Колизей
Расположение | Регион III Исида и Серапис , Рим , Италия |
---|---|
Координаты | 41 ° 53'25 "N 12 ° 29'32" E / 41,89028 ° N 12,49222 ° E |
Тип | Амфитеатр |
История | |
Строитель | Веспасиан , Тит |
Основан | 70–80 гг. н.э |
Колизей Италия ( / ˌ k ɒ l ə ˈ s iː ə m / KOL -ə- SEE -əm ; итал . Colosseo [ kolosˈsɛːo] ) — эллиптический амфитеатр в центре города Рима , . , к востоку от римского Рима Форум . Это самый большой древний амфитеатр, когда-либо построенный, и, несмотря на свой возраст, он до сих пор остается самым большим сохранившимся амфитеатром в мире. Строительство началось при императоре Веспасиане ( годы правления 69–79 н. э. ) в 72 г. [1] и был завершен в 80 году нашей эры при его преемнике и наследнике Тите ( годы правления 79–81 ). [2] Дальнейшие изменения были внесены во время правления Домициана ( годы правления 81–96 ). [3] Три императора, которые были покровителями работы, известны как династия Флавиев , а амфитеатр был назван Амфитеатром Флавиев ( латынь : Amphitheatrum Flavium ; итальянский : Anfiteatro Flavio [aɱfiteˈaːtro ˈflaːvjo] ) более поздними классицистами и археологами из -за его связи с их семьей. имя ( Флавий ).
Колизей построен из травертинового известняка, туфа с кирпичной облицовкой (вулканической породы) и бетона . По оценкам, в разные моменты своей истории он мог вместить от 50 000 до 80 000 зрителей. [4] [5] средняя аудитория около 65 000 человек; [6] он использовался для гладиаторских состязаний и публичных зрелищ, включая охоту на животных , казни, реконструкции знаменитых сражений, драмы, основанные на римской мифологии , и краткие пародии на морские сражения . Здание перестало использоваться для развлечений в эпоху раннего средневековья . Позже он был повторно использован для таких целей, как жилье, мастерские, помещения для религиозного ордена, крепость , каменоломня и христианская святыня.
Несмотря на то, что Колизей был существенно разрушен землетрясениями и грабителями камней, захватившими Сполию , он по-прежнему остается известным символом императорского Рима и был внесен в список семи новых чудес света . [7] Это одна из самых популярных туристических достопримечательностей Рима возглавляет освещенную факелами процессию « Крестный , связанная с католической церковью, поскольку каждую Страстную пятницу Папа путь » , которая начинается в районе Колизея. [8] Колизей изображен на итальянской версии монеты номиналом 5 евроцентов .
Имя
Первоначально латинское название здания было просто «амфитеатр» , «амфитеатр». [9] Хотя современное название «Амфитеатр Флавиев» ( лат . Amphitheatrum Flavium ) используется часто, нет никаких свидетельств того, что оно использовалось в классической древности . [9] Это название относится к покровительству династии Флавиев , во времена правления которой было построено здание, но более известно сооружение как Колизей. [9] В древности римляне, возможно, называли Колизей неофициальным названием Amphitheatrum Caesareum (где Caesareum — прилагательное, относящееся к титулу Цезарь ), но это название могло быть строго поэтическим. [10] [11] поскольку это было не только в Колизее; Веспасиан и Тит, строители Колизея, также построили амфитеатр Флавиев в Путеолах (современный Поццуоли). [12]
Считается, что название Колизей произошло от колоссальной статуи Нерона по образцу Колосса Родосского . [9] [3] Гигантская бронзовая скульптура Нерона как солнечного божества была перенесена на свое место рядом с амфитеатром императором Адрианом ( годы правления 117–138 ). [9] Слово «Колизей» — среднего существительное рода, образованное от прилагательного colosseus , означающего «гигантский» или «колоссальный». [9] К 1000 году латинское название «Колизей» было придумано для обозначения амфитеатра близлежащего «Колосса Солиса». [13]
иногда менялось Написание на средневековой латыни : Колизей и Колизей датируются 12 и 14 веками соответственно. [9] В XII веке это сооружение было записано как амфитеатр Колизей , «Амфитеатр Колосса». [9] В эпоху Высокого Средневековья амфитеатр Флавиев засвидетельствован как старофранцузский : colosé конца 13-го века , а в среднефранцузском языке как: colisée к началу 16-го века, и к тому времени это слово могло быть применено к любому амфитеатру. [9] От среднефранцузского: colisée произошло от среднеанглийского : colisee , использовавшегося в середине 15-го века и использованного Джоном Кэпгрейвом в его «Утешении паломников» , в котором он заметил: Среднеанглийский : Colisee eke — чудесное место… самая большая часть об этом по сей день . [14] Английский перевод Джона Буршье, 2-го барона Бернерса , ), написанной Антонио де Геварой биографии Марка Аврелия ( годы правления 161–180 примерно в 1533 году, относится к среднеанглийскому языку : this Emperour, beynge с Сенатом в Коллизее .... [14] Точно так же итальянское слово : colosseo или coliseo засвидетельствовано как относящееся сначала к амфитеатру в Риме, а затем к любому амфитеатру (как итальянское : culiseo в 1367 году). [14] [9] существовал эквивалент К 1460 году на каталонском языке : coliseu ; к 1495 году появилось испанское : coliseo , а к 1548 году португальское : coliseu . [9]
Самое раннее упоминание названия «Колизей» на раннем современном английском языке — это перевод 1600 года Филимоном Холландом Urbis Romae топографии Бартоломео Марлиани , который он использовал при подготовке своего перевода Ab Ливия эпохи Августа Urbe Condita Libri . [9] В тексте говорится: «Этот амфитеатр обычно назывался Колизеем Нероя Колосса, который был устроен на крыльце дома Нероя». [9] Точно так же Джон Эвелин , переводя среднефранцузское название: le Colisée, использованное теоретиком архитектуры Роланом Фреаром де Шамбре , писал: «И это действительно своего рода чудо видеть, что Колизей… и бесчисленные другие сооружения, которые, казалось, были построены для Вечность должна быть сейчас такой разорительной и полуразрушенной». [9]
Связано со статуей Колосса Нерона.
