Jump to content

Более правильно

Огюст Виншон , Проперций и Синтия в Тиволи

Секст Проперций латинский элегический поэт эпохи Августа. Он родился около 50–45 г. до н. э. в Ассизиуме (ныне Ассизи ) и умер вскоре после 15 г. до н. э. [1]

Сохранившаяся работа Проперция включает четыре книги Элегий ( Elegiae ). Он был другом поэтов Галла и Вергилия и вместе с ними имел своим покровителем Мецената , а через Мецената — императора Августа . Хотя Проперций в свое время не был так известен, как другие латинские элегисты, [2] сегодня ученые считают его крупным поэтом. [3] [4]

О Проперции известно очень мало информации, кроме его собственных сочинений. Его преномен «Секст» упоминается Элием Донатом . [5] в нескольких рукописях он указан как «Секст Проперций», но остальная часть его имени неизвестна. Из многочисленных упоминаний в его стихах [6] ясно, что он родился и вырос в Умбрии, в зажиточной семье в Азизиуме ( Ассизи ) или недалеко от него. [7] Местом его рождения обычно считается современный Ассизи , где туристы могут увидеть раскопанные остатки дома, предположительно принадлежавшего, по крайней мере, семье поэта, если не самому поэту. [8]

В детстве Проперция умер его отец, и семья потеряла землю в результате конфискации . [9] вероятно, тот же самый, который уменьшил Октавиан поместья Вергилия, когда раздал земли своим ветеранам в 41 г. до н.э. Наряду с загадочными отсылками к Овидию [10] это подразумевает, что он был моложе своего современника Тибулла , что предполагает дату рождения после 55 г. до н.э.

После смерти отца мать Проперция направила его на общественную карьеру. [11] указывает на то, что его семья все еще имела некоторое богатство, а обилие малоизвестной мифологии, присутствующей в его стихах, указывает на то, что он получил хорошее образование. Частое упоминание о друзьях, подобных Туллу, [12] племянник Луция Волкация Тулла в Риме. , консула в 33 г. до н.э., плюс тот факт, что он жил на Эсквилинском холме [13] указывают на то, что он жил среди детей богатых людей, имеющих политические связи, в начале 20-х годов до нашей эры.

Проперций опубликовал первую книгу любовных элегий около 30 г. до н.э., главной темой которой был персонаж Синтия; [14] Полная преданность книге дала ей естественное название «Синтия Монобиблос» . «Монобиблос », должно быть, привлек внимание Мецената , покровителя искусств, который принял Проперция в свой круг придворных поэтов. Примерно год спустя была опубликована вторая, более крупная книга элегий, в которую вошли стихи, адресованные непосредственно его покровителю, и (как и ожидалось) восхваления Августа. Ученый-классик XIX века Карл Лахманн утверждал, основываясь на необычно большом количестве стихов в этой книге и упоминании Проперцием о tres libelli : [15] что единственная Книга II на самом деле включает в себя две отдельные книги стихов, объединенные в рукописной традиции, и эта идея подтверждается состоянием рукописной традиции «Книги II». Редактор «Проперция» Пауль Федели принимает эту гипотезу, как и Г.П. Гулд, редактор издания «Лёб».

Публикация третьей книги произошла где-то после 23 г. до н.э. [16] Его содержание показывает, что поэт начинает выходить за рамки простых любовных тем, поскольку в некоторых стихотворениях (например, III.5) Амор используется просто как отправная точка для других тем. Книга IV, опубликованная где-то после 16 г. до н. э., отражает амбициозные планы поэта и включает в себя несколько этиологических стихотворений, объясняющих происхождение различных римских обрядов и достопримечательностей.

Книга IV, последняя из написанных Проперцием, содержит лишь половину стихов, чем Книга I. Учитывая изменение направления, очевидное в его поэзии, ученые предполагают, что только его смерть вскоре после публикации помешала ему дальнейшим исследованиям; на самом деле сборник мог быть опубликован посмертно. Элегия Овидия, датированная 2 г. до н. э., ясно дает понять, что Проперций к этому времени уже был мертв.

