Виттиза
Виттиза | |
---|---|
![]() | |
Король вестготов | |
Царствование | 694 – 710 |
Предшественник | Эгика |
Преемник | Родерик |
Соправитель | Эгика (694 – 702/703) |
Рожденный | в. 687 Вестготское королевство |
Умер | 710 (22–23 года) Вестготское королевство |
Отец | Эгика |
Мать | Чишило |
Виттиза [1] ( Витиза , Витика , Витича , Витиза или Витигес ; ок. 687 – вероятно, 710) был вестготским королем Испании с 694 года до своей смерти, правивший совместно со своим отцом Эгикой до 702 или 703 года. [ нужна ссылка ]
Совместное правление
[ редактировать ]В начале своего правления Эгика ясно дал понять, что его намерение состояло в том, чтобы обеспечить своей семье власть, от которой их нельзя было бы отстранить. Судя по хартии, датированной седьмым годом правления Эгики (ноябрь 693 - ноябрь 694 г.), в которой Виттиза упоминается как соправитель, вполне вероятно, что Виттиза стал соправителем в 694 году, хотя Хроники 754 года относят это событие к 698 году. [2] Нумизматический анализ типов монет также подтверждает тезис о том, что Виттица правил с 694 года. [2] [3] Возвышение Виттицы на королевский сан совпало с восстанием Сюнифреда и могло быть либо его причиной, либо следствием. [ нужна ссылка ]
15 числа [4] или 24 ноября [5] В 700 г. Виттиза был помазан королем; это последняя запись в Chronica Regum Visigothorum , вестготском царственном списке. [ нужна ссылка ] Задержка между его назначением на пост соправителя и помазанием, которому придавалось большое значение, скорее всего, объясняется его совершеннолетием, вероятно, четырнадцати лет, в том же году. [5] Виттиза был сыном Эгики от Чишило. [6] дочь предыдущего короля Эрвига , которая была уволена мужем в конце 687 года после недолгого замужества и тем самым накладывает ограничение на возможную дату рождения Виттицы. [5] [ нечеткий ]
Где-то во время совместного правления Эгики и Виттицы византийский флот совершил набег на побережье южной Испании и был отброшен Теудимером . [ нужна ссылка ] Датировка этого события оспаривается: возможно, оно произошло во время экспедиции Леонтия по освобождению Карфагена в 697 г. [5] ( нужна лучшая ссылка ), возможно, позже, около 702 г. [4] или, возможно, в конце правления Виттицы. [7] Чума в 698 году вспыхнула в Константинополе и распространилась на запад через Средиземноморье, достигнув Испании в 701 году. [8] Оно было достаточно суровым, чтобы вынудить двух королей покинуть их столицу Толедо , и вполне возможно, что это был период, когда Виттица был отправлен своим отцом править в Туи в Галлеции во время regnum Suevorum , событие, записанное в Хрониках Альфонсо III. . Хотя это часто отвергается учеными, [8] есть нумизматические свидетельства, свидетельствующие о том, что подцарство Виттицы было реальностью. [9] [ нечеткий ]
Единственное правило
[ редактировать ]Смерть Эгики можно датировать 702 годом (традиционно) или 703 годом (исходя из того, что Эгика обнародовал закон на шестнадцатом году жизни, который начался 24 ноября 702 года). [10]
Уступки при преемственности
[ редактировать ]Вскоре после его смерти состоялся Восемнадцатый Толедский собор под наблюдением Виттицы и архиепископа Толедо , то ли Гундериха , то ли Синдереда . Акты совета для нас потеряны, но, возможно, они были весьма спорными, что привело к их подавлению. [8] Виттиза, возможно, заставил совет принудить к браку католическое духовенство. [11] есть упоминание В Хрониках 754 года о том, что Виттиза повелел Синдереду оказывать давление на авторитетное духовенство, но что именно это означает, неизвестно. [10] Это может означать, что он оказал давление на Восемнадцатый собор, чтобы тот ратифицировал решение Пятишестого совета о разрешении церковных браков: согласно « Хронике Альфонсо III» , Фруэла I Астурийская (757–768) отменила это постановление. [12] Коллективный смысл заключается в том, что Виттица предпринял попытку реформировать коррупцию в вестготской католической церкви. [13]
