Теодорих Великий
Теодорих | |
---|---|
Король остготов | |
Царствование | 471 – 30 августа 526 г. |
Предшественник | Теодемир |
Преемник | Аталарих |
Король Италии | |
Царствование | 15 марта 493 г. - 30 августа 526 г. |
Предшественник | Одоакр |
Преемник | Аталарих |
Король вестготов | |
Царствование | 511 – 30 августа 526 г. |
Предшественник | Гесалек |
Преемник | Амаларик |
Рожденный | 454 близ Карнунтума (ныне в Нижней Австрии ) , Западная Римская империя |
Умер | 30 августа 526 г. Ravenna , Ostrogothic Kingdom | ( 526-08-30 )
Супруг | Аудофлед |
Проблема | Амаласуинта Теодегота Ostrogotho |
Династия | Упражняться |
Отец | Теодемир |
Мать | Прибытие |
Религия | Арианство |
Теодорих (или Теодорих ) Великий (454 — 30 августа 526), также известный как Теодорих Амаль , [б] был королем остготов ( 475–526) и правителем независимого остготского королевства Италия между 493 и 526 годами. [3] регент вестготов ( 511–526 ) и патриций Восточной Римской империи. [ сломанный якорь ] . Будучи правителем объединенных готских королевств, Теодорих управлял империей, простиравшейся от Атлантического океана до Адриатического моря . Хотя сам Теодорих использовал только титул «король» ( rex ), некоторые ученые характеризуют его как императора Западной Римской империи во всем, кроме имени. [с] поскольку он правил значительной частью бывшей Западной Римской империи, описанной как Res Publica , получил бывшие западные имперские регалии из Константинополя называла его императорским титулом принцепс в 497 году, которые он использовал, итальянская аристократия и осуществлял признанные имперские полномочия. на Востоке, например, назначение консулов.
Будучи маленьким ребенком остготского дворянина, Теодорих был взят заложником в Константинополь, где он провел годы своего становления и получил восточноримское образование ( пайдея ). Теодорих вернулся в Паннонию около 470 г. и на протяжении 470-х гг. вел кампанию против сарматов и боролся за влияние среди готов на римских Балканах, добившись признания королем в 471 г. Император Зенон сделал его командующим восточно-римскими войсками в 483 г. консул в 484 году. Тем не менее, Теодорих продолжал вести постоянные военные действия с императором и часто совершал набеги на земли Восточной Римской империи.
По приказу Зенона в 489 году Теодорих напал на Одоакра , короля Италии, и одержал победу в 493 году. Будучи новым правителем Италии, он поддерживал римское правовое управление и научную культуру, одновременно продвигая крупную строительную программу по всей Италии. [4] В 505 году он распространился на Балканы , а к 511 году взял под свой прямой контроль Вестготское королевство Испания и установил гегемонию над королевствами Бургунд и Вандал . Теодорих умер в 526 году и был похоронен в величественном мавзолее в Равенне . Он жил как персонаж Дитриха фон Берна в германской героической легенде .
Юность и ранние подвиги
[ редактировать ]Теодорих родился в 454 году нашей эры в Паннонии на берегу Нойзидлер-Зе близ Карнунтума , в семье короля Теодемира , германского дворянина Амали , и его наложницы Эрелеувы . [5] Это произошло всего через год после того, как остготы свергли почти столетнее господство гуннов . С этой целью историк Ганс-Ульрих Вимер утверждает, что «детство Теодориха прошло во время жестоких конфликтов между неримскими группами, пытавшимися заполнить вакуум власти, созданный крахом империи Аттилы». [5] Его готское имя, реконструированное лингвистами как *Þiudareiks , переводится как «народ-царь» или «правитель народа». [6]
В 461 году, когда Теодориху было семь или восемь лет, он был взят в заложники в Константинополе, чтобы обеспечить соблюдение остготами договора, заключенного Теодемиром с августом Львом I (правил в 457–474 гг.). По условиям договора паннонские готы должны были «выдать заложника королевского происхождения» императорскому двору; в данном случае заложником был Теодорих. [7] Договор также обеспечил ежегодную выплату Константинополю золота на сумму около 300 фунтов. [8] Теодорих получил хорошее образование у лучших учителей Константинополя. [9] Его статус делал его ценным, поскольку семья Амаль, из которой он происходил (по словам Теодориха), [10] предположительно правил половиной всех готов с третьего века нашей эры. Историк Питер Хизер утверждает, что утверждения Теодориха, вероятно, были самовозвеличенной пропагандой и что династия Амаля была более ограниченной, чем предполагают современные комментаторы. [11] До 469 года Теодорих оставался в Константинополе, где он провел годы становления, «догоняя всех романитас » , на приобретение которых потребовались поколения вестготов Балти . [12] Теодорих пользовался благосклонностью императора Льва I. [13] Он научился читать, писать и выполнять арифметические действия, находясь в плену в Восточной империи. [3]
Когда Лев услышал, что его императорская армия отступает от готов под Паннонией, он отправил Теодориха домой с подарками и без обещаний каких-либо обязательств. [14] [д] По возвращении в 469/470 году Теодорих принял на себя руководство готскими регионами, которыми ранее управлял его дядя Валамир , а его отец стал королем. Вскоре после этого близ Сингидунума (современный Белград ) в верхней Мезии Тисы сарматский царь Бабай расширил свою власть за счет Константинополя. Узаконивая свое положение воина, Теодорих переправился через Дунай с шестью тысячами воинов, разгромил сарматов и убил Бабая; этот момент, вероятно, укрепил его положение и ознаменовал начало его царствования, несмотря на то, что он фактически еще не вступил на трон. [16] Возможно, чтобы утвердить свою власть как принца Амали, Теодорих оставил себе завоеванную территорию Сингидунум. [17]