Слава Проперция основана на его четырех книгах элегий, в общей сложности около 92 стихотворений (точное количество неизвестно, поскольку за прошедшие годы ученые разделили и перегруппировали стихи, что вызвало сомнения относительно точного количества). Все его стихи написаны с использованием элегического двустишия , формы, которая была популярна среди римского общества в конце I века до нашей эры.

Как и в работах почти всех элегистов, в творчестве Проперция доминирует фигура одного женского персонажа, которого он называет на протяжении всей своей поэзии именем Синтия. Ее имя упоминается более чем в половине элегий первой книги и косвенно появляется в нескольких других, прямо с первого слова первого стихотворения «Монобиблоса » :

Тогда как Апулей [17] идентифицирует ее как женщину по имени Гостия , и Проперций предполагает [18] она является потомком римского поэта Гостия , современные исследования показывают, что создание «Синтии» является частью литературной традиции римской любовной элегии; scripta puella , выдуманная «написанная девушка». [19] Проперций часто хвалил ее как docta puella «ученая девушка». [20] и характеризует ее как писательницу стихов, такую ​​как Сульпиция . [21] Это литературное дело сильно колеблется между эмоциональными крайностями, и как любовница она явно доминирует в жизни голоса поэта, по крайней мере, благодаря публикации третьей книги:

Трудно точно датировать многие стихотворения Проперция, но они отражают те декларации, страсти, ревность, ссоры и причитания, которые были обычными темами среди латинских элегистов. Последние два стихотворения в книге III, кажется, указывают на окончательный разрыв с характером Синтии ( versibus insignem te pudet esse meis — «Жалко, что мои стихи прославили тебя» [22] ). В этой последней книге Синтия является героем только двух стихотворений, которые лучше всего рассматривать как постскриптум. Биполярная сложность отношений наглядно продемонстрирована в остром, хотя и забавном стихотворении из последней книги. Призрак Синтии обращается к Проперцию из-за могилы с критикой (помимо прочего), что ее похороны были недостаточно пышными, однако тоска поэта остается в последней строке inter complexus excidit umbra meos. - «Ее тень тогда ускользнула из моих объятий». [23]

Книга IV убедительно указывает на то, что Проперций планировал новое направление своей поэзии. В книгу вошли несколько этиологических стихотворений, которые, рассматривая мифологическое происхождение Рима и его достопримечательности, также можно рассматривать как критические — даже слегка подрывные — в отношении Августа и его планов для нового Рима. Эта позиция в настоящее время является предметом дискуссий среди современных классиков. [24] Последнее стихотворение [25] – трогательное обращение недавно умершей Корнелии, утешающей своего мужа Луция Эмилия Лепида Павла и их троих детей. Хотя стихотворение (учитывая связь Корнелии с семьей Августа), скорее всего, было создано по императорскому заказу, его достоинство, благородство и пафос побудили критиков назвать его «королевой элегий», и его обычно считают лучшим в сборнике. .

Стиль Проперция отмечен, казалось бы, резкими переходами (в манере латинской неотерической поэзии) и высокими и образными аллюзиями, часто к более темным отрывкам греческих и римских мифов и легенд. Его своеобразное использование языка вместе с искаженным состоянием текста сделали его элегии сложной задачей для редактирования; Среди наиболее известных имен, критиковавших и вносивших поправки в текст, были классик Джон Персиваль Постгейт и английский классик и поэт А. Е. Хаусман .

Текстовые проблемы

[ редактировать ]

В сохранившемся тексте содержится множество синтаксических, организационных и логических проблем. Некоторые из этих проблем, несомненно, усугубляются смелым, а иногда и нетрадиционным использованием Проперцием латыни. Другие побудили ученых изменить, а иногда и перестроить текст, сохранившийся в рукописях.