После самоубийства Нерона и гражданских войн Года Четырех Императоров статуя Колосса Нерона была переделана преемниками осужденного императора в подобие Гелиоса ( Солнца ) или Аполлона , бога Солнца, путем добавления соответствующей солнечной короны . Тогда его обычно называли «Colossus Solis». [15] Голову Нерона также несколько раз заменяли головами последующих императоров. [16] Несмотря на свои языческие связи, статуя стояла и в Средние века, и ей приписывали магическую силу . Император Константин Великий переделал лицо статуи под свое. [17]
В VIII веке эпиграмма, приписываемая Достопочтенному Беде, прославляла символическое значение статуи в пророчестве, которое цитируется по-разному: Quamdiu stat Colisaeus, stat et Roma; quando cadet colisaeus, cadet et Roma; quando cadet Roma, cadet et mundus («пока стоит Колосс, будет стоять и Рим; когда Колосс падет, падет Рим; когда падет Рим, падет и мир»). [18] Это часто неправильно переводится как относящееся к Колизею, а не к Колоссу (как, например, в Паломничество стихотворении Байрона « Чайльд-Гарольда »). Однако в то время, когда писал Псевдо-Беда, существительное мужского рода coliseus применялось к статуе, а не к амфитеатру. [19]
Колосс в конце концов упал, возможно, его снесли, чтобы повторно использовать его бронзу . Сама статуя была практически забыта, и сохранилась только ее основа, между Колизеем и близлежащим Храмом Венеры и Ромы . [20]
История
Строительство, открытие и римский ремонт
Местом для строительства был выбран ровный участок на дне низкой долины между Целийским , Эсквилинским и Палатинским холмами , через который протекал канализированный ручей, а также искусственное озеро/болото. [21] Ко II веку до нашей эры этот район был густо заселен. Он был опустошен Великим римским пожаром в 64 году нашей эры, после чего Нерон захватил большую часть территории, чтобы добавить к своим личным владениям. На этом месте он построил грандиозный Domus Aurea , перед которым создал искусственное озеро, окруженное павильонами, садами и портиками. Существующий акведук Аква Клаудия гигантский бронзовый Колосс Нерона . был расширен для подачи воды в этот район, а рядом с входом в Domus Aurea был установлен [20]
Хотя Колосс сохранился, большая часть Золотого дома была снесена. Озеро было засыпано, а земля повторно использована в качестве места для нового амфитеатра Флавиев. Гладиаторские школы и другие вспомогательные постройки были построены неподалеку на территории бывшей территории Domus Aurea. Решение Веспасиана построить Колизей на месте озера Нерона можно рассматривать как популистский жест по возвращению народу части города, которую Нерон присвоил в свое пользование. В отличие от многих других амфитеатров, которые находились на окраине города, Колизей был построен в центре города, по сути, помещая его как символически, так и географически в сердце Рима.
Строительство финансировалось за счет богатой добычи, взятой из еврейского храма после Первой иудейско-римской войны в 70 году нашей эры, которая привела к осаде Иерусалима . Согласно реконструированной надписи, найденной на этом месте, «император Веспасиан приказал возвести этот новый амфитеатр из своей генеральской доли добычи». Часто предполагается, что еврейские военнопленные были возвращены в Рим и внесли свой вклад в огромную рабочую силу, необходимую для строительства амфитеатра. Это утверждение оспаривается; тем не менее было бы соразмерно римской практике усугублять унижение побежденного населения. [22] Наряду с этим бесплатным источником неквалифицированной рабочей силы команды профессиональных римских строителей, инженеров, художников, художников и декораторов брали на себя более специализированные задачи, необходимые для строительства Колизея. Колизей был построен из нескольких различных материалов: дерева, известняка, туфа , плитки, цемента и строительного раствора.
Строительство Колизея началось при Веспасиане. [3] примерно в 70–72 гг. н.э. (по некоторым источникам 73–75 гг. н.э.). Колизей был завершен до третьего этажа к моменту смерти Веспасиана в 79 г. Верхний уровень был закончен его сыном Титом в 80 г. [3] а первые игры состоялись в 80 или 81 году нашей эры. [23] Дион Кассий рассказывает, что во время первых игр амфитеатра было убито более 9000 диких животных. В честь инаугурации были выпущены памятные монеты. [24] Здание было реконструировано при младшем сыне Веспасиана, недавно назначенном императором Домициане , который построил гипогей — серию туннелей, используемых для содержания животных и рабов. Он также добавил галерею наверху Колизея, чтобы увеличить вместимость . [25]
В 217 году Колизей сильно пострадал от крупного пожара (вызванного, по словам Диона Кассия, ударом молнии). [26] ), разрушившие деревянные верхние ярусы интерьера амфитеатра. Он не был полностью отремонтирован примерно до 240 года и подвергся дальнейшему ремонту в 250 или 252 году, а затем снова в 320 году. Гонорий запретил практику гладиаторских боев в 399 году и снова в 404 году. Последний раз гладиаторские бои упоминаются около 435 года. [20] Надпись свидетельствует о восстановлении различных частей Колизея при Феодосии II и Валентиниане III (годы правления 425–455 гг.), Возможно, для устранения повреждений, нанесенных сильным землетрясением в 443 году; еще больше работы последовало в 484 [27] и 508. Арена продолжала использоваться для состязаний даже в VI веке. Охота на животных продолжалась по крайней мере до 523 года, когда Аниций Максим отпраздновал свое консульство несколькими венациями , подвергшимися критике со стороны короля Теодориха Великого за их высокую стоимость. [20]
Средневековый
Колизей претерпел несколько радикальных изменений в использовании. К концу VI века в структуру амфитеатра была встроена небольшая часовня, хотя это, видимо, не придавало зданию в целом особого религиозного значения. Арена была превращена в кладбище. Многочисленные сводчатые помещения в аркадах под сиденьями были преобразованы в жилые дома и мастерские и, как сообщается, еще сдавались в аренду еще в XII веке. Около 1200 года семья Франжипани захватила Колизей и укрепила его, по-видимому, используя в качестве замка. В начале-середине 14 века переезд Папы в Авиньон вызвал сокращение населения в Риме, что сделало регион небезопасным. Колизей был практически заброшен публикой и стал популярным прибежищем бандитов. [28]
Серьезный ущерб был нанесен Колизею в результате сильного землетрясения в 1349 году , в результате чего внешняя южная сторона, лежащая на менее устойчивой аллювиальной местности, обрушилась. Большая часть обломков камня была повторно использована для строительства дворцов, церквей, больниц и других зданий в других частях Рима. В 1377 году, после возвращения Папы в Рим, Колизей был восстановлен религиозным орденом под названием Arciconfraternita del SS. Сальваторе-ад-Санкта-Санкторум, который затем населял его северную часть вплоть до начала 19 века. [28] [29] Внутренняя часть амфитеатра была полностью очищена от камня, который повторно использовался в другом месте или (в случае мраморного фасада) был сожжен для получения негашеной извести . [20] Железные зажимы [20] которые скрепляли каменную кладку, были вырваны или вырублены из стен, оставив многочисленные оспины, которые до сих пор шрамируют здание.
