Jump to content

Юс

Бронзовая табличка в Капитолийских музеях, на которой записан закон Сената, ныне называемый Lex de Imperial Vespasiani , устанавливающий Веспасиану его императорский мунус . В разделе VI говорится, что «все, что он считает способным способствовать благосостоянию государства... он имеет полное право (ius) и полномочия (potestas) делать». [1] Этот сенатский совет дает императору абсолютное право принимать решения - концепция, позже принятая абсолютными монархиями Европы. Это законодательство предотвратило любые вопросы о том, имел ли император право осуществлять власть государства так, как ему заблагорассудится. На самом деле такой допрос был противозаконным, поскольку ущемлял права императора. За такие допросы часто применялась смертная казнь, в зависимости от императора (но не при Веспасиане, который считался хорошим императором).

Jus или Jus ( лат ., множественное число juras ) [2] в Древнем Риме было право, на которое гражданин ( civis ) имел право в силу своего гражданства ( civitas ). Юра означал закон определялась законами, поэтому ius иногда . Когда человек обращался в суд, чтобы защитить свои права, ius также означал справедливость и место, где искали справедливость. [3]

В целом римляне ценили свои права как величайшее благо римского гражданства ( civitas romana ), в отличие от гражданства других городов-государств, находящихся под юрисдикцией Рима, но без римских прав. Аутсайдеры ( перегрини ) и вольноотпущенники ( либертини ) волей-неволей использовали римских юристов для представления своих интересов в делах, предпринимаемых под юрисдикцией римского права. Представительство было одним из гражданских обязательств ( munera ), которые граждане несли перед государством. Эти munera (по причине которых граждане были муниципалитетами ) включали военную службу, а также уплату налогов, но специальные обязательства также могли быть связаны с функциями выборных должностей или возлагались правительством, например, оплата расходов на содержание дорог или акведуков. Некоторые из этих функций были очень прибыльными, например сбор налогов, поскольку сборщик собирал гораздо больше, чем он был должен правительству, но по большей части чиновники назначались за свое богатство и должны были брать на себя расходы в качестве своего дохода . Если они этого не делали, их судили, а иногда и казнили. Нарушение Юра других граждан, находящихся в должности или вне ее, была серьезным делом, за которое могла грозить смертная казнь.

Значения имени иус

[ редактировать ]

Юс в древнеримском праве имел два основных значения, которые до сих пор отражены во французском droit , немецком Recht , английском праве и кастильском derecho . [4] Фердинанд Маккелди, юрист XIX века, проанализировал их на два принципа: ius — это закон, набор обязательных правил ( Jus est norma agendi , «закон — это правило поведения»), который он назвал объективным или позитивным правом, и совокупность возможностей действовать ( Jus est facultas agendi , «закон есть лицензия на действие»), которую он называл субъективным правом, или обязанностями. [5]

Честно и хорошо

[ редактировать ]

определили Юс Юристы Публий Ювентий Цельс и Юлий Паулюс как aequum et bonum , «справедливый и честный», или справедливость. [6] Юриспруденция была искусством добиваться этого посредством применения законов; таким образом, ius был законом в абстрактном смысле, как и в английском использовании термина «закон». Юра представляла собой «все законы» ( iura populi Romani ), а не список всех законов, а сам принцип законности, который мог применяться посредством этого закона или магистратами и юристами Рима посредством споров в судах. . Ius мог бы быть чем-то меньшим, чем весь свод законов, если бы специальные области обозначались прилагательным, например ius publicum , «публичное право», в отличие от частного права.

Действительные законы ( leges ), или писаные статуты, были лишь конкретными инструментами, с помощью которых ius применялся . Юс был законом в его самом широком смысле или его идеальным состоянием, стоящим над случайными декретами, которые принимало государство, и не подверженными влиянию - отсюда различие между английскими терминами «справедливость» и «законодательство».

Права и полномочия

[ редактировать ]
Олицетворение справедливости Бернара д'Агески . La Justice держит в одной руке весы, а в другой - книгу с надписью «Dieu, la Loi, et le Roi» (Бог, Закон и Король) на одной странице и Золотое правило на другой.

Юс как закон обычно был прерогативой римских аристократов, из числа которых выбирались магистраты и которые часто защищали клиентов в суде. На более практическом уровне население Рима ежедневно сталкивалось с основным значением слова «ius» . Они поняли, что у них есть права. Более того, эти права можно было бы назвать и перечислить в формулах, начинающихся со слова ius, за которым следует описательная фраза, чаще всего в родительном падеже: «право…».

Блэк определяет право в смысле права как «власть, привилегию, способность или требование, присущие одному человеку и относящиеся к другому». [4] Эта власть, или потестас , представляла собой лицензию, регулирующую поведение между людьми, предоставленную конституцией. Он определял, что один гражданин или группа граждан может или не может сделать в отношении другого; т. е. потестас следует перевести как власть, которую обладание юрой давало отдельным лицам. Человек может действовать социально sui iuris , от своего имени, отстаивая свои права, или от имени другого, Alieni iuris , в ответ на требование служить своему праву, находясь под его властью.

Это был принцип, обязательный для солдат в армии: консул или командир какого-либо другого ранга имел право требовать государственной службы в армии от граждан, находившихся тогда в его подчинении. Таким образом, магистраты имели право и власть призывать людей в армию в любое время, но это требование никогда не было частным делом; мужчины были собраны на законных основаниях, а отбор производился командирами частей. Обычно право собрать легион из определенного населения для определенной цели в условиях Римской республики должно было быть предоставлено senatus Consultum , декретом Сената.

