Хранилище (архитектура)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2013 г. ) |
В архитектуре свод voûte (франц. , от итальянского VOLTA ) — самонесущая арочная форма, обычно из камня или кирпича, служащая для перекрытия пространства потолком или крышей. [1] [2] Как и при строительстве арки, необходима временная опора, пока кольца вуссуаров строятся и кольца устанавливаются на место. Пока не будет установлен самый верхний вуссуар, краеугольный камень , свод не является самонесущим. Там, где легко добыть древесину, эта временная опора обеспечивается путем центрирования, состоящего из каркасной фермы с полукруглой или сегментной головкой, которая поддерживает вуссуары до тех пор, пока кольцо всей арки не будет завершено. [3]
Типы хранилищ
[ редактировать ]Корнужные своды, также называемые ложными сводами, с горизонтально соединенными слоями камня были зарегистрированы с доисторических времен; в 14 веке до нашей эры из Микен. Они строились на региональном уровне до наших дней.
Настоящая сводчатая конструкция из радиально соединенных камней была известна уже египтянам и ассирийцам и была введена в строительную практику Запада этрусками. Римляне, в частности, развили строительство сводов и построили цилиндрические, крестовые и купольные своды. Некоторые выдающиеся образцы сохранились в Риме, например, Пантеон и базилика Максенция.
Кирпичные своды использовались в Египте с начала 3-го тысячелетия до нашей эры. широко использовались, и с конца 8 века до н.э. были построены краеугольные своды. Однако монументальные храмовые постройки фараоновской культуры в долине Нила не использовали своды, поскольку даже огромные порталы шириной более 7 метров были перекрыты тесаными каменными балками. [4]
Купол
[ редактировать ]Один из самых ранних известных примеров любых форм сводов можно найти в неолитической деревне Хирокития на Кипре . Знакомство с ок. В 6000 г. до н.э. круглые здания поддерживали сводчатые сводчатые своды в форме ульев из необожженного сырцового кирпича, а также представляют собой первое свидетельство существования поселений с верхними этажами. Подобные ульевые гробницы , называемые толои , существуют на Крите и в Северном Ираке . Их конструкция отличается от конструкции в Хирокитии тем, что большинство из них кажутся частично засыпанными и предусматривают вход в дромос .
Однако включение куполов представляет собой более широкий смысл слова «свод». Разница между ними заключается в том, что свод — это, по сути, арка , вытянутая в третье измерение , тогда как купол — это арка, вращающаяся вокруг своей вертикальной оси .
Скатной кирпичный сводчатый свод
[ редактировать ]Скатно-кирпичные своды получили свое название по своей конструкции, кирпичи установлены вертикально (не радиально) и наклонены (наклонены) под углом: это позволяет завершить их строительство без применения центрирования. Примеры были найдены при археологических раскопках в Месопотамии, датируемые 2-м и 3-м тысячелетиями до нашей эры. [3] которые были залиты гипсовым раствором .
Бочка свод
[ редактировать ]Бочкообразный свод — это простейшая форма свода, напоминающая бочку или туннель, разрезанный пополам. Эффект представляет собой структуру, состоящую из непрерывных полукруглых или заостренных секций. [5]
Самые ранние известные примеры цилиндрических сводов были построены шумерами , возможно, под зиккуратом в Ниппуре в Вавилонии . [6] который был построен из обожженного кирпича, скрепленного глиняным раствором . [7]
Считается, что самые ранние цилиндрические своды в Древнем Египте находились в зернохранилищах, построенных фараоном 19-й династии Рамсесом II , руины которых находятся за Рамессеумом в Фивах . [8] [9] [10] Пролет составлял 12 футов (3,7 м), нижняя часть арки была построена горизонтальными рядами, примерно до одной трети высоты, а кольца наверху были наклонены назад под небольшим углом, так что кирпичи каждого кольцо, уложенное горизонтально, приклеено до тех пор, пока кольцо не будет готово, никакого центрирования не требуется; образовавшийся таким образом свод имел эллиптическую форму в сечении, что обусловлено методом его строительства. Подобная система строительства была использована для свода над большим залом в Ктесифоне , где в качестве материала использовались обожженные кирпичи или черепицы больших размеров, сцементированные раствором; но пролет был около 83 футов (25 м), а толщина свода наверху составляла почти 5 футов (1,5 м), причем было четыре кольца кирпичной кладки . [11]