Современный
В 16 и 17 веках церковные чиновники стремились сыграть продуктивную роль Колизея. Папа Сикст V (1585–1590) планировал превратить здание в шерстяную фабрику, чтобы обеспечить работой римских проституток, но это предложение провалилось из-за его преждевременной смерти. [30] В 1671 году кардинал Альтиери разрешил использовать его для корриды ; общественный резонанс заставил от этой идеи поспешно отказаться.
В 1749 году Папа Бенедикт XIV поддержал мнение, что Колизей был священным местом, где были замучены ранние христиане . Он запретил использование Колизея в качестве каменоломни, освятил здание Страстям Христовым и установил Крестные станции , объявив его освященным кровью христианских мучеников погибших там ( см. Значение в христианстве ).
Однако нет никаких исторических свидетельств, подтверждающих утверждение Бенедикта, и нет даже никаких доказательств того, что кто-либо до 16 века предполагал, что это может быть так; Католическая энциклопедия заключает, что для этого предположения нет никаких исторических оснований, кроме достаточно правдоподобной гипотезы о том, что некоторые из многих мучеников вполне могли быть. [31]
Позже папы инициировали различные проекты по стабилизации и восстановлению, удаляя обширную растительность, которая заросла сооружение и угрожала нанести ему дальнейший ущерб. Фасад был укреплен треугольными кирпичными клиньями в 1807 и 1827 годах, внутренние ремонты проводились в 1831, 1846 и 1930-х годах. Основание арены было частично раскопано в 1810–1814 и 1874 годах и полностью обнажено при Бенито Муссолини в 1930-х годах. [20]
Колизей сегодня является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Рима, ежегодно принимающей миллионы посетителей. Последствия загрязнения и общего ухудшения состояния с течением времени побудили к осуществлению масштабной программы восстановления, проводившейся в период с 1993 по 2000 год, стоимостью 40 миллиардов лир (19,3 миллиона долларов / 20,6 миллиона евро в ценах 2000 года).
В последние годы Колизей стал символом международной кампании против смертной казни, которая была отменена в Италии в 1948 году. В 2000 году перед Колизеем состоялось несколько демонстраций против смертной казни. смертная казнь, местные власти Рима меняют цвет ночного освещения Колизея с белого на золотой всякий раз, когда человеку, приговоренному к смертной казни в любой точке мира, смягчают приговор или освобождают, [32] или если юрисдикция отменяет смертную казнь. Совсем недавно Колизей был подсвечен золотом в ноябре 2012 года после отмены смертной казни в американском штате Коннектикут в апреле 2012 года. [33]
Из-за разрушенного внутреннего состояния использовать Колизей для проведения крупных мероприятий нецелесообразно; на временных площадках могут разместиться лишь несколько сотен зрителей. Однако гораздо более крупные концерты проводились прямо снаружи, на фоне Колизея. Среди исполнителей, выступавших в Колизее в последние годы, были Рэй Чарльз (май 2002 г.), [34] Пол Маккартни (май 2003 г.), [35] Элтон Джон (сентябрь 2005 г.), [36] и Билли Джоэл (июль 2006 г.).
Физическое описание
Экстерьер
В отличие от римских театров , построенных на склонах холмов, Колизей представляет собой полностью отдельно стоящее сооружение. Его основная внешняя и внутренняя архитектура заимствована из двух театров, расположенных рядом друг с другом. Он имеет эллиптическую форму, длину 189 метров (615 футов / 640 римских футов), ширину 156 метров (510 футов / 528 римских футов), а площадь основания составляет 24 000 квадратных метров (6 акров). Высота внешней стены составляет 48 метров (157 футов / 165 римских футов). Первоначально периметр составлял 545 метров (1788 футов / 1835 римских футов). Центральная арена представляет собой эллипс длиной 87 м (287 футов) и шириной 55 м (180 футов), окруженный стеной высотой 5 м (15 футов), над которой возвышаются ярусы сидячих мест.
По оценкам, для внешней стены потребовалось более 100 000 кубических метров (3,5 миллиона кубических футов ) травертинового камня, который был установлен без раствора; их скрепляли 300 тонн железных зажимов. [20] Однако на протяжении веков ему был нанесен серьезный ущерб: большие сегменты обрушились в результате землетрясений. Северная сторона стены по периметру все еще стоит; характерные треугольные кирпичные клинья на каждом конце являются современными дополнениями, построенными в начале 19 века для укрепления стены. Остальная часть современного внешнего вида Колизея на самом деле представляет собой первоначальную внутреннюю стену.
Сохранившаяся часть монументального фасада внешней стены состоит из трех наложенных друг на друга этажей, увенчанных подиумом , на котором стоит высокий чердак , оба из которых пронизаны окнами, расположенными через равные промежутки времени. Аркады обрамлены полуколоннами дорического , ионического и коринфского ордеров , а аттик украшен коринфскими пилястрами . [37] Каждую из арок аркад второго и третьего этажей обрамляли статуи, вероятно, в честь божеств и других фигур из классической мифологии .
Двести сорок мачтовых кронштейнов располагались вокруг верха чердака. Первоначально они поддерживали выдвижной навес , известный как велариум , который защищал зрителей от солнца и дождя. Он представлял собой покрытую брезентом сетчатую конструкцию из веревок с отверстием в центре. [3] Он занимал две трети арены и спускался к центру, чтобы улавливать ветер и обеспечивать легкий ветерок для зрителей. моряки, специально набранные из римского военно-морского штаба в Мизенуме и размещенные в близлежащем Кастре Мизенатиуме использовались Для работы с велариумом . [38]
Огромная вместимость Колизея делала необходимым, чтобы место могло быть быстро заполнено или эвакуировано. Его архитекторы для решения той же проблемы использовали решения, очень похожие на те, которые используются на современных стадионах. Амфитеатр окружали восемьдесят входов на уровне земли, 76 из которых использовались обычными зрителями. [3] Каждый вход и выход были пронумерованы, как и каждая лестница. Северный главный вход был зарезервирован для римского императора и его помощников, тогда как три других осевых входа, скорее всего, использовались элитой. Все четыре осевых входа были богато украшены расписными лепными рельефами, от которых сохранились фрагменты. Многие из первоначальных внешних входов исчезли после обрушения стены по периметру, но входы с XXIII (23) по LIIII (54) сохранились. [20]
Зрителям раздавались билеты в виде пронумерованных глиняных черепков, которые направляли их в соответствующий раздел и ряд. Они получили доступ к своим местам через вомитории (единственное число — вомиториум ), проходы, которые открывались в ряд сидений снизу или сзади. Они быстро рассеяли людей по местам и по завершении мероприятия или при экстренной эвакуации могли разрешить им выйти всего за несколько минут. Название «рвота» происходит от латинского слова, обозначающего «быстрые выделения», от которого в английском языке происходит слово «рвота».