Всего сохранилось 146 рукописей Проперция, самая старая из которых датируется XII веком. Однако некоторые стихотворения в этих рукописях кажутся разрозненными, например, I.8, который начинается с призыва к Синтии отказаться от запланированного морского путешествия, а затем заканчивается внезапной радостью из-за того, что путешествие было отменено. Поэтому большинство ученых разделили это стихотворение на I.8a (состоящее из первых 26 строк) и I.8b (строки 27–46). Более сложные организационные проблемы представлены такими стихотворениями, как II.26, запутанным произведением, в котором Проперций сначала (1) мечтает о кораблекрушении Цинтии, а затем (2) восхваляет верность Цинтии. После этого он (3) заявляет, что она планирует отплыть, и он придет с ней, (4) перемещается к паре вместе на берегу, а затем (5) быстро возвращает их на борт корабля, готовые противостоять потенциальным опасностям. моря. Кажется, что изображения противоречат логически и хронологически, что побудило разных комментаторов переставлять строки или допускать некоторые пробелы в тексте.

Более современные критики [26] указали, что все предложенные перестановки предполагают, что оригинальная поэзия Проперция строго придерживалась классических литературных принципов, установленных Аристотелем , и поэтому кажущаяся путаница является результатом искажений рукописи. Другая возможность состоит в том, что Проперций намеренно представлял разрозненные образы в нарушение таких принципов, как « Классические единства» , теория, которая приводит доводы в пользу различных объединяющих структур в элегиях Проперция. Эта интерпретация также подразумевает, что стиль Проперция представлял собой мягкую реакцию на ортодоксальность классической теории литературы. Однако, хотя эти теории могут иметь некоторое отношение к вопросам преемственности в трех других сохранившихся книгах Проперция, современная филологическая наука склоняется к единому мнению, что дошедший до нас текст «Вторая книга» фактически представляет собой слитые остатки того, что первоначально было двумя книгами Проперция. стихи. Недавние редакторы «Проперция», особенно Пауло Федели (Teubner 1984); сравните редакцию текста Леба Г.П. Гулда 1990 года - отразите эти выводы в своих текстах для «Второй книги», которые показывают ее как объединение двух книг (второй и третьей из первоначальных пяти), с некоторыми утраченными отрывками, частями стихотворений и целых стихотворений вместе взятых, а также возможно перетасовывание фрагментов. Этот случай хорошо подтверждается самими текстами и соответствует свидетельствам об оригинальной публикации Проперцием своего труда: сначала «Монобиблоса» (нашей «Книги I»), затем сборника из трех книг (нашей «Книги II» и Книги III — — трехкнижный элегический формат, подражанный «Любовным романам» Овидия) и, наконец, наша Четвертая книга, весьма вероятно, посмертно.

Сам Проперций говорит, что в свое время он был популярен и даже скандален. [27] Гораций , однако, говорит, что ему пришлось бы «много вытерпеть» и «заткнуть уши», если бы ему пришлось слушать « Калимаха ... чтобы доставить удовольствие чувствительной группе поэтов»; [28] Постгейт и другие видят в этом завуалированную атаку на Проперция, который считал себя римским наследником Каллимаха. [29] Это суждение, по-видимому, поддерживает и Квинтилиан , который ставит выше элегии Тибулла и, признавая, что другие предпочитали Проперция, [30] сам несколько пренебрежительно относится к поэту. Однако о популярности Проперция свидетельствует наличие его стихов в граффити, сохранившихся в Помпеях ; в то время как Овидий , например, неоднократно обращался к нему в поэтических темах, [31] больше, чем на Тибулле. [32]

Проперций впал в безвестность в средние века, хотя 12C вызвал его и Цинтию на любовную сессию . [33] но был заново открыт во время итальянского Возрождения вместе с другими элегистами. Любовные сонеты Петрарки , безусловно, показывают влияние его творчества, а Эней Сильвий (будущий Папа Пий II) назвал сборник своих юношеских элегий «Цинтия». Есть также набор «Пропертианских элегий», приписываемый английскому писателю Бену Джонсону , хотя их авторство оспаривается. Иоганна Вольфганга фон Гете Сборник «Элегий» 1795 года также демонстрирует некоторое знакомство с поэзией Проперция.

Проперций — лирический герой стихотворения Иосифа Бродского «Anno Domini» (1968), первоначально написанного на русском языке. Его отношения с Синтией также рассматриваются в стихотворении Роберта Лоуэлла «Призрак. После Секста Проперция», которое представляет собой вольный перевод «Элегии IV 7» Проперция.