в Римской империи император Точно так же («командующий») с юридической точки зрения был главным магистратом, основным правом которого было управление всеми общественными делами, в которых он мог требовать помощи от кого угодно в любое время. Циничные требования плохих императоров и выгодные требования хороших императоров подробно описаны историками империи, такими как Тацит .

В приведенном ниже списке представлены юры из разных ветвей римской цивилизации. Юс Римской Древнего Рима, отмеченный императорским орлом, обычно начинается в Римской республике и продолжается на протяжении всей империи . Юс Римской Священной империи отмечен двуглавым орлом . Этот термин используется в данной статье в общем смысле и означает также Каролингскую империю , названную в честь Карла Великого , имевшего титул императора Священной Римской империи . Его владения также включали территорию, которая сейчас является Францией. Его юра отражает ранние германские законы. Их чаще можно встретить в качестве правовых принципов в современных европейских странах. Юры , возникшие и сохранившиеся прежде всего как каноническое право, отмечены гербом Святого Престола .

Имя Дословный перевод Провенанс, Юрисдикция Описание
право воздержания с возможностью воздержания, дополненной преимуществами воздержания
Право на отказ, дополненное правом отказа Римская республика по своим притязаниям, основанным на Двенадцати таблицах , дополненных Преторианским эдиктом , Римская империя В соответствии с высоким значением, которое римляне придавали семье, они разработали сложную систему передачи семейных прав и собственности. То, что любая семья исчезает из-за отсутствия наследников, было отвратительно.

Наследование ( haeditas ) начиналось с прав ( iura ) и имущества ( bona ), которыми обладал гражданин, независимо от того, были ли наследники, сдававшие его в аренду в будущем. Пока гражданин его арендовал. Его гражданским долгом было найти наследников ( haeres ). Предпочтительным способом сделать это было завести детей и назначить их наследниками в завещании ( testamentum ). Они были voluntarii (или extranei или sui ), потому что у них было ius abstinendi , содержащее право ( potestas ) отказа. Они могли бы сделать это, если бы поместье было безнадежно обременено долгами. Если владелец имущества умирал, не оставив завещания, закон назначал наследников, предпочтительно других родственников, которых называли necessarii , поскольку они не имели права отказа. [7]

Харедитас сегодня не присуждался автоматически ересу, как . После смерти наследодателя в наследстве наступил период ожидания ( delatio ), в течение которого наследники должны подать заявление и либо доказать, что они имеют право быть наследниками, либо быть дисквалифицированы. На данный момент «Волонтарии» заявят о своем намерении принять или отклонить предложение. Если не было найдено квалифицированных наследников, хаередита возвращались в собственность государства, прекращая семейную линию, что не считалось желательным результатом. , римского магистрата, задачу поиска наследников Преторианский эдикт возлагал на претора , который мог назначать управляющего ( владелец bonorum ). До того, как он это сделал, считалось, что завещание ожидающего наследства продолжит наследодателя. Владелец принимал титул так, как если бы завещание было его собственным. Он был necessarius , но претор мог предоставить ему по заявлению beneficium abstinendi , привилегию отказа.

После утверждения наследников поместье вступило в стадию приобретения . Завещание . теперь не имело никакой силы Римские завещания никогда не распространялись на завещателя. Он и любой владелец в это время были освобождены. Все сонаследники должны были быть добровольными или всеми необходимыми ; смешанное наследование не допускалось. Если наследников не нашлось, имение оставалось за владельцем, так как он уже освободил завещателя.

право на злоупотребления
право на потребление Римско-католическая церковь, 14 век. Разработан кардиналом Бертраном де ла Туром в поддержку позиции Папы Иоанна XXII в его Ad булле Conditorem Canonum , изданной 8 декабря 1322 года. Право , также известное как ius Consumer , основывается на римском ius utendi , утверждая, что не только владелец имеет право использовать свою собственность по своему усмотрению, но и потреблять ее. Этот закон устанавливает, что Христос и апостолы «имели право пользоваться, расходовать, продавать, дарить или приобретать» собственность. [8]
право на увеличение
право увеличения, начисления, приумножения или приращения Римская республика , Римская империя В Древнем Риме право прироста принадлежало сонаследникам ( haeres ), мужского или женского пола, ожидаемого наследства ( haereditas ), которое должно было передаваться по завещанию ( testamentum ) или по закону в случае наследования без завещания. Если кто-либо из наследников умрет или утратит по каким-либо причинам право на наследование до смерти завещателя, доля остальных наследников увеличивается на процент от освободившейся доли. Это правило имело преимущественную силу над любым завещанием, оставленным умершим наследником. Альтернативы могут быть обозначены при некоторых обстоятельствах. Были исключения и условия, которые требовали судебного разбирательства. Освободившиеся акции, для которых не удалось найти наследников, были переданы государству. [9]

В 9 г. н.э. lex Pappia et Poppaea модифицировал Lex Julia 18 г. до н. э. (ранняя империя), и по этой причине его неофициально называли Lex Julia et Pappia Poppaea. Он исключал право наследования для келеба , не состоящего в браке человека, мужчины или женщины, если он или она не вступили в брак в течение 100 дней после смерти завещателя. Также были исключены орби , или бездетные пары в возрасте от 25 до 60 лет для мужчин и от 20 до 50 лет для женщин. Целью закона было препятствовать бездетности. Император Юстиниан устранил эти условия, восстановив республиканскую форму в пользу христиан, решивших жить безбрачно.