Внутренние сидения
Согласно Кодексу-календарю 354 года , Колизей мог вместить 87 000 человек, хотя по современным оценкам эта цифра составляет около 50 000. Они сидели ярусно, что отражало жестко стратифицированную природу римского общества. Для императора и весталок на северном и южном концах были предусмотрены специальные ложи соответственно , откуда открывался лучший вид на арену. На одном уровне с ними располагалась широкая платформа или подиум для сенаторов , которым разрешалось приносить свои стулья. Имена некоторых сенаторов V века до сих пор можно увидеть высеченными на каменной кладке, предположительно, для их использования зарезервированы места.
Ярус над сенаторами, известный как maenianum primum , занимал несенаторский дворянский класс или рыцари ( всадники ). Следующий уровень, maenianum secundum , первоначально предназначался для обычных римских граждан ( плебеев ) и был разделен на две части. Нижняя часть ( иммум ) предназначалась для богатых граждан, а верхняя часть ( суммум ) — для бедных граждан. Для других социальных групп были предусмотрены отдельные сектора: например, мальчики с воспитателями, солдаты в отпуске, иностранные сановники, писцы, герольды, священники и так далее. Каменные (а позже и мраморные) сиденья были предусмотрены для горожан и знати, которые, предположительно, привезли с собой свои подушки. Надписи обозначали места, отведенные для определенных групп.
Еще один уровень, maenianum secundum in legneis , был добавлен на самом верху здания во времена правления Домициана . Это представляла собой галерею для простых бедняков, рабов и женщин. Там либо были только стоячие места, либо стояли очень крутые деревянные скамейки. Некоторым группам людей вообще запретили посещать Колизей, особенно могильщикам, актерам и бывшим гладиаторам. [20]
Каждый ярус делился на секции ( maeniana ) изогнутыми проходами и низкими стенками ( precinctiones или baltei ) и подразделялся на cunei , или клинья, ступенями и проходами из вомитории. Каждый ряд ( gradus ) сидений был пронумерован, что позволяло точно обозначить каждое отдельное место его gradus, cuneus и номером. [39]
Арена и гипогей
Сама арена имела размеры 83 на 48 метров (272 на 157 футов / 280 на 163 римских фута). [20] Он представлял собой деревянный пол, покрытый песком (на латыни песок означает « харена» или «арена »), покрывающий сложную подземную структуру, называемую гипогей (буквально означающее «подземелье»). Гипогей не был частью первоначальной конструкции, но был построен по приказу императора Домициана . Сейчас от первоначального пола арены мало что осталось, но гипогей все еще хорошо виден. Он представлял собой двухуровневую подземную сеть туннелей и клеток под ареной, где перед началом состязаний содержались гладиаторы и животные. Восемьдесят вертикальных шахт обеспечивали мгновенный доступ к арене для животных в клетках и спрятанных под ними декораций; более крупные навесные платформы, называемые гегматами , обеспечивали доступ слонам и им подобным. Его неоднократно реструктурировали; можно увидеть как минимум двенадцать различных этапов строительства. [20]
Гипогей . был соединен туннелями с рядом точек за пределами Колизея Животные и артисты были доставлены через туннель из близлежащих конюшен, а казармы гладиаторов в Людус Магнус на востоке также были соединены туннелями. Отдельные туннели были предусмотрены для Императора и весталок , чтобы они могли входить и выходить из Колизея без необходимости проходить сквозь толпу. [20]
также находилось значительное количество техники В гипогее . Лифты и шкивы поднимали и опускали декорации и реквизит, а также поднимали животных в клетках на поверхность для освобождения. Имеются доказательства существования крупных гидравлических механизмов. [20] и, согласно древним источникам, арену можно было быстро затопить, предположительно через соединение с близлежащим акведуком. Однако строительство гипогея по приказу Домициана положило конец практике наводнений, а, следовательно, и морским сражениям, на раннем этапе существования Колизея. Однако ведутся широкие дебаты по поводу практичности и логики этого явления, что приводит к предположениям о его реальности. В основном это связано с тем, что в Колизее нет никаких физических свидетельств существования наумахий. [40]
Опорные здания
Колизей и его деятельность поддерживали значительную промышленность в этом районе. Помимо самого амфитеатра, с играми были связаны многие другие здания поблизости. Сразу на востоке находятся останки Людус Магнус , школы подготовки гладиаторов. Он был соединен с Колизеем подземным переходом, чтобы обеспечить легкий доступ гладиаторам. У Людуса Магнуса была собственная миниатюрная тренировочная арена, которая сама по себе была популярной достопримечательностью римских зрителей. В том же районе находились и другие учебные школы, в том числе Ludus Matutinus (Утренняя школа), где обучались борцам с животными, а также дакийская и галльская школы.
Также неподалеку находился Армаментариум , включающий арсенал для хранения оружия; Summum Choragium , где хранилось оборудование; санаторий , в котором были помещения для лечения раненых гладиаторов; и Сполиариум , где с тел мертвых гладиаторов снимали доспехи и утилизировали.
По периметру Колизея, на расстоянии 18 м (59 футов) от периметра, находился ряд высоких каменных столбов, пять из которых остались на восточной стороне. Их присутствию предлагались различные объяснения; они могли быть религиозной границей, внешней границей для проверки билетов или якорем для велариума или навеса. [20]
Использовать
Колизей использовался для проведения гладиаторских шоу, а также множества других мероприятий. Шоу, называемые мунера , всегда устраивались частными лицами, а не государством. В них был сильный религиозный элемент, но они также были демонстрацией власти и семейного престижа и пользовались огромной популярностью. Еще одним важным развлечением была охота на животных, или venatio . В нем использовалось большое разнообразие диких зверей, в основном импортированных из Африки и Ближнего Востока, включая таких животных, как носороги , бегемоты , слоны , жирафы , зубры , зубры , берберийские львы , пантеры , леопарды , медведи , каспийские тигры , крокодилы и страусы. . Сражения и охота часто разворачивались на фоне сложных декораций с подвижными деревьями и зданиями. Эти события могут иметь огромные масштабы; Говорят, что Траян отпраздновал свои победы в Дакии в 107 году состязаниями с участием 11 000 животных и 10 000 гладиаторов в течение 123 дней. В перерывах на обед казни ad bestias устраивались . Приговоренных к смерти отправляли на арену обнаженными и безоружными, чтобы встретиться со зверями смерти, которые буквально разрывали их на куски. Акробаты и фокусники также выступали, обычно в антрактах.
