Лиутпранд, король лангобардов
Лиутпранд | |
---|---|
Король лангобардов | |
Царствование | 712–744 |
Предшественник | Требовать |
Преемник | Хильдепранд |
Рожденный | в. 680 |
Умер | 744 Павия , Италия |
Похороны | |
Религия | Халкидонское христианство |
Лиутпранд был королем лангобардов с 712 по 744 год, и его больше всего помнят за его многочисленные этапы принятия законов (пятнадцать отдельных сессий с 713 по 735 год включительно), а также за долгое правление, которое привело его к серии конфликтов, в основном успешных. , с большей частью Италии. Его часто считают самым успешным монархом Ломбардии, примечательным даром Сутри в 728 году, что стало первой наградой папства за суверенную территорию .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Жизнь Лиутпранда началась неблагоприятно. Его отец был сослан в ссылку к баварцам, старший брат Сигиперт был ослеплен Арипертом II , королем лангобардов, а мать Теодарада и сестра Аурона были изувечены (им отрезали носы и уши). [1] Лиутпранда пощадили только потому, что из-за молодости он казался безобидным, описанным как подросток в Павла Дьякона » «Истории Лангобардорума (Книга VI, XXII), предполагая, что он «вероятно был старше 19 лет, но ему еще не исполнилось двадцати лет». [2] [3] Он был освобожден из-под стражи Ариперта II и ему разрешили присоединиться к своему отцу. [1] [а]
Царствование
[ редактировать ]Правление Лиутпранда произошло после свержения им Ариперта II и официально началось незадолго до смерти его отца Анспранда. [4] Лиутпранд правил тридцать один год и считался агрессивным лидером, который сразу же после восхождения на престол выступил против византийского экзархата; он также напал на Равенну , разрушил Классе, занял форты в Болонье, а также Осимо и захватил Сутри . [5] Помня о стратегических соображениях, Лиутпранд поддерживал союз с более «мощно организованной» нацией франков . [6]
Своими напористыми действиями Лиутпранд значительно расширил границы Ломбардского королевства, пытаясь взять под свой контроль весь итальянский полуостров , во многом так же, как это сделал Карл Мартель. [7] Он добился успеха как против византийцев, так и против папства. [8] Его улучшения королевской бюрократии, более эффективное отправление правосудия во всем лангобардском королевстве, военные действия и компетентное правление оставили важное наследие для лангобардов. [9]
Отношения с Агилольфингами Баварии
[ редактировать ]Благодаря своему расположению к северу от Италии, баварцы стали для лангобардов ценными союзниками. [10] Между обоими народами уже существовали королевские брачные узы, начиная с ок. 590 г., когда король лангобардов Аутари был обручен с Теоделиндой , дочерью баварского Гарибальда , из семьи Агилольфингов. [11] В начале правления Лиутпранда в 712 году отношения между Лангобардским королевством и Баварией были хорошими. [12] сделав одним из своих главных союзников Агилольфинга Теодо I , фактически франкского герцога Баварии. Следовательно, в 715 году Лиутпранд взял в жены молодого Агилольфинга Гунтруду. [13]
Византийские войны
[ редактировать ]До правления Лиутпранда византийцы установили «определенные политические границы внутри Италии» посредством договора, заключенного около 680 года. [14] Однако мир, которым в остальном наслаждались лангобарды, подошел к концу во время его правления, когда византийцы столкнулись с кризисом своей власти внутри Италии и начали оспаривать легитимность лангобардов. [15]
Лиутпранд поначалу не нападал на Равеннский экзархат или папство в разгар этих проблем. Но в 726 году император Лев III издал свой первый из многих указов, запрещающих изображения или иконы (см. иконоборческий спор ), но в то время это не имело большого практического эффекта. [16] Папа Григорий II отказался подчиниться и также «отказался признать императора в своей официальной переписке». [17] Папа Григорий, возможно, даже видел в Лиутпранде союзника, поскольку Лиутпранд не только отказался от взяток от экзарха Павла в Равенне, но и «культивировал имидж освободителя», и в результате между понтифик и монарх Ломбардии. [18]
