Луперкалия
Луперкалия | |
---|---|
Наблюдается | Римское королевство , Римская республика , Римская империя |
Тип | Классическая римская религия |
Торжества | пиршество |
Обряды | принесение в жертву коз и собак Луперками; подношение весталок лепешек; Обряд плодородия, во время которого одетые в козлиные шкуры Луперчи бьют женщин, желающих зачать ребенка. |
Дата | 15 февраля |
Луперкалия , также известная как Луперкаль, была пастырским праздником Древнего Рима, который отмечался ежегодно 15 февраля с целью очищения города, укрепления здоровья и плодородия. [1] Луперкалия была также известна как dies Februatus , в честь инструментов очищения, называемых februa , основы месяца под названием Februarius .
Имя
[ редактировать ]Первоначально фестиваль назывался Фебруа («Очищение» или «Очищение») в честь февраля , который использовался в этот день. [2] Он также был известен как Фебруатус и давал свое имя по-разному: как эпитет Юноне Фебрулис, Фебрулис или Фебруате в ее роли божества-покровителя этого месяца; предполагаемому божеству очищения по имени Фебрус ; [а] и февралю ( mensis Februarius ), месяцу, в течение которого происходил фестиваль. [2] Овидий связывает февраль с этрусским словом, означающим «очищение». [4]
имя Луперкалия В древности считалось, что указывает на некоторую связь с древнегреческим праздником Аркадской Ликаи , праздником волка ( греческий : λύκος , lýkos ; латынь : lupus ) и поклонением Ликейскому Пану , который считается греческим эквивалентом Фавн , установленный Эвандером . [5] Юстин описывает культовое изображение «Ликейского бога, которого греки называют Паном, а римляне Луперком », как обнаженного, за исключением пояса из козлиной шкуры. [6]
Статуя стояла в Луперкале , пещере, где, по преданию, Ромула и Рема вскормила волчица ( Лупа ). Пещера находилась у подножия Палатинского холма , на котором, как считалось, Ромул основал Рим. [7] Название фестиваля, скорее всего, происходит от lupus , «волк», хотя этимология и его значение неясны. Название волка, возможно, связано с тем фактом, что животное-хищник играет ключевую роль в мужских обрядах посвящения. [8] Несмотря на утверждение Джастина, ни одно божество по имени «Луперк» не было идентифицировано. [9]
Обряды
[ редактировать ]Локации
[ редактировать ]Обряды проводились в пещере Луперкаль, на Палатинском холме и на Форуме, которые были центральными местами в мифе об основании Рима . [10] Рядом с пещерой стояло святилище Румины , богини грудного вскармливания; и дикая смоковница ( Ficus Ruminalis ), к которой были приведены Ромул и Рем божественным вмешательством речного бога Тиберина ; некоторые римские источники называют дикую смоковницу caprificus , буквально «козий инжир». Как и у культурного инжира, его плоды висячие, а дерево, если его разрезать, источает молочный сок, что делает его хорошим кандидатом для культа грудного вскармливания. [11]
Священство
[ редактировать ]У Луперкалий было свое собственное жречество , Луперки («братья волка»), учреждение и обряды которых приписывались либо герою аркадской культуры Эвандеру , либо Ромулу и Рему, бывшим пастухам, каждый из которых основал группу последователей. Луперки коллегии были молодыми людьми ( iuvenes ), обычно в возрасте от 20 до 40 лет. Они образовали две религиозные ( объединения) на основе происхождения; Quinctiliani Quinctia (названные в честь рода ) и Fabiani (названные в честь рода Fabia ). Каждый колледж возглавлял магистр . [12]
была учреждена третья коллегия — Юлианы В 44 г. до н. э. в честь Юлия Цезаря ; его первым магистром был Марк Антоний . [12] Коллегия Юлиани распалась или прекратила свое существование после убийства Юлия Цезаря и не была восстановлена в ходе реформ его преемника Августа . В имперскую эпоху членство в двух традиционных коллегиях было открыто для юношей со статусом наездника .
Жертва
[ редактировать ]приносил в жертву козел (или козлов) и собаку На алтаре Луперкаля тот или иной из Луперков под присмотром фламена диалиса , . главного жреца Юпитера [б] Также приносились в жертву соленые лепешки, приготовленные весталками . [14] [ не удалось пройти проверку ] После кровавого жертвоприношения двое Луперков к алтарю подошли . Их лбы помазывали кровью из жертвенного ножа, затем вытирали шерстью, смоченной в молоке , после чего они должны были смеяться.
Последовал жертвенный пир, после которого Луперки вырезали ремни (известные как фебруа ) из содранной шкуры животного. [1] и бежал с ними, обнаженный или почти обнаженный, вдоль старой границы Палатина, вокруг холма против часовой стрелки. [11] В Плутархом описании Луперкалии , написанном во времена ранней Римской империи ,
... многие благородные юноши и магистраты бегают по городу обнаженными, ради развлечения и смеха, поражая тех, кого они встречают, мохнатыми ремнями. И многие знатные женщины также нарочно встают у них на пути и, как дети в школе, подставляют руки для ударов, полагая, что беременной таким образом будет оказана помощь в родах , а бесплодной – в беременности. [15]
Луперки пещеру завершили обход Палатина и вернулись в Луперкаль .
