Jump to content

Луперкалия

Луперкалия
Луперкалия , картина маслом, около 1635 г.
Наблюдается Римское королевство ,
Римская республика ,
Римская империя
Тип Классическая римская религия
Торжества пиршество
Обряды принесение в жертву коз и собак Луперками; подношение весталок лепешек; Обряд плодородия, во время которого одетые в козлиные шкуры Луперчи бьют женщин, желающих зачать ребенка.
Дата 15 февраля

Луперкалия , также известная как Луперкаль, была пастырским праздником Древнего Рима, который отмечался ежегодно 15 февраля с целью очищения города, укрепления здоровья и плодородия. [1] Луперкалия была также известна как dies Februatus , в честь инструментов очищения, называемых februa , основы месяца под названием Februarius .

Первоначально фестиваль назывался Фебруа («Очищение» или «Очищение») в честь февраля , который использовался в этот день. [2] Он также был известен как Фебруатус и давал свое имя по-разному: как эпитет Юноне Фебрулис, Фебрулис или Фебруате в ее роли божества-покровителя этого месяца; предполагаемому божеству очищения по имени Фебрус ; [а] и февралю ( mensis Februarius ), месяцу, в течение которого происходил фестиваль. [2] Овидий связывает февраль с этрусским словом, означающим «очищение». [4]

имя Луперкалия В древности считалось, что указывает на некоторую связь с древнегреческим праздником Аркадской Ликаи , праздником волка ( греческий : λύκος , lýkos ; латынь : lupus ) и поклонением Ликейскому Пану , который считается греческим эквивалентом Фавн , установленный Эвандером . [5] Юстин описывает культовое изображение «Ликейского бога, которого греки называют Паном, а римляне Луперком », как обнаженного, за исключением пояса из козлиной шкуры. [6]

Статуя стояла в Луперкале , пещере, где, по преданию, Ромула и Рема вскормила волчица ( Лупа ). Пещера находилась у подножия Палатинского холма , на котором, как считалось, Ромул основал Рим. [7] Название фестиваля, скорее всего, происходит от lupus , «волк», хотя этимология и его значение неясны. Название волка, возможно, связано с тем фактом, что животное-хищник играет ключевую роль в мужских обрядах посвящения. [8] Несмотря на утверждение Джастина, ни одно божество по имени «Луперк» не было идентифицировано. [9]

Обряды проводились в пещере Луперкаль, на Палатинском холме и на Форуме, которые были центральными местами в мифе об основании Рима . [10] Рядом с пещерой стояло святилище Румины , богини грудного вскармливания; и дикая смоковница ( Ficus Ruminalis ), к которой были приведены Ромул и Рем божественным вмешательством речного бога Тиберина ; некоторые римские источники называют дикую смоковницу caprificus , буквально «козий инжир». Как и у культурного инжира, его плоды висячие, а дерево, если его разрезать, источает молочный сок, что делает его хорошим кандидатом для культа грудного вскармливания. [11]

Священство

[ редактировать ]
Lupercalia , скорее всего, происходит от lupus , «волк», хотя и этимология, и ее значение неясны. [9] (бронзовая голова волка, I век нашей эры)

У Луперкалий было свое собственное жречество , Луперки («братья волка»), учреждение и обряды которых приписывались либо герою аркадской культуры Эвандеру , либо Ромулу и Рему, бывшим пастухам, каждый из которых основал группу последователей. Луперки коллегии были молодыми людьми ( iuvenes ), обычно в возрасте от 20 до 40 лет. Они образовали две религиозные ( объединения) на основе происхождения; Quinctiliani Quinctia (названные в честь рода ) и Fabiani (названные в честь рода Fabia ). Каждый колледж возглавлял магистр . [12]

была учреждена третья коллегия — Юлианы В 44 г. до н. э. в честь Юлия Цезаря ; его первым магистром был Марк Антоний . [12] Коллегия Юлиани распалась или прекратила свое существование после убийства Юлия Цезаря и не была восстановлена ​​в ходе реформ его преемника Августа . В имперскую эпоху членство в двух традиционных коллегиях было открыто для юношей со статусом наездника .

