Кардеа
Кардеа или Карда была древнеримской богиней петель (лат. cardo, cardinis ), римские двери подвешивались на шарнирных петлях . Поэт Августа Овидий отождествляет ее с другой архаичной богиней по имени Карна , праздник которой отмечался в июньские календы и которой он дает альтернативное имя Кране или Кранея , нимфа . Смешение богинь Овидием, вероятно, было его поэтическим изобретением. [1] [2] но также было высказано предположение, что Карна была сокращенной формой Кардина , [3] и, по крайней мере, Овидий заметил, что их традиции совпадают. [4]
Кардеа и дверные проемы
[ редактировать ]В христианской полемике Кардея отцов церкви ассоциируется с двумя неизвестными божествами, которые контролируют дверные проемы: Форкулус , от fores , «дверь», во множественном числе по форме, потому что двойные двери были обычным явлением в общественных зданиях и элитных домах ( domūs ); и Limentinus , от Limen, liminis , «порог» (сравните с английским « лиминальный »). [6] Св. Августин высмеивает кажущуюся тривиальность этих «маленьких богов» в одной из своих «нападок на множество богов». [7] отмечая, что, хотя для человеческого хозяйства достаточно одного привратника, римским богам требуется три: «очевидно, Форкулус не может одновременно следить за петлями и порогом». Современные ученые отмечают, что этот конкретный набор божеств принадлежит к ритуалам выделения священного пространства и установления границ, религиозному развитию, предположительно произошедшему во время перехода от скотоводства к аграрному обществу . Среди римских божеств этого типа Терминус был самым значительным. [8]
Стефан Вайншток предположил, что эти три дверных божества имели место в космологии как Ianitores terrestres , «привратники земли», охраняющие проход в земную сферу. В схеме, представленной Марсианом Капеллой , Ianitores terrestres помещены в область 16 среди божеств низших рангов, тогда как Янус , божественный привратник по преимуществу , [9] помещен в область 1. Это расположение может представлять ianuae coeli , две двери небес, отождествляемые с солнцестояниями . [10] Исидор Севильский говорит, что есть два ianuae coeli , один восходящий (то есть на Востоке) и один заходящий (на Западе): «Солнце выходит из одних ворот, через другие оно удаляется». [11]
За определением Исидора сразу же следует объяснение сторон света (множественное число от cardo ), поворотов оси с севера на юг, вокруг которой вращается сфера мира. Они аналогичны верхним и нижним шарнирным петлям римской двери. [12]
Помимо значения «дверная петля», кардо также было фундаментальным понятием в римской геодезии и городском планировании. Кардо процедуры , была главной улицей города с севера на юг, при обследовании которой проводились аугурационные выравнивающие земное и небесное пространство. Кардо cardo также использовалось в планировке походного лагеря римской армии , ворота которого были выровнены по сторонам света (слово, происходящее от латинского /cardinis ) в той степени, в которой это позволяла местность. [13]
Карна и бобовые календы
[ редактировать ]Макробиус [14] (V век) говорит, что имя Карна произошло от caro, carnis , «плоть, мясо, пища» (сравните английское « плотское » и « плотоядное »), и что она была хранительницей сердца и жизненно важных частей тела. человеческое тело. Способность предотвращать вампирические приступы , которую Овидий приписывает объединенному Кардеа-Карна, вероятно, принадлежала Карне, в то время как амулеты, закрепленные на дверных косяках, по праву принадлежат Кардее. [15]
Праздник Карны был отмечен как нефаст в календаре ; то есть это был государственный праздник, когда ни собрание, ни суд не могли собраться. Пюре из фасоли и сала – блюдо, которое можно сравнить с пережаренными бобами или хоппинджоном. [16] – предлагались ей как res divinae , и поэтому этот день был известен как Kalendae fabariae , Бобовые календы, поскольку в это время созревал урожай бобов. В Древней Греции и Риме фасоль обладала многими магическими и религиозными свойствами, помимо ее важности как пищевой культуры. [17]
Уильям Уорд Фаулер считал Карну архаичной богиней, чей культ не был возрожден религиозными нововведениями или реформами и, таким образом, к концу республики канул в безвестность . [18] Огюст Буше-Леклерк считал Карну богиней здоровья. [19] На ее неуловимую природу указывают сильно расходящиеся научные предположения, которые она подсказала: « считала ее хтоническим божеством Виссова , богиней Петтаццони - лунной - богиней бобов , Латте - покровительницей пищеварения , а Дюмезиль ». [20]