Современная оценка

[ редактировать ]

20-го века В стихотворении Эзры Паунда «Посвящение Сексту Проперцию» Проперций представлен как нечто вроде сатирика и политического диссидента. [34] и его перевод/интерпретация элегий представили их как древние примеры собственной имажинистской теории искусства Паунда. Паунд нашел у Проперция пример того, что он назвал (в «Как читать») «логопеей», «танцем интеллекта среди слов». Гилберт Хайет в своей книге «Поэты в пейзаже » объяснил это использованием Проперцием мифических аллюзий и иносказаний, которые Паунд имитирует для большего комического эффекта в своем «Посвящении» . Имажинистская интерпретация, склонность поэта к внутреннему монологу и глубоко личный характер его поэзии сделали Проперция фаворитом в современную эпоху. В 1906 году Дж. С. Филлимор представил прозаический перевод Проперция, опубликованный издательством Oxford University Press . С 2000 года появились три современных английских перевода его работ: [35] а драматург Том Стоппард в своем самом известном произведении «Изобретение любви» предполагает , что поэт был ответственен за большую часть того, что сегодня Запад считает «романтической любовью». Самый последний перевод появился в сентябре 2018 года в издательстве Carcanet Press и был Обществом книголюбов рекомендован осенью . Сборник под названием «Стихи» ( ISBN   9781784106515 ) под редакцией Патрика Уорснипа с предисловием Питера Хеслина.

Латинские издания

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джона Лемприера Классический словарь
  2. ^ Торсен, Тея С. (2013). Кембриджский компаньон латинской любовной элегии . Издательство Кембриджского университета. п. 97. ИСБН  978-0521765367 .
  3. ^ Таррант, Ричард (2016). Тексты, редакторы и читатели: методы и проблемы латинской текстовой критики . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1316538807 .
  4. ^ Фейн, Гордон Л. (2010). Древнегреческие эпиграммы: основные поэты в стихотворных переводах . Издательство Калифорнийского университета. п. 119. ИСБН  978-0520265790 .
  5. ^ Vita Vergiliana , V
  6. ^ например, I.22.9-10; IV.1.63-6 и 121-6; если не указано иное, числовые ссылки относятся к сборникам Проперция.
  7. ^ Постгейт, Джон Персиваль (1911). «Проперций, Секст» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 439.
  8. ^ «Ключ от Умбрии: Ассизи» .
  9. ^ IV.1.127
  10. ^ например, Тристия IV.10.41-54
  11. ^ IV.1.131
  12. ^ например, I.1.9, 6.2, 14.20 и 22.1.
  13. ^ III.23.24
  14. ^ Гулд, врач общей практики (1990). "Введение". Элегии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 1. ISBN  9780674990203 . Проверено 1 мая 2023 г.
  15. ^ II.13.25
  16. ^ См. III.18, стихотворение, в котором упоминается смерть Марцелла в 23 г. до н.э.
  17. ^ Апология , гл. Х
  18. ^ III.20.8
  19. ^ М. Уилсон, Политика Элегии: Проперций и Тибулл . В написании политики в императорском Риме. Лейден, Нидерланды: Brill. дои: https://doi.org/10.1163/9789004217133_009
  20. ^ I.7.11; II.131.6; II.13.11
  21. ^ I.2.27-8: когда особенно Феб дарит вам свои песни / И Аония охотно дарит Каллиопе лиру - «В то время как Аполлон дарует вам прежде всего свою силу песни, а Каллиопа охотно дарит Аонийскую лиру»
  22. ^ III.24.4
  23. ^ IV.7.96
  24. ^ Микаэла Джанан, Политика желания: Проперций IV (Беркли: Калифорнийский университет Press, 2001), стр. 255. ISBN   0-520-22321-7
  25. ^ IV.11
  26. ^ например , Д. Томас Бенедиктсон - «Проперций: античный поэт-модернист», издательство Южного Иллинойского университета (1989)
  27. ^ II.24a.1-8
  28. ^ За его полную критику, ст. Послания II.2.87-104.
  29. ^ см . например III.1.1-2
  30. ^ HJ Rose, Справочник по латинской литературе (Лондон, 1966), с. 289: «есть те, кто предпочитает Проперция».
  31. ^ HJ Rose, Справочник по латинской литературе (Лондон, 1966), с. 293-4
  32. ^ AD Melville пер., Овидий: Стихи о любви (OUP 2008), стр. xii и стр. хх
  33. ^ Х. Уодделл, Странствующие ученые (Лондон, 1927), с. 20
  34. ^ Славитт, с. 8
  35. Перевод Славитта появился в 2002 году, перевод Каца в 2004 году стал лауреатом Национальной премии за перевод 2005 года Американской ассоциации литературных переводчиков.
  • Проперций, Стихи (Oxford World's Classics) - см. особенно введение Лайна.
  • Дэвид Славитт, Влюбленный Проперций: Калифорнийский университет Элегии. Пресс (2002)
  • Винсент Кац, Полное собрание элегий Секста Проперция, издательство Принстонского университета (2004)
  • Д.Фини, Литература и религия в Риме: культуры, контексты и верования.
  • М.Берд, Дж.Норт и С.Прайс, Религии Рима
  • Дж.Норт, «Религия и политика: от республики к принципату» в Журнале римских исследований 76
  • Дж. Халлетт, «Королевы, принцепсы и женщины из элиты Августа: элегия Корнелии Проперция и Res Gestae Divi Augusti» в Р. Уинкесе (ред.) «Эпоха Августа»
  • Макс Туриэль, Propertivs: Некоторые элегии и вариации , испанское издание (Ediciones RIE, 2008), ISBN   978-84-96785-56-4 .
  • Синдикус, HP 2010. Элегии Проперца: Интерпретация. Дармштадт: ГВБ, Научное книжное общество.
  • Роберт Карачонь, «Вертумнская элегия» Проперцена (4.2) и поэтическая программа четвертой книги. Интертекстуальный комментарий. Гамбургские исследования домодернистских обществ и культур. Том 3. 2018. ISBN   978-3-515-11881-1