В первые дни существования Колизея древние авторы писали, что здание использовалось для наумачи (более известных как navalia proelia ) или моделирования морских сражений. В отчетах об первых играх, проведенных Титом в 80 году нашей эры, говорится, что его наполнили водой для демонстрации специально обученных плавающих лошадей и быков. Существует также отчет о реконструкции знаменитого морского сражения между керкирейскими (корфиотскими) греками и коринфянами . Это было предметом некоторых споров среди историков; хотя обеспечение водой не было бы проблемой, неясно, как можно было сделать арену водонепроницаемой, и на арене не было бы достаточно места для передвижения военных кораблей. Было высказано предположение, что в отчетах либо неверно указано местоположение, либо изначально Колизей имел широкий затопляемый канал вдоль его центральной оси (который позже был заменен гипогеем ) . [20]
сильвы На арене также проводились или воссоздания природных сцен. Художники, техники и архитекторы создавали имитацию леса с настоящими деревьями и кустами, посаженными на полу арены, а затем вводили животных. Такие сцены могут использоваться просто для отображения естественной среды обитания городского населения или иным образом использоваться в качестве фона для охоты или драм, изображающих эпизоды из мифологии. Их также иногда использовали для казней, в которых герой рассказа, которого играл осужденный человек, был убит одним из различных ужасных, но мифологически достоверных способов, например, растерзан зверями или сожжен заживо.
Современное использование
Летом 2010 года под Колизеем для публики открылась сеть подземных ходов, которые когда-то использовались для перевозки диких животных и гладиаторов на арену. [41]
Колизей также является местом проведения римско-католических церемоний в 20 и 21 веках. Например, Папа Бенедикт XVI возглавил Крестный путь, называемый Библейским Крестным путем (который требует больше медитации) в Колизее. [42] [43] в Страстную пятницу . [8]
Реставрация
В 2011 году Диего Делла Валле , глава обувной фирмы Tod's , заключил соглашение с местными властями о финансировании реставрации Колизея стоимостью 25 миллионов евро. Работы планировалось начать в конце 2011 года и занять до двух с половиной лет. [44] Из-за неоднозначного характера использования государственно-частного партнерства для финансирования реставрации работы были отложены и начались в 2013 году. Реставрация является первой полной уборкой и ремонтом в истории Колизея. [45] Первый этап — очистка и восстановление аркадного фасада Колизея и замена металлических ограждений, блокирующих арки на уровне земли. Спустя три года работы были завершены 1 июля 2016 года, когда министр культуры Италии Дарио Франческини также объявил, что средства выделены на замену полов к концу 2018 года. Это обеспечит этап, который, по словам Франческини, будет использоваться для «культурных мероприятий самого высокого уровня». [46] Проект также включает в себя создание сервисного центра и восстановление галерей и подземных пространств внутри Колизея. [47] С 1 ноября 2017 года два верхних уровня открыты для экскурсий. На четвертом уровне находился рынок, а на верхнем пятом уровне собирались беднейшие граждане, плебеи, которые смотрели представление, устраивая пикники для однодневного мероприятия. [48]
Значение в христианстве
Колизей обычно рассматривается христианами как место мученической смерти большого числа верующих во время гонений на христиан в Римской империи , о чем свидетельствует церковная история и традиции. [49] [50] [51] С другой стороны, другие ученые полагают, что большинство мученических смертей могло произойти в других местах города Рима, а не в Колизее, ссылаясь на отсутствие до сих пор неповрежденных вещественных доказательств или исторических записей. [52] [53] [54] Эти ученые утверждают, что «некоторые христиане были казнены как обычные преступники в Колизее — их преступлением был отказ почтить римских богов», но большинство христианских мучеников ранней Церкви были казнены за свою веру в Большом цирке . [55] [56] Согласно Иринею (умер около 202 г.), Игнатий Антиохийский был скормлен львам в Риме около 107 г. н.э., и хотя Ириней ничего не говорит об этом, произошедшем в Колизее, традиция приписывает это этому месту. [57] [58] [59] [60]
В средние века Колизей не считался памятником и использовался как то, что некоторые современные источники называют «карьером». [61] то есть камни из Колизея были взяты для строительства других священных мест. [62] Этот факт используется в поддержку идеи о том, что в то время, когда места, связанные с мучениками, высоко почитались, Колизей не считался священным местом. [63] Он не был включен ни в маршруты, составленные для паломников, ни в такие произведения, как Mirabilia Urbis Romae XII века («Чудеса города Рима»), в которых местом проведения храма считается цирк Фламиния , но не Колизей. мученичества. [64] Часть строения была заселена христианским религиозным орденом , но неизвестно, было ли это по какой-то конкретной религиозной причине.
папа Пий V Говорят, что (1566–1572) рекомендовал паломникам собирать песок с арены Колизея в качестве реликвии на том основании, что он был пропитан кровью мучеников, хотя некоторые из его современников не разделяли этого. его убеждение. [65] Столетие спустя Фиораванте Мартинелли включил Колизей во главе списка мест, посвященных мученикам, в своей книге 1653 года « Рома ex этническая священная» . Книга Мартинелли, очевидно, оказала влияние на общественное мнение; В ответ на предложение кардинала Альтьери несколько лет спустя превратить Колизей в арену для корриды Карло Томасси опубликовал брошюру в знак протеста против того, что он считал актом осквернения. Возникший спор убедил Папу Климента X закрыть внешние аркады Колизея и объявить его святилищем. [66]
По настоянию святого Леонарда Порт-Мориса Папа Бенедикт XIV (1740–1758) запретил разработку карьеров Колизея и воздвиг Крестный вокзал , который сохранялся до февраля 1874 года. вокруг арены [67] Бенедикт Жозеф Лабре провел последние годы своей жизни в стенах Колизея, живя на подаяние , прежде чем умер в 1783 году. [67] Несколько пап XIX века финансировали ремонтные и реставрационные работы в Колизее, и он до сих пор сохраняет свою христианскую связь. написано : В Колизее стоит христианский крест с мемориальной доской, на которой
Амфитеатр, посвященный триумфам, развлечениям и нечестивому поклонению языческим богам, теперь посвящен страданиям очищенных от нечестивых суеверий мучеников. [57]
Другие христианские кресты стоят в нескольких точках вокруг арены, и каждую Страстную пятницу Папа возглавляет процессию Via Crucis к амфитеатру.