В ассирийских дворцах в качестве ворот, подземных могил и водостоков использовались сводчатые кирпичные своды, сделанные из высушенного на солнце сырцового кирпича. Во время правления царя Сеннахирима они использовались для строительства акведуков, например, в Джерване . В провинциальном городе Дур-Катлимму из них создавали сводчатые платформы. Однако традиция их возведения, по-видимому, передалась их преемникам в Месопотамии , а именно. Сасанидам бутового , которые в своих дворцах в Сарвестане и Фирузабаде построили купола, похожие по форме на те, что изображены на скульптурах Нимруда, главное отличие состоит в том, что построенные из камня и зацементированные раствором, они все еще существуют, хотя, вероятно, заброшены в исламские времена. нашествие в VII в. [11]
Паховые своды
[ редактировать ]Паховый свод образуется пересечением двух и более бочкообразных сводов, в результате чего по линиям перехода между перемычками образуются углы или паны. [12] В этих бухтах более длинные поперечные арки имеют полукруглую форму, как и более короткие продольные арки. Изгибы этих ограничивающих арок, по-видимому, были использованы в качестве основы для центрирования паутины , которая была создана в виде двух пересекающихся туннелей, как если бы каждая паутина представляла собой арку, проецированную горизонтально в трех измерениях. [12]
Считается, что самый ранний пример относится к небольшому залу в Пергаме , в Малой Азии , но первое его использование в залах больших размеров связано с римлянами . Когда два полукруглых цилиндрических свода одинакового диаметра пересекаются друг с другом, их пересечение (настоящий эллипс) известно как паховый свод , вниз по которому тяга свода переносится на поперечные стены; если серия из двух или более цилиндрических сводов пересекается друг с другом, вес переносится на опоры в месте их пересечения, а тяга передается на внешние поперечные стены; так, в римском водохранилище в Байях , известном как Писцина Мирабилис , серия из пяти нефов с полукруглыми цилиндрическими сводами пересекается двенадцатью поперечными нефами, причем своды опираются на 48 опор и толстые внешние стены. Ширина этих нефов составляла всего около 13 футов (4,0 м), и строительство этих сводов не представляло особых трудностей, но в римских банях Каракаллы тепидарий пролет имел пролет 80 футов (24 м), что более чем в два раза превышало английского собора , так что его строительство как со статической, так и с экономической точки зрения имело величайшее значение. [11] [13] Исследования М. Шуази ( «L'Art de bâtir chez les Romains »), основанные на детальном осмотре тех частей сводов, которые еще сохранились на месте , показали, что при сравнительно небольшом центрировании состоящие из ферм размещены около 10 футов (3,0 м) друг от друга и покрыты досками, уложенными от фермы к ферме, для начала были уложены два слоя римского кирпича (площадью около 2 футов (0,61 м) в квадрате и толщиной 2 дюйма); на них и на фермах были построены поперечные кольца из кирпича с продольными связями через определенные промежутки; на кирпичные слои и заделку колец и поперечных шпал бетон наливали горизонтальными слоями, выступы заливали сплошным слоем, а поверхность наклонялась с обеих сторон и покрывалась черепичной крышей с небольшим уклоном, уложенной прямо на бетон. Кольца освободили центрирование от наложенного веса, и два слоя кирпичей удерживали бетон до тех пор, пока он не застыл. [11]
Поскольку стены, несущие эти своды, также были построены из бетона с редкими рядами кирпича, вся конструкция была однородной. Одним из важных ингредиентов раствора было вулканическое отложение , найденное недалеко от Рима, известное как пуццолана , которое, когда бетон затвердевал, не только делало бетон таким же твердым, как сама скала, но и в определенной степени нейтрализовало давление своды, образующие оболочки, аналогичные металлической крышке; римляне, однако, похоже, не осознали ценности этой смеси пуццолана, поскольку в остальном они предусмотрели достаточно средств для противодействия любому удару, который мог возникнуть, путем возведения поперечных стен и контрфорсов. В тепидарии Терм и базилике Константина , чтобы обеспечить хорошее распределение нагрузки внутри стен, главный цилиндрический свод зала был выдвинут вперед с каждой стороны и опирался на отдельные колонны, которые составляли главное архитектурное украшение. В тех случаях, когда пересекающиеся крестовые своды не имели того же пролета, что и главный свод, арки либо ходули , чтобы их софиты могли быть одинаковой высоты, или образовывали меньшие пересечения в нижней части свода; в обоих этих случаях, однако, пересечения или пазы были искривлены, для чего было очень трудно образовать центрировку, и притом они имели неприятный эффект: хотя и делались все попытки замаскировать это в убранстве свода панелями и рельефами, лепными из лепнины . [11]
