Теудис
Теудис | |
---|---|
Король Испании и Септимании | |
Иллюстрация Теудиса Картина Теудиса художника эпохи Возрождения. | |
Король вестготов | |
Царствование | 531 – ок. июнь 548 г. |
Предшественник | Амаларик |
Преемник | Теудигизель |
Рожденный | в. 480 |
Умер | в. июнь 548 (68 лет) |
Религия | Арианство |

Теудис [а] ( готический : 𐌸𐌹𐌿𐌳𐌴𐌹𐍃, Þiudeis , испанский : Teudis , португальский : Têudis ), ( ок. 480 — июнь 548) — король вестготов в Испании с 531 по 548 год.
Биография
[ редактировать ]Остгот, он был меченосцем Теодориха Великого , который послал его управлять вестготским королевством во времена несовершеннолетия Амаларика , сына короля Алариха II , и Теодеготы, дочери короля Теодориха.
По словам Прокопия , во время своего наместничества Теудис женился на испанке, которая «принадлежала к дому одного из богатых жителей той земли и обладала не только большим богатством, но и большим поместьем в Испании». Благодаря этому богатству он смог собрать частную армию в две тысячи человек. [2] фактически сделав его независимым от власти Теодориха. Теодорих не предпринял никаких действий против Тевдиса. Одна из причин заключалась в том, что это дало бы франкам , убившим вестготского короля Алариха в битве при Вуйе , повод снова выйти на поле боя. Во-вторых, Тевдис внимательно выполнял приказы своего короля и никогда не забывал присылать ежегодную дань. [б]
После убийства Амаларика, последнего представителя династии Бэлць , Тевдис был избран королем. Известный историк Хервиг Вольфрам считает, что одним из факторов, повлиявших на его выбор, была поддержка других остготов, которые отправились вместе с ним на запад. [4] В то время как историк Питер Хизер утверждает вторую точку зрения, отмечая, что двое итальянских родственников Теудиса — Ильдибад и Тотила — стали королями остготов после падения Дома Теодорихов в Готских войнах, добавляя, что они, вероятно, представляли «особенно могущественную не- королевский клан». [5]
В 541 году Теудиду пришлось противостоять франкам под командованием Хлотара I и Хильдеберта I , которые проникли до Сарагосы , которую они осаждали сорок девять дней, но, по словам Григория Турского, франки сняли осаду, когда узнали, что город был под защитой мощей святого Винсента Сарагосского . [6] Первоисточники расходятся во мнениях относительно исхода франкского вторжения; например, Исидор Севильский пишет, что будущий король Теудигизель , который тогда был генералом Теудиса, убил всех захватчиков, за исключением группы, которая подкупила его, чтобы позволить им бежать; [7] в то время как Григорий Турский утверждает, что «им удалось завоевать большую часть Испании и они вернулись в Галлию с огромной добычей». [8] Историк Роджер Коллинз отмечает, что это была первая победа вестготов над их франкскими соперниками - достижение, которое, несомненно, повысило престиж Теудиса. [9]
В начале своего правления Теудис (533 г.) принял делегацию от вандалов короля Гелимера с просьбой о помощи против надвигающегося византийского нападения. [2] Теудис принял их радушно, устроив в их честь банкет, на котором спросил, как дела дома. Послы медленно добирались до Испании и не были в курсе событий в Карфагене ; Между тем торговый корабль, вышедший из Карфагена в тот же день, когда он пал перед византийцами, встретил попутный ветер и первым достиг Испании с новостями, которые Тевдис знал, когда прибыли послы вандалов. Поэтому, когда они предложили союз против византийцев, Тевдис отказался. [2] Вместо этого он велел им отправиться на берег моря, «ибо оттуда вы наверняка узнаете о делах дома». Озадаченные таким ответом, послы в конце концов последовали его совету и вернулись в Карфаген, где были взяты в плен победившими византийцами. [с] Роджер Коллинз предполагает, что Теудис воспользовался поражением вандалов, оккупировав часть Северной Африки напротив Испании. [9] Это могло бы объяснить, почему в 542 году вестготы предприняли неудачную попытку выступить на защиту Сеуты , когда византийцы осадили ее с суши и моря. По словам Исидора Севильского, армия вторжения отказалась сражаться в субботу , а когда византийцы узнали об этом, напали на вестготов и не оставили в живых ни одного. [10]