Лиутпранд выбрал это время разделения между римскими влиятельными лицами, чтобы нанести удар по византийским владениям в Эмилии . В 727 году он переправился через По и взял Болонью , Осимо , Римини и Анкону вместе с другими городами Эмилии и Пентаполиса . Власти в этих местах «стихийно» предложили Лиутпранду свое подчинение. [15] Король лангобардов также взял Классис , морской порт Равенны , но не смог взять саму Равенну. [19] [б]
Пожертвование Сутри и согласие Папы
[ редактировать ]В 727 году Лиутпранд вошел в Рим и захватил крепость Сутри на Виа Кассия недалеко от границы Ломбардии в Тоскане . [18] Встревоженный владением Сутри лангобардами, папа Григорий II умолял Лиутпранда «потоком» денег и подарков в течение примерно четырех месяцев, прежде чем Лиутпранд согласился и передал Сутри папству в 728 году, сохраняя при этом контроль над близлежащими территориями. округ. [18] Историк Ян Халленбек предполагает, что Лиутпранд оккупировал Сутри либо ради вымогательства денег у папства, чтобы отсрочить финансовые затраты на свои военные кампании, либо это было частью его наступления в центральной Италии на территорию Византийской империи. [22] Халленбек добавляет, что ни одна из этих возможностей не является «взаимоисключающей» и не является особенно «определенной», но захват Сутри лангобардским королем не «нарушил позитивные отношения между Павией и Римом», установленные «ранее в этом веке». [23] С большой помпой сопровождался подарок Лиутпранда Сутри, когда король символически повел свою армию в лагерь Неронис и сложил перед Папой Григорием II свои королевские знаки отличия, одежду, плащ, пояс, меч, золотую корону и серебряный крест, которые понтифик торжественно передал обратно. жест признания господства лангобардского монарха над северной Италией. [20] Вскоре после этого Лиутпранд отважился посетить греческий монастырь Святого Анастосия, посещение которого записано в латинской надписи «в королевском фундаменте в Кортеолоне». [24]
Выдав Сутри и приняв участие в символических движениях, Лиутпранд «совершил удивительную дипломатическую революцию», приняв подарки и деньги от Евтихия , экзарха Равенны , став его союзником; событие, описанное биографом Григория II как «злой» заговор. [25] Это соглашение создало видимость того, что лангобардский монарх хотел помочь Евтихию разобраться с независимыми южными лангобардскими герцогствами в Сполето и Беневенто , которыми управляли соответственно герцоги Тразимунд II и Годескальк . [25] Однако Халленбек предполагает, что более вероятно, что, став союзником Евтихия, Лиутпранд сдерживал власть папства и гарантировал, что экзарх не создаст ему проблем на Адриатике; с этой целью Лиутпранд более или менее использовал Евтихия для восстановления Ломбардского королевства в Италии. [26]
После этих событий Лиутпранд и Евтихий возглавили совместную кампанию к воротам Рима, но, оказавшись там, король Лангобардов передумал и подчинился папе Григорию II. Впоследствии он убедил понтифика, что не имел в виду никакого вреда, и убедил Евтихия и Григория II «жить» в гармонии друг с другом. [27] Халленбек объясняет последствия такого развития событий как для Лиутпранда, так и для папства:
... новое Лангобардское королевство и римское политическое образование должны были сосуществовать в гармонии как отдельные и независимые государства. Но Лиутпранд, видимо, пошел еще дальше, пытаясь показать, что он по-прежнему поддерживает папство против Византии. Похоже, именно в этом заключался смысл успешных усилий царя добиться некоторой формы примирения экзарха Евтихия и Григория. Лиутпранд не только воздержался от помощи Евтихию против папы, как он обещал, но и спонсировал примирение, которое, очевидно, принесло пользу Григорию, поскольку оно ослабило глубокий папско-имперский раскол и, поскольку оно не предполагало папского подчинения империи, предложило меру примирения. императорское согласие на отделение Рима от Византии и возникновение автономии Рима и герцогства. Короче говоря, Лиутпранд не угрожал папству, а явно продвигал условия, которые предлагали положительные выгоды и мир с новым Ломбардским королевством Италии. [28]
