Jump to content

Римские фестивали

(Перенаправлено с «Концептуальных праздников »)

Фестивали в древнем Риме были очень важной частью римской религиозной жизни как в республиканскую , так и в имперскую эпоху и являлись одной из основных особенностей римского календаря . Feriae («праздники» в смысле «святые дни»; в единственном числе также Feriae или dies Ferialis ) были либо публичными (publicae) , либо частными ( privatae ) . Государственные праздники отмечались римским народом и получали государственное финансирование. Игры ( ludi ) , такие как Ludi Apollinares , технически не были фериями , но дни, в которые они отмечались, были dies festi , праздниками в современном смысле выходных дней. Хотя ферии оплачивались государством, люди часто финансировались богатыми людьми. Feriae privatae — праздники, отмечаемые в честь частных лиц или семей. [1] В этой статье рассматриваются только государственные праздники, включая обряды, проводимые государственными священниками Рима в храмах, а также празднования кварталов, семей и друзей, проводимые одновременно по всему Риму.

Государственные праздники были трех видов:

  • Стативы были ежегодными праздниками, которые имели фиксированную или стабильную дату в календаре.
  • Conceptivae были ежегодными праздниками, которые были передвижными праздниками (например, Пасха по христианскому календарю или День Благодарения в Северной Америке); дату объявляли магистраты или священники . ответственные за них
  • Imperativae — праздники, проводимые «по требованию» (от глагола impero, imperare — «приказывать, приказывать»), когда требовались особые торжества или искупления. [2]

Одним из наиболее важных источников римских праздников является « , » Овидия Фасти неполная поэма, описывающая и объясняющая происхождение праздников с января по июнь во времена Августа .

Соблюдение ферий

[ редактировать ]

Варрон определил ферии как «дни, установленные ради богов». [3] проводились религиозные обряды На ярмарках , а общественная деятельность была приостановлена. Даже рабам полагалось давать какой-то отдых. Цицерон конкретно говорит, что свободные люди не должны заниматься тяжбами и ссорами, а рабы должны отдыхать от своих трудов. [4] Писатели-аграрии признали, что некоторые работы на ферме все еще необходимо выполнять, и уточнили, какие именно. Некоторые сельскохозяйственные работы, не разрешенные иным образом, можно было выполнить, если заранее было совершено искупление ( piaculum ) , обычно принесение в жертву щенка. [5] В Риме фламинам и священнику, известному как Rex Sacrorum, не разрешалось даже видеть выполненную работу.

На практическом уровне те, кто «непреднамеренно» работал, могли заплатить штраф или предложить пиакулум , обычно свинью. По мнению некоторых экспертов по религиозному праву, работа, считавшаяся жизненно важной либо для богов, либо для сохранения человеческой жизни, была простительна. Хотя римляне были обязаны не работать, от них не требовалось совершать никаких религиозных действий, если они не были священниками или не выполняли семейные обряды ( sacra gentilicia ) . [6]

Список фестивалей по месяцам

[ редактировать ]

Ниже приводится помесячный список римских фестивалей и игр, которые имели постоянное место в календаре. Для некоторых указывается дата их первого создания. Праздник божества часто отмечал годовщину ( dies natalis , «день рождения») основания храма или его повторное освящение после капитального ремонта. Фестивали, не названные в честь божеств, считаются одними из старейших в календаре. [7]

Некоторые религиозные обряды проводились ежемесячно. Первым днем ​​месяца были календы (или календы, от которых происходит английское слово «календарь»). Каждая календа была посвящена Юноне , а Regia Sacrorum («Королева обрядов», публичная жрица) отмечала этот день, председательствуя на жертвоприношении богине. Первоначально понтифик и Rex Sacrorum сообщили о появлении новолуния , а понтифик объявил, произошло ли ноны 5 или 7 числа того же месяца. На «Ноне» были сделаны объявления о событиях, которые состоятся в этом месяце; за исключением Поплифугии , до Нонов не проводилось никаких крупных фестивалей, хотя могли проводиться и другие церемонии, такие как годовщины посвящения храмов. Иды посвящены (обычно 13-е, а в некоторые месяцы 15-е) были Юпитеру . вели белого ягненка В каждую Иду по Священной дороге в Капитолий для принесения в жертву Юпитеру.