Право на наследство иногда называют правом наследования , современным термином, обозначающим распоряжение совместной собственностью оставшимся в живых, восходящим к средневековью. Accrescendi , однако, не означает выживание; более того, римское использование распространялось только на выживание сонаследников. Хотя общие правила выживания, несомненно, произошли от ius accrescendi , они не совпадают с римскими.

право на вещь , право на человека , личное право
право на вещь, право на человека Впервые известен в «Брахилоге» , сочинении XII века, предполагающем создание древнеримской юры , но на самом деле содержащем юру средневековых королевств и других институтов, официальным языком которых была латынь. В древности от него нет и следа. Считается, что источником было каноническое право. Впоследствии оно стало основой гражданского права во многих странах, произошедших от Римской империи . Право на предъявление иска к лицу о понуждении к исполнению обязательной услуги или выдаче причитающейся вещи. [10] Римляне добились бы того же результата с другими iura , как правило, в соответствии с уголовным правом, например, в случае карательного действия, возбужденного против магистрата за неисполнение обязательств.
право иностранцев юриспруденция Элия Эта фраза не является юридическим законом , сводом законов или каким-либо законом или каким-либо другим публичным постановлением, а является названием отсутствующей и неизвестной книги, написанной во времена Римской республики . О книге больше ничего не известно, кроме того, что Секст Элий Паэт Кат , консул в 198 г. до н. э., написал ее в трех частях: законы Двенадцати таблиц , толкование и некоторые случаи ( actiones ), из-за чего книга также называлась Трипертита . Какое имя было оригинальным, остается неизвестным. Касались ли дела таблиц или были ли они новыми по форме или содержанию, или же какое значение имела книга в римской юриспруденции, остается чисто предположением, поскольку других доказательств не существует. [11]
право эснеции
принцип первенца Первородство было неизвестно римлянам классического и имперского периодов. Это не было правом, законом или правовым принципом, каким-либо образом связанным с Римом. [12] Этот принцип применялся к наследованию некоторых феодальных владений среди германских племен в средние века и в наше время получил юридический латинский термин ius . Позднелатинское aesnecia или aesnetia , англизированное до aesnecy или esnecy, было состоянием старшего рождения любого пола, от старофранцузского aisne < ainznez , состояние быть ainz , первым (рожденным), в отличие от secunz . [13] Хотя Беда заметил, что саксы до завоевания Британии признавали старшего сына главой семьи и отдавали ему предпочтение при наследовании, первородство не стало принципом законодательства до Священной Римской империи , когда возникла необходимость классифицировать поместья как делимые и неделимые. Последние сохранялись нетронутыми для поддержки армии. Следовательно, они должны быть унаследованы одним человеком (рыцарем), старшим по обычаю. [14]
право албанца или право альбиноса
право чужого наследства Хотя это право зародилось в Священной Римской империи и существовало в других рефлекторных государствах, таких как Бремен , оно использовалось преимущественно в ранней Франции, где оно стало droit d'aubaigne , droit d'aubaine или droit d'aubenage . Позднелатинское albinatus , «иностранец», и albanagium , «состояние чужеземца», происходит от слова, обозначающего «чужой», человека из-за пределов королевства, проживающего внутри него (например, торговца). [15] В франкский период они были известны как Альбани, Альбини, Алибини, Альбаники и Обани.
  • Юс альбанагии . Право конфискации имущества иностранца, ср. Право д'Обена (ius Albinatus).
  • Юс Альбинатус . В старом французском праве. droit d'aubaine во Франции, согласно которому король в случае смерти иностранца имел право на всю его собственность, если только у него не было особого исключения. Отменено французскими законами в июне 1791 г., см.:
  • Albanagium — В старом французском праве состояние отчужденности, то есть быть иностранцем или иностранцем.
  • Альбанус — В старом французском праве чужак, иностранец или иностранец.
  • Albinatus — В старом французском праве состояние иностранца или иностранца.
  • Ius angariae . Право ангари , т. е. в международном праве право воюющей стороны захватывать нейтральные корабли на своей территории и использовать их для перевозки, если возникнет такая необходимость. Также право воюющей стороны захватывать, использовать или уничтожать собственность нейтральных государств, временно находящуюся на ее территории или на территории противника.
  • Я англорум . Законы и обычаи западных саксов времен Гептархии, по которым долгое время управлялся народ и которые предпочитались всем остальным.
  • Ius aquaeductus . В гражданском праве — название сервитута, дающего помещику право проносить воду через чужую землю или с нее.
  • Jus Banci . В старом английском праве право судебной коллегии — право или привилегия иметь возвышенное и отдельное место судебного разбирательства, в древности предоставлявшееся только королевским судьям, которые, следовательно, считались, отправляли высшее правосудие ( summam administrant justitiam .) Блаунт.
  • Jus belli . Право войны — право народов применительно к состоянию войны, в частности определяющее права и обязанности самих воюющих держав и нейтральных наций. Право войны; те действия, которые могут быть совершены без несправедливости по отношению к врагу.
  • Просто Bellum Dicendi Право объявлять войну.
  • Каноническое право Каноническое право
  • Я гражданский . В римском праве - законы, вытекающие из статутов и декретов, регулирующих деятельность граждан, разработанные комментаторами римского права. Согласно различению, проведенному Гаем, ius Civile — это закон, применимый только к римским гражданам; ius gentium управлял иностранцами или применялся в делах, касающихся как римлян, так и иностранцев.
  • Гражданский закон . Гражданское право. Система права, свойственная одному государству или народу. Инст 1, 2, 1. В частности, в римском праве — гражданское право римского народа в отличие от jus gentium . Этот термин также применяется к своду законов, который решительно называется «гражданским правом».
