Конфликт приказов
Периоды |
---|
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Конфликт Орденов , также Борьба Орденов , — политическая борьба между плебеями (простолюдинами) и патрициями (аристократами) Древней Римской республики, продолжавшаяся с 500 г. до н. э. по 287 г. до н. э., в которой плебеи стремились к политическому равенству с патрициями. Он сыграл большую роль в разработке Конституции Римской республики . Вскоре после основания республики этот конфликт привел к отделению плебеев от Рима на Священную гору во время войны. Результатом этого первого отделения стало создание должности плебейского трибуна , а вместе с ней и первое приобретение плебеями реальной власти.
Сначала только патрициям разрешалось баллотироваться на политические должности, но со временем эти законы были отменены, и в конечном итоге все должности были открыты для плебеев. Поскольку большинству людей, избранных на политические должности, было предоставлено членство в римском Сенате , это событие помогло превратить Сенат из органа патрициев в орган как патрициев, так и плебейских аристократов. Это развитие произошло в то же время, когда плебейское законодательное собрание, Плебейский совет , приобретало дополнительную власть. Сначала его акты (« плебисциты ») распространялись только на плебеев, хотя после 339 г. до н.э., с учреждением законов вторым плебейским диктатором Кв. Публилием Филоном , эти акты стали распространяться и на плебеев, и на патрициев. Однако наиболее фундаментальным изменением стало предоставление tribunicia potestas (власти трибуна), согласно которой плебейские трибуны могли накладывать вето на неблагоприятные законы.
Эпоха патрициев (494–367 до н. э.)
[ редактировать ]Конфликт Орденов начался менее чем через 20 лет после основания Республики. При существующей системе беднейшие плебеи составляли основную часть римской армии. Во время их военной службы фермы, от которых зависели их средства к существованию, оставались заброшенными. Не имея возможности заработать достаточный доход, многие обратились за помощью к патрициям, что сделало их уязвимыми для злоупотреблений и даже порабощения. Поскольку патриции контролировали римскую политику, плебеи не находили помощи внутри существующей политической системы. Их решением было объявить забастовку. В 494 году до нашей эры Рим находился в состоянии войны с тремя италийскими племенами (экви , сабиняне и вольски ) . [1] но солдаты-плебеи по совету Луция Сициния Веллута отказались выступить против врага и вместо этого отошли к Священной горе за пределами Рима. Было достигнуто соглашение, и патриции согласились, что плебеям будет предоставлено право собираться в их собственном собрании, Плебейском совете ( Concilium Plebis ), и выбирать своих собственных должностных лиц для защиты своих прав, плебейского трибуна (tribunus plebis ). [1] [2]
В V веке до нашей эры был предпринят ряд безуспешных попыток реформировать римские аграрные законы с целью распределения недавно завоеванных территорий между плебсом. В ряде случаев за эти реформы выступали плебейские трибуны.
В 471 г. до н. э. был принят Lex Publilia , ознаменовавший важную реформу, передавшую практическую власть от патрициев плебеям. Закон передал выборы плебейских трибунов в Племенное собрание ( comitia populi tributa) , тем самым освободив их избрание от влияния клиентов -патрициев .
В первые годы республики плебеям не разрешалось занимать государственные должности. В то время как плебейские трибуны регулярно пытались блокировать законы, неблагоприятные для их порядка, патриции часто пытались помешать им, заручившись поддержкой другого трибуна. Один из примеров этого произошел в 448 г. до н.э., когда только пять трибунов были избраны на десять должностей; следуя традиции и под давлением патрициев, они кооптировали пятерых коллег, двое из которых были патрициями. Опасения, что патриции попытаются таким образом повлиять на будущие выборы или, получив эту должность, помешать плебейским трибунам осуществлять свои полномочия, привели к принятию Закона Требонии , запрещающего плебейским трибунам кооптировать своих коллег в будущее. [3]
В 445 г. до н. э. плебеи потребовали права баллотироваться на выборах консула (главного магистрата Римской республики). [4] но римский сенат отказался предоставить им это право. В конечном итоге был достигнут компромисс, и хотя консульство оставалось закрытым для плебеев, консульские командные полномочия ( империум ) были предоставлены избранному числу военных трибунов. Эти люди, так называемые консульские трибуны («военные трибуны с консульскими полномочиями» или tribuni militum consulari potestate ), избирались Центуриатным собранием , и Сенат имел право наложить вето на любые такие выборы. [4] Это была первая из многих попыток плебеев добиться политического равенства с патрициями.
