Более правильно
Секст Проперций — латинский элегический поэт эпохи Августа. Он родился около 50–45 г. до н. э. в Ассизиуме (ныне Ассизи ) и умер вскоре после 15 г. до н. э. [1]
Сохранившаяся работа Проперция включает четыре книги Элегий ( Elegiae ). Он был другом поэтов Галла и Вергилия и вместе с ними имел своим покровителем Мецената , а через Мецената — императора Августа . Хотя Проперций в свое время не был так известен, как другие латинские элегисты, [2] сегодня ученые считают его крупным поэтом. [3] [4]
Жизнь
[ редактировать ]О Проперции известно очень мало информации, кроме его собственных сочинений. Его преномен «Секст» упоминается Элием Донатом . [5] в нескольких рукописях он указан как «Секст Проперций», но остальная часть его имени неизвестна. Из многочисленных упоминаний в его стихах [6] ясно, что он родился и вырос в Умбрии, в зажиточной семье в Азизиуме ( Ассизи ) или недалеко от него. [7] Местом его рождения обычно считается современный Ассизи , где туристы могут увидеть раскопанные остатки дома, предположительно принадлежавшего, по крайней мере, семье поэта, если не самому поэту. [8]
В детстве Проперция умер его отец, и семья потеряла землю в результате конфискации . [9] вероятно, тот же самый, который уменьшил Октавиан поместья Вергилия, когда раздал земли своим ветеранам в 41 г. до н.э. Наряду с загадочными отсылками к Овидию [10] это подразумевает, что он был моложе своего современника Тибулла , что предполагает дату рождения после 55 г. до н.э.
После смерти отца мать Проперция направила его на общественную карьеру. [11] указывает на то, что его семья все еще имела некоторое богатство, а обилие малоизвестной мифологии, присутствующей в его стихах, указывает на то, что он получил хорошее образование. Частое упоминание о друзьях, подобных Туллу, [12] племянник Луция Волкация Тулла в Риме. , консула в 33 г. до н.э., плюс тот факт, что он жил на Эсквилинском холме [13] указывают на то, что он жил среди детей богатых людей, имеющих политические связи, в начале 20-х годов до нашей эры.
Проперций опубликовал первую книгу любовных элегий около 30 г. до н.э., главной темой которой был персонаж Синтия; [14] Полная преданность книге дала ей естественное название «Синтия Монобиблос» . «Монобиблос », должно быть, привлек внимание Мецената , покровителя искусств, который принял Проперция в свой круг придворных поэтов. Примерно год спустя была опубликована вторая, более крупная книга элегий, в которую вошли стихи, адресованные непосредственно его покровителю, и (как и ожидалось) восхваления Августа. Ученый-классик XIX века Карл Лахманн утверждал, основываясь на необычно большом количестве стихов в этой книге и упоминании Проперцием о tres libelli : [15] что единственная Книга II на самом деле включает в себя две отдельные книги стихов, объединенные в рукописной традиции, и эта идея подтверждается состоянием рукописной традиции «Книги II». Редактор «Проперция» Пауль Федели принимает эту гипотезу, как и Г.П. Гулд, редактор издания «Лёб».
Публикация третьей книги произошла где-то после 23 г. до н.э. [16] Его содержание показывает, что поэт начинает выходить за рамки простых любовных тем, поскольку в некоторых стихотворениях (например, III.5) Амор используется просто как отправная точка для других тем. Книга IV, опубликованная где-то после 16 г. до н. э., отражает амбициозные планы поэта и включает в себя несколько этиологических стихотворений, объясняющих происхождение различных римских обрядов и достопримечательностей.
Книга IV, последняя из написанных Проперцием, содержит лишь половину стихов, чем Книга I. Учитывая изменение направления, очевидное в его поэзии, ученые предполагают, что только его смерть вскоре после публикации помешала ему дальнейшим исследованиям; на самом деле сборник мог быть опубликован посмертно. Элегия Овидия, датированная 2 г. до н. э., ясно дает понять, что Проперций к этому времени уже был мертв.
Поэзия
[ редактировать ]Слава Проперция основана на его четырех книгах элегий, в общей сложности около 92 стихотворений (точное количество неизвестно, поскольку за прошедшие годы ученые разделили и перегруппировали стихи, что вызвало сомнения относительно точного количества). Все его стихи написаны с использованием элегического двустишия , формы, которая была популярна среди римского общества в конце I века до нашей эры.