На протяжении 470-х годов, иногда от имени самой империи, Теодорих проводил кампании против потенциальных готских соперников и других врагов Восточной империи, что сделало его важной военной и политической фигурой. Одним из его главных соперников был вождь фракийских готов Теодорих Страбон (Страбон означает «косящийся»), который возглавил крупное восстание против императора Зенона . Найдя общий язык с императором, Теодорих был вознагражден Зеноном и назначен командующим восточно-римскими войсками, а его люди стали федератами или федерациями римской армии. [18] В 471 году Теодорих был признан королем остготов 6000 готов, ранее восставших против гуннского правителя Денгизича в 467–468 годах. [19]
Зенон попытался настроить одного германского вождя против другого и воспользоваться представившейся возможностью где-то в 476/477 году, когда — выслушав требования Теодориха о новых землях, поскольку его народ столкнулся с голодом, — он предложил Теодориху Страбону командование, когда-то принадлежавшее Теодориху. Разъяренный этим предательством, Теодорих обратил свой гнев против общин в горах Родопы , где его войска реквизировали скот и резали крестьян, разграбили и сожгли Стоби в Македонии и реквизировали припасы у архиепископа в Гераклее . [20] Готские грабежи в конце концов привели к урегулированию спора с Зеноном, но Теодорих сначала отказался от какого-либо компромисса. Теодорих отправил одного из своих доверенных лиц, Сидимунда, в Эпидавр для переговоров с Зеноном. [21] Пока римский посланник и Теодорих вели переговоры, Зенон послал войска против некоторых повозок Теодориха, которые находились под защитой его способного генерала Теодимунда. Не подозревая об этом предательстве, готы Теодориха потеряли около 2000 повозок, а 5000 его людей были взяты в плен. [22]
Он поселил свой народ в Эпире в 479 году с помощью своего родственника Сидимунда . В 482 году он совершил набег на Грецию и разграбил Ларису. Невезение, восстания и неправильные решения оставили Зенона в неудачном положении. [и] что впоследствии побудило его искать нового соглашения с Теодорихом. В 483 году Зенон назначил Теодориха magister militum praesentalis. [24] и назначен консулом в 484 году, в результате чего он командовал дунайскими провинциями Дакия Рипенсис и Нижняя Мезия, а также прилегающими регионами. [25]
Царствование
[ редактировать ]В поисках дальнейших успехов Теодорих часто разорял провинции Восточной Римской империи , в конечном итоге угрожая самому Константинополю. К 486 году уже мало кто оспаривал открытую вражду между Теодорихом и Зеноном. Император обратился за помощью к булгарам, которые также были разбиты Теодорихом. [26] В 487 г. Теодорих начал агрессивный поход на Константинополь, блокировав город, заняв стратегически важные предместья и перекрыв ему водоснабжение; хотя похоже, что Теодорих никогда не намеревался оккупировать город, а вместо этого использовал нападение как средство получения власти и престижа со стороны Восточной Империи. [27]
Остготам нужно было место для жизни, а у Зенона были серьезные проблемы с Одоакром , германским федератом и королем Италии, который, хотя и якобы был наместником Зенона, угрожал византийской территории и не уважал права римских граждан в Италии. В 488 году Зенон приказал Теодориху свергнуть Одоакра. Для этой задачи он получил поддержку от ругийского короля Фридриха , сына двоюродного брата Теодориха Гисо. Осенью 488 года Теодорих двинулся со своим народом в Италию. [28] На пути ему противостояли гепиды , которых он разгромил при Сирмиуме в августе 489 года. [28] Прибыв в Италию, Теодорих выиграл битвы при Изонцо и Вероне в 489 году. [29]
В 490 году Зенон снова заставил Теодориха атаковать Одоакра . [30] Армия Теодориха потерпела поражение от сил Одоакра при Фаэнце в 490 году, но вернула себе преимущество после победы в битве на реке Адда 11 августа 490 года. [31] В течение нескольких лет армии Одоакра и Теодориха боролись за господство на итальянском полуострове. [32] Теодорих осаждал Одоакра в Равенне до 2 февраля 493 года, когда был подписан договор, согласно которому короли стали совместными правителями Италии. [31] Теодорих вошел в Равенну 5 марта 493 г. [33] а 15 марта был организован банкет в честь заключения договора. [31] На этом пиру Теодорих, произнеся тост, выхватил меч и ударил Одоакра, расколов его надвое от ключицы до бедра. [34] Вместе с Одоакром Теодорих убил и самых преданных последователей короля, что сделало его хозяином Италии. [35]
После смерти Одоакра и рассредоточения его войск перед Теодорихом встала проблема расселения своего народа. [36] Обеспокоенный слишком сильным сокращением линии Амаля, Теодорих считал, что не может позволить себе рассредоточить около 40 000 своих соплеменников по всему итальянскому полуострову. [37] Такие соображения привели его к выводу, что лучше всего расселить остготов в трех сосредоточенных районах: вокруг Павии , Равенны и Пицена . [37] Королевство Теодориха было одним из самых «римских» из варварских государств, и он успешно правил большей частью Италии в течение тридцати трех лет после своего предательства Одоакра. [38]
Он посетил Рим в 500 г., где пробыл 6 месяцев, проводил игры в цирке, вероятно, также в Колизее, и возобновил щедрость зерна римскому населению, которая, возможно, была прервана со времен Одоакра. [39]
Теодорих распространил свою гегемонию на Бургундское и Вандальское королевства (вместе с вестготскими королевскими особами) посредством брачных союзов. Он женился на сестре могущественного франкского короля Хлодвига , вероятно, в знак признания власти франков. [40] Он послал значительное приданое в сопровождении 5-тысячной стражи со своей сестрой Амалафридой, когда она вышла замуж за короля вандалов и аланов Трасамунда . [41] В 504–505 годах Теодорих расширил свои владения на Балканах, победив гепидов и приобретя провинцию Паннония. [35] Теодорих стал регентом при юном вестготском короле, его внуке Амаларике , после поражения Алариха II от франков при Хлодвиге в 507 году. Франки смогли вырвать контроль над Аквитанией у вестготов, но в остальном Теодорих смог отразить их вторжения. [42] [43]