и Гражданское право право gentium различаются следующим образом. Все люди, управляемые законами и обычаями, пользуются законом, частью своим, частью общим для всех людей. Закон, установленный каждым народом для себя, свойственен самому государству и называется jus Civile , поскольку он свойственен самому этому государству. Закон, который стал общепринятым среди всех людей, закон, который одинаково охраняется у всех народов, называется jus gentium , «и все народы пользуются им, как если бы это был закон. Поэтому римский народ пользуется закон, частично свойственный самому себе, частично общий для всех людей». Хантер, Ром. Закон, 38.
Но это не единственное и даже не общепринятое использование этих слов. они главным образом имели в виду Когда римские юристы говорили о праве гражданского права, не местное право в отличие от космополитического права, а старый закон города в отличие от нового закона, введенного претором ( jus proetorium, jushonorarium ). В значительной степени, несомненно, jus gentium совпадает с jushonorarium , но соответствие не является совершенным. Идентификатор. 39.
  • Jus Civile est quod sibi populus constituit . «Гражданское право — это то, что народ устанавливает для себя». Инст. 1, 2, 1; Джексон против Джексона, 1 Джонс. (Нью-Йорк) 424, 426.
  • Ius civitatus . Право гражданства; свободу города Рима. Оно отличается от jus quiritium , которое включало в себя все привилегии свободного уроженца Рима. Разница во многом такая же, как между «денизацией» и «натурализацией». Уортон.
  • Jus клоаки . В гражданском праве право на канализацию или дренаж. Сервитут, заключающийся в праве иметь канализацию или проводить поверхностные воды через дом или по земле соседа. Мачельд. ПЗУ. Закон, статья 317.
  • Я общаюсь . В гражданском праве общее право; общее и естественное правило права, в отличие от права единственного числа . Маккелд. ПЗУ. Закон, статья 196.
В английском праве: общее право, отвечающее саксонскому фолькрайту, 1. Bl. Комм. 67.
  • Jus constitui oportet in quae ut plurimum Accidunt non quae ex inopinato . «Законы должны приниматься с учетом тех случаев, которые случаются чаще всего, а не тех, которые происходят редко или случайно». Копать. 1, 3, 3; Брум, Макс. 43.
  • Право на потребление См. право на злоупотребления .
  • Jus coronae . В английском праве — право короны или на корону; право наследования престола. 1 бл. Комм. 191; 2 Стеф. Комм. 434.
  • Jus cudendae monetae . В старом английском праве — право чеканки денег. 2 Как. Государственный Тр. 118.
  • Jus curialitatis . В английском праве — право на вежливость. Спелман.
  • Просто посмейте . Дать или издать закон; функции и прерогативы законодательного ведомства.
  • Jus deliberandi . В гражданском праве право на совещание. Срок, предоставляемый соответствующим должностным лицом по просьбе призванного к наследству (наследника), в течение которого он имеет право исследовать его состояние и решить, примет ли он его или откажется от него. Маккелд. ПЗУ. Закон, § 742; Гражданский. Код Ла арт. 1028.
  • Закон сошел, а не земля . Право нисходит, а не земля. Ко. Литт, 345
  • Jus devolutum . Право церкви представить служителя в вакантный приход в случае, если покровитель не воспользуется своим правом в течение срока, установленного законом.
  • Просто кости . Объявлять закон; сказать, что такое закон. Провинция суда или судьи. 2 Иден, 29 лет; 3 П. Победы. 485.
  • Jus disponendi . Право распоряжения (вещью, находящейся в собственности) — атрибут dominium , или собственности.
  • Jus дивиденди . Право распоряжения недвижимым имуществом по завещанию. Дю Канж.
  • Jus duplicatum . Двойное право; право владения, соединенное с правом собственности; иначе называемое « право-право ». 2 бл. Комм. 199.
  • Ius edicendi . Право курульных магистратов (т. е. эдилов, преторов, квесторов и губернаторов провинций) издавать указы, касающиеся сферы их юрисдикции (« ius edicere »).
  • Jus est ars boni et aequi . «Право – это наука о том, что хорошо и справедливо». Копать. 1, 1, 1, 1; Бракт, л. 2б.
  • Jus est Norma Recti; et quicquid - это противоречие норме, прямая травма . «Закон – это правило права; и все, что противоречит правилу права, является вредом». 3 Буст. 313.
  • Jus et fraus numquam сожитель . «Право и мошенничество никогда не сосуществуют вместе». 10 Коксовая, 45а. Применяется к названию закона. Идентификатор. ; Лучший, Ев. п. 250, статья 205.
  • Ex injuria jus non oritur . «Правильное возникает (или не может) возникнуть из неправильного». Брум, Макс. 738. примечание; 4 Бинг. 639.
  • Jus falcani . В старом английском праве — право скашивания или стрижки. Флета, либ. 4, с. 27, § 1.
  • Jus feciale . В римском праве — закон оружия или герольдов. Рудиментарный вид международного права, основанный на правах и религиозных церемониях разных народов.
  • Jus fiduciarium . В гражданском праве — трастовое право, в отличие от jus legitimum , законного права. 2 бл. Комм. 328.
  • Юс Флавиан . В древнем римском праве — свод законов, составленный Гнеем Флавием, клерком Аппия Клавдия, на основе материалов, к которым он имел доступ. Это была популяризация законов. Маккелд. ПЗУ. Закон §39.
  • Jus fluminum . В гражданском праве право пользования реками. Лоче. де-юре март lib. 1, в, 6.
  • Jus fodiendi . В гражданском и староанглийском праве — право копать на чужой земле. Инст. 2, 3, 2; Прицветник. фол. 222.
  • Я дружу . Другой атрибут dominium , или собственности: право или власть пожинать плоды или прибыль, например, путем сбора урожая или получения ренты от собственности.
  • Jus futurum : В гражданском праве будущее право; зачаточное, зарождающееся или ожидаемое право, еще не полностью реализованное. Это может быть либо jus delatum , когда последующее приобретение или передача права зависит лишь от воли лица, которому оно должно быть передано, либо jus nondum delatum , когда оно зависит от будущего возникновения других обстоятельств или условий. Маккелд. ПЗУ. Закон, § 191.
  • Jus gentium . Закон народов. Тот закон, который естественный разум установил среди всех людей и который одинаково соблюдается среди всех народов, называется законом народов, «как закон, которым пользуются все народы». Инст 1, 2, 1; Копать. 1, 1, 9; 1 бл. Комм. 43; 1 Кент, сообщение. 7; Маккелд. ПЗУ. Закон, § 125.