Флора
Колизей имеет обширную и хорошо документированную историю флоры с тех пор, как Доменико Панароли составил первый каталог его растений в 1643 году. С тех пор здесь было идентифицировано 684 вида. Пик пришелся на 1855 г. (420 видов). В 1871 году были предприняты попытки уничтожить растительность из-за опасений по поводу ущерба, нанесенного каменной кладке, но большая часть ее вернулась. [20] Сегодня насчитано двести сорок два вида, и из видов, впервые выявленных Панароли, осталось 200.
Разнообразие растений можно объяснить изменением климата в Риме на протяжении веков. Кроме того, причиной этого также являются миграция птиц , цветение цветов и рост Рима, из-за которого Колизей оказался в центре современного города, а не на окраине древнего города, а также преднамеренное перемещение видов. Другая причина, которую часто называют, заключается в том, что их семена невольно переносятся либо на шерсти, либо в фекалиях животных, привезенных туда со всех уголков империи. [68]
В популярной культуре
Колизей появлялся во многих фильмах, произведениях искусства и играх. Его можно увидеть в таких фильмах, как «Римские каникулы» . [69] Гладиатор , [70] Путь Дракона , [71] Джемпер , [72] и Годзилла х Конг: Новая Империя . [73]
Несколько архитектурных работ также были созданы по образцу Колизея или вдохновлены им. К ним относятся:
- Kongresshalle , или «Конгресс - холл» (1935, незавершенный) на территории съезда нацистской партии , Нюрнберг , Германия.
- Медаль Летних Олимпийских игр с 1928 по 2000 год, созданная Джузеппе Кассиоли , имеет изображение Колизея. На летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах Колизей был заменен изображением стадиона Панатинаико.
- Внешний вид Публичной библиотеки Ванкувера в Британской Колумбии напоминает нынешнее состояние Колизея. Его разработал Моше Сафди .
- Вход в Мемориальный Колизей Лос-Анджелеса был вдохновлен Колизеем.
- Палаццо делла Гражданская Италия был очень близок к Колизею. Он был построен для Муссолини для Всемирной выставки 1942 года, но выставка так и не состоялась из-за начала Второй мировой войны. Архитекторами были Джованни Геррини, Эрнесто Бруно Ла Падула и Марио Романо.
- Башня Маккейга с видом на Обан , Шотландия.
Галерея
- Колизей в 2021 году
- Колизей и арка Константина , вид с Палатинского холма
- Интерьер
- Интерьер
- Колизей ночью
- Ярусы для сидения у восточного входа
- Колизей в 2013 году
См. также
- Список римских амфитеатров - Список римских амфитеатров в мире
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
- Список туристических достопримечательностей Рима
- Римский амфитеатр – древнеримские площадки под открытым небом.
- Стадион Домициана – древнеримский стадион, достопримечательность Рима, Италия.
Ссылки
- ^ Хопкинс , с. 2.
- ^ «История Колизея BBC, стр. 2» . BBC.co.uk. 22 марта 2011 года . Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рот, Лиланд М. (1993). Понимание архитектуры: ее элементы, история и значение (первое изд.). Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 978-0-06-430158-9 .
- ^ Уильям Х. Бирнс IV (весна 2005 г.) «Древнеримская щедрость: развитие практики и закона благотворительности». Обзор закона Рутгерса, том. 57, вып. 3, с. 1043–1110.
- ^ «История Колизея BBC, стр. 1» . BBC.co.uk. 22 марта 2011 года . Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ Болдуин, Элеонора (2012). Рим день за днем . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons Incorporated. п. 26. ISBN 978-1-118-16629-1 .
- ^ «Новые семь чудес света» . Индостан Таймс . 8 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мероприятия Фроммера - Путеводитель по мероприятиям: Шествие Страстной пятницы в Риме (Пфальцский холм, Италия)» . Фроммера. Архивировано из оригинала 7 января 2009 года . Проверено 8 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Колизей, n. » , Оксфордский онлайн-словарь английского языка (3-е онлайн-издание), 2011 г.
- ^ Эдмондсон, Дж. К.; Мейсон, Стив; Ривс, Дж. Б. (2005). Иосиф Флавий и Флавиан Рим . Издательство Оксфордского университета . п. 114. ИСБН 978-0-19-926212-0 .
- ^ «Колизей – История 1» . Проверено 26 января 2008 г.
- ^ Майруи, Амедео . Исследования и исследования амфитеатра Флавиев Путеолано . Неаполь , Италия: Г. Маккиароли, 1955. OCLC 2078742 .
- ^ Ричардсон, Л. младший (1992). Университет Джонса Хопкинса (ред.). Новый топографический словарь Древнего Рима . JHU Пресс . п. 7. ISBN 9780801843006 .
- ^ Перейти обратно: а б с «† Колизей, н .» , Оксфордский онлайн-словарь английского языка (3-е, онлайн-издание), 2011 г.
- ^ Упоминается у Светония , «Веспасиан» 18; «Естественная история» Плиния XXXIV.45; Кассий Дион LXV.15.
- ^ Хист. август Ком. 17; Кассий Дион 772,22
- ^ Энсоли, Серена (2007). Перрен, Ив (ред.). «Колосс Неро-Соль в Риме: «ложная» имитация Колосса Гелиоса на Родосе. По свидетельству Плиния и реконструкции фундамента в долине Колизея». Нерония VII. Рим, Италия и Греция. Эллинизм и филэллинизм в первом веке нашей эры. Материалы 7-го Международного симпозиума SIEN (Афины, 21-23 октября 2004 г.) (на французском языке). Брюссель: Éditions Latomus: 406–427.
- ^ «Колизей» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 2 августа 2006 г. ; форма, цитируемая в «Псевдо-Беде», напечатана в Migne , Pat. Lat 94 (Париж), 1862:543, отмечено в F. Schneider, Rom und Romgedanke im Mittelalter (Munich) 1926:66f, 251 и в Roberto Weiss, The Renaissance Discovery of Classical Antiquity (Oxford:Blackwell) 1973:8 и примечание 5.