Как и в работах почти всех элегистов, в творчестве Проперция доминирует фигура одного женского персонажа, которого он называет на протяжении всей своей поэзии именем Синтия. Ее имя упоминается более чем в половине элегий первой книги и косвенно появляется в нескольких других, прямо с первого слова первого стихотворения «Монобиблоса » :
Синтия впервые поймала меня своими бедными глазами, | Синтия сначала пленила меня несчастным взглядом, |
—(I.1.1-2) |
Тогда как Апулей [17] идентифицирует ее как женщину по имени Гостия , и Проперций предполагает [18] она является потомком римского поэта Гостия , современные исследования показывают, что создание «Синтии» является частью литературной традиции римской любовной элегии; scripta puella , выдуманная «написанная девушка». [19] Проперций часто хвалил ее как docta puella «ученая девушка». [20] и характеризует ее как писательницу стихов, такую как Сульпиция . [21] Это литературное дело сильно колеблется между эмоциональными крайностями, и как любовница она явно доминирует в жизни голоса поэта, по крайней мере, благодаря публикации третьей книги:
твоя любовь все похоронила, а за тобой не женщина | Твоя любовь похоронила всех остальных, и после тебя не осталось ни одной женщины. |
—(III.15.11-2) |
Трудно точно датировать многие стихотворения Проперция, но они отражают те декларации, страсти, ревность, ссоры и причитания, которые были обычными темами среди латинских элегистов. Последние два стихотворения в книге III, кажется, указывают на окончательный разрыв с характером Синтии ( versibus insignem te pudet esse meis — «Жалко, что мои стихи прославили тебя» [22] ). В этой последней книге Синтия является героем только двух стихотворений, которые лучше всего рассматривать как постскриптум. Биполярная сложность отношений наглядно продемонстрирована в остром, хотя и забавном стихотворении из последней книги. Призрак Синтии обращается к Проперцию из-за могилы с критикой (помимо прочего), что ее похороны были недостаточно пышными, однако тоска поэта остается в последней строке inter complexus excidit umbra meos. - «Ее тень тогда ускользнула из моих объятий». [23]
Книга IV убедительно указывает на то, что Проперций планировал новое направление своей поэзии. В книгу вошли несколько этиологических стихотворений, которые, рассматривая мифологическое происхождение Рима и его достопримечательности, также можно рассматривать как критические — даже слегка подрывные — в отношении Августа и его планов для нового Рима. Эта позиция в настоящее время является предметом дискуссий среди современных классиков. [24] Последнее стихотворение [25] – трогательное обращение недавно умершей Корнелии, утешающей своего мужа Луция Эмилия Лепида Павла и их троих детей. Хотя стихотворение (учитывая связь Корнелии с семьей Августа), скорее всего, было создано по императорскому заказу, его достоинство, благородство и пафос побудили критиков назвать его «королевой элегий», и его обычно считают лучшим в сборнике. .
Стиль Проперция отмечен, казалось бы, резкими переходами (в манере латинской неотерической поэзии) и высокими и образными аллюзиями, часто к более темным отрывкам греческих и римских мифов и легенд. Его своеобразное использование языка вместе с искаженным состоянием текста сделали его элегии сложной задачей для редактирования; Среди наиболее известных имен, критиковавших и вносивших поправки в текст, были классик Джон Персиваль Постгейт и английский классик и поэт А. Е. Хаусман .
Текстовые проблемы
[ редактировать ]В сохранившемся тексте содержится множество синтаксических, организационных и логических проблем. Некоторые из этих проблем, несомненно, усугубляются смелым, а иногда и нетрадиционным использованием Проперцием латыни. Другие побудили ученых изменить, а иногда и перестроить текст, сохранившийся в рукописях.
Всего сохранилось 146 рукописей Проперция, самая старая из которых датируется XII веком. Однако некоторые стихотворения в этих рукописях кажутся разрозненными, например, I.8, который начинается с призыва к Синтии отказаться от запланированного морского путешествия, а затем заканчивается внезапной радостью из-за того, что путешествие было отменено. Поэтому большинство ученых разделили это стихотворение на I.8a (состоящее из первых 26 строк) и I.8b (строки 27–46). Более сложные организационные проблемы представлены такими стихотворениями, как II.26, запутанным произведением, в котором Проперций сначала (1) мечтает о кораблекрушении Цинтии, а затем (2) восхваляет верность Цинтии. После этого он (3) заявляет, что она планирует отплыть, и он придет с ней, (4) перемещается к паре вместе на берегу, а затем (5) быстро возвращает их на борт корабля, готовые противостоять потенциальным опасностям. моря. Кажется, что изображения противоречат логически и хронологически, что побудило разных комментаторов переставлять строки или допускать некоторые пробелы в тексте.