приносил в жертву козел (или козлов) и собаку На алтаре Луперкаля тот или иной из Луперков под присмотром фламена диалиса , . главного жреца Юпитера [б] Также приносились в жертву соленые лепешки, приготовленные весталками . [14] [ не удалось пройти проверку ] После кровавого жертвоприношения двое Луперков к алтарю подошли . Их лбы помазывали кровью из жертвенного ножа, затем вытирали шерстью, смоченной в молоке , после чего они должны были смеяться.

Последовал жертвенный пир, после которого Луперки вырезали ремни (известные как фебруа ) из содранной шкуры животного. [1] и бежал с ними, обнаженный или почти обнаженный, вдоль старой границы Палатина, вокруг холма против часовой стрелки. [11] В Плутархом описании Луперкалии , написанном во времена ранней Римской империи ,

... многие благородные юноши и магистраты бегают по городу обнаженными, ради развлечения и смеха, поражая тех, кого они встречают, мохнатыми ремнями. И многие знатные женщины также нарочно встают у них на пути и, как дети в школе, подставляют руки для ударов, полагая, что беременной таким образом будет оказана помощь в родах , а бесплодной – в беременности. [15]

Луперки пещеру завершили обход Палатина и вернулись в Луперкаль .

Луперкалианский фестиваль в Риме (ок. 1578–1610), рисунок круга Адама Эльсхаймера , показывающий Луперкаев, одетых как собаки и козлы, с Амуром и олицетворениями плодородия.

Фебруа имела древнее и, возможно, сабинское происхождение. После того, как февраль был добавлен к римскому календарю , на его пятнадцатый день приходился Фебру ( XV кал. Марта ). Из различных ритуалов наиболее важными стали ритуалы Луперкалии. [16] Сами римляне приписывали создание Луперкалий Эвандеру , культурному герою из Аркадии , которому приписывают принесение олимпийского пантеона, греческих законов и алфавита в Италию, где он за 60 лет до этого основал город Палланций на месте будущего Рима. Троянская война .

Луперкалию праздновали в некоторых частях Италии; Луперки засвидетельствованы надписями в Велитрах , Пренесте , Немаусе (современный Ним) и в других местах. Древний культ Хирпи Сорани («волки Сорана», от сабинского hirpus «волк»), которые практиковали на горе Соракте , в 45 км (28 миль) к северу от Рима, имел общие элементы с римской Луперкалией. [17]

Описания фестиваля Луперкалии 44 г. до н. э. свидетельствуют о его непрерывности. Во время праздника Юлий Цезарь публично отказался от золотой короны , предложенной ему Марком Антонием . [18] [19] Пещера Луперкаль была восстановлена ​​или перестроена Августом и, как предполагается, идентична гроту, обнаруженному в 2007 году, на 50 футов (15 м) ниже остатков резиденции Августа; по мнению ученых, грот — это нимфей , а не Луперкаль. [11] Фестиваль Луперкалии отмечен в календаре из 354 событий наряду с традиционными и христианскими праздниками. [20]

Несмотря на запрет в 391 году всех нехристианских культов и фестивалей, Луперкалии регулярно отмечались номинально христианским населением во время правления императора Анастасия . Папа Геласий I (494–496) утверждал, что в фестивале участвовал только «мерзкий сброд». [21] и добивался его насильственной отмены; Римский сенат заявил, что Луперкалии необходимы для безопасности и благополучия Рима. Это побудило Геласиуса презрительно предложить: «Если вы утверждаете, что этот обряд имеет спасительную силу, отпразднуйте его сами, как и предки; бегайте обнаженными, чтобы вы могли должным образом совершить издевательство». [22]

Не существует современных свидетельств, подтверждающих популярные представления о том, что Геласий отменил Луперкалии или что он или любой другой прелат заменил ее праздником Очищения Пресвятой Девы Марии . [23] Литературная ассоциация между Луперкалиями и романтическими элементами Дня святого Валентина восходит к Чосеру и поэтическим традициям куртуазной любви . [24] [25] [26]

Наследие

[ редактировать ]
Цезарь отказывается от диадемы (1894 г.), когда ее предложил Марк Антоний во время Луперкалий.