Реберный свод
[ редактировать ]Реберный свод – это свод, при котором все пахи покрыты ребрами или диагональными ребрами в виде сегментарных арок. Их кривизны определяются ограничивающими арками. В то время как поперечные арки сохраняют тот же полукруглый профиль, что и их аналоги с паховым сводом, продольные арки заострены, причем центры обеих дуг находятся на линии импоста . Это позволяет последнему более точно соответствовать изгибам диагональных ребер, образуя прямой туннель, идущий с востока на запад. [14]
Была сделана ссылка на ребристый свод в римских работах, где пересекающиеся цилиндрические своды не были одинакового диаметра. Их конструкция, должно быть, во все времена была несколько сложной, но там, где цилиндрический свод переносился над хоровым проходом и пересекался (как в соборе Святого Варфоломея Великого в Смитфилде, Лондон ) полуконусами вместо цилиндров, это становилось хуже и в паху сложнее. Казалось бы, это привело к изменению системы и введению новой функции, которая полностью произвела революцию в конструкции хранилища. До сих пор пересекающимися элементами были геометрические поверхности, пересечениями которых были диагональные углы, эллиптические по форме, обычно слабые по конструкции и часто скручивающиеся. Средневековый строитель изменил процесс и сначала установил диагональные ребра, которые использовались в качестве постоянных центров, и на них он нес свой свод или паутину, которая с тех пор принимала форму из ребер. Вместо эллиптической кривой, которая образовывалась пересечением двух полукруглых цилиндрических сводов или цилиндров, он использовал полукруглую арку для диагональных ребер; это, однако, подняло центр квадратного арочного свода над уровнем поперечных арок и ребер стены и, таким образом, придало своду вид купола, какой можно видеть в нефе церкви. Сант-Амброджо, Флоренция . Чтобы удовлетворить это, сначала поперечные и стеновые ребра были ходулями или верхняя часть их арок была поднята, как в Аббатстве -о-Ом в Кане и аббатстве Лессе в Нормандии . В конечном итоге проблема была решена введением стрельчатой арки для поперечных и стеновых ребер - остроконечная арка была давно известна и использовалась из-за ее гораздо большей прочности и меньшего давления, которое она оказывала на стены. При использовании в качестве ребер свода, каким бы узким ни был пролет, приняв заостренную арку, его вершину можно было сделать так, чтобы ее вершина соответствовала высоте диагонального ребра; и, кроме того, при использовании в качестве ребер кольцевого свода , как в нефе вокруг апсидального окончания хора, не было необходимости, чтобы полуребра на внешней стороне находились в той же плоскости, что и полуребра на внутренней стороне. ; ибо когда противоположные ребра встречались в центре кольцевого свода, тяга одинаково передавалась от одного к другому, и, будучи уже сломанным сводом, изменение его направления не было заметно. [15]
Первое появление ребра с заостренной аркой произошло в соборе Чефалу и предшествовало аббатству Сен-Дени . Хотя заостренная ребристая арка часто рассматривается как идентификатор готической архитектуры, Чефалу — это романский собор, каменщики которого экспериментировали с возможностью готических ребристых арок, прежде чем он был широко принят западной церковной архитектурой. [16] Помимо собора Чефалу, появление заостренного арочного ребра, судя по всему, имело место в хоровых проходах аббатства Сен-Дени, недалеко от Парижа , построенного аббатом Сугером в 1135 году. Это было в церкви в Везле (1140 год). что он был продлен до квадратного выступа крыльца . Как уже отмечалось, нефы уже в ранних христианских церквях были покрыты крестовыми сводами, и единственным достижением, достигнутым в более поздних разработках, было введение поперечных ребер, разделяющих пролеты на квадратные отсеки. В 12 веке [17] были предприняты первые попытки перекрыть нефы, ширина которых была вдвое больше ширины нефов, поэтому возникла необходимость включить два пролета нефов, чтобы сформировать один прямоугольный пролет в нефе (хотя его часто принимают за квадратный). [14] Из этого следовало, что каждый альтернативный пирс бесполезен с точки зрения поддержки свода нефа, и это, по-видимому, предполагало альтернативу - создание дополнительного ребра поперек церкви и между поперечными ребрами. В результате появилось так называемое полураздельное