Более современные критики [26] указали, что все предложенные перестановки предполагают, что оригинальная поэзия Проперция строго придерживалась классических литературных принципов, установленных Аристотелем , и поэтому кажущаяся путаница является результатом искажений рукописи. Другая возможность состоит в том, что Проперций намеренно представлял разрозненные образы в нарушение таких принципов, как « Классические единства» , теория, которая приводит доводы в пользу различных объединяющих структур в элегиях Проперция. Эта интерпретация также подразумевает, что стиль Проперция представлял собой мягкую реакцию на ортодоксальность классической теории литературы. Однако, хотя эти теории могут иметь некоторое отношение к вопросам преемственности в трех других сохранившихся книгах Проперция, современная филологическая наука склоняется к единому мнению, что дошедший до нас текст «Вторая книга» фактически представляет собой слитые остатки того, что первоначально было двумя книгами Проперция. стихи. Недавние редакторы «Проперция», особенно Пауло Федели (Teubner 1984); сравните редакцию текста Леба Г.П. Гулда 1990 года - отразите эти выводы в своих текстах для «Второй книги», которые показывают ее как объединение двух книг (второй и третьей из первоначальных пяти), с некоторыми утраченными отрывками, частями стихотворений и целых стихотворений вместе взятых, а также возможно перетасовывание фрагментов. Этот случай хорошо подтверждается самими текстами и соответствует свидетельствам об оригинальной публикации Проперцием своего труда: сначала «Монобиблоса» (нашей «Книги I»), затем сборника из трех книг (нашей «Книги II» и Книги III — — трехкнижный элегический формат, подражанный «Любовным романам» Овидия) и, наконец, наша Четвертая книга, весьма вероятно, посмертно.
Влияние
[ редактировать ]Сам Проперций говорит, что в свое время он был популярен и даже скандален. [27] Гораций , однако, говорит, что ему пришлось бы «много вытерпеть» и «заткнуть уши», если бы ему пришлось слушать « Калимаха ... чтобы доставить удовольствие чувствительной группе поэтов»; [28] Постгейт и другие видят в этом завуалированную атаку на Проперция, который считал себя римским наследником Каллимаха. [29] Это суждение, по-видимому, поддерживает и Квинтилиан , который ставит выше элегии Тибулла и, признавая, что другие предпочитали Проперция, [30] сам несколько пренебрежительно относится к поэту. Однако о популярности Проперция свидетельствует наличие его стихов в граффити, сохранившихся в Помпеях ; в то время как Овидий , например, неоднократно обращался к нему в поэтических темах, [31] больше, чем на Тибулле. [32]
Проперций впал в безвестность в средние века, хотя 12C вызвал его и Цинтию на любовную сессию . [33] но был заново открыт во время итальянского Возрождения вместе с другими элегистами. Любовные сонеты Петрарки , безусловно, показывают влияние его творчества, а Эней Сильвий (будущий Папа Пий II) назвал сборник своих юношеских элегий «Цинтия». Есть также набор «Пропертианских элегий», приписываемый английскому писателю Бену Джонсону , хотя их авторство оспаривается. Иоганна Вольфганга фон Гете Сборник «Элегий» 1795 года также демонстрирует некоторое знакомство с поэзией Проперция.
Проперций — лирический герой стихотворения Иосифа Бродского «Anno Domini» (1968), первоначально написанного на русском языке. Его отношения с Синтией также рассматриваются в стихотворении Роберта Лоуэлла «Призрак. После Секста Проперция», которое представляет собой вольный перевод «Элегии IV 7» Проперция.