велась серия войн Начиная примерно с 400 года до нашей эры, против нескольких соседних племен (в частности, эквов , вольсков , латинян и вейев ) . Бесправные плебеи, составлявшие значительную часть армии, были обеспокоены кровопролитием, в то время как патрицианская аристократия наслаждалась плодами последовавших завоеваний. [4] Плебеи, уже измученные и ожесточенные, потребовали реальных уступок, поэтому трибуны Гай Лициний Столо и Луций Секстий Латеран ) приняли закон ( в 367 г. до н.э. ( Lex Licinia Sextia Lex Licinia Sextia ). [5] который касался экономического положения плебеев. Однако закон также требовал ежегодного избрания хотя бы одного плебейского консула. Открытие консульства для плебеев, вероятно, было причиной концессии 366 г. до н.э., в которой претура и курульный эдил , но открытые только для патрициев. были созданы [6] [7]
Вскоре после основания республики Центуриатное собрание стало главным римским собранием , в котором избирались магистраты, принимались законы и проводились судебные процессы. Также примерно в это же время плебеи собрались в неофициальное собрание плебейских курий, которое было первоначальным Плебейским советом . Поскольку они были организованы на основе курии (и, следовательно, по клановому принципу), они оставались зависимыми от своих покровителей-патрициев. В 471 г. до н.э. благодаря усилиям трибуна Волеро Публилия был принят закон. [8] что позволило плебеям организовываться по племенам, а не по куриям. Таким образом, собрание плебейских курий стало плебейским племенным собранием, а плебеи обрели политическую независимость. [8]
В царственный период король назначил двух всадников своими помощниками, а после свержения монархии консулы сохранили эту власть. Однако в 447 г. до н. э. Цицерон сообщает нам, что экваторы стали избираться племенным собранием под председательством магистрата. [9] Похоже, что это был первый случай совместного патрицианско-плебейского племенного собрания и, таким образом, вероятно, было огромной выгодой для плебеев. Хотя патриции могли голосовать на совместном собрании, в Риме никогда не было много патрициев. Таким образом, большинство избирателей были плебеями, и тем не менее любой магистрат, избранный совместным собранием, имел юрисдикцию как над плебеями, так и над патрициями. Таким образом, плебеи впервые как бы косвенно приобрели власть над патрициями. [9] Большинство современных отчетов о собрании племен относятся конкретно к Плебейскому совету .
Различие между объединенным Племенным собранием (состоящим как из патрициев, так и из плебеев) и Плебейским советом (состоящим только из плебеев) не четко определено в современных отчетах, и из-за этого само существование совместного Племенного собрания может быть только предполагается на основе косвенных доказательств. [9] В V веке до нашей эры был проведен ряд реформ ( leges Валерии Горацио или «законы консулов Валерия и Горация »), которые в конечном итоге потребовали, чтобы любой закон, принятый Плебейским советом, имел полную силу закона в отношении обоих плебеев. и патриции. Это впервые придало плебейским трибунам, председательствовавшим в Плебейском совете, положительный характер. только в рамках священной своей личности ( intercessio До того, как эти законы были приняты, трибуны могли только налагать вето на акты Сената, собраний или магистратов ). Это была модификация закона Валериана в 449 г. до н.э., которая впервые позволила актам Плебейского совета иметь полную силу закона как для плебеев, так и для патрициев, но в конечном итоге был принят последний закон этой серии («Закон о сокращении»). что устранило последнюю проверку, которую патриции в Сенате имели над этой властью.
Конец конфликта орденов (367–287 до н.э.)
