декабрь
Периоды |
---|
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Децемвиры «десять человек») относятся к официальным комиссиям из десяти человек , или децемвиры ( на латыни учрежденным Римской республикой .
Наиболее важными были те из двух децемвиратов , формально « децемвират с консульской властью писать законы » ( лат . decemviri consulari imperio legibus scribundis ), которые реформировали и кодифицировали римское право во время конфликта орденов между Древнего Рима патрицианской аристократией и плебеи-простолюдины . Другие децемвиры включают «децемвири, выносящие решения по судебным разбирательствам» ( decemviri stlitibus judicandis ), «децемвиры, приносящие жертвы» ( decemviri saris faciundis ) и «децемвиры, распределяющие общественные земли» ( decemviri agris dandis adsignandis ).
Консульское правительство Децемвира писало законы.
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Гай Терентилий Харса , плебейский трибун , желал защитить плебейское население, ограничив власть римских консулов . Для этого он предложил в 462 г. до н.э. закон , который предусматривал создание комиссии из пяти человек для определения их власти. Патриции были против этого сокращения и сумели отложить обсуждение этого закона на восемь лет. В 454 г. до н.э. плебейские трибуны отказались от соблюдения этого закона. Они просили сенат «согласиться на назначение корпуса законодателей, выбранных в равном количестве из плебеев и патрициев, для принятия того, что было бы полезно для обоих сословий и обеспечило бы равную свободу для каждого». [1] Патриции ответили, что это достойно внимания, но сказали, что только патриции могут издавать законы. Хотя это оспаривается такими историками, как Нибур, Корнелл и Грант, по словам Ливия и Дионисия, три посланника были отправлены в Афины для изучения Закона Солона и дополнительных вопросов о законах греческих городов-государств.
В 452 г. до н. э. послы «вернулись с афинскими законами». Плебейские трибуны настаивали на том, чтобы начать составление законов. Было решено назначить децемвиров с консульскими полномочиями, не подлежащими обжалованию, и приостановить как консульство, так и плебейский трибунат. [2] Таким образом, децемвират стал политическим институтом, наделенным полномочиями составлять законы. После дебатов о том, должны ли плебеи заседать в децемвирате, плебейские трибуны согласились создать коллегию, состоящую только из патрициев, в обмен на то, что принятый ими закон не будет отменен. [3]
Первый децемвират
[ редактировать ]Децемвиры вступили в должность в 451 г. до н.э. Оба консула, Аппий Клавдий Красс Инрегилленсис Сабин и Тит Генуций Авгурин , подали в отставку, а также другие магистраты и плебейские трибуны. В качестве компенсации за потерю должности децемвирами были назначены Аппий Клавдий и Тит Генуций. Публий Сестий Капитолин Ватикан , один из консулов прошлого года, также был назначен, потому что он внес предложение в сенат, несмотря на противодействие своего коллеги. Три посланника также входили в состав децемвиров. [4] Самым влиятельным членом был Аппий Клавдий, который, по словам Ливия, «был руководящей рукой всей магистратуры... благодаря благосклонности плебса». [5] Каждый день магистратурой руководил другой децемвир, и у этого человека было двенадцать ликторов (телохранителей консулов) с фасциями (связанными связками прутьев, иногда с топорами, которые были символом высшей власти). Децемвират обжалованию не подлежал, несмотря на это, при подаче апелляции они уступили друг другу. Они составили свои законы на десяти бронзовых столах, представили их народу, запросили отзывы и внесли в них соответствующие поправки. Они были одобрены высшим народным собранием — Солдатским собранием. Было общее мнение, что необходимы еще две таблицы, чтобы составить свод всего римского права. Было решено избрать новый децемвират. [6]
