Храм Венеры и Ромы
![]() Храм Венеры и Ромы, вид из Колизея | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Расположение | Регион IV Храм Мира |
---|---|
Координаты | 41 ° 53'27 "N 12 ° 29'23" E / 41,89083 ° N 12,48972 ° E |
Тип | Римский храм |
История | |
Строитель | Адриан |
Основан | 135 г. н.э. |
Храм Венеры и Ромы ( лат . Templum Veneris et Romae ), как полагают, был самым большим храмом в Древнем Риме . Расположенный на Велианском холме , между восточным краем Форума Романум и Колизеем , он был посвящен богиням Венере Феликсу («Венере, приносящей удачу») и Roma Aeterna («Вечному Риму»).
Здание было построено императором Адрианом , и строительство началось в 121 году. Оно было официально открыто Адрианом в 135 году и завершено в 141 году при Антонине Пии . Повреждён пожаром в 307 г. [ 1 ] он был восстановлен с изменениями императором Максенцием .
История
[ редактировать ]Храм был возведен на развалинах Domus Transitoria и Domus Aurea , двух особняков, построенных по заказу опального императора Нерона . Под храмом погребена в нетронутом виде сложная куполообразная ротонда из Domus Transitoria с выложенными мрамором бассейнами и мощением из разноцветных opus sectile . [ 2 ]
Не впечатленный Адриана архитектурным проектом храма , его самый блестящий архитектор Аполлодор сделал пренебрежительное замечание по поводу размера сидящих статуй в целлах, заявив, что они наверняка разобьют себе головы, если попытаются встать со своих тронов. . Вскоре после этого Аполлодор был изгнан и казнен. [ 3 ]
По словам древнего историка Аммиана Марцеллина , храм был среди великих зданий Рима, поразивших императора Констанция II во время его визита в город в 357 году. [ 4 ]
Святилище было закрыто во время гонений на язычников в поздней Римской империи . [ нужна ссылка ] Реставрация была проведена при недолговечном узурпаторе Евгении (392–394), христианине, симпатизировавшем языческому богослужению. Однако, как и многие величественные древние здания Рима, храм позже стал объектом нападения из-за богатых материалов. В 630 году с согласия императора Ираклия папа Гонорий I снял с крыши храма позолоченную бронзовую черепицу для украшения собора Святого Петра . [ 5 ]
Считается, что сильное землетрясение в начале 9 века разрушило храм. Около 850 года папа Лев IV новую церковь Санта-Мария-Нова приказал построить на руинах храма стала целла Ромы . После капитальной перестройки в 1612 году эта церковь была переименована в Санта-Франческа-Романа, а колокольней . Несколько причудливая гравюра на ведуте Джованни Баттисты Меркати изображает это место в 1629 году. Огромное количество мрамора, который когда-то украшал храм, практически исчезло из-за его использования в качестве сырья для строительных проектов, начиная со средневековья. Итальянский археолог Родольфо Амедео Ланчиани упоминает об открытии печи для обжига извести в непосредственной близости от храма в своей работе «Разрушение Древнего Рима».
Архитектура
[ редактировать ]

Он был установлен на платформе размером 145 метров (476 футов) на 100 метров (330 футов). Сам периптеральный храм имел размеры 110 метров ( 360 футов) на 53 метра (174 фута) и высоту 31 метр (102 фута) (с учетом статуй) и состоял из двух основных помещений ( целл ), в каждой из которых находилась культовая статуя бога — Венера , богиня любви, и Рома , богиня Рима , обе фигуры восседают на троне. Целлы располагались симметрично спина к спине. Целла Ромы обращена на запад, с видом на Римский форум, а целла Венеры обращена на восток, с видом на Колизей. Ряд из четырех колонн ( тетрастиль ) выстилал вход в каждую целлу, а храм окаймляли входы с колоннами, заканчивающиеся лестницами, ведущими вниз к Колизею. В качестве дополнительной хитроумной тонкости Адриана Венера также олицетворяла любовь ( Amor на латыни), а «AMOR» — это «ROMA», написанное наоборот. Таким образом, размещение двух божеств Венеры и Рима спиной к спине в одном храме создало дополнительную симметрию с симметрией их имен. Внутри целлы Венеры находился еще один алтарь, где молодожены могли приносить жертвы. Непосредственно возле этого алтаря стояли гигантские серебряные статуи Марк Аврелий и Фаустина Младшая .