Одним из первых действий Виттицы после кончины его отца была отмена ссылки нескольких дворян. Он вернул им рабов, конфисковал имущество и восстановил их в небных должностях. [13] [14] Виттиза также предостережения . публично сжег написанные против них [14] Предостережениями , вероятно, были клятвы, уступки или признания, которые изгнанников заставили подписать; [14] или отчеты о задолженности перед казначейством. [4] Виттица также вернул землю, которой владела его семья, королевскому казну в соответствии с законом. Вся эта деятельность, вероятно, была ответом на жалобы на правление его отца, исправить которые он считал политически разумным. [14] Хроника 754 года называет Виттицу «милосердным» и критикует лишь способ его преемственности, вероятно, в связи с этими событиями и ненавистной Эгикой. [15]
Законодательство
[ редактировать ]За годы своего единоличного правления Виттица обнародовал два новых закона и выпустил пересмотренную версию Liber Iudiciorum . [16] Это переиздание также может быть связано с политической ситуацией после смерти Эгики и необходимостью Виттицы укрепить свою власть и поддержку дворянства и духовенства. [14]
Хотя сам он не принял никаких законов, направленных на дальнейшее угнетение евреев, Виттица, вероятно, также не отменил законы своего отца в этом отношении. [4] Хроника тринадцатого века, написанная Лукасом Туйским, обвиняет Виттицу в том, что он ослабляет притеснение евреев и стремится заручиться их поддержкой в попытке оклеветать его как «любителя евреев». [17] Точность заявления Лукаса, несмотря на его запоздалость, подкрепляется тем фактом, что Лукас был родом из Туи, галисийского города, где Виттица, вероятно, когда-то правил как заместитель короля при своем отце. Возможно, жители Туи сохранили устную традицию или, возможно, Лукасу были доступны каноны XVIII Толедо. [18]
Закон, который иногда приписывают Эгике, предписывает кальдарию (испытание кипящей водой) для обвиняемых в воровстве, независимо от того, насколько мала сумма, приписываемая некоторыми Виттице. [19]
Смерть, кризис преемственности и наследие
[ редактировать ]Дата смерти Виттицы и конец его правления неизвестны. В нескольких сохранившихся списках царствования указывается год смерти 710 (иногда с месяцем смерти февраль). [20] ), тогда как Хроники 754 года подразумевают 711 год. В любом случае, Хроники убедительно подразумевают, что он был убит в результате переворота, возглавляемого Родериком при поддержке фракции дворян. [21] Другие полагают, что он умер естественной смертью. [22] В то время королю было всего лишь двадцать с небольшим.
После его смерти, естественной или насильственной, или низложения, Испания была разделена между конкурирующими претендентами: Родериком на юге и Ахилой II на севере. [23] Агила, возможно, был сыном Виттизы и соправителем (примерно с 708 г.), [18] но для этого потребуется, чтобы он был либо ребенком-королем, либо чтобы Виттица не был сыном Чиксило. Другие говорят, что у Виттицы осталось двое сыновей, еще не достигших совершеннолетия. [20] На момент смерти «он был в высшей степени любим народом и в равной степени ненавидим священством». [24]
Какими бы ни были фактические обстоятельства конца правления Виттицы, полтора века спустя память о нем не была положительной. В «Хрониках Муассака» , около 818 года, написано, что Witicha deditus in feminis exemplo suo sacerdote ac populum luxuriose vivere docuit, irritans Furorem Domini : «Виттица оставил плохой пример своему духовенству и своему народу своей нецеломудренной жизнью, тем самым вызвав ярость Господин." [25] В « Хрониках Альфонсо III» упоминаются его многочисленные жены и любовницы, а также то, как он «разрушил Испанию». [26] в то время как Хроника 754 года , написанная менее чем через полвека после его смерти, сообщает, что он принес в королевство «радость и процветание». [4]
«Сыновья Виттицы», которые в остальном неизвестны, в Хрониках Альфонсо III представлены как предатели, которые помогли передать Испанию маврам . Оппа , призрачная, но историческая фигура, как полагают, был либо братом, сводным братом, либо сыном Виттицы, хотя последнее невозможно, основываясь просто на молодости Виттицы и предполагаемом возрасте Оппы в 711 году. Согласно Rotensis версии Хроника Альфонсо III , у Виттицы было три сына: Ольмунд [ ок ], Ромул и Ардабаст (Артабасд), ставший графом христиан Коимбры . [27] Ольмунд — готское имя, Ромул — римское, а Ардабаст (Артавасд) — персидское. [28] (через армянский).