Сардиния и останки Августина
[ редактировать ]Когда сарацины вторглись на Сардинию , Лиутпранд приказал перевезти мощи Августина в северный итальянский город Павия. [29] [с]
Папские переговоры
[ редактировать ]Папа Григорий II умер в 731 году, и ему наследовал Папа Григорий III . [31] Отношения между новым папой и Лиутпрандом поначалу были мирными, но Григорий III вскоре изменил курс и заключил соглашения с герцогом Урсом Венецианским и патриархом Антонином Градо, который затем изгнал лангобардов из Равенны и восстановил место Евтихия. [32] Результатом стал частичный разрыв мира в Италии, и власть Лиутпранда отошла только к «обычному лангобардскому королевству на севере и новым королевским округам экзархата и Пентаполису». [33] Завязались военные действия между различными герцогскими державами, поддерживавшими Папу и лангобардов; когда дела папства оказались особенно опасными, Григорий III обратился за помощью к Карлу Мартелю , но призывы папы остались без внимания, поскольку франкский король и Лиутпранд оставались в тесном контакте и дружили друг с другом как родственники. [34] [д] Когда правитель Ломбардии готовился к новому штурму Рима, умер папа Григорий III. [36]
Вскоре после смерти папы Григория III (741 г.) Лиутпранд снова оказался на пороге Рима, и ни византийцы, ни франки «похоже, не пошлют войска для освобождения города». [37] Новый понтифик Захарий начал переговоры с королем Лангобардов и подписал двадцатилетний мир. [38] Закари добился дипломатического успеха, вновь приобретя четыре города, недавно захваченные лангобардами, просто согласившись на требование Лиутпранда не присоединяться к герцогам Сполето и Беневенто. [39] Благодаря договоренности с Лиутпрандом папа Захарий захватил некоторые территории, которые позже стали Папской областью . [40] Некоторое время спустя папа Захарий снова встретился с Лиутпрандом и ему были уступлены дополнительные земли вокруг Равенны и две трети Чезены , прилегающие к Апеннинским горам . [41]
Законотворчество
[ редактировать ]Наряду с Ротари , Лиутпранд является еще одним крупным ломбардским деятелем, чье правовое наследие сегодня признано. Законы Лиутпранда ( Liutprandi Leges ) демонстрируют большую степень римского влияния, чем законы его предшественников. [42] С этой целью Лиутпранд был известен тем, что устанавливал законы здравого смысла, и во время своего правления — по крайней мере, номинально, по словам историка Криса Уикхэма, — он делал все возможное, чтобы гарантировать, что применение закона осуществлялось «в присутствии всего народа, в присутствии всего народа, в присутствии всего народа». общий совет с нами». [43] Многие законы, обнародованные Лиутпрандом, «изображают модель идеального государства, основанного на политических идеях», в соответствии с германскими идеалами народа, участвующего в управлении своей нацией, утверждает историк Паоло Делогу. [44]
Такое управление основывалось на идее свободных лангобардов в знак солидарности с королем и включало в себя включение судей со всего Ломбардского королевства. [44] [и] Делогу добавляет, что военная служба государству и представительство в его защиту «считались наиболее полной и почетной формой свободы, посредством которой свободнорожденные сотрудничали в поддержании как порядка и справедливости внутри королевства, так и его независимости или превосходства по отношению к другие народы». [44] Таким образом, солидарность с королем была «подкреплена» личной клятвой верности. [46] Само правосудие осуществлялось для всех лангобардов, находящихся под подчинением и властью короля Лиупранда. [47]