Овидия В посте
[ редактировать ]Похищение Кранаи
[ редактировать ]В «Фасти » Овидия нимфа Краная изнасилована Янусом, богом, которого поэт иначе изображает как добродушного и мудрого. [21] Как поэтическое произведение искусства, Фасти представляет собой уникальное произведение, сочетающее в себе подлинный фольклор, антикварные знания и художественную разработку. Это было истолковано как вызов Овидия преобладающей ортодоксальности религиозных реформ Августа, которые часто были нововведениями имперской пропаганды под прикрытием архаического возрождения. [22]
Овидий начинает с того, что отмечает, что первый день месяца посвящен Карне. Затем он идентифицирует ее как богиню петель, которая в других местах известна как Кардея, имя, которое Овидий не использует: «Посредством своего божественного присутствия ( нумен ) она открывает вещи, которые были закрыты, и закрывает вещи, которые были открыты. ." Источник ее сил ( vires ) со временем помутился ( aevum ), но он обещает, что его стихотворение ( carmen ) прояснит дело (6.101–104).
Местом действия является священная роща ( lucus ) неизвестного бога Алерна (которого считали отцом Кардеи), для которого, как утверждает Овидий, государственные жрецы до сих пор проводят сакры , священные обряды. Там родилась нимфа, названная тогда Краной. Она была охотницей, которую часто принимали за «сестру Феба », то есть Диану , за исключением того, что она использовала охотничьи дротики и сети, а не лук и стрелы. Когда ее многочисленные потенциальные любовники пытались соблазнить ее, она возражала, заявляя об отсутствии приватности, и играла с каждым один и тот же трюк: «Проведите путь к уединенной пещере, а я последую за ней». Пока доверчивый юноша шел вперед, Краная сдерживалась, пока не скрылась в кустах (6.105–118).
Янус тоже был охвачен желанием нимфы. На его ласковые разговоры ( verbis mollibus ) она ответила той же уловкой; однако, как указывает Овидий в характерный момент столкновения комедии и жестокости, два лица Януса позволяют ему видеть, что происходит позади, и Краная не смогла ускользнуть от него. Она была бессильна ( nil agis , «ты ничего не можешь сделать», дважды повторяет поэт); бог «занимает ее своими объятиями» и, одолев ее для достижения своей цели, рассматривает встречу как договорную: «В обмен на наше общение ( pro concubitu ) право ( ius ) шарнира будет твоим; возьми это в качестве платы за девственность, которую ты отдал на хранение» (6.119–128).
В залог он дает ей терн , или боярышник, обладающий силой отталкивать вредоносное воздействие от входов в дома (6.129–130). Это «шарнир» или поворотный момент трансформации безымянной Кардеи из девы-нимфы дикой природы в богиню, которая охраняет порог или границы ( лимина ) семейной жизни. [23] История об изнасиловании Кранаи, хотя и рассказана скорее римскими, чем греческими персонажами , не была бы неуместна в «Метаморфозах» Овидия : героиня не превращается в дерево, но ее трансформация заключена в символе тернового дерева. [24]
Карна и страйги
[ редактировать ]Действие tristes терна объясняет, почему, по словам Овидия, его ветвь или веточка используются для отражения ... noxas , «губительного вреда», от дверных проемов ( fores ). Это необходимо, говорит он, потому что есть жадные крылатые существа, готовые прилететь и высосать кровь у спящих младенцев, настолько маленьких, что они все еще питаются только грудным молоком. [25] Овидий описывает этих существ (6.131–142) как имеющих большую голову, выпуклые глаза и клювы, пригодные для того, чтобы хватать и уносить; крылья у них белые, а когти подобны крючкам. Им дано название striges , единственное число strix , слово, обозначающее сову как птицу злого предзнаменования и предположительно происходящее от глагола strideo, stridere , «визжать». При этом Овидий говорит, что это крылатые существа, которые мучили брошенного Финея , украв еду с его стола, – то есть Гарпии . Они представляют собой «сбивающую с толку композицию», напоминающую изображения на некоторых табличках с проклятиями , на одной из которых изображена «пирующая сердце Геката », что соответствует описанию Овидия. [26] [27] Сам поэт подчеркивает, что трудно сказать, каковы они на самом деле, родились ли они птицами или были преобразованы заклинанием ( кармен , слово Овидий только что использовал для описания своего рассказа). Затем он называет кармен « старухи марсианским » пением ( neniaque… Marsa…anūs ) .