Несмотря на то, что Тевдис был христианином-арианцем , Исидор Севильский хвалит его, поскольку он не только терпел действия местных римско-католических граждан, но и позволял их епископам встречаться в Толедо, чтобы урегулировать «те вопросы, которые были необходимы для учения Церкви. " [10] [д] Коллинз отмечает, что «из немногих провинциальных советов, которые, как известно, проводились в Испании до 589 года, почти половина проводилась во время его (Тевдиса) правления: I Барселона в 540 году, Лерида в 546 году и Валенсия также в 546 году». [1] Во время его правления была осуществлена и обнародована в ноябре 546 г. дальнейшая кодификация готского права , в которой цитировались многочисленные римские авторитеты, а также была направлена на масштабирование выплат, выплачиваемых судам за отправление правосудия. [11]
В 548 году он был убит в своем дворце человеком, который симулировал безумие, чтобы подобраться достаточно близко и нанести смертельный удар. По словам Исидора Севильского, истекая кровью, Тевдис кричал, чтобы никто не убивал его убийцу, «говоря, что он получил возмездие, согласившись с собственными заслугами, потому что и сам, как частное лицо, убил своего вождя». [12] Мотивом для этого убийства вполне могла быть «кровная месть», по мнению историка Хервига Вольфрама, который отмечает, что из примерно сорока королей и антикоролей, начиная с Алариха I , даже половина из них не умерла естественной смертью. [13] [и]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Роджер Коллинз отмечает, что в преамбулах двух церковных соборов, состоявшихся в 546 году, он упоминался как «Теодорих», хотя Исидор Севильский называет его Тевдисом. [1]
- ^ Прокопий, De bello Gothico I (V).12.50-54. Переведено в HB Dewing, Procopius (Лондон: Heinemann, 1968), vol. 3 стр. 131 – 131. [3]
- ^ Прокопий, De bello Vandalico I (III).24.7-18; перевод Дьюинга, том. 2 стр. 197ф.
- ↑ Однако в сноске к своему переводу «Истории» Исидора историк Кеннет Бакстер Вольф отождествляет эту встречу со Вторым Толедским собором , подразумевая, что Исидор неверно датировал этот собор. См.: Завоеватели и летописцы раннесредневековой Испании , второе издание (Ливерпуль: Liverpool University Press, 1999), с. 98 н. 106.
- ↑ Вольфрам пишет: « Morbus Gothicus , «готическая болезнь», свирепствовала: как будто в припадке безумия готы уничтожали королей путем свержения или убийства. [13]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Коллинз 1995 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с Вольфрам 1997 , с. 264.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 310фн.
- ^ Вольфрам 1988 , с. 334.
- ^ Хизер 1998 , с. 242.
- ^ Вуд 1994 , с. 170.
- ^ Исидор Севильский 1970 , с. 19 [гл. 41].
- ^ Григорий Турский 1974 , с. 186 [III.29].
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз 1995 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Исидор Севильский 1970 , с. 20 [гл. 42].
- ^ Бернс 1991 , с. 131.
- ^ Исидор Севильский 1970 , с. 21 [гл. 43].
- ^ Перейти обратно: а б Вольфрам 1997 , с. 265.
Библиография
[ редактировать ]- Бернс, Томас (1991). История остготов . Блумингтон; Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-25320-600-8 .
- Коллинз, Роджер (1995). Раннесредневековая Испания: единство в разнообразии, 400–1000 гг . Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-34924-135-4 .
- Григорий Турский (1974). История франков . Перевод Льюиса Торпа. Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14044-295-3 .
- Хизер, Питер (1998). Готы . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-63120-932-4 .
- Исидор Севильский (1970). Исидор Севильский «История готов, вандалов и свевов» . Перевод Гвидо Донини и Гордона Б. Форда. Лейден: Издательство Brill. OCLC 875361806 .
- Вольфрам, Хервиг (1988). История готов . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05259-5 .
- Вольфрам, Хервиг (1997). Римская империя и ее германские народы . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-08511-6 .
- Вуд, Ян (1994). Королевства Меровингов, 450–751 гг . Лондон и Нью-Йорк: Лонгман. ISBN 0-582-49372-2 .