Хотя эта фраза имела в римском праве значение, которое можно передать нашим выражением «право народов», ее не следует понимать как эквивалент того, что мы сейчас называем «международным правом», поскольку его сфера применения гораздо шире. Первоначально это была система права, или, точнее, справедливости, собранная ранними римскими юристами и магистратами из общих элементов обычаев старых италийских племен – то есть наций, родов , за которыми они имели возможность наблюдать. [ нужны разъяснения ] — использоваться в случаях, когда гражданское право не применимо; то есть в делах между иностранцами или между римским гражданином и иностранцем. Принцип, на основе которого они исходили, заключался в том, что любое верховенство права, общее для всех известных им наций, должно быть внутренне согласующимся с правильным разумом и, следовательно, фундаментально действительным и справедливым. От этого был легко перейти к обратному принципу, а именно, что любая норма, которая инстинктивно подчинялась их чувству справедливости и разуму, должна быть частью jus gentium . Таким образом, последний термин в конечном итоге стал синонимом «справедливости» (как ее понимали римляне) или системы преторианского права.
Современные юристы часто используют термин ius gentium privatum для обозначения международного частного права или того предмета, который иначе называют «коллизией законов»; и ius gentium publicum для международного публичного права или системы правил, регулирующих отношения наций друг с другом как с личностями.
Юс гентиум . В раннем римском праве — закон, которому соблюдались все народы, близкий к естественному праву . В этом универсальном смысле оно использовалось более конкретно для описания международного права, которое регулировало отношения Рима с другими государствами. Следуя работам Гая, этот термин стал использоваться более узко для обозначения закона, действовавшего среди иностранцев, а также среди римлян и иностранцев. Иноземцы и правовые отношения римлян с ними регулировались ius gentium .
  • Юс гладии . Правая часть меча; исполнительная сила закона; право, полномочия или прерогатива наказывать за преступление. 4 бл. Комм. 177.
  • Юс хабенди . Право иметь вещь. Право на фактическое владение имуществом. Левин, Трасты, 585.
ius habendi et retinendi . Право иметь и удерживать прибыль, десятину, пожертвования и т. д. приходского дома или пасторского дома.
  • Право наследования . Право наследования.
  • Я хауриенди . В гражданском и староанглийском праве — право на забор воды. Флета, либ. 4, с. 27, 5 1.
  • Юс гонорар . Свод римского права, состоявший из указов высших магистратов, в частности преторов.
  • Я воображаю . В римском праве право использовать или демонстрировать изображения или статуи предков; в некоторой степени аналогично праву в английском праве носить герб.
  • Юс иммунитета . В гражданском праве - закон об иммунитете или освобождении от бремени государственной должности. Копать. 50, 6.
  • Я лично . Право на личность; право, которое дает его обладателю право обязать другое лицо дать или обеспечить, сделать или не сделать что-либо.
  • Я в ре . «право на вещь» — контраст ius ad rem .
Ius in re propria , обозначающий полную собственность; в отличие от jus in re Aliena , простого сервитута
Я снова наследую ossibus usufructarii . «Право на вещь принадлежит узуфруктуару».
  • Юс инкогнитум . Неизвестный закон. Этот термин применяется гражданскими лицами к устаревшим законам. Бойер, мод. Гражданское право. 33.
  • Ius individuum . индивидуальное или неделимое право; право, не подлежащее разделению. 36 англ. Закон и уравнение. 25.
  • Я курсив . Термин римского права, описывающий совокупность прав, привилегий и привилегий, которыми обладали города и жители Италии за пределами города Рима, а затем распространившийся на некоторые колонии и провинции империи, заключающийся главным образом в праве иметь свободную конституцию, быть освобожденным от земельного налога и иметь право собственности на землю, рассматриваемую как собственность Квиритии. См. Гиббон, Рим. Эмп. в. XVII; Маккелд. ПЗУ. Закон, § 43.
Jus jurandi forma verbii Different, re convenit; hunc enim sensum habere debet: ut Deus invecetur . Грот, де Юр. В., 1. 2, эл. 13, § 10. «Форма принесения клятвы различается по языку, согласуется по смыслу, ибо она должна иметь такой смысл: что призывают Божество».
  • Юс Латий . В римском праве — право Лациума или латинян. Главной привилегией латинян, по-видимому, было использование собственных законов и неподчинение указам претора, а также то, что они время от времени имели доступ к свободе Рима и к участию в его священных обрядах. Батл. Нор. Юр. 41.
  • Закон Лациума Верховенство права, применимое к магистратам в Лациуме.
  • Ius legitimum . Юридическое право в гражданском праве. Право, которое могло быть обеспечено в соответствии с обычным законом. 2 бл. Комм. 328.
  • Я марити . Право мужа; особенно право, которое муж приобретает на движимое имущество своей жены в силу брака. 1 Форб. Инст. точка. 1, с. 63.
  • Я мерум . В старом английском праве это простое или голое право; просто право собственности на землю, без ни владения, ни даже права владения. 2 бл. Комм. 197; Прицветник фол. 23.
  • Ius naturae . Буквально «закон природы». В римском праве почти синоним ius naturale — закона, который поддерживается естественным разумом и, следовательно, закона, который соблюдается или должен соблюдаться законами всех наций. Таким образом, ius naturae считалось, что поддерживает ius gentium в его универсальном смысле. Однако даже эти отношения не всегда совпадают: известно, что во введении к «Институтам» Юстиниана рабство запрещено по природе, но разрешено ius gentium . Несмотря на это, существовало общее мнение, все более заимствованное из римских писаний эпохи Возрождения и раннего Нового времени, что гражданское право должно отражать обязательства естественного права, особенно когда естественное право требовало свободы.
  • Ius naturale . Естественный закон , или закон природы; закон или правовые принципы, которые, как предполагается, могут быть обнаружены с помощью света природы или абстрактного рассуждения или должны быть преподаны природой всем народам и людям в равной степени; или закон, который должен управлять людьми и народами в естественном состоянии, то есть до появления организованных правительств или принятых законов. Это представление зародилось у римских юристов-философов и постепенно расширялось, пока эта фраза не стала обозначать предполагаемую основу или субстрат, общий для всех систем позитивного права и, следовательно, обнаруживаемый в большей или меньшей чистоте в законах всех стран. нации. И наоборот, они считали, что если какое-либо правило или принцип права соблюдается совместно всеми народами, с системами которых они знакомы, то оно должно быть частью естественного права или вытекать из него. Таким образом, фразы « ius naturale » и « ius gentium » стали использоваться как синонимы.