[ редактировать ]В течение десятилетий после принятия закона Лицинио-Секстиана 367 г. до н.э. был принят ряд законов, которые в конечном итоге предоставили плебеям политическое равенство с патрициями. [10] [11] Эпоха патрициев полностью закончилась в 287 г. до н.э. с принятием закона Гортензия. [11] курульная эдилия Когда была создана , она была открыта только для патрициев. Однако в конечном итоге между плебеями и патрициями было заключено соглашение. В один год курульный эдил должен был быть открыт для плебеев, а в следующем году - только для патрициев. [12] В конце концов, однако, это соглашение было отменено, и плебеи добились полного допуска в курульные эдилы. Кроме того, после того, как консульство было открыто для плебеев, плебс получил фактическое право удерживать как римскую диктатуру , так и римскую цензуру. [6] поскольку только бывшие консулы могли занимать любую должность. В 356 г. до н.э. был назначен первый плебейский диктатор. [13] а в 339 г. до н.э. плебеи способствовали принятию закона (lex Publilia ), который требовал избрания по крайней мере одного плебейского цензора на каждый пятилетний срок. [13] В 337 г. до н. э. был избран первый претор-плебей (К. Публилий Филон). [13] Кроме того, в эти годы плебейские трибуны и сенаторы все больше сближались. [14] Сенат осознал необходимость использования плебейских чиновников для достижения желаемых целей. [14] и поэтому, чтобы привлечь на свою сторону трибунов, сенаторы предоставили трибунам большую власть, и неудивительно, что трибуны начали чувствовать себя обязанными перед Сенатом. По мере сближения трибунов и сенаторов сенаторы-плебеи часто могли обеспечить трибунат для членов своих семей. [15] Со временем трибунат стал ступенькой к более высокой должности. [15]
В эпоху королевства римский король назначал новых сенаторов посредством процесса, называемого lectio senatus , но после свержения королевства эту власть приобрели консулы. Однако примерно в середине IV века до нашей эры Плебейское собрание провело « Овинианский плебисцит » ( plebiscitum Ovinium ), [16] что давало право назначать римским цензорам новых сенаторов . Он также закрепил общепринятую практику, которая практически требовала от цензора назначения любого вновь избранного магистрата в Сенат. [16] Хотя это не было абсолютным требованием, формулировки закона были настолько строгими, что цензоры редко им не подчинялись. Неизвестно, в каком году был принят этот закон, хотя, вероятно, он был принят между открытием цензуры для плебеев (в 339 г. до н. э.) и первым известным lectio senatus цензором (в 312 г. до н. э.). [17] К этому моменту плебеи уже занимали значительное количество судейских должностей, поэтому число сенаторов-плебеев, вероятно, быстро увеличивалось. [17] По всей вероятности, приход плебеев к доминированию в Сенате был просто вопросом времени.
В соответствии с новой системой вновь избранные магистраты автоматически получали членство в Сенате, хотя плебею из неизвестной семьи по-прежнему было трудно попасть в Сенат. человек неизвестной семьи ( ignobilis В тех редких случаях, когда на высокий пост избирался ), это обычно происходило из-за необычного характера этого человека, как это было в случае с Гаем Марием и Марком Туллием Цицероном . [17] Несколько факторов затрудняли избрание на высокие должности лиц из неизвестных семей, в частности, само наличие давней знати, поскольку это апеллировало к глубоко укоренившемуся у римлян уважению к прошлому. [17] Кроме того, выборы были дорогостоящими, ни сенаторам, ни магистратам не платили зарплату, а Сенат часто не возмещал магистратам расходы, связанные с их служебными обязанностями. Таким образом, человек обычно должен был быть независимо богатым, прежде чем претендовать на высокий пост. [17] новая патрицио-плебейская аристократия ( nobilitas ), В конечном итоге возникла [17] пришедшее на смену старому патрицианскому дворянству. Именно господство давней патрицианской знати в конечном итоге вынудило плебеев вести длительную борьбу за политическую власть. Однако новое дворянство коренным образом отличалось от старого дворянства. [18] Старое дворянство существовало благодаря силе закона, поскольку только патрициям разрешалось занимать высокие посты, и в конечном итоге оно было свергнуто после изменения этих законов. Однако теперь новое дворянство существовало благодаря организации общества и как таковое могло быть свергнуто только посредством революции. [18]