или шестикамерное хранилище , один из самых ранних примеров которого находится в Аббатстве-о-Хом в Кане . Эта церковь, построенная Вильгельмом Завоевателем, изначально была построена только с деревянной крышей, но почти столетие спустя верхняя часть стен нефа была частично перестроена, чтобы ее можно было покрыть сводом. Однако огромные размеры квадратного свода над нефом потребовали некоторой дополнительной поддержки, поэтому через церковь было перекинуто промежуточное ребро, разделившее квадратное отделение на шесть ячеек и названное полураздельным сводом. Однако промежуточное ребро имело тот недостаток, что частично закрывало одну сторону окон фонаря и оказывало неодинаковую нагрузку на альтернативные опоры, так что в соборе В Суассоне (1205 г.) был введен четырехсторонний или четырехкамерный свод, ширина каждого пролета которого составляла половину пролета нефа и, следовательно, соответствовала опорам нефа. Из этого есть некоторые исключения: в Сант-Амброджо в Милане и Сан-Микеле в Павии (первоначальный свод), а также в соборах Шпейера , Майнца и Вормса , где четырехсторонние своды почти квадратные, промежуточные опоры нефов имеющие гораздо меньшие размеры. В Англии полуразделенные своды существуют в Кентербери (1175 г.) (установлен Уильямом Санским ), Рочестере (1200 г.), Линкольне (1215 г.), Дареме (восточный трансепт ) и часовне Святой Веры в Вестминстерском аббатстве . [15]
На более ранней стадии реберного свода дугообразные ребра состояли из самостоятельных или отдельных вуссуаров вплоть до пружинения; однако трудность обработки ребер по отдельности привела к двум другим важным изменениям: (1) нижняя часть поперечной диагонали и ребра стенки были выработаны из одного камня; и (2) нижняя горизонталь, образующая так называемый тас-де-заряд или твердый пружинный рычаг . Tas-de-charge, или твердый пружинный элемент, имел два преимущества: (1) он позволял каменным рядам проходить прямо сквозь стену, что значительно лучше скрепляло все вместе; и (2) это уменьшило пролет свода, что затем потребовало центрирования меньших размеров. Как только ребра были готовы, на них укладывалась перемычка или каменная оболочка свода. В некоторых английских работах каждый ряд камней имел одинаковую высоту от одной стороны до другой; но, поскольку диагональное ребро было длиннее, чем поперечное или стеновое ребро, ряды опускались к первому, а на вершине свода были обрезаны, чтобы соответствовать друг другу. В период ранней английской готики из-за большого пролета свода и очень небольшого подъема или кривизны перемычки считалось, что лучше упростить конструкцию перемычки, введя промежуточные ребра между ребром стены и диагональным ребром. и между диагональными и поперечными ребрами; и чтобы выдержать давление этих промежуточных ребер, требовалось ребро гребня, и продолжение этого ребра до ребра стенки скрывало стык перемычки на вершине, что не всегда было очень заметно, и составляло ребро гребня. Во Франции, напротив, ряды паутины всегда прокладывались горизонтально и поэтому имеют неравную высоту, увеличиваясь к диагональному ребру. Каждому ряду также был придан небольшой подъем в центре, чтобы увеличить его прочность; это позволило французским каменщикам отказаться от промежуточного ребра, которое не было введено ими до 15 века, и тогда скорее как декоративная, чем конструктивная особенность, поскольку куполообразная форма, приданная французскому переплету, сделала ненужным коньковое ребро, которое , за некоторыми немногими исключениями, существует только в Англии. И в английском, и во французском сводчатом прыжке центрирование редко требовалось для построения паутины, шаблон (фр. cerce ), используемый для поддержки камней каждого кольца, пока оно не будет завершено. В Италии, Германии и Испании был принят французский метод построения паутины с горизонтальными рядами и куполообразной формой. Иногда, в случае сравнительно узких отсеков, и особенно в фонарях , ребро стены было ходульным, и это вызывало своеобразное скручивание перемычки, где пружинение ребра стены находится в точке K: для этих скрученных поверхностей термин «плуг» дан сводчатый прыжок . [18]