В 511 году Вестготское королевство перешло под прямой контроль Теодориха, образовав готскую сверхдержаву, простиравшуюся от Атлантики до Дуная. Хотя территории, отданные франкам, остались такими, Теодорих заключил мирное соглашение с наследниками Франкского королевства после смерти Хлодвига. [44] Дополнительными свидетельствами обширного королевского влияния готского короля являются акты церковных советов, проходивших в Таррагоне и Жероне; хотя оба произошли в 516 и 517 годах, они относятся к «годам правления Теодориха, которые, кажется, начинаются в 511 году». [45]
Как и Одоакр, Теодорих якобы был всего лишь наместником Августа в Константинополе, но , тем не менее, он перенял атрибуты имперского стиля, все больше подчеркивая свой «неоимперский статус». [46] По словам историка Питера Брауна, Теодорих имел обыкновение комментировать: «Способный гот хочет быть похожим на римлянина; только бедный римлянин захочет быть похожим на гота». [47] Как и представители Восточной Империи, Теодорих предпочитал носить пурпурные одежды, имитируя имперские цвета и, возможно, даже подкрепляя имперскую депешу Августа Анастасия I , в которой излагалось положение Теодориха как имперского коллеги. [48] Летописцы, такие как Кассиодор, добавили дополнительный уровень легитимности Теодориху и племени Амаль, из которого он произошел, представив их в качестве совместных участников великой истории Средиземноморья, восходящей к эпохе Александра Великого . [49] На самом деле — по крайней мере отчасти благодаря своей грозной армии — он смог избежать имперского надзора, и отношения между императором и Теодорихом были на равных. Однако, в отличие от Одоакра, Теодорих уважал заключенное им соглашение и позволял римским гражданам в своем королевстве подчиняться римскому праву и римской судебной системе. [50] Готы тем временем жили по своим законам и обычаям. В 519 году, когда толпа сожгла синагоги Равенны, Теодорих приказал городу восстановить их за свой счет. [51]
Теодорих перед смертью испытал трудности. Он выдал свою дочь Амаласуинту замуж за вестгота Евтариха , но Евтарих умер в августе 522 или 523 года, поэтому не было установлено никакой прочной династической связи остготов и вестготов, что подчеркивало напряженность между Восточной империей и Западом. [52] Новый август , Юстин I , — сменивший Анастасия, человека, с которым Теодорих имел хорошие отношения, — находился под влиянием своего племянника Юстиниана ; каким-то образом имперские взгляды ожесточились по отношению к Западу, и в этот период появились разговоры о падении Рима, что привело к вопросам легитимности варварского правления. [52] Хорошие отношения Теодориха с римским сенатом ухудшились из-за предполагаемого сенаторского заговора в 522 году, а в 523 году Теодорих приказал арестовать философа и придворного чиновника Боэция и тестя Боэция Симмаха по обвинению в государственной измене, связанной с предполагаемым заговором. [53] За свою роль Теодорих казнил Боэция в 524 году. [54] [ф] [г]
Несмотря на сложные отношения между Теодорихом и его зятем, католиком бургундским Сигизмундом , в течение пятнадцати лет они наслаждались взаимным миром. [57] Затем в 522 году Сигизмунд убил собственного сына — внука Теодориха — Сигериха; поступок, который разозлил Теодориха, и он в ответ вторгся в Бургундское королевство в сопровождении франков. Между двумя народами бургундские силы Сигизмунда столкнулись на два фронта и потерпели поражение. [57] Сигизмунда Тем временем арианский брат Годомар утвердился как король оставшейся территории Бургундии и правил в течение десяти лет. [58]
Когда сестра Теодориха Амалафрида попыталась изменить направление преемственности вандалов после смерти ее супруга, бывшего короля вандалов Трасамунда, новый католик-король вандалов Хильдерик приказал убить ее вместе с сопровождающей готской свитой. [57] Теодорих был разгневан и планировал экспедицию, чтобы восстановить свою власть над королевством вандалов, когда он умер от дизентерии летом 526 года. [59] [час] Готскому королю наследовал его внук Аталарих , а дочь Теодориха Амаласуинта служила регентом, поскольку Аталариху было всего десять лет, когда Теодорих умер. Ее роль заключалась в том, чтобы выполнить политическое завещание мертвого правителя. [я] искать согласия с сенатом и поддерживать мир с императором. [60] Внезапно некогда объединенные готы раскололись, и внук Теодориха Амаларик правил новым независимым вестготским королевством в течение следующих пяти лет. [60]
Семья и потомство
[ редактировать ]Теодорих был женат один раз. У него была наложница в Мезии , имя неизвестное, от которой у него было две дочери:
- Ostrogotho (ca. 475 – 520). [62] Она была замужем за королем Бургундии Сигизмундом в рамках союза ее отца с бургундцами. [63] [64]
- Феодегота (ок. 473 – ?). В 494 году она вышла замуж за Алариха II в рамках союза ее отца с вестготами. [65]
От брака в 493 году с язычницей Аудофледой — сестрой Хлодвига, который во время свадьбы был крещен арианцем, — у Теодориха родилась дочь: [66]
- Амаласуинта , королева готов. [61] Она была замужем за Евтарихом и имела двоих детей: Аталариха и Матасунту (последняя была замужем сначала за Витигесом , затем, после смерти Витигеса, замужем за Германом Юстином ). [67]
После его смерти в Равенне в 526 году Теодориху наследовал его внук Аталарих . [60] Сначала Аталариха представляла его мать Амаласуинта, которая была регентшей между 534 и 535 годами. [68] Однако королевство остготов начало приходить в упадок, и личный союз готских племен, когда-то объединенный Теодорихом, распался после его кончины. [60] Последующие кампании Юстиниана в Италии, чье долгое правление с 527 по 565 год очерчивает переход от «античности к средневековью на Латинском Западе», по словам историка Михаила Куликовского, нанесли последний удар некогда доминирующему королевству Теодориха. [69]
Строительная программа