В состав первого децемвирата входили:
Второй децемвират
[ редактировать ]По словам Ливия, Аппий Клавдий сфальсифицировал выборы и объявил о выборах себя и девяти человек, которые были его сторонниками. Ливий пишет, что эти чиновники стали тираническими: у каждого человека было двенадцать ликторов, а у каждого фасция были топоры. Он описывает этот децемвират, проводящий судебные процессы за закрытыми дверями и выносящий произвольные приговоры. Из-за этих возможных действий они могли стать источником страха в Древнем Риме, вселяя ужас в тех, кто их видел. Ливий утверждает, что ходили слухи, что чиновники второго децемвирата хотели править вечно. Когда пришло время выборов, они не состоялись, и децимвиры приступили к насилию. [7]
Сабиняне напали на и армия эквов римскую территорию и на союзника Рима. По словам Ливия, децемвиры вызвали сенат, но сенаторы из-за своего отвращения не явились. Для плебеев это означало нелегитимность децемвиров, поскольку срок их полномочий истек, и теперь они должны были быть просто частными лицами. Они рассматривали возможность бойкота призыва в армию. И снова был созван сенат, и на этот раз присутствовало несколько сенаторов. Плебеи увидели в этом предательство свободы. Однако сенаторы осудили децемвиров и попытались противостоять им, назвали их частными лицами и отказались взимать сбор. В конце концов они молча позволили провозгласить сбор, потому что боялись, что народное восстание поддержит плебейских трибунов, их политических противников. Плебеи пошли в армию, потому что боялись жестоких репрессий, поскольку не было права на апелляцию. Некоторые из децемвиров повели против двух врагов две армии. Однако обе армии были разбиты. [8]
Ливий утверждал, что Аппий Клавдий сексуально интересовался Вергинией , дочерью плебея Луция Вергиния, который был центурионом, отсутствовавшим в Риме с армией. Не сумев добиться ее деньгами и обещаниями, Аппий Клавдий решил воспользоваться этой возможностью, чтобы заставить одного из своих людей объявить ее своей рабыней. Ее сбили с ног на форуме, а крики ее медсестер собрали толпу. Истец заявил, что действовал законно и вызвал ее в суд. Верджиния обратилась в суд в сопровождении своих друзей и знакомых. Судьей был Аппий Клавдий. Истец рассказал, что девочка родилась в его доме и тогда он уговорил Вергиния забрать ее, но она по-прежнему была его рабыней. Друзья Верджинии попросили отложить заседание до тех пор, пока Вергиний не сможет присутствовать, и оставить Верджинию под стражей подсудимых.
Аппий Клавдий согласился вызвать Вергиния, но передал Вергинию под опеку истца. Возлюбленный Вергинии Ицилий прибыл на форум, но был остановлен ликтором. Он громко отстаивал свою позицию и привлек внимание толпы. Сторонники Вергинии отправили родственника и брата Ицилия быстро отправиться в военный лагерь Вергиния. Истец потребовал от Ицилия внести поручительство в качестве гаранта Верджинии. Многие люди предлагали деньги, и Верджинию передали под залог ее семье.
Аппий Клавдий написал своим коллегам по лагерю письмо с просьбой не предоставлять Вергинию отпуск и арестовать его. Однако гонцы уже прибыли, и Вергинию уже был предоставлен отпуск. На рассвете толпа ждала, чтобы посмотреть, что произойдет. Прибыл Вергиний с дочерью и большой массой сторонников. Он мотивировал людей на помощь, чтобы потребовать должного. Матроны , сопровождавшие Верджинию, начали плакать, это зрелище побудило население перейти на сторону Ициллуса.