Один из самых ранних примеров введения промежуточного ребра находится в нефе собора Линкольна , и там коньковое ребро не перенесено на ребро стены. Однако вскоре было обнаружено, что конструкция перемычки значительно облегчается наличием дополнительных ребер, и, следовательно, наблюдается тенденция к увеличению их числа, так что в нефе Эксетерского собора между ребром стены и ребром стены были предусмотрены три промежуточных ребра. диагональное ребро. Чтобы замаскировать стык различных ребер, их пересечения были украшены богато резными выступами, и эта практика усилилась с появлением еще одного короткого ребра, известного как лиерн, термин, которым во Франции обозначают ребро гребня. Ребра Лиерна представляют собой короткие ребра, пересекающие основные ребра, и использовались в основном в качестве декоративных элементов, как, например, в церкви Либфрауэнкирхе (1482 г.) в Мюлакере , Германия. Один из лучших образцов ребер Льерна находится в своде эркера Кросби - холла в Лондоне . Тенденция к увеличению количества ребер приводила в ряде случаев к единичным результатам, как, например, в хоре Глостерский собор , где обычные диагональные ребра становятся просто декоративными лепнинами на поверхности пересекающегося заостренного цилиндрического свода, и снова в монастырях, где введение веерного свода с вогнутыми сторонами , образующего коноид , вернулось к принципам римского собора. геометрический свод. Это также проявляется в конструкции этих веерных сводов, поскольку, хотя в самых ранних примерах каждое из ребер над тас-де-зарядом было независимой деталью, со временем выяснилось, что их и перемычку легче вырезать из цельного камня. , так что ребро и перемычка носили чисто декоративный характер и не имели никаких конструктивных или самостоятельных функций. [19]
Вентиляторное хранилище
[ редактировать ]Эта форма свода встречается в английской поздней готике, в которой свод представляет собой единую поверхность из обработанных камней, в результате чего коноид образует декоративную сеть слепого узора. [12]
Веерный свод, по-видимому, обязан своим происхождением использованию центров одной кривизны для всех ребер вместо отдельных центров для поперечной, диагональной стенки и промежуточных ребер; этому способствовало также введение четырехцентровой арки, потому что нижняя часть арки образовывала часть веера, или коноида, а верхняя часть могла по своему усмотрению расширяться с большим радиусом поперек свода. Эти ребра часто вырезались из тех же камней, что и паутины, при этом весь свод рассматривался как единая сочлененная поверхность, покрытая переплетающимся узором. [20]
Самым ранним примером, пожалуй, является восточная дорожка монастыря в Глостере , поверхность которой состоит из замысловато украшенных каменных панелей, образующих конические конструкции, возвышающиеся над пружинами свода. [20] [21] В более поздних примерах, например, в часовне Королевского колледжа в Кембридже, из-за больших размеров свода было сочтено необходимым ввести поперечные ребра, которые должны были придать большую прочность. Подобные поперечные ребра найдены в Генриха VII часовне и в Школе богословия в Оксфорде , где появилась новая разработка. Одним из недостатков вентиляторного свода в Глостере является то, что он выглядит наполовину утопленным в стене; Чтобы исправить это, в двух только что процитированных зданиях полный коноид отделяется и рассматривается как подвеска . [19]
Византийские своды и купола
[ редактировать ]Свод Базилики Максенция , завершенный Константином, был последней великой работой, выполненной в Риме перед его падением, и проходит два столетия, прежде чем следующее важное событие будет обнаружено в Церкви Святой Мудрости (Святая София) в Константинополе . Вероятно, что осознание большого прогресса в науке о сводах, продемонстрированного в этой церкви, в чем-то было обязано восточной традиции купольных сводов, наблюдаемой в ассирийских куполах, которые известны нам только по изображениям на барельефе из Нимруда. , потому что в больших цистернах с водой в Стамбуле, известных как Цистерна Базилика и Бин бир Дирек (цистерна с тысячей и одной колонной), мы находим пересекающиеся паховые своды римлян, уже замененные небольшими куполами или куполами. Однако эти купола имеют небольшие размеры по сравнению с куполами, спроектированными и выполненными Юстинианом в соборе Святой Софии . До этого самым большим куполом был купол Пантеона в Риме, но он был возведен на огромной стене толщиной 20 футов (6,1 м), и, за исключением небольших ниш или углублений, толщина стены не могла быть расширена. так что Юстиниан, очевидно, поручил своему архитектору предусмотреть огромную полуцикл или апсида на восточном конце, такая же апсида на западном конце и большие арки с обеих сторон, стены под которыми будут пронизаны окнами. [22] В отличие от купола Пантеона, верхние части которого выполнены из бетона, византийские купола были построены из кирпича, который был легче и тоньше, но более уязвим к воздействующим на него силам.