[ редактировать ]Теодорих способствовал восстановлению римских городов и сохранению древних памятников в Италии. [70] В 500 году самому Риму уделил особое внимание Теодорих, который хотел восстановить постройки, ранее поврежденные как временем, так и варварами, поскольку, как он размышлял, великие здания Рима были свидетелями его величия и могущества, и для этого поручил своим архитекторам восстановить все это было «древним». [71] Его усилия по сохранению были призваны вызвать трепет и восхищение у будущих поколений. [72] Слава о строительных работах Теодориха достигла далекой Сирии . [73] В целом программа строительства Теодориха включала более обширное новое строительство и реставрацию, чем программа любого из западноримских императоров после Гонория (395–423). [74]
Равенна
[ редактировать ]Теодорих посвятил большую часть своего архитектурного внимания своей столице Равенне. [75] Он восстановил водоснабжение Равенны, отремонтировав акведук , первоначально построенный Траяном . [75] Согласно хроникам Кассиодора, ряд городов был обновлен строительными предприятиями Теодориха, некоторые из которых даже превосходили античные чудеса. [76] Историк Джонатан Дж. Арнольд шутит:
Северные города, такие как Равенна, Верона, Павия, Милан, Парма, Комо, Аквилея и другие, получили новые или улучшенные стены, дворцы, акведуки, церкви, бани и множество других впечатляющих и славных зданий, напоминающих своих жителей. их собственное значение в недавно возрожденной и обновленной Римской империи и связывание таких идей с вмешательством заботливого и преданного принцепса Теодориха. [77]
Он построил «Великую базилику Геркулеса » рядом с колоссальной статуей самого героя. [75] Для пропаганды арианства король заказал небольшой арианский собор Айя Анастасис , в котором находится арианский баптистерий . [78] Еще три церкви, построенные Теодорихом в Равенне и ее пригородах, — С. Андреа деи Готи, С. Джорджио и С. Эусебио, были разрушены в 13, 14 и 15 веках. [79] Теодорих построил для себя Дворец Теодориха в Равенне по образцу Большого Константинопольского дворца. [80] Это было расширение более ранней римской структуры. [81] Дворцовая церковь Христа-Искупителя сохранилась и сегодня известна как базилика Сант-Аполлинаре Нуово . [82] Это была личная молитвенная церковь Теодориха, построенная специально по его вкусам. [83] На площади перед дворцом была установлена конная статуя Теодориха. [84] Подобные статуи были символами древнего мира, а конное изображение Теодориха должно было передать его статус бесспорного правителя Западной империи. [85]
Теодорих Великий был похоронен в Равенне, но его кости были разбросаны, а мавзолей был превращен в церковь после того, как Велизарий завоевал город в 540 году. [86] Его мавзолей — один из лучших памятников Равенны. В отличие от всех других современных зданий Равенны, которые были построены из кирпича, Мавзолей Теодориха был полностью построен из каменных тесаных изделий прекрасного качества . [87] Возможно, как отсылка к традиции готов, происходящей из Скандинавии, архитектор украсил фриз узором, найденным в скандинавских металлических украшениях V и VI веков. [88] [89]
Рим
[ редактировать ]Дворец Домициана на Палатинском холме был реконструирован на поступления от специально взимаемого налога; в то время как городские стены Рима были восстановлены, этот подвиг был отмечен римским сенатом позолоченной статуей Теодориха. [73] Были отремонтированы и отремонтированы Сенатская курия, Театр Помпея , городские акведуки, канализация и зернохранилище, а в амфитеатре Флавиев были установлены статуи . [73]
Религия
[ редактировать ]философ Боэций стал В 522 году его magister officiorum (главой всех государственных и судебных служб) . Боэций был римским аристократом и христианским гуманистом, который также был философом, поэтом, теологом, математиком, астрономом, переводчиком и комментатором Аристотеля и других греческих светил. [90] Трудно переоценить этого бывшего слугу и будущую жертву Теодориха за его влияние на философию, особенно христианскую философию, на протяжении всего Средневековья. Трактаты и комментарии Боэция стали учебниками для средневековых студентов, а великие греческие философы были неизвестны, если не считать его латинских переводов. [91] [Дж] Казнь Боэция не способствовала разрядке напряженности между арианами и католиками, а лишь подняла дополнительные вопросы о легитимности варварской империи. [92]
Теодорих придерживался арианской (нетринитарной) веры , и в последние годы своей жизни он больше не был отстраненным арианским покровителем религиозной терпимости, каким он казался ранее во время своего правления. «Действительно, его смерть положила конец тому, что вполне могло перерасти в крупное преследование католических церквей в отместку за меры, принятые Юстинианом в Константинополе против тамошних ариан». [93] Несмотря на византийский цезаропапизм , который объединял имперскую и церковную власть в одном лице, в результате чего арианские убеждения Теодориха терпели при двух разных императорах, факт оставался фактом: для большинства духовенства Восточной империи Теодорих был еретиком. [94] В конце его правления возникли раздоры с его римскими подданными и византийским императором Юстином I по поводу арианства. Эти ссоры в конечном итоге привели к мученической смерти Боэция и папы Иоанна I от голода в 524 и 526 годах соответственно. Отношения между двумя королевствами ухудшились, хотя военные способности Теодориха отговорили византийцев вести против него войну. После его смерти это сопротивление быстро угасло. [95]
Наследие