Современная оценка
[ редактировать ]20-го века В стихотворении Эзры Паунда «Посвящение Сексту Проперцию» Проперций представлен как нечто вроде сатирика и политического диссидента. [34] и его перевод/интерпретация элегий представили их как древние примеры собственной имажинистской теории искусства Паунда. Паунд нашел у Проперция пример того, что он назвал (в «Как читать») «логопеей», «танцем интеллекта среди слов». Гилберт Хайет в своей книге «Поэты в пейзаже » объяснил это использованием Проперцием мифических аллюзий и иносказаний, которые Паунд имитирует для большего комического эффекта в своем «Посвящении» . Имажинистская интерпретация, склонность поэта к внутреннему монологу и глубоко личный характер его поэзии сделали Проперция фаворитом в современную эпоху. В 1906 году Дж. С. Филлимор представил прозаический перевод Проперция, опубликованный издательством Oxford University Press . С 2000 года появились три современных английских перевода его работ: [35] а драматург Том Стоппард в своем самом известном произведении «Изобретение любви» предполагает , что поэт был ответственен за большую часть того, что сегодня Запад считает «романтической любовью». Самый последний перевод появился в сентябре 2018 года в издательстве Carcanet Press и был Обществом книголюбов рекомендован осенью . Сборник под названием «Стихи» ( ISBN 9781784106515 ) под редакцией Патрика Уорснипа с предисловием Питера Хеслина.
Латинские издания
[ редактировать ]- Эмиль Беренс, Bibliotheca Teubneriana , 1880 г.
- Джон Персиваль Постгейт , Кембридж, 1894 г.
- Э. А. Барбер, Oxford Classical Text , 1953 (2-е изд., 1960 г.)
- Лагеря штата Вашингтон, Книга 1, Кембридж, 1961 г.
- Л. Ричардсон-младший, Лоуренс, Оклахома, 1977 г.
- Рудольф Ханслик, Библиотека Тойбнериана, 1979 г.
- Паоло Федели, Библиотека Теубнериана, 1984 г.
- Паоло Федели, Книга 3, Бари, 1985 г.
- Г.П. Гулд, Классическая библиотека Леба , 1990 г.
- Роберт Дж. Бейкер, Книга 1, Уорминстер, 2000 г.
- Паоло Федели, Книга 2, Кембридж, 2005 г.
- Джанкарло Джардина, Рим, 2005 г.
- Симона Виарре, Коллекция Буде , 2005 г.
- Грегори Хатчинсон , Книга 4, Кембридж, 2006 г.
- С. Дж. Хейворт, Оксфордский классический текст , 2007 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джона Лемприера Классический словарь
- ^ Торсен, Тея С. (2013). Кембриджский компаньон латинской любовной элегии . Издательство Кембриджского университета. п. 97. ИСБН 978-0521765367 .
- ^ Таррант, Ричард (2016). Тексты, редакторы и читатели: методы и проблемы латинской текстовой критики . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1316538807 .
- ^ Фейн, Гордон Л. (2010). Древнегреческие эпиграммы: основные поэты в стихотворных переводах . Издательство Калифорнийского университета. п. 119. ИСБН 978-0520265790 .
- ^ Vita Vergiliana , V
- ^ например, I.22.9-10; IV.1.63-6 и 121-6; если не указано иное, числовые ссылки относятся к сборникам Проперция.
- ^ Постгейт, Джон Персиваль (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 439. . В
- ^ «Ключ от Умбрии: Ассизи» .
- ^ IV.1.127
- ^ например, Тристия IV.10.41-54
- ^ IV.1.131
- ^ например, I.1.9, 6.2, 14.20 и 22.1.
- ^ III.23.24
- ^ Гулд, врач общей практики (1990). "Введение". Элегии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 1. ISBN 9780674990203 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ II.13.25
- ^ См. III.18, стихотворение, в котором упоминается смерть Марцелла в 23 г. до н.э.
- ^ Апология , гл. Х
- ^ III.20.8
- ^ М. Уилсон, Политика Элегии: Проперций и Тибулл . В написании политики в императорском Риме. Лейден, Нидерланды: Brill. дои: https://doi.org/10.1163/9789004217133_009
- ^ I.7.11; II.131.6; II.13.11
- ^ I.2.27-8: когда особенно Феб дарит вам свои песни / И Аония охотно дарит Каллиопе лиру - «В то время как Аполлон дарует вам прежде всего свою силу песни, а Каллиопа охотно дарит Аонийскую лиру»
- ^ III.24.4
- ^ IV.7.96
- ^ Микаэла Джанан, Политика желания: Проперций IV (Беркли: Калифорнийский университет Press, 2001), стр. 255. ISBN 0-520-22321-7
- ^ IV.11
- ^ например , Д. Томас Бенедиктсон - «Проперций: античный поэт-модернист», издательство Южного Иллинойского университета (1989)
- ^ II.24a.1-8
- ^ За его полную критику, ст. Послания II.2.87-104.
