ Вячеслав В. Иванов, «Основы диахронической лингвистики», Семиотика во всем мире: синтез в разнообразии (Mouton de Gruyter, 1994), том. 1, стр. 64–66, с обсуждением ведических и хеттских параллелей.
- ^ Фаулер, Римские фестивали , стр. 71 и 303; Смит, Римский клан , стр. 206–207.
- ^ HH Скаллард , История римского мира с 753 по 146 г. до н.э. (Routledge, 1980), стр. 68 онлайн ; Курт А. Раафлауб, Социальная борьба в архаическом Риме: новые взгляды на конфликт орденов (Блэквелл, 1986, 2005), с. 109.
- ^ Овидий, Фасти 4.731–734; Дэниел П. Хармон, «Религия у латинских элегистов», Взлет и падение римского мира 2.16.3 (1986), с. 1958 год онлайн ; Фаулер, Римские фестивали , с. 71.
- ^ Бирд и др. , Религии Рима, стр. 53 и 383.
- ^ Овидий, Фасти 4.633f.; Джон Лид , De Mensibus 4.49, опираясь на Варрона, как заметил Фаулер, Римские праздники , с. 71.
- ^ Бирд и др. , Религии Рима , с. 53.
- ^ Бирд и др. , Религии Рима , с. 383.
- ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 72.