Сенат Римской империи
![]() |
---|
Периоды |
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Сенат Римской империи был политическим институтом Древней Римской империи . После падения Римской республики конституционный баланс власти перешел от римского сената к римскому императору . Начиная с первого императора Августа , император и сенат формально были двумя равноправными ветвями власти. Однако на практике фактическая власть имперского Сената была незначительной, поскольку истинная власть государства принадлежала Императору. Таким образом, членство в сенате стало востребовано людьми, стремившимися к престижу и социальному положению, а не к фактическому авторитету. Во время правления первых императоров законодательная, судебная и избирательная власть была передана от « римских собраний » Сенату. Однако, поскольку контроль Императора над сенатом был абсолютным, Сенат действовал как средство, посредством которого Император осуществлял свои автократические полномочия.
Процедура
[ редактировать ]Первый император Август унаследовал Сенат, членский состав которого был увеличен до 900 сенаторов его приемным отцом Юлием Цезарем. Август стремился сократить размер Сената и добился этого, внося три изменения в список сенаторов. [1] К тому времени, когда эти изменения были завершены, Сенат сократился до 600 членов, и после этого размер Сената больше никогда радикально не менялся. Чтобы уменьшить размер Сената, Август изгнал сенаторов низкого происхождения. [1] а затем он реформировал правила, определявшие, как человек может стать сенатором. Согласно реформам Августа, сенатор должен был быть гражданином свободного рождения, не быть судимым за какие-либо преступления согласно lex Julia de vi Private и иметь имущество стоимостью не менее 1 000 000 сестерциев . [2]
В Империи, как и во времена поздней республики, сенатором можно было стать, будучи избранным квестором . Однако в Империи баллотироваться на пост квестора можно было только в том случае, если человек имел сенаторский ранг, а чтобы иметь сенаторский ранг, нужно было быть сыном сенатора. [1] Если человек не имел сенаторского ранга, у него было два способа стать сенатором. Согласно первому методу, император предоставил этому человеку право баллотироваться на пост квестора. [1] в то время как при втором методе Император назначал этого человека в Сенат, издав указ ( adlectio ). [3]
Начиная с 9 г. до н. э., с принятием закона Августа Julia de senatu habendo , [2] Официальный список сенаторов ( альбом сенаторий ) поддерживался и пересматривался каждый год. Лица добавлялись в список, если они недавно удовлетворяли требованиям для вступления в Сенат, и удалялись из списка, если они больше не удовлетворяли требованиям, необходимым для сохранения членства в Сенате. [3] В списке каждый сенатор указан в порядке ранга. [3] Император всегда превосходил по рангу всех своих коллег-сенаторов, за ним следовали « консулы » (магистрат самого высокого ранга) и бывшие консулы, затем « преторы » (следующий по рангу магистрат) и бывшие преторы и так далее. Срок пребывания сенатора на выборной должности учитывался при определении ранга, в то время как сенаторы, избранные на должность, не обязательно превосходили по рангу сенаторов, назначенных на ту же должность Императором. [3]
Членов сенаторского сословия отличала широкая красновато-фиолетовая полоса, окаймлявшая тоги – парадную одежду всех римских граждан.
В Империи власть Императора над Сенатом была абсолютной, что отчасти объяснялось тем, что Император занимал эту должность пожизненно. [4] Во время заседаний Сената император сидел между двумя консулами. [5] и обычно исполнял обязанности председательствующего. Сенаторы ранней Империи могли задавать посторонние вопросы или требовать от Сената принятия определенных мер. Сенаторы более высокого ранга выступали раньше сенаторов более низкого ранга, хотя Император мог выступать в любое время. [5] Помимо императора, Сенатом могли также председательствовать консулы и преторы.