[ редактировать ]Стремясь восстановить славу Древнего Рима , Теодорих правил Италией в один из самых мирных и процветающих периодов и, соответственно, был провозглашен новым Траяном и Валентинианом I за свои строительные усилия и религиозную терпимость. [96] Его дальновидные цели включали в себя взятие лучшего из римской культуры и объединение этого с готической энергией и физической силой как путь в будущее. [97] Относительно дружеские отношения между готами и римлянами также делают королевство Теодориха примечательным. [98] Воспоминания о его правлении сделали его таким героем средневековых немецких легенд , как Дитрих фон Берн, где две фигуры изображали одного и того же человека. [99]
Историк Джон Джулиус Норидж писал:
Ни один другой германский правитель, воздвигший свой трон на руинах Западной империи, не обладал и толикой его государственного мастерства и политического видения; и когда он умер... Италия потеряла величайшего из своих правителей раннего средневековья, которому не было равных до времен Карла Великого . [100]
Средневековый прием
[ редактировать ]Теодорих — важная фигура в германской героической легенде как персонаж Дитрих фон Берн ( древневерхненемецкий : Deotrīh ), известный на древнескандинавском как Þjóðrekr или Þiðrekr и на древнеанглийском как Þēodrīc . В немецких легендах Дитрих становится изгнанником из родного королевства Ломбардия, сражаясь с помощью Этцеля против своего дяди-узурпатора Эрменриха . Только древневерхненемецкая « Песнь о Хильдебранде» все еще содержит Одоакра ( древневерхненемецкое : Otacher ) как антагониста Дитриха. Скандинавская сага о Þiðreks XIII века , основанная на утраченных нижненемецких источниках, переносит место жизни Дитриха в Вестфалию и северную Германию. Легенды рисуют в целом положительную картину о Дитрихе, лишь с некоторым влиянием негативных традиций церкви. [101] [102]
Современные историографические дебаты
[ редактировать ]Среди современных историков продолжаются споры о том, как можно квалифицировать природу власти, которой Теодорих обладал в своих владениях. Традиционалисты в течение некоторого времени утверждали, что Теодорих был германским королем, ссылаясь на более поздние византийские источники, написанные во время Готской войны , которые клеймят его как варварского короля, который просто имитировал римские обычаи. Один ученый, Джонатан Дж. Арнольд, утверждает, что эта природа изменилась в течение VI века; Арнольд ссылается на местные и современные источники, такие как Магнуса Феликса Эннодиуса « Vita beatissimi viri Epiphani episcopi Ticinensis ecclesiae» , или Кассиодора «Variae and Laudes» « Pars Posterior» Anonymus Valesianus , утверждая, что Рим на Западе не пал в 476 году, но просто ждал «настоящего римского императора, который будет править им». [103] По словам Арнольда, эти два источника в конечном итоге показывают, что Теодорих на самом деле рассматривался как итальянской знатью, так и восточным двором в Константинополе как законный император Западной Римской империи. [104]
Арнольд построил свою аргументацию на том факте, что Теодорих широко использовал для себя титул принцепса и использовал термин Res Publica для описания владения, которым он правил. [105] Эти титулы, хотя и архаичные, обычно принадлежали императору и его империи. При этом Арнольд объясняет, что сдержанность, проявленная Теодорихом в воздержании от использования таких титулов, как Император , Империум или Август, была направлена на то, чтобы пощадить гордость Восточной монархии и обеспечить ей ее старшинство, но это не умаляло притязаний Теодориха на пурпур в Запад. [106] [к]
Однако эта точка зрения отвергается другими учеными, такими как последний биограф Теодориха Ганс-Ульрих Вимер. Он утверждает, что Джонатан Дж. Арнольд принимает за чистую монету комментарии нескольких заинтересованных сторон из итальянской знати. Эти несколько источников, близких к Теодориху и сомнительной беспристрастности, не следует использовать для определения общего мнения о Теодорихе среди всех классов итальянского населения и в Константинополе. [109] Он далее заявляет, что это видение положения Теодориха не учитывает двойственность его правления, поскольку ему приходится сохранять лояльность как римской, так и готской части своего народа. Вимер утверждает, что «римская» интерпретация Теодориха недавно была доведена до крайности в теории, согласно которой Теодорих был фактически западно-римским императором в Италии. Согласно этой точке зрения, Теодорих восстановил Римскую империю на Западе, которой он правил как принцепс Роман .» [110] Демонстрируя свои сомнения по этому поводу, Вимер указывает, как во время правления Теодориха он сохранял четкое разделение двух этнических групп — итало-римлян и готов. Например, только готы могли носить определенное военное снаряжение (мечи, копья, щиты и шлемы) или занимать ключевые позиции в военной иерархии, а прически у готов и римлян оставались разными, не говоря уже об их языке. [111] Наконец, он заявляет, что восточный двор никогда официально не признавал Теодориха западным императором, что является необходимым условием для того, чтобы стать им, последним из которых, когда-либо признанных Константинополем, был Юлий Непот , умерший в 480 году. [112] Точно так же по политическим причинам франкское и Бургундское королевства никогда не признавали его императором — каждое из них становилось самостоятельным правителем — и, как родственник Теодориха, они были связаны друг с другом дипломатическими браками. [113]
См. также
[ редактировать ]- Альбоин
- Альфред Великий
- Аниций Манлий Северин Боэций
- Ардарический
- Карл Великий
- Хлодвиг I
- Эрманарский
- Гейзерих
- Гермерик
- Лиутпранд, король лангобардов
- Лювигильд
- Одоакр
- Ostrogothic Kingdom
- Теодорих I (король вестготов)
- Тотила
Примечания
[ редактировать ]- ^ Историки спорят, является ли это монетой вообще или медальоном, который можно носить только на шее, из-за его веса, детализации и толщины. [1] надпись Позднелатинская REX THEODERICVS PIVS PRINCIS также сбивает с толку, поскольку «princis», возможно, означает «princ[eps] i[nvictus] s[emper]» (грубо говоря, «вечно непобежденный лидер»). [2] Обратите внимание на германские усы и прическу, а также, возможно, удлиненный череп .