История
[ редактировать ]Фебруа имела древнее и, возможно, сабинское происхождение. После того, как февраль был добавлен к римскому календарю , на его пятнадцатый день приходился Фебру ( XV кал. Марта ). Из различных ритуалов наиболее важными стали ритуалы Луперкалии. [16] Сами римляне приписывали создание Луперкалий Эвандеру , культурному герою из Аркадии , которому приписывают принесение олимпийского пантеона, греческих законов и алфавита в Италию, где он за 60 лет до этого основал город Палланций на месте будущего Рима. Троянская война .
Луперкалию праздновали в некоторых частях Италии; Луперки засвидетельствованы надписями в Велитрах , Пренесте , Немаусе (современный Ним) и в других местах. Древний культ Хирпи Сорани («волки Сорана», от сабинского hirpus «волк»), которые практиковали на горе Соракте , в 45 км (28 миль) к северу от Рима, имел общие элементы с римской Луперкалией. [17]
Описания фестиваля Луперкалии 44 г. до н. э. свидетельствуют о его непрерывности. Во время праздника Юлий Цезарь публично отказался от золотой короны , предложенной ему Марком Антонием . [18] [19] Пещера Луперкаль была восстановлена или перестроена Августом и, как предполагается, идентична гроту, обнаруженному в 2007 году, на 50 футов (15 м) ниже остатков резиденции Августа; по мнению ученых, грот — это нимфей , а не Луперкаль. [11] Фестиваль Луперкалии отмечен в календаре из 354 событий наряду с традиционными и христианскими праздниками. [20]
Несмотря на запрет в 391 году всех нехристианских культов и фестивалей, Луперкалии регулярно отмечались номинально христианским населением во время правления императора Анастасия . Папа Геласий I (494–496) утверждал, что в фестивале участвовал только «мерзкий сброд». [21] и добивался его насильственной отмены; Римский сенат заявил, что Луперкалии необходимы для безопасности и благополучия Рима. Это побудило Геласиуса презрительно предложить: «Если вы утверждаете, что этот обряд имеет спасительную силу, отпразднуйте его сами, как и предки; бегайте обнаженными, чтобы вы могли должным образом совершить издевательство». [22]
Не существует современных свидетельств, подтверждающих популярные представления о том, что Геласий отменил Луперкалии или что он или любой другой прелат заменил ее праздником Очищения Пресвятой Девы Марии . [23] Литературная ассоциация между Луперкалиями и романтическими элементами Дня святого Валентина восходит к Чосеру и поэтическим традициям куртуазной любви . [24] [25] [26]
Наследие
[ редактировать ]Ода Горация III, 18 намекает на Луперкалии. Фестиваль или связанные с ним ритуалы дали название римскому месяцу февралю ( mensis Februarius ), а затем и современному месяцу. Римский бог Фебр олицетворял и месяц, и очищение, но, похоже, появился позже.
Уильяма Шекспира Пьеса «Юлий Цезарь» начинается во время Луперкалии. Марку Антонию Цезарь поручает ударить его жену Кальпурнию в надежде, что она сможет зачать ребенка.
Исследования, опубликованные в 2019 году, показывают, что слово «Лепрекон» происходит от слова Lupercus . [27] [28] [29]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Божество «Фебрус» почти наверняка является более поздним изобретением. [3]
- ^ Плутарха Одним из римских вопросов был: «68. Почему Луперки приносят в жертву собаку?»... [Потому что] «почти все греки использовали собаку в качестве жертвенной жертвы для церемоний очищения; и некоторые, по крайней мере, используют из этого даже по сей день они производят для Гекаты щенков вместе с другими материалами для очищения». [13]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Луперкалия энциклопедия Британская Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 126. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, Чарльтон Т.; и др. (1879), «februum» , Латинский словарь, основанный на издании Эндрюса Латинского словаря Фрейнда , Оксфорд: Clarendon Press .
- ^ Макробий , Сатурналии , 1, 13, 3.
- ^ Джексон Кинг, Ричард (2006). Желая Рима: мужская субъективность и чтение Фасти Овидия . Издательство Университета штата Огайо. стр. 195 и далее. ISBN 978-0-8142-1020-8 .
- ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности 1.32.3–5, 1.80; Юстин , Краткое изложение филиппийской истории Помпея Трога, 43.6 и далее; Ливий , Ab urbe condita 1,5; Овидий , Фасти 2.423–42; Плутарх , Жизнь Ромула 21.3, Жизнь Юлия Цезаря , Римские вопросы 68; Вергилий , Энеида 8.342–344; Лид , Де Менсибус 4.25. См. Смит, Словарь греческих и римских древностей , св. «Луперкус».
- ^ Юстин , Краткое изложение филиппийской истории Помпея Трога 43.1.7.
- ^ Овидий , «Луперкалия», Фасти
- ^ Вукович, Крешимир (2023). Волки Рима: Луперкалия с римской и сравнительной точек зрения . де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110690118 . ISBN 9783110689341 .