На схеме показаны контуры решения задачи. Если полусферический купол рассечь четырьмя вертикальными плоскостями, то в результате пересечения образуются четыре полукруглые арки; если его еще разрезать горизонтальной плоскостью, касательной к вершине этих арок, он описывает окружность; та часть сферы, которая находится ниже этого круга и между арками, образуя сферический перемычку , является подвеской , а ее радиус равен диагонали квадрата , на котором покоятся четыре арки. Получив круг для основания купола, нет необходимости, чтобы верхняя часть купола выступала на том же уровне, что и арки, или чтобы его купольная поверхность была продолжением поверхности подвески. Первый и второй купола собора Святой Софии, по-видимому, упали, так что Юстиниан решил поднять его, возможно, для придания большей легкости сооружению, но главным образом для того, чтобы получить повышенное освещение внутренних помещений церкви. Это было достигнуто за счет того, что в нем было пробито сорок окон, в результате чего свет, струящийся через эти окна, создавал впечатление, будто купол подвешен в воздухе. Подвеска, несущая купол, опиралась на четыре большие арки, причем тяга тех, кто пересекал церковь, противодействовала огромным контрфорсам, пересекающим нефы, а две другие частично - меньшим аркам в апсиде, причем тяга передавалась на внешние стены. и в некоторой степени боковыми стенами, построенными под арками. Из описания, данного Прокопия, мы полагаем, что центрирование больших арок представляло собой стену, возведенную для поддержки их во время возведения. Конструкция подвесок неизвестна, но предполагается, что верхняя часть подвесок была построена из горизонтальных рядов кирпича, выступающих один над другим, причем выступающие углы были впоследствии срезаны и покрыты штукатуркой, на которой располагалась мозаика. были встроены; именно такой метод использовался при возведении куполов Перигора, к которым мы еще вернемся; они, однако, были меньшего диаметра, чем у собора Святой Софии, и составляли всего от 40 до 60 футов (18 м) вместо 107 футов (33 м). апофеоз византийской архитектуры Фактически, был достигнут в соборе Святой Софии, поскольку хотя он и составил модель, на которой основывались все последующие византийские церкви, в плане их плана купола, приближающиеся к первым по размерам, даже не предпринимались. Принципиальное отличие в некоторых более поздних примерах заключается в форме подвески, на которой был установлен купол. Вместо сферического спандрила Святой Софии в углах были образованы большие ниши, как в Мечеть Дамаска , построенная византийскими рабочими для Аль-Валида I в 705 году н. э.; они образовали восьмиугольное основание, на котором покоился полусферический купол; или еще раз, как в сасанидских дворцах Сарвестана и Фирузабада IV и V веков, когда была построена серия концентрических арочных колец, выступающих одно перед другим, образующих также восьмиугольное основание; каждая из этих подвесок известна как squinch . [22]
Есть еще один замечательный свод, также построенный Юстинианом, в церкви Святых Сергия и Вакха в Константинополе. Центральная часть этой церкви имела в плане восьмиугольную форму, а купол разделен на шестнадцать отсеков; из них восемь состоят из широких плоских полос, поднимающихся от центра каждой из стен, а чередующиеся восемь представляют собой вогнутые ячейки над углами восьмиугольника, которые снаружи и внутри придают крыше вид зонтика. [22]
романский
[ редактировать ]Хотя купол является основной характеристикой византийской церкви, по всей Малой Азии можно найти многочисленные примеры, в которых нефы имеют полукруглый цилиндрический свод, и это тип свода, встречавшийся на юге Франции в 11 и 12 веках. единственным изменением была периодическая замена остроконечного цилиндрического свода, принятая не только из-за того, что он оказывает меньшее давление, но и потому, что, как указал Фергюссон (т. II, стр. 46), черепица укладывалась непосредственно на требовался свод и меньшее количество заполнения вверху. [22]
Непрерывную тягу цилиндрического свода в этих случаях встречали либо полукруглые, либо заостренные цилиндрические своды на нефах, имевших лишь половину пролета нефа ; тому есть интересный пример в часовне Святого Иоанна в лондонском Тауэре – и иногда с полукруглыми сводами. Однако большая толщина стен, необходимая для таких построек, по-видимому, привела к другому решению проблемы кровли церквей негорючим материалом, а именно. то, что можно найти в Перигоре и Ла-Шаранте , где ряд куполов, несущих подвески, покрыты нефом, причем главной особенностью этих куполов является тот факт, что несущие их арки образуют часть подвесок, которые все построены горизонтальными рядами. . [23]
Пересекающийся и крестовый свод римлян использовался в ранних христианских церквях в Риме, но только над нефами, которые были сравнительно небольшими по пролету, но в них наблюдалась тенденция приподнимать центры этих сводов, которые становились слегка куполообразными. ; во всех этих случаях применялось центрирование. [15]
Готическое возрождение и Возрождение
[ редактировать ]Одним из хороших примеров веерного свода является то, что находится над лестницей, ведущей в зал Крайст-Черч в Оксфорде , где в центре изображен полный коноид, несущийся на центральной колонне. Это хранилище, построенное только в 1640 году, представляет собой образец традиционного мастерства, вероятно, переданного в Оксфорде вследствие позднего возведения входных ворот в колледжи. Веерные прыжки характерны для Англии, единственным примером, приближающимся к нему во Франции, является подвеска часовни Леди в Кодебек-ан-Ко в Нормандии. [19]