- ^ Готика : * 𐌸𐌹𐌿𐌳𐌰𐍂𐌴𐌹𐌺𐍃 , латинизировано: *Þiudareiks ; Греческий : Θευδέριχος , латинизированный: Теудерихос ; Латинское : Theoderikus .
- ↑ См., например, книгу Джонатана Дж. Арнольда «Теодерих и реставрация Римской империи» (2014).
- ↑ Историк Хервиг Вольфрам предполагает, что этот жест Льва, возможно, был предпринят, чтобы поднять паннонских готов против его бывшего генерала, мятежного Аспара, который присоединился к лидеру фракийских готов Теодориху Страбону. [15]
- ↑ Одним из событий, повлекших за собой неудачу Зенона, была безвременная смерть Теодориха Страбона в 481 году; его сбросили с лошади и пронзили шатровым копьем. В противном случае, утверждает Вольфрам, Теодорих, возможно, никогда бы не стал «Великим». [23]
- ↑ Историк Йоханнес Фрид отмечает, что никаких доказательств того, что Боэций совершил преступление, так и не появилось, но его привело к концу недоверие к Теодориху, который, как утверждает Фрид, был виновен в неправильном суждении и, вероятно, «сожалел» о своих действиях. [55]
- ↑ Два года спустя (526 г.) был казнён и Симмах. [56]
- ↑ Точная дата указана: 30 августа 526 г. [60]
- ↑ В течение короткого периода Амаласуинта превосходно управлял делами остготов, победив гепидов и герулов, которые пытались захватить Паннонию, в 530 году; она укрепила отношения с бургундцами, уступив земли к северу от Дюранса, обратилась к Константинополю за политическим убежищем, когда внутренние группировки угрожали ей, и убедила своего кузена Теодахада сделать ее соправителем готских королевств, прежде чем ее предают. [61]
- ↑ Кассиодор Теодориха сменил Боэция на посту магистра в 523 году. Можно было рассчитывать, что податливый историк и придворный внесет изысканные штрихи в официальную переписку. «Для монарха ты [Кассиодор] был дружелюбным судьей и уважаемым близким человеком. Ибо, когда он освободился от своих официальных забот, он обращался к твоему разговору в поисках наставлений мудрецов, чтобы сделать себя достойным, равным великому Человек древности, всегда любопытный, он желал услышать о движении звезд, морских приливах и легендарных фонтанах, чтобы его серьезное изучение естествознания могло сделать его настоящим философом в пурпуре» (Кассиодор). 'письмо, Variae 9.24.8).
- ↑ Джонатан Дж. Арнольд далее оправдывает свое утверждение, заявляя, что Теодорих вел себя как император, используя и нося императорские регалии, возвращенные Анастасием I Дикором в 497 году. [107] Помимо этих наблюдений, Арнольд определяет, как имперская власть Теодориха была безоговорочно признана на Востоке до такой степени, что королю остготов было разрешено назначать консулов. Затем следует латинизация его имени до Флавия Теодорика, его полная административная карьера на Востоке, кульминацией которой стало консульство в 484 году, которое предоставило ему сенаторское дворянство и возможность навязывать римские законы как итало-римлянам, так и готскому населению. [108]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Серебро 1970 , с. 42.
- ^ Стеффенс 1903 , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрассетто 2003 , с. 335.
- ^ Джонсон 1988 , стр. 74, 95.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вимер 2023 , с. 83.
- ^ Лангер 1968 , с. 159.
- ^ Вимер 2023 , с. 84.
- ^ Хизер 2013 , стр. 4–5.
- ^ Джонсон 1988 , с. 73.
- ^ Гири 1999 , с. 122.
- ^ Хизер 2013 , с. 6.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 262.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 263.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 265.
- ^ Вольфрам 1988 , стр. 264–265.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 267.
- ^ Бернс 1991 , с. 56.
- ^ Фрассетто 2003 , с. 337.
- ^ Ким 2013 , с. 242.
- ^ Бернс 1991 , стр. 58–59.
- ^ Бернс 1991 , с. 59.
- ^ Бернс 1991 , с. 63.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 276.
- ^ Элтон 2018 , с. 204.
- ^ Бернс 1991 , с. 64.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 277.
- ^ Вольфрам 1988 , стр. 277–278.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хизер 2013 , с. 50.
- ^ Хизер 2013 , стр. 50–51.
- ^ Розенвейн 2009 , с. 43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хизер 2013 , с. 51.
- ^ Дельбрюк 1990 , с. 289.
- ^ Элтон 2018 , с. 221.
- ^ Норвич 1988 , с. 179.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Холсолл 2007 , с. 287.
- ^ Бернс 1991 , с. 80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бернс 1991 , с. 81.
- ^ Джеймс 2014 , с. 83.
- ^ Ходжкин 1896 , с. 275.
- ^ Джеймс 2014 , стр. 86.
- ^ Джеймс 2014 , стр. 86–87.
- ^ Хайдеманн 2016 , стр. 29–30.
- ^ Джеймс 2014 , с. 87.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 245.
- ^ Коллинз 2004 , с. 41.
- ^ Холсолл 2007 , с. 290.
- ^ Браун 1989 , с. 123.
- ^ Арнольд 2014 , с. 96.
- ^ Браун 1989 , с. 128.
- ^ Джонсон 1988 , с. 74.
- ^ Браун 2007 , с. 421.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Холсолл 2007 , с. 291.
- ^ Halsall 2007 , стр. 291–292.
- ^ Браун 1989 , с. 132.