Аппий Клавдий поддержал сфабрикованное дело истца и присудил ему Вергинию, даже не выслушав Вергиния. Ливий писал, что толпа была ошеломлена этим. Когда претендент направился за ней, Вергиний крикнул, что он обручил Вергинию с Ицилием, а не с Аппием Клавдием, и что он не воспитывает ее за бесчестие. Аппий Клавдий утверждал, что знает о крамольных митингах, и велел Вергинию замолчать, а ликторам схватить рабыню (Вергинию). Толпа не отреагировала. По словам Ливия, Вергиний зарезал свою дочь, сказав, что это единственный способ отстоять ее свободу. Аппий Клавдий приказал арестовать его, но толпа защищала его, когда он направлялся к городским воротам. В результате толпа заговорила о восстановлении плебейских трибун и права на апелляцию. [9]
Второй децемвират состоял из:
Второе плебейское отделение
[ редактировать ]По словам Ливия, Аппий Клавдий приказал арестовать Ицилия, но этому помешала толпа. Два патриция, Луций Валерий Потит и Марк Гораций Барбат, оттолкнули ликторов, заявив, что «если Аппий будет действовать законно, они защитят Ицилия от преследования простого гражданина; если бы он захотел прибегнуть к насилию, то и там они были бы ему равными». Аппий Клавдий, Луций Валерий и Марк Гораций произносили речи. Толпа освистала первого и слушала только двух последних, которые приказали ликторам Аппий Клавдий бежал. Другой децемвир, не зная, что делать, в итоге созвал сенат. Сенаторы были настроены враждебно к децемвирам и была надежда, что они их свергнут. Однако сенаторы были обеспокоены приездом. Вергиний в военном лагере вызвал беспорядки и послал гонцов с приказом командирам удержать войска от мятежа. Вергиний, за которым следовали почти четыреста человек, вызвал еще больший переполох среди солдат, чем в городе. однополчане «позаботились о себе и своих детях», и они ответили, что «не забудут его страданий и не отстоят свою свободу». Гражданские лица, пришедшие с Вергинием в военный лагерь, утверждали, что децемвиры были убиты. свергнут и что Аппий Клавдий ушел в изгнание и подстрекал солдат к восстанию. [10]
Эти солдаты из армии, посланной против эквов, двинулись на Рим и овладели Авентинским холмом . Они призывали плебеев вернуть себе свободу и избрать плебейских трибунов. Сенат решил не предпринимать резких действий, поскольку частично виновен в мятеже. Он послал трех послов узнать, кто захватил Авентин, кто были их лидерами и чего они хотят. У мятежников не было лидера, и никто не смел выражать вражду. Гражданская толпа кричала, что они хотят, чтобы посланниками были Луций Валерий и Марк Гораций. Вергиний предложил избрать десять вождей, которым будет присвоено воинское звание, военный трибун. Был избран Вергиний.
По наущению Ицилия восстали и солдаты римских армий, находившихся на сабинских территориях. Услышав о выборах военных трибунов на Авентине, Ицилий, думая, что эти люди будут тогда избраны плебейскими трибунами, и желая самому стать таковыми, устроил выборы такого же числа «военных трибунов» из числа этих солдат, возглавлявших для Рима, прошел через город и на Авентин. Когда они присоединились к другой армии, двадцать «военных трибунов» назначили командовать двумя мужчинами, Марком Оппием и Секстом Манилием. [11]
По словам Ливия, сенаторы, собиравшиеся ежедневно, большую часть времени проводили в ссорах. Валерия и Горация решили отправить на Авентин с условием отставки децемвиров. Последние заявили, что сделают это только после принятия двух сводов законов, по которым они были избраны. Учитывая, что сенат продолжал пререкаться, солдаты решили отделиться от Монс Сасер , как они это сделали в 494 г. до н. э., чтобы усилить давление на сенаторов и децемвиров. Теперь они потребовали восстановления власти трибунов (т. е. восстановления в должности плебейских трибунов ) и будут твердо добиваться этого. По пути через город к ним присоединились гражданские плебеи. Сенат колебался из-за вражды между сенаторами и плебейскими трибунами. Некоторые сенаторы, в том числе Валерий и Гораций, утверждали, что их восстановление необходимо для того, чтобы как избавиться от децемвиров, так и восстановить патрицианских магистратов. Децемвиры согласились уйти в отставку при условии, что им будет предоставлена личная защита от любых репрессий. [12]
Луций Валерий и Марк Гораций были отправлены для переговоров с плебеями об условиях по их усмотрению. Плебеи приветствовали их и поблагодарили за их предыдущую позицию на форуме. Они требовали восстановления защиты плебеев через плебейских трибунов и права на апелляцию, неприкосновенности для тех, кто подстрекал к восстанию, и сурового наказания для децемвиров. Послы согласились с первыми тремя требованиями и просили отложить вопрос о наказании. Плебеи это приняли. Сенат постановил об отречении децемвиров, избрании плебейских трибунов и упомянутом иммунитете. Плебеи вернулись в Рим и выбрали своих трибунов. Плебейский совет вынес предложение об иммунитете и принял закон о выборах консулов, подлежащий обжалованию. [13]