Земли дочери Ольмунда, Сары аль-Кутийи , и ее братьев были присвоены их дядей Ардабастом во время кризиса престолонаследия. Она поехала в Дамаск, чтобы подать прошение Хишаму ибн Абд аль-Малику об их возвращении, что он затем приказал. [29]
Легенда
[ редактировать ]По словам американского писателя и историка Вашингтона Ирвинга , в первой части его «Легенд о завоевании Испании » 1835 года правление Виттицы изначально подавало большие надежды. «Он устранял обиды, смягчал дань своих подданных и вел себя со смешанной мягкостью и энергией при исполнении законов». Однако медовый месяц продлился недолго. Вскоре Виттиза «показал себя в своей истинной натуре, жестокой и роскошной». [30]
Усомнившись в безопасности своего трона, он положил конец карьере двух родственников, считавшихся соперниками: Фавилы, герцога Кантабрийского , и Теодофреда, герцога Кордовского , который жил в отставке при дворе. Виттиза приказал убить Фавилу, а Теодофреда ослепить, а затем заключить в темницу Кордовы. Сын Фавилы, которого, как нам говорят, звали Пелайо , в то время находился где-то в другом месте и, таким образом, был избавлен от той важной роли, которую он позже сыграет в истории. Сыном Теодофреда был Родерик , герцог Бетики , бежавший в Италию.
Наконец, почувствовав себя в безопасности, король «дал волю своим распутным страстям и вскоре благодаря своей тирании и чувственности приобрел прозвище Витица Злой». [30] В частности, используя секретные приказы, он сносил замки, которые, как он опасался, могли быть использованы будущими внутренними врагами, не обращая внимания на возможность того, что он ослабляет защиту королевства от иностранных захватчиков. А при дворе, вдохновленный обычаем мусульманских правителей, он «потворствовал множественности жен и наложниц, поощряя к тому же своих подданных».
В более поздние времена такие истории рассказывали о Виттице, потому что, вопреки политике церковной иерархии, он был снисходителен к евреям и поощрял духовенство вступать в брак. Поэтому, когда королевство внезапно рухнуло в первый год правления его преемника Родерика (любимца церкви), это легко объяснили утверждением, что грехи Виттицы «навлекли гнев Небес на несчастную нацию». [20]
Как гласит история, именно в попытке спасти Испанию от такого божественного наказания изгнанный Родерик вернулся из Италии с армией. Виттиза вскоре потерпел поражение на поле боя и был взят в плен. Затем Родерик был коронован королем в Толедо, после чего он отомстил за своего отца, ослепив Виттису и заключив его в тюрьму в Кордове. Там бывший король «провёл краткий остаток своих дней в вечной тьме, становясь жертвой несчастья и раскаяния». [31]
Источники
[ редактировать ]- Бахрах, Бернард С. «Переоценка вестготской еврейской политики, 589–711». Американский исторический обзор , Vol. 78, № 1. (февраль 1973 г.), стр. 11–34.
- Коллинз, Роджер. «Sicut lex Gothorum continet: Закон и хартии в Леоне и Каталонии девятого и десятого веков». Английский исторический обзор , Vol. 100, № 396. (июль 1985 г.), стр. 489–512.
- Коллинз, Роджер. Арабское завоевание Испании, 710–97 гг . Оксфорд: Издательство Блэквелл, 1989. ISBN 0-631-15923-1 .
- Коллинз, Роджер. Вестготская Испания, 409–711 гг . Издательство Блэквелл, 2004.