Список также включает другие известные публичные религиозные мероприятия, такие как жертвоприношения и шествия, которые наблюдались ежегодно, но не являются ни Feriae , ни dies natales. Если не указано иное, календарь соответствует календарю Его Святейшества Скалларда « Фестивали и церемонии Римской республики» .

В архаичном римском календаре февраль был последним месяцем года. Название происходит от слова фебруа , «средство очищения, искупительная жертва». Это ознаменовало собой поворот сезона: 5 февраля стал официальным первым днем ​​весны, ознаменовав возобновление сельскохозяйственной деятельности после зимы. [10]

В старом римском календаре (возможно, вплоть до 153 г. до н.э.) mensis Martius («Месяц Марса») был первым месяцем года. Это один из немногих месяцев, названных в честь бога Марса , чьи фестивали доминируют в этом месяце.

Фрагментарный Fasti Praenestini за апрель, показывающий Виналию (VIN) и Робигалию (ROB).

Главным концептуальным праздником апреля стал Латинский фестиваль .

этого Концептуальной ярмаркой месяца была Амбарвалия .

  • 1 (Календы): Игры Флоры продолжаются; жертвоприношение Майе ; годовщина Храма Бона Деа на Авентине; обряды для Lares Praestites , опекунов города Рима
  • 3: в имперский период последний праздник Флоры или годовщина одного из ее храмов.
  • 9, 11, 13: Лемурия , праздник мёртвых с общественными и домашними обрядами, возможно, с жертвоприношением Мании 11-го числа.
  • 14: годовщина Храма Марса Непокоренного (Марс Непокоренный); вторая процессия Аргеев [11]
  • 15 (Иды): Меркуралии , в честь Меркурия ; Праздник Юпитера
  • 21: одна из четырех Агоналий , возможно, третий фестиваль Ведиовиса.
  • 23: второй Tubilustrium ; Праздники Вулкана
  • 24: QRCF , после Tubilustrium, как и в марте.
  • 25: годовщина Храма Фортуны Примигении.

Скаллард назначает Таврические игры 25–26 июня. [12] но другие ученые сомневаются, что эти игры имели фиксированную дату или повторялись регулярно. [13]

До переименования в честь Юлия Цезаря этот месяц назывался Quinctilis или Quintilis , первоначально это был пятый месяц (квинт-), когда год начинался в марте. С этого момента месяцы в календаре имели числовые обозначения.

  • 1 (Календы): едва засвидетельствованная годовщина храма Юноны Фелиситас.
  • 5: Поплифугия
  • 6–13: Люди Аполлинарес , игры в честь Аполлона , впервые проведенные в 212 г. до н. э. как однодневное мероприятие (13 июля) и учрежденные как ежегодные в 208 г. до н. э.
  • 6: годовщина храма Фортуны Мулиебрис.
  • 7 (Нет): Девятая Капротина ; Фестиваль служанок; [15] жертвоприношение Консусу неустановленными публичными священниками (sacerdotes publici) ; также небольшой фестиваль в честь двух Палеев
  • 8: Голгофа
  • 14–19: серия рынков или ярмарок ( mercatus ) после Ludi Apollinares; не религиозные праздники
  • 15 (Иды): Transvectio equitum , кавалерийское шествие.
  • 17: годовщина Храма Хоноса и Виртуса; жертва во имя Победы
  • 18: dies ater («черный день», что означает день дурного предзнаменования), отмечающий поражение римлян от галлов в битве при Аллии в 390 г. до н.э., что привело к разграблению Рима галлами.
  • 19, 21: Лукария
  • 20–30: «Игры Победоносного Цезаря», проводимые ежегодно с 45 г. до н. э. [16]
  • 22: годовщина Храма Согласия у подножия Капитолия.
  • 23: Нептуналия в честь Нептуна.
  • 25: Фурриналия , государственный праздник в честь Фуррины.
  • 30: годовщина Храма Фортуны сего дня

До переименования в честь Августа Цезаря этот месяц назывался Секстилис, первоначально это был шестой месяц (секс-), когда год начинался в марте.