Западная и восточная стороны храма (короткие стороны) имели десять колонн из белого мрамора ( декастиль ), а южная и северная стороны - двадцать колонн. Ширина всех этих колонн составляла 1,8 метра (5 футов 11 дюймов), что делало храм очень внушительным.
Большая часть останков находится в церкви Св. Франчески Романа . В результате перестройки Максенция первоначальную деревянную крышу заменил кессонный сводчатый потолок, а толщина стен была увеличена вдвое, чтобы выдержать возросшую нагрузку. Стены были украшены нишами с небольшими статуями между небольшими колоннами из красного порфира, стоящими над полом на постаменте, перед которыми стояла колоннада из красного порфира. [ 6 ]
Сегодня
[ редактировать ]Со времен папства Иоанна Павла II высота храма и его расположение напротив главного входа в Колизей эффективно использовались в качестве платформы для выступлений. Это можно увидеть на фотографии справа, где по случаю церемонии Страстной пятницы был воздвигнут красный навес для укрытия Папы, а также освещенный крест . Папа лично или через своего представителя проводит верующих через медитации на крестных стоянках, пока крест несут оттуда в Колизей.
Храм теперь вновь открыт для публики после обширной программы реставрации, которая длилась 26 лет. [ 7 ] Доступ в храм включен в билеты в Колизей, Форум и Палатинский холм.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дайсон, Стивен Л. (2010). Рим: живой портрет древнего города . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 349. ИСБН 978-0-8018-9253-0 .
- ^ Джон Брайан Уорд-Перкинс, Римская имперская архитектура, издательство Йельского университета, 1994. стр. 57, ISBN 0140561455
- ^ Кассий Дион , Римская история , 69.4
- ^ Ланчиани, Родольфо Амедео (1901) Разрушение Древнего Рима
- ^ Ланчиани, Родольфо Амедео (1901) Разрушение Древнего Рима
- ^ Рим, Оксфордский археологический справочник, А. Кларидж, 1998. ISBN 0-19-288003-9 , с. 114
- ^ «Храм Венеры в Древнем Риме вновь открывается | Разыскивается по всему миру» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 16 ноября 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Боутрайт, Мэри Талиаферро. 1987. Адриан и город Рим. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Браун, Фрэнк Эдвард. 1964. «Адрианская архитектура». В «Очерках памяти Карла Лемана» под редакцией Люси Ф. Сэндлер. Марсий, Стад. в Хист. художественного снабжения; Я, 55–58. Нью-Йорк: Инст. изящных искусств Нью-Йоркского университета.
- Хендерсон, Л.Е. 1936. «Храм Венеры и Ромы». Классический бюллетень CII: 1–62.
- Лоренцатти, Сандро (1990). «События храма Венеры и Рима в средние века и эпоху Возрождения». Журнал Национального института археологии и истории искусств (13): 119–138.
- Джейкобсон, Дэвид М. 1986. «Адрианская архитектура и геометрия». Американский журнал археологии XC: 69–85.
- Нг, Диана Ю. и Молли Светнэм-Берланд, ред. 2018. Повторное использование и обновление в римской материальной культуре: функции, эстетика, интерпретации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Стэмпер, Джон. 2005. Архитектура римских храмов: от республики до Средней империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Цимссен, Хауке. 2006. «Максенций и город Рим: имперская строительная политика в городском контексте». В общей основе: археология, искусство, наука и гуманитарные науки: материалы XVI Международного конгресса классической археологии, Бостон, 23–26 августа 2003 г. , под редакцией Кэрол К. Маттуш, Элис А. Донохью и Эми Брауэр, 400– 404. Оксфорд: Книги Оксбоу.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- в высоком разрешении 360° Панорамы и изображения храма Венеры и Ромы | Художественный Атлас