- ^ см . например III.1.1-2
- ^ HJ Rose, Справочник по латинской литературе (Лондон, 1966), с. 289: «есть те, кто предпочитает Проперция».
- ^ HJ Rose, Справочник по латинской литературе (Лондон, 1966), с. 293-4
- ^ AD Melville пер., Овидий: Стихи о любви (OUP 2008), стр. xii и стр. хх
- ^ Х. Уодделл, Странствующие ученые (Лондон, 1927), с. 20
- ^ Славитт, с. 8
- ↑ Перевод Славитта появился в 2002 году, перевод Каца в 2004 году стал лауреатом Национальной премии за перевод 2005 года Американской ассоциации литературных переводчиков.
Ссылки
[ редактировать ]- Проперций, Стихи (Oxford World's Classics) - см. особенно введение Лайна.
- Дэвид Славитт, Влюбленный Проперций: Калифорнийский университет Элегии. Пресс (2002)
- Винсент Кац, Полное собрание элегий Секста Проперция, издательство Принстонского университета (2004)
- Д.Фини, Литература и религия в Риме: культуры, контексты и верования.
- М.Берд, Дж.Норт и С.Прайс, Религии Рима
- Дж.Норт, «Религия и политика: от республики к принципату» в Журнале римских исследований 76
- Дж. Халлетт, «Королевы, принцепсы и женщины из элиты Августа: элегия Корнелии Проперция и Res Gestae Divi Augusti» в Р. Уинкесе (ред.) «Эпоха Августа»
- Макс Туриэль, Propertivs: Некоторые элегии и вариации , испанское издание (Ediciones RIE, 2008), ISBN 978-84-96785-56-4 .
- Синдикус, HP 2010. Элегии Проперца: Интерпретация. Дармштадт: ГВБ, Научное книжное общество.
- Роберт Карачонь, «Вертумнская элегия» Проперцена (4.2) и поэтическая программа четвертой книги. Интертекстуальный комментарий. Гамбургские исследования домодернистских обществ и культур. Том 3. 2018. ISBN 978-3-515-11881-1
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брид, Б. (2010). «Проперций о том, чтобы не писать о гражданских войнах». В книге «Граждане раздора: Рим и его гражданские войны». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ДеБрохун, Дж.Б. (2003). Роман Проперций и новое изобретение элегии. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- Хаббард, М. (2001). Проперций. Бристоль: Бристольская классическая пресса.
- Джанан, М. (2001). Политика желания: Проперций IV. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Джонсон, WR (2009). Любитель латыни в Древнем Риме. Колумбус: Издательство Университета штата Огайо.
- Линдхейм, С. (2011). «При чем здесь любовь?: Сопоставление Синтии в парных элегиях Проперция 1.8AB и 1.11–12». Американский филологический журнал, 132.4: 633–665.
- Молтби, Р. (2006). «Основные темы и мотивы любовной поэзии Проперция». В «Спутнике Брилла к Проперцию». Под редакцией Х.К. Гюнтера, 147–182. Лейден: Брилл.
- Ньюман, Дж. К. (1997). Августан Проперций: Перепросмотр жанра. Спудасмата 63. Хильдесхайм: Г. Олмс.
- Пиллинджер, Хью Э. (1968). Некоторые влияния Каллимаха на Проперция, Книга 4. Гарвардские исследования классической филологии , 70: 171-199.
- Расетт-Кэмпбелл, М. (2013). «Брачные контракты, Фидес и гендерные роли в Проперции 3.20». Классический журнал , 108.3: 297–317.
- Синдик, HP (2010). Элегии Проперца: Интерпретация. Дармштадт: ГВБ, Научное книжное общество.
- Уэлч, Т.С. (2005). Элегический городской пейзаж. Проперций и значение римских памятников. Колумбус, Огайо: Издательство Университета штата Огайо.
- Уорснип, П. (2018). Стихи Секста Проперция под редакцией Патрика Уорснипа. Каркане Пресс
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В латинском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Проперций.
- Цитаты, связанные с Проперцием , в Wikiquote
- Работы Секста Проперция в Project Gutenberg
- Работы Проперция или о нем в Internet Archive
- Работы Проперция в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Элегии Проперция в библиотеке Латинской
- Английские переводы Проперция со вступительным эссе и примечаниями Джона Корелиса. Архивировано 12 февраля 2021 г. в Wayback Machine.
- Полный английский перевод Элегий А. С. Клайна
- Проперций в проекте «Персей»
- Проперций и какоцелия прячутся