Законодательство Лиутпранда не зависело от прежних моделей германской традиции, согласно которым клиентура вокруг влиятельных региональных деятелей осуществляла общественную функциональную власть, а вместо этого концентрировалась вокруг правления короля. [48] Подобные изменения не предполагают упрощения ломбардских правовых кодексов, поскольку законотворчество Лиутпранда было достаточно подробным. Например, один из кодексов учитывал такие вещи, как штрафы за то, что мужчина забирает одежду у женщины, пока она купалась, и заставляли преступника платить полную сумму, как если бы он кого-то убил. [49] Некоторые из законов Лиутпранда ясно дают понять, что римляне и лангобарды жили в относительной гармонии, поскольку один статут (Лютпранд 127) предписывал, чтобы лангобардские женщины, вышедшие замуж за римлян, были обязаны подчиняться римским законам. [50] Дополнительное законодательство, охватывающее различные уставы, завещания, подделки, продажу собственности и споры о наследстве, было обычным явлением. [51] Его прагматичное законодательство оказалось настолько эффективным, что после 774 года франки позаимствовали у них многие свои юридические процедуры. [49]
Смерть и наследие
[ редактировать ]По словам историка Криса Уикхэма, Лиутпранд был «самым могущественным королем Ломбардии» и к моменту своей смерти в 744 году он обладал «гегемонистской» властью на «всем полуострове». [52] Среди его преемников были братья Рачис, Айстульф , Дезидериус и Арихис, ни один из которых — несмотря на некоторые успехи — не правил столь долго и не контролировал эквивалентную территорию. [53] Смерть Лиупранда ознаменовала короткую передышку в активности Ломбардии, но Рачис начал кампанию по захвату замка в Перудже — укрепления на военной дороге, соединяющей Рим и Равенну, — когда вмешательство Папы Захария оказалось настолько эффективным, что король Ломбардии вскоре отказался от короны и отступил. к монашеской жизни. [54] в 749 году Рачиса сменил Айстульф, который возглавил лангобардов в агрессивных кампаниях, включавших захват Равенны. [55] Тем не менее, наследие Лиутпранда и его лангобардских преемников было тем, что, по признанию историка Хервига Вольфрама, «подготовило почву для создания средневековой итальянской нации», поскольку именно лангобарды «сохранили ее как политическую единицу, несмотря на... потери и отделения». [56] Лангобарды были настолько выдающимися из-за таких королей, как Лиутпранд, что даже великий Каролингов правитель Карл Великий включил в свой титул «король франков и лангобардов», а регион, занимаемый лангобардами между Миланом пор называется Ломбардией. и Павией в 8 веке , до сих . [56]
Возможные археологические останки Лиутпранда
[ редактировать ]В 2018 году кости короля Лиутпранда стали предметом биоархеологического и генетического исследования. Анализы показали, что кости принадлежали трем представителям высшего сословия, с сильными мышцами и которые питались белками, в основном из мяса и рыбы, в большей степени, чем остальная часть населения, о чем свидетельствуют сравнения с находками костей, полученными из некрополь ломбардского возраста, найденный в северной Италии. Из этих трех человек двое (мужчина средних лет и молодой человек) датируются VI веком, а третий субъект, умерший около 40/50 лет, был современником Лиутпранда: поэтому возможно, что кости третьего человека могут принадлежать королю лангобардов. [57]
Источники
[ редактировать ]Основным источником по карьере Лиутпранда является Historia Langobardorum Павла Диакона , идеализирующая Лиутпранда. Он был написан после 787 года и охватывает историю лангобардов с 568 года до смерти Лиутпранда в 744 году. Хотя он написан лангобардом с лангобардской точки зрения, он содержит много информации о Восточной Римской империи, франках и других. [58]
Ссылки
[ редактировать ]Информационные примечания
[ редактировать ]- ^ Также см.: «Лютпранд, король лангобардов», Британский музей.
- ↑ По словам историка Джудит Херрин, хотя постоянной оккупации Равенны не было, вполне возможно, что в 728 году город хотя бы временно находился под контролем короля Ломбардии. [20] В середине 730-х годов Лиутпранд снова, более уверенно, занял Равенну, хотя и на короткий период. [21]
- ↑ По словам Павла Диакона , Лиутпранд спас мощи, стоявшие на острове, с большой поспешностью и большими затратами. [30] Останки Августина были помещены в церковь Святого Петра . Посетите следующий веб-сайт: http://www.augnet.org/en/history/places/4236-italy-pavia/.