Как сказал римский юрист Ульпиан, «то, чему природа научила всех животных». Для большинства произведений классического римского права является синонимом ius naturae . Однако из сочинений Павла термин ius naturale приобрел смысл идеала закона, quod semper est bonum et aequum — тех действий, которые всегда честны и справедливы. Этому смыслу следуют томистские концепции естественного права, или lex naturalis .

Это естественное право, имеющее такую ​​же силу, как и мужчины . «Естественное право — это право, обладающее одинаковой силой среди всего человечества». 7 Кокс, 12.
  • Я навиганди . Право навигации или навигации; право торговли на кораблях или морем. Локк. де-юре март lib. 1, с. 3.
  • Ius necis . В римском праве — право на смерть или казнь. Право, которое в древности имел отец на своих детей.
  • Jus нон хабенти тут нон паретур . «Тому, кто не имеет права, нельзя безопасно подчиняться». Хоб. 146.
  • Jus non patitur ut Idem bis solvatur . «Закон не допускает, чтобы за одно и то же платили дважды».
  • Ius нон скриптум . Неписаное право, обычное право. Инст. 1, 2, 9. 1 бл. Комм. 64.
  • Я предлагаю . В римском праве — право суброгации , то есть право наследования и приоритета старшего кредитора при предъявлении или выплате в суд причитающейся ему суммы. См. Маккелда. ПЗУ. Закон, § 355.
  • Юс папирианум . Гражданское право Секста Папирия . Название самого раннего собрания римских leges curiatae , которое, как говорят, было составлено во времена Тарквиния, последнего из царей, великим понтификом по имени Секст или Публий Папирий. Сейчас сохранилось очень мало фрагментов этой коллекции, и их подлинность подвергается сомнению. Маккелд. ПЗУ. Закон, § 21.
  • Я пассенди . В гражданском и старом английском праве право выпаса скота. Инст. 2, 3, 2; Брак, ребята. 53&, 222.
  • Юс патронатус . В английском церковном праве — право патронажа; право представления делопроизводителя бенефициару. Блаунт.
Комиссия епископа, в которой предлагаются две презентации при одном и том же отказе, обычно направляется его канцлеру и другим компетентным ученым лицам, которые должны созвать жюри из шести священнослужителей и шести мирян, чтобы выяснить и выяснить, кто является законным покровителем. 3 бл. Комм. 246; 3 Стеф. Комм. 517.
  • Право на деньги . Правило денег. [16] [17]
  • Ius personarum . Права личности. Те права, которые в гражданском праве принадлежат лицам как таковым или в их различных характерах и отношениях; как родители и дети, хозяева и слуги и т. д.
  • Ius poenitendi . В римском праве — право расторжения или отзыва исполнительного договора в случае невыполнения другой стороной своей части договора. См. Маккелда. ПЗУ. Закон, § 444.
  • Юс портус . В морском праве — право порта или гавани.
  • Право владения . Право владения.
  • Ius possidendi . Один из атрибутов доминиума, или собственности: право или власть владеть собственностью.
  • Юс постлиминий . В гражданском праве - право постлиминии, т. е. право или требование лица, которому восстановлено владение вещью или прежнее состояние, рассматриваться так, как если бы оно никогда не было лишено этой вещи. Копать. 49, 15, 5 ; 3 бл. Коним. 107, 210.
В международном праве — право, по которому собственность, захваченная врагом и отбитая или спасенная у него согражданами или союзниками первоначального владельца, возвращается последнему на определенных условиях. 1 Кент, Корнм. 108.
  • Я пресенс . В гражданском праве настоящее или закрепленное право; право уже полностью получено. Маккелд. ПЗУ. Закон, §191.
  • Юс преториум . В гражданском праве — усмотрение владельца , в отличие от leges или действующих законов. 3 бл. Комм. 49. Такого рода законы преторы ввели с целью облегчить, дополнить или исправить гражданское право на благо общества. Копать. 1, 1, 7. Также называется «право гонорара» .
  • Ius precarium . В гражданском праве - право на вещь, принадлежащее другому лицу, для которого нет средств правовой защиты, а только мольба или требование. 2 бл. Комм. 328.
  • Я представляю . Право представления.