Законы Валерио-Горациана
[ редактировать ]Консулами были избраны Луций Валерий Потиций и Марк Гораций Барбат. Они приняли законы Валерио-Горациана ( Leges Valeriae Horatiae ). Первый закон предусматривал, что постановления плебейского совета были обязательными для народа. Затем «они не только восстановили консульский закон об апелляции, но и сохранили его на будущее торжественным принятием нового закона, согласно которому никто не должен объявлять выборы какого-либо магистрата без апелляции и что тот, кто должен объявить об этом, может быть казнен [кем-либо] без нарушения закона или религии, и что такое убийство не должно считаться преступлением, караемым смертной казнью». Они также восстановили принцип неприкосновенности плебейских трибунов, «восстановив некоторые давно забытые церемонии» и включив в статуты то, что было всего лишь религиозной санкцией, с помощью закона, который распространил ее на всех плебейских магистратов, включая эдилов и децемвиральные судьи. Кроме того, они уточнили, что головы тех, кто нарушил эти церемонии, должны были быть переданы Юпитеру, а их имущество продано в храме Церера , Либер и Либера . Они также ввели практику вручения эдилам в храме Цереры постановлений сената , «[u]p до того времени их имели обыкновение подавлять или фальсифицировать по усмотрению консулов». плебейский совет издал закон, по которому те, кто оставлял плебеев без трибунов или избирал магистрата без апелляции, должны были подвергаться бичеванию и обезглавливанию. Ливий отмечал, что все меры были приняты против воли патрициев, но они не противостояли им активно. [14]
Закон двенадцати таблиц
[ редактировать ]Два консула двинулись со своими армиями, чтобы противостоять сабинянам и экви, которые не отступили. «Прежде чем покинуть город, консулы имели децемвиральные законы, известные как Двенадцать таблиц , выгравированные на бронзе, и устанавливали их в общественном месте. Некоторые авторы говорят, что эдилы, действуя по приказу трибунов, исполняли эту услугу». [15]
Взгляды современных историков
[ редактировать ]Причина, по которой первый децемвират выполнял двойную роль: как новая магистратура, заменившая консулов и взявшая на себя управление с чрезвычайными полномочиями, и как комиссия по составлению законов, в источниках не объясняется. Некоторые современные историки рассматривают это как очевидное противоречие.
Теория попыталась объяснить это противоречие, утверждая, что первый децемвират отличался от второго тем, что был комиссией по составлению законов, а последний был постоянным руководящим органом. [16] [17] Теодор Моммзен раскритиковал это за отсутствие поддержки со стороны источников. [18] Корнелл отмечает, что если бы это было так, консулы и плебейские трибуны были бы отстранены от должности в начале второго децемвирата, а не первого. Более того, то, что второй децемвират был избран потому, что считалось необходимым наличие двух новых столов, подразумевает, что децемвират должен был быть временным органом на время выработки законов. То же самое относится и к попытке второго децемвирата продлить свою власть, делая вид, что они все еще работают над двумя последними таблицами. [19]
Роль децемвирата как новой магистратуры, заменившей консулов и плебейских трибунов, интерпретировалась как призванная реинтегрировать плебеев в римское государство путем устранения плебейских трибунов. Если бы это было так, то тот факт, что Ливий, по-видимому, предполагал, что в первом децемвирате заседали только патриции, был бы противоречием. Это, а также тот факт, что одним из децемвиров был Тит Генуций Авгурин , имевший плебейское имя, заставили некоторых историков отвергнуть как тот факт, что этот человек был децемвиром, так и существование второго децемвира, которое они считают вымыслом. [20] [21] Моммзен утверждал, что децемвират должен был быть открыт для плебеев с самого начала. [18]
Некоторые историки рассматривают резкий контраст между первым, хорошим децемвиратом и вторым, плохим, как легенду, объясняющую, что Двенадцать таблиц в целом хороши, а запрет браков между патрициями и плебеями - плох. Этот плохой закон был фиктивно приписан второму корпусу плохих децемвиров. Однако Корнелл утверждает, что эта точка зрения проблематична. Он задает два вопроса. Если это была выдумка для объяснения этого закона, то почему две последние таблицы (одна из которых содержала этот закон) были опубликованы консулами в 449 г. до н.э. после низложения плохого децемвирата? Почему закон, запрещающий браки между патрициями и плебеями, был составлен органом, состоящим как из патрициев, так и из плебеев (большинство членов второго децемвирата были плебеями)? [22]