- ^ Перейти обратно: а б Скаллард, Х.Х. (1981). Фестивали и церемонии Римской республики . Издательство Корнельского университета. стр. 77–78.
- ^ Ливий , Из города, основанного 1.5.
- ^ Перейти обратно: а б с Вукович, Крешимир (октябрь 2018 г.). «Топография Луперкалии» . Документы Британской школы в Риме . 86 : 37–60. дои : 10.1017/S0068246217000381 . JSTOR 26579503 . ПроКвест 2117060930 .
- ^ Перейти обратно: а б Вукович, Крешимир. «Римский миф и ритуал: группы Луперчи и эпиграфические свидетельства» . Эпиграфика . 78 : 43–52.
- ^ Плутарх «Римские вопросы: 68». Мораль – через uchicago.edu.
- ^ Уайзман, Т.П. (1995). «Бог Луперкаля». Журнал римских исследований . 85 : 1. дои : 10.1017/S0075435800074724 .
- ^ Плутарх. Жизнь Цезаря – через uchicago.edu.
- ^ Франклин, Альберта Милдред (1921). Луперкалия . Колумбийский университет. стр. 79 –.
- ^ Риссанен, Мика (17 апреля 2013 г.). «Хирпи Сорани и волчьи культы Центральной Италии» . Арктос. Акта Филологика Фенника . Классиллис-филологинен yhdistys . Проверено 18 августа 2016 г.
- ^ Роллер, Дуэйн В. (2010). Клеопатра: биография . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195365535 , с. 72.
- ^ Мейер, Кристиан (1995). Цезарь . Перевод Дэвида Маклинтока. Нью-Йорк: Основные книги. п. 477.
- ^ «Календарь Филокала» . tertullian.org . Проверено 15 февраля 2017 г.
- ^ к скромным и тривиальным людям, отвергнутым и самым низким . (мороженое)
- ^ Геласий, Послание к Андромаху , цитируется у Грина (1931), с. 65.
- ^ Грин, Уильям М. (1931). «Луперкалии в пятом веке». Классическая филология . 26 (1): 60–69. дои : 10.1086/361308 . JSTOR 264682 . S2CID 161431650 .
- ^ Генри Ансгар Келли (1986), в «Чосер и культ Святого Валентина» (Лейден: Брилл), стр. 58-63
- ^ Майкл Мэтью Кейлор (2006), Тайные желания: Основные уранцы: Хопкинс, Патер и Уайльд (электронное издание), Университет Масарика (переиздано в электронном формате), стр. сноска 2 на странице 235, ISBN 978-80-210-4126-4
- ^ Оруч, Джек Б. (июль 1981 г.). «Св. Валентин, Чосер и весна в феврале». Зеркало . 56 (3): 534–565. дои : 10.2307/2847741 . JSTOR 2847741 . S2CID 162849518 .
- ^ «Лепрекон» не является родным ирландским словом, как показывает новый словарь» . BBC.com . 5 сентября 2019 г.
- ^ «Вновь открыты утраченные ирландские слова, в том числе слово, означающее «сочится гной» » . Словарь ирландского языка, dil.ie. Королевский университет Белфаста. 30 августа 2019 г. – через Кембриджский университет, cam.ac.uk.
- ^ «лупракан, лучорпан» . Электронный словарь ирландского языка; дил.т.е. Проверено 6 сентября 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Франклин, AM (1921), Луперкалия (докторская диссертация) - через uchicago.edu
- Грин, Уильям М. (январь 1931 г.). «Луперкалии в пятом веке» . Классическая филология . 26 (1): 60–69. дои : 10.1086/361308 . S2CID 161431650 . Проверено 26 января 2008 г.
- Либлер, Наоми Конн (1988). Ритуальная площадка Юлия Цезаря .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Борода, Мэри ; Норт, Джон; Прайс, Саймон. Религии Рима: История. Издательство Кембриджского университета, 1998, вып. 1, ограниченный предварительный просмотр онлайн ; найдите «Луперкалии».
- Линкольн, Брюс . Орган: Строительство и коррозия. University of Chicago Press, 1994, стр. 43–44 онлайн о Юлии Цезаре и политизации Луперкалий; ценный список источников, стр. 182–183.
- Норт, Джон. Римская религия . The Classical Association, 2000, стр. 47 онлайн и 50 о проблемах интерпретации свидетельств Луперкалий.
- Маркус, Р.А. Конец древнего христианства. Cambridge University Press, 1990, стр. 131–134 онлайн , о продолжающемся праздновании Луперкалии среди «раскованных христиан» в V веке и причинах «жестокого вмешательства» Папы Геласиуса.
- Вукович, К. Волки Рима: Луперкалии с римской и сравнительной точек зрения. Берлин, Де Грюйтер, 2023.
- Уайзман, ТП «Луперкалии». В Ремусе: римский миф . Кембридж, Cambridge University Press, 1995, стр. 77–88, ограниченный предварительный просмотр в Интернете , обсуждение Луперкалий в контексте мифов и ритуалов.