  • 1 (Календы): церемонии Юпитера Тонанса («Громовержца») на Капитолии и Юноны Регины на Авентине.
  • 5: годовщина одного из храмов Юпитера Статора.
  • 5–19, Люди Романи или Люди Магни, «старейшие и самые известные» из людей. [17]
  • 13 (Иды): годовщина Храма Юпитера Оптимуса Максимуса; или пир Юпитера ; эпулум Капитолийской триады
  • 14: Equorum пробацио («Одобрение лошадей»), кавалерийский парад имперского периода.
  • 20–23: дни, отведенные для рынков и ярмарок ( mercatus ), сразу после Ludi Romani.
  • 23: годовщина повторного освящения храма Аполлона на Марсовом поле; Латона также была удостоена чести
  • 26: Годовщина храма Венеры Прародительницы, обещанного Юлием Цезарем.

Концептуальные праздники

[ редактировать ]
Редкое изображение римских мужчин, одетых в тогу претекста и участвующих в том, что, вероятно, является Compitalia.

Следующие «переносные праздники» перечислены примерно в хронологическом порядке.

  • Компиталия , проходившая где-то между 17 декабря (Сатурналии) и 5 ​​января; в более поздней Империи они регулярно проводились 3–5 января, но Макробий (V век н.э.) всё равно относил их к категории Conceptivae . [20]
  • Sementivae , праздник посева в честь Теллуса и Цереры, установленный 24–26 января Овидием, который считает эти ферии тем же, что и Паганалии; Варрон может указать, что это были отдельные праздники. [21]
  • Форнакалия , фестиваль выпечки в середине февраля, отмечаемый куриями , 30 архаичными подразделениями римского народа; дата была объявлена ​​Curio maximus и установлена ​​для каждой курии индивидуально, с общей Форнакалией 17 февраля для тех, кто пропустил свою собственную или не был уверен, к какой курии они принадлежат.
  • Амбурбиум , церемония очищения города (городов) в целом, возможно, проводившаяся где-то в феврале.
  • Feriae Latinae (Латинский фестиваль), главная и очень старая концепция апреля.
  • Амбарвалия , очищение полей в мае.

Розалия Feriae или «Фестиваль роз» также не имел фиксированной даты, но технически не был одним из Conceptivae , дата которого объявлялась общественными священниками на основе архаичной практики.

Обязательные праздники

[ редактировать ]

Фестивали также проводились в Древнем Риме в ответ на определенные события или с определенной целью, например, чтобы умилостивить или выразить благодарность богам. Например, Ливий сообщает, что после разрушения римлянами Альбы-Лонги в 7 веке до нашей эры и переселения альбанского населения в Рим, сообщалось, что на Монс-Альбанус пролился дождь из камней . Римская депутация была отправлена ​​для расследования этого сообщения, и стал свидетелем нового ливня камней. Римляне восприняли это как знак недовольства албанских богов, поклонение которым было прекращено после эвакуации Альба-Лонги. Далее Ливий сообщает, что римляне учредили публичный девятидневный праздник по наущению либо «небесного голоса», услышанного на Монс Альбанус, либо гаруспиков . Ливий также говорит, что в Риме вошла давняя практика: всякий раз, когда сообщалось о каменном дожде, в ответ объявлялся девятидневный фестиваль. [22]

Еще один нерегулярный праздник — Светские игры . В течение нескольких дней государство устраивало жертвоприношения, устраивало развлечения и игры, стремясь стать величайшим зрелищем, которое когда-либо видел кто-либо из живущих. Эти игры планировалось проводить каждые 100 лет, чтобы они проводились только один раз в жизни человека. В какой-то момент одновременно проводились два цикла Светских игр, в результате чего появились люди, которые фактически стали свидетелями этого дважды в своей жизни.