Конфликт орденов наконец подходил к концу, поскольку плебеи добились политического равенства с патрициями. [18] [19] Небольшое количество плебейских семей достигло того же положения, которое всегда имели старые аристократические патрицианские семьи, но эти новые плебейские аристократы были так же не заинтересованы в тяжелом положении среднего плебея, как всегда были старые аристократы-патриции. [18] В этот период тяжелое положение плебеев было смягчено из-за постоянного состояния войны, в которой находился Рим. [20] Эти войны обеспечивали работу, доход и славу среднему плебею, а чувство патриотизма, возникшее в результате этих войн, также устранило любую реальную угрозу плебейских волнений. Закон Публилиа , который требовал избрания по крайней мере одного плебейского цензора каждые пять лет, содержал еще одно положение. До этого времени любой законопроект, принятый собранием, мог стать законом только после того, как сенаторы-патриции дали свое одобрение. Это одобрение пришло в форме auctoritas patrum («авторитет отцов»). [21] Закон Publilia изменил этот процесс, требуя, чтобы auctoritas patrum был принят до того, как закон может быть проголосован одним из собраний, а не после того, как закон уже был проголосован. [22] Неизвестно почему, но эта модификация, похоже, сделала auctoritas patrum неактуальной. [23]
К 287 г. до н.э. экономическое положение среднего плебея ухудшилось. Проблема, судя по всему, сосредоточена вокруг широко распространенной задолженности, [24] и плебеи быстро потребовали помощи. Сенаторы, большинство из которых принадлежали к классу кредиторов, отказались подчиниться требованиям плебеев, и результатом стало окончательное плебейское отделение. Плебеи отошли на холм Яникул , и чтобы положить конец отделению, был назначен диктатор по имени Квинт Гортензий . Гортензий, плебей, принял lex Hortensia , который отменил требование о принятии auctoritas patrum перед рассмотрением любого законопроекта либо Плебейским советом, либо Племенным собранием. [24] Требование не было изменено для Центуриатной Ассамблеи. Закон Гортензия также подтвердил принцип, согласно которому акт Плебейского совета имеет полную силу закона как для плебеев, так и для патрициев, которую он первоначально приобрел еще в 449 г. до н.э. [23] Важность закона Гортензия заключалась в том, что он лишил сенаторов-патрициев их окончательного контроля над Плебейским советом. [25]
Историчность
[ редактировать ]Традиционная версия долгое время считалась достоверной, но в ней есть ряд проблем и несоответствий, и почти каждый элемент этой истории сегодня вызывает споры. Например, фасты объяснения того, что ранее патрицианские роды сообщают о ряде консулов с плебейскими именами в V веке до нашей эры, когда консульство предположительно было открыто только для патрициев, и трудно доказать каким-то образом стали плебеями. Еще одним трудным моментом является очевидное отсутствие вооруженного восстания; как показывает история поздней республики, подобные типы недовольства, как правило, довольно быстро приводили к кровопролитию, однако рассказ Ливия, похоже, в основном влечет за собой дебаты, со случайной угрозой отделения . Ничему из этого не способствует наша фундаментальная неуверенность в том, кем на самом деле был плебс ; Известно, что многие из них были богатыми землевладельцами, а ярлык «низший класс» восходит к поздней республике. [26] [ нужна страница ]
Некоторые ученые, такие как Ричард Э. Митчелл, даже утверждали, что конфликта вообще не было, поскольку римляне поздней республики интерпретировали события своего далекого прошлого так, как если бы они были сопоставимы с классовой борьбой своего времени. Суть проблемы в том, что не существует современной версии конфликта; такие писатели, как Полибий , которые могли встречаться с людьми, чьи дедушки и бабушки участвовали в конфликте, не упоминают об этом (что, возможно, неудивительно, поскольку история Полибия охватывает период после конфликта), в то время как писатели, которые говорят о конфликте, Иногда считается, что такие, как Ливий или Цицерон , с одинаковой готовностью сообщали факты и басни, а иногда предполагают, что за почти 500 лет в римских институтах не произошло никаких фундаментальных изменений.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 28 лет