Сенат обычно собирался в Курии Юлия , обычно либо в календы (первый день месяца), либо в иды (около пятнадцатого дня месяца), хотя запланированные заседания чаще происходили в сентябре и октябре. Остальные встречи проводились на разовой основе. [3] При Августе кворум был установлен в размере 400 сенаторов, хотя в конечном итоге чрезмерные прогулы вынудили Сенат снизить количество сенаторов, необходимое для кворума, а по некоторым вопросам вообще отменить правила кворума. [5]
Большинство законопроектов, поступивших на рассмотрение Сената, были представлены императором или его сторонниками в его составе. В раннем принципате Август и Тиберий сознательно пытались скрыть свое влияние на организм, лоббируя в частном порядке, вместо того, чтобы напрямую предлагать законы. [2] Поскольку ни один сенатор не мог баллотироваться на должность магистрата без одобрения императора, сенаторы обычно не голосовали против законопроектов, представленных императором. [ нужна ссылка ] Если сенатор не одобрял законопроект, он обычно демонстрировал свое неодобрение, не посещая заседание Сената в день, когда законопроект должен был голосовать. [6] Каждый император выбирал квестора для составления протокола Сената в документе ( Acta Senatus ), который включал предлагаемые законопроекты, официальные документы и краткое изложение речей, представленных перед Сенатом. Документ был заархивирован, а некоторые его части были опубликованы (в документе под названием Acta Diurna или «ежедневные дела»), а затем распространены среди общественности. [6]
Согласно Historia Augusta ( Элагабал 4.2 и 12.3), император Элагабал заставил свою мать или бабушку принять участие в заседаниях Сената. «И Элагабал был единственным из всех императоров, при котором женщина присутствовала в Сенате, как мужчина, точно так же, как если бы она принадлежала к сенаторскому сословию» (перевод Дэвида Мэги). Согласно тому же сочинению, Элагабал также учредил женский сенат, называемый сенакулом , который установил правила, применимые к матронам, относительно одежды, езды на колесницах, ношения украшений и т. д. ( Элагабал 4.3 и Аврелиан 49.6). До этого Агриппина Младшая , мать Нерона , слушала заседания Сената, спрятавшись за занавесью, по словам Тацита ( «Анналы» , 13.5).
Полномочия
[ редактировать ]Хотя римские собрания продолжали собираться после основания Империи, все их полномочия были переданы Сенату, и поэтому сенаторские декреты ( senatus Consulta ) приобрели полную силу закона. [4] Законодательные полномочия императорского сената были основными по финансовому и административному характеру, хотя сенат сохранял ряд полномочий над провинциями. [4] Сенат также мог регулировать праздники и религиозные культы, предоставлять особые почести, освобождать человека (обычно Императора) от юридической ответственности, управлять храмами и публичными играми и даже принимать налоговые законы (но только с согласия Императора). [4] Однако он не имел реальной власти ни над государственной религией, ни над общественными землями.
В период ранней Римской империи вся судебная власть, принадлежавшая римским собраниям, также была передана Сенату. Например, сенат теперь обладает юрисдикцией над уголовными процессами. В этих случаях председательствовал консул , сенаторы составляли присяжные, а приговор выносился в форме декрета ( senatus Consultum ). [4] [7] и, хотя приговор не мог быть обжалован, Император мог помиловать осужденного, наложив вето. Каждая провинция, находившаяся в ведении Сената, имела свой суд, и по рекомендации консула решения этих провинциальных судов могли быть обжалованы в Сенате. [7]
Теоретически Сенат избирал новых императоров, а затем вместе с народными собраниями наделял нового императора его командными полномочиями ( империум ). [7] После того, как император умер или отрекся от своего поста, Сенат часто обожествлял его, хотя иногда он принимал декрет ( damnatio memoriae или «проклятие из памяти»), который пытался стереть все следы этого императора из жизни Рима. как будто его никогда и не существовало. [7] Император Тиберий передал все избирательные полномочия от собраний Сенату. [7] и хотя теоретически сенат избирал новых судей, для завершения выборов всегда требовалось одобрение Императора. Однако, несмотря на этот факт, выборы оставались весьма спорными и энергично боролись. [7]
При Веспасиане (69–79 гг. н.э.) сенаторам была предоставлена повышенная роль в качестве старших чиновников императорского дома в Риме или в качестве провинциальных правителей, непосредственно представляющих императора. В то же время члены Конного ордена занимали административные должности, которые ранее императоры резервировали для вольноотпущенников. В случае с Сенатом эта расширенная ответственность обеспечила расширенные возможности для предоставления советов и осуществления власти. В конце династии Флавиев Сенат смог выбрать Нерву новым императором - впервые во времена Империи такая инициатива стала возможной. [8] Однако после смерти Марка Аврелия Сенат становился все более неуместным, поскольку императоры стали более враждебно относиться к его членам и реже консультировались с ним. [2] При династии Северов класс сенаторов также все больше отделялся от реальных операций правительства, которые все больше передавались в руки всадников и других членов имперской бюрократии. [2]
Около 300 г. н. э. император Диоклетиан провел серию конституционных реформ. В одной из таких реформ Диоклетиан утвердил право Императора брать власть без теоретического согласия Сената, тем самым лишив Сенат его статуса как окончательного хранителя высшей власти. Реформы Диоклетиана также положили конец оставшейся иллюзии о том, что Сенат обладает независимыми законодательными, судебными или избирательными полномочиями. Сенат, однако, сохранил свои законодательные полномочия в отношении публичных игр в Риме и сенаторского порядка. Сенат также сохранил за собой право рассматривать дела об измене и избирать некоторых судей, но только с разрешения Императора. В последние годы существования Империи Сенат иногда пытался назначить своего собственного императора, как, например, в случае Евгения верных Феодосию I. , который позже потерпел поражение от сил , Сенат оставался последним оплотом традиционной римской религии перед лицом распространяющегося христианства и несколько раз пытался способствовать возвращению Римской империи. Алтарь Победы , впервые перенесенный Констанцием II , в сенаторскую курию.