В 2005 году историк Гэри Форсайт назвал второй децемвират неисторическим. Он приводит ряд аргументов в пользу своей точки зрения. Во-первых, это изобретение, созданное по мотивам истории о Тридцати Тиранах . Афины были вынуждены отменить свою демократию после поражения от Спарты , и ее заменила комиссия, которой было поручено разработать законы новой конституции. Они арестовали и казнили политических оппонентов и захватили власть. Многие афиняне бежали или были сосланы. Они сформировали ополчение и дошли до Пирея (Пирея, порта Афин), разгромили силы, посланные Тридцатью Тиранами, а затем заставили их отречься от престола и восстановить демократию. Форсайт видит сходство с историей децемвиров, когда республиканские должности были приостановлены и заменены децемвирами, которым также была поручена разработка новых законов, которые затем отказались покинуть свой пост, когда срок их полномочий истек, стали тираническими и были вынуждены уйти в отставку. отделение и республиканские офисы были восстановлены. Во-вторых, эта история соответствует греческой теории о том, что хорошая форма правления уступает место своей коррумпированной форме, которая, в свою очередь, ведет обратно к другой хорошей форме. Первый децемвират представляет собой «идеальное аристократическое правление в его идеальной форме, за которым следует коррумпированная олигархия второго, плохое правление которого приводит к восстанию и дальнейшим политическим изменениям». В-третьих, одного года и одного децемвирата должно было хватить, чтобы выработать не слишком сложное законодательство. [23]
Форсайт также говорит, что идея свержения децемвиров «могла быть подсказана более поздним римским историкам именами консулов 449 г. до н. э. Луция Валериуса Потита и Марка Горация Барбата ». Они были схожи с именами консулов 509 г. до н. э., года основания Римской республики ( Публий Валерий Публикола и Марк Гораций Пульвилл ). Республика была основана после свержения последнего короля Рима, который был тираном, в результате восстания и решения покончить с монархией. [24]
Корнелл считает, что история второго децемвирата вызвала множество вторичных разработок (более поздние дополнения), что некоторые из них временами романтизировали ее и что некоторые части истории вымышлены, но невозможно доказать, что вся история была вымышленной, и есть более убедительные случаи. необходимо сделать, чтобы поддержать эту точку зрения. Он добавляет, что «выявить вымышленные части не проще, чем решить, какие части могут быть основаны на реальных фактах». Он также отмечает, что традиция двух децемвиратов и разделения таблиц на группы по десять и по два существовала уже в середине второго века до нашей эры. Поэтому, хотя более поздние историки, представившие нам отчеты о децемвирате, могли добавить дополнительные подробности, нет никаких доказательств того, что они составили основную историю. [25]
Высказывались сомнения относительно истории Аппия Клавдия и Вергинии. Аппий Клавдий стал жертвой более поздней традиции враждебности по отношению к Клавдиям, его семье (Моммзен показал следы этого, но не видел в этом причины для отклонения этой истории); характер Верджинии имеет сходство с характером Лукреции, изнасилование которой привело к свержению монархии (Огилви отмечает, что в оригинальной истории, возможно, не были указаны имена и что ее могли называть «девушкой», а имя Верджиния ей приписывали позже, но она существовала); эта история стала предметом традиционной баллады. Корнелл утверждает, что такие возражения не доказывают, что «эта история является более поздним изобретением». [26] [27] [28]
История с посольством в Афинах для изучения Закона Солона маловероятна. Если бы оно досталось Афинам, к тому времени Закон Солона был бы заменен радикальными реформами Перикла в первой половине V века до нашей эры. Корнелл отмечает, что фрагменты Закона Двенадцати таблиц демонстрируют множество признаков греческого влияния и даже некоторые греческие заимствования. Он полагает, что источником, скорее всего, были греческие города южной Италии и что именно туда должны были быть направлены усилия по ознакомлению с греческими писаными законами. Он также указывает, что согласно альтернативной традиции децемвиров консультировал Гермодор Эфесский , греческий философ в изгнании. [26] [29] [30] [31]
Децемвири Стлитис Судья
[ редактировать ]decemviri stlitibus judicandis («десять мужчин, которые рассматривают судебные дела») был гражданским судом древнего происхождения (традиционно приписываемым царю Сервию Туллию ), который в основном занимался вопросами, касающимися статуса людей. Первоначально он служил присяжными, выносящими вердикты под председательством претора , но впоследствии эти децемвиры стали ежегодными младшими магистратами ( magistratus majores ) Республики, избираемыми Comitia Populi Tributa и входящими в состав Vigintisexviri («Двадцать шесть человек»). ). [32]
Светоний и Дион Кассий отмечают, что во время Цезарь принципата Август передал децемвирам председательство в судах центумвиров ( «Сотни человек»). Согласно имперскому закону, децемвират обладал юрисдикцией по делам, караемым смертной казнью.