Во Франции, Германии и Испании увеличение количества ребер в 15 веке привело к созданию различных видов декоративных сводов, но с некоторыми особыми модификациями. Так, в Германии, признав, что ребро уже не является необходимым конструктивным элементом, его резко отрезали, оставив лишь пень; во Франции, напротив, ребру придали еще большее значение, сделав его большей глубины, пронизав его узором и свесив с него подвески, а паутина стала горизонтальной каменной брусчаткой, уложенной поверх этих украшенных вертикальных сети. Это характерная черта великих произведений эпохи Возрождения во Франции и Испании; но вскоре оно уступило место итальянскому влиянию, когда строительство сводов вернулось к римским геометрическим поверхностям, однако всегда без той экономии в центрировании, которой они придавали такое большое значение, особенно в небольших сооружениях. В больших сводах, где это составляло значительные расходы, некоторые из наиболее выдающихся архитекторов больше всего хвалились тем, что от центрирования можно было отказаться, как в случае с куполом собора. Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции , построенная Филиппо Брунеллески , и Фергюсон приводит в качестве примера большой купол церкви в Мусте на Мальте , возведенной в первой половине XIX века и построенной совершенно без какого-либо центрирования. [24]
Своды и искусственные своды в эпоху Возрождения и после него
[ редактировать ]Важно отметить, что тогда как римские своды, подобные Пантеону , и византийские своды, подобные собору Святой Софии , не были защищены сверху (т.е. свод изнутри был таким же, как и снаружи), то Европейские архитекторы Средневековья защищали свои своды деревянными крышами. Другими словами, снаружи готический свод не увидишь. Причины такого развития гипотетические, но тот факт, что форма крытой базилики предшествовала эпохе, когда начали делать своды, безусловно, следует принять во внимание. Иными словами, традиционное изображение крыши взяло верх над сводом.
Разделение между интерьером и экстерьером – а также между структурой и изображением – должно было быть очень целенаправленно развито в эпоху Возрождения и за его пределами, особенно после того, как купол был восстановлен в западной традиции как ключевой элемент церковного дизайна. базилики Купол Микеланджело для Святого Петра в Риме, переработанный между 1585 и 1590 годами Джакомо делла Порта , например, состоит из двух куполов, из которых, однако, только внутренний является структурным. Бальтасар Нойманн в своих церквях в стиле барокко усовершенствовал легкие гипсовые своды, поддерживаемые деревянными рамами. [25] Эти своды, не оказывавшие бокового давления, идеально подходили для сложных потолочных фресок. В соборе Святого Павла в Лондоне имеется очень сложная система сводов и искусственных сводов. [26] Купол, который виден снаружи, представляет собой не свод, а относительно легкую деревянную конструкцию, опирающуюся на невидимый – и весьма оригинальный для своего возраста – цепной цепной свод из кирпича, под которым находится еще один купол (купол, который видно изнутри), но из гипса, поддерживаемого деревянным каркасом. Изнутри можно легко предположить, что смотришь на тот же свод, что и снаружи.
Индия
[ редактировать ]В Индии есть два характерных «других ребристых свода» (по-персидски называемых «Карбанди»), которые не являются частью развития европейских сводов, но имеют некоторые необычные особенности; один несет центральный купол Джумма Мусджид в Биджапуре (1559 г. н.э.), а другой - Гол Гумбаз , гробницу Мухаммада Адил Шаха II (1626–1660) в том же городе. Свод последнего был построен над залом площадью 135 футов (41 м) и имел полусферический купол. Ребра, вместо того, чтобы проходить только по углам, образуя таким образом восьмиугольное основание купола, переносятся на дальнюю опору восьмиугольника и, следовательно, пересекаются друг с другом, уменьшая диаметр центрального отверстия до 97 футов (30 м). и, благодаря весу каменной кладки, которую они несут, служат противовесом упору купола, который отодвинут назад, чтобы оставить проход шириной около 12 футов (3,7 м) вокруг внутренней части. Внутренний диаметр купола составляет 124 фута (38 м), его высота - 175 футов (53 м), а ребра, выбитые из четырех центров, выступают на высоте 57 футов (17 м) от пола зала. Купол Джумма Мусджид имел меньшие размеры, площадью 70 футов (21 м) и диаметром 57 футов (17 м), и носился только на опорах, а не на очень толстых стенах, как в гробнице; но любой удар, который мог существовать, противодействовал его передаче через проходы к внешней стене. [27]
Исламская архитектура
[ редактировать ]Мукарнас — это форма свода, распространенная в исламской архитектуре .
Современные хранилища
[ редактировать ]Гиперболические параболоиды
[ редактировать ]В 20 веке произошел большой прогресс в проектировании железобетона . Появление оболочек и лучшее математическое понимание гиперболических параболоидов позволило построить очень тонкие и прочные своды ранее невиданных форм. Своды церкви Святого Саввы выполнены из сборных бетонных коробов. Их строили на земле и поднимали на цепях на высоту 40 м.
