Компиталия
Compitalia . ( лат . Ludi Compitalicii ; от compitum «перекресток») [1] — ежегодный праздник в древнеримской религии, в честь Lares Compitales , домашних божеств перекрестков проводимый , которым приносились жертвы в местах пересечения двух или более путей. [2]

Этот фестиваль древнее строительства Рима . [ нужны разъяснения ] Некоторые авторы говорят, что он был установлен Тарквинием Приском вследствие чуда, сопровождавшего рождение Сервия Туллия , который, как предполагалось, был сыном Лара Фамилиариса , или семейного божества-хранителя. [3]
Дионисий говорит [4] что Сервий Туллий основал праздник, который он описывает так, как он отмечался в его время. Дионисий сообщает, что жертвоприношения состояли из медовых лепешек ( древнегреческий : πέλανοι ), которые приносили жители каждого дома; и что люди, которые помогали на празднике в качестве служебных слуг, были не свободными людьми, а рабами, потому что лары получали удовольствие от службы рабам. Далее он добавляет, что Компиталия праздновалась через несколько дней после Сатурналий с большим великолепием и что рабы в этом случае имели полную свободу делать все, что им заблагорассудится.
Во время празднования фестиваля каждая семья ставила статую богини подземного мира Мании у дверей своего дома . Они также повесили у своих дверей шерстяные фигурки, изображающие мужчин и женщин, сопровождая их смиренными просьбами, чтобы Лары и Маниа удовлетворились этими фигурками и пощадили жителей дома. Рабы предлагали вместо человеческих фигурок клубки или руно шерсти. [5]
Макробиус [6] говорит, что празднование Компиталия было восстановлено этрусским царем Тарквинием Гордым в ответ на оракул о том, что «должны приносить в жертву головы ( capita ) за головы». Было истолковано, что оракул означает, что для поддержания здоровья и процветания каждой семьи детей следует приносить в жертву Мании, которую в данном случае называют матерью Ларов. Но Брут , свергнув род царей Тарквиниев, вместо этого удовлетворил оракула, воспользовавшись словесной лазейкой, подменив «головки» чеснока и мака. [5]

Фестивалем руководили magistri vici («соседские чиновники»), и в этом случае им разрешалось носить тогу претекста . [7] Публичные игры были добавлены к фестивалю в республиканский период , но они были запрещены по приказу сената в 68 г. до н.э. Кальпурний Пизон был обвинен Цицероном в нарушении указа, разрешив празднование игр во время его консульства в 58 году. [8] Сам фестиваль по-прежнему продолжали соблюдать, даже если игры были отменены. [9]
Во время гражданских войн 40-х годов фестиваль вышел из употребления и был соответственно восстановлен в ходе программы религиозных реформ, проведенных Августом . [10] Поскольку Август стал теперь pater patriae , поклонение старым Ларам было прекращено, и Лары императора, следовательно, стали Ларами государства. Август воздвиг алтари окрестным Ларам или пенатам в местах пересечения двух или более путей. [11] и учредил орден священников для участия в их богослужениях. Эти священники были выбраны из либертини , людей, которые были законно освобождены от рабства , и назывались Августалесами . [12]
Compitalia принадлежала к Feriae Conceptivae , то есть праздникам, которые отмечались в дни, ежегодно назначаемые магистратами или священниками. Точный день, в который отмечался этот праздник, по-видимому, менялся, хотя он всегда был зимой, по крайней мере, во времена Варрона , как заметил Исаак Кейсобон . [5] Дионисий снова рассказывает [4] что его отмечали через несколько дней после Сатурналий, и Цицерон [13] что это выпало на календы январские в одном из писем Аттикусу ; но [14] он говорит о том, что это произошло четвертого числа перед нонами января (2 января). [15] Точные слова, которыми был объявлен праздник, сохранились у Макробия. [16] и Авл Геллий : [17]
На девятый день римский народ будет вспоминать эти вопли .
Светоний пишет, что Август приказал два раза в год увенчивать Lares Compitales весенними летними цветами. и [18] [19]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Компитал» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ "Compita", Варрон , De lingua latina libri 25 , изд. Мюллер; Фестус, св.
- ^ Плиний , Естественная история , xxxvi.(70).204.
- ^ Jump up to: а б Римские древности , iv.14
- ^ Jump up to: а б с Циклопедия , том 1, стр. 288.
- ^ Сатурналии i.7
- ^ Асконий, Цику. в Пис. стр7, изд. Орелли
- ^ Цицерон , In Pisonem , 8. Архивировано 26 октября 2020 г. в Wayback Machine ; Аскон. ЖК
- ^ Цицерон, Epistulae ad Atticum , ii.3. Архивировано 23 октября 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Светоний , Жизнь Августа , 31; комп. Овидий , Фасти , ст. 128-148
- ^ Схолиаст о Горации , объявление сб. ii.3.261
- ↑ Эти Августали — это не то же самое, что Августали, назначенные для поклонения Августу после его смерти, согласно AW Zumpt , De Augustalibus et Seviris Augustalibus commentatio epigraphica , Berol. 1846 г.
- ^ В Писо . 4
- ^ Послание к Аттику , VII.7
- ↑ Ноны приходится на 5 января, включая этот день, если отсчитывать в обратном порядке, получается 2 января.
- ^ Сатурналии i.4.27
- ^ Ночи Аттики , х.24 [узурпировал]
- ^ Светоний Август 31.4
- ^ Дж. Берт Лотт (19 апреля 2004 г.). Окрестности Августа Рима . Издательство Кембриджского университета. стр. 224–. ISBN 978-0-521-82827-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Смит, Уильям, DCL, LL.D. «Компиталия». Словарь греческих и римских древностей . Джон Мюррей, Лондон, 1875 год.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чемберс, Эфраим , изд. (1728). «Компиталиция» . Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук (1-е изд.). Джеймс и Джон Кнаптон и др. п. 288.
- «Компитал». Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 2-е изд. 1989.