Ниша (архитектура)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
В архитектуре ниша ( CanE , Великобритания : / ˈ n iː ʃ / или США : / ˈ n ɪ tʃ / ) — углубление или полость, построенная в толще стены для размещения декоративных предметов, таких как статуи, бюсты, урны и вазы. [1] В классической архитектуре примерами являются экседра или апсида , уменьшенная в размерах, сохранившая обычный для апсиды полукупольный заголовок. В первом веке до нашей эры точных упоминаний о нишах не было, а скорее о зотеке или небольшом помещении. Эти комнаты очень напоминают ниши, похожие на нишу, но немного большего размера. Различные размеры и методы скульптуры позволяют предположить, что термин «ниша» был понятен. Особенно греки и римляне использовали ниши для важных семейных гробниц. [1]
Этимология
[ редактировать ]Слово происходит от латинского nidus ( букв. « гнездо » ), через французскую нишу . Итальянское слово nicchio ( букв. « морская ракушка » ) также может быть связано с происхождением слова. [2] поскольку традиционным украшением верха ниши является раковина гребешка , отсюда и альтернативный термин «раковина» для полукупола , обычно предназначенный для более крупных экседр. Еще в IV веке такие архитектурные особенности или окружающий их каркас называли кущами. Это определение распространяется на орнамент или каркас вокруг дверей, окон и ниш.
Типы
[ редактировать ]А Слепая ниша — очень неглубокая ниша, обычно слишком мелкая, чтобы вместить статуи, и может напоминать слепое окно (окно без проемов) или запечатанную дверь. [3] [4] [5] (Сравните: слепая аркада )
В готической архитектуре ниша может быть установлена внутри каркаса скинии , как богато украшенный миниатюрный дом ( эдикула ), например, который может служить для реликвария . В опорах алтарей в церквях ( reredos ) могут быть предусмотрены ниши для статуй .
Хотя ниша как в классическом, так и в готическом контексте может быть пустой и просто придавать некоторую артикуляцию и разнообразие участку стены, культовое происхождение ниши предполагает, что ее заполнит статуя.
В Методической энциклопедии авторы делят ниши на разные классы. Классы относятся к форме плана и головы (сверху и снизу), орнаменту и антаблементу. Они различаются по своим характеристикам: от простых до чрезвычайно богато украшенных. [6]
Примеры
[ редактировать ]Одним из самых ранних зданий, в котором используются внешние ниши со статуями, является церковь Орсанмикеле во Флоренции, построенная между 1380 и 1404 годами.
Дворец Уффици во Флоренции (1560–1581 гг.) изменил концепцию, разместив нишу в стене так, чтобы она не выступала. В Уффици есть около двух дюжин таких ниш, в которых установлены статуи великих исторических деятелей. В Англии ниши в стиле Уффици были приняты в Доме Монтакьюта (около 1598 г.), где есть девять внешних ниш, содержащих статуи Девяти Достойных .
В Фра Филиппо Липпи «Мадонне» ниша-обманка обрамляет ее как навес поместья , который был расположен над важной персоной в Европе позднего средневековья и раннего Нового времени. При этом Мадонна представлена как культовая скульптура, «ожившая» с чудесной непосредственностью.
В Иране михраб — это своего рода ниша в стене мечети в ближайшей к Мекке точке, куда прихожане обращаются для молитвы. Это Великая мечеть Кордовы. Михраб состоит из небольших глазурованных стеклянных плиток и штукатурки, образующих мозаику.
Ниши не только односторонние, как в случае с Порта-Маджоре, где ниши обрамляют обе стороны ворот и когда-то выставляли статуи. Небольшие римские храмы, называемые Эдикулой, часто украшались нишами. Например, эдикула на озере Альбано в Италии имеет шесть ниш разной высоты, что позволяет предположить, что в ней можно разместить все, что угодно, до высоты статуи. [1]
Галерея
[ редактировать ]- Ниши со статуями на внешней стороне церкви Орсанмикеле , Флоренция, ок. 1380–1404 гг.
- эпохи Возрождения Художник Филиппо Липпи поместил свою Мадонну 1440-х годов в имитацию ниши с головой ракушки.
- Женский бюст в нише здания из Парижа.
- Статуя в нише парижского собора
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гвилт, Джозеф (1876). Энциклопедия архитектуры, исторической, теоретической и практической . Лонгманс, Грин.
- ^ ОЭД , "Ниша"
- ^ Адамс, Лори Шнайдер (2018). Искусство итальянского Возрождения . Рутледж. ISBN 978-0-429-97474-8 .
Слепая ниша: неглубокая ниша, обычно являющаяся чисто декоративным элементом стены.
- ^ Палмер, Эллисон Ли (2016). Исторический словарь архитектуры . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-6309-3 .
Слепые ниши или ниши, лишенные скульптуры, также выполняют функцию глухих окон, не открывающихся наружу.
- ^ Купер, Дж. Эрик; Декер, Майкл (2012). Жизнь и общество в Византийской Каппадокии . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-36106-5 .
Дизайн, должно быть, создавал у зрителя впечатление монументального зала со множеством смежных комнат – глухие ниши специально спроектированы и расположены так, чтобы напоминать двери.
- ^ «Методическая энциклопедия — Wikisource» . fr.wikisource.org (на французском языке) . Проверено 30 ноября 2023 г.
- Сэр Джон Саммерсон . Небесные особняки , 1948. ОСЛК 10409612 . Обсуждение готической эдикулы .