- ^ Фрид 2015 , с. 28.
- ^ Боэций 2000 , с. xiv.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вольфрам 1997 , с. 256.
- ^ Вольфрам 1997 , стр. 256–257.
- ^ Вольфрам 1997 , стр. 176, 225.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Вольфрам 1997 , с. 225.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вольфрам 1997 , стр. 225–227.
- ^ Дейли 2015 , с. 88.
- ^ Бернс 1991 , с. 97.
- ^ Эмори 1997 , с. 269.
- ^ Бернс 1991 , с. 98.
- ^ Хартманн 2009 , с. 27.
- ^ Хартманн 2009 , стр. 25–26, 34–36.
- ^ Хартманн 2009 , с. 25.
- ^ Куликовский 2019 , стр. 293.
- ^ Джонсон 1988 , с. 76.
- ^ Тунг 2001 , с. 36.
- ^ Тунг 2001 , стр. 36–37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джонсон 1988 , с. 77.
- ^ Джонсон 1988 , с. 95.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джонсон 1988 , с. 78.
- ^ Арнольд 2014 , с. 199.
- ^ Арнольд 2014 , с. 200.
- ^ Джонсон 1988 , с. 79.
- ^ Джонсон 1988 , с. 80.
- ^ Джонсон 1988 , с. 82.
- ^ Джонсон 1988 , с. 81.
- ^ Джонсон 1988 , с. 85.
- ^ Арнольд 2014 , с. 109.
- ^ Джонсон 1988 , с. 87.
- ^ Арнольд 2014 , с. 108.
- ^ Кольцо, Салкин и свадьба 1996 , с. 556.
- ^ Джонсон 1988 , с. 93, 96.
- ^ Нэсман 2008 , стр. 31.
- ^ Стенрот 2015 , с. 142.
- ^ Кенигсбергер 1987 , стр. 43–44.
- ^ Кенигсбергер 1987 , с. 44.
- ^ Хайдеманн 2016 , с. 32.
- ^ О'Доннелл 1995 .
- ^ Манго 2002 , с. 14.
- ↑ Vasiliev 1950 , pp. 321–28.
- ^ Арнольд 2014 , стр. 58, 58 и 73.
- ^ Оуэн 1990 , с. 97.
- ^ Флетчер 1997 , с. 98.
- ^ Линерт 2008 , с. 3.
- ^ Норвич 1988 , с. 180.
- ^ Haymes & Samples 1996 , стр. 20–21.
- ^ Хайнцле 1999 , стр. 1–10.
- ^ Арнольд 2014 , с. 10.
- ^ Арнольд 2014 , стр. 7–8, 58–61, 70–92.
- ^ Арнольд 2014 , стр. 88–91.
- ^ Арнольд 2014 , стр. 88–91, 110–113, 170–174.
- ^ Арнольд 2014 , стр. 70–72.
- ^ Арнольд 2014 , стр. 152–153, 158–159.
- ^ Вимер 2015 .
- ^ Вимер 2023 , с. 16.
- ^ Вимер 2023 , с. 153.
- ^ Вимер 2023 , стр. 22–23.
- ^ Вимер 2023 , стр. 238–240.
Источники
[ редактировать ]- Эмори, Патрик (1997). Люди и идентичность в остготской Италии, 489–554 гг . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-57151-0 .
- Арнольд, Джонатан Дж. (2014). Теодорих и реставрация Римской империи . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-05440-0 .
- Боэций (2000). Утешение философии . Перевод П.Г. Уолша. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-283883-0 .
- Браун, Питер (1989). Мир поздней античности: 150–750 гг . н.э. Нью-Йорк и Лондон: WW Norton and Co. ISBN 978-0-39395-803-4 .
- Браун, Томас С. (2007). «Роль арианства в остготской Италии: свидетельства Равенны». В Дж. Б. Барнише; Сэм Дж. Барниш; Федерико Марацци (ред.). Остготы от периода миграции до шестого века: этнографическая перспектива . Вудридж; Саффолк; Рочестер, Нью-Йорк: Boydell Press. ISBN 978-1-84383-074-0 .
- Бернс, Томас (1991). История остготов . Блумингтон; Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-25320-600-8 .
- Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409–711 гг . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 978-0-47075-461-0 .
- Дэйли, ET (2015). Королевы, супруги, наложницы: Григорий Турский и женщины меровингской элиты . Лейден; Бостон: Брилл. ISBN 978-9-00429-089-1 .
- Дельбрюк, Ганс (1990). Варварские нашествия . История военного искусства. Том. II. Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-80329-200-0 .
- Элтон, Хью (2018). Римская империя в поздней античности: политическая и военная история . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-10845-631-9 .
- Флетчер, Ричард (1997). Обращение в варваров: от язычества к христианству . Нью-Йорк: Генри Холт. ISBN 0-8050-2763-7 .
- Фрассетто, Майкл (2003). Энциклопедия варварской Европы: общество в трансформации . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-57607-263-9 .
- Фрид, Йоханнес (2015). Средневековье . Кембридж и Лондон: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 978-0-67405-562-9 .
- Гири, Патрик Дж. (1999). «Варвары и этническая принадлежность». В Г.В. Бауэрсоке; Питер Браун; Олег Грабарь (ред.). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 978-0-67451-173-6 .
- Холсолл, Гай (2007). Миграции варваров и римский Запад, 376–568 гг . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52143-543-7 .
- Хартманн, Мартина (2009). Короли в раннем средневековье (на немецком языке). Штутгарт: Верлаг В. Кольхаммер. ISBN 978-3-17018-473-2 .
- Хеймс, Эдвард Р.; Образцы, Сьюзен Т. (1996). Героические легенды Севера: введение в циклы Нибелунгов и Дитриха . Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 0815300336 .
- Хизер, Питер (2013). Восстановление Рима: папы-варвары и претенденты на империю . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-936851-8 .