  • Ius privatum . Частное право; закон, регулирующий права, поведение и дела отдельных лиц, в отличие от «публичного» права, которое касается конституции и функций правительства, а также отправления уголовного правосудия. См. Маккелда. ПЗУ. Закон. 124. Также частная собственность, или право, титул или доминирование частного собственника, в отличие от ius publicum , который обозначает общественную собственность, или владение собственностью правительством, либо в рамках территориального суверенитета, либо в доверительном управлении. польза и преимущество широкой публики. В этом смысле государство может иметь двойное право на данную собственность, например, на земли, покрытые судоходными водами в пределах его границ, включая как ius publicum , суверенный или политический титул, так и ius privatum , частную собственность. См. Окленд против компании Oakland Water Front Co., 118 Cal. 160, 50 Пак. 277.
  • Я запрещаю . Атрибуты доминиума, или собственности: право или власть запрещать другим использовать собственность, будь то путем владения в одиночку, выращивания или сбора урожая, использования или получения ренты от собственности.
  • Я проджичиенди . В гражданском праве — название сервитута, заключающегося в праве соорудить из своего дома выступ, например балкон или галерею, на открытом пространстве, принадлежащем соседу, но не опираясь на его дом. Копать. 50, 10, 242; Идентификатор. 8, 2, 2; Маккелд. ПЗУ. Закон, § 317.
  • Право собственности . Право собственности в отличие от права владения. Бракт, л. 3. Названный Брэктоном « jus merum », это просто то же самое; 2 бл. Комм. 197; 3 бл. Комм. 19, 176.
  • Я протегенди . В гражданском праве — название сервитута. Это право, согласно которому часть крыши или черепицы одного дома может распространяться на соседний дом. Копать. 50, 16, 242, 1; Идентификатор. 8, 2, 2П; Идентификатор. 8, 5, 8, 5.
  • Ius publicum . Публичное право или закон, касающийся конституции и функций правительства и его должностных лиц, а также отправления уголовного правосудия. Также общественная собственность или первостепенное или суверенное территориальное право или титул государства или правительства. См . Jus Privatum .
Публичное и частное право, собранное из естественных предписаний, или национальных, или гражданских; и то, что называется правом в писаном законе, считается правом в законе Англии . Ко. Литт. 185. «Публичное и частное право составлено из естественных принципов, как наций, так и штатов; и в гражданском праве оно называется «ius». В законодательстве Англии оно называется «правом»».
Jus publicum privatorum pactis mutari non potest . «Публичный закон или право не могут быть изменены соглашениями частных лиц».
  • Ius quaesitum . Право требовать или получать возмещение; например, в обязательстве имеется обязательность должника, а jus quaesitum у кредитора - . 1 Белл, сообщение. 32:!.
  • Юс Квириций . Так назывался старый римский закон, который первоначально распространялся только на патрициев, а согласно Двенадцати таблицам — на весь римский народ. В отличие от ius praetorium или справедливости. Коричневый.
Ius quo universitatis utuntur est idem quod habent privati ​​. «Закон, регулирующий корпорации, такой же, как и законы, регулирующие отдельных лиц». Фостер против банка Эссекс, 16, Массачусетс, 265, 8 утра. 135 декабря.
  • Я восстанавливаюсь . Право возврата (земли).
  • Я реформанди . Право реформы, право реформации.
  • Юс реликты . В шотландском законодательстве — право на реликвию; право или требование останки или вдовы на свою долю имущества мужа, особенно движимого имущества. 2 Камес, экв. 340; 1 Форб. Инст. точка. 1, с. 67.
  • Юс представительство . Право представлять или стоять на месте другого лица или быть представленным другим лицом.
  • Я возвращаюсь . Закон вещей. Закон, регулирующий права и полномочия лиц над вещами; как собственность приобретается, используется и передается.
  • Право уважает справедливость . «Закон касается справедливости». Ко. Литт 24б; Брум, Макс. 151
  • Ius scriptum . В римском праве писанное право. Инст. 1, 2, 3. Все законы, которые фактически были записаны в письменной форме, независимо от того, возникли ли они в результате постановления или обычая, в отличие от тех частей обычного права, которые не были записаны в письменной форме (см. ius non scriptum ). Маккелд. ПЗУ. Закон, § 126.
В английском праве — писаное право, или статутное право, иначе называемое « lex scripta », в отличие от общего права, « lex non scripta ». 1 бл. Комм. 62.
  • Я единственный . В гражданском праве - особая или индивидуальная норма, отличающаяся от ius commune или общей нормы права и установленная по какой-либо особой причине. Маккелд. ПЗУ. Закон, §196.