Существительное mercatus (множественное число mercatūs ) означает «торговля» или «рынок» в целом, но оно также относится к ярмаркам или рынкам, проводимым сразу после определенных ludi . Цицерон сказал [23] что Нума Помпилиус , полулегендарный второй царь Рима , учредил меркатус в связи с религиозными праздниками для облегчения торговли, поскольку народ уже собирался в большом количестве. В ранние времена эти меркатусы , возможно, играли роль в оптовой торговле, но по мере того, как торговля в Риме становилась более сложной, к концу республики они, похоже, превратились в розничные ярмарки, специализирующиеся на праздничном рынке. Сигиллариа , прикрепленная к Сатурналиям , возможно, была меркатом в этом смысле . Выживание в фасти [24] запись Mercatus Apollinare , 14–19 июля; Римский рынок , 20–23 сентября; и Mercatus Plebeii , 18–20 ноября. Возможно, существовали и другие. Английское слово «fair» происходит от латинского слова «feria» . [25]

«Римские каникулы» как тропа

[ редактировать ]

К началу девятнадцатого века и особенно в ответ на кровавую бойню последних лет Французской революции термин «римские каникулы» приобрел зловещие аспекты, подразумевая событие, которое вызывает удовольствие или прибыль за счет или происходит от страдания других, как в этом отрывке об умирающем гладиаторе из « Паломничества Чайльд-Гарольда» лорда Байрона :

Там играли его молодые варвары,
Там была их мать-дакийка — он их отец,
Зарезали, чтобы устроить римские каникулы». [26]

Более благосклонно эта фраза была использована в качестве названия романтического фильма « Римские каникулы» , действие которого происходит в Риме .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 38–39.
  2. ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики, с. 39.
  3. ^ Варрон, De lingua latina 6.12 (days deorum causa instituti , цитируется Скаллардом, стр. 39, отмечая также фразу dis dedicati , «посвященный богам», в Macrobius , Saturnalia 1.16.2.
  4. ^ Цицерон, De legibus 2.29, цитируется Скаллардом, стр. 39.
  5. ^ Катон Старший , De agricultura 138; Колумелла 2.21.2; Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики, с. 39.
  6. ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики, стр. 39–40.
  7. ^ Хендрик Вагенворт , «Начало Цереры», в исследованиях римской литературы, культуры и религии (Brill, 1956), стр. 163–164.
  8. ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , стр. 52–58.
  9. ^ Записано только в Fasti Antiates .
  10. ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики, стр. 70–71.
  11. ^ Альтернативно датировано 15 мая.
  12. ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 156.
  13. ^ Джон Х. Хамфри, Римские цирки: арены для гонок на колесницах (Калифорнийский университет Press, 1986), стр. 543; Роберт Цуркан, Боги Древнего Рима (издательство Эдинбургского университета, 2000), стр. 82.
  14. ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 155.
  15. Записано только Полемием Сильвием .
  16. ^ Суми, Джеффри С. (1 августа 1997 г.). «Обзор: Комета 44 г. до н. э. и погребальные игры Цезаря» . Классический обзор Брин Мора .
  17. ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 183.
  18. ^ Мэтью Бансон, Словарь Римской империи (Oxford University Press, 1995), стр. 246–247; Ролан Оге, Жестокость и цивилизация: Римские игры (Routledge, 1972, 1994), стр. 212–213.
  19. ^ Джон Шейд , «Чтить принцепса и почитать богов: общественный культ, соседские культы и императорский культ в Августовском Риме», перевод Джонатана Эдмондсона , в Augustus (Edinburgh University Press, 2009), стр. 288–290.
  20. ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 58.
  21. ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 68.
  22. ^ Ливий , Из основанного города , 1:31
  23. ^ Цицерон , Республика 2.27.
  24. ^ Fasti Antiates Ministryorum , Fasti Fratrum Arvalii и «так называемые» Fasti Maffeani = Inscriptiones Italiae XIII.2.377
  25. ^ Клэр Холлеран, Шопинг в Древнем Риме: розничная торговля в поздней республике и принципате (Oxford University Press, 2012), стр. 189–190, 193.
  26. ^ «Жестокость». Оксфордский словарь фраз, высказываний и цитат, 2-е издание. Сьюзан Рэтклифф, изд. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2002, 109–110.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Качор, Идалиана (2018). «Характеристика римских женских божеств». В: Studia Ceranea: Журнал Исследовательского центра истории и культуры Средиземноморья и Юго-Восточной Европы Вальдемара Серана 8 (декабрь): 23–41. https://doi.org/10.18778/2084-140X.08.02 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ff27327535a2bf79489bbda50ffab72__1715005500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/72/5ff27327535a2bf79489bbda50ffab72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman festivals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)