Растительный свод
[ редактировать ]Сооружения такого типа, созданные растениями или деревьями, искусственно или специально выращенными человеком, называются туннелями деревьев .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Сейф" . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 22 мая 2007 г. Проверено 18 июля 2007 г.
- ^ Райх, Ронни; Катценштейн, Ханна (1992). «Словарь археологических терминов». В Кемпински, Аарон; Райх, Ронни (ред.). Архитектура Древнего Израиля . Иерусалим: Израильское исследовательское общество. п. 322. ИСБН 978-965-221-013-5 .
Свод: арочная крыша из камня или кирпича в форме полуцилиндра.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линн К. Ланкастер, «Ранние примеры так называемых сводов со скатными кирпичными бочками в Римской Греции и Малой Азии: вопрос происхождения и намерений»
- ^ «Дождь в Египте» , «Сильный человек на крыше» , Харрасовиц, О., стр. 7–18, 02 января 2015 г., doi : 10.2307/j.ctvbqs925.6 , получено 26 марта 2022 г.
- ^ «Глоссарий средневекового искусства и архитектуры – цилиндрический свод или туннельный свод» . Университет Питтсбурга . Проверено 17 июля 2007 г.
- ^ Спирс (1911) утверждает, что своды под зиккуратом датируются 4000 г. до н.э.; более поздние исследования значительно, но неточно передвигают дату вперед и ставят под сомнение методологию и выводы первоначальных раскопок 1880 года. См. Гибсон, Макгуайр (1992). «Образцы занятий в Ниппуре» . Восточный институт Чикагского университета . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Спирс 1911 , с. 956.
- ^ Уиллоккс, Сьеф (2003) Каменное здание в Древнем Египте, Часть 1: Колонны и столбы
- ^ Фотография цилиндрических сводов Рамессеума.
- ^ Архитектурные элементы, использованные древнеегипетскими строителями.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Спирс 1911 , с. 957.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бьюкенен, Александрина; Хиллсон, Джеймс; Уэбб, Николас (2021). Цифровой анализ сводов в английской средневековой архитектуре . Рутледж. п. 279. ИСБН 978-1-351-01127-3 .
- ^ Художественный словарь Artlex
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бьюкенен, Александрина; Хиллсон, Джеймс; Уэбб, Николас (2021). Цифровой анализ сводов в английской средневековой архитектуре . Рутледж. стр. 20–22. ISBN 978-1-351-01127-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Спирс 1911 , с. 959.
- ^ Базовый курс истории архитектуры
- ^ Поперечные ребра под сводами использовались римлянами с самых ранних времен и использовались в качестве постоянных каменных центров для своих сводов; возможно, самые ранние примеры - это коридор Табулария в Риме, который разделен на квадратные отсеки, каждый из которых увенчан монастырским куполом. Поперечные ребра встречаются также у римских Писцин и в Нимфее в Ниме; они не были введены романскими масонами до 11 века.
- ^ Спирс 1911 , стр. 959–960.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Спирс 1911 , с. 960.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бьюкенен, Александрина; Хиллсон, Джеймс; Уэбб, Николас (2021). Цифровой анализ сводов в английской средневековой архитектуре . Рутледж. п. 69. ИСБН 978-1-351-01127-3 .
- ^ «Глостер – По следам прошлого: средневековые хранилища» . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Спирс 1911 , с. 958.
- ^ Спирс 1911 , стр. 958–959.
- ^ Спирс 1911 , стр. 960–961.
- ^ Марен Хольст. Исследования форм арки Бальтазара Неймана (Миттенвальд: Меандер, 1981).
- ^ Харт, Воган (1995). Собор Святого Павла: сэр Кристофер Рен . Лондон: Phaidon Press.
- ^ Спирс 1911 , с. 961.
Источники
[ редактировать ]- Копплстоун, Тревин. (ред). (1963). Мировая архитектура – иллюстрированная история. Хэмлин, Лондон.
- свободном доступе : Спирс, Р. Фене (1911). " Сейф ". В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 956–961. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блок, Филипп, (2005) Равновесные системы, исследования каменной конструкции.
- Севери, Чинг, Фрэнсис Д.К. (1995). Визуальный словарь архитектуры . Компания Ван Ностранд Рейнхольд. п. 262. ISBN 0-442-02462-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Документация по аркам, куполам и сводам на веб-сайте Института Земли Ауровиля.
- Прослеживая прошлое: 3D-анализ средневековых хранилищ , доклад доктора Алекса Бьюкенена, доктора Джеймса Хиллсона и доктора Ника Уэбба для Британской археологической ассоциации