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Ньюлендс, Кэрол Э. (1995), Игра со временем: Овидий и Фасти , Cornell University Press, стр. 14
- ^ Фаулер, Уильям Вард (1908), Римские фестивали периода республики , Лондон, стр. 131.
- ^ Томас Кейтли, Фасти Овидия (Лондон, 1848, 2-е издание), стр. 210.
- ^ Макдонаф (1997) , «Карна, Прока и Стрикс в июньских календах», Труды Американской филологической ассоциации 127, стр. 330.
- ^ Мелисса Барден Даулинг, «Время возрождения: трансформация римского времени», во « Времени и неопределенности» (Brill, 2004), стр. 184.
- ^ Августин Гиппопотамский , О городе Божием 4.8; Тертуллиан , «О военной короне» 13 и «О идолопоклонстве» 15; Киприан , О суете идолов 4.
- ^ Калос, Майджастина . Дебаты и диалог: христианская и языческая культуры c. 360–430 (Эшгейт, 2007), с. 139.
- ^ Роджер Д. Вудард, Индоевропейское сакральное пространство: ведический и римский культ (University of Illinois Press, 2006), стр. 246–247.
- ^ Макдонаф (1997) , с. 333.
- ^ Стефан Вайншток, «Марсиан Капелла и космическая система этрусков», Журнал римских исследований 36 (1946), стр. 106. См. также Рене Генон, «Фундаментальные символы» (Кембридж: Quinta Essentia, 1995), глава 37, «Врата солнцестояния».
- ^ Исидор Севильский , Etymologiae 13.1.7: Две двери рая: восток и запад. Ибо солнце выходит через одни ворота и принимает себя через другие .
- ^ См. рисунки римских дверных петель в Словаре классической литературы и древностей Харпера , том. 1, с. 279
- ^ Алан Ричардсон, в серии статей в Оксфордском журнале археологии : «Численная основа римских лагерей», 19.4 (2000) 425–437; «Боевой порядок в римской армии: данные походных лагерей», 20.2 (2001) 171–185; «Ориентация римских лагерей и фортов», Оксфордский журнал археологии 24.4 (2005) 415–426.
- ^ Макробий , Сатурналии 1.12.
- ^ Фаулер, Фестивали , стр. 131–132.
- ^ Макдонаф (1997) , с. 315.
- ^ Макдонаф (1997), стр. 328–329, 339–341.
- ^ Фаулер, Фестивали , с. 130.
- ^ Огюст Буше-Леклерк , История гадания в древности (Жером Миллон, 2003, первоначально опубликовано в 1879–82), стр. 741.
- ^ Макдонаф (1997) , с. 316.
- ^ Овидий, Фасти 6.110ff. Райли, Томас Х. (1851) тр., Фасти , с. 214ff
- ^ Ньюлендс, Игра со временем , стр. 126, 144 и др .
- ^ Макдонаф (1997) , с. 310.
- ^ Томас Хабинек, Мир римской песни: от ритуальной речи к социальному порядку (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2005), стр. 17–19.
- ↑ О других демонах и существах, ворующих детей и охотящихся на младенцев, в фольклоре Средиземноморья или Ближнего Востока см. Lilith , Lamashtu , Gello и Abyzou . См. также Кристофер А. Фараоне , «Подрезчик, Дровосек и греческие имена демонов, оканчивающиеся на -томос (Hom. Hymn to Dem. 228–9)», American Journal of Philology 122.1 (2001) 1–10, на « «Демон дровосека», который может вызвать боль в деснах у младенцев, у которых режутся зубы.
- ^ Макдонаф (1997) , стр. 324–326.
- ^ Рисунок см. Джон Г. Гейгер, Таблички с проклятиями и связывающие заклинания из древнего мира (Oxford University Press, 1992), стр. 181 онлайн (также на обложке).
- Библиография