  • Ius stapulae . В старом европейском праве закон о штапеле - право на штапель. Право или привилегия некоторых городов останавливать перевозку товаров в пути и требовать, чтобы они выставлялись на продажу на их собственных рынках. Локк. де-юре март lib. 1, с. 10.
  • Строгий закон . «Строгий закон»; закон интерпретируется без каких-либо изменений и с предельной строгостью.
  • Право, принадлежащее автору, переходит и к его правопреемнику . «Право, переходящее к владельцу, переходит к преемнику». Халк. лат. Макс. 76.
  • Ius tertii . Право третьего лица. Говорят, что арендатор, хранитель и т. д., заявляющий, что право собственности принадлежит какому-либо лицу, а не его домовладельцу, поклажедателю и т. д., устанавливает ius tertii .
Ius testamentorum pertinet ordinario . YB 4 Курица. VII., 13б. «Право завещания принадлежит обыкновенным».
  • Юс трипертитум . В римском праве — это название, которое применялось к римскому праву завещаний во времена Юстиниана ввиду его тройственного происхождения, а именно: от преторианского эдикта, от гражданского права и от имперских конституций. Мэн, Анк. Закон, 207.
Право тройственно: собственности, владения и возможности . «Право тройственно: собственности, владения и возможности».
  • Ius trium liberorum . В римском праве — право или привилегия, предоставляемая родителю трех и более детей. 2 Кент Комм. 85; 2 бл. Комм. 247. Этими привилегиями были освобождение от опеки, приоритет при исполнении должностей и тройное пособие на зерно. Адамс, Ром. Муравей. (Американский ред.) 227.
  • Я утенди . Право пользоваться имуществом, не разрушая его сущности. Используется в отличие от ius abutendi .
  • Ius venandi et piscandi . Право охоты и рыбалки.
  • Он продает право использовать то, что он одобрил . «Закон распределяет то, какое использование было одобрено». Эллесм. Сообщение № 35.
  • ругаться - лат. Клятва
клятва, произнесенная между другими, не должна ни вредить, ни приносить пользу . «Клятва, данная между другими, не должна ни вредить, ни приносить пользу». 4 Инст. 279.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хеллемс, Фред БР (1902). Lex de Imperio Vespasiani: Рассмотрение некоторых конституционных аспектов принципата в Риме, диссертация . Чикаго: Скотт, Форесман и компания. стр. 4–5.
  2. ^ В римском алфавите не было буквы «j»; римляне использовали только «i». В средневековый период латинские слова, начинающиеся с i + гласная, были образованы буквой j-, обозначающей звук y. Словари используют или не используют букву j- по решению редакции.
  3. ^ Льюис и Шорт 2007 , Джус
  4. ^ Перейти обратно: а б Черный 1910 , с. 675, ЮС
  5. ^ Макелди и Дропси 1883 , с. 1
  6. ^ Бергер 1953 , стр. 525–526, Закон (права).
  7. ^ Салковски, Карл; Уитфилд, Э.Э. (1886 г.). Институты и история римского частного права с катеной текстов . Лондон: Стивенс. стр. 857 и далее.
  8. ^ Гарнси, Питер (2007). Размышления о собственности: от античности до эпохи революции . Идеи в контексте, 90. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 103–106.
  9. ^ Колкухун 1851 , стр. 247 и далее
  10. ^ Колкухун 1851 , с. 70
  11. ^ Смит, Уэйт и Мариндин 1890 , ЮС ЭЛИАНУМ.
  12. ^ Сесил 1895 , с. 9.
  13. ^ Беррилл 1850 , ЭН.
  14. ^ Сесил 1895 , стр. 27–32.
  15. ^ Беррилл 1850 , ПРАВО СДЕЛКИ.
  16. ^ Дзанкич, Елена (2012). «Плюсы и минусы Ius Pecuniae: гражданство инвестора в сравнительной перспективе. Рабочий документ EUI RSCAS 2012/14» (PDF) . Европейский университетский институт . Проверено 4 мая 2018 г.
  17. ^ Исследовательский центр Денежного права (2018). «Индекс правильных денег» . Проверено 18 июня 2018 г.
[ редактировать ]
  • Андерсон, Кьелл Фоллингстад ​​(2007). «Юс Когенс» . Словарь грубых нарушений прав человека . Поделился Humanity.org.
  • Мецгер, Эрнест (2011). «Ресурсы римского права» . ius Civile.com . Университет Глазго.
  • Набулси, Карма (2011). «Jus ad bellum / Jus in bello» . Преступления войны . Образовательный проект «Военные преступления». Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 г.
  • Оренд, Брайан (2008). "Война" . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83bc04b167963fb7d145579a46650e36__1721452020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/36/83bc04b167963fb7d145579a46650e36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)