- ^ Энсоли, Серена; Ла Рокка, Эухенио (2000). Золотой Рим: от языческого города к христианскому городу (на итальянском языке). Рим: Герма Бретшнейдера. п. 67. ИСБН 978-88-8265-126-8 . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кларидж, Аманда (1998). Рим: Оксфордский археологический справочник (первое изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 276–282 . ISBN 978-0-19-288003-1 .
- ^ «The-Colosseum.net: Перед Колизеем» . www.the-colosseum.net . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 19 сентября 2019 г.
- ^ Элкинс, с. 23.
- ^ «Строительство Колизея» . tribunesandtriumphs.org .
- ^ Сир, Дэвид Р. (2000). Римские монеты и их стоимость – Тысячелетнее издание . Том I: Республика и Двенадцать Цезарей, 280 г. до н.э. – 96 г. н.э. (стр. 468–469, монета № 2536). Лондон: Спинк. ISBN 1-902040-35-Х
- ^ Альфёлди, Геза (1995). «Архитектурная надпись из Колизея». Журнал папирологии и эпиграфики . 109 : 195–226.
- ^ Касс. Дио lxxviii.25
- ^ Ремонт повреждений, нанесенных землетрясением 484 года, был оплачен консулом Децием Марием Венантием Василием , который поставил две надписи в честь своих работ ( CIL VI, 1716 ).
- ^ Перейти обратно: а б «История Колизея» . Чудеса Света . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «МЕДИВМ АЭВВМ» . Колизей . The-Колизей.Net . Проверено 1 ноября 2016 г.
Называет орден: Архибратство СС. Сальваторе ад Санкта Санкторум , он же дель Гонфалоне . Соарендаторы: Римский сенат и Апостольская камера. «В 1519 году Конфратернита построила внутри Колизея небольшую часовню Санта-Мария-делла-Пьета». - ^ «Рим». Британская энциклопедия . 2006.
- ^ Колизей в католической энциклопедии
- ^ Янг, Гейл (24 февраля 2000 г.). «О страстной оппозиции Италии смертной казни» . CNN . Проверено 2 августа 2006 г.
- ^ «Международный: Римский Колизей освещен в честь отмены смертной казни в Коннектикуте» . Информация о смертной казни . Проверено 9 июня 2015 г.
- ↑ Колизей устраивает мирный концерт , BBC News Online, 12 мая 2002 г.
- ↑ Маккартни потрясает Колизей , BBC News Online, 12 мая 2003 г.
- ↑ Бесплатное выступление сэра Элтона восхищает Рим , BBC News Online, 4 сентября 2005 г.
- ^ Ян Арчибальд Ричмонд, Дональд Эмрис Стронг, Джанет ДеЛейн . «Колизей», оксфордский спутник классической цивилизации . Эд. Саймон Хорнблауэр и Энтони Спофорт. Издательство Оксфордского университета, 1998.
- ^ Дауни, Чарльз Т. (9 февраля 2005 г.). «Колизей был небесным куполом?» . Проверено 2 августа 2006 г.
- ^ Сэмюэл Болл Платнер (завершенный и отредактированный Томасом Эшби), Топографический словарь Древнего Рима . Издательство Оксфордского университета, 1929.
- ^ «Древние римляне затопили Колизей, чтобы воспроизвести морские сражения» . 15 сентября 2016 г.
- ^ Сквайрс, Ник (23 июня 2010 г.). «Колизей впервые откроет проходы для гладиаторов» . «Дейли телеграф» . Великобритания. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Чамплин, Джозеф М. (1994). Крестный путь с Папой Иоанном Павлом II . Публикации Лигуори. ISBN 978-0-89243-679-8 .
- ^ «Ватиканское описание крестного пути в Колизее» . pcf.va . Архивировано из оригинала 3 июня 2013 года.
- ^ «Ремонт Римского Колизея будет финансироваться обувной фирмой Tods» . Новости Би-би-си . Би-би-си. 21 января 2011 года . Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ Сильверс, Эрик (25 апреля 2014 г.). «Очень необходимая ванна Колизея» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ «Италия завершает давно назревшую реставрацию культового римского Колизея» . 3 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2020 г. . Проверено 12 января 2018 г.
- ^ Поволедо, Элизабетта (31 июля 2012 г.). «Колизей не будет восстановлен за один день, но работы наконец-то начнутся» . Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ Донати, Сильвия (5 октября 2017 г.). «Колизей откроет для публики верхние уровни» .
- ^ «The-Colosseum.net: Античность» . the-colosseum.net .
- ^ «Католическая энциклопедия: Колизей» . newadvent.org .
- ^ «Колизей и христианские мученики» . tribunesandtriumphs.org .
- ^ Хопкинс , с. 103
- ^ Брокман, Норберт К. (2011). Энциклопедия священных мест [2 тома] . АВС-КЛИО. п. 108. ИСБН 978-1-59884-655-3 .
Во времена империи здесь проводились публичные казни, и именно благодаря этим последним событиям Колизей стал христианской святыней. Спорным является вопрос о том, действительно ли многие раннехристианские мученики умерли в Колизее, поскольку в древних христианских записях об этом нет упоминаний.
- ^ Полидоро, Массимо (2018). «Мифы и тайны Колизея» . Скептический исследователь . 42 (1): 15–17. Архивировано из оригинала 18 июня 2018 года . Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ Брокман, Норберт К. (2011). Энциклопедия священных мест [2 тома] . АВС-КЛИО. п. 108. ИСБН 978-1-59884-655-3 .
Кажется малосомненным, что некоторые христиане были казнены в Колизее как обычные преступники — их преступлением был отказ почтить римских богов. Однако большинство мучеников умерло за свою веру в Большом цирке. Некоторых даже казнили как членов того, что римляне считали еврейской сектой, поскольку и евреи, и христиане отказывались почитать богов.
- ^ Поттер, Дэвид Стоун (1999). Жизнь, смерть и развлечения в Римской империи . Издательство Мичиганского университета . п. 227. ИСБН 978-0-472-08568-2 .
Публичная казнь осужденных преступников, в том числе христиан, связана прежде всего с амфитеатром, хотя казни проводились и в других местах. Гладиаторские игры, охотничьи представления и казни также имели место в Большом цирке даже после постройки Колизея (Хамфри 1987, 121).
- ^ Перейти обратно: а б Литфин, Брайан М. (2007). Знакомство с отцами церкви: евангелическое введение . Бразос Пресс. п. 44. ИСБН 978-1-4412-0074-7 .