- ^ Гвин, Дэвид (2012). Римская республика: очень краткое введение . Грейт-Кларендон-стрит, Оксфорд, OX 2 DP, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 9780199595112 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Ливий, Из основанного города , iii. 65
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эбботт, 35 лет
- ^ Эбботт, 36, 41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 37 лет
- ^ Эбботт, 38 лет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 29 лет
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эбботт, 33 года
- ^ Шиндлер, Майкл. «Патрицианская и плебейская социально-политическая динамика в раннем Риме» . Аполлоническое восстание . Аполлоническое восстание. Архивировано из оригинала 20 мая 2015 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 41 год
- ^ Эбботт, 42–43.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эбботт, 42 года
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 44 года
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 45 лет
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 46 лет
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эбботт, 47 лет
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эбботт, 48 лет
- ^ Шиндлер, Майкл (2014). «Патрицианская и плебейская социально-политическая динамика в раннем Риме» . Аполлоническое восстание . Архивировано из оригинала 20 мая 2015 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ Эбботт, 49 лет.
- ^ Момильяно, Арнальдо; Корнелл, Тим (07 марта 2016 г.). «авторитет отцов» . Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.4793 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Эбботт, 50 лет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 51 год
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 52 года
- ^ Эбботт, 53 года.
- ^ Раафлауб
Ссылки
[ редактировать ]- Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов . Элиброн Классикс ( ISBN 0-543-92749-0 ).
- Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Типография правительства США, документ Сената 103-23.
- Цицерон, Марк Туллий (1841). Политические труды Марка Туллия Цицерона: включая его «Трактат о Содружестве»; и его «Трактат о законах». Перевод с оригинала, с диссертациями и примечаниями в двух томах . Фрэнсис Барэм, эсквайр. Лондон: Эдмунд Спеттиг. Том. 1.
- Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Издательство Оксфордского университета ( ISBN 0-19-926108-3 ).
- Полибий (1823 г.). Всеобщая история Полибия: Перевод с греч . Джеймс Хэмптон . Оксфорд: Напечатано У. Бакстером. Пятое издание, Том 2.
- Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от Ганнибаловой войны до диктатуры Цезаря . Издательство Мичиганского университета (англ. ISBN 0-472-08125-X ).
- Курт Раафлауб , изд. Социальная борьба в архаическом Риме: новые взгляды на конфликт порядков ( University of California Press , 1986) ISBN 0-520-05528-4
- Шиндлер, Майкл (2014). Патрицианская и плебейская социально-политическая динамика в раннем Риме . Аполлоническое восстание.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Айне, Вильгельм. Исследования по истории римской конституции . Уильям Пикеринг. 1853.
- Джонстон, Гарольд Уэтстон. Речи и письма Цицерона: с историческим введением, очерком римской конституции, примечаниями, словарем и указателем . Скотт, Форесман и компания. 1891.
- Моммзен, Теодор. Римское конституционное право . 1871-1888 гг.
- Тай, Эмброуз. Развитие римской конституции . Д. Эппл и компания, 1886 г.
- Фон Фриц, Курт. Теория смешанной конституции в античности . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 1975.
- Истории Полибия
- Кембриджская древняя история, тома 9–13.
- А. Кэмерон, Поздняя Римская империя (Fontana Press, 1993).
- М. Кроуфорд, Римская республика (Fontana Press, 1978).
- Э. С. Грюн, «Последнее поколение Римской республики» (U California Press, 1974)
- Ф. Миллар, Император в римском мире (Дакворт, 1977, 1992).
- А. Линтотт, «Конституция Римской республики» (Oxford University Press, 1999).
Первоисточники
[ редактировать ]- Цицерон «De Re Publica», книга вторая.
- Рим в конце Пунических войн: анализ римского правительства; Автор: Полибиус. Архивировано 5 февраля 2007 г. в Wayback Machine.