Постимперский период
[ редактировать ]После падения Западной Римской империи римский сенат продолжал функционировать под руководством вождя варваров Одоакра , а затем под руководством Теодориха Великого , основавшего Остготское королевство . Авторитет Сената значительно возрос под руководством варварских лидеров, стремившихся защитить этот институт. Этот период характеризовался подъемом выдающихся римских сенаторских семей, таких как Аникии, в то время как лидер сената, принцепс сенатус , часто служил правой рукой вождя варваров. Известно, что Сенат назначил Лаврентия антипапой в 498 году, несмотря на то, что и король Теодорих Великий , и император Анастасий I Дикор поддержал папу Симмаха .
Мирное сосуществование сенаторского и варварского правления продолжалось до тех пор, пока вождь остготов Теодахад не поднял восстание против императора Юстиниана I и не взял сенаторов в заложники. Несколько сенаторов были казнены в 552 году в отместку за смерть остготского короля Тотилы . После того как Рим был отбит императорской ( византийской ) армией, Сенат был восстановлен, но этот институт (как и сам классический Рим) был смертельно ослаблен длительной войной между византийцами и остготами. Многие сенаторы были убиты, а многие из тех, кто бежал на Восток, предпочли остаться там благодаря благоприятному законодательству, принятому императором Юстинианом, который, однако, упразднил практически все сенаторские должности в Италии. Таким образом, значение римского сената быстро снизилось. В 578 и 580 годах сенат отправлял послов в Константинополь, которые доставили 3000 фунтов золота в подарок новому императору Тиберию II Константину вместе с просьбой о помощи против лангобардов , вторгшихся в Италию десятью годами ранее. Папа Григорий I в проповеди от 593 года (Senatus deest, или 18) сетовал на почти полное исчезновение сенаторского порядка и упадок престижного учреждения. Точно не известно, когда на Западе исчез римский сенат, но из григорианского реестра известно, что сенат приветствовал новые статуи императора Фоки и императрицы Леонтии в 603 году. [9] превратил курию в церковь Это учреждение должно было исчезнуть к 630 году, когда Папа Гонорий I . Сенат действительно продолжал существовать в Восточной Римской империи столице Константинополе , однако он был учрежден там во время правления I. Константина Византийский сенат просуществовал по крайней мере до середины 14 века, прежде чем этот древний институт окончательно исчез из истории.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов . Элиброн Классикс ( ISBN 0-543-92749-0 ).
- Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Типография правительства США, документ Сената 103-23.
- Цицерон, Марк Туллий (1841). Политические труды Марка Туллия Цицерона: включая его «Трактат о Содружестве»; и его «Трактат о законах». Перевод с оригинала, с диссертациями и примечаниями в двух томах . Фрэнсис Барэм, эсквайр. Лондон: Эдмунд Спеттиг. Том. 1.
- Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Издательство Оксфордского университета ( ISBN 0-19-926108-3 ).
- Полибий (1823 г.). Всеобщая история Полибия: Перевод с греч . Джеймс Хэмптон . Оксфорд: Напечатано У. Бакстером. Пятое издание, Том 2.
- Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от Ганнибаловой войны до диктатуры Цезаря . Издательство Мичиганского университета (англ. ISBN 0-472-08125-X ).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 381 год
- ^ Перейти обратно: а б с д и Талберт, Ричард (1984). Сенат императорского Рима . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05400-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эбботт, 382 года
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эбботт, 385 лет
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 383 года
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 384 года
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эбботт, 386 лет
- ^ Мозе Хадас, страницы 63-65 «Императорский Рим», | Time-Life International, 1966 г.
- ^ Джеффри Ричардс. Папы и папство в раннем средневековье, 476-752, с. 246
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А. Кэмерон, Поздняя Римская империя (Fontana Press, 1993).
- М. Кроуфорд, Римская республика (Fontana Press, 1978).
- ES Gruen, Последнее поколение Римской республики (U California Press, 1974)
- Айне, Вильгельм. Исследования по истории римской конституции . Уильям Пикеринг. 1853.
- А. Линтотт, Конституция Римской республики (Oxford University Press, 1999).
- Ф. Миллар, Император в римском мире (Дакворт, 1977, 1992).
- Моммзен, Теодор. Римское конституционное право . 1871-1888 гг.
- Ричард Дж. А. Талберт, Сенат Императорского Рима (Принстон: University Press, 1994)
- Тай, Эмброуз. Развитие римской конституции . Д. Эппл и компания, 1886 г.
- Фон Фриц, Курт. Теория смешанной конституции в античности . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 1975.
- Кембриджская древняя история , тома 9–13.