Но, по словам Иринея (который провел время в Риме вскоре после того, как произошли эти события), Игнатий на самом деле встретил свой конец, будучи растерзанным дикими животными для развлечения римских масс, вероятно, в печально известном Колизее. Толпа, присутствовавшая в тот день, восприняла бы это зрелище как сокрушительное поражение христианской религии этого кроткого человека. Но Игнатий понял свою смерть как победный крик. Сегодня в Римском Колизее стоит христианский крест с табличкой, на которой написано: «Амфитеатр, посвященный триумфам, развлечениям и нечестивому поклонению языческим богам, теперь посвящен страданиям мучеников, очищенных от нечестивых суеверий».
- ^ Флинн, Фрэнк К. (2006). Энциклопедия католицизма . Издательство информационной базы. п. 359. ИСБН 978-0-8160-7565-2 .
Он был вовлечен во всеобщее преследование церкви при императоре Траяне (годы правления 98–117), доставлен в Рим и скормлен львам в Колизее около 107 г. н.э. Его праздник - 17 октября. Перед казнью Игнатий написал семь писем церквям на своем пути: по одному в Эфес, Магнесию, Траллес и Филадельфию, два в церковь в Смирне и одно епископу Смирны Поликарпу. Письма являются богатым источником информации о раннем богословии, литургии и церковной организации.
- ^ Хопкинс , с. 103: «Вполне вероятно, что там казнили христиан , а те, кто, как говорят, были замучены «в Риме», на самом деле умерли в Колизее. Но, несмотря на то, что нам часто говорят, это всего лишь предположение. Одна из возможных версий Кандидатом на мученичество в Колизее является святой Игнатий, епископ Антиохии (в Сирии) в начале второго века нашей эры, «приговоренный к зверям» в Риме».
- ^ Брокман, Норберт К. (2011). Энциклопедия священных мест [2 тома] . АВС-КЛИО. п. 108. ИСБН 978-1-59884-655-3 .
Христиане, которые умирали в Колизее, часто делали это при драматических обстоятельствах, тем самым закрепляя легенду. Герой святой Игнатий Антиохийский, ученик святого Иоанна Возлюбленного, был отправлен на звери Траяном в 107 году. Вскоре после этого лучниками было убито 115 христиан. Когда во второй половине второго века христиане отказались молиться богам об окончании чумы, Марк Аврелий приказал убить тысячи людей в Колизее за богохульство.
- ^ Хопкинс , с. 160: «На протяжении большей части Средневековья и раннего Возрождения Колизей был не столько памятником, сколько карьером. Назвать эту деятельность «грабежом» значит создать неправильное впечатление. По большей части не было ничего незаконного или неофициального. об удалении этого камня».
- ^ «The-Colosseum.net: 1300–1700» . the-colosseum.net .
- ^ «Колизей» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 24 апреля 2014 г.
В средние века, например, когда к святилищам мучеников относились с таким большим почтением, Колизеем совершенно пренебрегали; его имя никогда не встречается в маршрутах или путеводителях, предназначенных для паломников в Вечный город.
- ^ «Колизей» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 24 апреля 2014 г.
«Римские мирабилии», первые рукописи которой датируются двенадцатым веком, среди мест, упомянутых в «Страстях» мучеников, упоминает цирк Фламиния ad pontem Judaeorum, но в этом смысле не делает никакого намека на Колизей.
- ^ «Колизей» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 24 апреля 2014 г.
Говорят, что папа святой Пий (1566–1572 гг.) рекомендовал лицам, желающим получить реликвии, раздобыть немного песка на арене Колизея, который, как заявил папа, был пропитан кровью мучеников. Однако мнение святого понтифика, похоже, не разделялось его современниками.
- ^ «Колизей» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 24 апреля 2014 г.
Брошюра имела такой полный успех, что четыре года спустя, в юбилейный 1675 год, внешние аркады были закрыты по приказу Климента X; с этого времени Колизей стал святилищем.
- ^ Перейти обратно: а б «Колизей» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 24 апреля 2014 г.
По настоянию св. Леонарда Порт-Мориса Бенедикт XIV (1740-58) воздвиг в Колизее Крестный ход, который оставался до февраля 1874 г., когда он был убран по приказу командора Розы. Святой Бенедикт Жозеф Лабр (ум. 1783) прожил жизнь в строгой преданности, питаясь подаянием, в стенах Колизея.
- ^ Купер, Пол (5 декабря 2017 г.). «Римский Колизей когда-то был диким, запутанным садом» . Атлантика . Проверено 12 января 2018 г.
- ^ «Римские каникулы в Колизее» . Посмотрите это . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Где снимали «Гладиатора»: объяснение Колизея и мест съемок» . Экранная ругань . 18 июля 2023 г. Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Google Искусство и культура» . Брюс Ли и Чак Норрис дерутся в Колизее из фильма «Путь Дракона» . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ « Съемки «Джампера» имели редкий доступ к Колизею» . Голливудский репортер . 19 декабря 2006 года . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Шрёр, Брэндон (10 января 2024 г.). «Годзилла х Конг: Международный трейлер Новой Империи показывает, как титульный титан вторгается в Римский Колизей» . Фильмы по комиксам и новости супергеройского кино — SuperHeroHype . Проверено 30 марта 2024 г.
Библиография
- Коарелли, Филиппо (1989). Археологический путеводитель по Риму . Милан: Арнольдо Мондадори Редактор. ISBN 978-88-04-11896-1 .
- Элкинс, Натан Т. (2019). Памятник династии и смерти: история римского Колизея и императоров, построивших его . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 9781421432557 .
- Хопкинс, Кейт ; Борода, Мэри (2005). Колизей . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-01895-2 .
Внешние ссылки
- Официальный сайт
- Виртуальный тур по Колизею
- 3D-модель Колизея на Sketchfab.
- Веб-сайт, предоставляющий информацию об истории Колизея и о том, как его посетить.
- . . 1914.
- 3D-модель прошлого и настоящего Колизея – Единственный прогресс – это человек
Предшественник Цирк Нерона | Достопримечательности Рима Колизей | Преемник Большая игра |
- Колизей
- 80
- Заведения 80-х годов в Римской империи
- Заведения I века в Италии
- Амфитеатры в Риме
- Здания и сооружения, построенные в I веке.
- Национальные музеи Италии
- Открытые арены
- Римские амфитеатры в Италии
- Римская археология
- Рим Р. XIX Целий
- Круглые здания
- Руины в Италии
- Тит
- Веспасиан
- Объекты всемирного наследия в Италии
- Сгоревшие здания и сооружения в Италии