- Гарсиа Морено, Луис А. «Просопография, номенклатура и королевская преемственность в вестготском королевстве Толедо». Журнал поздней античности , 1 (1:2008), 142–56.
- Ходжкин, Томас . «Вестготская Испания». Английский исторический обзор , Vol. 2, № 6. (апрель 1887 г.), стр. 209–34.
- Ирвинг, Вашингтон . «Легенды о завоевании Испании» , первоначально из «Сборника мелков» , том 3 (1835 г.); в Ирвинге, Пьер М. Испанские документы . Филадельфия: Дж. Б. Липпинкотт и компания, 1871 г.
- Кинг, П.Д. «Король Чиндасвинд и Первый территориальный свод законов Визиоготского королевства». Вестготская Испания: новые подходы . ред. Эдвард Джеймс . Оксфорд: Clarendon Press, 1980. стр. 131–57.
- Лопес Санчес, Фернандо. «Валюта королевства вестготов в Толедо: зачем? Для кого?» Майнаке , Том 31 (2009), стр. 175–86.
- Томпсон, Э.А. Готы в Испании . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1969.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гото-испанское имя, вероятно, произошло от готского имени Виттих (связанного с готическим героем Видигойей ). [ нужна ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Вестготика , 108.
- ^ [ нечеткий ] Нумизматические свидетельства чеканки монет Виттицы также указывают на то, что город Реккополис , основанный Реккаредом I, все еще использовался как монетный двор в начале восьмого века (Томпсон, 64).
- ^ Перейти обратно: а б с д и Томпсон, 249.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коллинз, Вестготика , 109.
- ^ Также пишется Cixila, Cixillo или Cixilona.
- ^ Бахрах , 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Коллинз, Вестготика , 110.
- ^ Лопес Санчес, «Деньги», 177.
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Вестготика , 111.
- ^ Коллинз, Араб , 15–19. Хроники Альфонсо III сообщают, что он пытался женить епископов королевства.
- ↑ Коллинз, Араб , 19 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдли, Готы , 356.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Коллинз, Вестготика , 112.
- ^ Томпсон, 249. Репутация Виттицы как человека милосердия и мягкости сегодня признается историками. 31-летний Бахрах цитирует высказывание Циглера: «В целом «он [Виттица] правил мягче, чем его отец»».
- ^ Кинг, 131.
- ^ Бахрах, 31. Среди немецких историков, отвергающих версию Лукаса, - Грец, Кац и Дан, а Шерер и Циглер подтверждают ее. Испанский историк Альтамира также верит истории Лукаса.
- ^ Перейти обратно: а б Бахрах, 31–32.
- ^ Томпсон, 249, по мнению которого, это представляет собой «надир вестготского законодательства». Коллинз, «Сикут», 504, объясняет, что рукописи различаются по приписыванию Эгике или Виттизе.
- ^ Перейти обратно: а б с Брэдли, Готы , 357.
- ^ Коллинз, Вестготский , 113.
- ^ Ходжкин, 234.
- ^ Коллинз, Вестготский , 132.
- ↑ Ходжкин, 233, цитирует Дана. Подобное мнение выражает Брэдли, The Goths , 357.
- ^ Ходжкин, 233 n34.
- ^ Коллинз, Вестготский , 136.
- ^ Гарсиа Морено, 153.
- ^ Энциклопедия Ираника: АРТАВАСДЕС. Старое иранское мужское личное имя . по состоянию на сентябрь 2014 г.
- ^ МАРИН-ГУСМАН, РОБЕРТО (1993). «СОЦИАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ В АЛЬ-АНДАЛУСЕ: ДЕЛА ИШБАЛИИ (СЕВИЛЬЯ) 276/889—302/914 И ИЛБЕРЫ (ЭЛЬВИРЫ) 276/889—284/897 — РОЛЬ УМАРА ИБН ХАФТУНА» . Исламские исследования . 32 (3): 279–318. ISSN 0578-8072 . JSTOR 20840132 .
- ^ Перейти обратно: а б Ирвинг, Легенды , «Легенда о Доне Родерике», Глава I.
- ^ Ирвинг, Легенды , «Легенда о Доне Родерике», Глава II.