- ↑ Лиутпранд и Карл Мартель сохранили дружеские отношения — до такой степени, что лангобардский монарх усыновил сына франкского короля Пипина Короткого . [35]
- ↑ На примере Лиутпранда историк Крис Уикхэм также объясняет, что легитимность этих раннесредневековых германских королей основывалась на их «связях со всем свободным (мужским) народом их королевств». [45]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Павел Диакон 2003 , стр. 265–266, XXII.
- ^ Бальцаретти 2005 , стр. 361–382.
- ^ Павел Диакон 2003 , с. 266, XXII.
- ^ Хит 2021 , с. 81.
- ^ Кристи 1998 , с. 102.
- ^ Кристи 1998 , с. 103.
- ^ Рише 1993 , с. 47.
- ^ Фрассетто 2003 , с. 243.
- ^ Фрассетто 2003 , с. 244.
- ^ Коллинз 1999 , стр. 208–209.
- ^ Коллинз 1999 , с. 208.
- ^ Рише 1993 , с. 32.
- ^ Нельсон 2019 , с. 55.
- ^ Кристи 1998 , стр. 101, 187.
- ^ Jump up to: а б Делогу 2006 , с. 294.
- ^ Калделлис 2024 , стр. 447.
- ^ Калделлис 2024 , стр. 447, 449.
- ^ Jump up to: а б с Халленбек 1982 , с. 24.
- ^ Халленбек 1982 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Херрин 2020 , с. 322.
- ^ Херрин 2020 , с. 336.
- ^ Халленбек 1982 , стр. 24–25.
- ^ Халленбек 1982 , стр. 25–26.
- ^ Херрин 2020 , стр. 322–323.
- ^ Jump up to: а б Халленбек 1982 , с. 27.
- ^ Халленбек 1982 , с. 28.
- ^ Халленбек 1982 , с. 29.
- ^ Халленбек 1982 , с. 30.
- ^ МакКиттерик 2004 , с. 55.
- ^ Палмер 2015 , стр. 111–112.
- ^ Бауэр 2010 , с. 361.
- ^ Халленбек 1982 , с. 32.
- ^ Халленбек 1982 , с. 33.
- ^ Халленбек 1982 , стр. 35–36.
- ^ Рише 1993 , с. 49.
- ^ Халленбек 1982 , с. 36.
- ^ Херрин 1989 , с. 353.
- ^ Херрин 1989 , стр. 353–354.
- ^ Херрин 1989 , с. 354.
- ^ Херрин 2020 , с. 337.
- ^ Херрин 2020 , с. 338.
- ^ Лето 2020 г. , стр. 139.
- ^ Уикхэм 2016 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Делогу 2006 , с. 290.
- ^ Уикхэм 2009 , с. 213.
- ^ Делогу 2006 , стр. 290–291.
- ^ Делогу 2006 , с. 291.
- ^ Делогу 2006 , с. 293.
- ^ Jump up to: а б Уикхем 2016 , с. 42.
- ^ Кристи 1998 , с. 120.
- ^ Кристи 1998 , с. 125.
- ^ Уикхэм 2009 , с. 143.
- ^ Уикхэм 2009 , стр. 143–144.
- ^ Херрин 2020 , с. 339.
- ^ Херрин 2020 , стр. 339–340.
- ^ Jump up to: а б Вольфрам 1997 , с. 300.
- ^ Гаэтал и др. 2020 , стр. 1–7.
- ^ Гош 2015 , стр. 115–121.
Библиография
[ редактировать ]- Бальзаретти, Росс (2005). «Мужская власть и государственная идентичность в лиутпрандской Италии». В Поле, Уолтер; Эрхарт, Питер (ред.). Лангобарды: доминион и идентичность . Австрийская академия наук. стр. 361–382. ISBN 978-3-70013-400-8 .
- Бауэр, Сьюзен Уайз (2010). История средневекового мира: от обращения Константина до первого крестового похода . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-39305-975-5 .
- Кристи, Нил (1998). Лангобарды: Древние лонгобарды . Молден, Массачусетс: Блэквелл. ISBN 0-631-18238-1 .