- Хайнцле, Иоахим (1999). Введение в средневерхненемецкий эпос о Дитрихе . Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер. ISBN 3-11-015094-8 .
- Хайдеманн, Герда (2016). «Остготское королевство: идеологии и переходы». У Джонатана Дж. Арнольда; М. Шейн Бьорнли; Кристина Сесса (ред.). Спутник остготской Италии . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-9004-31376-7 .
- Ходжкин, Томас (1896). Италия и ее захватчики . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Джеймс, Эдвард (2014). Европейские варвары, 200–600 гг . н.э. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-58277-296-0 .
- Джонсон, Марк Дж. (1988). «К истории строительной программы Теодориха». Документы Думбартон-Окса . 42 : 73–96. дои : 10.2307/1291590 . JSTOR 1291590 .
- Ким, Хён Джин (2013). Гунны, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета.
- Кенигсбергер, Х.Г. (1987). Средневековая Европа, 400–1500 гг . Эссекс: Лонгман. ISBN 0-582-49403-6 .
- Куликовский, Михаил (2019). Трагедия Империи: от Константина до разрушения Римской Италии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 978-0-67466-013-7 .
- Лангер, Уильям Л. (1968). «Италия, 489–554». Энциклопедия всемирной истории . Джордж Г. Харрап и компания.
- Линерт, Элизабет, изд. Свидетельства Дитриха с VI по XVI века . Тексты и исследования средневерхненемецкого героического эпоса (на немецком языке). Том 4. Берлин: де Грюйтер. ISBN 978-3484645042 .
- Манго, Кирилл (2002). "Введение". У Сирила Манго (ред.). Оксфордская история Византии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19814-098-6 .
- Нэсман, Ульф (2008). «От Аттилы до Карла Великого». В М. Олауссоне (ред.). Дом Ярлабанке: земля, власть и вечная жизнь в восточном Мелардалене в железный век и средние века [ Дом Ярлабанке: земля, власть и вечная жизнь в восточном Мелардалене в железный век и средние века ] (на шведском языке). Лунд: Исторические СМИ. ISBN 978-91-85507-94-8 .
- Норвич, Джон Джулиус (1988). Византия: Ранние века . Лондон: Издательство Гильдии.
- О'Доннелл, Джеймс (1995). «Кассиодор» . Онлайн-текст Джорджтаунского университета . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . Проверено 16 июля 2017 г.
- Оуэн, Фрэнсис (1990). Германские народы: их происхождение, распространение и культура . Нью-Йорк: Дорсет Пресс. ISBN 978-0-88029-579-6 .
- Кольцо, Труди; Салкин, Роберт М.; Ла Бода, Шэрон (1996). Международный словарь исторических мест: Южная Европа . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-884964-02-2 .
- Розенвейн, Барбара Х. (2009). Краткая история средних веков . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-1-44260-104-8 .
- Зильбер, Манфред (1970). Галльская королевская власть Меровингов в ее связи с Orbis Terrarum Romanum в V и VI веках нашей эры. Цюрих: Питер Ланг.
- Стеффенс, Франц (1903). Латинская палеография: Сто пластинок в коллотипе, с противоположной транскрипцией, а также пояснениями и систематическим изложением развития латинской графики . Фрайбург: Университетский книжный магазин. ISBN 9783112202593 .
- Стенрот, Ингмар (2015). История готов (на шведском языке). Гетеборг: Городская газета CT. ISBN 978-91-974194-8-2 .
- Тунг, Энтони М. (2001). Сохранение великих городов мира: разрушение и обновление исторического мегаполиса . Нью-Йорк: Кларксон Поттер. ISBN 978-0-51770-148-5 .
- Васильев, А.А. (1950). Джастин Первый . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ОСЛК 310492065 .
- Вимер, Ганс-Ульрих (2015). «Обзор: Джонатан Дж. Арнольд: Теодорих и реставрация Римской империи» . Точка зрения . 15 (10).
- Вимер, Ганс-Ульрих (2023). Теодорих Великий: король готов, правитель римлян . Перевод Ноэля Диллона. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-30025-443-3 .
- Вольфрам, Хервиг (1988). История готов . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05259-5 .
- Вольфрам, Хервиг (1997). Римская империя и ее германские народы . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-08511-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андреас Гольц, Варвар – Король – Тиран. Образ Теодориха Великого в традиции V-IX веков (Берлин: де Грюйтер 2008) (Миллениумные исследования по культуре и истории первого тысячелетия нашей эры, 12).
- Хизер, Питер (сентябрь 1995 г.). «Теодорих, король готов» . Раннесредневековая Европа . 4 (2). Уайли : 145–173. дои : 10.1111/j.1468-0254.1995.tb00065.x .
- Хизер, Питер (1998). Готы . Оксфорд, Великобритания: Wiley. ISBN 0-631-20932-8 . OCLC 39945694 .
- Мурхед, Джон (1992). Теодорих в Италии . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-814781-3 . ОСЛК 25547805 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Камперс, Франц (1912). Католическая энциклопедия . Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Теодорих Великий на MiddleAges.net
- Теодорих Гот , 1897 год, автор Томас Ходжкин, из проекта «Гутенберг».
- Аудиокнига Теодорих Гот, общедоступная, на LibriVox
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Теодорихом Великим, на Викискладе?
- Теодорих Великий
- Династия Амали
- Похороны в Италии
- Смерти от дизентерии
- Немецкие героические легенды
- Готические воины
- Мастера солдат
- Средневековые легенды
- Остготские короли
- 454 рождения
- 526 смертей
- Остготы V века
- Короли Италии V века
- Монархи V века в Европе
- Консулы Восточной Римской империи V века
- Христиане-ариане VI века
- Остготы VI века
- Короли Италии VI века
- Монархи VI века в Европе