Ода Горация III, 18 намекает на Луперкалии. Фестиваль или связанные с ним ритуалы дали название римскому месяцу февралю ( mensis Februarius ), а затем и современному месяцу. Римский бог Фебр олицетворял и месяц, и очищение, но, похоже, появился позже.

Уильяма Шекспира Пьеса «Юлий Цезарь» начинается во время Луперкалии. Марку Антонию Цезарь поручает ударить его жену Кальпурнию в надежде, что она сможет зачать ребенка.

Исследования, опубликованные в 2019 году, показывают, что слово «Лепрекон» происходит от слова Lupercus . [27] [28] [29]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Божество «Фебрус» почти наверняка является более поздним изобретением. [3]
  2. ^ Плутарха Одним из римских вопросов был: «68. Почему Луперки приносят в жертву собаку?»... [Потому что] «почти все греки использовали собаку в качестве жертвенной жертвы для церемоний очищения; и некоторые, по крайней мере, используют из этого даже по сей день они производят для Гекаты щенков вместе с другими материалами для очищения». [13]
  1. ^ Перейти обратно: а б  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Луперкалия энциклопедия Британская Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 126.
  2. ^ Перейти обратно: а б Льюис, Чарльтон Т.; и др. (1879), «februum» , Латинский словарь, основанный на издании Эндрюса Латинского словаря Фрейнда , Оксфорд: Clarendon Press .
  3. ^ Макробий , Сатурналии , 1, 13, 3.
  4. ^ Джексон Кинг, Ричард (2006). Желая Рима: мужская субъективность и чтение Фасти Овидия . Издательство Университета штата Огайо. стр. 195 и далее. ISBN  978-0-8142-1020-8 .
  5. ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности 1.32.3–5, 1.80; Юстин , Краткое изложение филиппийской истории Помпея Трога, 43.6 и далее; Ливий , Ab urbe condita 1,5; Овидий , Фасти 2.423–42; Плутарх , Жизнь Ромула 21.3, Жизнь Юлия Цезаря , Римские вопросы 68; Вергилий , Энеида 8.342–344; Лид , Де Менсибус 4.25. См. Смит, Словарь греческих и римских древностей , св. «Луперкус».
  6. ^ Юстин , Краткое изложение филиппийской истории Помпея Трога 43.1.7.
  7. ^ Овидий , «Луперкалия», Фасти
  8. ^ Вукович, Крешимир (2023). Волки Рима: Луперкалия с римской и сравнительной точек зрения . де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110690118 . ISBN  9783110689341 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Скаллард, Х.Х. (1981). Фестивали и церемонии Римской республики . Издательство Корнельского университета. стр. 77–78.
  10. ^ Ливий , Из города, основанного 1.5.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Вукович, Крешимир (октябрь 2018 г.). «Топография Луперкалии» . Документы Британской школы в Риме . 86 : 37–60. дои : 10.1017/S0068246217000381 . JSTOR   26579503 . ПроКвест   2117060930 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Вукович, Крешимир. «Римский миф и ритуал: группы Луперчи и эпиграфические свидетельства» . Эпиграфика . 78 : 43–52.
  13. ^ Плутарх «Римские вопросы: 68». Мораль – через uchicago.edu.
  14. ^ Уайзман, Т.П. (1995). «Бог Луперкаля». Журнал римских исследований . 85 : 1. дои : 10.1017/S0075435800074724 .
  15. ^ Плутарх. Жизнь Цезаря – через uchicago.edu.
  16. ^ Франклин, Альберта Милдред (1921). Луперкалия . Колумбийский университет. стр. 79 –.
