Амбурбиум
Амбурбиум | |
---|---|
![]() | |
Наблюдается | Римская республика , Римская империя |
Тип | Классическая римская религия |
Торжества | Пение гимнов ( кармина ) |
Обряды | Шествие по городу; жертвоприношение свиньи, овцы и быка |
Дата | февраль (?) |
Частота | ежегодный |
Связано с | Амбарвалия и люстрация |
Амбурбиум ambire («Городской круг», от , «обходить» + urb- , «город»; множественное число amburbia ) был древнеримским праздником очищения города; то есть люстрация (lustratio urbis) . Оно приняло форму процессии, возможно, вдоль старой Сервиевой стены , хотя обход длиной в 10 километров показался бы нецелесообразным. Если это был отдельный фестиваль, проводимый ежегодно, наиболее вероятным месяцем является февраль , но дата не указана, и ритуал мог проводиться как «кризисный обряд», когда это было необходимо. [ 1 ]
Амбурбиум трудно отличить от Амбарвалии в древних источниках, либо потому, что это был аналогичный набор ритуальных процедур, совершаемых от имени города, а не полей или сельских районов (арва) , либо потому, что оба произошли от жрецов Арвалес , «Братья полей». [ 2 ] Вопискус считает, что эти два явления тесно связаны: «город очищается, поются гимны, празднуется Амбурбиум, совершается Амбарвалия». [ 3 ] Оба праздника, по-видимому, включали в себя принесение в жертву свиньи, овцы и быка ( suovetaurilia ) . [ 4 ] Жертвенными жертвами амбурбиума ( hostiae ) были Amburbiales. [ 5 ] Согласно Сервию , для Амбарвалии хостию , способную производить felicitas («плодородие, блаженство»), трижды проводят по ритуальному кругу; церемония, говорит он, называется амбурбиумом, когда обходят город. [ 6 ] Окружение (circure) идентично очищению (lustrare) . [ 7 ]
Амбурбиум не появляется ни в одном из древних календарей , и поэтому считается, что если он проводится ежегодно, то это один из Feriae Conceptivae , передвижного праздника . Макробий , писатель-антиквар поздней античности , говорит, что полулегендарный второй царь Рима Нума добавил Януария и Фебруария в конец десятимесячного календаря Ромула и ввел в феврале люстрацию города с жертвоприношениями быть предложен Ди Манесу . Амбурбиум в этом отрывке не упоминается как таковой, но Х. Х. Скаллард подумал, что, возможно, имеется в виду именно это. Большая часть фестивальной деятельности в феврале была связана с уходом за умершими и их умилостивлением. [ 8 ] Недостаток свидетельств может указывать на то, что в имперский период Амбурбиум праздновался нерегулярно, по мере необходимости. [ 9 ] но оно было выполнено еще в 271 году нашей эры. Согласно Historia Augusta , 11 января того же года император Аврелиан приказал ознакомиться с Сивиллинскими книгами , собранием пророческих высказываний богов ( fata deorum ) , в результате чего город был очищен с помощью амбурбиума и амбарвалии. . [ 10 ]
Ритуал сравнивают со световыми жертвоприношениями, описанными в « Таблицах Игувина» , которые проводились Fratres Atiedii , «братством» священников в Игувиуме (современный Губбио ). [ 11 ] Это одна из нескольких церемоний древнеримской религии , в которой с помощью процессии отмечается священная топография. [ 12 ]
Описание Лукана
[ редактировать ]Неронианский поэт Лукан описывает ритуальный обход города, который может быть Амбурбиумом, хотя это описание также может быть вымышленной композицией. [ 13 ] В своей эпической поэме о гражданской войне Цезаря Лукан рассказывает, что, когда Юлий Цезарь вернулся из Галлии о ряде предзнаменований ( prodigia ) и двинул свои войска к городу, вспыхнула паника и было сообщено . Были вызваны специалисты по религии, в том числе этрусский пророк ( ватес ) по имени Аррунс, который предписывает последовательность ритуальных процедур, начиная с уничтожения всех « каприз природы ». [ 14 ] ( монстра ) . «Невыразимые плоды бесплодной утробы» (sterilique nefandos / ex utero fetus) следует сжигать, используя древесину «неудачных» деревьев (религиозно infelix ). Затем Аррунс приводит в движение амбурбиум, описанный в глубоко религиозных терминах :
обошли город (urbem ambiri) Он приказывает, чтобы напуганные граждане , а понтифики окружили священную границу ( pomerium ) по внешнему периметру ( fines ), одновременно очищая городские стены посредством праздничной люстрации ( festo … люстро ) . Следом следует толпа людей более низкого ранга в поясе Габина . Жрец в повязках возглавляет хор весталок ; ибо только ей позволительно смотреть на Минерву, принесенную из Трои . Затем пришли те, кто хранит речения богов ( fata deorum , то есть жреческая коллегия квиндецимвиров ) и тайные песнопения ( carmina ) и кто отзывает Кибелу после того, как она омылась в маленьком Альмо ; и ученый авгур , наблюдающий за полетом птиц слева; и септемвир, устраивающий праздничные банкеты, и братство Титиев возвышающийся , и салианский жрец, радостно несущий священный щит на плече , и фламен, в своей конической шляпе с благородным острием.
Лукан следует за процессией с принесением в жертву быка, внутренности которого открывают ужасные предзнаменования, и пророческой речью Нигидия Фигула, основанной на его астрономических наблюдениях. Неясно, был ли этот Амбурбиум кризисным обрядом, проведенным в 49 г. до н. э., или «плодом его поэтического воображения». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йорг Рюпке , «Общественность и реклама: долгосрочные изменения в религиозных фестивалях во время Римской республики», в книге «Греческие и римские фестивали: содержание, значение и практика» (Oxford University Press, 2012), стр. 308–309.
- ^ Дэниел П. Хармон, «Религия у латинских элегистов», Взлет и падение римского мира II.16.3 (1986), стр. 1949–1951.
- ^ Vopiscus , Жизнь Аврелиана 20.3 (город был обследован, песни пелись, амбурбиум праздновался, амбарвалия обещала) , как цитирует Хармон, «Религия в латинских элегистах», с. 1949 год
- ^ Статья о «римской религии» в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима (Oxford University Press, 2010), стр. 101; Х. Х. Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 82.
- ^ По словам Павла Диакона ; Рюпке, «Общественность и реклама», с. 308.
- ^ Сервий, примечания к Георгикам 1.345 и Эклогам 5.75, цитируется Хармоном, «Религия в латинских элегистах», стр. 1948 год.
- ^ Сервий, примечание к Эклоге 3.77; Хармон, «Религия у латинских элегистов», с. 1948 год.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 82, со ссылкой на Макробия , Сатурналии 1.13.3.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 82; Йорг Рюпке, Религия в республиканском Риме: рационализация и изменения (University of Pennsylvania Press, 2012), стр. 38.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 83; Р.Л. Райк, Apex Omnium: Религия в Res Gestae Аммиана (Калифорнийский университет Press, 1987), стр. 123.
- ^ Хармон, «Религия у латинских элегистов», с. 1949 год.
- ^ Хуберт Канчик, «Рим как священный пейзаж: Варрон и конец республиканской религии в Риме», в « Видимой религии: Ежегодник религиозной иконографии». Подходы к иконологии (Брилл, 1985–86), том. 4–5, стр. 255–256.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , стр. 82–83. Следующее описание принадлежит Скалларду.
- ^ В переводе Сьюзан Х. Браунд, Лукан: Гражданская война (Oxford University Press, 1992), стр. 18.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 83.