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брид, Б. (2010). «Проперций о том, чтобы не писать о гражданских войнах». В книге «Граждане раздора: Рим и его гражданские войны». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • ДеБрохун, Дж.Б. (2003). Роман Проперций и новое изобретение элегии. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
  • Хаббард, М. (2001). Проперций. Бристоль: Бристольская классическая пресса.
  • Джанан, М. (2001). Политика желания: Проперций IV. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  • Джонсон, WR (2009). Любитель латыни в Древнем Риме. Колумбус: Издательство Университета штата Огайо.
  • Линдхейм, С. (2011). «При чем здесь любовь?: Сопоставление Синтии в парных элегиях Проперция 1.8AB и 1.11–12». Американский филологический журнал, 132.4: 633–665.
  • Молтби, Р. (2006). «Основные темы и мотивы любовной поэзии Проперция». В «Спутнике Брилла к Проперцию». Под редакцией Х.К. Гюнтера, 147–182. Лейден: Брилл.
  • Ньюман, Дж. К. (1997). Августан Проперций: Перепросмотр жанра. Спудасмата 63. Хильдесхайм: Г. Олмс.
  • Пиллинджер, Хью Э. (1968). Некоторые влияния Каллимаха на Проперция, Книга 4. Гарвардские исследования классической филологии , 70: 171-199.
  • Расетт-Кэмпбелл, М. (2013). «Брачные контракты, Фидес и гендерные роли в Проперции 3.20». Классический журнал , 108.3: 297–317.
  • Синдик, HP (2010). Элегии Проперца: Интерпретация. Дармштадт: ГВБ, Научное книжное общество.
  • Уэлч, Т.С. (2005). Элегический городской пейзаж. Проперций и значение римских памятников. Колумбус, Огайо: Издательство Университета штата Огайо.
  • Уорснип, П. (2018). Стихи Секста Проперция под редакцией Патрика Уорснипа. Каркане Пресс
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a82054a25892aa8f851a5872cf8ceefd__1717625100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/fd/a82054a25892aa8f851a5872cf8ceefd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Propertius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)