Священное творение Децемвира
[ редактировать ]Децемвиры Сакрис Фасиундис (также называемые децемвирами Сакрорум ) имели религиозные функции и были результатом притязаний плебеев на равную долю в управлении государственной религией (пять децемвиров были плебеями, пять — патрициями). Впервые они были назначены в 367 г. до н.э. вместо патриция дуумвири («Двое мужчин»), который отвечал за заботу и консультирование о книгах Сивиллы , а также за празднование игр Аполлона . [32] Членство в этой церковной коллегии ( collegium коллегия была увеличена до квиндецимвирата, то есть коллегии из пятнадцати членов, и переименована соответствующим образом (см. quindecimviri saris faciundis ) было пожизненным, и в последнем столетии Республики, возможно, по решению Совета, ). диктатор Луций Корнелий Сулла ; диктатор Гай Юлий Цезарь добавил шестнадцатого члена, но этому прецеденту не последовали.
Земли Децемвира будут переданы
[ редактировать ]ager publicus Для контроля за распределением общественных земель время от времени назначался decemviri agris dandis adsignandis ( ) . [32]
См. также
[ редактировать ]- Конституция Римской республики
- Триумвират - режим, в котором доминируют три человека.
- Септемвир
- Двадцать семь – Коллегия младших магистратов Римской республики.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ливий, История Рима , 3.32.
- ^ Клэй, Агнес (1911). «Децемвири». В Чисхолме, Хью. Британская энциклопедия 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Ливий, История Рима , 3.33.
- ^ Ливий, История Рима , 3.33.3-5.
- ^ Ливий, История Рима , 3.33.7.
- ^ Ливий, История Рима , 3.33.7-10, 34.
- ^ Ливий, 3.3.35-38.1-2
- ^ Ливий, 3.3.38-42.
- ^ Ливий, 3.44-48.
- ^ Ливий, 3.49-50.
- ^ Ливий, 3.50-51.
- ^ Ливий, 3.52
- ^ Ливий, 3.53-54.
- ^ Ливий, 3.55
- ^ Ливий, 3.57-10.
- ^ Нибур, История Рима (1837). II, с. 334
- ^ Де Мартино История римской конституции, II (1972), с. 308
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Моммсем, Римские исследования , I (1864), с. 296
- ^ Корнелл, Т.Дж., Начало Рима , с. 273–274
- ^ Белох, Римская история до начала Пунических войн , 1896, с. 326
- ^ Драммонд А., Кембриджская древняя история VII.2 1989, стр. 113–142.
- ^ Корнелл, Т.Дж., Начало Рима , с. 274
- ^ Форсайт, Г., Критическая история раннего Рима , стр. 223–324.
- ^ Форсайт, Критическая история раннего Рима , с. 223
- ^ Корнелл, Т.Дж., Начало Рима , стр. 274–275.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корнелл, с. 275
- ^ Моммзен, Roman Research , I (1864), стр. 285–318.
- ^ Огилви Комментарий к Ливи , (1965) стр. 67
- ^ Плиний Старший, Естественная история , 32.21.
- ↑ Страбон, География , 14.1.25.
- ^ Помпоний, 1.2.2.4
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Клей, Агнес (1911). Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 912. » В
Источники
[ редактировать ]- В эту статью также включен текст, являющийся общественным достоянием, из «Словаря греческих и римских древностей» 1875 года .