- Коллинз, Роджер (1999). Раннесредневековая Европа, 300–1000 гг . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-31221-885-0 .
- Делогу, Паоло (2006). «Ломбардская и Каролингская Италия». В Розамонд МикКиттерик (ред.). Новая Кембриджская средневековая история . Том. II [ок.700–ок.900]. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 290–319. ISBN 978-0-52136-292-4 .
- Эверетт, Николас (2000). «Грамотность и закон в правительстве Ломбардии» . Раннесредневековая Европа . 9 (1): 93–127. дои : 10.1111/1468-0254.00061 .
- Фрассетто, Майкл (2003). Энциклопедия варварской Европы: общество в трансформации . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-57607-263-9 .
- Гаэталь, Рафаэле; Миноззил, Симона; Форначарил, Антонио; Джуффрал, Валентина; Риккомил, Джулия; Лубрито, Кармин; Форначари, Джино (2020). «Эксгумация и антропологическое исследование останков скелетов, приписываемых Лиутпранду, королю лангобардов (ок. 690-744 гг. н. э.)» . Историческая медицина . 4 (2): 1–7.
- Гош, Шами (2015). Написание варварского прошлого: исследования раннесредневекового исторического повествования . Брилл. ISBN 978-9-00430-522-9 .
- Халленбек, Ян Т. (1982). «Павия и Рим: Ломбардская монархия и папство в восьмом веке» . Труды Американского философского общества . 72 (4): 1–186. дои : 10.2307/1006429 .
- Хит, Кристофер (2021). «Заболеваемость и убийства. Жестокая неопределенность королевства Ломбардии 568–774». В Кристофере Хите; Роберт Хоутон (ред.). Конфликт и насилие в средневековой Италии, 568–1154 гг . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 63–86. ISBN 978-9-04853-620-7 .
- Херрин, Джудит (1989). Становление христианского мира . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-00831-0 .
- Херрин, Джудит (2020). Равенна: Столица Империи, Горнило Европы . Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-69115-343-8 .
- Калделлис, Энтони (2024). Новая Римская империя: История Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19754-932-2 .
- МакКиттерик, Розамонд (2004). История и память в мире Каролингов . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52182-717-1 .
- Нельсон, Джанет (2019). Король и император: Новая жизнь Карла Великого . Окленд: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-52031-420-7 .
- Палмер, Джеймс (2015). Апокалипсис в раннем средневековье . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 1107085446 .
- Павел Диакон (2003). История лангобардов . Перевод Уильяма Дадли Фоулка. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0-8122-1079-4 .
- Рише, Пьер (1993). Каролинги: семья, которая создала Европу . Перевод Майкла Идомира Аллена. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-81221-342-3 .
- Соммар, Мэри Э. (2020). Рабы церквей: история . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19007-328-2 .
- Уикхэм, Крис (2009). Наследие Рима: освещая темные века, 400–1000 гг . Викинг. ISBN 978-0-67002-098-0 .
- Уикхэм, Крис (2016). Средневековая Европа . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-30020-834-4 .
- Вольфрам, Хервиг (1997). Римская империя и ее германские народы . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-08511-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эверетт, Николас. «Насколько территориальным было ломбардское право?», В. Поль и П. Эрхарт (ред.). Лангобарды. Доминион и идентичность. Исследования по истории средневековья, Австрийская академия наук (Вена, 2004), стр. 347–360.
- Эверетт, Николас. «Лютпрандические письма среди лангобардов», в книге К. Форсайта, Дж. Хиггитта и Д. Парсонса (ред.), «Роман, руны и огам». Средневековые надписи в островном мире и на континенте. Материалы Международной конференции по средневековой эпиграфике. Колледж Святой Хильды, Оксфорд, Великобритания. 16–17 июля 1996 г. Издательство Пола Уоткинса (Стэмфорд, 2000), стр. 175–189.
- Эверетт, Николас. Грамотность в Ломбардии Италии . Издательство Кембриджского университета, 2003.
- Ла Рокка, Кристина (редактор), Италия в раннем средневековье. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2002.
- Лексикон Средневековья
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Католическая энциклопедия : «Состояния Церкви»