  17. ^ Риссанен, Мика (17 апреля 2013 г.). «Хирпи Сорани и волчьи культы Центральной Италии» . Арктос. Акта Филологика Фенника . Классиллис-филологинен yhdistys . Проверено 18 августа 2016 г.
  18. ^ Роллер, Дуэйн В. (2010). Клеопатра: биография . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   9780195365535 , с. 72.
  19. ^ Мейер, Кристиан (1995). Цезарь . Перевод Дэвида Маклинтока. Нью-Йорк: Основные книги. п. 477.
  20. ^ «Календарь Филокала» . tertullian.org . Проверено 15 февраля 2017 г.
  21. ^ к скромным и тривиальным людям, отвергнутым и самым низким . (мороженое)
  22. ^ Геласий, Послание к Андромаху , цитируется у Грина (1931), с. 65.
  23. ^ Грин, Уильям М. (1931). «Луперкалии в пятом веке». Классическая филология . 26 (1): 60–69. дои : 10.1086/361308 . JSTOR   264682 . S2CID   161431650 .
  24. ^ Генри Ансгар Келли (1986), в «Чосер и культ Святого Валентина» (Лейден: Брилл), стр. 58-63
  25. ^ Майкл Мэтью Кейлор (2006), Тайные желания: Основные уранцы: Хопкинс, Патер и Уайльд (электронное издание), Университет Масарика (переиздано в электронном формате), стр. сноска 2 на странице 235, ISBN  978-80-210-4126-4
  26. ^ Оруч, Джек Б. (июль 1981 г.). «Св. Валентин, Чосер и весна в феврале». Зеркало . 56 (3): 534–565. дои : 10.2307/2847741 . JSTOR   2847741 . S2CID   162849518 .
  27. ^ «Лепрекон» не является родным ирландским словом, как показывает новый словарь» . BBC.com . 5 сентября 2019 г.
  28. ^ «Вновь открыты утраченные ирландские слова, в том числе слово, означающее «сочится гной» » . Словарь ирландского языка, dil.ie. Королевский университет Белфаста. 30 августа 2019 г. – через Кембриджский университет, cam.ac.uk.
  29. ^ «лупракан, лучорпан» . Электронный словарь ирландского языка; дил.т.е. ​Проверено 6 сентября 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Борода, Мэри ; Норт, Джон; Прайс, Саймон. Религии Рима: История. Издательство Кембриджского университета, 1998, вып. 1, ограниченный предварительный просмотр онлайн ; найдите «Луперкалии».
  • Линкольн, Брюс . Орган: Строительство и коррозия. University of Chicago Press, 1994, стр. 43–44 онлайн о Юлии Цезаре и политизации Луперкалий; ценный список источников, стр. 182–183.
  • Норт, Джон. Римская религия . The Classical Association, 2000, стр. 47 онлайн и 50 о проблемах интерпретации свидетельств Луперкалий.
  • Маркус, Р.А. Конец древнего христианства. Cambridge University Press, 1990, стр. 131–134 онлайн , о продолжающемся праздновании Луперкалии среди «раскованных христиан» в V веке и причинах «жестокого вмешательства» Папы Геласиуса.
  • Вукович, К. Волки Рима: Луперкалии с римской и сравнительной точек зрения. Берлин, Де Грюйтер, 2023.
  • Уайзман, ТП «Луперкалии». В Ремусе: римский миф . Кембридж, Cambridge University Press, 1995, стр. 77–88, ограниченный предварительный просмотр в Интернете , обсуждение Луперкалий в контексте мифов и ритуалов.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d8590002fa5b1c751006caba913f589__1722254040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/89/7d8590002fa5b1c751006caba913f589.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lupercalia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)